Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Совершенствование системы местного налогообложения г. Москвы
 Совершенствование бухгалтерской подсистемы управления в ООО "Рубин"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Изучение зависимости запоминания материала от его включенности в деятельность человека



Содержание
С.
Введение 3
1. Теоретическое исследование проблем познавательной
деятельности человека 6
1.1. Проблема генезиса форм познавательной деятельности 6
1.2. Психологические аспекты изучения профессиональной
познавательной деятельности 7
2. Теоретическая подготовка к проведению исследования 14
2.1. Структура эксперимента по изучению зависимости
запоминания в деятельности человека 14
2.1.1. Активность испытуемого в психологическом
эксперименте 15
2.1.2. Экспериментальное задание и его выполнение 19
3. Проведение исследования 23
3.1. Методика "Наблюдательность" 23
3.2. Методика "Проверь свое внимание" 24
3.3. Методика "Кто лучше помнит?" 26
3.4. Методика "Смысловые пары" 27
3.5. Методика "Познавательная потребность" 28
Заключение 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
Темой для данной работы стало изучение зависимости запоминания материала от его включенности в деятельность человека. В работе рассмотрены теоретические проблемы по этому вопросу и затем проводится исследование в группе из семи человек, которые являются членами одного коллектива. По результатам исследования делаются выводы.
Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать некоторые уточнения. В данной курсовой мы рассматриваем деятельность человека не вообще, а только производственную. И исследование акцентируется в основном только в плане познания. Остановимся на некоторых терминах, которые будут нам необходимы в дальнейшей работе.
Познание - это обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание и мире.
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
Память - способность к воспроизведению прошлого опыты, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта в поле восприятия, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа восприятия.
Вряд ли нуждается в доказательстве практическая значимость разработок, связанных с формированием различных видов и форм психической деятельности: их качество в наш век стало одним из важнейших экономических факторов. Растет потребность в обеспечении формирования качественной психической (в частности, познавательной) деятельности в обучении и воспитании не только подрастающего поколения, но и людей, которые давно уже вышли из детского возраста.
В прямой связи со значимостью проблемы находится ее сложность, многослойность. Вопросы начинаются с понимания самого термина "изучение зависимости", который может обозначать некоторую внешнюю по отношению к психической деятельности субъекта и ее самоизменение и становление.
Целью работы является изучение теоретического материала, касающегося познавательной деятельности человека в общем, зависимости способностей запоминания нового материала от его включенности в производственную деятельность в частности, психологических аспектов изучения профессиональной деятельности людей, на практическом опыте выявление основных закономерностей по выбранной проблеме и формулирование основных выводов и рекомендаций, которые будет полезны как для самих испытуемых, так и для дальнейших исследователей. Для дальнейшей оптимизации производственного процесса психологические исследования трудовых коллективов всегда играли важную роль.
При проведении эксперимента применялись следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование. Тесты для изучения памяти, внимания, наблюдательности, познавательного интереса были взяты из практикума по психологии для изучения ученических коллективов.1 Может показаться, что для проведения исследования среди коллектива взрослых людей эти тесты непригодны. Но как показал эксперимент, взрослые с удовольствием приняли все условия эксперимента, и результаты тоже показали многое.
Объем курсовой работы составил 33 страницы, приведено 6 таблиц, литературных источников - 17.
1. Теоретическое исследование проблем познавательной
деятельности человека
1.1. Проблема генезиса форм познавательной деятельности
Наступающее со временем сокращение (свертывание) состава познавательной деятельности является одной из основных тенденций как в функциональном, так и в онтогенетическом ее становлении.
Более или менее устойчивый интерес к сокращению познавательных действий сохраняется в общей, генетической и прикладной психологии на протяжении уже нескольких десятилетий. Это становится понятным, если учесть, что одно из основных отличий "чистого" познавательного акта от внешней, исполнительской деятельности как раз и заключается в его сокращенности. Именно сокращенное, порой даже феноменально одномоментное представление воспринимаемого или мыслимого содержания в сознании субъекта и обеспечивает осуществление важнейшей функции всякой познавательной деятельности - раскрытие новых, прежде неявных для данного человека отношений в осваиваемом материале без реального, физического его преобразования.2 Нелишне вспомнить, что именно сокращенность, "непосредственная данность" познавательных актов и стоящих за ними процессов зачастую становились показателем бесспорной принадлежности явлений к разряду психологических.
В советской психологии начало систематического исследования процесса и результатов сокращения познавательных действий связано с именами Б. М. Теплова, П. А. Шеварева и их сотрудников. В исследовании конкретных форм мышления этот процесс отмечался в работах Б. М. Блюменфельда, А. И. Соколова, Ф. Н. Гоноболина. В весьма явной форме сокращение мыслительной деятельности, ее оптимизация прослежены в исследованиях, осуществленных О. К. Тихомировым и В. Н. Пушкиным. Сопоставимые данные имеются и в работах Дж. Брунера и его сотрудников, а также в цикле исследований последних лет ряда американских авторов, посвященных приобретению познавательных умений.3 Возрастание интереса к закономерностям становления познавательной деятельности, явно наблюдаемое в 80-е годы в американской и западноевропейской психологии, представляет интерес и для наших ученых. И это не случайно, ведь психология и рассматриваемые в данной работе профессиональная деятельность человека не могут находиться вне зависимости друг от друга. Тем более в наше время, когда проблемы оптимизации производственных процессов зависят не в последнюю очередь от психологических особенностей трудовых ресурсов.
1.2. Психологические аспекты изучения профессиональной
познавательной деятельности
При изучении профессиональной познавательной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения в деятельности.
Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому "психологию интересует прежде всего деятельность индивидов, индивидуальная деятельность"4, а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, решающих конкретную профессиональную задачу. Для психологии наиболее важным является изучение характера, формы и динамики отражения объективной реальности субъектом труда и факторов, обусловливающих конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельных, но взаимодействующих группы: 1) объективные факторы; 2) субъективные (субъектные) факторы.
К первой группе относятся, социальные, производственно-технические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессионального труда.
Вторая группа факторов включает: личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта труда. Изучение последних должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломляется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психологические признаки труда и их градации, разработанные Е. А. Климовым5.
Первый признак - это осознание социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется на основании: а) степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда; б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу); в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.
Второй признак - сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании: а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках; б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.
Третий признак - сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим характеристикам: а) степени теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); б) степени сформированности профессиональных умений и навыков; в) адекватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.
Четвертый признак - осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей. А также и на основании характера эмоционального переживания отношений к людям труда и ценностям, которые они создали.
Изучение представленных психологических признаков профессиональной познавательной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью и подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями. Эти признаки играют немаловажную роль при проведении исследования, так как выявляют мотивы определения познавательных интересов взрослых трудоспособных людей.
На основании анализа реальной жизни людей трудоспособного возраста можно выделить в качестве доминирующих такие сферы жизнедеятельности, как деятельность (в которой происходит реализация активности, направленной на познание и преобразование окружающего мира) и общение (в которой активность направлена на познание людей и взаимодействие с ними).
Деятельность - это "способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности в соответствии с его потребностями, целями и задачами".6 Деятельность - специфически человеческая и предметно направленная активность личности. Определение важнейших характеристик деятельности (предметность, целеполагание, коллективность) помогает понять ее содержание, необходимое для формирования личности человека. От того, какие виды деятельности составляли реальное содержание воспитательного процесса для человека в прошлом, зависит всесторонность его личности.
Одним из основных видов деятельности, в которую включаются люди трудоспособного возраста и которая является важнейшей в их приобщении к культуре общества, - познавательная. Познание происходит как в виде практического, повседневною освоения мира вещей, идей и отношений, так и научного - через все разнообразие научных достижений, доступных людям на производстве или в быту. Познавательная деятельность человека протекает и в процессе обучения например, на курсах повышения квалификации или освоении новой техники или технологии. Учение - один из ведущих видов деятельности, в процессе которого у человека развиваются потребности, способности, интересы, формируются научное мировоззрение и т.д. Познавательная деятельность людей направлена на усвоение ими определенного объема знании, умений, навыков.
Успешность этого усвоения зависит от того, как поставлено обучение на конкретных курсах, от способностей и подготовленности людей, желающих повысить свой профессиональный уровень, от их установки (готовности личности к той или иной деятельности).7
В современных условиях научно-технического прогресса и непрерывного обновления технической вооруженности производства проблемы приобщения людей к материальной культуре общества, их трудового воспитания становятся особенно актуальными. Основным путем приобщения людей трудоспособного возраста к материальной культуре общества является их участие в трудовой деятельности.
На современном этапе высокого уровня безработицы в нашей стране объективные возможности для трудовой деятельности большой массы людей довольно ограниченны. Несмотря на это, на практике применяется весьма большой набор различных трудовых дел, в основном предлагаемые биржей труда (например, общественные работы).
Трудовая деятельность человека выступает как признанное средство формирования способностей, характера, социальной зрелости и других качеств личности. Приобщение людей к общественно значимому труду стимулирует их интерес к познавательной деятельности. Кроме того, труд в сфере материального производства включает людей в систему производственных отношений современного общества. Это создает благоприятные условия для воспитания гражданственности и общественной активности, для формирования личности человека.
Деятельность людей организуется обычно в массовых, коллективных, групповых и индивидуальных формах.
Массовые формы организации деятельности не предполагают активного .взаимодействия .участников между собой Однако в этих формах возникают непосредственные контакты. В одних случаях они активизируют участие людей (на уровне активности восприятия), в других-наоборот. Это зависит во многом от общего отношения всех участвующих в деятельности людей к ее содержанию.
Между людьми возникают и контакты, не предполагаемые самой формой деятельности, которые могут снижать ее эффективность (например, посторонние разговоры) или повышать (контакты, вызванные сопереживанием).
Коллективными формами организации деятельности можно считать такие, которые предполагают вступление людей в общение между собой в процессе деятельности для достижения ее цели. Наиболее существенными отличительными признаками коллективной деятельности людей являются осознание цели деятельности как единой и значимой, требующей объединения усилий всего коллектива; разделение функций и обязанностей между участниками деятельности; установление отношений взаимной ответственности и зависимости в процессе деятельности; контроль и оценка деятельности.8
Групповая форма деятельности - один из видов коллективной. Отличие деятельности в группе от массовой и коллективной состоит в том, что в небольшой по составу группе (5-7 человек) все ее члены находятся в непосредственном контакте друг с другом и оказывают друг на друга непосредственное влияние.
Взаимодействие людей в групповой, деятельности обычно очень интенсивно. Это вызвано тем, что, получив задание, члены группы строят гипотезы о возможных способах его выполнения, планируют ход решения проблемы, анализируют различные его варианты. Общение в группе принимает нередко характер дискуссии, что требует от участников обоснования выдвигаемых положений, быстрой реакции, умения корректировать и дополнять друг друга. В дискуссии идет постоянная смена позиций общающихся, что также стимулирует их активность, выравнивает возможности. В результате объем выполненной группой работы часто оказывается больше, чем общий объем такой же работы, выполненной отдельными людьми.
Индивидуальные формы деятельности не предполагают общения ее участников. Но, как показывают экспериментальные исследования, если индивидуальная деятельность осуществляется в присутствии других людей, она испытывает на себе влияние так называемого публичного эффекта9, в результате которого производительность труда и поведение человека несколько отличаются от тех, когда он делает то же самое в одиночестве.
В. М. Бехтерев указывал, что коллектив действует на человека далеко не одинаково. Он может быть фактором, стимулирующим мышечную и психическую энергию; активизирующим пассивного человека, который, видя и слыша своих коллег, заражается общим делом; и подавляющим, когда в условиях коллектива деятельность человека тормозится, как и всякое проявление его личности, иногда до полного ее подавления.10
Деятельность должна иметь социально ориентирующий характер, т. е. должна расширять кругозор человека, способствовать познанию им различных сторон социальной действительности, человеческих отношений в их многообразии, а главное-помогать определять собственную позицию в мире и в профессиональном плане и в формировании индивидуального стиля жизни сегодня и его идеала в будущем. В связи с этим очень важно, чтобы содержание учебной трудовой деятельности было проблемным, насыщенным актуальными для каждого человека трудоспособного возраста вопросами. Оно должно содержать мировоззренческие проблемы, провоцировать их появление, способствовать их решению.
Важнейшим условием эффективности деятельности людей следует считать также ее общественную направленность. Это условие наиболее успешно реализуется тогда, когда имеется опора на организацию (пока мы имеем слишком мало общественных организаций, но наблюдается большая потребность людей в реализации своих способностей для блага общества, например, это различные общественно-политические движения и партии, клубы по интересам, спортивные благотворительные организации).
2. Теоретическая подготовка к проведению исследования
2.1. Структура эксперимента по изучению зависимости запоминания в деятельности человека
В системе психологической науки наряду с психофизикой, психологией труда, социальной психологией и многими другими традиционно разрабатываемыми дисциплинами можно выделить еще одну, которая редко удостаивается внимания психологов, - психологию психологического эксперимента. Эта дисциплина, имеющая ключевое значение для развития всей психологии, исключительно сложна по своему предмету.
Эксперимент - это деятельность человека-испытуемого, направленная на выполнение задания. Вместе с тем эксперимент неосуществим вне общения экспериментатора и испытуемого, от взаимопонимания и взаимоприятия которых зависит осуществление требований инструкции. В каждом эксперименте возникает проблема осознанности действий, совершаемых испытуемым. Например, в групповых экспериментах, где каждому испытуемому поручается отдельное задание, мы обязательно должны учитывать факторы взаимодействия между ними: соревнование, подражание и т. п. Это полностью относится и к индивидуальному эксперименту, где испытуемый и экспериментатор по существу также образуют малую группу.
Психологические законы приобретают в эксперименте специфические черты, поскольку целью эксперимента является предельное подчеркивание исследуемых закономерностей при максимальном ослаблении влияния побочных факторов. Но в любом эксперименте необходимо учитывать всю систему психических процессов, поскольку никогда не удастся превратить человека в искусственный механизм, предназначенный для выполнения только одной функции. Даже в простейших экспериментах по угадыванию ряда чисел актуализируются все формы человеческой активности.
Обычно при постановке эксперимента психолог следует традиции, принятой в рамках данной дисциплины, и не задумывается о том, какие психические процессы и явления остаются за пределами экспериментальной схемы. Соответственно в результатах исследований психолог обыкновенно удовлетворяется констатацией внешнего сходства или контраста с полученными ранее данными и не желает видеть системности психики, ее множественности, гибкости, изменчивости.
Следует наметить контуры того каркаса, на котором строится здание эксперимента. С этой целью необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать потенциально допустимые формы активности, могущие быть актуализированными испытуемым в эксперименте, с тем, чтобы в дальнейшем конкретизировать их применительно к экспериментально-психологическим исследованиям вероятностного прогнозирования.11
Разумеется, все общие характеристики активности испытуемого в эксперименте в равной степени относятся и к активности любого человека: в этом условие, цель и смысл эксперимента, но здесь же заложена и основная трудность психологии психологического эксперимента как самостоятельной дисциплины, поскольку она должна учитывать и синтезировать достижения всех остальных разделов психологической науки.
2.1.1. Активность испытуемого в психологическом эксперименте
Основу активности испытуемого составляет совокупность заданных условиями и инструкцией функций, исследованию которых посвящен эксперимент. Выполнение этих функций развертывается одновременно в нескольких планах.
Прежде всего следует сказать о физическом плане эксперимента; в нем выделяются как некоторые реальности: люди, участвующие в эксперименте, объекты экспериментального манипулирования (преобразования), средства, находящиеся в распоряжении экспериментатора и испытуемого (испытуемых). Как правило, в эксперименте присутствуют особые объекты-знаки.
Группа может состоять из экспериментатора и испытуемого, из нескольких испытуемых или из людей, выполняющих попеременно роли испытуемых и экспериментаторов. В этом же плане различаются стационарные, развертывающиеся на протяжении длительного времени, и кратковременные эксперименты.
Физический план эксперимента дополняется функциональным. Способ использования вспомогательных средств, процессы преобразования объектов, необходимые знания, критерии оценки качества и многое другoe-элементы эксперимента в функциональном плане.
Функциональный план описания эксперимента на однозначен; он распадается на множество слоев в соответствии с теми системами процессов, в которые включен. В силу своей приспособляемости, активности, сознательного отношения к заданию каждый испытуемый как бы одновременно выполняет множество различных функций. Исполнение человеком любого, даже примитивного, задания существенно отличается от функционирования самой совершенной машины. Человек перестраивается в зависимости от ситуации, эмоционально реагирует на получаемые результаты, осознает свое участие в эксперименте. Чтобы отобразить специфику бытия человека в функциональном плане, вводится обобщающее понятие активности.
Целостную систему отношений организма с внешней средой обыкновенно рассматривают как деятельность, однако это понятие нельзя признать однородным. Как замечает Б. Ф. Ломов, "...в последние годы некоторые психологи применяют понятие "деятельность" очень широко. Деятельность берется как категория, охватывающая все стороны социального (да и не только социального) бытия человека, любую активность".12
Прежде всего следует подчеркнуть, что в разных науках понятие деятельности развертывается по-разному. Даже ограничившись областью психологии, мы обнаруживаем под одним термином существенно различные понятия. В рамках психологической теории деятельности справедливо говорится о "деятельности в общем собирательном значении этого понятия" и об "особенных деятельностях".13
Чтобы терминологически разделить два несовпадающих понятия: 1) деятельность в широком смысле, деятельность как систему и 2) особенную деятельность, деятельность в узком смысле, которые параллельно и часто в одном тексте используются в научной практике психологов, целесообразно воспользоваться термином "активность", оставив термин "деятельность" для обозначения одного частного вида активности.
Термином "активность" пользовался Д. Н. Узнадзе для обозначения всей совокупности отношений человека с внешним миром: "Для живого существа... характерна активность, т. е. установление определенного взаимоотношения с внешней действительностью. Активность составляет, по существу, все содержание жизни...".14
Будучи живым существом, человек выполняет ряд простейших функций, непосредственно связанных с обменом веществ; в совокупности эти первичные функции образуют фитактивность. Понятие фитактивности отражает такую форму отношения к окружающему миру, которая в исключительной мере свойственна растениям, тогда как у высших организмов почти незаметна, хотя, разумеется, образует необходимую жизненную основу. Фитактивность становится одним из аспектов психологического эксперимента только в длительных, многодневных испытаниях, когда приходится учитывать нарушения обмена веществ.
Взаимодействие с внешним миром, сопровождающееся простейшими процессами управления и координации, формирует реактивность. Реактивность является по преимуществу предметом физиологического исследования.
Фитактивность и реактивность не являются исключительной характеристикой человека, но свойственны всему живому, их можно объединить одним понятием биотической активности.
Сознательное отношение к внешнему миру, включающее активное отражение свойств предметной действительности и формирование своего отношения к окружению, составляет третий вид активности - деятельность. Совместное овладение природой, разделение труда привели к необходимости постоянного осознанного взаимодействия людей между собой, что в совокупности сформировало такой вид активности, как общение.
Перечисленные виды активности являются индивидуальными характеристиками. Активность общества предстает как социальная, которая по аналогии с индивидуальной может выступать в форме деятельности, общения и др. Все виды активности тесно соподчинены и образуют единую архитектуру активности. Различные формы активности пока исследованы неравномерно. Если биотическая активность изучена достаточно подробно, то деятельность-несравненно меньше, хотя можно отметить ряд концепций, из которых наиболее развита А. Н. Леонтьевым психологическая теория деятельности. Исследования общения практически только начинаются в настоящее время. Б. Ф. Ломов отмечает: "Если в отношении индивидуальной деятельности сформулированы принципы и подходы к ее изучению, разработаны схемы ее анализа и способы описания, то в отношении общения пока дело ограничивается лишь весьма общими положениями".15
Любой психологический эксперимент можно рассматривать как общение экспериментатора и испытуемого, имеющее известную предысторию в экспериментальном замысле, реализующемся в форме схемы эксперимента. Целью общения является конструирование определенной деятельности испытуемого, осуществление деятельности в соответствии с нормой эксперимента, получение продукта деятельности в форме экспериментального результата и интерпретации этого результата.
2.1.2. Экспериментальное задание и его выполнение
Испытуемый (или группа испытуемых) реализует в эксперименте заданный инструкцией набор функций. Каждая функция актуализируется индивидуальной активностью испытуемого в форме общения, деятельности или реактивности.
Основным моментом активности испытуемого в эксперименте является ее социальный характер. Испытуемый и экспериментатор принадлежат к одному обществу, и без учета социальных норм, правил, ценностных ориентации, в русле которых осуществляется включение испытуемого в эксперимент, невозможна адекватная интерпретация экспериментальных результатов. Испытуемый получает задание, он обязуется добросовестно следовать инструкции, зачастую его участие в опытах оплачивается. Тем самым активность испытуемого в эксперименте приближается по своему содержанию к труду и столь же сложна и многообразна, как труд
Как труд на производстве, так и работа испытуемого в лаборатории не могут быть отнесены к какой-либо одной специфической форме активности, но представляют собой сложную систему различных форм, структура которой определяется и внешними условиями, и личным отношением субъекта к заданию, и другими факторами.
Рассмотрим некоторые аспекты этой системы. Неопределенность сочетания различных форм в системе активности испытуемого вызывается прежде всего невозможностью однозначно запрограммировать работу человека. В инструкции, даже самой подробной, нельзя передать исчерпывающее описание всех функций и процессов испытуемого. Для их представления обычно используется упрощенное описание активности как системы операций.
Совокупность выполняемых испытуемым операций с близкими внутренними свойствами объединяется в понятии экспериментальной роли (чем продолжается аналогия между производственной и экспериментальной активностью). В эксперименте могут участвовать несколько экспериментаторов, которых можно рассматривать как исполнителей одной роли экспериментатора в соответствии со сценарием. В подавляющем большинстве случаев, если только экспериментаторы не становятся предметом специального исследования, их индивидуальные различия не учитываются.
Объединение операций в экспериментальную роль- первый шаг на пути от абстрактного субъекта активности к конкретному человеку. После того как появляется исполнитель роли (отдельный испытуемый или коллектив), можно говорить о дальнейшей конкретизации описания.
Анализируя особенности человеческой активности, Д, Н. Узнадзе отмечал, что эффективное выполнение порученного задания, сознательное отношение к инструкции (и в труде, и в эксперименте) возможны только при участии такой формы внутренней активности, как воля, благодаря воздействию которой человек целенаправленно готовит себя к работе. "Труд подразумевает совершенно иной вид активности, который имеет силу действовать без актуальной потребности и создавать не зависимые от последней ценности. Таким видом активности является воля".16
К сожалению, в настоящее время не разработаны критерии "включенности" испытуемого в эксперимент. Когда экспериментатор заявляет, что "испытуемый не принял инструкцию", речь идет уже о запредельном, чрезмерном отклонении результатов от ожидаемых. Сегодня мы не имеем способов отбраковывать такие ситуации, когда экспериментальное задание превращается для испытуемого в неприятную обязанность. Этот случаи Д. Н. Узнадзе обозначает термином "принудительная активность" и отмечает, что "принудительная активность представляет своего рода предшествующую ступень для воли: она приучает человека делать то, что не имеет ничего общего с актуальными желаниями".17
Наряду с активностью в форме деятельности иногда в эксперименте исследуют активность в форме общения. При этом возможны ситуации, когда общение возникает как артефакт, побочное явление, сопровождающее заданную деятельность, в других ситуациях общение оказывается предметом изучения. Характерной чертой наблюдаемого в эксперименте общения является его вторичность: чтобы возникло общение, обычно организуется совместная деятельность.
Проблема общения приобретает в современной психологии ведущую роль: в общении человек подготавливается к жизни; в общении достигаются наилучшие результаты при обучении; в общении формируется деятельность; общение оказывает непосредственное влияние на протекание психических процессов. Необходимость учета процессов общения при интерпретации результатов наблюдении уже не вызывает сомнений и, можно считать, доказана экспериментально.18
Анализ структуры общения необходимо начать с положения о том, что единство материального бытия человека обусловливает единство всех аспектов его активности. Нельзя во времени или пространстве выделить экспериментальные операции, отсеяв их от операций личных. Такими или иными операции предстают в анализирующем сознании испытуемого, исследователя, общества, тогда как в реальности, мы имеем слитность всех аспектов. Каждая операция не только один из этапов эксперимента, но и звено в системе личных отношений участников. Внимательное отношение к заданию есть не только параметр ситуации, но и моральное обязательство перед человеком, который проводит эксперимент. В не меньшей степени результаты эксперимента определяются общением между испытуемыми.
Общение, как и деятельность, может быть разбито на единицы - операции общения, но их структура будет существенно отличаться от структуры операций предметной деятельности. Во-первых, операции общения имеют иной компонентный состав: два или более субъекта и средства; во-вторых, операции общения надстроены над предметными и являются их обобщением; наконец, в общении используются принципиально иные (социальные, конвенциальные) средства, нежели в предметной деятельности. Одной из основных операций общения является коммуникация, т. е. обмен информацией. Другая операция-взаимное согласование способов действия и внутренних моделей. В процессе общения партнеры создают представление друг о друге, обмениваются чувствами и удовлетворяют одну из самых человечных потребностей - потребность в общении.
Итак, персонификация ролей, с одной стороны, придает заданию личный смысл через связь с системой личной деятельности. С другой стороны, совокупность операций присвоенных индивидом, характеризует до некоторой степени его личность и переносит связи между операциями на межличностные отношения. Расширение смысла операций, происходящее после персонификации ролей, изменяет качество отношений между участниками эксперимента, переводя их в отношения общения.
Экспериментальная активность как система представляет собой сочетание предметной и личной форм деятельности, общения, а также реактивности. На экспериментальную активность как специфическую область жизнедеятельности оказывают влияние все другие сферы активности.
3. Проведение исследования
В данном разделе курсовой работы мы проведем исследование группы людей, являющимися членами одного коллектива. Это экспортный участок отдела организации и управления сбыта на подшипниковом заводе. В исследовании согласились принять участие:
Начальник экспортного участка
Заместитель начальника
Экономист
Товаровед
Кладовщик
Контролер ОТК
Грузчик
Каждому человеку присвоили условные номера от 1 до 7 (начальнику - №1,..... , грузчику - № 7).
Целью исследования ставится определение уровня испытуемых в плане способностей запоминания нового материала. Определение этого уровня необходимо для прогноза о деятельности этих людей в дальнейшей работе. Дело в том, что на экспортном участке для учета всех проводимых операций в скором времени планируется установить новые компьютерные программы на всех участках производства. Но так как имеется опыт того, что несколько лет назад некоторые работники не захотели (кто-то даже не смог) освоить компьютеры и новые программы для работы, пришлось прибегнуть даже к увольнению некоторых из людей.
Для того, чтобы сделать первоначальный прогноз, проведем исследование по наиболее подходящим для наших целей методикам.
3.1. Методика "Наблюдательность"19
Цель: установление уровня развития наблюдательности.
Ход эксперимента. Надо приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей (например, комната с обстановкой), одинаковые во всем, кроме заранее предусмотренных десяти различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из этих картин по сравнению с другой.
Картины вывешиваются на доске на 1-2 минуты, затем испытуемые должны написать список замеченных различий.
Обработка полученных данных. Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются ошибочно указанные, несуществующие различия. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе полученное частное к 1, тем выше уровень развития наблюдательности у испытуемого.
Результаты эксперимента.
Таблица 1. Испытуемый Количество найденных различий Коэффициент наблюдательности №1 10 10/10=1 №2 10 10/10=1 №3 10 10/10=1 №4 9 9/10=0,9 №5 10 10/10=1 №6 8 8/10=0,8 №7 5 5/10=0,5
Самый высокий уровень наблюдательности у №№ 1,2,3,5. Самый низкий у № 7 = 0,5. Средний коэффициент по всей группе равен: (1+1+1+0,9+1+0,8+0,5)/7=6,2/7=0,89.
3.2. Методика "Проверь свое внимание"
Цель: установить умение испытуемых переключать свое внимание.
Ход эксперимента. Предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно над другим. Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый испытуемый должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.
Первый способ: сумму данных чисел ставят в верхнюю строчку, а под ней, в нижнюю строчку, переносят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают и пишут число единиц.
Второй способ: сумму данных чисел ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят нижнее слагаемое.
Например, по первому способу получим:
5 4 9 3 2 5
9 5 4 9 3 2...
(5+9=14, десяток отбрасываем, остается 4, пишем ее в верхнюю строку, под ней пишем предыдущее число 5, складываем 5+4=9, пишем 9 в верхнюю строку, под ней ставим предыдущее 4, 4+9=13, десяток отбрасываем, 3 пишем наверх, 9 под 3 и т.д.)
По второму способу:
5 9 4 3 7 0 7 7 4
9 4 3 7 0 7 7 4 I...
(все то же самое, только сначала заполняем нижнюю строку, потом верхнюю: 5+9=14, десяток отбрасываем, 4 пишем вниз, предыдущее число 9 на верхнюю строку, 9+4=13, десяток отбрасываем, тройку пишем вниз, предыдущее число 4 - вверх и т.д.).
Испытуемым подробно объясняют и показывают на примере оба способа действия. Им говорят, что они должны сначала действовать по первому способу одну минуту, а затем - по сигналу "Черта, второй способ" - поставить вертикальную черту у последней написанной пары чисел и далее действовать по второму способу, через минуту по сигналу перейти к первому способу и т. д.
Обработка полученных данных. Надо найти среднее число сложений, которое произвел испытуемый за одну минуту. Если это число близко к 20, то это показывает достаточную работоспособность человека, а если число менее 8, то работоспособность испытуемого очень мала и требуется ее развитие.
Результаты эксперимента.
Таблица 2. Испытуемый Среднее число сложений Коэффициент внимания №1 21 21/20=1,05 №2 20 20/20=1 №3 20 20/20=1 №4 15 15/20=1,75 №5 13 13/20=0,65 №6 18 18/20=0,9 №7 7 7/20=0,35
Самый высокий коэффициент внимания у начальника экспортного отдела (№1=1,05), его заместителя и экономиста №2=1, №3=1). Самый невнимательный человек в исследуемой группе грузчик (№7=0,35). Средний коэффициент всей группы равен: (1,05+1+1+1,75+0,65+0,9+035)/7=6,7/7=0,96.
3.3. Методика "Кто лучше помнит?"
Цель: установить уровень развития слуховой и зрительной механической памяти. Определить способность запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Ход эксперимента. При слуховом предъявлении чисел. Экспериментатор говорит: "Я сейчас назову 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке".
Затем экспериментатор читает в течение примерно 30 секунд ряд чисел с короткими паузами:
24 36 45 56 67 78 12 66 77 88 89 11
При зрительном предъявлении ряд из 12 двузначных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени.
Обработка полученных данных. Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном - не меньше 9, то уровень развития механической памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним значением для исследуемой группы.
Результаты эксперимента.
Таблица 3.
Испытуемый Слуховое восприятие Зрительное восприятие Средний балл №1 12/12=1 12/12=1 1 №2 12/12=1 12/12=1 1 №3 8/12=0,67 10/12=0,83 0,75 №4 9/12=0,75 9/12=0,75 0,75 №5 7/12=0,58 12/12=1 0,79 №6 8/12=0,67 8/12=0,67 0,67 №7 5/12=0,42 7/12=0,58 0,5
Средний балл по результатам двух подходов (зрительного и слухового) по всей группе равен 0,67. Зрительное восприятие у исследуемых людей выше, чем слуховое. Об этом говорят коэффициенты по второму подходу. Самый низкий уровень и слухового и зрительного восприятия у №7 (средний балл 0,5), самый высокий уровень у №1 и № 2 (средний балл 1).
3.4. Методика "Смысловые пары"
Цель: установить уровень развития у испытуемых смысловой памяти.
Ход эксперимента. Экспериментатор медленно зачитывает испытуемым 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум-вода, стол-обед, мост- река, рубль - копейка, лес - медведь, дуб - желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь первое из слов каждой пары, и испытуемые должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.
Обработка полученных данных. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Результаты эксперимента.
Таблица 4.
Испытуемый Число правильно воспроизведенных пар Показатель словесно-логического запоминания №1 9 9/10=0,9 №2 8 8/10=0,8 №3 9 9/10=0,9 №4 10 10/10=1 №5 7 7/10=0,7 №6 8 8/10=0,8 №7 9 9/10=0,9
По результатам этого эксперимента наибольший балл набрал участник под номером 4 (товаровед). Самый низкий балл (0,7) набрал участник № 5 (кладовщик). Интересно, что лидеры по предыдущим экспериментам в этом тесте не набрали, как обычно, самые высокие баллы. Может, сказалась общая усталость и напряжение.
3.5. Методика "Познавательная потребность"
Цель: установить интенсивность познавательной потребности у испытуемых.
Обработка полученных данных. Сумму баллов, полученных испытуемым на все вопросы (См. табл. 5.) следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.
Если 3,5если 2,5Порядок проведения. Экспериментатор на основе наблюдений, бесед с другими людьми, коллегами испытуемых и т.д., должен выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
Таблица 5.
Вопросы Возможные ответы Балл 1. Как часто человек подолгу занимается какой-нибудь умственной работой? А) часто
Б) иногда
В) очень редко 5
3
1 2. Что предпочитает человек, когда задан вопрос на сообразительность? А) помучиться, но самому найти ответ
Б) когда как
В) получить готовый ответ от других 5
3
1 3. Много ли читает испытуемый? А) постоянно, много
Б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает
В) Мало или совсем ничего не читает 5
3
1 4. Насколько эмоционально человек относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? А) очень эмоционально
Б) когда как
В) Эмоции ярко не выражены (учитывать общую эмоциональность человека) 5
3
1 5. Часто ли задает вопросы? А) часто
Б) иногда
В) очень редко 5
3
1 Результаты эксперимента.
Таблица 6. Испытуемый Показатель познавательной потребности №1 (5+5+5+5+5)/5=5 - высокая №2 (5+5+5+5+1)/5=4,2 -высокая №3 (5+3+1+5+5)/5=3,8 - высокая №4 (3+5+3+5+1)/5=3,4 - умеренная №5 (3+3+3+5+1)/5=3 - умеренная №6 (5+5+3+3+1)/5=3,4 -умеренная №7 (1+3+3+3+1)/5=2,2 - слабая
Теперь по результатам всех тестов выявим средний набранный балл по каждому испытуемому в группе.
Таблица 6.
Средние баллы
Испытуемый Методика "наблюдательность" Методика "проверь свое внимание" Методика "кто лучше помнит" Методика "смысловые пары" Методика "познавательная потребность" Средний
балл по
результатам
всех тестов Занимаемое место №1 1 1,05 1 0,9 5 7,95/5=1,59 2 №2 1 1 1 0,8 4,2 8/5=1,60 1 №3 1 1 0,75 0,9 3,8 7,45/5=1,49 4 №4 0,9 1,75 0,75 1 3,4 7,8/5=1,56 3 №5 1 0,65 0,79 0,7 3 6,14/5=1,23 5 №6 0,8 0,9 0,67 0,8 3,4 6,57/5=1,31 6 №7 0,5 0,35 0,5 0,9 2,2 4,45/5=0,89 7 1.
ВЫВОД: наибольший балл набрали: заместитель начальника экспортного участка (№2 = 1 место), начальник участка (№1 = 2 место), товаровед (№4 = 3 место). Грузчик (№7) занял самое последнее место, так как средний балл по результатам всех испытаний равен 0,89.
Заключение
Как видно из результатов эксперимента, уровень запоминания материала, уровень внимания, познавательной готовности тем выше, чем больше человек включен в деятельность (в нашем случае - производственный процесс). У тех, кто набрал наибольшее количество баллов, уровень ответственности и объем работ на закрепленном за ним участке работ выше, чем у тех, кто набрал меньшее количество баллов. Конечно, здесь нельзя исключать и уровень природных или приобретенных способностей человека, но, в общем, заметна именно вышеизложенная тенденция.
По результатам проведенного исследования можно сделать прогноз: те, кто получил первые места будут иметь больше шансов на успешное освоение новых компьютерных программ на всех участках производственного процесса, а те, у которых последние места, будут сталкиваться с трудностями. Плохое внимание, низкая работоспособность, плохая память не способствуют успешному запоминанию нового и трудного материала. Здесь могут быть рекомендации для таких работников больше заниматься своим самообразованием, развивать усидчивость, волю, память, внимание, расширять свой кругозор.
Для руководства отдела экспортного отдела следует рекомендовать поручение трудных, нестандартных задач обычным работникам. Ведь известно, что решающее значения для развития творческих способностей человека имеет непосредственное приобщение его к творческой деятельности. А она возникает, когда перед человеком ставится творческая задача, не имеющая готового стандартного решения. Зная эту объективную закономерность, руководители получают возможность вызывать к жизни творческую деятельность людей и управлять ею, предлагая для решений последовательный ряд постепенно усложняющихся творческих задач. Именно на этом и основывается проблемное обучение, которое является одним из эффективных средств развития познавательной самостоятельности, творческого мышления. В основе всякой познавательной или практической задачи лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. Это противоречие и движет мысль вперед, стимулирует поиски решения. Познавательная деятельность должна не только вооружать людей системой знаний и навыков, но и развивать любознательность - важную черту всесторонне развитого человека. В этом процессе уровень внимания человека, способность запоминания и восприятия полученной информации опять будет зависеть от уровня включенности его в производственный процесс или любую другую деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность. - В сб.: Педология и воспитание. - М., 1928.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность. - М., 1998.
Журавлев Г.Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию. - М., 1977.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Издательство Московского университета, 1987.
Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. - 1984 - № 4.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М., 1970.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. -М., 1975.
Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. - М., 1975.
Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М.: Издательство Московского университета, 1989.
Советский энциклопедический словарь. - М., 1982.
Уснадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966.
Формирование личности: проблемы комплексного подхода. / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983.
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. -М.: Просвещение, 1988.
1 См.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. -М.: Просвещение, 1988. 2 См.: Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М.: Издательство Московского университета, 1989. Стр. 17. 3 Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М.: Издательство Московского университета, 1989. Стр. 56-58. 4 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. Стр. 202. 5 Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. - 1984 - № 4.- Стр. 8-12. 6 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. Стр. 63. 7 Формирование личности: проблемы комплексного подхода. / Под ред. Г.Н.Филонова. - М.:Педагогика, 1983. Стр. 110. 8 Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность. - М., 1998. Стр. 8. 9 Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М., 1970. Стр. 460. 10 Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность. - В сб.: Педология и воспитание. - М., 1928. Стр. 68. 11 См.: Журавлев Г.Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию. - М., 1977. Стр. 22-23. 12 См.: Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. - М., 1975. Стр. 126. 13 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. Стр. 102. 14 Уснадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966. Стр. 366. 15 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. -М., 1975. Стр. 128. 16 Уснадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966. Стр. 375. 17 Там же, стр. 419. 18 См.: Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. - М., 1975. 19 См.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. -М.: Просвещение, 1988. Стр. 88-89. 32

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 З.Фрейд. Психопатология обыденной жизни
 Аренда нежилых помещений
Ваши отзывы
ybd6xq
рџ”‘ Sending a transaction from us. Continue =>> out.carrotquest-mail.io/r?hash=YXBwPTY0MDcyJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzkzOTE5MjE4MTE1MTUyODMxJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnJlZGxpbmtiaXRzLnRvcCUyRmdvJTJGeTJiNDAzJTJGMjNiNCZyYWlzZV9vbl9lcnJvcj1GYWx

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.