Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Использование гештальттерапии в работе с личностными проблемами



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... 3
Глава 1. Обзор литературных источников по теме: "Использование
гештальттерапии в работе с личностными проблемами". ............ .. 4
История гештальттерапии.................................................. 4
Основные понятия гештальттерапии.................................... 7
Концепция личности в гештальттерапии..............................15
Метод гештальта............................................................16
1.4.1 Невротические процессы....................................................17
1.4.2 Терапевтический процесс...................................................19
1.4.3 Техники гештальттерапии...................................................21
Глава 2. Обзор эксперимента по теме: "Использование
гештальттерапии в работе с личностными проблемами".................25
2.1 Описание техники "Работа со сном".......................................25
2.2 Описание одного из случаев консультирования из обзора
литературы.......................................................................26
2.3 Протокол 1.......................................................................30
2.4 Протокол 2.......................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................34
ЛИТЕРАТУРА .............................................................................. 35


ВВЕДЕНИЕ
Гештальттерапия - гуманистическое психотерапевтическое направление, ориентированное на личностный рост, изменение структуры потребностей сферы личности, снятие невротических механизмов её взаимодействия со средой, на интеграцию личности. Основной целью гештальттерапии является восстановление психологических процессов, нарушенных в ходе жизненного цикла, и достижение личностью зрелости. Под зрелостью понимается оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности.
Неотъемлемой частью гештальт-теории является положение о том, что всем людям присуще стремление к эмоциональному и физическому здоровью, стремление к интеграции ума и тела и стремление к гомеостазу. Это стремление к целостности и балансу достигается через расширение познания, через принятие своей личной ответственности и своего выбора. Это происходит благодаря вниманию к способам блокирования своего познания и завершению "незаконченных дел".
Цель данной работы заключается в выяснении возможности техники гештальттерапии, "работа со сном", побудить человека к устранению "заученных" отношений, убеждений и поведения, и включение нового понимания, поведения в сегодняшнюю жизненную ситуацию.
Актуальность выбранной темы велика, так как в настоящее время существует огромное количество подходов в работе с человеком, которые основываются на определённых частях индивида - чувствах, ощущениях, поведении и других.
Гештальттерапия, на мой взгляд, наиболее плодотворна, так как использует целостный подход к индивиду, а не к отдельным его частям.
Глава 1. Обзор литературных источников по теме: "Использование
гештальттерапии в работе с личностными проблемами"
История гештальттерапии

Меня часто называют основателем
Гештальттерапии. Это чепуха...
Гештальт древний, как мир.
Фредерик Перлз.
История гештальтподхода во многом связана с биографией его основателя Фредерика С. Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 году обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 году, когда к власти пришёл Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Америку. В дальнейшем на него оказали заметное влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем.
Экзистенциальная философия помогла Перлзу отойти от психоаналитического подхода, согласно которому основное внимание уделяется истории индивидуального развития. Вместо того, чтобы искать корни проблем в прошлом своих пациентов, Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как они приспосабливаются и живут в своём мире. При таком подходе терапия перестаёт быть системой извлечения значимой информации из памяти. Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента; как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии.
Гештальтпсихология помогла Перлзу понять важность феноменологии текущего опыта. Он стал осторожен в интерпретации бессознательного, фокусируя внимание на видимых проявлениях проблем пациентов. В то время, как экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают своё существование в данный момент, академическая гештальтпсихология пытается ответить на вопрос, как они воспринимают своё существование. Основатели гештальтпсихологии Келер, Коффка и Вертгеймер подчёркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придаёт им смысл. Свою теорию они противопоставили ранним теориям восприятия, сводившим психические процессы к простой сумме составляющих их компонентов и рассматривавшим воспринимающего как пассивного реципиента сенсорных качеств формы. Один из учителей Перлза, Курт Гольдштейн, применил положения гештальттеории в области мотивации человеческого поведения. Сам Перлз распространил положения гештальттеории восприятия на изучение личности, использовав понятие "отношение фигуры и фона" для объяснения восприятия чувств, эмоций и телесных ощущений.
Современник Перлза, Курт Левин, эксперименты которого положили начало движению Т-групп, позаимствовал принцип целостности Гольдштейна для объяснения взаимодействия человека с его социальным окружением, а также социально обусловленных изменений личности.
После переезда в 1946 году в Соединённые Штаты Перлз разработал большинство своих оригинальных и продуктивных теорий личностного развития и терапевтического изменения. В 1952 году он основал Институт гештальттерапии в Нью-Йорке. Это положило начало новому мощному психотерапевтическому движению. В 1964-1969 годах Перлз жил в Институте Эсалена в городе Биг-Суре, штат Калифорния, где проводил семинары, терапевтические группы и курсы обучения гештальттерапии. В 1969 году он переехал в Канаду для создания Института гештальттерапии. Зимой 1970 года его не стало. (Рудестам К. Групповая психотерапия, 1990)
Весь процесс гештальттерапии, от начала до конца, был заимствован Перлзом из нижеследующих философий и дисциплин.
Результатом такого выборочного заимствования стало создание структуры, которая в большей степени была ориентирована на силу индивидуальности, чем патологию, утверждала веру в способность каждого человека излечиться через познание, то есть "познание, само по себе, целебно", и признавала естественный процесс, где возникают потребности и где можно их обнаружить.
Из гештальт-психологии Перлз взял следующие принципы:
1. Человека необходимо рассматривать как целое и, уже потом, отслеживать видоизменение целого в части. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое.
2. "... Человеческое познание имеет место в терминах фигуры и базовых отношений". Под этим подразумевается особое внимание личности к психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует базис или основание. Отношение между фигурой и основанием образует гештальт, значимый паттерн или конфигурацию.
3. Человек движим стремлением к гомеостазу, то есть к процессу, в котором обнаруживаются возникающие потребности, и, поэтому баланс.
4. При определении отношения комплекса гештальта или отдельных возникающих потребностей к контексту, индивид должен решить, как взаимодействовать с окружением. Точки контакта с окружением образуют то, что называется контактной границей.
5. Идея "закрытости", как было обнаружено в гештальтовской теории обучения, является одной из мотивирующих сил, ведущих к терапевтическому процессу гештальта. Это означает, что существует стремление завершить перцептивно незавершённый опыт. Следовательно, индивид постоянно борется за завершённость личностного опыта. Если её нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности.
Влияние Райха.
Хотя Перлз базировал свои основные теоретические положения на принципах гештальт-психологии, большое влияние на него оказала концепция Райха о связи тела и разума. В её основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах Райха, индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или "возвратом к себе". "Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определённых групп", создавая то, что Райх назвал телесной бронёй. При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение и эмоции выражаются. Позднее гештальтисты включили и райховский диагностический инструмент анализа характеров. Он включает изучение организованных, поведенческих паттернов реакций на среду, которые являются результатом детских процессов взаимодействия. Эти паттерны имели телесную организацию и были позднее закреплены как телесные позы.
Влияние восточных философий.
Из Дзен и других восточных религий Перлз заимствовал концепцию проживания и получения опыта "здесь и сейчас". Это не означает, что прошлый опыт не важен, но он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение - динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через "Я - вмешательство", однако, изменение всё равно происходит. Когда индивид достигает точки застоя или "тупика", обычный ответ - проскочить или противостоять настоящей ситуации - поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, то есть когда он принимает свою ситуацию как "тупиковую".
Экзистенциальное влияние.
У экзистенциалистов Ф. Перлз взял следующие принципы, непосредственно адресованные терапевтическому процессу:
1. Клиент-центрированный подход, то есть клиент - это активный участник терапевтического процесса.
2. Значимость экспериментального изменения, то есть "деятельность, способствующая экспериментальному изменению включает отношение терапевта, эмпатию, рост познания "здесь и теперь" и задачи выбора действия".
3. Атмосфера уважения и непривычного позитивного внимания, то есть терапевтические отношения, усиливают способность клиента принимать личную ответственность за свой жизненный выбор, прежде всего, в атмосфере заботы и аутентичности.
4. Взгляд на симптоматологию в большей степени как на попытку клиента работать с вмешательством во внутренний процесс роста, чем как на патологию или болезнь.
Фриц Перлз, основатель гештальттерапии, отобрал идеи, положения и принципы различных дисциплин для того, чтобы построить динамическую теорию и терапевтический процесс. В общем, эти положения образовали основание, согласно которому люди могут воспринимать возникающие у них потребности и реагировать на них в отношении к самому себе, другим людям и миру в целом. (Бэт Брински, Гештальттерапия. 1996)
Основные понятия гештальттерапии.
Целостность.
Основным положением гештальт-психологии, из которого она исходит, является понятие целостности. Целое не есть сумма его частей. Целое - это качественно новое образование, определяемое взаимодействием и взаимозависимостью составляющих его частей. Понятие организма как целого разрабатывается в гештальт-психологии, исходя из его неповторимости, уникальности взаимодействия его частей между собой и его со средой. Ментальная и физическая деятельности равновероятно обнаруживают индивидуальность личности. В силу этого терапевтическая работа с телом или с вербализованным содержанием в равной степени ведёт к изменениям в структуре личности.
На практике этот принцип реализуется в том, что терапевт работает одновременно и с вербальным материалом и с телесными проявлениями. Обсуждая предъявляемую клиентом проблему, терапевт следит за его телом. Телесные проявления являются сообщением о событиях, несознаваемых самим клиентом. Указывая на происходящее и предлагая усилить телесные ощущения, терапевт способствует проявлению скрываемых телесными зажимами чувств. Клиенту предлагается "говорить" от имени частей своего тела, манипулировать ими или сделать попытку объяснить их. Это способствует целостному осознаванию себя клиентом. Таким образом, охватывается вся личность в целом, сознательная и бессознательная части. В процессе терапии выявленные части личности, разнонаправленные стремления, интегрируются, приводя её к целостности.
Принцип целостности проявляется также и в том, что взаимодействия со средой конкретной личности определяются структурой самой личности и представляют собой единую систему. То, каким образом личность реагирует, то, что она выбирает во внутренней среде, зависит от характера формирования личности в системе "среда-организм-среда". Сформированные первоначальным воздействием среды на организм механизмы контакта, затем используются личностью при последующем взаимодействии со средой. Для терапевтического вмешательства необходимо воспроизведение реакций личности в группе. Эти события позволяют выявить структуру личности и определить и определить пути терапевтического влияния.
Контакт - уход.
Взаимодействуя со средой, организм образует "контактную границу". На "контактной границе" происходит удовлетворение потребностей личности. Устанавливая "контакт", организм удовлетворяет потребность, осуществляя "уход", уступает место новой потребности. Невротические изменения в личности выражаются в искажении внешнего взаимодействия со средой, в нарушении образования контактной "границы", то есть процесса "контакт - уход".
При невротическом контакте отсутствует осознание зон внутреннего и внешнего мира. Под внутренней зоной подразумеваются тела, под внешней сенсорные сигналы окружающей среды. Поступающая от этих зон информация не интерпретируется и не оценивается. Интерпретация имеет место в средней зоне. Её составляют мыслительные процессы, фантазии, верования и тому подобное. Сосредоточение на средней зоне вызывает исключение из осознания событий внешней и внутренней зон. В этом случае организм "не знает", что и с чем соотносить из внутренней и внешней зон. Контакт осуществляется с опорой на неадекватные представления средней зоны, происходит потеря осознания настоящего момента и "уход" от реальности.
Сознавание.
Сознавание - основа терапевтического гештальт метода. Посредством сознавания осуществляется прямое психотерапевтическое воздействие на потребностную сферу личности. Сознавание предполагает сосредоточение на переживаемом в настоящий момент. Непосредственное переживание является целебным, так как создаёт условия снятия наложенного в прошлом запрета на переживание клиентом чувств, изживания гнетущего конфликта, "заканчивания прошлых ситуаций" - образование гештальта, разведение всех трёх зон в сознании человека. Сознавание текущего переживания ведёт к проявлению ранее вытесненных чувств и связанных с ними неудовлетворённых потребностей. Восстанавливая в ходе этого процесса потребность "находит" свою адекватную реализацию во внешней зоне, освобождаются ранее заблокированные чувства и потребности, занимает своё место в обновлённой иерархической структуре, "фигура отступает в фон". Свободно текущий процесс сознавания, с позиций гештальттерапии, является критерием здоровья, поскольку, сознавая свои потребности и, оперируя ими, личность совершенствуется. Для самосовершенствования необходимо развивать способность обосновывать события средней зоны, удерживая события внутренней и внешней зон в сознании. Личность, сознающая все три зоны, способна осуществлять здоровый контакт со средой.
Фигура и фон.
Другим важным понятием является "отношение фигуры и фона". Здоровый организм взаимодействует со средой, устанавливая "контактную границу" в соответствии с доминирующей в данный момент потребностью, то есть выделяет фигуру в среде. После удовлетворения потребности, завершения гештальта, фигура "отходит" в фон. Контакт с внешней средой осуществляется, таким образом, посредством ритмичного формирования фигуры с последующим завершением и отходом её в фон. При функционировании здорового организма происходит закономерная смена доминирующей потребности и переструктурирование иерархии потребностей личности.
При невротической форме контакта потребность не удовлетворяется в силу нарушения механизма взаимодействия с внешней средой. Гештальт остаётся незавершённым, целостность нарушается. В подобном стрессовом состоянии организм долгое время находиться не может и постепенно вытесняет из сознания неразрешённый со средой конфликт, а заодно неотреагированное чувство и неудовлетворённую потребность. Репрессированное чувство обращается в организме в неосознаваемую причину невозможности решения проблем и оказывает, помимо воли человека, подспудное воздействие на его психическое состояние. Попытка решить проблему оборачивается стойким паттерном неудач. Воздействие репрессированного чувства проявляет себя в телесных реакциях, различного рода невротических симптомах, так как остаётся неизменным его стремление выйти наружу. В силу невозможности реализовать потребность иерархическая структура личности искажается. Переструктурирование иерархии потребностей не происходит. Сознание удерживает в поле ясного видения потребность, соответствующую принятому личностью представлению. В силу невозможности разрешения "психической путаницы" данная потребность превращается в стойкую "фигуру".
Фиксация на этом представлении, как единственно верном, препятствует осознанию действительно требующей удовлетворения потребности. Реальная потребность заслоняется в сознании ложно-доминирующей. В организме создаётся постоянное напряжение, из-за борьбы противоположных тенденций и невозможности самореализации. Закономерный процесс формирования фигуры и отхода её в фон не функционирует. Личность не развивается.
Тревожность.
Тревожность - первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потенции. Одновременно с появлением тревожности нарушается дыхание. Эти два момента в функционирующем организме тесно связаны.
Для самореализации организму необходима энергия и определённый уровень возбуждения. Энергию организм получает из процесса жизнедеятельности. Сильная мотивация всегда сопровождается значительным ростом уровня возбуждения и перераспределением энергии в организме таким образом, чтобы она направлялась на "предмет" реализации. По мере роста возбуждения здоровый организм рефлекторно усиливает дыхание, его частоту и амплитуду, способствуя тем самым более полному высвобождению нарастающей энергии и реализации потребности. При невротической дезорганизации личности происходит, сознательное или бессознательное, сдерживание возникающего возбуждения. Это сдерживание осуществляется напряжением определённой группы мышц в грудной клетке, расстраивающим естественное дыхание. Ограниченное прерывистое дыхание сдерживает рост возбуждения. В результате подавления невротиком возбуждения наступает частичная иммобилизация организма. Чем больше подавляемых возбуждений, тем больше частичных иммобилизаций, и тем менее жизнеспособным становится организм. В этом процессе тревожность возникает, как чрезвычайное состояние конфликта между сильным возбуждением и самоконтролем личности.
Полярности.
В момент рождения ребёнок является миру целостным, но не "пробуждённым". Непосредственное окружение ориентирует его на определённые стороны действительности. Затем, вступая в дальнейший контакт с окружающим миром, человек продолжает категоризовать его, то есть расчленять целостную реальность на составляющие. Эти составляющие помогают ему осуществлять процесс ориентации и адаптации. Опираясь на них он не замечает, что становится нецелостным, и что они имеют мало общего с тем, что он делает, и более того, что они постепенно начинают ограничивать его. В силу этого, гештальттерапия стремится к интеграции этих составляющих. Этими составляющими являются полярности.
Конфлуенция.
С позиций гештальт-психилогии процесс восприятия и сама личность организуется через "противоположности". Однако эти "противоположности" не являются непримиримыми частями, а различиями, формирующими и завершающими гештальт. Перлз рассматривал личность как целостное образование, но состоящее из двух компонентов "Я" и "ОНО". Когда индивид действует по побуждениям из области "Я", он способен дифференцировать себя и других. Он ощущает свою неповторимость, нетождественность с остальным миром, свою уникальность. Когда он действует из области "ОНО", то оказывается тесно связанным со своим окружением. Граница "Я" становится в этом случае расплывчатой, и индивид испытывает чувство идентичности с внешним миром. Эти две области взаимно дополняют друг друга и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Так область "Я" способствует различию, выделению фигуры из фона, а область "ОНО" - завершает гештальт и возвращает фигуру в фоновое окружение.
Здоровая личность идентифицирует себя с внешним миром благодаря области "ОНО", а затем отстраняется от него, дифференцируется благодаря "Я", на новом энергетическом уровне. Невротическая личность не осознаёт своих частей, не дифференцирует их. Её границы "Я" размыты, а она сама находится в слиянии с внешним миром. Размывание границ "Я" ведёт к нарушению контакта, невозможности формировать фигуру и возвращать её в фон. Состояние неразличения частей есть слияние или конфлуенция. Другими словами, слияние есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, интенцией и её реализацией, двумя людьми, то есть нет сознавания различия между ними, инакости, отличающей их друг от друга.
Интроекция.
Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами. Результатом подобного слияния являются интроекты, формирующиеся у личности в целях выживания в конкретной ситуации.
Интроекция, также как и ретрофлексия, формируется в детстве, когда ребёнок ещё не может проанализировать навязываемый ему способ поведения, чувствования, оценки и принимает их посредством насильственной идентификации. В этот период они не могут быть им ассимилированы, как истинная часть самого организма, в силу постепенности его естественного развития.
Интроект - "незаконченное дело". Это прерванное возбуждение, часть конфликта, разрешённого не в пользу личности. Импульс - действовать определённым образом - замещается в результате проигрыша на вторичную интеграцию с авторитетом. В интересах выживания личность отождествляет себя с авторитетом, а в итоге обращается против себя. Принимая на себя роль принуждающего авторитета, она ретрофлексирует враждебность, направляемую до интроекции вовне. Теперь она подавляет свои импульсы сама, опираясь на представления, заимствованные у авторитета.
Ретрофлексия.
Ретрофлексия буквально означает "обращение назад". Ретрофлексия поведения - это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать. При ретрофлексии различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были бы изменять среду с целью удовлетворения потребностей организма. Человек как бы поставляет себя на место среды в качестве объекта действия, в качестве цели поведения, являясь при этом одновременно и действующим лицом. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на две части, на "делающую" и "испытывающую действие".
Формирование этого механизма протекает в детстве, когда ребёнок ещё не может противостоять давлению взрослых. Он вынужден подавлять свои желания, сдерживать их под воздействием взрослых. Однако, его импульс или желание остаётся таким же сильным, как и раньше, и постоянно организует двигательный аппарат: позу, паттерн мышечного тонуса, начинающегося движения - в сторону открытого выражения. Но, поскольку, последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя при сходной ситуации по отношению к своему импульсу так, как вела себя среда раньше, то есть подавлять его. Происходит разделение энергии организма, Одна часть её по прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели, а другая ретрофлексируется, то есть обращается назад в организм, чтобы удержать первую, стремящуюся наружу. Теперь части личности направлены диаметрально противоположно друг другу. То, что вначале было конфликтом организма и среды, теперь интериоризировалось во "внутренний конфликт" между двумя частями личности, одним поведением и ему противоположным.
Ретрофлексия не представляет собой угрозы, если она временна, служит определённой ситуации, управляема, то есть может быть устранена при изменённых обстоятельствах. Она становится патологичной, если осуществляется хронически, без контроля, превращается в мёртвое состояние, постоянно присутствующее в человеке. Такое глубокое подавление есть репрессия и невроз.
Проекция.
Черта личности невротика или его чувство, поведение, неощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде есть проекция. Проецируемое явление переживается его носителем как направленное на него извне.
В проекциях личность осознаёт импульс и объект в среде, от которого, как ему кажется, он исходит. Вместе с тем, отсутствует отождествление этого импульса с собой, и поэтому в сознании носителя проекции нет представленности ощущения собственности этого импульса. Здесь имеет место неполная репрессия, когда импульс сознаётся, но не сознаётся механизм его отчуждения. Следствием неполной репрессии является бездействие носителя проекции. Это происходит потому, что спроецированное отвержение на других помогает человеку не чувствовать ответственности за ситуацию, считать себя пассивным объектом всякого рода необоснованной вражды, недоброжелательства и даже мести. Носитель проекции всегда ожидает решение своих проблем со стороны.
Дефлексия.
Дефлексия также, как ретрофлексия, конфлуенция, интроекция и проекция является механизмом прерывания возбуждения. Это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса. Важно отметить, что для начинающего терапевта, дефлексия может оказаться наиболее коварным из всех защитных организмов.
В ходе терапевтического процесса дефлексию можно определить по наличию:
Снижения общего эмоционального уровня клиента.
"Нелогичности" возникновения у клиента вялости и скуки.
Зрелость.
Понятие зрелости в гештальт-психологии неразрывно связано с понятием здоровья. Здоровый индивид осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Он способен принять на себя ответственность за свои чувства, действия и жизнь в смысле самостоятельного его изменения. Он свободно осуществляет "контакт - уход", осознаёт внешнюю и внутреннюю зоны, удовлетворяет свои потребности и развивается. Развитие ведёт к эмоциональной зрелости.
При достижении зрелости у человека отпадает необходимость манипулировать другими людьми для удовлетворения своих желаний, так как все стороны жизни он может обеспечить себе сам в открытом общении.
Достижение зрелости возможно только после освобождения от невротических механизмов нарушения контакта. Перлз выделал четыре невротических уровня в личности:
"КЛИШЕ" - когда действия человека стереотипны и неаутентичны.
"ИСКУССТВЕННЫЙ" - когда включаются различные роли и игры.
"ТУПИК" - когда отсутствует внешняя поддержка и налицо неадекватность самоподдержки.
"ВНУТРЕННЕГО ВЗРЫВА" - когда личность доходит до своего истинного состояния, освободившись от механизмов защиты.
Таким образом, при достижении уровня зрелости, целью гештальттерапии является разблокирование сознания путём освобождения ретрофлексивного энергитического потенциала, ассимелирования интроектов и замены проекций подлинными реальными действиями. (Новодержкин Б.А., Романенко О.К., Гештальттерапия, 1998)
Концепция личности в гештальттерапии
Основное противоречие между гештальт-подходом и традиционными психоаналитическими, психологическими или психиатрическими концепциями заключается в том, что если гештальттерапевты следуют феноменологическому принципу и ориентируются на то, что происходит с человеком с которым они работают в данный момент - то какая-либо типологизация, квалификация личностных нарушений пациента неприемлема поскольку противоречит "здесь - и - теперь".
Одно из основных предположений состоит в том, что три составляющих, в большей или меньшей степени присутствуют в личности каждого человека. Эти линии - шизоидная, нарциссическая и невротическая - составляющая личности.
Тип личности
Веду-
щие характе-
ристики
Шизоидный
Невротический
Нарциссический 1 2 3 4 Качества личности 1.Уход,
аутичность.
2.Фрагментар-
ность,раздроб-
ленность.
1.Беспомощность,
нуждаемость.
Грандиозность
или
ничтожество
Незавершённые
задачи развития

Привязанность;
Шизоиды не знают как устанавливать
привязанность
Отделение;
Как быть отделённым от других и как сохранить себя отдельным и индивидуальным Эмпатическая индивидуализа-
ция;
Человек не знает как сочувствовать и сопереживать другому человеку Избегаемый опыт Уничтожение
Поглощение
Удерживает дистанцию, уходит от конфликта и избегает слияния Покинутость;
Боится быть оставленным. Нарушает дистанцию в сторону сближения, заканчивает предложения другого Уничтожение.
Очень страшно встретиться с фактом, что его жизнь и его действия не имеют значения для других Пугающая эмоция Ужас
(уничтожения, несуществования, смерти) Подавленность - депрессия Чувство стыда 1 2 3 4 Защиты 1. Дефлексия
Проекция 1. Интроекция
2. Конфлуенция Дефлексия
Проекция
Эготизм
Отношения с другими Избегание отношений Зависимые от других Обесценивание отношений Поведение в терапии 1.Заторможенное
2.Интеллектуализированное (сдерживание чувств) Отреагирование в разных формах - в первую очередь, разные эмоциональные выражения 1.Обесценивание
2.Сдерживание Терапевтическая установка Если есть такой страх, то важно быть мягким, осторожным и не навязывать своё направление.
1.Мягкость
2.Ненавязчивость Оставить место для его собственной жизни.
Собственные суждения + поддержка.
1.Твёрдая
2.Поддерживаю-
щая
3.Конфронтирую-
щая
Сохраняя поддержку, показать пациенту как он закрыт в грандиозной системе, он не верит в то, что его могут поддержать.
1.Интерпретация нарциссической потребности
2. Принятие 1.
Три составляющих личности - шизоидная, невротическая и нарциссическая - существуют не только у клиента, но и у терапевта. И в этом случае если у клиента находит выражение только "нарциссическая часть" - она обращается к "нарциссической части" терапевта. Это происходит поскольку обращение и запрос формулируется на языке этой части. Если терапевт вступает в диалог в том качестве, в котором его провоцирует клиент, то происходит фиксация одного из способов выражения, фиксация одного из трёх личностных характеристик. Это приводит к эмоциональной подвижности, к "замораживанию" и тем самым препятствует осознанию себя и развитию личности. В том случае, если терапевт сохраняет гибкость и в ответ на рационализацию клиента, обращается к невротической части и поддерживает проявление и переживание тревоги или депрессии. В этом случае возможен становится реальный контакт с клиентом, подразумевающий возможность участия всех составляющих личности. (Даниил Хломов, Гештальт - 96)
Метод гештальта
Для того, чтобы обозначить подходящую стратегию вмешательства для клиента, необходимо собрать историческую и текущую информацию. В рамках гештальта необходимо также определить развивающиеся "неоконченные дела" и специфические невротические процессы, которые упорно мешают попыткам клиента самореализации "здесь и сейчас".
Невротические процессы.
Интроекция
Проявления.
Жизнь по правилам других; люди, которые умеют нравиться. Вербальные выражения, типа: "Я должен .............!", "Мне следует ...........!", - свидетельствуют об интроекции.
Нереалистичные ожидания от себя и других. Намеки на поиск хороших, ригидных поведенческих паттернов.
Один гуру сменяет другого гуру.
Вмешательство.
"Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно утверждение его личностной силы, помогающей различать "меня" и "тебя" (Polster, 1973, рр. 74-75). Это может сопровождаться выделением интроективного послания и человека, дающего это послание, отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т.п. от взглядов, потребностей и т.п. человека, дающего послание; и, в конечном итоге, принятием решения жить собственной жизнью, то есть решением не жить по чужим ожиданиям и, возможно, даже причинять этим боль другим.
Проекция.
Проявления.
Языковые выражения, обороты, реплики, такие как: "ты", "вы", "они", "оно", используемые вместо "я".
Предложения, которые начинаются с "ты", "вы".
Критические и осуждающие заявления и поведения, направленные на себя, других и на мир в целом.
Вмешательство.
Основной фокус процесса вмешательства - возврат тех свойств, отношений, верований, поведений и чувств, которые клиент проецирует на других. Это может сопровождаться предоставлением клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на "горячем стуле" между осуждаемым и осуждающим. Интеграция происходит тогда, когда клиент вновь возвращает себе не принятые части себя.
Ретрофлексия.
Проявления.
Задержки дыхания.
"Проглатывание" чувств.
Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается.
Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.
Положение тела.
Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.
Вмешательство.
Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не только на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.
Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: "Над чем ты хочешь поразмыслить?" или, когда клиент сжимает кулак, попросите клиента выразить во внешнем объекте, то есть подушке, всё то, что он сдерживает и обращает на себя.
Дефлексия.
Проявления.
Отсутствие контакта глаз.
Поворот тела от контакта с человеком.
Постоянные движения, топтание на месте или "non-stop".
Стремление не выделяться.
Изменение предмета.
Вмешательство.
Стратегическая цель - усиление контакта, либо внутренне - с собой, либо внешне - с окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусировать на себе, чувствовать опору и уверенность; его просят установить визуальный и вербальный контакт в прямой манере с другим человеком и прерывают процесс отклонения директивным вмешательством типа: "Прекрати разговаривать, дыши глубоко и чувствуй!". Может возникнуть необходимость снова перефокусировать клиента.
Слияние.
Проявление.
Использование выражения "мы" в структуре предложения.
Отсутствие уважения к разнице между собой и другими.
Проявление злости, когда такая разница вскрывается.
Искренняя вера в то, что человек может знать мысли и чувства другого.
Вмешательство.
Главный фокус вмешательства - развитие границ. (Polster, 1973, р.95)
Терапевтический процесс.
Концепция терапевтического цикла описывает ступени терапевтического процесса.
Здесь и теперь.
На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. В это же время ведутся наблюдения за языком тела клиента, слушаются содержание, интонация голоса, обращается внимание на личностный, интуитивный ответ на "историю клиента". Эта первоначальная информация открывает стадию развития диагноза и стратегию вмешательства.
Если событие относится к истории, для терапевта важно определить первоначальную незавершённую ситуацию или стадию развития, которая повлияла не неё. Большинство клиентов предъявляют незавершённые ситуации, относящиеся к нескольким развивающим стадиям, поэтому терапевт должен определить наиболее подходящую стратегию, приближающую к проблемам развития клиента, то есть последовательность работы с проблемами соотносится со стадиями развития. Для того, чтобы способствовать возвращению клиента к организмической саморегуляции, терапевт должен выделить формы поведения или невротические процессы, демонстрируемые клиентом на встречах и определить эффективное вмешательство.
Выделение проблемы.
Это первая точка выбора в терапевтическом процессе или работе. Терапевту необходимо определить есть ли кризис, требующий немедленного внимания и быстрого принятия решения, либо это вопрос, требующий глубинного исследования. Если это кризис, то есть решение касается аборта, развода, и/или оскорбления, роль терапевта - обеспечить поддержку, безопасность среды, в которой клиент сможет принять своё собственное решение, где он сможет открыть альтернативные формы поведения или решения и где он может внедрить их в свою жизнь. Это процесс укороченного терапевтического цикла; однако, он предполагает безотлагательное внимание к критическим вопросам, которые требуют некоторого завершения.
Начало эксперимента.
Этот шаг - творческий аспект гештальттерапии. Терапевт создаёт эксперимент, основанный на жизненно важной информации, полученной от клиента, и на результатах диагностики, то есть развивающих стадий и невротических процессов. Эксперимент может включать множество форм; однако, терапевт обязан выбрать ту экспериментальную форму, которая учитывает потребности клиента и его готовность к работе, а также, возможность завершить незавершённую ситуацию.
У каждого клиента есть глубины эмоционального осознания, к которым он готов прикоснуться и понять. Так как эти глубины осознания неизвестны терапевту, он должен совершить "тренировочное путешествие", дающее представление о том, как далеко идти. Если эксперимент не будет достигать достаточной глубины слишком быстро, клиент может чувствовать себя подавленным, переполненным и "отрезанным"; поэтому очень важно найти средний уровень. Чувство времени у терапевта - также жизненно важный компонент процесса и, будучи неадекватным, может прервать работу клиента.
Углубление эксперимента: вскрытие причин поведения.
На этой стадии клиент устанавливает контакт со своими чувствами. Он соприкасается с самыми глубинными проблемами, которые влияют на его сегодняшнюю жизнь. Усиление этого процесса может вызвать у терапевта некоторые сложности; однако, он облегчается, если есть понимание общего процесса и практики.
Исследование альтернативных форм поведения.
После того, как клиент идентифицировал и вскрыл причины своего поведения, терапевт помогает внедрить это осознание в жизнь клиента. Этот процесс проходит через исследование альтернативных форм.
Интеграция.
Эта стадия одна из самых важных и одна из наиболее неправильно понимаемых и плохо используемых. В частности интеграция состоит из двух частей: а) восстановление внутреннего ребёнка клиента (reparenting); б) внедрение новых форм поведения и так далее в жизнь клиента.
Reparenting включает в себя диалог между внутренним ребёнком клиента и внутренним "хорошим родителем" клиента. Например, ребёнок, может быть в первый раз, спрашивает то, чего он хочет, что ему на самом деле надо. Внутренний хороший родитель отвечает ему как действительно любящий хороший родитель. Это делается постоянно и продолжается до тех пор, пока внутренний "хороший родитель" не окажется способным общаться, слушать и с любовью поддерживать внутреннего ребёнка, то есть пока не произойдёт смены внешнего фокуса поддержки на внутреннюю поддержку.
Процесс объединения сопровождается совместным (терапевтом и клиентом) исследованием возможных альтернативных форм, а также руководящей и обучающей позицией терапевта и его готовностью действовать.
Стадия интеграции завершает работу и помогает клиенту исследовать то, что он собирается делать в своей жизни по-другому. Этот процесс также усиливает "устойчивость" клиента и вне терапевтических встреч.
Техники гештальттерапии.
Положение о незавершённых ситуациях.
В гештальттерапии главный фокус направлен на достижение завершённости жизненных событий, будет ли это выражение чувств, завершение задач развития или различного рода регулирование ситуаций. Если это слишком страшно, неприменимо или невозможно в реальной жизни, эксперименты создаются в терапевтической ситуации, где это становиться возможным. Главные лица представлены в настоящем подушками и действие воспроизводится так, чтобы клиент мог получить опыт "зависания в ситуации" в форме, способствующей её завершению. Работа с горем и работа со сном - примеры незавершённых ситуаций, которые хорошо подходят под этот тип эксперимента. Задача терапевта - поддерживать и усиливать конгруэнтное выражение чувств и конгруэнтное поведение и фрустрировать попытки саботажа конгруэнтного поведения.
Работа с горем.
Горе - универсальное переживание всех людей. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Горе - сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, фрустрацию, страх и одиночество. Горе катарсисно и терапевтично, так как в процессе работы с ним, боль уходит и человек отыскивает ресурсы для восстановления.
Наличие невыраженных чувств препятствуют истинному существованию человека "здесь и сейчас". Поэтому процесс проживания очень важен. Один из способов достижения этого - выражение человеком в фантазии/диалоге своих чувств к тому, кто ушёл. Первый шаг в работе с горем - озаботить клиента его "подвешенным состоянием". Обычно оно хорошо проявляется в том, что клиент говорит, в его телесных движениях или в различных идентификациях с ушедшим человеком. Второй шаг состоит в использовании техники "горячего стула", на котором сидит умерший.
Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, - использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на подушку напротив. Попросите клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего. Эти чувства затем непосредственно говорят умершему. Можно задать клиенту следующие вопросы: "Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить?", "Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?", "Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?". Во время этого диалога терапевт поощряет телесные/физические движения, например, прикосновения к подушке. Когда, кажется, что человек закончил, терапевт спрашивает, чувствует ли он себя готовым сказать "до-свидания". Это является ответственным моментом для клиента. Если он готов сказать "до-свидания", поощрите его отнести подушку в соседнюю комнату и вербализовать это или какое-либо другое подобное выражение.
"Горячий стул".
"Горячий стул" - наиболее известный инструмент гештальттерапевтов. Эксперимент "горячий стул" - это встреча "лицом к лицу" на подушках или стульях двух конфликтующих частей себя (полярностей) или клиента и другого человека.
Задача терапевта поддерживать аутентичное столкновение частей "Я" или "Я" и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнёт рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. Терапевт либо усиливает этот процесс, либо конструирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления.
Работа со сном.
Работа со сном в гештальтподходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части "Я" человека. Эти части - элементы личности, которые находятся в конфликте. Перлз открыл, что полярности над- и подсознания спонтанно появляются, когда человек вновь взаимодействует со своим сном в технике диалога. Хотя диалог со сном был открыт не Перлзом, его метод фокусировки на этих внутренних конфликтах и нахождение решения в процессе работы с ними был прорывом в психологии сна. Во сне вскрывается один из важных "тупиков", который невротик стремиться разрешить. Следование ему - кратчайший путь работы со сном в гештальтподходе.
Пусть человек расскажет сон от первого лица настоящего времени, представляя его "здесь и сейчас". Выберите отрывок сна, с которого вы начнёте или предложите это сделать клиенту. Клиент должен выбрать подушки для каждого элемента сна. Затем клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна, пусть он описывает роль в этом сне. Определите основных действующих лиц и заставьте клиента действовать во сне. Главные действующие лица сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция. Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется "тупиком"; поощрите его придумать окончание сна и разыграть его.
На протяжение всей работы используются следующие техники: клиент поощряется повторять важные фразы; физически выражать чувства, возникающие во сне; в моментах определяемых терапевтом, осуществляется углубление.
Возвращение отторгнутых частей себя.
Некоторые эксперименты направлены на возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых, были отмечены как "плохие". Когда ребёнок выражал себя подобным образом, любовь и принятие были в опасности. Другие эксперименты подобного типа включают предъявление подобных чувств, характеристик или способностей людям в группе и работу с их отторжением и принятием. Результатом - достижением возможности предъявления всех частей себя - становится чувство целостности.
Межличностное столкновение.
Эксперименты встреч "лицом к лицу" включают взаимодействие между терапевтом и клиентом и взаимодействие между двумя членами группы. Эти эксперименты широко используются для того, чтобы попробовать новое поведение, получить честную обратную связь и для проверки реальности происходящего в группе.
Работа с телом.
Работа с телом в рамках гештальта является, по сути дела, глобальной философией гештальттерапии. В этом подходе целое всегда больше суммы его частей. Это также верно и в отношении людей. Рассматривая разум и тело как целостное и не способное существовать одно без другого, мы обладаем более могущественным подходом к жизни, чем, когда лечим " разум" вне зависимости от "тела".
Базовая теория работы с телом придерживается идеи о том, что энергия течёт по телу в вертикальном направлении. Когда этой энергии не позволяется течь свободно, мы чувствуем себя незаземлёнными, несвязанными, ощущаем потерю энергии и оказываемся не очень эффективными в нашей повседневной жизни. Одни из наиболее частых причин блокирования энергии - это стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела. Мы обычно не в курсе наших собственных энергетических блоков и иногда даже специально делаем так, чтобы не переживать всех чувств в сложной ситуации.
В основе использования работы с телом в терапии лежит две цели. Одна - это реинтеграция частей тела. Другая - высвобождение эмоций, заключённых в человеческом теле, о существовании которых человек часто сознательно и не подозревает. Реализовать эти цели можно, помогая человеку дышать, а также посредством различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать своё тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него. (Бэт Брински, Гештальттерапия, 1996)
Глава 2 Обзор эксперимента по теме "Использование
гештальттерапии в работе с личностными проблемами"
Описание техники "Работа со сном"
Сон - это великолепная
возможность обнаружить
дыры в личности.
Ф.Перлз
Гештальттерапия - это экзистенциальный подход, который занимается не поведением, не симптомами структуры характера, а общим существованием личности. Это существование и его проблемы, особенно ясно проявляются в снах.
Фрейд однажды назвал сон Via Regia, королевской дорогой к бессознательному. Сны - самая спонтанная продукция, которая у нас есть.
В гештальттерапии сны не интерпретируют. Вместо анализа и последующего препарирования снов, их нужно вернуть в жизнь. А чтобы вернуть их в жизнь, нужно пересказать сон так, как будто это происходит сейчас. Вместо того, чтобы рассказывать сон так, как будто это событие из прошлого, рассказывайте его в настоящем времени, так чтобы он стал частью вас, чтобы вы почувствовали его реальность.
Возьмите какой-нибудь старый сон или фрагмент сна, это не важно. До тех пор, пока вы помните сон, он жив и доступен, и содержит незаконченную, неассимилированную ситуацию. Когда мы работаем над сном берётся маленький кусочек, потому что даже в маленьком кусочке скрыты невероятные возможности.
Для работы необходимо записать сон и сделать список всех деталей сна. Выделите каждого человека, каждую вещь, каждое настроение, а потом необходимо работать с этим, стать каждой деталью. Разыграйте это и действительно трансформируйте себя в каждый из пунктов. Действительно станьте этой вещью, любым предметом из сна - станьте этим. Используёте свою магию. Войдите в безобразную лягушку, во что угодно: в мёртвый предмет, в живое существо, в демона, - и перестаньте думать. Оставьте голову и перестаньте думать, обратитесь к своим чувствам.
Затем возьмите каждый из этих пунктов, характеров и частей, и позвольте им встретиться друг с другом. Создайте сценарий. Под "созданием сценария" подразумевается вот что: постройте диалог между двумя противоположными частями и вы увидите, что они всегда начинают бороться друг с другом. Все различные части, любые части во сне, - это вы, это ваша проекция, и если они не совместимы друг с другом, если они противоречат друг другу и борются друг с другом, - значит в вас сидит внутренниё конфликт, игра в самоистязание. По мере развития диалога, рождается взаимопонимание, и, в конце концов, мы приходим к пониманию и принятию различий, и к единству и интеграции двух противоположных сил.
Каждый ассимилированный кусочек продвигает вас на шаг вперёд. Сны меняются, но когда вы начнёте работать с ними, вы обнаружите, что снов становиться всё больше и экзистенциальные послания становятся всё яснее. (Фредерик Перлз, Гештальт-семинары, 1998)
Описание одного из случаев консультирования из обзора
литературы.
Джун: Сон начинается в автомобиле, который припаркован в подземном гараже, похожем на большую пещеру, рядом с железнодорожной станцией, и я - маленькая девочка. Мне всего семь лет... Мой отец сидит рядом в машине, и он выглядит очень большим, очень мрачным. Свет не горит - это затемнение, и я знаю, что он привёз меня на станцию, чтобы посадить в поезд и отправить обратно в школу, потому что на мне школьная форма, а сейчас налёт, так что мы должны сидеть в машине, а бомбы падают, и такой сильный шум.
(тоненьким голоском) Мне так страшно. Папа мне так страшно. Я не хочу идти на поезд и не хочу возвращаться в школу (очень слабо) Я просто хочу остаться дома с тобой и мамой.
(сурово) Ты боишься бомб, Джун? Или ты боишься возвращаться в школу? Не нужно бояться бомб, ведь это сон, и машина нас защитит.
(слабо) Я просто не хочу возвращаться в школу. Мне там не нравиться.
Ну, я хотел бы, чтобы ты осталась дома. Хотел бы, чтобы ты вернулась в отель, и записал бы тебя в школу по соседству, но твоя мать не хочет, чтобы ты возвращалась...
(жалобно) Но ты же главный.
Я не главный. Я должен жить с твоей матерью.
Но бомбы падают.
Фритц (Фр. Перлз): Стань пилотом...
Джун: Такое мощное чувство власти, я веду самолёт, нахожу на кого сбросить бомбы, а затем просто нажимаю кнопку, я контролирую этот самолёт и веду его, куда хочу, и сбрасываю бомбы. Плоп. Сбрось их. Плоп. У меня педали по всему полу, когда я нажимаю на педаль, бомба падает, Чёрт, я точно пугаю кого-то.
Фритц: Окей. Оставайся пилотом бомбардировщика, отправляйся во Вьетнам.
Джун: Я могу - я могу. Я могу здесь летать на самолёте, но я не могу сбрасывать бомбы! Здесь настоящие люди. Люди в моих снах - не настоящие... Здесь нет никаких - здесь нет никаких кнопок, никаких педалей на полу, так что я не могу бомбардировать. Я могу вести самолёт. Я могу вести его и летать кругами, могу снижаться, и в меня будут стрелять, но я не могу стрелять в ответ... Я не хочу стрелять в ответ...
Фритц: Тогда возвращайся и снова сбрось бомбы на эту машину.
Джун: В этой машине маленькая девочка, я не могу этого сделать... Нет, я могу... Я это сделала. Они упали повсюду вокруг машины.
(раскачиваясь) И я в машине, и меня качает, и меня трясёт, но внутри всё цело, и те, кто в машине - в безопасности. Они очень напуганы.
Фритц: Много шума из ничего. Ты просто не можешь ничего себе сделать... Ты в безопасности...
Джун: Ты ничего не можешь мне сделать, а я могу.
Фритц: Окей. Попробуем ещё раз.
Джун: Да, сэр.
Фритц: Стань пилотом бомбардировщика и сбрасывай бомбы на вьетнамцев.
Джун: Хорошо... Я подлетаю к земле и у меня полный трюм смертоносного напалма. Как желе. Теперь я снижаюсь, снижаюсь, потому что в этот раз я правда ударю, и я хочу посмотреть, во что я ударю. О, нет!... Я попала в женщину, она бежала с ребёнком, а за ней собака... они корчились от боли!... и я не убила их... они сгорели.
Фритц: Так найди и убей ещё кого-нибудь?
Джун: Здесь?
Фритц: Это не важно, если ты выводишь убийство из своей системы.
Джун: Моя мать... как я могу убить её (тихо и интенсивно). Я хочу, чтобы ей было больно... О, как я хочу, чтобы ей было больно... О! Я убила её. В бассейне, целиком наполненном кислотой, и она нырнула. Совсем ничего не осталось (смеётся)... (тихо). Ты это заслужила. Мне давно пора было это сделать. Даже костей не осталось. Она просто исчезла.
Фритц: Я не понял, о чём ты бормочешь. Ты хочешь мне рассказать?
Джун: Я наполнила бассейн, я наполнила весь их бассейн кислотой. И она об этом не знала.
Фритц: Чей бассейн?
Джун: Бассейн матери и отца. И она спустилась поплавать и нырнула... и она сгорела. И она упала на дно, и плоть отделилась и растворилась, и кости начали размякать, и они растворились. И потом всё снова стало чистым и голубым... И я почувствовала себя хорошо. Мне давно давно следовало это сделать. От её агонии мне было хорошо. От её смерти мне было хорошо. Я давным-давно должна была это сделать.
Фритц: Окей. Теперь закрой глаза. Отойди в седьмой год своей жизни. Пусть тебе будет семь лет.
Джун: Хорошо... Семь? ... О боже, какая я уродина. Очень жирная. У меня кривая чёлка. Она подстрижена лесенкой, потому что мне приходилось стричь её самой; ведь больше некому было. Ногти - они все обгрызены. От шеи до колен я как негр - грязная! - потому что всё, что нужно сделать, это застегнуть матроску и сказать, что я мылась и чистила зубы. И на моей матроске джем и чернила... Мы должны били мыться в отдельных кабинах, а я - когда мне было семь лет - я не хотела там мыться. У меня всегда было плохое поведение. Я никогда не получала конфет и мороженного. Я ела картошку и всякую гадость. Бабушка прислала мне коробку конфет, а мне не разрешили их оставить. Я должна была положить её в большой шкаф, в столовой, чтобы поделиться со всеми... и мне ни одной не досталось. Пожалуйста, можно мне хоть одну? - и тогда мне ничего не дают всю следующую неделю.
Фритц: Окей, Джун. Сколько тебе сейчас?
Джун: Около девяти?
Фритц: А по настоящему? Сколько тебе лет?
Джун: Сейчас тридцать пять.
Фритц: Тридцать пять. Сыграй тридцатипятилетнюю женщину, говорящую с этой девочкой. Пусть нынешняя девочка говорит с тогдашней девочкой... Посади её в это кресло, а сама сиди здесь. Тебе сейчас тридцать пять.
Джун: Ты не плохая. Маленькие девятилетние девочки не бывают плохими. Ты только немного туго соображаешь, да и это не твоя вина... Мне всё равно, что ты коряво пишешь... Мне всё равно, что у тебя испорчены зубы от шоколада. И, Джун, мне всё равно, что ты грязная, ведь всё это - поверхностные вещи.
Фритц: Теперь я хочу, чтобы ты вернулась к нам. Есть соображения, почему ты так нянчишься со своими воспоминаниями?
Джун: Это продолжалось так долго.
Фритц: Окей, оглядись, что происходит здесь.
Джун: Я не знаю. У этого нет ни малейшей связи с тем, что происходит здесь и сейчас.
Фритц: Так, интересно, что тебе приходится тащить эту девочку с собой и ты не можешь отпустить её.
Джун: Да... Иногда... Я даже не чувствую, что тащу её. Я чувствую, что она - она сидит здесь и только ждёт случая, когда кто-нибудь обидит меня, и - боже, она просто берёт власть в свои руки. И я становлюсь ребёнком.
Фритц: Именно, именно. Теперь скажи: "Я жду возможности сыграть трагическую королеву", или что-нибудь ещё.
Джун: Ну, это можно; я не уверена, что это подойдёт.
Фритц: "Я играю тебе, чтобы меня утешили".
Джун: Я жду возможности сыграть на твоей симпатии, тепле и понимании... и потом, если я получаю это, я очень благодарна, и я чувствую себя лучше, и я снова чувствую себя тридцатипятилетней. Тогда я могу справиться. Но, как только я чувствую, что не могу справиться, я тут же съёживаюсь, и я маленькая, и я позволяю кому-нибудь ещё справиться со мной.
Фритц: Тогда ты и вытаскиваешь её из помойного ведра?
Джун: Да, тогда я её вытаскиваю, я привожу её к себе, я принимаю её и я играю её, пока я не нахожу кого-нибудь жалостливого, засасываю его, он добр ко мне, и тогда я снова чувствую себя уверенной и могу её выкинуть.
Фритц: Теперь возвращайся к ней. Поговори с ней. Расскажи ей об игре, в которую вы обе играете...
Джун: Детка, это наша игра. Я не знала об этом до сих пор. Мне тридцать пять, я не толстая. Запястья у меня не грязные. Я могу купить коробку конфет и съесть, когда захочу. Многие люди меня сильно любят. Многие люди поддерживают меня, когда я нуждаюсь в поддержке, так зачем же мне нужна ты?
Фритц: Что она отвечает?
Джун: Ааа, она говорит: "Ты не вполне уверена. Знаешь? А - я - очень полезная девочка".
2.3 Протокол № 1
Фамилия имя отчество - Анна С.
Год рождения - 1974
Пол - женский
Образование - средне-специальное
Профессия - медицинская сестра
Семейное положение - не замужем
Краткое содержание сна клиента:
Клиент1: Мне очень часто сниться сон, в котором присутствует моя родственница - Галина - которая меня ужасно раздражает, но в жизни я стараюсь с ней не ругаться. А во сне только и делаю, что критикую её и кричу (иногда даже используя ненормативную лексику).
Консультант2: Пожалуйста, тебе необходимо рассказать сон в настоящем времени.
Кл: Я нахожусь в одной комнате с Галей, и я кричу, ругаюсь...
Конс: Давай попробуем, вот что - положи на противоположный стул подушку (мы сейчас смоделируем твой сон). Представь, что эта подушка и есть Галина. А, теперь, кричи, ругайся, то есть делай всё то, что делала во сне.
Кл: Сложно... Галя, я тебя терпеть не могу, меня тошнит, когда я вижу твою постную рожу. Мне не нравиться, когда ты рассказываешь всякие небылицы, и думаешь, что я верю твоим глупостям. Мне ужасно смешно, когда ты строишь из себя самую умную...
Конс: А, теперь, ты не могла бы поменяться с Галиной местами. Поменяйся и попытайся ответить на всё то, что тебе сейчас сказала Анна.
Кл (Г.): Что ж, я с самого начала знала, что ты ужасно невоспитанная, глупая и тупая. А вот я, я очень умная, образованная. У меня яркая внешность, и я ужасно нравлюсь мужчинам...
Кл (А): Конечно, на одну ночь.
Кл (Г): Да, что ты можешь знать об этом.
Кл (А): Я не знаю, что её ответить.
Конс: Ответь её, а не мне.
Кл (А): Я не знаю, что тебе сказать. Мне кажется ты права: я глупая и невоспитанная, и совсем не нравлюсь мужчинам.
Конс: У тебя проблемы с мужчинами?
Кл (А): Да, наверное, я раньше как-то не пыталась этого понять.
Извините, но мне кажется, то есть мне больше не хочется обсуждать Галину, она как бы отошла на второй план, мне стало всё равно, что она думает, что говорит.
8. Удовлетворённость клиента консультацией по пятибалльной шкале:
4 - удовлетворён вполне.
2.4 Протокол № 2
Фамилия Имя Отчество - Евгений Т.
Год рождения - 1970
Пол - мужской
Образование - высшее техническое
Профессия - инженер
Семейное положение - холост
Краткое содержание сна клиента:
Е: У меня есть очень типичный повторяющийся сон, который, я думаю, мог бы присниться многим людям, если бы у них была глубокая проблема, и я не думаю, что смог бы его сыграть. Это далёкое колесо - я не уверен, какого типа - оно движется навстречу мне и постоянно увеличивается в размере, всегда увеличивается в размере. И, наконец, оно прямо надо мной и я не могу измерить его высоту, оно такое высокое.
Конс: Если бы ты был этим колесом, какая у тебя была бы жизнь? И что бы ты сделал с Евгением?
Е: Какие у меня были бы отношения, будь я колесом?
Конс: Ты только что описал увеличивающееся в размере колесо...
Е: Хорошо. Я просто переехал бы через Евгения.
Конс: Как ты это сделаешь?
Е: Как я это сделаю? Продолжу свой путь... я буду продолжать катиться по своему пути и перееду через Евгения.
Конс: Поговори с Евгением.
Е: Как колесо?
Конс: Да.
Е: Я не знаю. Ты не пройдёшь через меня. Я не знаю... Я не позволю тебе.
Конс: Ты заметил, как часто появляются слова "Я не уверен", "Я не знаю"?
Е: Я очень не решительный и не могу перевести какое-либо соглашение в действие.
Конс: Тогда где твоя сила, во сне?
Е: Я не знаю, какая у меня есть сила, когда у меня есть - другими словами, я вижу размер, который превышает - превышает любой - это как колесо, оно слишком ужасно, не возникает даже мысли о сопротивлении.
Конс: Теперь снова сыграй колесо. А я буду Женей.
Е: Я - колесо, и я - я - у тебя нет шансов. Я перееду через тебя и я - ты - ты не должен двигаться.
Конс: Ты чувствуешь нерешительность сейчас, когда ты играешь колесо?
Е: Нет... Я чувствую решимость.
Конс: Теперь снова сыграй колесо.
Е: Я - колесо и теперь я не чувствую себя таким, как колесо, - таким большим, как я думал сначала. Ты заронил сомнение в разум Жени, он сомневается насколько это колесо действительно сильное, и я не могу вести себя, как колесо.
Конс: Сейчас ты снова говоришь с колесом.
Е: Ахх... Ты - пустая болтовня.
Конс: Скажи это снова.
Е: Ты - пустая болтовня...
Ты - пустая болтовня...
Конс: Теперь скажи это колесу.
Е: Ты - пустая болтовня. Ты кажешься огромным, но, я прекратил ужасаться тому, какое ты большое, ты стало не таким сильным, как я сначала думал.
Конс: Заметил, сколько неуверенности покинуло тебя?
Е: Да. Я думаю, я - теперь такой же большой, как оно, я думаю, я сделал, что мог. Я почувствовал, что стал увереннее.
Удовлетворённость клиента консультацией по пятибалльной шкале:
5 - абсолютно удовлетворён.

Заключение
Проведённая работа позволяет утверждать, что метод гештальттерапии, "Работа со сном", является успешной техникой для выявления и решения личностных проблем.
В настоящее время средний человек реализуется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% от его потенциала, уже считается гением. Таким образом, от 85% до 95% теряется, не используется. Звучит трагично, не так ли? А причина тому очень проста: мы живём по шаблонам. Поэтому, если вы найдёте, как удерживаете себя от роста, от использования своего потенциала, вы получите способ усиления последнего, обогащения жизни, найдёте, как всё более улучшать способности к самомобилизации. И наш потенциал базируется на весьма странной установке: жить и ежесекундно обновлять жизнь.
Мы становимся непредсказуемыми. Роль хорошего гражданина требует, чтобы он был предсказуемым, поскольку мы страстно жаждем безопасности, мы приспосабливаемся, и в большинстве видов терапий приспособление к обществу - высшая цель.
Большинство остальных терапий пытаются приспособить человека к обществу. Возможно, это было и не так уж и плохо прежде, когда общество было относительно стабильным, но теперь, в пору быстрых перемен, приспосабливаться к обществу становиться всё более и более трудным.
Если вы центрировались на себе, тогда вы больше не станете приспосабливаться - тогда, всё происходящее мимо, и вы ассимилируете, вы понимаете, вы строите своё отношение ко всему происходящему.
Каждый индивид, каждое растение имеет от роду лишь одну цель - актуализировать себя таким как есть. Роза является розой, и она не намерена самоактуализироваться в качестве кенгуру. В природе - за исключением человеческого существа - конституция, здоровье, потенциал, рост всё объединено в единое нечто.
Таким образом, как только мы теряем природную основу - вселенную и её законы - и становимся артефактами - мы теряем возможность существовать.
Литература
Брински Бэт. Гештальттерапия. - С. - Петербург: ООО "Институт Личности", 1996. - 34с.
Гештальт - 96. Под ред. Д.Хломова, О.В. Немиринского, Н.Б.Кедровой. - М., 1996. - 110с.
Новодержкин Б.А., Романенко О.К. Гештальттерапия. - М., 1998. - 40с.
Перлз Фредерик. Гештальт-семинары. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. - 322с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1990. - 368
1 - в дальнейшем Кл. 2 - в дальнейшем Конс 21 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Разработка источника стабильного тока
 Система права
Ваши отзывы
Огромное спасибо! Не знаю чтобы я без Вас делала! Вчера сдала курсовую на "отлично", преподаватель был в восторге! На весеннюю сессию обязательно обращусь сразу к вам.
Ольга

Copyright © refbank.ru 2005-2020
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.