Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Использование тестирующих компьютерных программ при изучении грамматики и лексики английского языка
 Анализ положения дел по обслуживанию легковых автомобилей в г. Нефтеюганске и организация СТО (бизнес-план)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

реферат

История развития психолингвистики



План
Введение. 3
1. Философские и психологические корни
формирования науки о языке и мышлении. 6
1.1. Философские концепции мышления и их влияние
на теорию психологии . 6
1.2. Психологические и физиологические трактовки
мышления и их влияние на лингвистическую науку. 7
2. Психологическое направление в лингвистике. 12
2.1. Первый этап развития психологического направления
в языкознании. Х. Штейнталь и А.А. Потебня. 12
2.2. Младограмматизм. 15
2.3. Последователи лингвистического психологизма
в первой половине ХХ в. 16
3. Психолингвистика. 19
3.1. Психолингвистика как качественно новый этап развития
психологического направления в языкознании. 19
3.2. Психолингвистика за рубежом. 21
3.3. Основные тенденции развития психолингвистики
в нашей стране. 22
3.4. Нейролингвистика. 25
Заключение. 27
Глоссарий психолингвистических терминов. 28
Список литературы. 31
Введение.
Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является одним из центральных вопросов науки о языке. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ реального мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем. Он оказывается в состоянии выходит за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это бывает при непосредственном восприятии. Человек может абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Это означает, что человек, в отличие от животных, обладает мышлением - специфически человеческим свойством. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без речи. Языковое мышление и осмысленная речь - характерные и неотъемлемые признаки человека. Именно здесь коренится разница между чувственно воспринимающим животным и мыслящим человеком.
Поэтому не случайно, что с самого начала развития теоретического языкознания и философии языка ученые пытались выяснить характер связи языка и мышления. В решении этой проблемы у разных ученых обнаруживаются глубокие расхождения. Одни, как Ф.Э.Д. Шлейермахер и И.Г. Гаман, прямо отождествляли язык и мышление. Гаман, например, считал язык воплощением духовности и называл поэзию "родным языком человечества". Другие ученые в паре "язык - мышление" отдавали приоритет языку. Такой подход был характерен для В. фон Гумбольдта1, Л. Леви-Брюля2, а позднее - для представителей бихевиоризма, неогумбольдтианства и неопозитивизма. Третьи, как, например, Ф.Э. Бенеке, вообще отрицали связь между языком и мышлением3.
Между тем слово (как единица языка и как фигуральное выражение для обозначения самого языка) находится между сознанием и мыслимым предметом. При этом оно участвует в бытии обоих. Во-первых, оно отделяет их друг от друга. Благодаря этому человек может отличать возникающее через слово представление от соответствующего предмета. Во-вторых, слово связывает предмет и сознание. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Более того, благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования.
Мышление - самостоятельный процесс и, вероятно, все-таки первичное по отношению к языку явление (во всяком случае, предметно-логическое мышление). И в то же время наше собственное мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме. Мы постигаем мир согласно способу бытия нашего языка. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. По мере того, как мыслимые предметы начинают принимать участие в процессе человеческого общения, сознание, воздействуя на них с помощью языка, вместе с тем приспосабливается к ним. Мышление "движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому"4.
Язык активно включался в процессы мышления. Если вначале существовало только два вида мышления - практически-действенный и наглядно-образный, - то постепенно возник новый, качественно высший вид словесно-логического мышления. За счет этого стимулировалось развитие мышления вообще. Возникновение и развитие письменности усилило воздействие языка на мышление. Повысилась интенсивность языкового общения, значительно увеличились возможности языка как средства оформления мысли.
Параллельно по мере исторического развития мышления постепенно усиливалось его воздействие на язык. Это воздействие сказывалось главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка. Таким образом, можно смело говорить, что на протяжении истории человечества взаимное влияние языка и мышления постоянно усиливается и углубляется.
Такое положение вещей не могло не вызвать глубокого интереса к данной проблеме со стороны ученых различных школ и направлений. Связь языка и мышления, психологические процессы, характерные для развития языка, и влияние языка на развитие мышления, стали впервые предметно изучаться в рамках так называемого психологического направления в лингвистике, а позднее - представителями теории речевой деятельности и выросшей на ее почве психолингвистики. Однако гораздо раньше эта проблема стала предметом раздумий ученых-философов, которые, собственно говоря, и заложили первый камень в фундамент здания психолингвистической науки, сформулировав многие вопросы, решение которых предстояло искать в будущем. За философами последовали психологи, внесшие огромный вклад развитие проблематики и понятийного аппарата психолингвистики и многих смежных наук, например нейролингвистики.
1. Философские и психологические корни формирования науки о мышлении и языке.
1.1. Философские концепции мышления и их влияние на теорию психологии.
Законы и процессы человеческого мышления подробно рассматривал еще Р. Декарт. Основное положение учения Декарта заключается в следующем: животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснять строго детерминистически. Но для человека, по мнению Декарта, такое объяснение поведения не годится. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; он не может быть выведен из материальных явлений, и корни его поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материальными законами. Эти взгляды и составляют сущность дуалистической концепции Декарта: признавая возможность механистического объяснения поведения животного, он одновременно считал, что сознание человека имеет совершенно особую, духовную природу и что подходить к явлениям сознания с тех же детерминистических позиций нельзя5.
На тех же позициях стояли психологи Дильтей, Шпрангер и др., которые считали, что высший уровень абстрактного поведения, которое определяется отвлеченными категориями, действительно является характерным для человека. Однако этот уровень есть проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека, и эта возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями есть свойство духовного мира, который налицо у человека, но которого нет у животных6.
Близкие к Декарту взгляды выражал в этом плане и И. Кант. Для Канта, как известно, существовали апостериорные категории, то есть то, что выводится из опыта, и априорные категории, то есть категории, заложенные в глубинах человеческого духа. Суть человеческого познания, утверждал Кант, и заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта; это трансцендентальный процесс - процесс перехода от наглядного опыта к внутренним сущностям и обобщенным рациональным категориям, заложенным в существе человеческого духа7.
Представления кантинианства оказали влияние и на научную мысль ХХ века. Так, по мнению Э. Кассирера, для человеческого духа свойственны символические формы, которые проявляются в знаках, в языке, в отвлеченных понятиях. Человек тем и отличается от животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределах "символических форм", а не только в пределах наглядного опыта. Эта способность мыслить и действовать в символических формах является результатом того, что человек обладает духовными свойствами; для него характерны абстрактные категории мышления, отвлеченные духовные принципы сознания.
Такие принципы можно лишь описывать, но нельзя объяснить - на этом принципе строится вся современная феноменология, то есть учение об описании основных форм духовного мира. Вершиной этого учения стали труды немецкого философа Э. Гуссерля8.
1.2.Психологические и физиологические трактовки мышления и их влияние на лингвистическую науку.
Схожие воззрения высказывали не только философы, но также психологи и физиологи. Так, крупнейший психолог XIX в. В. Вундт считал, что существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти, - процессы, которые подчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного (иначе физиологического) объяснения. Однако в психических процессах человека есть и иные явления. Эти процессы проявляются в том, что Вундт называл "апперцепцией", то есть активным познанием человека, исходящим из активных установок или воли. По мнению Вундта, эти процессы активного отвлеченного познания выходят за пределы чувственного опыта, относятся к высшим духовным явлениям, их можно описывать, но объяснить их нельзя потому, что в них проявляются основные априорные категории человеческого духа. В начале ХХ в. Вундтом была предпринята попытка создать науку о психологии народа, которая должна была стать методологической основой языкознания и называться этнопсихологией, но этнопсихология как наука тогда не состоялась. Вместе с тем стремление опереться на социальную психологию способствовало широкому взгляду на язык, пробуждению интереса к фольклору, мифологии, пословицам, поговоркам и другим речевым формам.
Учение об апперцепции Вундта в начале ХХ в. получило широкое распространение и было положено в основу специального направления в психологии, получившего название Вюрцбургской школы. Ученые этой школы посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм сознания и мышления. В результате исследований они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, что мышление протекает без участия наглядных образов и слов и представляет собой специальную категорию психических процессов, в основе которых лежат категориальные свойства духа, определяющие его протекание. Мышление, по их мнению, сводится к "направленности", или "интенции", исходящей из духовной жизни человека; оно имеет собственные закономерности, которые принципиально нельзя связывать с чувственным опытом9. У человека есть какое-то "логическое чувство", переживание правильности или неправильности мысли, такое же чувство, как то, которое мы переживаем, когда дается силлогизм и человек непосредственно делает соответствующий логический вывод. Этот вывод делается не из личного опыта человека, а из "логического переживания"; и это "логическое переживание", по мнению представителей Вюрцбургской школы, и есть изначальное свойство духовного мира, которое отличает человека от животного и чувственное от рационального.
Такие же взгляды были характерны и для физиологов. Для примера можно назвать хотя бы Дж. Экклза - одного из основателей современного учения о синоптической проводимости нейрона. Экклз исходил из положения, что реальность - не та реальность, которую мы чувственно воспринимаем, то есть это не внешний мир, в котором живет человек. Основная реальность для Экклза - это реальность внутреннего мира, то, что человек переживает и что остается недоступным для другого. Источником же непосредственного познания, самооценки, переживания своего состояния являются, по Экклзу, специальные нервные приборы, которые служат "детекторами" потустороннего духовного мира10.
С совершенно других позиций рассматривали проблемы человеческого сознания представители детерминистического направления, которые исходили из основных положений философов-эмпириков, согласно которым все, что есть в мышлении, раньше было в чувственном опыте. На первых этапах эти позиции проявлялись в утверждении, что человеческая психика - это чистая доска, на которой опыт записывает свои письмена. Представители этого направления считали, что для понимания законов мышления достаточно иметь два элементарных процесса (представление, или чувственный образ, с одной стороны, и ассоциацию, или связи чувственного опыта, - с другой) и что мышление - это не что иное, как ассоциация чувственных представлений. Стремясь перенести психологические понятия и термины ассоциативной психологии на язык, представители этого направления проявили внимание к речевым актам живого языка, к внутреннему строению языка, к значению слова и предложения.
Пожалуй, окончательный вывод, идущий в этом направлении, был сделан американскими психологами-бихевиористами. Бихевиористы с самого начала отказались изучать отвлеченное мышление. Для них предмет психологии - это поведение, причем само поведение рассматривается как нечто, состоящее из реакций на стимулы, оно понимается как результат повторений и подкреплений, иначе говоря, как процесс, строящийся по элементарной схеме условного рефлекса. К этому направлению в психологии восходит и бихевиоризм в лингвистике, представляющий собой систему взглядов на сущность и функции языка, в основе которой лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды (непосредственных и опосредованных) и отрицание сознания как предмета психологического исследования.
Наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы реактивного поведения (то есть одного из видов реакции человека на воздействие внешней среды), благодаря которой индивидуум приспосабливается к социальной среде11. Через посредство Блумфилда идеи бихевиоризма распространились в постблумфилдианской дескриптивной лингвистике, требовавшей говорить о языке в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что раскрывается в непосредственном наблюдении12. Б. Скиннер трактует язык как систему единиц вербального поведения, образуемых реакциями. Имеющими доступную отождествленную форму, функционально соотнесенную с одной или несколькими независимыми операциональными переменными (то есть факторами воздействия среды).
Какими бы спорными ни были идеи перечисленных ученых, их заслуга, бесспорно, состоит в стремлении ввести лингвистическую составляющую в психологическую науку. Впрочем, такой подход был характерен для многих философов, психологов и лингвистов и задолго до появления бихевиоризма в лингвистике. В конце концов, это вылилось в появление целого психологического направления в языкознании, которое и стало провозвестником новой науки - психолингвистики.
2. Психологическое направление в лингвистике.
Подходя к языку со стороны психологии говорящих, психологическое направление в языкознании подчеркивает теснейшую связь языка и мышления. Однако в разные периоды истории лингвистики представители психологического направления по-разному трактовали исходные понятия, а также предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу языка. Поэтому на самом деле следует говорить о целом ряде психологических направлений, школ и концепций, объединенных несколькими общими чертами. Во-первых, это общая оппозиция логическим и формальным школам в языкознании; во-вторых - ориентация на психологию как на методологическую базу; в третьих - стремление исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.
Своим возникновением лингвистический психологизм (другое название психологического направления в языкознании) обязан идеям В. фон Гумбольдта. Языковед, по мнению Гумбольдта, должен понять язык как внешнее проявление и орудие народного духа. Язык - это не мертвый продукт, а созидающий процесс13.
2.1. Первый этап развития психологического направления в языкознании. Х. Штейнталь и А.А. Потебня.
Самый ранний этап развития собственно лингвистического психологизма связывают с именем Х. Штейнталя. Он и является основателем психологического направления (середина XIX в.). Уже в первый период своего развития психологическое направление в языкознании отмежевалось от предшествовавшей логической школы. Категории грамматики и логики, считали представители этого направления, столь же слабо соотнесены друг с другом, как понятия круга и красного. Логике как методологической основе предшествующего языкознания противопоставляется психология. Следуя Гумбольдту, Штейнталь видел в языке выражение "духа народа" - народной психологии; тем самым подчеркивалась и социальная роль языка. Штейнталь и М. Лацарус еще до Вундта пытались создать социальную психологию - "этнопсихологию" - и с этой целью основали в 1860 г. "Журнал этнической психологии и языкознания". Однако при этом они руководствовались наивными представлениями об этнопсихологии как проявлении "симпатий" между людьми. Размышляя над характером связи языка и мышления, Штейнталь утверждал, что язык есть мышление. Однако в отличие от предметного мышления, которое оперирует представлениями, языковое мышление опирается на внутреннюю форму языка, то есть на представления представлений.
Оставаясь верным основному постулату Гумбольдта, психологическое направление в лингвистике рассматривало язык как явление историческое и динамическое, вечно развивающееся, что согласуется с назначением сравнительно-исторического метода. Придавая понятию "внутренняя форма" большое значение, представители этого направления применяли его и к истории языка. Штейнталь, в частности, полагал, что в доисторический период языки обладали богатейшей внутренней формой, а в исторический период они ее постепенно утрачивают. Для представителей психологического направления в лингвистике вообще внутренняя форма есть следствие процессов образования слова. Процессам образования языковых единиц они уделяли большое внимание. Пытаясь психологически объяснить эти процессы, они говорили о таких законах психологии, как ассимиляция, ассоциация, апперцепция и др. Отсюда их интерес к синтаксису, его ведущее положение в исследовательской практике. Так, формирование частей речи рассматривалось на основе выделения членов предложения. В отличие от сторонников логической школы, которые видели в предложении результат объединения двух (или нескольких) понятий, основатели психологического направления, наоборот, усматривали в нем выражение расчленения общего представления на его составные части с последующим их синтезом. Следует особо подчеркнуть, что психологическое направление в лингвистике впервые обратило внимание на важность мысли Гумбольдта о необходимости привлечения связного текста в лингвистических исследованиях.
По ряду существенных вопросов русская школа психологического направления в лингвистике расходилась с немецкой. Крупнейшим представителем этого направления в России был А.А. Потебня. Так, Харьковская школа, во главе которой и стоял Потебня, соглашались со своими немецкими коллегами далеко не во всем. Например, Потебня неоднократно подчеркивал важность формальных грамматических свойств. Немецкие же ученые - сторонники психологизма стремились обнаружить, скорее, язык в психологии, чем психологию в языке.
А.А. Потебня разрабатывал теорию происхождения и развития языка, историческую грамматику, семасиологию, исследовал вопросы взаимоотношения языка и мышления, языка и нации. В разработанной Потебней "ономатопоэтической теории языка" мыслительно-речевой акт считается индивидуально-психическим творческим актом, результаты которого признаются или отвергаются при его творческом восприятии. Отсюда, с одной стороны, утверждается, что слово материально существует только как отдельное употребление, с другой - последовательно проводится изучение истории употребления слов и процесса исторического развития конкретного языка. Прослеживая это развитие, Потебня делал выводы об исторических изменениях в характере языкового мышления данного народа и человечества в целом. Он считал, что в основе развития языка лежит смена поэтического мышления, отразившегося в формах слов и высказываний, прозаическим мышлением. Учение Потебни о внутренней форме слова восходит к идеям Гумбольдта.
Синтаксическое учение Потебни было новым этапом в разработке понятий слова, грамматической формы, грамматической категории и др.14 Стремление раскрыть этапы развития человеческого мышления в фактах языковой эволюции, основанное на понимании связи языка и мышления, а отсюда применение историко-генетического принципа анализа и осмысления синтаксических явлений позволило ученым Харьковской лингвистической школы углубить исследования в области исторической грамматики, более глубоко исследовать морфологию и синтаксис.
2.2. Младограмматизм.
Второй период развития психологического направления связан с формированием младограмматизма в 70-х годах XIX в. Его представителями в Германии были А. Лескин, Б. Дельбрюк, Г. Пауль и др. Младограмматизм отверг основные научные представления первой половины XIX в., в том числе идею Гумбольдта о внутренней форме языка, обусловленной национальным "духом" народа, учение о двух периодах в жизни языка - творческом доисторическом, когда язык развивал свои формы, и историческом, когда происходил процесс деградации и разрушения форм. Младограмматизм обратился к изучению говорящего человека. Язык, по мнению младограмматиков, представляет собой индивидуально-психологическое явление: понятия, выражаемые языком, возникают "в недрах души индивида" и "нигде больше"15. Общение же с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова. Сам язык - не природное, а общественное установление, а база для его изучения - психология индивида.
Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление. Но сущность языка младограмматики не растворяли в психологии, видя его физическую и физиологическую сторону, на которые они опирались в своем учении о фонетических законах. Звуковые изменения слов, по мнению младограмматиков, могут происходить по аналогии, основанной на том, что речевая деятельность индивидов не ограничивается воспроизведением готовых форм, но создает новые по сходству с другими имеющимися. По представлениям младограмматизма, изменчивость звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Распространение таких отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и мгновенного в общее и узуальное. Подобным же образом, по мнению этих ученых, происходят изменения и в смысле слов, причину которых следует искать в неустойчивости и колебаниях представлений индивидуальной психики, и здесь окказиональные значения могут перерастать в узуальные16.
Младограмматизм оказал большое влияние на последующее развитие лингвистической науки. Особенно велики его заслуги в области грамматики и фонетики. В частности, фонетическое осмысление орфографии памятников древней письменности помогло выявить реальное звуковое значение букв, которыми пользовались древние.
Идеи младограмматизма частично разделяли представители Казанской лингвистической школы, но их не удовлетворяла односторонняя ориентация на индивидуальную психологию. В противовес они по-разному стремились подчеркнуть социальную сущность психологии говорящих17.
2.3. Последователи лингвистического психологизма в первой
половине ХХв.
К началу ХХ в. стали все отчетливее проявляться недостатки сугубо субъективно-психологического подхода к пониманию языковой природы. Не случайно в первой половине ХХ в. на смену лингвистическому психологизму приходят социологические, а также формальные направления (структурная лингвистика). Однако традиции психологического подхода к языку утрачены не были. Под влиянием новых идей как в психологии и философии, так и в языкознании в разных странах возникают отдельные концепции, ориентированные на психологические принципы анализа языка. Например, А. Марти создал теорию универсальной грамматики, основанную на психологических началах. Все языки, по мнению Марти, выражают одно и то же психологическое содержание и построены на одинаковых основаниях, так как все люди независимо от языка, на котором они говорят, обладают общей психофизической организацией. По мнению Марти, основная задача лингвистики заключается в точном анализе и описании психических функций и их содержания, получающих выражение в универсальных языковых средствах. Предложенное Марти разграничение автосемантики и синсемантики с последующей привязкой к частям речи и другим единицам не утратило своего значения до сих пор.
30-е и 40-е годы ХХ в. принесли новые интересные учения в рамках психологического направления в лингвистике. Речь идет, прежде всего, об "эгоцентрической концепции поля" К.Л. Бюлера и теории психологии языка Ф. Кайнца и Э Рихтера. Выступая против "заношенного реквизита" традиционной формальной грамматики, Бюлер предлагает обратиться к некоторым понятиям современной ему психологии - понятию поля и ситуации. Он обнаруживает в языке некоторые "поля" (например, поле личных местоимений, местоименных наречий и т.п.), которые ставятся говорящим в соответствие коммуникативной ситуации. Теория психологии языка Кайнца и Рихтера направлена в основном на описание психологических условий употребления языковых средств18. Психологической ориентации на язык в значительной степени придерживался Л.В. Щерба, особенно в первый период своей деятельности. Его труды и предложенные им экспериментальные методы объективно способствовали эффективности исследования не только системы языка, но и речевой деятельности19.
3. Психолингвистика
3.1. Психолингвистика как качественно новый этап развития психологического направления в языкознании.
Качественно новым этапом развития психологического направления становится возникшая в начале 50-х годов психолингвистика. Эта наука унаследовала и развила наиболее сильные стороны психологического направления в языкознании: приоритетный интерес к связи языка и мышления, рассмотрение языка в неразрывной связи с говорящим человеком, подчеркивание динамической природы языка, учет социологических факторов. Психолингвистика изучает процессы речеобразования, восприятие и формирование речи в их соотнесенности с языковой системой. Психолингвистика рассматривает гораздо большее число факторов развития и функционирования языка, чем общее языкознание. Поэтому и предмет ее исследования гораздо шире. Одной из центральных проблем психолингвистики является речевая деятельность.
Хотя по предмету исследования психолингвистика близка к лингвистике, по методам исследования она больше напоминает психологию. Так, разрабатывая модели речевой деятельности, она пользуется психологическими экспериментами. Это естественно, поскольку с помощью лингвистических методов исследуют текст, а не говорящего человека. Между тем психолингвистика призвана решать множество практических задач, связанных именно с говорящими людьми. Это и обучение языкам, и речевое воспитание дошкольников, и вопросы логопедии, и проблемы мозговых речевых нарушений, и процессы речевого воздействия в пропаганде и СМИ, и вопросы судебной психологии и криминалистики, и проблемы машинного перевода и речевого ввода информации... Поэтому психолингвистика, не пренебрегая изучением связи языка и мышления, главное внимание концентрирует на речи - конкретном говорении, производимом человеком.
Собственно говоря, идеи, близкие по проблематике к психолингвистике, высказывал еще в начале 30-х годов Л.С. Выготский, к работам которого восходит формирование понятия речевой деятельности20. В виде очень упрощенной схемы речевую деятельность можно представить следующим образом: цель речевой деятельности - общение с другими членами языкового коллектива; для этого речевая деятельность использует языковые средства; результатом речевой деятельности являются речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом; процесс речевой деятельности - это собственно говорение. Если же рассматривать проблему чуть более подробно, то окажется, что речевая деятельность, с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим типом существования, а с другой - состоит из нескольких последовательных фаз. Фазы речевой деятельности - это ориентировка, планирование, реализация плана, контроль.
В процессе речевой деятельности возникает ее результат, то есть то, что участники коммуникации запомнили либо записали и прочли. Все это вместе - процесс и результат речевой деятельности - называют просто речью.
"Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности", - писал еще В. фон Гумбольдт21. Это индивидуальное своеобразие, субъективность речи объясняется тем, что речь всегда имеет конкретного автора. Поэтому речь того или иного человека можно охарактеризовать, исходя из его психологического состояния, его текущей коммуникативной задачи. Наконец, речь зависит от отношения к собеседнику, от того, насколько искренен говорящий, а также от конкретных обстоятельств, в которых она протекает.
3.2. Психолингвистика за рубежом.
Сам термин "психолингвистика" вошел в обиход с 1954 г. после опубликования американскими учеными одноименной работы (под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока). Зарубежная психолингвистика в лице одного из своих основоположников Ч.Э. Осгуда первоначально (в 50-е гг.) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию, а в лингвистическом - на американскую дескриптивную лингвистику22. В дальнейшем (до начала 70-х гг.) зарубежная психолингвистика в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского, развивая и его психологические идеи. Идеи эти заключались в том, что предметом синтаксиса у него стал не анализ текста, а порождение текста в результате речевой деятельности говорящих. Однако речевая деятельность и порождение предложений рассматриваются в теории Хомского только с точки зрения операций мышления и создания формул предложения - синтаксических конструкций. Наибольший вклад в развитие психолингвистики внес в этот период Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского23. Известны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и др24. В общем и целом 70-е гг. ХХ в. характеризуются в зарубежной психолингвистике отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов западноевропейских стран25. Этот этап привел к пересмотру основ психолингвистики и проникновению в нее идей "классической" европейской общей психологии и наиболее перспективных тенденций современной социальной психологии. В большей степени в этот период стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности.
3.3. Основные тенденции развития психолингвистики в нашей стране.
На отечественной почве, где психолингвистика как таковая начала бурно развиваться с 60-х годов (А.А. Леонтьев и др.)26, ее долгое время называли "теорией речевой деятельности"27. Это не случайно. Наши психолингвисты огромное внимание уделяли и уделяют речи. Разрабатываются общие модели порождения и восприятия речи, то есть изучаются вероятностные структуры речевых процессов, вербальные (словесные) ассоциации, факторы распознавания речи и т.д.
Закономерно, что именно речь стала главным предметом интереса психолингвистики. В самом деле, речь всегда имеет конкретного автора. Так, говорящий (или пишущий) выбирает тот или иной стиль общения или сообщения. Кроме того, речь всегда протекает в темпе, характерном для говорящего или избранном им. Она обладает определенной продолжительностью, окрашена определенным тембром голоса, имеет определенную громкость, степень артикуляционной точности, может быть искажена акцентом. Все эти параметры детерминируются исключительно субъективными характеристиками и/или субъективным выбором говорящего. Более того, речь того или иного человека можно охарактеризовать, исходя из его психологического состояния, его текущей коммуникативной задачи. Наконец, речь зависит от отношения к собеседнику, от того, насколько искренен говорящий, а также от конкретных обстоятельств, в которых она протекает.
Речь, как и язык в целом, тесно связана с мышлением. В связи с этим многие ученые, например, С.Д. Кацнельсон, даже выделяют специфические этапы речевого процесса28. Мышление находит конкретное выражение в речи. Но речь не просто выражает мысль, она еще и отражает степень объективности/субъективности мышления. Способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. Наиболее общим является противопоставление теоретического (объективного) и практического (субъективного) мышления. Соответственно выделяются и два вида речи: теоретическое и практическое рассуждение. Их цели различны. Так, цель теоретического рассуждения - установление истины. Поэтому оно следует логическим законам, непреложным и независимым от субъекта. Целью практического рассуждения является принятие решения или предписание, иными словами, оно ставит своей задачей выбор из ряда альтернатив, и выбор этот обусловлен субъективными оценками и интересами самого говорящего. Теоретическое и логическое рассуждения характеризуются не только содержательными установками, но и чисто формальными показателями - тем, как устанавливается связность, выбором модальности и т.д.
Как уже указывалось, язык и мышление существуют в неразрывном единстве. Это означает, что слово входит в сам процесс мышления, который без него невозможен. Мы не только выражаем свою мысль с помощью языка; за счет языка происходит само оформление мысли. Другими словами, человек пользуется речью не только тогда, когда его слова адресованы другим людям, но и когда он просто молча думает. Психолог А.Н. Соколов даже обнаружил скрытые артикуляции - мелкие моторные движения во время мыслительной деятельности. Такая форма речи называется внутренней речью29.
Внутренняя речь имеет свои особенности. Во-первых, она беззвучна. Во-вторых, она имеет "сжатую" форму. Это связано со сложными отношениями мысли и речи. Л.С. Выготский писал: "Течение и движение мысли не совпадают прямо и непосредственно с развертыванием речи. Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Один и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество. Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями"30. Согласно теории последователей Л.С. Выготского - психолингвистов А.А. Леонтьева и др., порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции, мотива, внутреннего программирования и реализации31.
Это положение нашло экспериментальное подтверждение. Так, Н.И. Жинкин, исследуя ход мыслительного процесса, пришел к выводу, что в большинстве случаев беззвучное прямое проговаривание отсутствует. Например, испытуемого просили решить ряд задач или вспомнить что-нибудь. Само решение или воспоминание занимало от силы одну-две минуты, в то время как устный рассказ о решениях задачи или о случаях из жизни продолжался 10-15 минут. Становилось очевидно, что, решая или вспоминая, испытуемый не пользовался проговариванием "про себя". Да каждый и по себе знает, что мыслим мы быстрее, чем высказываем свои мысли. А бывает, что мысль трудно выразить в словах. Поэтому Н.И. Жинкин в свое время выдвинул гипотезу об особой системе условных знаков, сигналов, используемых для передачи какого-либо сообщения. Эту систему ученый называет предметно-изобразительным кодом, которым пользуются люди во время мыслительного процесса32.
Изучение внутренней речи и ее механизмов продолжается. Это помогает уяснить особенности связи языка и мышления, процесс превращения мысли в звучащую речь и процесс восприятия и понимания речи.
Отечественные ученые рассматривают речь и речевую деятельность в самых различных аспектах. Так, И.А. Зимняя исследует речь с точки зрения ее восприятия и в этой связи анализирует пути обучения иностранным языкам33. И.Н. Горелов занимался вопросами невербальных средств коммуникации и связанных с ними проблем паралингвистики и кинесики34. Смежной с психолингвистикой дисциплиной является прагмалингвистика, охватывающая многие проблемы, изучающиеся в рамках психолингвистики, теории и типологии речи и речевой деятельности35.
3.4. Нейролингвистика.
Особый интерес представляет речь в ее взаимосвязи с мозговыми механизмами. Так, одно из направлений психолингвистики - нейролингвистика - занимается изучением процессов и механизмов речеобразования, возникновения речевых ошибок и нарушений речи. Нейролингвистика рассматривает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового (речевого) поведения. Уже средневековые лекари наблюдали расстройства речевого поведения людей, получивших очаговое повреждение головного мозга. Однако систематическое изучение таких случаев началось лишь с середины XIX в. Предметом современных нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии. Афазия - это речевое расстройство, которое возникает при поражении левого полушария мозга (у правшей). Специфичность афазии зависит от функции пострадавшего участка. Так, может наблюдаться нарушение грамматической организации высказывания ("Вот взрыв... и вот... ничего..."); утрата активного словаря при сохранении понимания; замена звуков и поиски артикуляции; утрата понимания, "отчуждение" слов - повторение без понимания значения, и т.д.36 Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Иногда они утрачивают один язык, но сохраняют другой, иногда путают, смешивают в речи несколько языков. Известны случаи, когда больные полностью забывали родной язык (не могли на нем говорить и не понимали обращенной к ним речи на этом языке), однако свободно говорили на иностранном языке, даже если перед травмой знали его недостаточно хорошо37.
Несмотря на то, что само учение о речевых нарушениях, возникающих при локальных поражениях мозга, появилось более ста лет назад, психолингвистический анализ этих нарушений еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день пройдены лишь первые этапы этого сложнейшего пути. Однако нет сомнения в том, что этот путь позволит в конечном итоге понять психологическое строение и мозговые механизмы тех сложнейших процессов речевой коммуникации, которые отличают человека от животного и являются ключом к анализу организации наиболее сложных форм сознательной деятельности.
Заключение.
Таким образом, развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление и стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем "классическое" общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования и давая толчок возникновению новых направлений внутри нее самой, а также смежных с ней наук. Для современного этапа развития психолингвистики характерен глубокий подход к трактовке социальной и психологической природы языка и речевой деятельности.
Глоссарий терминов.
Акустика речевая- раздел общей акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с разработкой систем автоматического синтеза и распознавания речи.
Афазия - речевое расстройство, вызванное поражением отдельных зон головного мозга.
Внутренняя речь - 1) планирование и контроль "в уме" речевых действий. Близка к мышлению, одна из форм его реализации; 2) внутреннее проговаривание, беззвучная речь "про себя"; 3) один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого высказывания (то же, что планирование, замысел).
Внутренняя форма слова - семантическая и структурная соотнесенность составляющих слово морфем с другими морфемами данного языка. Может вызывать положительное или отрицательное по эмоциональному восприятию ассоциативно-образное представление.
Восприятие речи - 1) (в психофизиологии и физиологии речи) термин для обозначения процессов обработки речевого сигнала; 2) (в экспериментальной и общей фонетике) совокупность механизмов, обеспечивающих переход от первичного фонетического описания звука (звуковой последовательности) к интерпретации его как определенной единицы системы языка; 3) (в психолингвистике и психологии речи) система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание.
Высказывание - единицы речевого общения. Определяется по отношению к понятию "предложение". В зависимости от разных методов анализа и теоретических подходов отличие В. от предложения видят в объеме, структурном, содержательном и функциональном планах.
Глубинная структура (в теории порождающих трансформационных грамматик) - способ представления предложения, позволяющий отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются только некоторыми грамматическими значениями. Например, предложения "Драматурги пишут пьесы" и "Пьесы пишутся драматургами" имеют одинаковую глубинную структуру, так как содержат одинаковые составляющие: именная группа + глагольная группа + именная группа. Для перехода от глубинной структуры к поверхностной используются специальные трансформации.
Диалогическая речь (от греч. dialogos - "беседа", "разговор двоих") - форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.
Коммуникация (от лат. communico - "делаю общим", "связываю", "общаюсь") - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их деятельности.
Нейролингвистика - научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.
Поверхностная структура - один из способов описания синтаксического устройства предложения. Это представление предложения на уровне поверхностного синтаксиса; получается из глубинной структуры в результате применения особых формальных правил - трансформаций.
Прагматика (от греч. pragma - "дело", "действие") - область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. Лингвистическая прагматика не имеет четких контуров, в нее включен комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействии в коммуникации, ситуацией общения.
Речевая деятельность - один из трех аспектов языка наряду с психологической речевой организацией и языковой системой; языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания.
Речевой акт - целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации.
Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Сам процесс говорения, а также результат этого процесса. Характеризуется через ее противопоставление языку.
Узус (от лат. usus - "пользование". "употребление", "обычай") в языкознании - общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т.д.) в отличие от его окказиолнального (временного и индивидуального) употребления.
Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.
Список литературы
Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. - М., 1975.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М., 1975.
Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX - начала ХХ вв. - М., 1976.
Блумфилд Л. Язык./Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1968. См. также: Гухман М.М. Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и дескриптивная лингвистика//Тр. Ин-та языкознания АН СССР. - 1954. - Т. 4.
Брудный А.А. К проблеме семантических состояний//Сознание и действительность. - Фрунзе, 1974.
Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М., 1977.
Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч. - Т.2. - М., 1982.
Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч. - Т.2. - М., 1982.
Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику./Пер. с англ. - М., 1959; Белый В.В. Американская дескриптивная лингвистика//Философские основы зарубежных направлений в языкознании. - М., 1977.
Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М., 1991.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию./Пер. с нем. - М., 1984.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию/Пер. с нем. - М., 1984.
Гуссерль Э. Логические исследования: Т.2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование пятое. Об интенциональных переживаниях и их "содержаниях".//Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. - Рига, 1988.
Декарт Р. Соч. в 2-х т./Пер. с лат. и фр. - М.: Мысль, 1994.
Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания//Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ. - 1981. - №4.
Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. //Вопросы языкознания. - 1964. - №6.
Зарайский Т.Г. Ф. Психология как основа философии //Общзественные науки. - 1987. - №2. - С. 63-66.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978.
Кант И. Критика чистого разума./Пер. с нем. Н.О. Лосского. - СПб.: Изд-во "Тайм-аут", 1993.
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л., 1972.
Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 555.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление/Пер. с франц. - М., 1930.
Леонтьев А.А. Психолингвистикаю - Л., 1967; его же. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975).
Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
Лурия А.Р. Язык и сознание./Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998.
Лурия А.Р. Язык и сознание; его же Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975
Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. - М., 1960.
Подробный анализ воззрений Дж Экклаза см.: Лурия А.Р., Гургенидзе Г.С. Философские приключения известного филолога//Вопросы философии. - 1972. - №6.
Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Т. 1-2. - М., 1958.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика/Пер. с англ. - М., 1976.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987.
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. //Изв. АН СССР, ООН. - 1931. - №1; Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
Miller G. From Philosophical Problems of Psycholinguistics// Philosophy of Science. - 1970. - V. 37.
Osgood Ch.E. The representational Model and Relevant Research Methods// I. Pool (ed.). Trendsin Content Analysis. - Urbana, 1959.

1 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию/Пер. с нем. - М., 1984. 2 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление/Пер. с франц. - М., 1930. 3 См.: Зарайский Т.Г. Ф. Психология как основа философии //Общзественные науки. - 1987. - №2. - С. 63-66. 4 Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 555. 5 Подробнее см.: Декарт Р. Соч. в 2-х т./Пер. с лат. и фр. - М.: Мысль, 1994. 6 Подробнее об этом см.: Лурия А.Р. Язык и сознание./Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. 7 См., например: Кант И. Критика чистого разума./Пер. с нем. Н.О. Лосского. - СПб.: Изд-во "Тайм-аут", 1993. 8 Гуссерль Э. Логические исследования: Т.2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование пятое. Об интенциональных переживаниях и их "содержаниях".//Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. - Рига, 1988. 9 Подробнее об этом см.: Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М., 1977. 10 Подробный анализ воззрений Дж Экклаза см.: Лурия А.Р., Гургенидзе Г.С. Философские приключения известного филолога//Вопросы философии. - 1972. - №6. 11 Блумфилд Л. Язык./Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1968. См. также: Гухман М.М. Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и дескриптивная лингвистика//Тр. Ин-та языкознания АН СССР. - 1954. - Т. 4. 12 См. об этом: Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику./Пер. с англ. - М., 1959; Белый В.В. Американская дескриптивная лингвистика//Философские основы зарубежных направлений в языкознании. - М., 1977. 13 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию./Пер. с нем. - М., 1984. 14 Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Т. 1-2. - М., 1958. 15 Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. - М., 1960. - С. 16 См. об этом: Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. - М., 1975. 17 Подробнее об этом см.: Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX - начала ХХ вв. - М., 1976. 18 Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С.406. 19 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. 20 Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч. - Т.2. - М., 1982. 21 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. 22 См., например: Osgood Ch.E. The representational Model and Relevant Research Methods// I. Pool (ed.). Trendsin Content Analysis. - Urbana, 1959. 23 См., например: Miller G. From Philosophical Problems of Psycholinguistics// Philosophy of Science. - 1970. - V. 37. 24 См., например: Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика/Пер. с англ. - М., 1976. 25 Подробнее об этом см.: Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987. 26 См., например: Леонтьев А.А. Психолингвистикаю - Л., 1967; его же. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. 27 Это не случайно. Долгое время психолингвистику рассматривали как одну из "дочерних" областей разработаннной А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности (см.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975). 28 См., например: Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л., 1972. 29 Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968. 30 Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч. - Т.2. - М., 1982. 31 Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. 32 Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. //Вопросы языкознания. - 1964. - №6. 33 См.: Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978. 34 См., например: Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М., 1991. 35 См., например: Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания//Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ. - 1981. - №4. 36 См.: Лурия А.Р. Язык и сознание; его же Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975; Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М., 1975. 37 Брудный А.А. К проблеме семантических состояний//Сознание и действительность. - Фрунзе, 1974. 9 31

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение, задача
 Системы управления качеством окружающей среды
Ваши отзывы
Спасибо большое за работы. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. С наступающим!
Krasotulya

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.