|
|
Психоанализ художественного творчестваТема 9. Психоанализ художественного творчества. Первоисточник для конспектирования: З. Фрейд "Леонардо да Винчи". Замечается необыкновенная углубленность, богатство возможностей, между которыми только медленно выкристаллизовывается решение, запросы которых более чем достаточно, и задержек в выполнении, которая не может быть объяснена даже и несоответствием сил художника с его идеальным замыслом. Медлительность, издавна бросавшаяся в глаза в работе Леонардо, оказывается симптомом этой задержки, как предвестник отдаления от художественного творчества, которое впоследствии и наступило. Сольми: "Ненасытная жажда познать все окружающее и анализировать холодным рассудком глубочайшие тайны всего совершенного осудила произведения Леонардо постоянно оставаться неоконченными". Леонардо да Винчи: "Не имеешь права что-нибудь любить или ненавидеть, если не приобрел основательного знания о сущности этого". Превращение психической энергии в различного рода деятельность может быть также невозможно без потери, как и превращение психических сил. Леонардо начал свои исследования, служа своему искусству. Ставшая могучею страсть повлекла его дальше, так что связь с искусством порвалась. Он распространил свои исследования почти на все области знания, будучи в каждой из них создателем нового или пионером. Его исследования, однако, направлены были только на видимый мир, что-то отдаляло его от исследования духовной жизни людей. Психологии было уделено мало места. Когда в складе характера личности мы видим одно-единственное сильно выраженное влечение, как у Л. любознательность, то для объяснения этого мы ссылаемся на особую наклонность, об органической природе которой мало что известно. Фрейд считает вероятным, что эта слишком сильная наклонность возникает уже в раннем детстве человека и что ее господство укрепляется впечатлениями детской жизни. Для своего усиления она сначала пользуется сексуальным влечением, так что впоследствии она в состоянии бывает заменить собою часть сексуальной жизни. И не только к страсти к исследованию, но и во многих других случаях особой интенсивности какому-нибудь влечения Ф. заключает о подкреплении его сексуальностью. Многим удается перевести значительную часть их полового влечения на их профессиональную деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимирования. Наиболее одаренные дети приблизительно с третьего года жизни переживают период, который можно назвать периодом инфантильного сексуального исследования. Начиная с акта недоверия сказкам об аисте, ребенок отмечает свою умственную самостоятельность. Впечатление от неудачи при первой пробе умственной самостоятельности, видимо, бывает длительным и глубоко подавляющим. Когда период детского сексуального исследования разом обрывается энергичным вытеснением, остаются для дальнейшей судьбы любознательности, вследствие ее ранней связи с сексуальными интересами, три различные возможности: Исследование разделяет судьбу сексуальности (любознательность остается с того времени парализованной, свобода умственной деятельности может быть ограниченной на всю жизнь). Интеллектуальное развитие достаточно сильно, чтобы противостоять мешающему ему сексуальному вытеснению Третий тип, самый редкий и совершенный, в силу особого предрасположения избегает как умственной задержки, так и невротического навязчивого влечения к мышлению. Вытесненной сексуальности, сделавшей его таким сильным посредством присоединения сублимированного либидо, он отдает дань только тем, что избегает заниматься сексуальными темами. Сцена с коршуном не есть воспоминание Леонардо, а фантазия, которую он позже создал и перенес в свое детство. Для ее объяснения можно было бы удовольствоваться открыто выраженной тенденцией придать санкцию предопределения судьбы своему занятию проблемой птичьего полета. О Леонардо Фрейд пишет: "Мальчик, вытесняя любовь к матери, ставит самого себя на ее место, отождествляет себя с ней и свою собственную личность берет за образец, выбирая схожих с ним объектов любви. Таким образом он становится гомосексуальным. Это не что иное, как возвращение к аутоэротизму, потому что мальчики являются заместителями и возобновителями его собственной детской личности, и он любит их так, как мать любила его ребенком". Фрейд, анализируя фантазию Леонардо о хвосте коршуна, приходит к выводу, что содержание этой фантазии эротическое. Хвост - символ и способ изображения мужского полового органа; представление, заключающееся в фантазии, что коршун открыл рот ребенку и хвостом там усиленно работал, соответствует представлению о половом акте, при котором член вводится в рот другого лица. Фантазия носит пассивный характер; она напоминает также некоторые сны женщин или пассивных гомосексуалистов. Фантазии, в которых женщина берет в рот мужской орган и сосет его, есть не что иное, как переработка другой ситуации, в которой ребенок в грудном возрасте берет в рот сосок матери, чтобы его сосать. Коршун в фантазии Леонардо символизирует мать. Появление коршуна можно объяснить следующим образом. В иероглифах древних египтян мать пишется посредством изображения коршуна. Почитаемое божество материнства (Мут) изображалось с головой коршуна. Таким образом, коршун имеет отношение к матери. Коршун считался символом материнства, т.к. считалось, что существуют только однополые коршуны, мужского пола у этой птицы нет. Создание фантазии о коршуне у Леонардо можно представить следующим образом. Когда он прочел о том, что коршуны все самки и умеют размножаться без помощи самцов, тогда вынырнуло это воспоминание, превратившееся в фантазию. Фантазия говорит о том, что он когда-то тоже был детенышем коршуна, имевшим мать, но не имевшим отца, и, что часто бывает в столь давних воспоминаниях, к этому присоединился отзвук наслаждения, полученного им у материнской груди. Реальное содержание фантазии таково. Замена матери коршуном указывает на то, что ребенок чувствовал отсутствие отца и жил только с матерью. Факт незаконного рождения Леонардо соответствует его фантазии о коршуне; только поэтому мог он сравнить себя с детенышем коршуна. Эта фантазия может указывать на давнишнюю связь между детским отношением Леонардо к его матери и его позднейшей явной, хотя и идеальной гомосексуальностью. Художественные упражнения Леонардо начались с изображения двух родов объектов, которые напоминают два сексуальных объекта, найденных при фантазии о коршуне - детские и женские головки. Детские головки были повторением его собственной детской личности, а улыбающиеся женщины были повторением его матери. Леонардо вследствие идентификации со своей матерью в своем творчестве отреагировал свою бессознательную женственность, когда писал портреты женщин, в которых он имел возможность воплотить собственные черты. Исследователи творчества Леонардо находят, что в портретах женщин есть черты самого Леонардо, т.е. это отчасти портреты его самого. Отец, конечно, также имел значение для психосексуального развития Леонардо. Тот, кто ребенком чувствует влечение к матери, не может не желать быть на месте отца. Он отожествляет себя с ним в фантазии и позже ставит себе целью его превзойти. Для художественного творчества Леонардо его отожествление себя с отцом имело роковое последствие. Он создавал свои творения и больше не заботился о них, как его отец не заботился о нем. Позднейшие впечатления о нем отца не могли ничего изменить в этом навязчивом стремлении, потому что оно исходило из впечатлений первых детских лет, а вытесненное и оставшееся в бессознательном непоправимо позднейшими переживаниями. 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|