|
|
Выявление типа одаренности и составление индивидуальной программы психологической поддержки одаренного ребенка1. ПЛАН Введение ................................................................... 1 1. Одаренность: определение, сферы одаренности ............... 4 2. Типы одаренности и составление индивидуальной программы помощи одаренным детям .................. 6 2.1.Основные моменты в составление индивидуальной программы ..................................................... 6 2.2.Основные причины трудностей в реализации способностей детей .......................................... 8 2.3.Выявление одаренных детей, определение типа одаренности ................................................. 11 2.3.1. Интеллектуальная одаренность ................ 13 2.3.2. Творческая одаренность ........................ 18 2.3.3. План поиска программы обучения для конкретного одаренного ребенка ........ 20 3. Типы индивидуальных программ для одаренных детей .... 22 Заключение ............................................................ 26 ВВЕДЕНИЕ В 1972 г Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: одаренными детьми можно считать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы этих детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сфер: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере. Однако Кларк уточнила, что термин одаренный относится к когнитивным способностям, талант включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. В этом отношении ее позиция основана на выдвинутой Юнгом идее организации человеческого опыта. 1. ОДАРЕННОСТЬ, СФЕРЫ ОДАРЕННОСТИ Приводимые ниже сферы одаренности охватывают способности большинства детей. Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, охотно и легко учится, отличается умением излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому изложению своих знаний. Сфера академических достижений. Чтение: любимое занятие чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры: подолгу сохраняет внимание, хорошо понимает прочитанное, долго сохраняет в памяти символы, буквы и слова, проявляет не обыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов, демонстрирует умение читать. Математика: большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и упорядочиванию предметов. Ребенок проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических терминов, с легкостью выполняет простейшие операции по сложению и вычитанию, разбирается в измерении времени (часы, календари). Часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет исключительный интерес к классификации, может долго сохранять интерес к предмету, связанному с естествознанием и природой, часто задает вопросы о происхождении и функции предмета, проявляет интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам, хорошее понимание причинно следственных связей, хорошо охватывает абстрактные понятия. Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в работу, демонстрирует высокий энергетический уровень(высокая продуктивность или интерес к множеству разных вещей), часто делает все по своему (независим, неконформен), изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей, высказывает много различных соображений по поводу конкретной ситуации, способен по-разному подойти к проблеме, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. Сфера художественной деятельности. Изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием и лепкой, серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие. Он демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, умеет осознанно строить композицию картин или рисунков, его произведение включает множество деталей, его работы отличает отменная композиция и цвет, работы оригинальны и носят печать индивидуальности. Музыка. Ребенок проявляет необычайный интерес к занятиям, чутко реагирует на характер и назначение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, с удовольствием подпевает. Двигательная сфера. Ребенок проявляет интерес к сфере, где требуется тонкая моторика, обладает хорошей зрительно-моторной координацией, любит движение. Суммируя все выше сказанное, можно сказать следующее. Одаренные дети обладают преимуществами по всем параметрам. 2.ТИПЫ ОДАРЕННОСТИ И СОСТАВЛЕНИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ 2.1. Основные моменты в составление индивидуальной программы. Составляя индивидуальную программу психологической помощи одаренному ребенку необходимо опираться на следующие моменты: 1. Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих сверстников. Другой с высоким IQ, но заниженной самооценкой. Отсюда необходимость в определении слабых и сильных сторон каждого ребенка и составлении программ, отвечающего его потребностям. 2.Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе. Реакция близких взрослых значит для них очень много. Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками может сильно огорчить ребенка и в конце концов привести к формированию негативного Я-концепции. Такого ребенка необходимо убедить в том, что он талантлив и скоро научится так же хорошо писать, говорить, а пока ему помогут взрослые. 3. Семья должна играть важнейшую роль в образовании одаренного ребенка. Результаты программы могут быть наилучшими, когда семья и школа работает в тесном контакте. 4.Программа помощи ребенку должна включать разнообразный познавательный материал соответствующий его интересам и потребностям. Обычно одаренных детей отличает широкая сфера интересов и развития навыков. 5.Учебные программы должны быть сбалансированы и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие эмоциональной и двигательной сферы, а так же общение. 6.Одаренный ребенок должен иметь возможность общения со столь же одаренными детьми. Иногда это условие может повлечь за собой перевод в другое общеобразовательное учреждение с тем, чтобы ребенок мог найти соответствующую ему среду. 7.Обучение одаренного ребенка имеет лучший результат, если его проводит специалист, специально обученный для работы с одаренными детьми. 8. Родители и специалист должны определиться в отношении целей, которые ставятся перед ребенком, и путей к достижению. Когда специалист и родители сотрудничают подобным образом, одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал. 9. Неотъемлемой частью программы для ребенка должна быть система его оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей, а также - довольны ли родители программой, выявить ее слабые места. Только когда существует четкая система оценки программы, специалисты и родители могут судить, отвечает она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов. 10.Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный уровень его развития. Все это требует совместных усилий воспитателей, учителей, вспомогательного персонала и родителей. 11.Программа должна развивать настойчивость в достижении цели. Высокого IQ не достаточно: целеустремленность и желание довести дело до конца, может быть, не менее важны. 12.Развитие творческих способностей одна из составных частей программы психологической поддержки. Дифференцированный курс обучения для одаренного ребенка, безусловно, не должен обходить вниманием этот важный аспект развития личности. 13.Необходимо изыскать пути привлечения к обучению одаренных детей талантливых наставников. 2.2.основные причины трудностей в реализации способностей у одаренных детей. Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями. Причины распадаются на четыре категории: 1.Связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими недостатками, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности, воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушением речевого развития - также одаренный - врятли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше, Каждый ребенок должен регулярно проходить освидетельствование для выявления сенсорных физических отклонений, требующих медицинского вмешательства. Разумеется, для нормального развития ребенка необходимо и хорошее питание 2.Плохое преподавание в школе и не отвечающее запросам одаренных детей программы. 3.Социальные корни в семьях с низким доходом развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования. 4.Самая главная причина - родителям необходимы знания и навыки, которые позволяют обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей. Каждый конкретный случай требует пристального рассмотрения но, тем не менее, можно назвать и несколько общих факторов. Психологам, педагогам, родителям при составлении индивидуальной программы помощи одаренным детям приходится сталкиваться со следующими проблемами: 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушение в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересам или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становится лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 7. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия к себе окружающих. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 10.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 11.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. В соответствии с выше перечисленным: выявление одаренности, ее типа, составление индивидуальной программы психологической поддержки с образовательной точки зрения - достичь оптимального соответствия конкретной учебной программы нуждам одаренных детей. Применительно к специальной программе для одаренных и талантливых дошкольников цель такой системы состоит в выявлении тех из них, кому данная программа принесет наибольшую пользу. 2.3. Выявление одаренных детей, определение типа одаренности. Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй - на комплексной оценке. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Система комплексной оценки, примером которой является "резервуарная модель" Гаурна. На основании множественных оценочных процедур, в том числе результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивает круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму баллов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников. Проект "RAPYHT" в университете штата Иллинойс использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте "RAPYHT", применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем, воспитателем, родителям на каждого ребенка. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика. чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка психологом, педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется кандидатом для включения в программу "RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных детей используется два существенно различных источника информации - учителя и родители. С целью проверки данных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. В связи с теоретическим и практическим расширением понятия одаренный ребенок необходимо усовершенствовать традиционные методики для выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. 2.3.1. Интеллектуальная одаренность Стандартные методы измерения интеллекта. В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемую область. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. Шкала интеллекта Станфорд-Бине Является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраст, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого (МА) и IQ. Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составлять 124 балла и выше. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников(WPPSI) Этот тест также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование (дом животного). Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых(SIT) Тест разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и детей. Задание теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательных реакций с использованием бумаги и карандаша. Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом является цифра 120 и выше. Колумбийская шкала умственной зрелости (CMMS) Эта шкала предназначена для детей, имеющих сенсорные, двигательные и речевые нарушения. Предлагаются найти 92 различия в предложенных картинках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, размеры, числа, символы и т.д. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями. Рисуночный тест на интеллект (French) Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показатель общего умственного развития служит индекс общего познания. Стандартизированные тесты достижений для дошкольников. Предназначены для определения детей, имеющих исключительные способности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика естествознание. Несмотря на то, что анализ достижений в учебных предметах у детей дошкольного может показаться несколько преждевременным, он абсолютно необходим, если ставится задача раннего выявления детей, имеющих уникальные для своего возраста способности. Национальный тест готовности к школе (MRT) уровень 1 Данный тест является нормативно-ориентированной комплексной батареей тестов для определения готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу. Батарея включает семь субтестов: на слуховую память, определение звуко-буквенное соответствие, установление зрительного соответствия, понимание школьных инструкций и умение слушать, владение количественными понятиями, копирование и узнавание букв. Тест позволяет также оценить готовность ребенка перейти к самостоятельному чтению. Станфордский тест достижений для начальной школы, уровень 1 . Целью этого теста является измерения уровня развития познавательных способностей в сфере учебных дисциплин у дошкольников и первоклассников. Тест предусматривает измерение знаний и навыков ребенка в следующих областях: математика, сведения об окружающем мире, буквы и звуки, понимание устной речи. Тест общей подготовленности, уровень (К.Most, 1971) Тест предназначен для измерения уровня готовности детей к обучению, в частности владения основными понятиями, необходимыми для поступления в школу. Тестом предусматривается оценка знаний детей в таких областях, как математика, язык, естествознание. Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие. Тесты помогают выявить детей дошкольного возраста с исключительно хорошо развитыми двигательными способностями. В тестах используется собственно двигательные задания, а также задание типа "бумага-карандаш". Тест на основные двигательные навыки (Arnheim and Sincnair ) Тестирование основных двигательных навыков может проводиться с детьми в возрасте от 4 до 12 лет. При помощи этого теста измеряется способность ребенка контролировать или регулировать движения различной амплитуды, координировать работу глаз и рук. Тест на зрительно двигательную координацию (Berry) Этот тест является классическим тестом "бумага-карандаш". Согласно условиям теста, детям предлагается воспроизвести 24 геометрических рисунка по возрастающей сложности. Тест Пурдье.(Roach and Kephart) Тест направлен на определение перцептивно-двигательных способностей и состоит из 11 субтестов, с помощью которых оцениваются основные параметры двигательного развития: латерализация, направленность реакций и перцептивно-двигательная координация. Оценка результатов тестирования производится по 4-балльной категориальной шкале, а также по общему результату. В случае необходимости может быть построен профиль двигательного развития тестируемого. Нормы, предусмотренные этим тестом, позволяют интерпретировать результаты с учетом возраста и социально-экономического положения тестируемых. Шкала интеллекта Векслера для дошкольников и младших школьников. Шкала действия в этой методике Векслера состоит из 5 субтекстов, направленных на оценку различения зрительных стимулов, двигательную координацию и решение невербальных задач: "дом животного", завершение картинок, лабиринты, геометрические схемы и конструирование из кубиков. Стандартизированные тесты оценки социального развития. Оценка социальной компетентности и зрелости детей дошкольного возраста помогает определить уровень личного развития и навыков общения с другими людьми. В литературе часто высказывается мысль о том, что высокий уровень социальной компетентности помогает ребенку занять лидирующую позицию в своем окружении. Калифорнийская шкала социальной компетентности дошкольников (Levine - Elzey) Тест предназначен для оценки уровня социальной компетентности у детей дошкольного возраста (с 2 до 6 лет) на основе сведений от взрослых из окружения ребенка (мнение воспитателей и родителей). По этой шкале можно определить уровень развития ребенка по его способности и умению контактировать с окружающими людьми и проявить личную ответственность. Оценка выносится с учетом возрастных, половых и социально-экономических различий. Вайнлендская шкала социальной зрелости.(Doll) Используется для оценки уровня социального и личностного развития ребенка. Оценка производится по следующим параметрам: самообслуживание (еда, туалет, гигиена, одевание и раздевание, общее самообслуживание), саморегуляция, работа по дому, развитие речи и общения, социализация. Шкала заполняется взрослым, хорошо знающего ребенка воспитателем или родителем. Результатом теста является оценка уровня социальной зрелости или коэффициент социальной зрелости. 2.3.2. Творческая одаренность. Измерение творческих способностей. Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования значительно сдерживает неопределенность самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта характеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса.(1960). Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б. Тест является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемым таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображения. Тест Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (1966) Задание включает оценку вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взрослых. Тест охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенных на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать не стандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Творческие способности в действии и движении (Torrance) Тест дополнения к серии тестов на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задание теста составлено таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявлять свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком- либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. Шкала оценок и контрольные записи наблюдений Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений являются дополнительным важным критерием выявления одаренных и талантливых детей. Так как одних тестов не достаточно, можно также воспользоваться данными, полученными в результате непосредственного наблюдения за поведением детей. Данные исследования, получившее название Сиеттлский проект, также говорят о том, что контрольные записи, составленные родителями, вполне могут быть использованы как ценные сведения об умственных способностях детей. Бланки оценки талантливости в проекте (RAPYT) (1987) В рамках программы разработана оценочная шкала для выявления особо одаренных детей, некоторые пункты которые даны в качестве примера: 1. ребенок демонстрирует исключительно цепкую память, особенно в подражании и диалоге. 2. часто действует побуждаясь полетом фантазии. 3. использует мимику и жесты в разговорах с друзьями. 4. демонстрирует высокий уровень речевой выразительности Модифицированный вариант этого опросника разработан для заполнения родителями. Опросник для родителей в проекте Сиетлл. Этот опросник содержит как открытые так и закрытые вопросы, то есть для определения конкретного умения. Примером второго варианта вопросов является вопрос: "Умеет ли ваш ребенок различать знаки дорожного движения". Несмотря на отсутствие нормативных данных, этот опросник является хорошим источником информации относительно интеллектуальных навыков одаренных детей младшего возраста. Критериально-ориентированные тесты. Указывают на уровень возрастного развития по таким основным показателям как, когнитивные и речевые навыки, навыки самообслуживания, социальная компетентность, двигательные навыки, (макро и микромоторика). Задание для тестов обычно располагаются в порядке возрастания сложности и охватывают требования, предъявляемые детям в широком возрастном диапазоне. Результаты тестирования выражаются в возрастных оценках, характеризующих уровень освоения ребенком навыков и умений в различных областях. Записи жизненных наблюдений (свидетельства близких) Жизненные наблюдения снимают жесткую ограниченность рамок тестирования, предоставляя ценную информацию относительно поведения человека дома, школе и в более широком социуме. Эти наблюдения позволяют выявить редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены во время обследования ребенка. Более того, если наблюдение ведется в течении определенного промежутка времени постоянно (например в дошкольном учреждении), его результаты составят определенную хронологию развития ребенка, которую невозможно при обычном тестировании. Однако, используя эти наблюдения, следует учитывать тот факт, что восприятие ребенка взрослым, с которым он находится в непосредственном контакте, может быть искажено эмоциональными факторами, незнанием возрастных норм развития, неверными сведениями, полученными от друзей или даже от специалистов. Эти данные необходимо сопоставлять с оперативно полученными данными. Анализ отдельных случаев Важными составляющими его являются биографические данные и конкретные свидетельства, характеризующие жизнедеятельность ребенка. Этот анализ всегда являлся основой для составления учебных программ для одаренных детей. 2.3.3. План поиска программы обучения для конкретного одаренного ребенка. Предполагается, что каждая программа должна ориентироваться на собственную систему поиска одаренного ребенка. Замысел направлен на подбор группы из детей в возрасте от 3х до 5 лет с опережающими их календарный возраст умственными, творческими и другими способностями для обучения по специально составленной программе. Сам процесс выявления одаренных разбит на три этапа: поиск одаренных детей, оценка и отбор. Поиск. Работа начинается с широкого оповещения всех родителей данного района о том, что потенциально одаренные дети могут посещать группы для обучения по специальной программе. Процесс поиска начинается примерно за месяц до начала проведения индивидуальных обследований. Родителей необходимо подробно информировать о задачах и проведении специальной программы обучения и даже приглашают лично ознакомиться с практическими аспектами проведения занятий. Оценка. Процедура должна быть спланирована таким образом, чтобы информация поступала из двух независимых источников: от родителей ребенка и от специалистов, проводящих индивидуальное тестирование. Отборка результатов проводится в дошкольном учреждении и занимает примерно 1 час (на каждого ребенка). Если случится так, что процесс индивидуального тестирования не уложится в определенное время, то назначается дополнительное. Как правило, родителям не сообщают подробную информацию о результатах. Отбор. Это заключительная стадия выявления способных детей. Отбор обычно преследует двойную цель: 1. Подобрать наиболее подходящий состав для обучения по специальной программе учащихся. 2. Обеспечить охват этой программой детей из различных слоев населения. Квалификационные критерии для зачисления в группу специального обучения: 1.Превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту. 2.Превышение стандартного отклонения в 1,5 раза по двум (на выбор) тестам. 3. Для детей из малообеспеченных семей достаточно отклонение равное 1 по двум и более тестам. На выбор. После того, как группа кандидатов окончательно сформируется, собирается совет участвующих в программе педагогов, на котором производится окончательное определение детей, участвующих в обучении. При выборе окончательного решения, большое внимание уделяется информации демографического характера. В целом процесс поиска и выявления одаренных детей длится от двух до трех месяцев (с момента завершения проведения всех необходимых приготовлений предварительного характера). Конечным результатом процесса является формирование группы детского сада для обучения по программе, специальная направленность которой позволит им развить свои дарования. В виде упрощенной схемы данный процесс можно представить так: 1.Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности. 2.Разработка плана и программ обучения одаренных дошкольников. 3.Разработка процедур оценки: а) определение функций, подлежащих оценке. б) определение подлежащих сбору сведений. 4. Уточнение критериев отбора. 5. Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей. 3. ТИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Основные концептуальные модели, используемые для обучения одаренных детей. Краткая характеристика моделей. Сочетание различных моделей. 1."Свободный класс"". 2."Структура интеллекта" Гилфорда (SOI- Structure of the Intellekt),". 3. "Три вида обогащения учебной программы " Рензулли . 4."Таксономия целей обучения" Блума. Свободный класс: 1. Не предполагает наличие одной обязательной программы Обширный вспомогательный материал и наличие оборудования. 3. Учебный процесс представляет комбинацию свободной деятельности ребенка и занятий различными предметами. 4. Учитель имеет индивидуальную программу на каждого ребенка. Ученик на ровне с учителем принимает участие в планировании учебного процесса и оценки результатов собственной деятельности . 5. В "Свободном классе" каждый ребенок развивается по своему свободному, индивидуальному графику, Основные учебные предметы( чтение, правописание, математика) в большинстве случаев преподается ребенку индивидуально, и при этом используются самые разнообразные пособия и материалы. 6. Ученики наравне с учителем отвечают за все происходящее в классе, принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов своей деятельности. Дети помогают педагогу строить его непосредственную деятельность, исходя из принципов "Свободного класса", где за каждым ребенком признается право быть индивидуальностью со своим уникальным опытом и знаниями, ценностными ориентациями, мнением, способностями и потребностями. "Свободный класс" типа RAPID-2 отличается от своих аналогов тем, что в обязанность педагогов входит одобрение и применение на практике идей, исходящих от каждого ребенка. Таким образом, детские разработки являются важнейшим элементом этого вида свободного обучения. Будучи точкой отсчета, программа позволяет проводить в жизнь философию и принципы свободного обучения. Содержательной частью проекта является серия взаимосвязанных занятий, разработанных учителем совместно с детьми (с одним ребенком или группой детей). Каждый ребенок решает сам стоит воплощать в жизнь свой задуманный проект или нет, и определяет необходимость своего участия в нем. Модель структура интеллекта Гилфорда (SOI). Модель SOI содержит описание разных типов когнитивных способностей, помогает учителю осознать тот факт, что познание - всего лишь один из пяти путей переработки информации, и поэтому, не может быть доминирующим в процессе обучения. Педагоги, работающие с этой моделью, используют ее для стимуляции творческого и продуктивного мышления у своих учеников. Глубокое знание модели SOI позволяет учителю задавать ученикам такие вопросы, ответ на которые требует выхода за границу базового типа мышления. Например, учитель задает вопрос: "Как иначе можно было это сделать?", "Можешь предложить свои варианты решения этой проблемы?", "Почему ты считаешь это решение наилучшим?". Модель Рензулли:"Три вида обогащения учебной программы В программе поставлены две цели. Цель 1: Учебная программа позволяет больше времени уделять тем видам деятельности, которые больше нравиться детям, и представляет для них наибольший интерес. Интенсивность и объем этих занятий устанавливают сами дети. Цель 2: Основная задача учителя в этой программе научить своих учеников ставить себе посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами исследовательских навыков, необходимых для решения данных задач. В задачу учителя также входит необходимость найти применение результатам деятельности учащихся. Три вида обогащения программы. 1 вид: Знакомство с самыми различными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать детей. Дать возможность определить ту область знаний, которую они хотели бы изучить глубоко. Выбор конкретного предмета является обязательным условием. Необходимо ориентировать детей на поиск все новых форм деятельности. 2 вид: Групповое обучение. Занятия могут строиться по принципу "брейнсторминга" - мозгового штурма. Предлагаются задания на тренировку наблюдательности, способности оценивать, сравнивать строить гипотезы, анализировать и классифицировать. В этом модель Рензулли имеет много общего с моделями Гилфорда и Блума. 3 вид: Исследование и решение задач индивидуально и в малых группах. 1. Ребенок принимает активное участие как в постановке проблемы так и в определении методов ее решения. 2. Не существует ни стандартного метода решения, ни однозначного правильного ответа. 3. Круг интересов определяется самими детьми и предоставляется возможность самостоятельно распоряжаться продуктами своего труда. Модель Блума" Таксономия целей обучения" Модель ориентирована на познавательную функцию. Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их смысловыми и логическими взаимосвязями. Это может оказать неоценимую помощь учителю в определении цели и составлении учебной программы. Это подробно изложено в руководстве "Таксономия целей обучения". Работа включает шесть разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Когнитивно-аффективная модель Уильямса. Данная модель используется только в начальной школе для обучения одаренных детей. Однако, в измененном варианте может быть использована в дошкольном образовании. Данная модель имеет три раздела. В первом разделе представлены основные предметы изучения: музыка, изобразительное искусство, естествознание, арифметика, обществоведение и язык. Во втором разделе: стратегия преподавания и поведение учителя (умение вводить определения, привлекать аналогии, видеть расхождения и противоречия, прибегать к использованию парадоксов, задавать наводящие вопросы, организовать поисковую активность). В центре внимания третьего раздела находятся показатели развития учащихся как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сферах: быстрота, гибкость, оригинальность и точность мышления, любознательность, готовность рисковать, наличие воображения. Заключение Основная задача психолога помочь профессионалам в работе с одаренными детьми. Педагоги работающие с одаренными детьми, сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей. Одна из проблем антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Цитируя одного из видных специалистов в области обучения одаренных детей, М. Карне: " Есть что-то в характере, что не принимает юных умников. Никто не может понять почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы". Недостаток финансирования разработок, связанный с обучением одаренных детей, ведет к малочисленности специальных программ обучения для них. Талантливые дети не просто абстрактные носители, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Именно поэтому психолог в своей работе должен опираться и настойчиво призывать родителей и специалистов способствовать не только умственному развитию, но и личностному развитию одаренных детей. Ведь именно невнимание к личности легло в основу социального стереотипа, будто одаренный ребенок - это эдакий "книжный червь", которого совершенно не интересует окружающий мир. Именно человеческое, спокойное и конструктивное отношение к таланту даст ему возможность почувствовать себя полноценным человеком, а не "белой вороной", как это зачастую происходит сейчас. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Пер с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, - М., 1995 г. Психология формирования и развития личности./Под ред. Л.И. Анцыферовой М., 1991 г. Бурменской Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 1992г. Глассер У. Школа без неудачников. Пер.с англ. -М.1996г. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. Пер.с англ. Прогресс.1984г. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. Пер.с англ. Прогресс.1996г. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер.с англ. Наука.1976г. Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|