Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Учет ценных бумаг
 Оценка рыночной стоимости жилого дома (по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Горького, 33)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

конспект

Детские сновидения, З. Фрейд «Введение в психоанализ»



ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
КОНСПЕКТ
З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции.
Лекция 8. Детские сновидения.
Чтобы преодолеть с помощью психоаналитической техники трудность искажения сновидения, лучше взять такие сновидения, в которых искажение отсутствует или оно очень незначительно. Такие сновидения встречаются у детей.
В этих сновидениях, как правило, отсутствует искажение, но это не абсолютное правило. Детские сновидения - это понятные, полноценные душевные акты. Здесь совпадают явное и скрытое сновидение. Итак, искажение сновидения не есть проявление его сущности. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания.
Функция сновидения: сновидения, будучи реакцией на психическое раздражение, должны быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться.
Сновидение является не нарушителем сна, а оберегает его, устраняет нарушения сна.
Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидения не просто выражает мысли, а представляет собой галлюцинаторское переживание исполнения желания.
Различие между скрытым и явным сновидением, искажение скрытой мысли сновидения остается в простых детских сновидениях, и это - превращение мысли в переживание. При толковании надо прежде всего обнаружить именно это частичное изменение.
Помимо физических раздражений существуют еще и душевные. Эти волнения больше всего вызывают нарушения сна у взрослого человека, мешая установить душевное состояние засыпания, падения интереса к миру. Человек не спит, потому что продолжает работу над занимающими его вещами. Для ребенка мешающим спать раздражением является неисполненное желание, на которое он реагирует сновидением.
Исходя из характерных черт сновидения, мы можем опять вернуться к сравнению сновидения с ошибочными действиями.
В ошибочном действии различается нарушающая и нарушенная тенденции, само ошибочное действие - компромисс между обеими. Та же схема подходит и к сновидению.
Сны наяву действительно являются исполнением желаний. Исполнение желаний - основная характерная черта сновидения.
Характерные черты, которые считаются общими, подтверждаются затем только для определенного вида и числа сновидений.
Существует класс неискаженных сновидений, в которых, как и в детских, легко узнать исполнение желаний. Это те, которые вызываются в течение всей жизни императивными потребностями тела: голод, жажда, сексуальные потребности.
Соматические раздражения, удовлетворяемые в сновидении - голод, жажда, сексуальная потребность. Психические раздражения, вызывающие в сновидении достижение цели - нетерпение при ожидании путешествия, "удобные сновидения", когда кто-то, желая продлить сон, видит, что он уже встал и т.д.
Во всех других сновидениях, кроме детских и инфантильных по своему типу, искажение выдвигает на пути преграды. Не зная, к какому психическому раздражению они обязаны, мы не можем доказать, что они также стремятся устранить это раздражение.
Лекция 9. Цензура сновидения.
Сновидения являются устранением нарушающих сон психических раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения.
Исходя из некоторых соображений и по аналогии с пониманием ошибочных действий мы предполагаем, что сновидения другого рода являются искаженными заместителями для неизвестного содержания и только им должно объясняться. Исследование, понимание этого искажения сновидения - ближайшая задача.
Искажение сновидения - это то, что нам кажется в нем странным и непонятным, это продукт работы сновидения. В искажении сновидения принимает участие цензура сновидения. Она проявляется везде, где элемент сновидения вспоминается особенно слабо, там, где на место того, что должно быть подставляется смягченное, приблизительное, намекающее. Третий способ действия - пропуск, модификация, перегруппировка материала.
Сама цензура сновидения является одной из причин искажения сновидения.
Модификацию и перегруппировку мы привыкли называть смещением. После замечаний о действии цензуры сновидений, Ф. обращается к вопросу о ее динамизме.
Динамизм цензуры. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь, в работе сновидения выступает его цензурой. Сопротивление толкованию - это только объективация цензуры сновидения. Цензура не угасает после внесения искажения, это постоянно действующая сила, которая стремиться сохранить искажение.
Исследование тенденций, осуществляющих цензуру, - исследование тех, которые признаются видевшим сон в бодрствующем состоянии, с которыми он согласен. Если мы отказываемся от вполне правильного толкования собственного сновидения, то поступаем по тем же мотивам.
Однако тенденции, против которых направлена цензура сновидения, следует описать по отношению к этой последней. Отвергнутые, искаженные в сновидении желания являются проявлением безграничного эгоизма. Свободное от всех этических уз, собственное Я появляется в любом сновидении и играет в нем главную роль.
Стремление к удовольствию - либидо - беспрепятственно выбирает свои объекты, и охотнее всего именно запретные. Вожделения, которые кажутся нам чуждыми человеческой природе, оказываются достаточно сильными, чтобы вызвать сновидения. Безудержно может проявляться также ненависть. Отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии, после толкования, никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой.
Есть сновидения, которые удовлетворяют оправданные желания и насущные физические потребности. Но в этих сновидениях нет искажения. Они в нем не нуждаются, они могут выполнять свою функцию, не оскорбляя этических и эстетических тенденций Я.
Искажение сновидения зависит от двух факторов. С одной стороны, оно тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание, но с другой - чем строже в это время требования цензуры.
Предположение, что в душевной жизни есть бессознательные тенденции, еще не доказательство, что противоположные им являются господствующими в сознательной жизни.
Лекция 11. Работа сновидения.
Четыре типа отношения между элементами сновидения и его собственным содержанием: части к целому; приближения или намека; символического отношения и наглядного изображения слова.
Та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное, называется работой сновидения. Работа, проделываемая в обратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться до скрытого, является работой толкования. Работа толкования стремиться устранить работу сновидения.
Детские сновидения испытали на себе частичную работу сновидения, а именно перевод желания в реальность и перевод мыслей в визуальные образы. Здесь толкования не требуется. В других сновидениях прибавляется искажение сновидения, которое и нужно устранить. Первым достижением работы сновидения является сгущение. Т.е. явное сновидение содержит меньше, чем скрытое. Сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Благодаря накладыванию друг на друга отдельных сгущаемых единиц возникают, как правило, неясная расплывчатая картина. Подобно той, которая получается, если на одной фотопластине сделать несколько снимков.
Для работы сновидения образование таких смесей очень важно, потому что это мы можем доказать, что необходимые для этого общие признаки специально создаются там, где их раньше не было, например, благодаря выбору словесного выражения какой-то мысли. Сгущения и смешения играли роль в возникновении некоторых случаев оговорок.
Хотя сгущение делает сновидение непонятным, все-таки не возникает впечатления, что оно является результатом действия цензуры сновидения. Следствием сгущения является также отношение между скрытым и явным сновидением, заключающееся в том, что между различными элементами и не сохраняется простого соответствия. Один явный элемент соответствует одновременно нескольким скрытым, и наоборот, один скрытый может участвовать в нескольких явных как бы в виде перекреста.
Вторым результатом работы сновидения является смещение. Оно целиком является делом цензуры сновидения. Оно проявляется двояким образом, во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком, а во-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.
Замещение намеком известно по нашему мышлению в бодрствующем состоянии, однако здесь есть различие. При мышлении в бодрствующем состоянии намек должен быть легко понятным, а заместитель иметь смысловое отношение к собственному содержанию.
Цензура только тогда достигает своей цели, когда ей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному содержанию.
Третий результат работы сновидения психологически самый интересный. Он состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Не все в мыслях сновидений подлежит этому превращению, кое-что сохраняет свою форму и появляется в явном сновидении как мысль или знание; зрительные образы являются также не единственной формой, в которую превращаются мысли.
Количество частей сновидения, на которые оно распадается, как правило, сочетается с числом основных тем, ходом мыслей в скрытом сновидении; короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному сновидению, как введение или мотивировка; придаточное предложение в мыслях сновидения замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен и т.д. Таким образом, форма сновидений ни в коем случае не является незначительной, и сама требует толкования.
Бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение. В этом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманием сновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрения сновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишена всякой критики; с точки зрения психоанализа, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когда содержащаяся в мыслях сновидения критика, суждение "это бессмысленно", должны найти свое изображение.
К самым поразительным открытиям относится способ, каким работа сновидения разрешает противоречия скрытого сновидения.
С противоположностями работа сновидения поступает тек же, как с совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явным элементом.
В сновидениях встречаются инверсии ситуации, изменения в порядке следования, архаические черты работы сновидения. Работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнуть развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминаний к мыслям.
Есть и некая часть работы сновидения, так называемая вторичная обработка, которая старается составить из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.
Но нельзя переоценивать работу сновидения, слишком ей доверять. Больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. Работа сновидения также не может создавать и речей. Они являются подражаниями и составлены из речей, которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудители сновидения.
Работа сновидения - процесс своеобразного характера, до сих пор в душевной жизни не было известно ничего подобного. Такие сгущения, смещения, регрессивные превращения мыслей в образы являются новыми объектами, познание которых уже достаточно вознаграждает усилия психоанализа.
Лекция 13. Архаические черты и инфантилизм сновидения.
Работа сновидения под влиянием цензуры переводит скрытые мысли в другую форму выражения. Скрытые мысли - это сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования; новый способ их выражения непонятен из-за своих многообразных черт. Он возвращается к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению; может быть к относящемуся, существовавшему до развития языка нашего мышления.
Способ выражения работы сновидения называется поэтому архаическим или регрессивным.
Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения, двоякого рода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Символическое отношение, например, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим наследием.
Однако это не единственная архаическая черта сновидения. Жизнь во сне умеет находить доступ к скрытым инфантильным переживаниям, и эта возможность распоряжаться забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
В воспоминаниях у ребенка остается только важное. Лишь благодаря процессам сгущения и особенно смещения это важное в воспоминании представляется другим, что кажется неважным. Эти детские воспоминания Фрейд назвал поэтому покрывающими воспоминаниями.
При психоаналитическом лечении совершенно закономерно возникает задача запомнить пробел в детских воспоминаниях. Впечатления детства никогда по-настоящему не забываются, они были только недоступными, скрытыми, принадлежали к бессознательному. Жизнь во сне умеет находить доступ к этим скрытым инфантильным переживаниям.
Результаты исследования показали, что побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти злобные желания происходят из прошлого, часто из очень недалекого. Если за сновидением, например, открываешь желание смерти братьям и сестрам, не нужно считать его необъяснимым, его прототип без труда находишь в раннем детском возрасте, довольно часто - также и в более поздние годы совместной жизни. У большого числа людей сновидение обнаруживает желание устранить родителей, а именно того из них, кто одного пола с видевшим сон.
Позднее кажущееся загадочным желание смерти любимому лицу происходит из более раннего отношения к нему.
В результате изучения детской психологии мы обнаружили не только то, что для сновидения доступен материал забытых детских переживаний, но увидели также, что душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное.
В результате исследования мы приходим к следующему. Во-первых, регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Они не только приводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее всемогущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее состояние интеллекта, если символическое отношение можно принять за таковое.
Во-вторых, все это давнее инфантильное мы должны теперь причислить к бессознательному, представления о котором теперь меняются и расширяются.
Между этими двумя частями и развертывается работа сновидения.
Лекция 14. Исполнение желания.
Из детских сновидений мы узнали, что работа сновидений стремится к устранению нарушающего сон исполнения желания.
Все сновидения являются детскими сновидениями, работают с детским материалом, с детскими душевными движениями, и при помощи детских механизмов. Считая искажение сновидения снятым, мы должны приступить к исследованию того, может ли быть распространено положение об исполнении желания на искаженные сновидения.
При искаженных сновидениях исполнение желания не может быть очевидным, его необходимо поискать, так что без толкования сновидения указать на него нельзя. Желания искаженных сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой, их существование и стало причиной искажения, мотивом для вмешательства цензуры.
Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения, но нужно принимать во внимание следующее. Во-первых, что работе сновидения не вполне удалось осуществить исполнение желания, так что часть мучительного аффекта мыслей сновидения остается в явном сновидении. Эти мысли еще более мучительны, чем получившееся из них сновидение. Таким неудачам содействует то, что работе сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание; аффекты иногда очень устойчивы. Т.е. работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект прорывается еще в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект не соответствует содержанию, что объясняется не слишком тесной связью между содержанием и аффектом.
Второй момент. Исполнение желания доставляет наслаждение тому, кто имеет желание, но это особое желание - отвергнутое, подвергнутое цензуре, поэтому исполнение такого желания не может доставить удовольствия. Противоположное чувство выступает в форме страха.
Страшные сновидения часто имеют содержание, совершенно свободное от искажения, т.е. избежавшее цензуры. Они часто являются неприкрытым исполнением желания, где вместо цензуры появляется страх, являющийся страхом перед силой сдерживаемых желаний.
Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению, здесь результат сновидения оказывается негативным. Если цензура чувствует себя бессильной перед каким-либо желанием, то она прибегает к последнему средству - отказаться от состояния сна под влиянием нарастающего страха.
Днем на отвергнутые желания тяжело давит цензура, не дающая им проявиться в каком-то действии. В ночное время эта цензура, как и все другие интересы душевной жизни, сводится к единственному желанию спать, или сильно ослабляется. Этому ослаблению цензуры в ночное время запретные желания и обязаны тем, что могут снова оживать. Есть нервные больные, страдающие бессонницей, которые признавались, что сначала они сами хотели своей бессонницы. Они не решались уснуть, т.к. боялись своих сновидений, т.е. последствий этого ослабления цензуры.
В-третьих, благодаря исполнению желания может осуществляться наказание. В душевной жизни человека много таких наказуемых тенденций, они очень сильны и их можно считать ответственными за некоторую часть мучительных сновидений. К этому нужно прибавить, что страх есть прямая противоположность желания, что противоположности в ассоциации особенно близки друг к другу, а в бессознательном совпадают, далее то, что наказание тоже является исполнением желания, но другого - цензурирующего лица.
Скрытые мысли, во-первых, бессознательны для видевшего сон, во-вторых, разумны и связны, так что их можно принять за понятные реакции на повод сновидения, в-третьих, они могут иметь значимость любого душевного движения или интеллектуальной операции. Эти мысли - остатки дневных впечатлений. Это только часть скрытых мыслей сновидения. Далее, к остаткам дневных впечатлений прибавляется что-то относившееся к бессознательному, сильное, но вытесненное желание, и только оно делает возможным образование сновидения. Влияние этого желания на остатки дневных впечатлений вызывает другую часть скрытых мыслей сновидения, ту, которая уже не кажется рациональной и понятной из жизни в бодрствовании.
Роль капиталиста в образовании сновидения всегда играет бессознательное желание; оно отдает психическую энергию для образования сновидения; предприниматель - остаток дневных впечатлений, который распоряжается этими расходами.
Правда, капиталист сам может иметь идею, а предприниматель - капитал. Это упрощает практическую ситуацию, но затрудняет ее теоретическое понимание. В народном хозяйстве одно лицо всегда будут делить на два - капиталиста и предпринимателя - и восстановят ту основную позицию, из которой произошло наше сравнение. При образовании сновидений тоже случаются такие же вариации.
Остатки дневных впечатлений не бессознательны в том же смысле, что и бессознательные желания. Желание сновидения относится к другому бессознательному, к тому, которое мы признаем за инфантильное и наделяем особыми механизмами.
Было бы вполне уместно разделить эти два вида бессознательного, дав им разные понятия (но это - после ознакомления с областью неврозов).
Лекция 29. Пересмотр теории сновидений.
Теория сновидений в истории психоанализа занимает особое место, благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. Интерес на примере теории сновидения проследить, какие изменения произошли за это время в психоанализе и какие успехи были достигнуты в понимании и оценке этой теории окружающими.
Аналитики ведут себя так, как будто им больше нечего сказать о сновидении, как будто разработка теории сновидения полностью завершена.
Если пациент во время психоанализа рассказывает о каком-то своем сновидении, мы предполагаем, что он делает нам одно из тех сообщений, к которому его обязывает лечение аналитическим методом.
Если удастся превратить сновидение в такое значимое высказывание, то откроется перспектива узнать новое, получить сообщение такого характера, которые иначе остались бы недоступными для нас.
Первым шагом будет новая установка по отношению к проблеме сновидения благодаря введению двух новых понятий, названий.
То, что называют сновидением - мы называем текстом сновидения, или явным сновидением, а то, что мы ищем, предполагаем за сновидением - скрытыми мыслями сновидения.
Мы должны явное сновидение превратить в скрытое и представить себе, каким образом в душевной жизни видящего сон это последнее становится первым. Первая часть работы - практическая, это задача толкования сновидения, требующая определенной техники; вторая - теоретическая, она должна объяснить предполагаемый процесс работы сновидения и может быть только теорией.
В какой последовательности мы предполагаем пациенту рассматривать фрагменты его сновидения.
Пациенту предлагается рассматривать фрагменты своего сновидения. Здесь открывается несколько путей. Можно придерживаться хронологического порядка, который вытекает из рассказа сновидения. Это самый строгий, классический метод.
Или мы просим найти сначала в сновидении остатки дневных впечатлений, т.к. почти в каждом сновидении всплывает какой-то фрагмент воспоминания или намек на событие предшествующего сновидению дня, часто на несколько таких событий, и если мы последуем за этими связями, то часто сразу же найдем переход от кажущегося далеким мира сновидения к реальной жизни пациента.
Или мы предложим начать с тех элементов содержания сновидения, которые особенно запомнились. При помощи этих элементов легко вызвать самые разные ассоциации. Поток внезапных мыслей тесно связан с содержанием сновидения, более тесно, чем просто как исходные моменты. Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, которая была сделана по пока еще непонятным правилам, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества.
Но ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения. С одной стороны, ассоциации дают гораздо больше, чем нужно для формулировки скрытых мыслей сновидения, а именно все рассуждения, переходы, связи, которые интеллект пациента должен произвести для приближения к мыслям сновидения. С другой стороны, ассоциация часто останавливается как раз перед мыслями сновидения, только приблизившись к ним и едва коснувшись их намеком. Тогда мы дополняем то, что только обозначено, делаем выводы, высказываем то, что пациент лишь вскользь упомянул.
Некоторые элементы содержания нужно толковать как символы, ассоциативный метод не годится.
С помощью такого метода можно толковать не все сновидения, потому что работа по толкованию совершается вопреки сопротивлению, которое может меняться от едва заметных величин до степени совершенно непреодолимой преграды.
Проявлений этого сопротивления нельзя не заметить в процессе работы.
В некоторых случаях ассоциации возникают незамедлительно, в других - пациент спотыкается и медлит прежде, чем высказать какую-то ассоциацию. Чем длиннее и запутаннее ассоциативная цепь, тем сильнее сопротивление. Забывание сновидений также свидетельствует о сопротивлении. Если на каком-то этапе аналитической работы мы устраним затруднение, которое мешало правильному отношению пациента к анализу, забытое сновидение восстанавливается.
Если из сновидения выпадает фрагмент, который потом восстанавливается, это следует понимать как попытку забыть этот фрагмент, но именно этот фрагмент будет иметь наибольшее значение.
Мы часто замечаем, что видевший сон часто старается сам противодействовать забыванию своих сновидений, записывая их непосредственно после пробуждения. Можно сказать, что это бесполезно, т.к. сопротивление, у которого отвоевывается содержание сновидения, переносится тогда на ассоциацию и делает явное сновидение недоступным для толкования. При этих условиях не приходится удивляться, что если дальнейшее усиление сопротивления вообще подавляет ассоциации, лишая тем самым возможности толкования сновидений.
Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что сопротивление, которое мы замечаем при толковании сновидения, должно участвовать и в возникновении сновидения. Различаются сновидения, которые возникают при наличии незначительного или большого давления сопротивления, но это давление неодинаково на протяжении всего сновидения.
Сопротивление является признаком конфликта. Видимо, есть сила, которая хочет выразить и есть та сила, которая противодействует этому. То, что затем представляется явным сновидением, объединяет в себе все решения, в которых воплотилась эта борьба двух стремлений.
Случаются и наиболее характерные для возникновения сновидения случаи, в которых конфликт выливается в компромисс.
Если сновидение передает мысли сновидения неточно, если оно нуждается в толковании, чтобы перебросить мост через пропасть между ними, то это заслуга сопротивляющийся, тормозящей и ограничивающей инстанции, которую мы обнаружили благодаря сопротивлению при толковании сновидения. Пока мы изучали сновидения как изолированный феномен, независимо от родственных ему психических образований, мы называли эту инстанцию цензором сновидения.
Сновидение является патологическим продуктом, первым звеном цепи, которое включает истерический симптом, навязчивое представление, бредовую идею, но отличается от них преходящим характером и тем, что он возникает в условиях, свойственных нормальной жизни.
При психозе отход от реальности возникает двояким образом: или когда вытесненное бессознательное становится сверхсильным настолько, что берет верх над зависящим от реальности сознательным, или когда реальность имеет в себе столько невыносимого страдания, что подвергнутое угрозе Я в отчаянном протесте бросается в руки бессознательных влечений.
Безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром.
О выполнении сновидением определенной функции или работы.
Покой в состоянии сна подвержен опасностям с трех сторон: со стороны внешних раздражителей, со стороны дневных интересов, которые не исчезают и со стороны вытесненных влечений, которые ждут возможности проявиться.
Сновидение является попыткой исполнения желания. При определенных обстоятельствах сновидение может осуществлять свое намерение либо очень несовершенным образом, либо оно должно вообще от него отказаться. Видимо, бессознательная фиксация на травме при этих срывах выполнения функции сновидения одерживает верх.
В то время, как спящий должен видеть сон, потому что ночное ослабление вытеснения позволяет активизироваться стремлению к травматической фиксации, его работа сновидения, которая желала бы превратить следы воспоминания о травматической ситуации в исполнение какого-нибудь желания, остается безрезультатной.
В таких случаях может наступить бессонница; из-за страха перед неудачей действия сновидения человек отказывается от сна. Травматический невроз демонстрирует нам здесь крайний случай, но травматический характер следует признать и за детскими переживаниями, так что не следует удивляться, если значительные нарушения функции сновидения проявляются и в других условиях.

ВОПРОСЫ К ПЕРВОМУ ЗАНЯТИЮ
1. "Толкование сновидений" - общая оценка работы: проблема жанра и стиля. Личностные мотивы написания. Причины ее раннего неприятия и последующего триумфа.
Среди психологов XX века австрийскому доктору З.Ф. принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 году. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, его побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Открыв роль глубинных, неосознаваемых мотивов в регуляции человеческого поведения, утвердив тем самым новую ориентацию в психотерапии неврозов, Фрейд представил свое открытие ученому миру в категориях и схемах, легко уязвимых для критики, которая вместе с плевелами повыбрасывала и зерна, проросшие впоследствии в ряд продуктивных гипотез и представлений. Но твердая убежденность Фрейда (до 20-х годов) в том, что главным объяснительным принципом всех побуждении, страстей и бед человеческих следует считать либидо, восстановила против него подавляющее большинство тех, с кем он вел исследования бессознательной психики, начиная от Брейера, решительно рассорившегося со своим вчерашним соавтором. Порвав с Брейером, Фрейд, наряду с тремя испытанными им методами лечения истерии (гипнозом, анализом трансфера и свободных ассоциаций), решил испытать психоанализ с целью выявить причины собственных душевных конфликтов и невротических состояний. Конечно, ни один из прежних методов для этого не был пригоден. И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в уже упоминавшейся книге "Толкование сновидений". Ее он неизменно считал своим главным трудом, хотя того пансексуализма, с которым обычно связывается имя Фрейда, в ней нет.
Уже до этого труда Фрейд напал на мысль о том, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости - не что инее, как код потаенных желаний, которые удовлетворяются в обрядах-символах этой формы ночной жизни. Это предположение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно пришло ему на ум. Это было в четверг вечером 24 июля 1895 г, в северо-восточном углу террасы одного из веских ресторанов. По этому поводу Фрейд иронически заметил, что на этом месте следовало бы прибить табличку: "Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений". Естественно поэтому, что и собственные сны Фрейд рассматривал после пробуждения, исходя из сложившейся уже у него гипотезы о символике образов. В книге описывались приемы построения этих образов: их сгущение в некий причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т. п. При этом полагалось, что существуют символы (полета, падения, видения воды острых предметов, выпавшего зуба и т. п.), имеющие универсальный смысл для всех людей. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод.
Фрейд объяснял образы сновидений как разряды аффектов. По его мнению, говоря словами одного советского психолога, "сновидение, подобно луне, светит отраженным светом". Источник энергии скрыт в бессознательном, в аффектах страха, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Он предполагал, что сновидения относятся к тому же разряду явлений, с которыми приходится иметь дело врачу, лечащему симптомы истерии. Поскольку образы сновидений посещают здоровых людей, то обращение к механизму порождения этих образов (тщательно разобранному Фрейдом) представилось "царством бессознательного", как древний, архаический слой психической жизни, скрытый за сеткой сознания современного индивида.
2. Состояние сна и сновидение. Функции сновидения.
Первое, что объединяет все сновидения - это то, что мы при этом спим. Сновидение является промежуточным состоянием между сном и бодрствованием.
Сон - это физиологическая и биологическая проблема, в которой еще много спорного.
Сон - это состояние, в котором ничего не хочется знать о внешнем мире, интерес к нему угасает. Это возвращение во внутриутробное существование. Каждое пробуждение утром является как бы новым рождением.
Сновидения возникают в зрительных образах, трудности в толковании возникают из-за того, что эти образы нужно перевести в слова.
Сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение, раздражения, появляющиеся во время сна, проявляются в сновидении. Не всегда это может быть чувственное влияние извне, иногда это раздражение, исходящее из внутренних органов - органическое раздражение.
Сновидение является не нарушителем сна, а оберегает его, устраняет нарушения сна.
Сновидения являются устранением нарушающих сон психических раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения. Исполнение желаний - основная характерная черта сновидения.
То, что называют сновидением - мы называем текстом сновидения, или явным сновидением, а то, что мы ищем, предполагаем за сновидением - скрытыми мыслями сновидения.
Функция сновидения: сновидения, будучи реакцией на психическое раздражение, должны быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться.
3. Сновидение как исполнение желания. Регрессия в работе сновидения. Детские сновидения.
Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидения не просто выражает мысли, а представляет собой галлюцинаторское переживание исполнения желания.
Ф. пришлось провести в понятие регрессии внутренние разграничения. "Мы различаем регрессию трех видов: а) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; в) формальную, заменяющую обычные способы выражения и обратного представления более примитивными. Эти формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее по времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия.
Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Регрессия осуществляется в ходе смены психических систем, через которые обычно возбуждение движется в определенном направлении.
Работа сновидения под влиянием цензуры переводит скрытые мысли в другую форму выражения. Скрытые мысли - это сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования; новый способ их выражения непонятен из-за своих многообразных черт. Он возвращается к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению; может быть к относящемуся, существовавшему до развития языка нашего мышления.
Способ выражения работы сновидения называется архаическим или регрессивным. В сновидениях встречаются инверсии ситуации, изменения в порядке следования, архаические черты работы сновидения. Работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнуть развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминаний к мыслям.
Детские сновидения - это понятные, полноценные душевные акты. Здесь совпадают явное и скрытое сновидение. Искажение сновидения не есть проявление его сущности. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания.
4. Описание феномена сновидения в топической, динамической и энергетической моделях психического аппарата. Понятия первичного и вторичного процессов.
Первичный и вторичный процесс - два способа существования психического аппарата. А) С точки зрения топики: первичный процесс - принадлежность бессознательного, а вторичный процесс - принадлежность системы "Предсознание - Сознание". Б) С точки зрения энергетики и динамики: в ходе первичных процессов психическая энергия течет свободно, переливаясь из представления в представление посредством механизмов смещения и сгущения. При этом она стремится до отказа нагрузить представления, связанное с тем опытом удовлетворения, который порождает желания как таковое (первичная галлюцинация). А в случае вторичного процесса энергия "связана" с самого начала, поток ее подконтролен, представление устойчиво нагружено, удовлетворение отложено, открывая дорогу мысленной проверке и сопоставлению различных способов удовлетворения.
Противоположность между первичным и вторичным процессами соответствует противоположности между принципом удовольствия и принципом реальности.
5. Механизмы работы сновидения. Общая модель сновидческой активности бессознательного: основные этапы и закономерности.
Процесс переработки скрытого содержания сновидения в явное Ф. называет работой сновидения. Работа, проделываемая в обратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться до скрытого, является работой толкования. Работа толкования стремиться устранить работу сновидения.
Первым достижением работы сновидения является сгущение. Т.е. явное сновидение содержит меньше, чем скрытое. Сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Вторым результатом работы сновидения является смещение. Оно целиком является делом цензуры сновидения. Оно проявляется двояким образом, во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком, а во-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.
Третий результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Не все в мыслях сновидений подлежит этому превращению, кое-что сохраняет свою форму и появляется в явном сновидении как мысль или знание; зрительные образы являются также не единственной формой, в которую превращаются мысли.
Вторичная обработка старается составить из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.
Нельзя переоценивать работу сновидения, слишком ей доверять. Больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. Работа сновидения - процесс своеобразного характера, до сих пор в душевной жизни не было известно ничего подобного.
6. Сновидение как симптом: границы нарциссической регрессии в неврозе, психозе и сновидении.
Исследование симптомообразования и анализ сновидений приводят Фрейда к признанию особого типа функционирования психики, управляемого законами, отличными от тех, что лежат в основе мыслительных процессов как традиционного объекта психологического наблюдения. Для этого способа функционирования психики, особенно ярко проявляющегося в снах, характерно не отсутствие смысла, как утверждала традиционная психология, а скорее непрерывное его скольжение.
При этом действуют механизмы смещения, посредством которых представление может приобрести большую психологическую ценность, значение и силу, изначально приписываемую другому представлению, и механизмы сгущения, посредством которых в одном-единственном представлении совпадают все значения, образуемые пересекающимися ассоциативными цепочками. Еще один способ функционирования связан со сверхдетерминацией симптома.
Сверхдетерминация (или множественная детерминация) - способ, которым различные порождения бессознательного - симптомы, сны, и пр., - возводятся к некоторой совокупности детерминирующих факторов.
Сверхдетерминация ярче всего обнаруживаются при изучении сновидений. Фактически, как показывает анализ, "каждый элемент явного содержания сна сверхдетерминирован, или многократно представлен скрытыми сновидными мыслями". Сверхдетерминация - это, по сути, работа сгущения. Результаты сгущения могут быть весьма значительными. Подчас оно позволяет соединить в явном содержании сна два совершенно различных ряда скрытых мыслей, так что бывают такие, по видимости, истолкования снов, при которых мы даже не замечаем возможности другого, надстраивающегося над ними истолкования.
Судя по анализу ассоциаций, различные цепочки значений пресекаются не в одной, "центральной" точке: в симптомах заметны следы взаимодействия и компромисса различных значений. При изучении истерического симптома Ф. показал, что он развивается лишь тогда, когда выполнение двух противоположных желаний, возникающих внутри двух различных психических систем, совмещается в одном выражении.
Если мы сопоставим полную аналогию в построении сновидения спящего человека в бодрствующего и разумного, то у нас появится уверенность, что невроз основан только на измененном взаимодействии сил душевной жизни.
Особенности сновидения привели Ф. к мысли о том, что цель бессознательного процесса - как можно скорее привести к тождеству восприятия путем галлюцинаторного воспроизводства тех представлений, особая значимость которых обусловлена первоначальным опытом удовлетворения.
Если в процессе анализа сновидения удается заставить больного отказаться от всякой критики по поводу приходящих в голову мыслей и продолжать отмечать мысленные ряды, выплывающие при напряженном внимании, то можно получить достаточный психический материал, который явно примыкает к взятой в качестве задачи болезненной идее, обнаруживает связь последней с другими идеями и дает возможность при дальнейшем исследовании заместить болезненную идею какой-либо новой, вполне гармонирующей с остальным содержанием психики.

1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Маркетинг в туристическом бизнесе
 Страховое возмещение, размер годовой пенсии, размер брутто-ставки
Ваши отзывы
tl7hig
Hello World! https://racetrack.top/go/hezwgobsmq5dinbw?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b&

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.