|
|
З.Фрейд. Введение в психоанализ. ЛекцииПонимание невротических явлений. Симптоматическое действие кажется чем-то безразличным, но в симптоме болезни видится нечто значительное. Идеи, неподвластные логическим и идущим от реальности аргументом, принято называть бредовыми идеями. Они имеют наследственные расположения. Они не являются чем-то бессмысленным или непонятным, если она осмыслена, хорошо мотивирована, связана с аффективным переживанием больного. Она представляет собой необходимую реакцию на бессознательный душевный процесс, обязана своим бредовым характером именно этому отношению, его устойчивости перед натиском логики и реальности. Говоря о различии между психоанализом и психиатрией, Фрейд приводит пример истории болезни женщины с бредом ревности. Возникают вопросы, откуда происходит эта бредовая идея и почему именно таково ее содержание. При ответе на эти вопросы психиатрия и психоанализ занимают разные позиции. Психиатр становит диагноз и, исследуя историю семьи, находит, что заболевание является результатом наследственности. К дальнейшему пониманию проблемы психиатр не знает путей, т.к. объяснению предпочитает оценку. Психоанализ же дает возможность более глубокого исследования, устанавливает действительные причины этого заболевания и объясняет содержание бредовой идеи. Беспомощность психиатрии в этом случае объясняется тем, что она признает только психологию сознания, отрицая существование бессознательного. Фрейд признает, что психоанализ не может помочь в случае бредовой идеи, "во всяком случае, пока", но "если бы психоанализ был бы таким же безуспешным во всех других формах нервных и психических заболеваний, как в области бредовых идей, он все равно остался бы полностью оправданным как незаменимое средство научного исследования". 17. Смысл симптомов. Невроз навязчивых состояний и истерия - это те формы невротического заболевания, на изучение которых прежде всего и был построен ПА. ННС выражается в том, больные заняты мыслями, которыми они, собственно не интересуются, чувствуют в себе импульсы, кажущиеся им чуждыми, и побуждения к действиям, от выполнения которых они не в состоянии отказаться, даже если они не доставляют никакого удовольствия. Клиническая психиатрия обращает мало внимания на форму проявления и содержание отдельного симптома, а психоанализ установил, что симптом осмыслен и связан с переживанием больного, хотя сам больной не знает о том, что эта связь существует. Чем индивидуальнее выражен симптом, тем скорее можно выявить эту связь. Для идеи, манифестируемой больным находится ситуация в его прошлом, когда эта идея была оправдана. Симптом - производное бессознательных процессов, из сознательных процессов симптомы не образуются. Образование симптома - это замещение чего-то другого, что не могло проявиться. Симптом возникает на месте прерванных бессознательных процессов, которые должны были стать сознательными, получается что-то вроде подстановки. Понятие "смысл" симптома включает в себя впечатления и переживания, от которых он исходит и цели, которым служит. Симптомы являются результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Симптом поддерживается неудовлетворенным либидо, которое, не получив возможности удовлетворения за счет другого объекта, встает на путь регрессии и стремится к удовлетворению в рамках одной из уже преодоленных организаций или благодаря одному из ранее оставленных объектов. На путь регрессии либидо увлекается фиксацией, которая оставила его на этих участках его развития. Если регрессия не вызывает возражений со стороны Я, то невроз не развивается, и либидо добивается удовлетворения, в ином случае создается конфликт. Либидо занимает прежние позиции, двигаясь в обратном направлении. Тогда представления, заполненные либидо, принадлежат системе бессознательного и подчиняются процессам сгущения и смещения. Я противодействует либидо, заставляя выбирать такое выражение, которое может стать его собственным выражением. То, каким образом либидо находит путь к вытесненным фиксациям, объясняется тем, что все оставленные объекты и направленности либидо (либо их производные) с определенной интенсивностью сохранились в представлениях фантазии. Либидо нужно уйти в фантазии, чтобы найти в них открытый путь ко всем вытесненным фиксациям. Симптомы актуальных неврозов не имеют "смысла" и психического значения, они не только проявляются телесно, но сами представляют соматические процессы. Обратный путь от фантазии к реальности - искусство. Творчество рассматривается Фрейдом как уход от действительности. Художник в своем творчестве находит такую форму выражения своих фантазий, в которой они теряют все личное и в которой невозможно увидеть источник их происхождения. Художник связывает с этим изображением бессознательной фантазии большое наслаждение и, благодаря этому, вытеснения преодолеваются и устраняются. 18. Фиксация на травме, бессознательное. Травматические неврозы носят явные признаки того, что в их основе лежит фиксация на моменте травмы. В своих сновидениях больные постоянно повторяют травматическую ситуацию. Всякий невроз несет в себе фиксацию на определенной фазе прошлого, но не всякая фиксация ведет к неврозу. Сами навязчивые представления и навязчивые импульсы не бессознательны, и так же мало выполнение навязчивого действия ускользает от сознательного восприятия. Они не были бы симптомами, если бы не проникли в сознание. Но психические предпосылки, раскрытые анализом, связи, в которых мы их вводим благодаря толкованию, являются бессознательными по крайней мере до тех пор, пока мы не сделаем их сознательными для больного путем А. работы. Образование симптома - это замещение чего-то другого, что не могло проявиться. Фиксация рассматривается Фрейдом в двух значениях. Фиксация как воспоминание, трансформировавшееся в симптом и фиксация либидо на определенной стадии или объекте ("остановка частичного влечения на более ранней ступени"). Фиксация происходит на каком-то отрезке прошлого и за счет этого "настоящее и будущее остаются чуждыми". Фиксация является источником невроза. В основе травматических неврозов лежит фиксация на моменте травмы, сама травматическая ситуация является для больных неразрешенной актуальной проблемой. Травматическим называется переживание, которое в течение короткого времени приводит к такому сильному увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, в результате чего могут наступить длительные нарушения в расходовании энергии. Те переживания, на которых происходит фиксация, также можно назвать травматическими. Следовательно, невроз можно уподобить травматическому заболеванию, а его возникновение объяснить неспособностью справиться со слишком сильным аффективным переживанием. 22. Сопротивление и вытеснение. Сопротивление больных чрезвычайно разнообразно, в высшей степени утонченно, часто трудно распознается, постоянно меняет форму своего проявления. Но они содержат много важнейшего материала из прошлого больного, становятся наилучшей опорой анализа. Преодоление сопротивления является существенным достижением анализа и той части работы, которая дает нам уверенность, что мы чего-то добились у больного. Патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления, заслуживает названия вытеснения. Представление о процессе вытеснения является предпосылкой образования симптомов. Возвращение компонентов сексуального влечения на более ранние ступени называется регрессией. Стремление переживает регрессию в том случае, если исполнение его функций, т.е. достижение цели его удовлетворения, в более поздней или в более высокоразвитой форме наталкивается на серьезные внешние препятствия. Чем прочнее фиксация на пути развития, тем скорее функция отступит перед внешними трудностями, регрессируя до этих фиксаций, т.е. тем неспособнее к сопротивлению внешним препятствиям для ее выполнения окажется сформированная функция. Предполагается существование двух видов регрессии: возврат к первым захваченным либидо объектам, которые, как известно, инцестуозного характера, и возврат общей сексуальной организации на более раннюю ступень. Оба вида встречаются при неврозах перенесения. Вытеснение - топически-динамическое понятие, регрессия же - чисто описательное. Регрессия понимается как возврат либидо на более ранние ступени развития. Вытеснение же это процесс, благодаря которому психический акт перемещается в систему бессознательного. Таким образом, регрессия не зависима от вытеснения. Регрессия либидо на более раннюю ступень является решающим фактом симптоматического выражения. Если либидо регрессирует, например, на садистско-анальную ступень организации, то любовный импульс выражается в желании убить. Если это желание не вытесняется, то оно превращается в извращение, вытеснение же приводит к неврозу. 23. Сексуальная жизнь человека. То, что складывается из учета противоположности полов, получения наслаждения, и характера скрываемого неприличного - такого определения сексуального достаточно для всех практических требований жизни, но не достаточно для науки. Сексуальное - данный термин употребляется в широком и узком смысле слова. В узком смысле означает то, что имеет отношение к продолжению рода. В широком смысле С. включает также получение наслаждение от эрогенных зон, не обязательно связанного с размножением, и еще более широко - наслаждение от функционирования любых органов. 24. Трудности и первые попытки понимания. Фрейд хотел показать смысл сновидений и таким образом подойти к изучению неврозов. Изучение сновидений - не только лучший способ подготовки к исследованию неврозов, само сновидение тоже невротический симптом. Он проявляется у всех здоровых. Что касается неопределенности сновидения, то именно она является характерной его особенностью наряду с другими. Явлениям нельзя предписывать их свойства. Кроме того, есть ясные и вполне определенные сновидения. На вопрос, почему в научных кругах возникает презрение к сновидению, Фрейд предположительно отвечает, что это - реакция на слишком высокую оценку сновидений в древние времена. Древние придавали большое значение сновидению, они видели в снах знаки будущего, искали в них предзнаменование. Сновидения появляются взамен симптомов. Толковать сновидение - значит найти скрытый смысл. Если ошибочные действия могут иметь смысл, то и сновидения тоже, а ошибочные действия в очень многих случаях имеют смысл, который ускользает от исследования точными методами. Первое, что объединяет все сновидения - это то, что мы при этом спим. Сновидение является промежуточным состоянием между сном и бодрствованием. Сон - это физиологическая и биологическая проблема, в которой еще много спорного. Сон - это состояние, в котором ничего не хочется знать о внешнем мире, интерес к нему угасает. Это возвращение во внутриутробное существование. Каждое пробуждение утром является как бы новым рождением. Сновидения возникают в зрительных образах, трудности в толковании возникают из-за того, что эти образы нужно перевести в слова. Сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение, раздражения, появляющиеся во время сна, проявляются в сновидении. Не всегда это может быть чувственное влияние извне, иногда это раздражение, исходящее из внутренних органов - органическое раздражение. Что касается длительности сновидения, то есть очень короткие, содержащие одну или несколько картин, одну мысль или даже только одно слово; другие - представляют собой целые романы и длятся долго. Есть сновидения отчетливые, как переживания, другие - невероятно слабые, расплывчатые, они могут быть осмысленными, фантастическими, остроумными, другие могут быть абсурдными, даже безумными. Ночная деятельность души имеет огромный репертуар, может проделывать все, что душа творит днем, но это все-таки не одно и то же. Внутренние раздражения могут играть в сновидении такую же роль, как и внешние. Своеобразие жизни сновидений выявляется при изучении раздражающих воздействий. Сновидение не просто передает раздражения, оно перерабатывает его, намекает на него, ставит его в определенную связь, заменяет чем-то другим. Еще одно общее качество - психическая особенность сновидения трудно уловима и не дает отправной точки для дальнейшего исследования. Сны наяву являются фантазиями (продуктами фантазии). Уже их название противоречит отношению к состоянию сна, в них ничего не переживается, не галлюцинируется, а что-то представляется: сознаешь, что фантазируешь, не видишь, но думаешь. Сны наяву, появляющиеся во время, предшествующему половому созреванию, сохраняются в годы зрелости. Содержание этих фантазий обусловлено ясной мотивацией - удовлетворение эгоистических, честолюбивых и властолюбивых потребностей и эротических желаний. Сны наяву очень разнообразны, и их судьба различна. Может быть сны наяву носят это название из-за такого же отношения к действительности, подчеркивая, что их содержание так же мало реально, как и содержание сновидения. 25. Предположения и техника толкования. Сновидение является не соматическим, а психическим феноменом. В этом случае оно является продуктом и проявлениям видевшего сон, который нам ничего не говорит, который мы не понимаем. Поэтому важным представляется расспросить видевшего сон, что означает его сновидение. Техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадок, насколько это возможно, от самого обследуемого. Сновидец не знает о своем знании толкования собственного сновидения и полагает поэтому, что не знает этого. Итак, первое предположение заключается в том, что сновидение есть психический феномен, второе в том, что в человеке существует что-то, о чем он знает, не зная, что он о нем знает и т.д. Между гипнотическим состоянием и сном, при котором возникают сновидения, имеется значительное сходство. Ведь гипнозом называется искусственный сон. Психические ситуации в обоих случаях аналогичны. При естественном сне мы гасим интерес к внешнему миру, при гипнотическом - опять-таки ко всему миру, за исключением гипнотизера, с которым мы остаемся в связи. Три источника изучения сновидений: нарушающие сон раздражения, сны наяву и сны в гипнотическом состоянии. Если спросить видевшего сон, откуда у него это сновидение, то первое его высказывание будем считать объяснением. Сновидение разбивается на элементы и исследуется каждый элемент в отдельности, здесь проявляется аналогия с оговоркой. Любая мысль, пришедшая в голову, не может быть случайной, каждая мысль детерминирована. Способ объяснения элемента сновидения - свободная ассоциация. Это требует особой установки внимания, которая совершенно иная, чем установка при размышлении. Кроме предполагаемой связи с исходным представлением свободно возникающие мысли находятся в зависимости от богатыми аффектами мыслей и интересов, комплексов, воздействие которых в данный момент бессознательно. Свободно возникающие мысли детерминированы, не произвольны. Связанные с элементами сновидения дальнейшие мысли будут определены не другим комплексом, а именно комплексом элемента и приведут также к его раскрытию. Забывание имен собственных является прекрасным примером для анализа сновидения. Только здесь в одном лице сливается то, что при толковании сновидения распределяется между двумя. То, что оказалось возможным при забывании имен, должно удаться и при толковании сновидений; идя от заместителя через связывающие ассоциации, можно сделать доступным скрытое собственное содержание. По примеру забывания имен мы можем сказать об ассоциациях с элементом сновидения, что они детерминированы как самим элементом сновидения, так и собственным бессознательным содержанием. 26. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Понимание элемента сновидения заключается в том, что он не является собственным содержанием, а заместителем чего-то другого, неизвестного видевшему сон, подобно намерению ошибочного действия, заместителем чего-то, о чем видевший сон знает, но знание ему недоступно. Техника психоанализа состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое. Изменение терминологии. Вместо "скрытое, недоступное", не собственное содержание, мы скажем "недоступное сознанию видевшего сон, или бессознательное". Под этим подразумевается не что иное, как "бессознательное в данный момент". В противоположность этому можно назвать сами элементы сновидения и вновь полученные благодаря ассоциациям замещающие представления сознательными. Правила, которых нужно придерживаться при работе со сновидением: 1) не нужно обращать внимание на то, что представляет собой сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, т.к. оно все равно не является искомым бессознательным (естественное ограничение этого правила напрашивается само собой); 2) работу ограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения; 3)нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само, точно так же, как забытое слово. Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и на сновидениях других. Работа по толкованию сновидения происходит вопреки сопротивлению, которое поднимается против него и выражением которого является критические возражения. Это сопротивление независимо от теоретических убеждений видевшего сон. Толкование сновидений вызывает у сновидца критические возражения, которые являются следствием возникающего сопротивления. Возражения никогда не бывают правильными, а подавляемые мысли оказываются самыми важными и решающими для раскрытия бессознательного. Сопротивление может быть большим или меньшим. Если оно незначительно, то заместитель будет не очень удален от бессознательного; но большое сопротивление приводит к большим искажениям бессознательного, а с ними удаляется обратный путь от заместителя к бессознательному. Когда вводится в рассуждение динамическое представление сопротивления, важно отметить, что это сопротивление может количественно изменяться. Иногда необходима одна или несколько мыслей, чтобы перейти от элемента сновидения к его бессознательному, в то время как в других случаях для этого требуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих критических возражений. То, что раскрывается в сновидении - явное содержание сновидения, а скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытыми мыслями сновидений. 27. Символика сновидения. Искажение, которое мешает нам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но цензура - не единственный фактор, вызывающий искажение. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы (например, в сонниках). Однако нельзя забывать, что при нашей ассоциативной технике постоянные замещения элементов сновидения никогда не встречались. Частичное толкование действительно возможно исходя из собственных знаний, что элементы сновидения действительно можно понять без использования ассоциации видевшего сон. Постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем символическим, сам элемент символом бессознательной мысли сновидения. Если знать принятые символы сновидений и личность видевшего сон, условия, в которых он живет и полученные до сновидения впечатления, то можно перевести сновидение сразу же. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться ей. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. Символика свойственна и характерна не только для сновидения; символику в сновидении открыл не психоанализ. Сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое. Сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения. Если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации, видевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем. 1. В распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования. Знание символики не осознается видевшим сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Только небольшая часть символических отношений объясняется словоупотреблением. 2. Символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Область символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малой частью. Символика используется в мифах, сказках и т.д. 3. Символика в других областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, языкознанием, фольклором, психологией народов и религиоведением, изучение которых обещает ценнейшие результаты. Символика является вторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой. Цензуре удобно пользоваться символикой, т.к. она тоже стремится к этой цели - сделать сновидение странным и непонятным. 28. Анализ отдельных сновидений. Сновидения лиц, страдающих неврозом, представляют собой отличный материал и никоим образом не уступают сновидениям здоровых, то техника лечения вынуждает нас подчинять толкования сновидения терапевтическим задачам и оставлять без внимания большое число сновидений после того, как из них было взято что-то нужное для лечения. Некоторые сновидения, встречающиеся во время лечения, вообще недоступны полному толкованию. Т. к. они возникают из всей совокупности неизвестного нам психического материала, то их понимание возможно только после окончания лечения. Сообщение о таких сновидениях сделало бы неизбежным раскрытие всех тайн невроза. При работе сновидения отпадают все отношения между мыслями сновидения. Они растворяются в своем сыром материале, и задачей толкования является вновь восстановить опущенные отношения. Сновидение в общем недоступно пониманию, пока видевший сон не даст нам дополнительно своих сведений. Фрейд предполагает, что слушатели, в сущности, считают идеальным толкование сновидений с помощью использования значения символов, ассоциативную же технику хотели бы устранить. Первая часть сновидения, во время его образования бессознательно, но враждебные чувства или любовь могли быть длительное время бессознательными, а потом постепенно робко и замаскировано проскальзывать в сознание. Исследуя истоки враждебности к отцу в детстве, можно вспомнить, что страх перед отцом существует, потому что уже в самые ранние годы он противится сексуальной деятельности мальчика, как правило, он повторяет это из социальных соображений и после достижения им возраста половой зрелости. Непонятные сновидения могут быть из-за происходящего странного и входящего в заблуждения сгущения, в котором все мысли происходят из скрытых мыслей и в котором для самых глубоких и отдаленных по времени из этих мыслей создаются ее многозначные замещающие образования. 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|