|
|
З.Фрейд. Влечения и их судьбаПонятие влечения. Влечения - пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматическим и душевным), "психические представители" возникающих в недрах телесного аппарата и достигающих души раздражений. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). В ранних работах Фрейд противопоставлял влечения Я (способствующие самосохранению индивида) и сексуальные влечения, способствующие сохранению вида (иногда в ущерб самосохранению). В начале 20-х годов им развивается концепция о разделении влечений на влечения к жизни и влечения к смерти. Влечение и инстинкт. Инстинкт - унаследованная схема поведения, но психоаналитики используют этот термин и для перевода фрейдовского Trieb (концепция влечения). Но Фрейд усматривал аналог инстинктам вовсе не во влечениях, а в унаследованных филогенетических схемах, представленных первофантазмами. Влечение и инстинкт различны по своей природе: инстинкт - это биологически наследуемое поведение, а влечение - следствие раздражения внутри соматического источника. 3. Влечение и раздражение. Физиология дала нам понятие о раздражении и о рефлексорной схеме, по которой внешнее раздражение, действующее на живую ткань, посредством движения переводится наружу. Влечение - это раздражение для психического, хотя нельзя отождествлять влечение и психическое раздражение. Раздражения влечений отличаются от физиологических раздражений, влияющих на психику тем, что они исходят не из внешнего мира, а изнутри организма. Поэтому оно и влияет иначе на психику и для устранения своего требует иных действий. Далее: все существенное для характеристики раздражения заключается в положении, что оно действует как единый толчок; в таком случае оно может быть устранено единичным целесообразным движением, типичным примером которого является бегство от источника раздражения. Влечение же, напротив, никогда не производит действия мгновенного толчка, а всегда постоянной силы. Поскольку влечение действует изнутри организма, то от него не возможно бегство. Раздражение влечения лучше называть "потребностью", а то, что удовлетворяет этой потребности, "удовлетворением". Оно может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением внутреннего раздражения. 4. Влечение и напряжение. Под напряжением влечения понимают его двигательный момент, сумму сил или мерило требуемой работы, которую он олицетворяет. Признак импульсивного напряжения составляет общую особенность всех влечений, самую сущность их. Влечение представляет из себя известную долю активности; если, не совсем точно выражаясь, говорят о пассивных влечениях, то под этим можно понимать только влечения с пассивной целью. 5. Цель и объект влечения. Целью влечения всегда является удовлетворение, которое может быть достигнуто только посредством устранения состояния раздражения в источнике влечения. Но если даже эта конечная цель и остается неизменной для всякого влечения, но все же к одной и той же конечной цели могут вести различные пути, так что у какого-нибудь влечения могут явиться разнообразные и более близкие промежуточные цели, которые могут комбинироваться друг с другом или заменять друг друга. Объектом влечения является тот объект, на котором или посредством которого влечение может достичь своей цели. Объектом может быть не только посторонний предмет, но и часть собственного тела. Влечение может перемещаться с одного объекта на другой. 6. Влечения с задержкой в достижении цели. Опыт... позволяет говорить о влечениях с задержкой в достижении цели при таких процессах, при которых допускается известная часть удовлетворения влечения, а затем наступает задержка или отклонение от цели. 7. Сплетения влечений. Может случиться так, что один и тот же объект служит одновременно для удовлетворения нескольких влечений: по Адлеру, это случай сплетения влечений. Особенно тесная привязанность влечения к объекту отмечается термином фиксация. Часто такая фиксация создается в очень раннем периоде развития влечения, и этим кладется конец его подвижности, так как такая фиксация очень сильно сопротивляется отделению влечения от объекта. 8. Источник влечений. Под источником влечений понимают тот соматический процесс в каком-либо органе или части тела, раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечение. Неизвестно, всегда ли это процесс химический, или он может соответствовать также и развитию других, например, механических сил. Изучение источников влечения не относится к области психологии, хотя происхождение из соматического источника и составляет самый решающий признак влечения, а в душевной жизни мы его узнаем только по его целям. Для целей психологического исследования не требуется точного знания источников влечения. Иной раз можно, зная цели влечения, сделать заключение о природе и характере его источников. 9. Классификация первичных влечений. Фрейд предложил различать две группы первичных влечений: влечения Я, или самосохранения, и сексуальные влечения. Но это только вспомогательная конструкция, которая должна быть сохранена лишь до тех пор, пока она оказывается полезной, и замена которой какой-либо другой мало чем изменит результаты описательной и классификационной работы. Поводом к такому допущению послужила история развития психоанализа, а именно изучения "неврозов перенесения", в корне которых лежит конфликт между требованиями сексуальности и "Я". Более глубокое изучение других невротических заболеваний (в первую очередь шизофрений) заставит изменить эту формулу и сделать новую перегруппировку первичных влечений. 10. Судьба влечений: превращение в противоположность, обращение на собственную личность, вытеснение, сублимирование. Судьба влечений может быть следующей: превращение в противоположное, обращение на собственную личность, вытеснение, сублимирование. Судьбу влечений можно рассматривать как своего рода отражение, защиту индивида против открытого проявления этих влечений. Сублимацией называют такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Вытеснение - перевод психического содержания из сознания в бессознательное и (или) удерживание его в бессознательном состоянии. Вытеснение поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными. Превращение в противоположное распадается на два различных процесса: в поворот влечения от активности к пассивности и в превращение содержания его в противоположное. Превращение касается только целей влечения. Вместо активной цели: мучить, разглядывать, становится пассивная: быть мучимым, разглядываемым. Превращение содержания в противоположное имеет место только в одном случае - превращение любви в ненависть. Обращение против собственной личности становится нам понятным благодаря соображению, что мазохизм представляет собой садизм, обращенный против собственного Я, а эксбиционизм включает в себя также рассматривание собственного тела. Сущность процесса составляет перемена объекта при неизменности цели. 11. Природа реактивного образования. Сострадание не может быть описано как результат превращения влечения при садизме, а должно быть понимаемо как реактивное образование (реакция) против влечения. 12. Принцип амбивалентности в сфере проявления динамики влечений. Тот факт, что в определенный поздний период развития влечения можно наблюдать его (пассивное) противоположное течение, заслуживает быть отмеченным и назван термином: амбивалентность. В ярко выраженной амбивалентности влечений у современного человека можно видеть архаическое унаследование, так как есть основание полагать, что в первобытные времена известная часть не превращенных активных импульсов в проявлениях влечений была большей чем теперь. Принцип амбивалентности проявляется как противоположность влечений, направленных на один объект. Амбивалентность проявляется в форме любви и ненависти к одному и тому же объекту. Проявление динамики влечений: сравнивается с толчками извергающейся лавы. Если первый порыв влечения протекает без изменений и не претерпевает развития, то следующий с самого начала подвергается изменению в сторону пассивности и присоединяется затем к предыдущему, сохраняя характер пассивности. В определенный поздний период развития влечения можно наблюдать его противоположное (пассивное) течение, что определяется как амбивалентность. 13. Три полярности душевной жизни. Это: субъект ("Я") - объект (внешний мир, реальная полярность); удовольствие, наслаждение - неудовольствие (экономическая полярность); активный - пассивный (биологическая полярность). Противоположность "Я" - "не-Я" (внешнее) (субъект - объект) рано навязывается каждому живому существу, т.к. Я посредством мускульных действий может успокоить внешние раздражения, а против раздражения влечений оно совершенно беспомощно. Особенно в своей интеллектуальной деятельности оно остается самодержавным, и этим создается основание для развития способности к исследованию внешнего мира, которое никакими страданиями не может быть изменено. Полярность наслаждение-неудовольствие связана с рядом ощущений, которые решающим образом влияют на поступки (волю). Противоположность активный - пассивный характеризуется определенными типами целей влечения. 14. Нарциссизм и аутоэротизм. Эти три (см. выше) психические полярности вступают между собой в объединения, имеющие очень большое значение. В одной первичной психической ситуации сталкиваются две из них. Сначала, в самом начале душевной жизни, "Я" находится во власти влнчений и отчасти способно удовлетворять на самом себе свои влечения. Это состояние называется нарциссизмом, а саму возможность удовлетворения - аутоэротической. 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|