|
|
Деятельность судаПЛАН 1. Районный (городской) суд - основное звено судебной системы. 2. Содержание и значение правильной организации работы районного (городского) суда. 3. Состав районного (городского) суда. 3.1 Полномочия судей и народных заседателей. 3.2. Председатель суда. Аппарат суда. Организация работы в районном (городском) народном суде. Библиография. 1. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. 1 Районный (городской) суд - это основное звено судов общей юрисдикции. Эти суды рассматривают основную часть гражданских и уголовных дел (до 95 %).1 Исключение составляют только гражданские дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности областных и равных им судов а также уголовные дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству. Районные (городские) суды рассматривают и некоторые другие категории дел, но основную массу составляют гражданские и уголовные дела. Компетенция (полномочия) районного (городского) суда определяется прежде всего тем, что он действует только в качестве суда первой инстанции. Как уже указывалось, к подсудности районных (городских) судов отнесены все гражданские д е л а, подведомственные судам. Любое гражданское дело может быть рассмотрено этим судом независимо от сложности, характера и суммы иска. Подсудность гражданского дела даннму народному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия народного суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции. Районным (городским) судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для районных (городских) судов. Среди дел, которые рассматриваются этими судами в последние годы - дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц2. Сравнительно новыми для судов являются дела по жалобам на действия медицинских работников, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Такие жалобы по Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992г. (ст. 28) могут быть поданы не только в народный суд, но и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и прокурору1. Рассмотрение дела в суде по такой жалобе, по нашему мнению, исключает возможность дальнейшего альтернативного обжалования действий, связанных с оказанием психиатрической помощи. Наоборот, обжалование таких действий вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) или прокурору не исключает обжалование решений последних в суд. Жалобы как на нарушение прав и свобод граждан, так и на необоснованные действия в связи с оказанием психиатрической помощи подаются в народный суд по месту жительства лица, обращающегося с жалобой, или по месту нахождения органа или должностного лица, действия или решения которых обжалуются. Районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам. В первом случае речь идет о наиболее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отягчающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае эти суды не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих, кроме дел частного обвинения. В 1993 г. при отнесении к единоличной компетенции судьи районного (городского) суда ряда уголовных дел о нетяжких преступлениях (их около 70) была фактически предметно определена подсудность народного суда по этим делам. Предусмотрены два порядка передачи уголовных дел на единоличное рассмотрение судьи. Большинство этих дел судья рассматривает единолично. Однако по части дел единоличное рассмотрение судьей возможно только в случае, если подсудимый дал согласие на рассмотрение дела без участия народных заседателей (ст. 35 УПК I960 г.). Отнесение всех этих уголовных дел к единоличной компетенции судьи не повлияло на компетенцию суда в целом и не изменило подсудности, поскольку эти дела и раньше рассматривались народным судом. Заметим, что законом (ст. 15 ГПК) предусмотрено единоличное рассмотрение судьей и некоторых категорий гражданских дел. Судопроизводство остается, однако, единым - соответствующим гражданскому процессуальному и уголовному процессуальному законодательству. Иными словами, порядок рассмотрения дел не меняется в зависимости от состава суда. Районные (городские) суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, заболевших хронической душевной или иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания; о замене штрафа и исправительных работ другими мерами наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение и др. На эти суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Районные (городские) суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера. Гражданский процессуальный кодекс (ст. 331-334) относит к компетенции народного суда рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, когда решение народного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено в силе вышестоящим судом без внесения в него изменений. При поступлении заявления участвовавшего в рассмотрении дела лица или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах народный суд в пределах своей компетенции принимает новое решение или оставляет прежнее без изменения. Если же решение народного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и народный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с гражданским делом по принадлежности. Районные (городские) суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город. Решение об образовании народного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним. Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать районный (городской) суд основным звеном судов общей юрисдикции. В связи с реформой местного самоуправления в настоящее время еще не устоялось единое наименование этих судов. В большинстве регионов они по-прежнему называются районными (городскими) судами. В Москве они действуют как межмуниципальные районные суды (например, Таганский межмуниципальный районный суд Центрального округа г. Москвы). Непосредственными вышестоящими судами для районных (городских) судов являются в зависимости от административно-территориального деления Верховные суды республик, входящих в Российскую Федерацию, краевые, областные суды и городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и автономных округов. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью районных народных судов. Организационное обеспечение районных (городских) народных судов осуществляют местные органы Министерства юстиции РФ - минюсты республик, отделы (управления) юстиции краевых, областных, городских (Москва и Санкт-Петербург) администраций. При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в деятельность районных (городских) народных судов. Их обязанность - обеспечивать суды, в том числе и независимость судей, мерами организационно-технического характера без какого-либо влияния на осуществление правосудия. Улучшение деятельности районный (городских) судов по осуществлению правосудия и повышение их роли в предупреждении правонарушений в значительной мере зависит от надлежащей организации работы, совершенствования ее стиля, форм и методов. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА. Содержание организационной работы в суде (формы и методы организационной деятельности) определяется характером и кругом стоящих перед ним задач. Это прежде всего создание необходимых условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения уголовных и гражданских Народные заседатели, помимо участия в разбирательстве условных и гражданских дел, проводят большую разъяснительоно-правовую работу, отсюда важнейшее значение приобретает повышение их активности, инициативы н деловой квалификации. Важная роль в правильном осуществлении судом своих функций принадлежит его канцелярии. Надлежаще поставленное делопроизводство обеспечивает своевременную подготовку и рассмотрение дел, их учет и сохранность, четкое и культурное обслуживание граждан, а также представителей организаций. По данным первичного учета организуется работа пр ведению статистической отчетности. Данные судебной статистики отражают различные показатели судебной деятельности, что позволяет определить эффективность тех или иных мер борьбы с правонарушениями в районе (городе). Возможность быстро найти соответствующий закон и ознакомиться с точным его содержанием обеспечивается действующей в судах системой учета и поиска нормативных материалов и судебной практики. Правильно организованная кодификационно-справочная работа значительно сокращает время и облегчает поиски необходимого материала как при осуществлении правосудия, так и во время приема посетителей, разрешения жалоб. Успешная деятельность суда невозможна без четкого планирования. План является основным организующим началом в определении конкретных задач, стоящих перед судом , необходимым условием рациональной организации его работы. Планирование позволяет определить главные вопросы, обеспечивает планомерную и системную реализацию всех мероприятий, способствует своевременному достижению оптимальных результатов. Роль плана трудно переоценить особенно на современном этапе, когда уделяется большое внимание научной организации труда в судебных органах.1 Работа суда предполагает четкую, слаженную деятельность всего аппарата. От качества и своевременного выполнения своих обязанностей каждым работником суда , в том числе работником канцелярии , зависит уровень всей судебной деятельности. От выполнения ряда организационно-технических мероприятий зависит рассмотрение уголовных и гражданских дел в назначенное время, своевременное разрешение жалоб и высылка ответов, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд лиц. Трудно переоценить всю важность работы по изготовлению протоколов судебных заседаний и иных процессуальных документов, учету и сохранности дел, ведению статистической отчетности. Поэтому распределение обязанностей между сотрудниками канцелярии, секретарями судебных заседаний и другими работниками - важная проблема правильной организации работы, которой необходимо уделять большое внимание в каждом районном (городском) суде.1 3. СОСТАВ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА. 3.1 Полномочия судей и народных заседателей. Районный (городской) народный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от объема работы народного суда - количества гражданских, уголовных, административных дел и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы избирается один народный судья, он же является председателем суда. Но в большинстве народных судов РФ несколько судей. Один из них - председатель народного суда. Для работы в составе с одним судьей избирается 70-75 народных заседателей. Полномочия судей народных судов и народных заседателей определяются в соответствии с их закрепленными в законе обязанностями и правами. Основной обязанностью судей и народных заседателей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о статусе судей Российской Федерации, Законом о судоустройстве, ГПК, УПК, административным и иным законодательством. При отправлении правосудия судьи и народные заседатели независимы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности народного суда, защиты прав и свобод граждан. Судьи и народные заседатели должны заранее готовиться к судебному разбирательству каждого дела, изучать материалы, которые предстоит исследовать в судебном заседании. Судья обязан создать для этого народным заседателям необходимые условия, подготовить требуемое для рассмотрения данного дела законодательство, комментарии к нему, постановления Пленума Верховного суда РФ, материалы судебной практики. Судьи обязаны при рассмотрении дел с участием народных заседателей обеспечивать последним равные права в течение всего судебного процесса, включая обсуждение вопросов при вынесении решений, приговоров и определений в совещательной комнате. Во время пребывания в народном суде и вне его стен, как и при отправлении правосудия, судьи и народные заседатели должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на их честь и достоинство, вызвать сомнение в их беспристрастности, объективности и законопослушности. На судьях лежит также обязанность повышать уровень своих профессиональных знаний, изучать законодательство и судебную практику. Судьям и народным заседателям предоставлены определенные права. Так, судьи народных судов вправе требовать от любых органов и лиц: выполнения их указаний в связи с подготовкой дела к судебному заседанию (вызов ответчиков, истцов, подсудимых, свидетелей, экспертов и др.), представления в суд документов, вещественных доказательств; предоставления народным заседателям возможности исполнять свои обязанности в суде; дачи ответов на частные определения народного суда и т. д. Судьи народного суда обладают правом неприкосновенности, заключающемся прежде всего в том, что они не могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности и что установлен особый порядок их привлечения к уголовной ответственности. Неприкосновенность распространяется на их жилище, служебные помещения, транспортные средства и имущество. 3.2 Председатель суда. Аппарат суда. Организация работы в районном (городском) народном суде. В соответствии с законом все судьи в народном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Это относится, по нашему мнению, к их правовому положению в обществе, связанному с отправлением правосудия. Но это вовсе не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанностей по организации работы народного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного народного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях. На практике в народных судах выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел. В прошлые годы в народных судах, где работает постоянно несколько судей, применялась так называемая участковая система, при которой за судьей закреплялась территория какого-либо микрорайона или просто несколько улиц. Все дела (уголовные, гражданские, административные), возникающие на этой территории, поступали к народному судье данного участка. Этот судья решал и все другие возникающие на территории участка вопросы, связанные с деятельностью народного суда. В таком подходе есть определенная положительная сторона, позволяющая судье быть ближе к населению, лучше знать местные проблемы, которые влияют на правонарушения, поддерживать тесную связь с государственными и общественными организациями, глубже вникать в их заботы и нужды. Однако опыт показал, что такая система организации работы в суде имеет весьма существенные недостатки: разобщенность судей, невозможность специализации, трудности проведения единообразной практики по определенным категориям дел, сложности при обобщении практики и др. Участковую систему организации работы народных судов пытались корректировать, вводилась специализация судей для рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, о хулиганстве. Это, однако, не снимало основных недостатков участковой системы. Теперь участковая система либо вовсе не применяется, либо используются только отдельные ее элементы. В зависимости от количества поступающих в народный суд дел, числа судей, их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как: -территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории; - функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой - уголовные, третий - административные дела и т. д.; -территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории; -персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела - по поручению председателя суда. Применение рассмотренных принципов во многом зависит от председателя суда, но не в меньшей степени выбор зависит от коллектива всех судей народного суда. Опыт показывает, что работают более продуктивно те народные суды, где рассмотрение дел организовано с учетом мнения всех судей или во всяком случае большинства. Организационная сторона деятельности народного суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на отправление правосудия в народном суде оказывает аппарат, который включает консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал. Организация работы аппарата народного суда лежит прежде всего, на председателе этого суда. Он принимает на работу в народный суд сотрудников, кроме консультантов и судебных исполнителей, которые по общему правилу по его представлению назначаются отделом (управлением) юстиции области (края), минюстом республики. Подбор сотрудников - квалифицированных, добросовестных, культурных и вежливых - во многом определяет уровень работы суда в целом, его "лицо" в представлении граждан, которые обращаются в народный суд. Существенную роль в работе народного суда играет организация приема граждан председателем суда, судьями, судебными исполнителями, секретарями канцелярии. Прием организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные для посещения суда различными группами населения. Должны быть определены и доведены до сведения граждан приемные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация. Имеются в виду образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам; размер и порядок оплаты различных государственных пошлин; адреса: юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, почтовый адрес данного народного суда, вышестоящего суда, номера телефонов приемной, канцелярии и др. Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей. В народном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ, а также берутся на учет решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел, чаще всего встречающихся в месте нахождения народного суда. По наиболее актуальным гражданским, уголовным и административным делам изучается, собирается и анализируется судебная практика. Эту работу чаще всего выполняют народные судьи, имеющие большой опыт работы. При этом они пользуются помощью консультантов и секретарей. Председатель суда организует юридическую подготовку народных заседателей, служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п. В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в народном суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда (сквозная в течение года) нумерация. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел, по каждому из них заполняются соответствующие карточки, другие необходимые документы. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив. Основная обязанность секретарей судебного заседания - вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов гражданских истцов и ответчиков, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании. Рассмотренные различные аспекты организационной работы суда находят отражение в планах, составляемых для работы всего суда. Опыт показывает, что преимущество имеют квартальные планы, в которых заранее фиксируются дни и часы судебных заседаний, часы приема граждан, а также работа с кадрами, с народными заседателями, обобщение практики, служебная и иная подготовка, меры по улучшению делопроизводства, проверки работы судебных исполнителей, канцелярий, другие меры, направленные на улучшение деятельности народного суда и всех его структурных подразделений. Наряду с планами работы народного суда судьи имеют планы своей работы, которые чаще всего также составляются на квартал и являются по существу графиком участия судьи в отправлении правосудия и приема граждан, который в первой части заполняется по мере поступления дел в суд и назначения их для судебного разбирательства. Личный план судьи во второй части включает его участие в организационной работе в соответствии с планом работы народного суда. Осуществляя контроль за организацией работы в народном суде, председатель суда, по нашему мнению, вправе обратиться к председателю вышестоящего суда с представлением об истребовании того или иного рассмотренного дела, если он не согласен с принятым решением (приговором, определением или постановлением) суда. Направлять такое дело в вышестоящий суд без запроса его председателя председатель народного суда, с нашей точки зрения, не может, так как действующий закон ему такого права не предоставляет. В случае временного отсутствия (отпуск, длительная болезнь и т.п.) председателя народного суда его обязанности исполняет один из судей по его поручению. В тех народных судах, где работает один судья, при временном его отсутствии исполнение обязанностей председателя суда возлагаются на судью ближайшего народного суда решением председателя вышестоящего суда. Имевшийся в прошлые годы опыт замещения отсутствующего судьи народным заседателем себя не оправдал. БИБЛИОГРАФИЯ. Конституция Российской Федерации. - М.: ИНФРА*М-НОРМА, 1996 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР, 1981, N 28, ст. 976 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" //Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 января 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591 Приказ Минюста РФ от 16 июня 1994 г. N 19-01-88-94 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде" Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде введена в действие с 1 сентября 1994 г .// Текст приказа официально опубликован не был. Земченко Н. А., Ковин В.Ф. Организация работы районного (городского) народного суда. Учебное пособие - Свердловск, 1977 Макарова Н.П., Москвин С.С. Организация работы народного суда, М., "Юрид. лит.", 1974 Научная организация труда в аппарате судов и учреждений юстиции. - М.: Юридическая литература 1984 9.Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник // Под ред. д.ю.н., проф. В.П. Божьева - М: Издательство "СПАРК", 1996 . 1 Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник // Под ред. д.ю.н., проф. В.П. Божьева - М: Издательство "СПАРК", 1996 с. 64. 2 ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685 1 ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913. 1 Земченко Н. А., Ковин В.Ф. Организация работы районного (городского) народного суда. Учебное пособие - Свердловск, 1977 с. 8 1 Макарова Н.П., Москвин С.С. Организация работы народного суда, М., "Юрид. лит.", 1974 с. 17 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|