|
|
Методы определения страны происхождения товаров, его значениеПЛАН: лист Методы определения страны происхождения товаров, его значение 3 Задача 12 Список литературы 16 Методы определения страны происхождения товаров, его значение. В настоящее время в мировой торговле широкое распространение получила практика предоставления разного рода преференций, преимуществ, связанных с происхождением товаров. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории1. В зависимости от страны их происхождения товары могут облагаться льготными таможенными пошлинами или совсем освобождаться от их уплаты. Именно поэтому для отечественных участников внешнеэкономической деятельности большой интерес представляет, как по российскому законодательству определяется страна происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также порядок применения соответствующих ставок импортного таможенного тарифа Российской Федерации. Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (ст. 36) предусмотрено, что при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на ввоз в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющих целью создания такой зоны или такого союза, а также в отношения товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. Принципы, в соответствии с которыми определяется страна происхождения, приведены в разделе V закона. Они основываются на существующей международной практике и, в частности, на положениях Киотскоской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1973 г. Порядок определения страны происхождения устанавливается Правительством Российской Федерации. Конкретные критерии происхождения и процедура документального подтверждения их соблюдения зависят от того, каким именно странам предоставляются те или иные преференции. В международной практике можно выделить три основных случая, когда могут применяться различные критерия в отношении одних и тех же товаров; - при предоставлении преференций в одностороннем порядке развивающимся странам в рамках Общей системы преференций, утвержденной по решению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); - при предоставлении преференций на взаимной основе в рамках зон свободной торговли или таможенного союза; - предоставления преференций в рамках режима наибольшего благоприятствования. В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе", страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране: а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр; б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории; в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней; г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов; е) продукция морского промысла, добытая и {или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею; ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране; з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею; и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а"-"з". Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются: а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) правило адвалорной доли-изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара. Считаются не отвечающими критерию достаточной переработки: а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); в) простые сборочные операции; г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих2. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны критерии достаточной обработки особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков. В удостоверении происхождения товаров из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сертификат представляется в обязательном порядке: а) на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции по таможенному тарифу; б) на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными методами регулирования внешнеэкономической деятельности; в) если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации; г) в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют, либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров. Сертификат должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и он должен содержать: а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения; б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности. Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан: а) наименование и адрес экспортера; б) наименование и адрес импортера; в) наименование (описание) товара; г) средства транспортировки и маршрут следования; д) количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию; е) вес брутто и нетто; Сертификат представляется таможенным органам Российской Федерации в напечатанном виде, без исправлений, на русском либо английском, французском или испанском языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык. Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат. В удостоверение происхождения небольших партий товара (стоимостью до 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или иные сведения, необходимые для определения страны происхождения товара. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу. Таможенный орган может отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в Российскую Федерацию в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации. В отношении товаров, импортируемых из наименее развитых и развивающихся стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в рамках Общей системы преференций, для определения страны происхождения применяются положения "Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" 1980 года. Указанное Соглашение содержит правила, определяющие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. В соответствии с этими правилами, товар считается происходящим из страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях: а) когда он полностью произведен в данной стране; б) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или неизвестного происхождения, при условии, что такие товары подверглись в стране экспорта достаточной обработке или переработке, как указано ниже. Следующие товары считаются полностью произведенными в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим: а) полезные ископаемые, добытые на территории или на континентальном шельфе данной страны; б) растительные продукты, выращенные в данной стране; в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; г) продукты, полученные от живых животных в данной стране; д) продукты охотничьего и рыболовного хозяйства, произведенные в данной стране; е) продукты морского рыболовства и другие морские продукты, добытые судами данной страны, а также судами, зафрахтованными данной страной; ж) продукты, изготовленные на борту плавучих рыбзаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбзаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте "е"; з) собранные внутри данной страны использованные продукты, пригодные для восстановления сырья; и) отходы и скрап, являющиеся результатом производственных операций, осуществляемых в данной стране; к) товары, произведенные в данной стране исключительно из продуктов, упомянутых в пунктах от "а"-"и". Товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если: а) товар подвергся обработке или переработке в данной стране и стоимость товаров, происходящих из другой страны или неизвестного происхождения, не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого данной страной; б) товар подвергся обработке или переработке в нескольких странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость товаров, происходящих из других стран или неизвестного происхождения, не превышает 90% от стоимости товара, экспортируемого одной из этих стран; в) товар произведен в одной из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в других (одной или нескольких) таких странах. Стоимость указанного в пунктах "а" и "б" товара, происходящего из другой страны, определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране- производителе экспортируемого товара, на который предоставляется преференция. Стоимость указанного в пунктах "а" и "б" товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории страны-производителя экспортируемого товара, на который предоставляется преференция, Товары (сырьевые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия), импортированные из одной из стран, предоставляющих преференции, в страну, пользующуюся преференциями, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту в эту же страну, предоставляющую преференции, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой стране-экспортере, пользующейся преференциями. Стоимость экспортируемого товара определяется на базе цены ФОБ. Помимо производственного признака обязательно должны быть соблюдены условия непосредственной закупки и прямой отгрузки. Товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Условие прямой отгрузки означает, что товары подлежат прямой отгрузке в Российскую Федерацию. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита. Еще одним обязательным условием, необходимым для признания происхождения товаров из развивающихся стран, является документальное свидетельство в виде декларации-сертификата о происхождении товара (далее-сертификат) по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций. Сертификат представляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем через год после поставки товара. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанные в сертификате не должно превышать ±5 процентов. К товарам, происхождение которых на момент таможенного оформления достоверно не установлено, может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении. Максимальный срок, в течение которого импортер может представить таможенным органам вышеуказанные документы, - один год с даты таможенного оформления товаров в Российской Федерации. По истечении указанного срока претензии по начисленным импортным пошлинам таможенными органами не принимаются3. Задача 3. Поставляются на таможенную территорию Российской Федерации следующие товары: а) рыба замороженная весом 4800 кг стоимостью 5600 долл. США Ввозные пошлины 5 %, но не менее 0,2 ЭКЮ/кг Таможенные сборы 600 долл. США б) Вино сухое на сумму 4500 долл. США. Пошлины 25 %, акцизы - 200 % Таможенные сборы 260 долл. США Курс валют 1 ЭКЮ = 1,3 $ Рассчитать совокупность таможенных платежей. 1. Вначале рассчитаем совокупность таможенных платежей по первой задаче. Исчерпывающий перечень таможенных платежей устанавливается ст. 110 Таможенного кодекса. При перемещении через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах. В данном случае сумма таможенных сборов уже указана, акцизы на товар отсутствуют. Поэтому необходимо рассчитать НДС и таможенную пошлину. В соответствии со ст. 117 ТК основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза. Поэтому необходимо сперва рассчитать таможенную пошлину, а лишь затем НДС. В соответствии с п. 7.2.6. Временной инструкции ГТК РФ "О взимании таможенных платежей" от 8 июня 1995 г. № 01-20/8107 (в редакции письма ГТК РФ от 31.07.96 № 01-15/13595), принятой в соответствии с законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года № 5003-1 исчисление ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, производится в три этапа. Сначала исчисляется размер ввозной таможенной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу товара, затем исчисляется размер ввозной таможенной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая величина. Исчисление ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по ставкам в ЭКЮ за единицу товара, производится по формуле: Пип 1 = Вт х Сип1 х Кэ/Квк, где: Пип1 - размер ввозной таможенной пошлины; Вт - количество товара; Сип1 - ставка ввозной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара; Кэ - курс ЭКЮ, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату принятия таможенной декларации; Квк - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату принятия таможенной декларации. Так как в условиях задачи не указаны курсы ЭКЮ и доллара по отношению к рублю, необходимо сначала посчитать всю сумму в ЭКЮ, а затем перевести в доллары. Пип 1 = 4800 х 0,2 = 960 ЭКЮ Так как 1 ЭКЮ = 1,3 $, Пип 1 = 960 х 1,3 = 1248 $. Далее необходимо исчислить размер ввозной таможенной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. 4800/100 х 5 = 240 $. Таким образом таможенная пошлина равна 1248 $. Далее исчисляется НДС. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с 1 января 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 164 НК мороженная рыба облагается по ставке 10 % (кроме деликатесной). Так как в задаче не указан вид рыбы, мы должно предположить, что она не является деликатесной. Таможенная стоимость равна 4800, таможенная пошлина - 1248,таким образом НДС = (4800 + 1248) / 100 х 10 = 604,8 $. Теперь мы можем посчитать всю совокупность таможенных платежей. 1248 + 604,8 + 600 = 2452,8 $. 2. Схожим образом решается и вторая задача. Сначала вычислим таможенную пошлину. В данном случае ставка таможенной пошлины не комбинированная, а обычная. 4500/100 х 25 = 1125 $. Исчисление акциза в отношении товаров, облагаемых акцизами по ставкам в процентах к таможенной стоимости товара, производится по формуле: Ас2 = Ст х А2, где: Ас2 - размер акциза; Ст - таможенная стоимость товара; А2 - ставка акциза в процентах к таможенной стоимости товара. 4500 х 2 = 9000 $. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле: Сндс = (Ст + Пип + Ас) х Н, где: Сндс - размер налога на добавленную стоимость; Ст - таможенная стоимость ввозимого товара; Пип - размер ввозной таможенной пошлины; Ас - размер акциза; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. В соответствии с ч. 3 ст. 164 НК ставка НДС в данном случае будет 20 %. Сндс = (4500 + 1125 + 9000) х 0,2 = 2925 $. Теперь мы можем рассчитать совокупность таможенных платежей. 1125 + 9000 + 2925 + 260 = 13310 $. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5221-1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года № 5003-1. Временная инструкция ГТК РФ "О взимании таможенных платежей" от 8 июня 1995 г. № 01-20/8107. Росийское таможенное право. Учебник для ВУЗов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. Гравина А.А., Терешенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство. Практический комментарий. М., 1997. С. 122. Кудряшев А. Откуда товар и как это определить // Закон. 1993. № 12. 1 Росийское таможенное право. Учебник для ВУЗов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С. 274. 2 Гравина А.А., Терешенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство. Практический комментарий. М., 1997. С. 122. 3 Кудряшев А. Откуда товар и как это определить // Закон. 1993. № 12. С. 27. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|