|
|
Понятие помилования и амнистии и их сходство и различиеПЛАН ЗАДАЧА 1. .............................................................3 ЗАДАЧА 2. .............................................................7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС. .................................10 Список литературы. ................................................14 ЗАДАЧА 1. Ахметов в день своего рождения (восемнадцатилетия) совершил деяние, предусмотренное п. "д" ч.2 ст. 105 УК РФ, за что был осужден на 10 лет лишения свободы. Находясь в воспитательной колонии, он совершил новое преступление, предусмотренное пп. "з" и "н" ч.2 ст. 105 УК РФ. Вынося приговор, суд отнес совершенное Ахметовым к особо опасному рецидиву преступлений, назначив ему в соответствии с ч.5 ст. 18 УК РФ более строгое наказание. Верна ли позиция суда? Позиция суда, назначившего наказание Ахметову в соответствии с ч.5 ст. 18 УК РФ, представляется мне неверной. Статья 18 УК определяет уголовную ответственность при рецидиве преступлений. Рецидив (в переводе с латинского - recidivus - возвращающийся) характеризуется тем, что лицо, отбывшее или отбывающее уголовное наказание за ранее совершенное умышленное преступление и потому имеющее судимость, совершает новое умышленное преступление. Социальная опасность рецидива обусловлена прежде всего повышенной опасностью самого виновного, стойкостью его антиобщественной ориентации и тем, что лицо совершает преступление, несмотря на уже принимавшиеся к нему меры уголовно-правового воздействия. Вот почему законодатель предусмотрел для случаев рецидива возможность назначения достаточно суровых видов наказаний и строгие условия его исполнения (ч. 5). Понятие рецидива законодатель однозначно связывает с совершением только умышленных преступлений. Нельзя признать рецидивом совершение нового умышленного преступления лицом, ранее имевшим судимость за преступление по неосторожности, или совершение лицом, ранее имевшим судимость за умышленное преступление, нового преступления но уже по неосторожности (Преступление, совершенное умышленно - см. комментарий к ст. 25 УК; преступление совершенное по неосторожности - см. комментарий к ст. 26 УК). Согласно ст. 18 УК, рецидив подразделяется на три вида: простой (часть 1), опасный (часть 2) и особо опасный (часть 3). В основу классификации рецидива законодатель положил категории умышленных преступлений и количество судимостей. Существенно, что чем тяжелее преступление, тем меньшее количество судимостей необходимо, чтобы признать рецидив опасным или особо опасным. При простом рецидиве лицо, ранее судимое за любое умышленное преступление, судимость за которое с него не снята и не погашена, совершает новое умышленное преступление любого вида. При опасном рецидиве виновный, ранее дважды осуждавшийся за умышленное преступление к наказанию в виде лишения свободы, в третий раз совершает умышленное преступление, за которое он осуждается к наказанию в виде лишения свободы (п. "а") или, будучи ранее судимым за совершение умышленного тяжкого преступления (см. комментарий к части 3 ст. 15 УК), вновь совершает умышленное тяжкое преступление. Особо опасный рецидив имеет три разновидности. В основу деления положены число судимостей к наказанию в виде лишения свободы за умышленные преступления и тяжесть вновь совершенного преступления. Особо опасным рецидив признается в следующих случаях: а) если лицо не менее трех раз было осуждено к наказанию в виде лишения свободы за умышленное тяжкое преступление или умышленное преступление средней тяжести (см. комментарий к ч. 3 ст. 15 УК) и вновь совершило умышленное преступление любой категории тяжести, за которое оно осуждается к наказанию в виде лишения свободы; б) если лицо ранее не менее двух раз осуждалось за умышленное тяжкое преступление (см. комментарий к ч. 5 ст. 15 УК) и вновь умышленно совершило тяжкое преступление; в) если лицо ранее было осуждено за умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление и вновь совершило особо тяжкое преступление. Не учитываются при признании и преследовании рецидива преступлений всех видов судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, а также судимости, которые сняты или погашены в установленном законе порядке (см. комментарий к ст. 86 УК). За рецидив преступлений настоящий кодекс в ст. 68 устанавливает новые правила индивидуализации наказания, в том числе, например, такие, при которых срок наказания при рецидиве преступлений (простом) не может быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при опасном рецидиве - не менее двух третей, а при особо опасном - не менее трех четвертей и т. д. (см. комментарий к ст. 68). По общему правилу, согласно п. 5 ст. 18 УК, рецидив преступлений влечет более строгое наказание, разумеется, на основании и в пределах установленных уголовным кодексом. При неоднократности, разновременной (реальной) совокупности и рецидиве преступлений имеет место повторное производство преступлений, однако для рецидива свойственно уже состоявшееся осуждение, наказание за предыдущее общественно опасное деяние (при этом не истек срок давности погашения обвинительного приговора, не погашена и не снята судимость). В науке уголовного права выделяются и другие виды рецидивов, не обозначенные в ст. 18. Это - общий (совершение любого преступления после привлечения к ответственности за предыдущее), специальный или однородный (несмотря на акты возмездия лицо совершает сходные преступления, имеет преступную специализацию), пенитенциарный (совершение новых преступлений сидельцами мест лишения свободы или освобожденными из исправительных учреждений). Ахметов был осужден за совершение преступление, предусмотренного п. "д" ч.2 ст. 105 УК и наказываемого лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы. В соответствии с этим и ст. 15 УК преступление Ахметова является особо тяжким, поэтому соответственно п. "в" ч. 3 ст. 18 УК суд правомерно отнес рецидив Ахметова к особо опасному. Однако суд вообще не должен был учитывать совершенное в день своего восемнадцатилетия преступления, позиция суда в этом моменте противоречит ч. 4 ст. 18 УК, согласно которой судимости за преступления, совершенное лицом в возрасте до восемнадцати лет, не учитываются при рецидиве преступлений. Чтобы доказать это, проанализируем ст. 20 УК, устанавливающую возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Законодателем установлены две минимальные возрастные границы уголовной ответственности: общая, обычная - с 16 лет, и особая, пониженная - с 14 лет. Применительно к последней в ч. 2 ст. 20 дан исчерпывающий перечень преступных деяний (всего их двадцать). Это означает, что ни за какие иные общественно опасные виды поведения, предусмотренные уголовным законом, лицо, не достигшее минимального возрастного порога, нести уголовную ответственность не может. Вопрос о возрасте, с которого становится возможной уголовная ответственность, в период разработки УК 1996 г. относился к числу дискуссионных. В частности, вносилось предложение о снижении минимального возрастного порога соответственно до 14 лет (обычный возраст ответственности) и до 12 лет (пониженный возраст уголовной ответственности) за ограниченный круг преступлений. В пользу такого шага приводились следующие основные доводы: каждое второе впервые совершенное правонарушение приходится на малолетних, а уголовный закон молчит, порождая дальнейшую безответственность; к двенадцати, а тем более к четырнадцати годам, подростки обладают способностью осознавать социальную значимость своего поведения и руководить им. Помимо этого, виды преступлений, обычно совершаемые подростками, совпадают с теми, которые приводятся в исчерпывающем перечне в ч. 2, поэтому во многом речь идет лишь о легализации законодателем фактической ситуации, сложившейся на практике. Возобладало, однако, иное мнение, воспринявшее положения прежнего Уголовного кодекса о возможности ответственности за нарушение уголовно-правового запрета лишь лиц, достигших 16-летнего возраста (по общему правилу) и 14 лет (в изъятие из общего правила). Было учтено, что в сферу уголовной юстиции при снижении возраста ответственности попала бы значительная масса малолетних, превратившихся в судимых лиц: прибегая к карательным мерам, которые должны бы быть крайним средством воздействия на нарушителей, государство и общество тем самым признается в своем бессилии и по существу отказывается от широкого использования иных, некарательных мер воздействия; небесспорно к тому же утверждение о способности малолетних осознавать социальную значимость своего поведения: наконец, на протяжении многих десятилетий уголовное законодательство России традиционно ориентировалось на 16 и 14-летние возрастные пороги ответственности. При установлении в качестве общего правила положения о том, что уголовной ответственности подлежит лишь лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, учитываются интеллектуальный и волевые моменты. Первый из них означает достижение человеком такой ступени формирования личности, при которой он приобретает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения. Второй (волевой) критерий характеризует способность лица принимать решения, делать осознанный выбор варианта поведения, руководить своим поведением. Законодатель полагает, что по достижении 16-летнего возраста все эти качества у лица присутствуют. В случае совершения какого-либо преступления, названного в ч. 2 статьи 20, лицо может подлежать уголовной ответственности по достижении четырнадцатилетиего возраста. В перечень вошли преступления как минимум средней тяжести (исключение составляет деяние, предусмотренное статья 214, - вандализм), совершаемые с умышленной формой вины (некоторые деяния, указанные в перечне, предполагают сложную форму вины, - например, умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия). Характерно также и то, что именно такого рода преступления, которые включены в перечень, как правило совершаются 14-15-летними. Из сказанного следует, что законодателем при установлении им группы преступлений, преследуемых с 14-летнего возраста, учтены преимущественно соображения криминологического и социально-психологического порядка: преступления данного вида характерны для упомянутой возрастной группы, они представляют значительную общественную опасность и эта опасность очевидна для лиц, уже достигших четырнадцати лет, В частях 1 и 2 статьи 20 говорится об ответственности лиц, достигших соответствующего порога возраста ко времени совершения преступления. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность. Отсюда проистекает требование, изложенное в ч. 1 ст. 392 УПК, о необходимости обращать особое внимание на выяснение возраста несовершеннолетнего (числа, месяца, года рождения). Обычно возраст устанавливается по соответствующим документам - свидетельству о рождении, паспорту и тому подобное. При этом, в соответствии с положениями ст. 103 УПК лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. Таким образом, Ахметов на момент совершения первого преступления не достиг совершеннолетнего возраста, а, следовательно, решение суда противоречит ч.4. ст.18 УК и подлежит отмене и пересмотру. ЗАДАЧА 2. Иванов В.Е., у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, находился в психиатрической больнице на лечении 9 месяцев. Суд назначил ему наказание 6 лет лишения свободы и не учел время его нахождения на принудительном лечении в психиатрической больнице. Как должен был поступить суд? Поскольку у Иванова В.Е. психическое расстройство наступило после совершения преступления, к нему должна быть применен п. "б" ч.1 ст. 97 УК. Выбор принудительного лечения в психиатрическом стационаре и конкретного его типа требует помимо, оснований, предусмотренных ст. 97, установления такого характера психического расстройства, преодоление которого возможно только в условиях психиатрического стационара. Таким образом анализ ч. 1 ст. 101 показывает, что в ней не содержится определенного ответа на вопрос о том, в каком случае следует избрать мерой медицинского характера принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Содержание ч. 1 ст. 101 сводится к тому, что "принудительное лечение в психиатрическом стационаре назначается тем лицам, которым требуется лечение в психиатрическом стационаре". Подобные рецепты лишены информационной нагрузки и отнюдь не облегчают работу правоприменителей. Еще больше вопросов вызывают основания выбора типа психиатрического стационара (ч. 2-4 ст. 101). Так, общий тип может быть назначен в случае, если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения. Такая формулировка делает ненужной ч. 3 ст. 101, в которой говорится о необходимости постоянного наблюдения за лицом, для помещения его в психиатрический стационар специализированного типа. Действительно, при сопоставлении текста ч. 2-4 ст. 101 становится очевидной необходимость дополнения ч. 2 ст. 101 указанием на то, что при назначении принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа лицо не требует не только интенсивного, но и постоянного наблюдения. Федеральный закон регламентирует права пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, возможность создания и принципы деятельности службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, обязанности администрации и медперсонала. Данные положения являются весьма важными, так как препятствуют использованию психической помощи в немедицинских условиях, нанесению ущерба здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, позволяют реализовать признанные международным сообществом и Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина в отношении лиц, имеющих психические расстройства. Все права, которыми обладают пациенты психиатрических стационаров, условно можно разделить на две категории: 1) права, которые не могут быть ограничены (например, право обращения непосредственно к главврачу или зав. отделением по вопросам лечения, обследования, выписки и соблюдения предоставленных прав, право встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине, право подавать без цензуры жалобы и заявления, выполнять религиозные обряды и т. д.) ч. 2 ст. 37 Федерального закона. 2) права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача, зав. отделением или главврачом в интересах здоровья или безопасности самих пациентов или других лиц (например, вести переписку без цензуры, принимать посетителей и т. д.) - ч. 3 ст. 37 Федерального закона. Эти права в полной мере распространяются на лиц, в отношении которых осуществляются иные виды психиатрической помощи. В соответствии со ст. 38 Федерального закона, государство создает независимую от органов здравоохранения службу защиты прав пациентов психиатрических стационаров, которая принимает их жалобы и заявления и, либо разрешает их с администрацией психиатрических учреждений, либо направляет их в органы представительной, исполнительной власти, прокуратуру или суд. Среди обязанностей администрации и медперсонала психиатрических стационаров, перечисленных в ст. 39 Федерального закона, наиболее важные: - обеспечение пациентов необходимой медицинской помощью; - информирование родственников или законного представителя пациента о состоянии его здоровья; - обеспечение безопасности пациентов и т. д. Кроме того, лица, подвергшиеся принудительным мерам медицинского характера, имеют право на сохранение врачебной тайны, к ним недопустимо применение хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, проведение испытаний медицинский средств и методов (ч. 5 ст. 11 Федерального закона). Лица, помещенные в психиатрический стационар, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в нем и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или пенсию на общих основаниях (ч. 2 ст. 13 Федерального закона). Суд, назначая наказание Иванову В.Е., должен был учесть время его пребывания на стационарном лечении в психиатрической больнице. Эта норма регулируется ст. 103 УК. Настоящая статья содержит норму, известную и УК РСФСР о зачете времени применения принудительных мер медицинского характера в случае назначения наказания или возобновления его исполнения лицам, указанным в п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ. Здесь очень важны два основных момента: рекомендуя засчитывать в срок наказания лечение в психиатрическом стационаре из расчета 1 день лишения свободы за 1 день пребывания в психиатрическом стационаре, законодатель, по сути дела, отождествляет институты, которые заведомо имеют различную юридическую природу: уголовное наказание и принудительные меры медицинского характера. Помимо этого, ставится под сомнение целый ряд уголовных и уголовно-процессуальных принципов: законность, справедливость, презумпция невиновности (в особенности, если данная норма затрагивает лиц, заболевших до судебного разбирательства и вынесения приговора суда) и т. д. В науке уголовного права давно обращается внимание на эти обстоятельства, однако законодатель с завидным постоянством придерживается одной и той же пропорции. Уголовное законодательство умалчивает о правилах зачета при назначении всех других видов наказаний, за исключением лишения свободы. Очевидно, следует руководствоваться правилами ст. 72, исходя из заданного правила о равенстве 1 дня лишения свободы 1 дню нахождения в психиатрическом стационаре. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Понятие помилования и амнистии и их сходство и различие Амнистия и помилование представляют собой две разновидности полного или частичного аннулирования правовых последствий совершения преступления, осуществляемого в несудебном порядке. Амнистия и помилование в различных формах облегчают участь лиц, совершивших преступление, и создают дополнительный стимул для их исправления и скорейшего приспособления к обычной жизни в обществе. Амнистия - это акт высшего законодательного органа государственной власти, которым определенные категории лиц либо все лица, совершившие преступления определенных видов, освобождаются от отбывания назначенного наказания, или назначенное судом наказание сокращается либо заменяется более мягким видом наказания. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Акты об амнистии носят нормативный характер, они распространяются на определенные категории лиц (например, участников боевых действий по защите Отечества, женщин, несовершеннолетних и т.д.) либо на лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.). Актом амнистии определенные категории лиц, а также лица, совершившие определенные виды преступлений, могут быть освобождены от уголовной ответственности (посредством прекращения уголовного дела). Амнистия может выражаться и в освобождении осужденных от наказания путем: а) освобождения от отбывания назначенного наказания, если приговор еще не был приведен в исполнение; б) освобождения от дальнейшего отбывания наказания лицами, отбывающими назначенное наказание; в) сокращения назначенного наказания лицам, отбывающим наказание; г) замены назначенного судом наказания более мягким видом наказания; д) освобождения от дополнительного наказания лиц, которые на основании акта об амнистии полностью или частично освобождены от отбывания основного наказания, а также лиц, отбывших основное наказание; е) снятия судимости с лиц, отбывших наказание. Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы "Об объявлении амнистии" от 24 декабря 1997 г.1 были освобождены от уголовной ответственности за совершение преступления: а) лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества; б) лица, награжденные орденами и медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; г) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; д) инвалиды I и II групп, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета; е) несовершеннолетние, совершившие преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие этого наказания; ж) лица, совершившие по неосторожности преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы; з) лица, совершившие преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы. От наказания были освобождены все перечисленные выше категории лиц, осужденных за совершенные преступления, а также: а) несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет и ранее не отбывавшие лишения свободы; б) женщины, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания; в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до трех лет; г) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до пяти лет и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания, а также осужденные впервые за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания; д) лица, осужденные условно, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Некоторым категориям осужденных неотбытая часть наказания была сокращена на одну треть, а некоторым - наполовину (п. 8 постановления). В соответствии с п. 9 постановления "Об объявлении амнистии" она не распространялась на лиц: 1) осужденных за наиболее опасные преступления, перечисленные в этом пункте; 2) осужденных более двух раз к лишению свободы за любые умышленные преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, исключающие применение данной амнистии; 3) признанных особо опасными рецидивистами (по УК РСФСР 1960 г.) или совершивших преступление при особо опасном рецидиве; 4) ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке акта амнистии или помилования и вновь совершивших умышленное преступление; 5) злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Лица, подпадающие под амнистию, были освобождены как от основного, так и от дополнительного наказания, если оно не было исполнено на день вступления в силу акта об амнистии. Лица, которым по амнистии была сокращена часть основного наказания, от дополнительного наказания не освобождались. К длящимся и продолжаемым преступлениям амнистия применяется только при условии, что преступление было фактически окончено до издания акта об амнистии. Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, освобождающий осужденного от отбывания назначенного ему наказания, или сокращающий это наказание, или заменяющий его более мягким видом наказания, или снимающий судимость с осужденного, отбывшего наказание. В соответствии с буквой закона актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено только от дальнейшего отбывания назначенного наказания, но не от полного его отбывания. В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции Российской Федерации помилование граждан, осужденных судами России, осуществляется Президентом Российской Федерации. Оно не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК) либо на нескольких лиц, обозначенных поименно. Право Президента Российской Федерации на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний. Помилованным может быть любое лицо, в том числе и при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни, которая в этом случае заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК). Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления, вплоть до убийства при отягчающих обстоятельствах. По своему содержанию акт помилования практически не отличается от акта амнистии, поскольку объем смягчения участи лица, совершившего преступление, может быть таким же, как и при амнистии (за исключением освобождения от уголовной ответственности, присущего только амнистии). Ходатайство о помиловании может возбуждаться перед Президентом Российской Федерации самим осужденным, его родственниками, общественными организациями и трудовыми коллективами. В отношении осужденных, твердо ставших на путь исправления, право возбуждать ходатайство о помиловании имеет орган, ведающий исполнением наказания, после отбытия осужденным более или менее значительной части назначенного наказания (обычно - половины). Отказ в удовлетворении ходатайства о помиловании не лишает осужденного права на повторное обращение с тем же ходатайством через какое-то время, в течение которого осужденный в процессе отбывания наказания проявит свое стремление к исправлению. Для подготовки вопросов о помиловании Указом Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, которая работает на основании Положения об этой Комиссии и Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан. Для повышения эффективности работы данной Комиссии Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 1996 г. в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Администрации Президента Российской Федерации по вопросам помилования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. Под общей редакцией Генерального прокурора РФ, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1996. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации./ Отв. ред. А.И. Бойко. - Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 1996. Рарог А.И., Степалин В.П. Уголовное право: Общая часть в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 1999. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. - М.: Юристъ, 1996. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: "Ось-89", 1996. 1 Вступило в силу со дня опубликования - Российская газета. 1997. 27 дек. 13 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|