|
|
Оценка качества персонала (сертификация персонала)СОДЕРЖАНИЕ лист Аннотация 3 Введение 4 Глава 1. Процедура сертификации и стандарты серии ИСО 9000 6 Глава 2. Регистр системы сертификации персонала (РССП) 11 Глава 3. Структура процессов сертификации персонала 14 Глава 4. Система сертификации членов Федерации профессиональных бухгалтеров и ауди- торов России (ФПБАР) 17 Список литературы 25 Приложение 26 АННОТАЦИЯ В первой главе рассматривается процедура сертификации, а также стандарты серии ИСО 9000 - это международные стандарты, на основе которых необходимо рассматривать существующие в России системы управления качеством, в частности, и систему сертификации персонала. Во второй главе освещается регистр системы сертификации персонала (РССП). Теоретические основы системы сертификации персонала отражены в главе 3. Здесь рассмотрена общая структура процессов сертификации персонала. В качестве примера, с помощью которого можно рассмотреть систему сертификации персонала, я решил выбрать систему сертификации членов Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, положения которой приведены в главе 4 данного реферата. В конце данной работы приведен в качестве еще одного примера приказ инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. гор. Москвы № 115 "Об организации обучения и сертификации персонала негосударственных пенсионных фондов". ВВЕДЕНИЕ Кроме продукции, услуг и систем качества к добровольной сертификации может предлагаться персонал. Добровольная сертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов в той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знаний техники, программного обеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость в их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны. Так, сертификация оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общество оценщиков. При обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур. Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участниками названного процесса. В Российской Федерации сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем, предусматривающих сертификацию специалистов. Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации - определение квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводят работодатель (вторая сторона), а сертификацию - орган по сертификации (третья сторона). В настоящее время в Российской Федерации сложилась и развивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего в качестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов его сертификации и аккредитации для системы сертификации. ГОСТ Р показала, что ее эффективность во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативно повлиять на безопасность жизнедеятельности. Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность). Профессиональная компетентность включает знание: различных сторон проектирования и производства продукции (услуг и иных объектов); значение показателей качества аналогов; перспектив развития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах, конструкторских разработках; требования потребителей; условий и характера эксплуатации (потребления). Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкое понимание экспертом принципов и методов оценки качества продукции, умение использовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности и различать недостаточное число градаций оцениваемого объекта. Кроме требований к профессиональной компетентности при сертификации эксперта предъявляются требования, связанные с личными качествами специалиста. Глава 1. ПРОЦЕДУРА СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТЫ СЕРИИ ИСО 9000 Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. Положения данного документа распространялись не только на организацию и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а и на такие объекты, как процессы, работы, системы качества. Однако, развитие отечественной сертификации, активизация деятельности различных структур промышленности, развивающееся техническое видовое законодательство обусловили необходимость упорядочения деятельности по сертификации систем качества и формирование условий, обеспечивающих интеграцию этой деятельности в Российской Федерации с международной деятельностью. Эти обстоятельства предопределили разработку и введение с 1 октября 1995 года национального стандарта ГОСТ Р 40.001-95, устанавливающего принципы и общие правила организации работ по сертификации систем качества в Российской Федерации. Гармонизация положений данного государственного стандарта осуществлялась с учетом международных стандартов ИСО серии 9000 и 10011, руководств ИСО/МЭК 40, 48, 53, 56, 61, 62, европейского стандарта EN 45012 и других международных документов по сертификации систем качества. Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности создают, производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупностью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, запросы, требования потребителей (заказчиков). Это коррелируется с определением понятия "качество", установленным ИСО 8402. Возрастающая на мировом рынке конкуренция приводит к ужесточению требований, которые потребитель и заказчик предъявляют к качеству продукции и услуг. Обычно требования потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию. Однако, само по себе это нормирование не может быть надежной гарантией того, что требования потребителя (заказчика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический механизм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существенные недостатки. Таким образом, успешная экономическая деятельность разработчиков, товаропроизводителей и поставщиков, их конкурентоспособность на рынке в значительной мере зависят от наличия у них высокоэффективного организационно-технического механизма управления и обеспечения качества продукции (услуг), прогрессивной и результативной системы качества, ориентированной на требования потребителя (заказчика). Создание и применение таких систем должно способствовать постоянному улучшению качества и повышению удовлетворенности не только потребителей, а и других заинтересованных лиц (работников предприятия, руководства предприятия, субподрядчиков, общества). Сертификация систем качества может проводиться как в рамках обязательной сертификации продукции, так и в рамках добровольной сертификации. В первом случае сертификация систем качества осуществляется, если это предусмотрено способом (формой, схемой) сертификации этой продукции; во втором - если это продиктовано интересами предприятия-заявителя. В любом случае, сертификацию систем качества осуществляют аккредитованные для этих целей органы по сертификации, зарегистрированные в Госстандарте России. Как предусмотрено и зарубежной практикой создания систем аккредитации, аккредитация органа по сертификации предусматривает комплекс процедур, посредством которых официально признается его возможность выполнять работы по сертификации в заявленной области. Область аккредитации органов по сертификации определяется видами экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКДП и видами продукции (услуг), обеспечение качеством которых осуществляется в рамках систем качества, в соответствии с классификатором ОКП. В целях обеспечения необходимой информацией потребителей, заказчиков, хозяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц, Госстандарт России ежегодно публикует перечень Систем сертификации, в которых осуществляется сертификация систем качества, и перечень органов по сертификации, зарегистрированных Госстандартом России в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг". Аналогичным образом осуществляется информация зарегистрированных систем качества. Нормативной базой сертификации систем качества являются стандарты, положения и иные документы, содержащие требования к системам качества. При этом могут быть использованы международные стандарты ИСО серии 9000 и иные международные, региональные или национальные документы. Проведение работ по сертификации систем качества осуществляет штатный персонал экспертов органа по сертификации, способных проводить такие работы по соответствующим областям деятельности органа. В целях создания в России условий для высококвалифицированной деятельности по сертификации, в том числе по сертификации систем качества, Госстандартом России сформирована и функционирует Российская система сертификации персонала, включающая специализированную Систему сертификации экспертов. Подготовка экспертов осуществляется Академией стандартизации, метрологии и сертификации (учебной), а также другими аккредитованными для этих целей учебными организациями. Для этого разработаны специальные программы с учетом требований ИСО 10011-2, определены процедуры и порядок аттестации экспертов, правила их регистрации в государственном реестре. По результатам сертификации систем качества предприятию выдается сертификат на систему качества. Знак соответствия системы качества состоит из единого Знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертификации, и Знака органа по сертификации. Знак соответствия размещается на сертификате на систему качества. Как сертификат на систему качества, так и Знак соответствия системы качества могут использоваться владельцем сертификата в рекламных целях. Однако, во избежание неправильного толкования значения Знака соответствия системы качества, не допускается проставлять его на продукции. При проведении работ как по обязательной, так и добровольной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р Госстандартом России создан Регистр систем качества. Он представляет собой систему сертификации, сформированную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами (стандарт ИСО 8402; стандарты ИСО серии 9000; ИСО 10011-1-ИСО 10011-3; Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации EAC по применению EN 45012, Рекомендации EQC " по проведению проверок систем качества и сертификации систем качества третьей стороной (EQC 147)). Регистром осуществляется не только сертификация систем качества, но и сертификация производств, инспекционный контроль за сертифицированными объектами, международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации. Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает: все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004; все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части; ИСО 8402. Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации. Стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004 не более чем справочники: ИСО 9000: "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества" Часть 1: "Руководящие указания по выбору и применению". Это руководство было создано для оказания помощи потенциальным пользователям в решении вопроса предпочтительности той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений. Часть 2: "Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003". Данное руководство помогает пользователю прояснить трактовку требований стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. ИСО 9004: "Общее руководство качеством и элементы системы качества". Этот документ предоставляет пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет информацию и предложения по осуществлению Системы Всеобщего Руководства Качеством, которая запускается после установки и (возможно) сертификации Системы Качества. Часть 1: "Руководящие указания". Часть 2: "Руководящие указания по услугам". Часть 3: "Руководящие указания по перерабатываемым материалам". Часть 4: "Руководящие указания по улучшению качества". Часть 5: "Руководящие указания по программе качества". Часть 6: "Руководство качеством при управлении проектированием" (проект стандарта). Часть 7: "Руководящие указания по управлению конфигурацией" (проект стандарта). Из вышесказанного следует, что ни ИСО 9000, ни ИСО 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ИСО 9000 или ИСО 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ИСО 9001, 9002 или 9003. К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся: ИСО 10011: "Руководящие указания по проверке системы качества". Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и при проведении сертификационного аудита). Однако эти стандарты будут весьма полезны и при построении системы качества, так как позволяют предвидеть сценарий и процедуру ее проверки. Часть 1: "Проверка" Часть 2: "Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества" Часть 3: "Руководство программой проверок" ИСО 10012: "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования - часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования". Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей сертификата соответствия стандартам ИСО 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить себе соблюдение требований ИСО 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ИСО 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы. ИСО 10013: "Руководящие указания по разработке руководств по качеству". Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества - Руководства по Качеству. Предприятия могут пойти и своим путем при разработке Руководства по Качеству, поскольку для сертификации системы качества необходимо выполнение всех требований только стандарта ИСО 9001, 9002 или 9003 в зависимости от выбранной модели. ИСО 8402: "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь". Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством. Несмотря на то, что стандарты серии ИСО 9000 создавались как независимые от отраслей промышленности, ISO/TC 176 работает над расширением и развитием серии ИСО 9000 , дополняя её документами (руководствами или проектами стандартов), более чувствительными к специфике различных секторов промышленности в таких областях как: перерабатываемые материалы; услуги; разработка программного обеспечения, интеллектуальной продукции и т.д. и специфических областях управленческой деятельности: непрерывное совершенствование; аудит; обучение и образование персонала и т.д. Глава 2. РЕГИСТР СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА (РССП) Образовательная, автономная, некоммерческая организация, учрежденная Госстандартом России, зарегистрирована Правительством г.Москвы от 4 июня 1996 г. за № 5219-2. Регистр Системы сертификации персонала уполномочен Госстандартом России: выполнять функции Органа по сертификации компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (Аттестат аккредитации № 01 от 30 апреля 1998 года); выполнять функции Технического центра по аккредитации учебных центров по подготовке специалистов в области стандартизации, метрологии и сертификации. Регистр Системы сертификации персонала аккредитован Госстандартом России: на право повышения квалификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (Аттестат аккредитации № 034 от 28.04.1998 года); на право выполнения работ по сертификации компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р. Имеет лицензию Правительства г.Москвы на право ведения образовательного процесса в сфере дополнительного образования в области сертификации систем качества, продукции, услуг, персонала. (№ 001848 от 14 мая 1997 года).Адрес регистра: 117049, г. Москва, Ленинский пр-т,д.9 Тел. (095) 236-25-82 Факс (095) 236-31-82. CARD #[5] Внутренний идентификатор документа 5 Название документа Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала. Направление деятельности аккредитация Уровень законодательного действия рекомендательный документ Номер системы в Госреестре общероссийский номер системы сертификации однородных видов продукции Номер системы добровольной сертификации в Госреестре Категория документов стандарты. ГОСТ Р Обозначение документа ГОСТ Р 51000.9-97 Статус документа Действует Регистрация в Госреестре, Номер Регистрация в Госреестре, Дата Регистрация Минюсте, Номер Регистрация Минюсте, дата Наличие перевода на английский язык Нет Название документа на англ. языке State system for standardization of the Russian Federation. Accreditation system in the Russian Federation. General criteria for certification bodies operating certification of personnel. Организация, утвердившая документ Госстандарт России Номер утверждающего документа Постановление № 140 Дата утверждения 17.04.97 Дата введения в действие 01.07.97 Введен .first.next впервые В замен какого документа введен Дата окончания срока действия Официальная публикация (наименование) Дата официальной публикации Разработчик документа Управление кадров и защиты информации Госстандарта России и Технический комитет по стандартизации 382 "Непрерывное обучение, подготовка и сертификация персонала" Аннотация Настоящий стандарт устанавливает общие критерии, которым должен соответствовать орган по сертификации персонала в целях обеспечения его признания на национальном или международном уровне и способности действовать в системе сертификации персонала независимо от сферы его деятельности. Стандарт предназначен для применения органами сертификации персонала и организациями, признающими их компетентность. Приводимые в настоящем стандарте критерии могут быть дополнены при использовании их в разных конкретных сферах. Ключевые слова * критерии сертификация персонала орган по сертификации персонала орган контроля (в области сертификации) сертификат компетентности персонала Количество страниц 10 Код КГС Код ОКСТУ 0004 Код ОКП Код ОКС 03.120.10 каким документом отменен документ дата отмены документа Дополнительные сведения Глава 3. СТРУКТУРА ПРОЦЕССОВ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА Сертификация осуществляется в рамках определённой системы и по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена 5-ю основными этапами: Заявка на сертификацию. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям. Анализ результатов оценки соответствия. Решение по сертификации. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом. 1. Этап заявки на сертификацию в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает её и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе схему сертификации, наименование испытательной лаборатории (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатуру нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация. В случае сертификации персонала в решении по заявке указывается экзаменационный центр. 2. Оценка соответствия персонала как особого объекта сертификации имеет свои особенности. В последнее время этот вид сертификации развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности, сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недвижимого имущества. После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации заявителя. В первую очередь последний должен соответствовать установленным критериям, таким как: общее и профессиональное образование; опыт работы в специальной области; профессиональная этика; физическая пригодность. Дополнительно к этому запрашиваются отчёты о работе в специальной области, сделанные заявителем за последнее время (отчёты по оценке, протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительном результате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре. Он должен располагать необходимыми площадями, оборудованием, документацией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии, при сертификации специалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится в письменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты по оценке, например, автотранспорта, сдают теоретические экзамены в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируется в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным. 3. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверке системы качества в органе по сертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата. 4. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5 лет. 5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановления его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта России и других участников системы сертификации. Глава 4. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ЧЛЕНОВ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ РОССИИ (ФПБАР) Радикальные изменения в экономике России обусловили необходимость нового подхода к профессиональному образованию бухгалтеров. Существующая система государственного образования не отвечает современным потребностям по ряду причин, включая нехватку финансирования, а также слабое влияние профессии на процесс аккредитации учебных заведений, который полностью находится в компетенции Министерства образования России. С другой стороны, органы государственного регулирования методологии бухгалтерского учета фактически засвидетельствовали свою неспособность своевременно адаптироваться к новым экономическим условиям, который год решая вопрос о необходимости и путях перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета. Одним из аргументов противников положительного решения этого вопроса являются сложности осуществления переобучения бухгалтерских кадров. Круг замкнулся: реформа бухгалтерского учета невозможна без реформы профессионального образования. Поэтому среди своих главных задач Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ФПБАР) определила не только разработку и содействие внедрению национальных стандартов учета и аудита на базе соответствующих международных стандартов, но и осуществление системы сертификации профессионалов и их дальнейшего образования как неотъемлемых условий саморегулирования профессии. В основу приведенных документов положен Международный норматив бухгалтерского образования № 9 "Предквалификационное обучение, тесты профессиональной компетентности и практического опыта профессиональных бухгалтеров". Цель процесса сертификации - признание профессионалами компетентности сертифицируемого персонала, которая представляет собой сочетание необходимой суммы теоретических знаний и способности применения их к решению практических задач. Выполнение первого условия проверяется с помощью сдачи квалификационного экзамена, второго - в основном с приобретением необходимого стажа практической деятельности. Решив стать членом ФПБАР, сертифицируемый персонал постепенно освоит значительный объем теоретических знаний. Подготовка к процессу сертификации может осуществляться как путем занятий на специальных курсах, которые проводятся в регионах, уполномоченных на это Советом ФПБАР, так и самостоятельно. Динамичность состояния экономики требуют постоянного расширения круга знаний, необходимых для выполнения обязанностей профессиональными бухгалтерами на высоком уровне. Поэтому саморегулирование профессии не может ограничиться лишь требованиями к сертификации, но предусматривает организацию и осуществление программ последующего профессионального образования. Комитетом по вопросам профессионального образования разработана его концепция. В основу организации системы повышения квалификации положены требования Международного норматива бухгалтерского образования № 2 "Дальнейшее профессиональное образование" (ДПО). Определено, что ДПО обязательно для сертифицированных членов ФПБАР и добровольно для несертифицированных членов. Принципы обязательного ДПО обеспечивают уверенность профессиональной организации в поддержании ее членами необходимого уровня компетентности, регулярность и системность повышения квалификации. Итак, здесь мы можем рассмотреть обобщение первого опыта саморегулирования процесса профессионального образования. Утверждено Советом ФПБАР протокол №7 от 18.04.97 г. ПОЛОЖЕНИЕ о сертификации членов ФПБАР 1. Общие положения. 1.1 Настоящее положение определяет подходы к сертификации членов ФПБАР в соответствии с Уставом ФПБАР и нормативом № 9 Международной федерации бухгалтеров (МФБ) "Предквалификационное обучение, тесты профессиональной компетентности и практического опыта". 1.2 Сертификация членов ФПБАР осуществляется с целью подтверждения соответствия специалистов требованиям профессиональной компетентности, установленным ФПБАР относительно: доквалификационного образования; уровня специальных знаний и навыков; практического опыта, необходимых для качественного оказания бухгалтерских услуг. 1.3 Уровень специальных знаний и навыков проверяется путем сдачи квалификационного экзамена, состоящего из трех этапов. Программа и порядок сдачи экзамена определяется Комитетом по вопросам профессионального образования и утверждается Советом ФПБАР. 1.4 Претенденты имеют право получить сертификат после успешной сдачи всех трех этапов квалификационного экзамена и представления доказательств стажа работы по специальности, который отвечает требованиям Комитета по вопросам профессионального образования ФПБАР. 1.5 Предельный срок, в течение которого претендент должен сдать все три этапа экзамена, не может превышать 5 лет. Если претендент не уложился в этот срок, он имеет право повторно сдать все три этапа. 1.6 Форма сертификата разрабатывается Комитетом по вопросам профессионального образования и утверждается Советом ФПБАР. 1.7 Сертификат выдается членам ФПБАР в месячный срок со дня принятия решения Советом ФПБАР о его выдаче под расписку в реестре выданных сертификатов. 1.8 Реестр выданных сертификатов ведется исполнительной дирекцией ФПБАР и публикуется в "Вестнике бухгалтера и аудитора России" (официальный орган печати ФПБАР). 1.9 Срок действия сертификата неограничен. Условия, при которых член ФПБАР лишается сертификата, определяются Комитетом по профессиональной этике, а также Положением о последующем профессиональном образовании членов ФПБАР. Решение о лишении сертификата принимается Советом. 2. Доквалификационное образование. 2.1 Претенденты на получение сертификата ФПБАР должны иметь общеобразовательную подготовку, которая позволит им успешно сдать все три этапа квалификационного экзамена. 2.2 Необходимый уровень доквалификационного образования определен пп. 3.2 "О членстве" Устава ФПБАР. 3. Содержание дисциплин, включенных в квалификационный экзамен. 3.1 Перечень и содержание дисциплин, вынесенных на квалификационный экзамен, должны обеспечить членам ФПБАР значительное преимущество при последующем их трудоустройстве и успешное развитие их карьеры. 3.2 Перечень дисциплин, разработанный на основании норматива образования №9 Международной федерации бухгалтеров (МФБ), включает в себя: основные дисциплины: · финансовый учет · управленческий учет · информационные технологии · аудит · налогообложение · введение в финансовый менеджмент · Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов России дополнительные дисциплины: · основы экономики · правовые основы предпринимательской деятельности · деловая математика · основы управления предприятием 3.3 Программа дисциплин, включенных в квалификационный экзамен, ежегодно (в декабре текущего года) рассматривается и утверждается Комитетом по вопросам профессионального образования и публикуется в "Вестнике бухгалтера и аудитора России". 3.4 Комитет по вопросам профессионального образования вносит необходимые изменения в перечень и программы таких дисциплин, исходя из требования пп. 3.1. настоящего Положения. 3.5 Квалификационный экзамен предусматривает три последовательных этапа: первый: основы финансового учета основы управленческого учета основы экономики деловая математика основы управления предприятием второй: аудит правовые основы предпринимательской деятельности введение в финансовый менеджмент третий: финансовый учет управленческий учет информационные технологии основы налогообложения Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов России 3.6 Изменения, внесенные в перечень и содержание дисциплин, публикуются в "Вестнике бухгалтера и аудитора России" не менее чем за 6 месяцев до их введения в силу. Программа дисциплин, экзамен по которым проводится впервые, публикуется за 3 месяца до начала экзамена. 4. Порядок сдачи квалификационного экзамена. 4.1 Организация, проведение и оценка результатов квалификационного экзамена являются компетенцией Комитета по вопросам профессионального образования. 4.2. К организации, проведению и оценке всех этапов квалификационного экзамена привлекаются консультанты и эксперты. 4.3 Квалификационный экзамен проводится два раза в год, начиная с марта 1997 г. Конкретные сроки и место проведения экзамена рассматриваются ежегодно на заседании Комитета по вопросам профессионального образования. Экзамен проводится одновременно (в один и тот же день, в один и тот же час) в Киеве и других территориальных отделениях ФПБАР, получивших соответствующие разрешения. 4.4 Претенденты на получение сертификата представляют исполнительной дирекции ФПБАР следующие документы: на 1-й этап экзамена: · личное заявление; · заверенные копии дипломов об образовании; · заверенные предприятием копии извлечений из трудовой книжки и/или справки о трудовой деятельности; · копии платежного поручения (квитанции) об оплате вступительного и членских взносов за текущий год в том случае, если нет членского билета ФПБАР; на 2-й этап экзамена: · личное заявление; · свидетельство о сдаче 1-го этапа квалификационного экзамена (копия); · копии платежного поручения (квитанции) об оплате членского взноса за текущий год в том случае, если нет членского билета ФПБАР; на 3-й этап экзамена: · личное заявление; · свидетельство о сдаче 1-го и 2-го этапов квалификационного экзамена (копия); · копии платежного поручения (квитанции) об оплате членского взноса за текущий год в том случае, если нет членского билета ФПБАР; · две фотографии (3 х 4). Последний срок приема документов - за один месяц до утвержденной даты экзамена. 4.5 Списки претендентов, допущенных к сдаче каждого из этапов квалификационного экзамена утверждаются Комитетом по вопросам профессионального образования за 15 дней до установленной даты. Персональный состав групп формируется территориальными отделениями ФПБАР из числа допущенных претендентов. 4.6 Экзамен принимается и оценивается экзаменационной комиссией, возглавляемой представителем Комитета по вопросам профессионального образования. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается Комитетом по вопросам профессионального образования. Численный состав должен быть достаточным для проверки знаний по всем предметам, входящим в программу экзамена, в установленный срок. При проведении экзамена в территориальных отделениях ФПБАР обязательно присутствие члена Комитета по вопросам профессионального образования или уполномоченного им представителя. 4.7 Экзамен проводится на основании письменных тестов и задач, которые готовятся в условиях полной конфиденциальности и обнародуются экзаменационной комиссией во время экзамена. Программа экзаменов, общий подход к оценке результатов и предварительный проходной балл сообщаются заранее претендентам путем публикации в "Вестнике бухгалтера и аудитора России". 4.8 Претенденты допускаются на экзамен при предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. При отсутствии указанных документов или опоздании претенденты считаются неявившимися. Решение о повторном допуске к сдаче экзамена принимается Комитетом по вопросам профессионального образования на основании представления экзаменационной комиссии. 4.9 Посторонние лица не имеют права присутствовать на квалификационном экзамене. 4.10. Всякое обращение к учебным материалам, обмен информацией с другими претендентами влечет за собой удаление с экзамена. Плата, внесенная за сдачу экзамена, в этом случае не возвращается. 4.11. На решение тестов и задач предоставляется 5 астрономических часов. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, экзаменующиеся обязаны сдать экзаменационной комиссии тесты и задачи вместе с ответами на них, с собственноручно проставленной подписью и датой на каждом листе без указания фамилии. Нарушившие эти требования считаются не сдавшими экзамен. 4.12. При сдаче экзамена в территориальных отделениях ФПБАР задания и ответы запечатываются в присутствии претендентов, экзаменационной комиссии, уполномоченного представителя Комитета по вопросам профессионального образования и высылаются или передаются в Комитет по вопросам профессионального образования для их проверки и утверждения результатов. 4.13 Результаты квалификационного экзамена обрабатываются членами экзаменационной комиссии в течение двух недель и представляются на заседание Комитета по вопросам профессионального образования. 4.14 Комитет по вопросам профессионального образования рассматривает результаты экзамена и готовит предложения на Совет ФПБАР об их утверждении (не утверждении). 4.15 Результаты сдачи экзамена с указанием общего количества набранных баллов высылаются каждому претенденту исполнительной дирекцией ФПБАР на основании протокола заседания Комитета по вопросам профессионального образования в месячный срок после сдачи экзамена. 4.16 Списки претендентов, успешно сдавших экзамен, публикуются в "Вестнике бухгалтера и аудитора России". 4.17 Претенденты, получившие отрицательные результаты, имеют право апеллировать в Совет ФПБАР в течение 30 календарных дней после даты объявления результатов экзамена в письменной форме. 4.18 Комитет по вопросам профессионального образования выносит решение о правомерности поданной апелляции в течение месяца после ее получения, устанавливает срок ее рассмотрения и сообщает о нем претендентам. Апелляция рассматривается на заседании Комитета по вопросам профессионального образования в присутствии членов экзаменационной комиссии. Заключение Комитета сообщается претенденту в недельный срок после рассмотрения. 4.19 Исполнительная дирекция ведет реестр членов ФПБАР, сдавших квалификационный экзамен. Тесты, задачи и ответы на них, протоколы экзаменационной комиссии после утверждения результатов сдачи экзамена передаются на хранение в исполнительную дирекцию ФПБАР. Срок хранения тестов, задач и ответов - 3 месяца после даты экзамена, протоколов - 2 года с последующим уничтожением в установленном порядке. 4.20 Плата за организацию, проведение и методическое обеспечение квалификационного экзамена устанавливается ежегодно решениями Совета ФПБАР на основании калькуляции затрат, составленной исполнительной дирекцией. 4.21 Претенденты должны оплатить участие в экзамене не позднее 3-х дней до даты экзамена. Оплата производится согласно выставленного счета. 4.22. При неудовлетворительных итогах экзамена плата не возвращается. Каждая следующая попытка сопровождается внесением оплаты. 4.23 Комитет по вопросам профессионального образования по результатам экзамена имеет право освобождать от оплаты за сдачу следующего этапа или избрать другой метод поощрения особо отличившихся претендентов. Предложения Комитета по вопросам профессионального образования о поощрении претендентов утверждаются Советом ФПБАР. 4.24 Претендентам, не допущенным к экзамену, плата возвращается на основании их заявления в размере 70% внесенной суммы. 4.25 Претенденты могут приобрести вопросы, отобранные для экзамена, и ответы на них в исполнительной дирекции ФПБАР после проведения экзамена и оценки его результатов с возмещением расходов на копирование и пересылку. 5. Требования к практическому опыту. 5.1 Получение сертификата невозможно без трехлетнего стажа работы в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита, инвестиционного анализа, преподавательской или исследовательской работы в указанных сферах. 5.2 Практический опыт может быть приобретен как до начала, так и во время или после сдачи трех этапов квалификационного экзамена. 5.3 Наличие стажа подтверждается согласно требованиям пп. 4.4. настоящего Положения и проверяется Комитетом по вопросам членства ФПБАР Утверждено Советом ФПБАР протокол №6 от 14.03.97 г. Далее приведены выдержки из программы сертификации ФПБАР, в которых отражены цели основных этапов сертификации персонала. ПРОГРАММА СЕРТИФИКАЦИИ ФПБАР ЭТАП 1 · Цель первого этапа сертификации Получение претендентами объема знаний и навыков, формирующих базу для развития профессиональной компетентности и успешного освоения более сложных тем на последующих этапах сертификации. ЭТАП 2 · Цель второго этапа сертификации Получение претендентами основы знаний и навыков в области аудита, права и финансового менеджмента, необходимых для компетентного оказания профессиональных бухгалтерских и аудиторских услуг. ЭТАП 3 · Цель третьего этапа сертификации Углубление знаний финансового и управленческого учета; ознакомление с современными информационными технологиями и их влиянием на бухгалтерские системы и системы внутреннего контроля. Обзор системы налогообложения в России и текущих изменений в налоговом законодательстве. Понимание положений и требований Кодекса профессиональной этики ФПБАР. ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНАХ Для самостоятельной подготовки к экзамену члены ФПБАР могу воспользоваться: · комплектом дискет, который включает: материалы лекций, тестовую программу, список тем, вынесенных на экзамен, список рекомендованной литературы · библиотекой ФПБАР (во всех региональных отделениях ФПБАР) Дискеты можно приобрести в исполнительной дирекции или в региональных отделениях ФПБАР, предварительно заказав их по телефону в соответствующем отделении. К сдаче экзамена допускаются только члены Федерации Требования к членам ФПБАР Членами ФПБАР могут быть лица: 1. которые имеют высшее образование (степень бакалавра) и не менее двух лет стажа работы в одной из таких отраслей: · бухгалтерский учет · аудит · налогообложение · управленческий учет · бухгалтерский учет в некоммерческих организациях · государственный учет · финансовый менеджмент · инвестиционный анализ · внутренний аудит · преподавательская работа в отрасли бухгалтерского учета и аудита, а также исследовательская работа, связанная с этими 2. которые не имеют высшего образования (степени бакалавра), при условии как минимум пятилетнего стажа работы в должности главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера. Ассоциированными членами ФПБАР могут быть лица: 1. которые имеют высшее бухгалтерское или экономическое образование (степень бакалавра) и менее чем два года стажа работы в одной из отраслей, приведенных выше; 2. студенты - кандидаты на степень бакалавра. Все члены и ассоциированные члены Федерации должны придерживаться правил ФПБАР. Они также должны стремиться получить сертификат ФПБАР. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абросимов Л. Н. Управление качеством. Справочник для негосударственных предприятий и организаций. -М.: Дело-ЛТД, 1998. Зорькин И. Г. Качество продукции: вопросы сертификации товаров и услуг. -С-Пб., Ладога-С, 1999. Курочкин Н. Е. Система сертификации персонала. Учебник для экон. ВУЗов. -Ростов-на-Дону, 1999. Сергеев А. Г., Латышев М. В. Сертификация. Учебное пособие. -М., Логос-М, 1999. Справочник работника ЦСМ. / Под ред. А. А. Данилевича. -М., 1998. Шумарин Р. Г., Яблонская И. Г. Стандартизация и сертификация в РФ. -М.: Изд-во "Мирра", 1997. Якушин В. А., Ресин О. Б. Сертификация персонала в системе обеспечения качества российских предприятий. // Вестник СГТУ (Саратовского государственного технического университета), 1999, № 2. ПРИЛОЖЕНИЕ ИНСПЕКЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации П Р И К А З "3"сентября 1997г. г. Москва № 115 Об организации обучения и сертификации персонала негосударственных пенсионных фондов В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" и постановлением Министерства труда и социального развития Российской по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 апреля 1997 г № 21/9 "О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации" и в целях обеспечения повышения эффективности и надежности негосударственных пенсионных фондов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ввести подготовку и переподготовку кадров негосударственных пенсионных фондов (далее фонды) и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее компании) с последующей сертификацией начиная с учебного 1997-1998 года. 2. Предписать фондам и компаниям обеспечить прохождение обучения с последующей сертификацией работников указанных фондов и компаний в соответствии с перечнем, разрабатываемым и утверждаемым Инспекцией негосударственных пенсионных фондов. 3. Считать целесообразным организовать обучение и сертификацию персонала фондов и компаний с широким привлечением учебных заведений, институтов и организаций соответствующего профиля, а также общественных объединений НПФ, с учетом территориального размещения фондов и компаний. 4. В целях обеспечения процесса обучения и сертификации персонала фондов и компаний провести до 1 января 1998 г. следующие организационные мероприятия: разработать проект Положения о порядке обучения и сертификации персонала фондов и компаний; подготовить предложения по перечню категорий персонала фондов и компаний, подлежащих сертификации; разработать квалификационные требования к конкретным категориям персонала фондов и компаний; разработать и согласовать в установленном порядке учебные программы для работников фондов и компаний; подготовить предложения по перечню учебных заведений и организаций, привлекаемых к процессу обучения и сертификации персонала фондов и компаний; провести необходимые консультации и подготовить предложения по привлечению к процессу обучения и сертификации персонала фондов и компаний иностранных специалистов в рамках оказания технической помощи Британским правительственным фондом "НОУ-ХАУ" и другими международными организациями. 5. Для организации выполнения указанных мероприятий создать рабочую группу. Поручить заместителю главного инспектора Зайцеву В.С. в 3-х недельный срок подготовить предложения по персональному составу рабочей группы и регламенту ее работы. 6. Принять предложение Координационного совета общественных объединений негосударственных пенсионных фондов России и Профессиональной лиги негосударственных пенсионных фондов о возложении функций головной организации по разработке проектов учебных программ для работников фондов и компаний, предложений по квалификационным требованиям к указанным работникам и организации проведения их обучения и сертификации на Межрегиональный центр негосударственных пенсионных фондов. 7. Согласовать в установленном порядке с Министерством труда и социального развития Российской Федерации нормативно-методические документы по обучению и сертификации персонала фондов и компаний. Главный инспектор Ю.О. Волков 1 7 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|