Проблема веры и знания интересует многих, и поэтому разберем соотношение их. Познавая окружающий мир через органы чувств, мы не всегда верим им. К примеру, мы видим, что солнце передвигается по небу, но при этом знаем, что это земля вращается вокруг солнца. Или мы видим восход или заход солнца, но мы знаем, что это земля вертится вокруг своей оси. Или же, я чувствую холод, но я знаю, что это мне кажется, т. к. меня знобит.
Таким образом, наши чувства проверяются знаниями. Но всему ли мы верим? Значит, наши знания проверяются верой. Иногда полученная информация противоречит полученному опыту, но для нас она верна, если мы верим в ее правильность. Отсюда вопрос, что же такое вера, которая контролирует наши знания, рассуждения и чувства?
Многие философские школы отождествляют веру с интуицией. Иногда на человека находит некоторое прозрение, и он вживается в сущность некоего явления.
Например, ранее неверующий человек становится глубоко религиозным. Вера может передаваться от одного человека к другим. Чем же вызвано доверие? Скорее всего, хорошей репутацией. Если у вас дважды взяли в долг и вовремя возвратили, вы этому человеку одолжите и в другой раз.
В странах востока, скажем в Индии, доверие и вера складывается иначе. К примеру, ученик слушает гуру и если это находит отклик в его душе, значит гуру выбран удачно. Если нет – надо искать другого гуру. Авторитет пророка завоевывалась уверенностью в своей правоте, которая передавалась и зажигала слушателей. Это относится и к библейским пророкам, особенно Магомету. Найти логику в сурах Корана довольно трудно, и, тем не менее, ислам распространился на значительной части земного шара. А вера в букву закона шариата столь сильна, что религиозные войны в наше время ведутся только мусульманами.
Впрочем, в наш век и среди европейцев хорошие ораторы умели заражать своей уверенностью массы: Троцкий, Муссолини, Гитлер… Интересно, что все они были социалистами и внутри своей нации проповедовали всеобщее равенство. Не случайно за ними шла безликая толпа, а интеллектуалы оказывались в аппозиции и со временем истреблялись.
Что же касается толпы, то она обожествляла своих кумиров, хотя и не всегда четко понимала, куда они их ведут.
Наконец вера образованного современного человека основана на доказательствах. На этом построена вся система образования. Поэтому авторитет пророка, делящегося своим интуитивным опытом, у него слабее, а, следовательно, меньше веры. При словах «Я знаю», подразумевается: «Я в это верю, потому что могу это объяснить». А как быть с такими явлениями, которые не поддаются объяснению? Нужно найти убедительное объяснение, чтобы в них поверил современный образованный человек. Ну что ж проблема соотношения веры и знания остается пока открытой для меня. Но это пока. Будем искать на него ответ.
Размещено: 25.02.2018