Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление рекламной кампанией в рамках интегрированных маркетинговых коммуникаций финансово-кредитного учреждения
 Совершенствование методов управления персоналом ЗАО "Промконтакт"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Журналистика

курсовая работа

Работа журналиста в горячей точке



* СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
ЖУРНАЛИСТОВ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ" 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРВЬЮ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ" 9
ГЛАВА 3. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 14
ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ
ПРАВО О РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТОВ В ЗОНЕ
ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных направлений журналистской деятельности было и остается сознательное и последовательное намерение превратить информационное воздействие в постоянный фактор, облегчающий разрешение реальных проблем общественной жизни.
Журналистское творчество нерасторжимо связано с реальными перипетиями политического, хозяйственного и воспитательного процесса, разворачивающегося в стране или в отдельных регионах.
"Если встретите человека белее мела, худющего, худей, чем газетный лист, - умозаключайте смело... журналист". Это слова Владимира Маяковского, который был знаком с журналистикой не понаслышке. И вправду, профессию журналиста легкой не назовешь. Она диктует особый ритм выхода издания или передачи.
Впрочем, журналистика - это не просто профессия, это призвание, это особое мировоззрение и особый склад ума. Журналист - это прежде всего человек неравнодушный, способный чувствовать чужую боль. Эти качества имеют особенное значение при работе в "горячих точках", когда от журналиста требуется умение прогнозировать обстановку происходящего события, особый такт при взятии интервью, грамотный психологический подход, объективная оценка фактов.
Настоящий профессионал среди груды событий видит самое важное, находит объяснение фактам, затем облекает свои мысли в слова - точные и понятные. Здесь важны - умение выражать собственное мнение, дар убеждения. А также документальная точность, беспристрастность, честная и объективная позиция.
Журналист на просто перечисляет факты, он заставляет задуматься над происходящим в мире. Целью журналистики можно считать исследование жизни и поиск истины. В этом плане особенно важным представляется работа в "горячих точках", ведь от точности изложения материала многое зависит, и в том числе политическая обстановка в регионе.
А поиск истины во все времена был занятием небезопасным. В течение одного только 1996 г. погибло 19 российских журналистов. Совет Европы принял даже особую Декларацию о защите журналистов, работающих в условиях конфликтов и напряженности.
Тема, вынесенная в заголовок титульного листа этой курсовой работы, стала интересной для меня после 24 марта 1999 года. Именно в этот день на землю Югославии обрушились первые удары НАТО. Одна из многих "горячих точек" планеты стала самой первой, пылающей. Конфликты такого рода всегда идут первыми в сводках новостей. И освещают их журналисты, находящиеся там, на передовой.
Актуальность собранного, обработанного и систематизированного материала очевидна - в течение многих лет на территории бывшего Союза освещением многочисленных конфликтов занимались журналисты, не имеющие опыта работы в сложнейших ситуациях войны. Они приобретали такой опыт, но какой ценой?! Очень много было ранено и убито, а уж психологические травмы получили все.
Цель работы - проанализировать деятельность журналистов в "горячих точках", в частности в Чечне. Литература, которая использовалась при написании - это статьи в журнале "Журналист" и некоторых других периодических изданиях, где своим опытом делились российские и зарубежные репортеры, а также специалисты международных организаций.
Работа журналиста в "горячей точке" - это клубок очень многих нераскрытых тем: журналистская этика в зоне конфликта и на войне вообще, правовые основы и их проблемы, профессиональные качества. Против снайпера, шальной пули, взрывных устройств, подложенных в салон автомобиля, и похищения людей бороться сложно. Журналисты, как и все остальные, даже чаще, могут стать их жертвой.
Но, помимо этого, журналистская работа несет с собой множество потенциальных опасностей, которые вполне можно предотвратить. Журналист должен подготовить репортаж и при этом остаться в живых, избежать клеветы, тюрьмы, увольнения и прочих неприятностей.
Некоторые представители этой профессии убеждены, что научиться правилам безопасности невозможно. Верное решение приходит чаще всего интуитивно - при этом бывает необходимо принять его мгновенно. Здесь требуются большой жизненный опыт и природный инстинкт.
Не бывает абсолютно схожих обстоятельств, и умение каждый раз находить верный выход из затруднительного положения - талант индивидуальный. Однако на протяжении многих лет опыт журналистов, работающих в горячих точках, неплохо бы взять на вооружение каждому, кто собирается работать в опасных для жизни условиях. Конечно, они не могут охватить всего многообразия ситуаций.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТОВ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ"
Свобода слова - не более чем необходимое условие профессиональной журналистики, а ее будущее теснейшим образом связано с судьбой российских реформ. Причем связь эта взаимная, и часто недооценивается роль СМИ в решении знаменитого вопроса о том, "как нам обустроить Россию".
Для нас по-прежнему "бытие определяет сознание", хотя события последних десятилетий должны были поколебать такую уверенность. Речь идет об "открытом" обществе, в котором правдивая и свободная информация журналистов сможет решить часть политических проблем.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека и статья 29 Конституции Российской Федерации провозглашают право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода слова - это не произвол, не разрешение печатать, что кому вздумается. Это свобода выражать собственное мнение, свобода искать истину. Это требование открытости государства для всех членов общества.
Испытание свободой часто оказывается для журналиста очень непростым. Цензуры нет, но остаются самоконтроль и самоцензура, остаются моральные и этические принципы. Ведь самое главное для профессионала - не потерять доверие аудитории.
Право журналиста знать, понимать и доносить свое понимание до других, закреплено Законом "О средствах массовой информации".
Журналистские приемы передачи чувств, мыслей, настроений и убеждений эффективны, пока они подобны и соотносительны способам мышления читателя, разворачивающихся в формах, адекватных его собственным представлениям, и не противоречат его опыту.
При сборе материала, и при осмыслении и при обработке данных, и при обдумывании замысла публикации, и при шлифовке стиля изложения журналист стремится, осознанно или неосознанно, чтобы в отношениях формы и содержания текста или выступления достаточно проявилась типологическая структура, приспособленная к тому, чтобы вызвать в массовой аудитории действенные эффекты.
Конкретным выражением действительного эффекта будет выбор решения под влиянием журналистики или с учетом ее рекомендаций; поступок, вызванный журналистским воздействием; реакция общественного мнения, возбужденная журналистикой, а также другие формы использования газет, радио и телевидения в реальной жизни людей.
Журналистское вмешательство может иметь необратимые негативные последствия, поэтому особое внимание необходимо уделять профессионализму и этике.
Строгой моральной регламентации требуют такие специфические творческие моменты, как журналистский домысел, "вживание" журналиста в тему под "маской" другой профессии.
Встает также вопрос о сохранности в тайне источников информации, когда может быть причинен вред людям, делящимся с журналистом известными им фактами и т.д.
К наиболее распространенным и обязательным нормам профессионально - этического характера, относят:
обязательную личную проверку журналистом всех обстоятельств, способных так или иначе влиять на подготовку его выступления, на оценку людей, их поступков;
беспристрастную оценку события;
соблюдение равного подхода к сбору и проверке материалов вне зависимости от ситуации;
особую осторожность в использовании данных, связанных с личной жизнью человека;
отказ от выступления во всех случаях, когда оно не может принести пользу делу.
В момент сбора фактов для предстоящего выступления самоконтроль журналиста стимулирует непосредственность общения с его будущими героями или при описании конкретной обстановки, их реакция побуждает его постоянно уточнять свою позицию. Это особенно актуально при работе в "горячих точках", в частности в Чечне.
Чтобы его мысленный спор с самим собой не прекращался, а предполагаемая реакция героев интервью, репортажа или другой публикации точно воспринималась и верно оценивалась, необходимы определенные усилия.
Журналистика нуждается в гарантийных мерах, исключающих бездоказательность, приблизительность высказываемых суждений. Также применение в журналистике современных технических средств, развитие фото-, кино-, и тележурналистики выдвигают ряд новых проблем, требующих при своем решении высокий профессиональный такт.
Широко известно, в какое затруднительное, двусмысленное положение может поставить человека бестактное использование снимков и кадров, полученных методом скрытой камерой.
Весьма деликатные ситуации могут возникать и в ходе обычной документальной съемки.
ГЛАВА 2. ИНТЕРВЬЮ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ"
Интервью - один из самых популярных и самых читаемых (слушаемых, смотримых) жанров журналистики, жанр в свою очередь - это форма, в которой преподносится та или иная информация. Основа любого жанра - реальные события, факты, люди. У каждого жанра свой стиль, свои законы построения, и у каждого - особая задача. Одно и то же событие, одна и та же тема могут стать основой репортажа, очерка или интервью.
Не так давно возникла новая форма - интервью в прямом эфире, часто используемое при работе в "горячих точках". Довольно непросто иногда найти путь к собеседнику, еще сложнее так составить вопросы, чтобы они раскрыли обстановку. Это особенно непросто, когда происходят военные действия и очень сложно разобраться, где свои, и где враги. Именно это сейчас и происходит в Чечне. Концы не сходятся с концами.
Здесь важна степень подготовки к беседе, умение слушать и слышать, особый такт, внимание, уважение к собеседнику и искренность. Ничто не приносит такого вреда интервью, как стандартные и шаблонные вопросы.
Между тем войну нельзя закончить, пока не назовешь войной. Преступление и ошибку не остановить и не исправить втихомолку. Называть вещи своими именами - работа свободной прессы - именно это, а не игра словами. Все сказанное впрямую относится и к получению интервью в период военных действий, когда неверно истолкованные изречения могут привести к необратимым последствиям. В связи с этим особое значение имеет психологический настрой журналиста, сдерживание эмоций, верная констатация фактов и особое понимание того, у кого берется интервью.
Интервью - это развернутое сообщение, в драматургической форме передающее процесс совместного поиска журналистом и очевидцем сущности явления или события, затрагивающего интересы и жизнь многих людей. Целевая установка здесь следующая - объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидцами, в данном случае событий в Чечне, и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной проблемы.
В системе журналистских жанров чрезвычайно важна роль субъективного фактора - таланта выдающихся мастеров прессы, радио, телевидения.
Мощным средством убеждающего воздействия на аудиторию и эффективным приемом организации материала в репортаже может стать акт непосредственного включения журналиста в реальную и опасную (подчас смертельно опасную) жизненную ситуацию. Именно так и поступают многие журналисты, кому не безразлична та информация о событиях в Чечне, которую мы получаем, часто в искаженном виде.
Журналисты, работающие в "горячих точках" должны собрать максимум информации о проблемной зоне, ее истории, людях у власти, а также о тех, кто может оказать вам содействие при сборе материалов. Необходимо выяснять, кто кого ненавидит и почему.
Желательно, чтобы на работу в зону конфликта отправлялись специальные корреспонденты, хорошо изучившие обстановку в регионе, предпочтительно с опытом работы в "горячих точках".
Следует сказать о том, что недопустимо принимать на веру другие публикации, как бы ни были уважаемы издания, где они появились. Каждый человек может допустить ошибку. Во всяком случае, то, что было верным вчера, может не быть таковым сегодня. Журналисту необходимо навести справки, какие законы об ограничении свободы передвижения, права интервьюирования, фото- и видеосъемки действуют в данной местности. Желательно знать язык этой страны до такой степени, чтобы хотя бы уметь представиться и объяснить, что вы хотите. Время и деньги, потраченные на изучение языка, - это вовсе не бесполезные вложения. Если существует недостаток того и другого, разговорники и другие пособия помогут выучить самые необходимые фразы.
Существует два варианта выезда в командировку в горячие точки на территории бывшего Союза:
Полностью самостоятельно;
В составе группы.
Группа может быть чисто журналистская - такие поездки в рекламных целях устраивали представительства Чечни и Грузии. Обычно организаторы берут на себя все расходы и полностью обеспечивают работу журналиста. Единственный нюанс: информация в таких случаях получается односторонняя - узнается только то, что сочтут нужным показать и рассказать.
Работая в "горячих точках", корреспонденты должны следовать определенным правилам личной безопасности, т.е. давать знать своим коллегам в зоне конфликта, а также своей редакции место нахождения и планируемое время возвращения, т.к. безответственный поступок или непроверенный материал могут стать источником опасности не только для журналиста, но и ваших коллег.
В чужой обстановке невозможно заранее и сразу усвоить все обычаи и нормы поведения народа, о котором нужно будет писать материал и у кого придется брать интервью. Поэтому можно выбрать из собравшихся человека примерно своего возраста и стараться копировать его поведение по отношению к другим (на востоке нужно помнить при этом, что приезжая в чужую страну вы - гость).
Необходимо помнить, что за каждым вашим поступком следят. Вслушиваются в ваши суждения, вчитываются в ваши статьи. Вам могут простить критику, но никогда не простят лжи и выдумки и первая поездка может оказаться последней.
Важно объективно оценивать обстановку, не занимать ту или иную сторону в конфликте, т.к. журналист - это профессиональный наблюдатель, а не участник событий. Можно постараться узнать у представителей власти и правоохранительных органов, где и когда они ожидается особенная напряженность. Следует поддерживать связь с местными жителями, знающими настроения людей, сохранять баланс между рискованным стремлением - во что бы то ни стало получить нужную информацию и возможностью попасть в сложное положение. Зачастую можно написать материал и, не выезжая на место события. Корреспонденту важно почувствуйте атмосферу происшествия, прежде чем обратиться к уполномоченным лицам, солдатам и другим источникам, т.к. в этом случае в наличии будет картина пришествия, даже если будет отказано в предоставлении информации.
При работе в сложной и опасной обстановке и тем более при взятии интервью необходимо быть вежливым и доброжелательным, улыбаться. Вежливость - лучший козырь при выполнении журналистского задания. Это поможет избежать опасных осложнений.
Иногда журналисты подмечают надписи на стенах, которые могут являться хорошим индикатором настроений и политики в регионе.
При работе "в горячих точках" не следует торопиться встречаться с высшим руководством страны, о которой будет написан материал. Власть может быть совсем не там, а гораздо ниже. Например, в руках полевых командиров. Порой простой крестьянин и его семья могут владеть более объективной информацией.
Задача журналиста, работающего в "горячих точках" - привезти из командировки только правду, т.к. неправда - союзница войны. Не нужно настраиваться на правоту той или иной стороны при национальном конфликте. Виноваты все и никто.
Работа в отдаленных регионах имеет большую степень риска. Необходимо должны знать всех коллег, работающих одновременно в этом районе, поскольку иные могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
Журналист и редакция должны договориться о системе условных обозначений или ключевых слов, которые присутствовали бы в тексте во время передачи очередной информации и служили бы сигналом бедствия. В случае получения текста с подобным кодом (словом) в редакции должны понять, что журналист в опасности и его необходимо срочно эвакуировать.
Корреспондент, берущий интервью, в частности в Чечне, учитывая особенности нации, должен помнить, что люди, которые идут на диалог, сильно рискуют. Очень важно не "засветить" свои источники и поэтому не следует называть имен и примет, по которым можно узнать человека, давшего негативную информацию, также ничего из этого не следует записывать в блокнот.
При работе в ужасах войны журналисту надо сразу отстраниться от любой боли и сопереживания, поставить блок, стенку между собственным сознанием и слезами людей. Важно быть очень осторожным с полученной информацией. В погоне за сенсационностью можно нанести вред просто невообразимый многим серьезным делам, политикам и даже государству.
При работе в зоне конфликта корреспондентам лучше всего устанавливать связь не с безликими должностями, а с конкретными людьми. Эти знакомства длятся порой не один год. А большинство рабочих вопросов решается именно с помощью таких вот личных контактов.
В период военной обстановки не нужно снимать без разрешения - это воспринимается как бесцеремонное попрание обычая (в крайнем случае делать это нужно очень незаметно). Риск - дорогое удовольствие. Это понимают и издатели и фотографы.
ГЛАВА 3. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Радио, пресса, телевидение говорят с нами особым языком. Это прежде всего выразительный язык, ведь он выражает оценки и мнения, он должен волновать и будоражить. Кроме того, это язык очень насыщенный, информативный, в нем много заимствований и терминов.
"Факт", "образ", "постулат", "рабочая идея", "журналистский образ" - это структурные элементы текста интервью, составляющие смысловую основу публикации. Они выступают, как материал, который описывается, истолковывается, объясняется и оценивается журналистом. В теории журналистики нередко эти операции - "описание", "оценка", "объяснение", "побуждение" - рассматриваются в качестве основных способов текстового воздействия.
Журналистское "описание" - "оценка" - "объяснение" - "побуждение" предполагают в свою очередь состояние аудитории - "узнавание", "принятие - непринятие", "понимание", "решимость". Эти состояния также представляют собой системную последовательность, стремящуюся к разрешению в практическом действии.
Здесь многое зависит не от качества текста, а от опыта, уровня образования, традиций, политической зрелости аудитории, а также остроты проблемной ситуации, сложившейся в социальной практике.
Процесс журналистского творчества неизбежно включает в себя момент непредвиденности, неопределенности. Это очень хорошо проявляется во время интервью.
Сегодня, как никогда раньше, остро ощущается необходимость критического анализа уровня новизны журналистских выступлений, поставленного в прямую зависимость от степени мастерства корреспондента.
Серые, выполненные по одной и той же схеме заметки и корреспонденции, радио- и теле - репортажи и интервью - результат дилетантизма, отсутствия серьезной журналистской школы. И наоборот, достаточно хорошо поставленная информация, оперативный анализ событий, явлений жизни есть следствие усвоения журналистом широкого круга "технологических правил".
Однако уже на этом уровне возникает потребность с некоей творческой "добавке", проявляющейся в формах воображения, интуиции, чувства нового.
В силу общественного характера этой профессии, выхода ее в мир активных политических интересов и человеческих страстей, творческий потенциал журналиста включает в себя не только сумму профессиональных знаний, умений, навыков, но и систему убеждений, направленность личности, стиль мышления, проявление воли.
Существует три фактора, определяющих связь журналистики и психологии:
Знание журналистом психологии личности или группы людей, о которых он пишет;
Понимание психологии самого процесса творчества;
Учет психологии восприятия написанного, переданного по радио, телевидению.
Журналистское познание действительности часто принимает характер переживания. А это чревато "самовозгоранием" эмоций, что может привести к поспешному выхватыванию из суммы событий, явлений не того, что несет в себе действительную ценность, а того, что "мне нужно".
Журналиста связывает профессиональный долг как по отношению к читателям, зрительской аудитории, так и по отношению к самим героем интервью, репортажа и т.д.
Телевидение - самое остроконфликтное из всех СМИ. Его стихия - внезапность, импровизационность. Его стихия - дискуссии, диспуты, споры, ссоры, телемосты, круглые столы, репортажи с места событий, теледебаты, прямые телефонные линии, поединки-баталии: друг с другом - партнеров на экране; ведущего телепередачу - с нами, зрителями. Его стихия - pro и contra.
Одна из главных закономерностей журналистского творчества состоит в том, его формирование определяющей, опорной мысли любого значительного журналистского выступления осуществляется на основе рельефных, четко выраженных фактов, жизненных эпизодов.
Правильная разработка журналистской темы предполагает логический анализ всех возникающих в ходе творческой работы выводов. Поэтому знание закономерностей формальной логики имеет немаловажное значение в работе журналиста.
ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
О РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТОВ В ЗОНЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Еще в ст.13 Гаагского положения о законах и обычаях войны (приложение к Гаагской конвенциям 1899 и 1907 гг.), а также в Женевской конвенции от 27 июля 1929г. (об обращении с военнопленными), говорится о "газетных корреспондентах". В этих документах журналист относиться к нечетко определенной категории лиц, которые следуют за военными силами, не входя при этом в их личный состав. Как представители этой группы лиц, журналисты имеют право в случае захвата на то же обращение, что и военнопленные, хотя они и сохраняют статус гражданских лиц. Но при этом должно быть соблюдено важнейшее условие: они обязаны иметь удостоверение, выданное военными властями их страны.
Во время радикального пересмотра международного гуманитарного права, результатом которого стало принятие Женевской конвенции от 12 августа 1949г. эта же идея нашла свое воплощение в III Конвенции - об обращении с военнопленными, согласно которой журналист, попавший во власть противника, является военнопленным.
Журналисты, названные здесь "военными корреспондентами", входящие в категорию этих лиц, несколько отличаются от той, о которой говорилось в ранних Конвенциях.
Объединяет же их то, что они определенным образом связаны с военным усилием, не входя, однако, при этом в структуру вооруженных сил.
Исходя из опыта, в период Второй мировой войны, авторы конвенции 49г. смягчили требование обязательно иметь при себе удостоверение личности, выданное властями, принимая во внимание то обстоятельство, что владелец удостоверения может его потерять в обстановке хаоса. Тем не менее, в любом случае журналист должен получить разрешение следовать за вооруженными силами, а удостоверение играет роль этого разрешения. Кроме того, удостоверение для журналиста играет ту же роль, что и форма для солдата: оно создает презумпцию. Но этого явно недостаточно, так как право распространяется только на период задержания журналиста.
Вопрос об улучшении защиты журналистов в опасных командировках за последние 20 лет не раз обсуждался на различных уровнях, в том числе и на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в 70-х годах. Процесс завершился 8 июня 1977 г. принятием Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям.
В протокол I, относящийся к международным вооруженным конфликтам, включена ст.79 "Меры по защите журналистов". Там говорится:
- журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом гражданским лицам;
- за военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется их особое положение, которое признается ст.4А, п.4 III Конвенции;
- удостоверение личности, согласно образцу, которое приводится в приложении к Протоколу, является доказательством, что владелец такого удостоверения действительно журналист. На обороте удостоверения должна быть сделана запись: "Владелец этого удостоверения обязан вести себя во время командировки в соответствии с самыми строгими нормами профессиональной этики и не вмешиваться во внутренние дела государства, на территорию которых он выезжает, а также не участвовать ни в какой политической или военной деятельности, либо в какой-нибудь другой деятельности, которая может привести к прямому или косвенному участию в боевых действиях в зонах, где он находится в опасной командировке".
Журналист может утратить не право на защиту, которую он имеет в соответствии со своим статусом гражданского лица, а фактически предоставляемую ему защиту, если он следует за вооруженным формированием, находясь от него на слишком близком расстоянии. Он не сможет более пользоваться защитой, на которую имеет право, если такое формирование станет объектом нападения со стороны противника. При этих обстоятельствах он действует на свой страх и риск. То же самое можно сказать о журналисте, который приближается к военным объектам.
Кроме того, любое непосредственное участие в военных действиях лишает его неприкосновенности.
В теории нормальная журналистская деятельность защищена предоставляемым иммунитетом. Признавая за журналистами статус гражданских лиц, государства согласились на то, чтобы те выполняли свои профессиональные обязанности, фотографировали, снимали фильмы, делали магнитофонные записи и рукописные заметки. Следует подчеркнуть, что журналист должен оставаться в тех рамках, которые ему предписаны. Если он за них выйдет, то рискует быть обвиненным в шпионаже.
Если журналист попал в руки одной из сторон конфликта в результате взятия в плен или задержания, он также находится под защитой законов.
Понятно, что вооруженные силы имеют право задержать любого в зоне военных действий, хотя бы для того, чтобы обеспечить его безопасность. Участь задержанного журналиста будет зависеть от многих факторов, в частности, от его национальности или гражданства.
В отношении журналиста, задержанного властями его собственной страны, действуют нормы внутригосударственного законодательства. Он будет содержаться в заключении, если законом страны это разрешено. Власти, разумеется, должны обеспечить судебные гарантии и правила содержания в заключении в рамках своего законодательства при соблюдении положений международных документов о правах человека, подписанных данным государством.
Что же касается журналистов, принадлежащих к одной из сторон конфликта и попавших в руки другой стороны, существуют различия между аккредитованными военными корреспондентами, которые становятся военнопленными и "свободными" журналистами. Если последние задержаны на территории своей собственной страны, то есть в данном случае на территории, оккупированной противником, он должен удерживаться на этой территории, и не может быть перемещен на национальную территорию оккупирующей державы, которая может либо начать в отношении его уголовное расследование, либо интернировать его "по настоятельным соображениям безопасности". Если факты, которые ставятся журналисту в вину, не могут послужить достаточным основанием ни для осуждения, ни для интернирования, он должен быть освобожден.
Журналист, захваченный на территории противной стороны, может быть привлечен к судебной ответственности, если совершил какие-либо нарушения или же интернирован, если держава, во власти которой он находиться, сочтет это необходимым для обеспечения своей безопасности. В противном случае он должен быть освобожден.
В отношении журналистов, принадлежащих к третьему государству, не участвующему в конфликте, в случае их захвата действуют нормы права мирного времени. Они, конечно, могут содержаться в заключении, если им предъявлены обвинения. В противном случае их обычно освобождают.
Во всех этих случаях удерживающая держава обязана соблюдать весьма конкретные нормы, которые обеспечивают гуманное обращение во время содержания в заключении. И все юридические гарантии в случае судебного процесса. Как и другие заключенные, они имеют право поддерживать связь со своими близкими.
Журналисты, принадлежащие к третьим государствам, не являющимся стороной в конфликте, пользуются поддержкой дипломатических и консульских представительств своей страны или, в случае отсутствия дипотношений, поддержкой третьей страны, взявшей на себя обязанности по защите интересов этого государства в удерживающей державе. Последняя всегда может отказаться от задержания журналиста и может его освободить в кратчайшие сроки при условии обеспечения его личной безопасности.
Во всех случаях обострения обстановки в результате коллективного насилия, не принимающего масштабов вооруженного конфликта, международное право не применяется. Верховенство принадлежит внутригосударственному праву, действия которого, однако, смягчается при необходимости положениями документов по правам человека, принятых на мировом или региональном уровне.
При любых обстоятельствах остаются в силе некоторые основные права, соблюдение которых обеспечивает защиту человеческого достоинства, - "неизменное ядро прав человека". Несмотря на расхождения между различными документами, можно сделать следующие выводы:
Ни один документ не гарантирует во время кризиса полного осуществления свободы слова или информации; таким образом, в этой области в соответствии с внутригосударственным правом могут быть установлены ограничения.
Положения, касающиеся запрета на всякое незаконное задержание, права на нормальное судебное разбирательство и нормальные условия содержания в заключении остаются полностью в силе даже во время чрезвычайных пришествий.
Журналист приравнивается к гражданскому лицу, согласно документам оно пользуется абсолютной неприкосновенностью до тех пор. пока оно лично не принимает участия в военных действиях.
Мировая практика показывает, что на деле правовые нормы соблюдаются, но верно также и то, что они часто нарушаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Журналисты, работающие в ситуации вооруженного конфликта, подвергаются опасности и находятся в очень сложной психологической обстановке. На них лежит большая ответственность за достоверность передаваемой информации, т.к. от этого очень многое зависит. Работа в "горячих точках" страны требует от корреспондентов несколько иных качеств, чем при работе в обычных условиях. Здесь требуется определенная концентрация на возникшей проблеме, конфликте, правильная и объективная оценка событий. В военной обстановке журналист не имеет право допускать ошибки, оплошности. Это особенно важно во время интервью.
Развитие международных и внутренних конфликтов вызывает бесспорный интерес общественности. С незапамятных времен человечество живо интересовалось феноменом войны, о чем свидетельствуют многочисленные литературные, музыкальные, живописные и другие произведения.
Журналисты, писатели, художники и т.д. пользуются свободой при поиске информации и ее передаче общественности, не переступая, однако, при этом границ, определяемых национальным законодательством. Подобные ограничения оправданы, с одной стороны, интересами соответствующего государства (в частности, соображениями безопасности), а также интересами отдельных лиц, которым репортаж может нанести ущерб. В рамки этой работы не входил более подробный анализ этих ограничений.
Все это важно, но гораздо важнее, чтобы журналист при выполнении своих служебных обязанностей остался здоров и тем более - жив.
Спасение журналистов в опасных командировках не должно оставаться делом рук только журналистов. Государственные, общественные организации просто обязаны сделать все от них зависящее, чтобы такая важная функциональная часть современного общества, как журналистика, вышла из списка опасных профессий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гассер Х.-П. Защита журналиста в опасных командировках.
Моду А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. - М., 1994. - 29с.
Заворотный С., Черняк И. Информация о войне и война за информацию. // Журналист. - 1991. - N6. - С. 52-54.
Как уцелеть в горячих точках. // Журналист. - 1992. - N10. - С. 2-6.
Глебова Е. Война - это совсем не то, что вы думаете. // Журналист. - 1993. - N8. - С. 6-9.
Романов Ю. Советы дилетанта. // Журналист. - 1995. - N5. - С. 15-17.
"Все началось с войны слов...". Как уцелеть репортеру в "горячей точке". // Журналист. - 1995. - N5. - С. 54-57. - N6. - С. 60-63.
Нескромный В. Взгляд на экстремальную фотографию. // Foto & Video. - 1998. - N3. - С. 90-95.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здесь приводятся адреса и телефоны организаций, способных оказать помощь при организации и проведении командировок в горячие точки, а также если журналист попал в беду.
(Состояние на 1995г.)
News Vision. Актуальная информация для журналистов, работающих во всех точках земного шара. Этот ежегодный справочник распространяется по подписке и рассылается в крупнейшие организации.
News Vision, 207-211
The Vale, London W3 70S
Tel. 4481 / 749 88 55
Международная амнистия. Независимая организация, играющая значительную роль в защите прав человека по всему миру. Особое внимание обращает на проблемы заключенных. Выступает за немедленное и безусловное освобождение узников совести, за справедливые и немедленные процессы по делу осужденных по политическим мотивам, за прекращение пыток и казней.
AMNESTY INTERNATIONAL
International Secretariat
1 Easton Street
London WC1X 8DJ
United Kingdom
Tel. 4471 / 833 17 71
Fax. 4471 / 956 1157
Telex 01-28502
"Статья 19". Международная организация по защите прав человека, которая рассматривает свободу мнений и их выражение как всеобщее человеческое право, гарантированное международным законодательством. Проводит кампании в защиту жертв цензурных преследований.
Frances DSouza
Director
Article 19
90 Borough High Street
London SE 11LL
United Kingdom
Tel. 4471 / 403 48 22
Fax. 4471 / 403 19 43
"Комитет по защите журналистов". Некоммерческая организация американских журналистов. Отслеживает случаи попрания прав журналистов по всему миру, предает их огласке, организует акции протеста.
Anne Nelson
Executive Director
Committee to Protect Journalists
16 East 42nd Street
3rd Floor
New York
NY 10017
Tel. 1212 / 983 5355
Fax 1212 / 867 1830
Telex 910 250 47 94
"Красный Крест". Если при выполнении журналистского задания человек исчез/арестован, подвергнут преследованиям, гуманитарное вмешательство Международного Комитета Красного Креста (МККК) может быть запрошено по "Hot Line" ("горячей линии") следующими лицами и организациями:
семьей журналиста;
редактором;
национальной журналистской организацией;
региональной или международной профессиональной организацией.
При обращении необходимо быть готовым дать следующую информацию:
Ф.И.О. журналиста;
место и дата рождения;
предполагаемые обстоятельства (пропал без вести, плен, гибель);
наименования организаций, в которые вы обратились.
International Committee of the Red Cross (ICRC)
Press Division "Hot Line"
17, avenue de la Paix
CH - 1202 Geneva
Switzerland
Tel. 4122 / 730 23 09
Fax 4122 / 734 82 80
Telex cicr 22 269
"Репортеры без границ". Независимая ассоциация, выступающая в защиту журналистов от преследования. Издает ежемесячник "Letter", ежегодные отчеты и организуют международные встречи журналистов.
Robert Menard
President
Reporters Sans Frontieres
17 rue Abbe de lEpee
34000 Montpellier
France
Tel. 3367 / 79 81 82
Fax 3367 / 72 64 04
Telex 485 816
"Международная федерация журналистов".
International Federation of Journalists
Boulevard Charlemagne, 1, Bte 5
10 41 BK USSELS
Belgium
Tel. 322 / 238 0951
Fax 322 / 230 3633
Телефоны в Москве (095).
Центральный командный пункт Военно-Воздушных Сил (ЦКП ВВС)
Аэродром Чкаловский (дежурный генерал) 244 67 77
Начальник ЦКП генерал-майор Григорук Николай Николаевич 244 61 76
Заместитель Данильченко Владимир Трофимович 244 61 50
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС): организация помощи, розыск, эвакуация.
Оперативный дежурный 926 37 38
Северо-Кавказский региональный центр МЧС (в ведении центра Грузия, Абхазия, Чечня, Осетия, Ингушетия, НКАО), адрес: 344036, Ростов-на-Дону, пр-т Буденного, 68.
Начальник Центра (8632) 66 67 66
Пресс-служба МЧС 926 35 00, 926 35 06, факс 229 68 74
Погранвойска России
Начальник пресс-центра полковник Суворов Александр Вадимович 224 62 94, 224 47 078
Генеральная прокуратура 292 88 69
Министерство здравоохранения 923 84 06
Делегация Международного Красного Креста (ICRC) 241 51 60, 241 23 89, факс 241 60 12
Организация "Врачи без границ" 581 68 17, 962 55 64, 927 00 00, 207 58 43, 930 48 43, факсы 207 46 18, 207 46 19
Посольства
Азербайджанская республика (ул. Станиславского, 16)
Пресс-секретарь Агамалиев Фархад 202 06 75, факсы 229 32 06, 202 50 72
Республика Армения (Армянский пер.,2)
Пресс-секретарь Гущан Гамлет Арамисович 923 77 80, факс 928 15 56
Грузия
Пресс-секретарь Деметрашвили Давид 291 41 29, факс 203 07 24
Республика Таджикистан (Скатерный пер., 16)
Пресс-секретарь Хушкадамова Халима 290 06 04, факсы 290 06 09, 290 61 02
Республика Абхазия
Пресс-секретарь Ахба Игорь тел./факс 195 00 08
Украина (ул.Станиславского,18)
Пресс-секретарь Долганов Вадим 230 00 76, факс 924 84 69
Республика Молдова (Кузнецкий мост,18)
Пресс-секретарь Матковский Андрей 924 50 25, 290 01 46, факс 924 95 90
Чеченская диаспора в Москве
Хасиев Хасан 230 02 04
Гаккаев Джебраил 474 20 28
Бронежилеты
Фирма "ЕВРААС" (хорошее качество, не дорого)
Трофимов Сергей Александрович 335 59 77, факс 284 94 48
Компания "АРМОР" (бронежилеты, полицейская амуниция, униформа)
Юрий и Борис Орловы 973 06 64, 209 98 70, 209 94 65, факс 258 86 02
Фирма "МЕТТЕМ" (разработка и технология новейшего медицинского оборудования по очистке воды и пр.)
521 45 03, 521 46 54, 529 57 27
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" (медики, спасатели, консультации перед поездкой)
Конышев Иван Сергеевич 190 63 84
Котов Юрий Алексеевич 190 63 84, факс 190 54 61
Общественные организации
Союз журналистов
Богданов Всеволод Леонидович (предс.) 201 51 01
Общий отдел Союза журналистов
Бондаренко Игорь Алексеевич 201 51 16, 201 23 95
Комитет по защите свободы слова и прав журналистов
Гутионов Павел Семенович (предс.) 201 25 45
Фонд помощи журналистам
Кисмерешкин Владимир Геннадьевич (предс.) 253 15 95
Клуб "Хартия журналистов" 200 69 33
Фонд защиты гласности (119021, Москва, Зубовский бульвар,4, ком.432)
Симонов Алексей Кириллович (предс.) 201 44 20
Симонова Мария Кирилловна тел./факс 201 49 47 (ночью автоответчик)
Панфилов Олег Валентинович 201 32 42
Страховое общество "ГРАФО" (страхует журналистов) (ул. Басманная,6) тел./факс 262 73 00
2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Динамическая концепция (модель) психического аппарата
 Контрольная работа по экономике предприятия (расчетные задания)
Ваши отзывы
ybd6xq
рџ”‘ Sending a transaction from us. Continue =>> out.carrotquest-mail.io/r?hash=YXBwPTY0MDcyJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzkzOTE5MjE4MTE1MTUyODMxJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnJlZGxpbmtiaXRzLnRvcCUyRmdvJTJGeTJiNDAzJTJGMjNiNCZyYWlzZV9vbl9lcnJvcj1GYWx

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.