|
|
Земельное право (задачи) 2Задача № 1. На период строительства газопровода предприятию "Югтрансгаз" был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 5 га из земель, предоставленных в общую собственность участникам сельскохозяйственного предприятия "Россия". По условиям договора предприятие "Югтрансгаз" обязывалось: по истечении срока пользования возвратить земельный участок в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного использования; перечислять ежемесячно плату за использование земли и выполнить на другом участке в счет оплаты земляные работы. Правомерны ли описанные правоотношения? В условии задачи конкретно не указано, но можно сделать вывод, что участок площадью 5 га из земель, предоставленных в общую собственность участникам сельскохозяйственного предприятия "Россия", относится к землям сельскохозяйственного назначения. Очевидно, что в период строительства газопровода предприятие "Югтрансгаз" будет использовать предоставленный во временное пользование земельный участок площадью 5 га не в сельскохозяйственных целях, т. е. будет нарушено целевое назначение этих земель. Если указанное использование земель вопреки их целевому назначению не будет согласовано с соответствующими органами исполнительной власти, то в этом случае описанные правоотношения будут неправомерны, поскольку земельное законодательство запрещает самовольное изменение целевого назначения земель. Статья 264 Гражданского кодекса РФ в пунктах 1 и 2 устанавливает, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Согласно п. 2 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В пунктах 1 и 6 части 1 статьи 53 Земельного кодекса РСФСР1 установлено, что собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: 1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; 6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника - с согласия собственника. Из условия задачи можно сделать вывод, что указанная земля является общей долевой собственностью участников сельскохозяйственного предприятия "Россия". В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" с изм. и доп. от 25 января 1999 г.2 выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки могут использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение этих участков может быть изменено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"3 (п. 8 Рекомендаций) арендатор может использовать арендуемый земельный участок только для сельскохозяйственного производства и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать каким-либо другим образом, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. В статье 24 ЗК РСФСР установлено, что изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Законодательством республик, входящих в состав РСФСР, могут предусматриваться другие случаи изъятия ценных сельскохозяйственных угодий. Согласно ст. 27 ЗК для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями. Для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества. Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов. Таким образом, "Югтрансгазу" должен быть выделен для целей, связанных со строительством газопровода, участок земли несельскохозяйственного назначения или не пригодный для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Охарактеризуйoa аренду земельных отношений. Арендные отношения возникают из договора между арендатором и арендодателем. Поскольку отношения по поводу аренды земельного имущества подчиняются общим требованиям, которые предъявляет гражданское законодательство к арендным отношениям, основу законодательного регулирования наряду с земельным законодательством составляет Гражданский кодекс, а именно разделы, регулирующие те или иные вопросы обязательственных отношений. Особенности аренды земельных участков регулируются и действующим земельным законодательством. Гражданский кодекс определяет объект аренды, понятие арендодателя, устанавливает форму договора аренды, общие требования к срокам его заключения, основные условия его выполнения. Все эти вопросы мы рассмотрим последовательно применительно к особенностям правового регулирования аренды земельных участков. Содержание договора аренды По договору аренды арендодатель обя- земельного участка зуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Если вспомнить правомочия, составляющие право собственности (владение, пользование и распоряжение), то станет ясно, что при передаче имущества и земельного участка, в том числе в аренду, арендатору переходит право владения и пользования, у собственника же остается право распоряжения имуществом. Таким образом, арендатор, получив землю в аренду, владеет ею и пользуется, т. е. извлекает из нее полезные свойства, и приобретает по закону и в соответствии с договором право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные им в результате использования земли. За собственником же остается право распорядиться земельным участком, но с условием соблюдения законодательных и договорных требований, предъявляемых к арендодателю. Стороны договора аренды земельного участка. Право предоставления имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Значит, при предоставлении земли в аренду в качестве арендодателя договор подписывает или собственник, или лицо, им управомоченное, или лицо, собственником не являющееся, но управомоченное законом сдавать землю в аренду. Земельное и гражданское законодательство предоставляет право сдачи имущества в аренду российским и иностранным физическим и юридическим лицам. От имени юридического лица в отношения по поводу аренды (данное правило распространяется и на арендатора) вступает его орган управления, управомоченный принимать решения по поводу распоряжения землей. В зависимости от вида юридического лица вполне возможен и даже целесообразен такой вариант, когда решение о сдаче в аренду земли принимает общее собрание участников (или их представителей), а в качестве стороны в договоре аренды от имени юридического лица и по решению общего собрания выступает доверенное лицо - председатель или иной руководитель исполнительного органа юридического лица. Но поскольку земля может находиться также в государственной или в муниципальной собственности, то в качестве арендодателя нередко выступают государственные и муниципальные органы. Эти органы не входят в разряд собственников земли, а управомочены законом сдавать в аренду земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. По законодательству арендатором, как и арендодателем, может быть любое юридическое (в том числе иностранное или с иностранным участием) или физические лицо (в том числе иностранцы и лица без гражданства), обладающее земельной правоспособностью. Предмет договора аренды. Статья 607 ГК РФ в перечне видов имущества, которые могут сдаваться в аренду, на первое место ставит земельные участки. Однако последние не всегда могут быть предметом договора аренды: в соответствии со ст. 666 ГК РФ они не могут выступать в таком качестве в договоре финансовой аренды (лизинга). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков (ст. 607 ГК РФ). К этим особенностям обращается земельное законодательство. К ним относятся особые условия предоставления в аренду и использования арендуемых земель различных категорий, особенности аренды земельных долей и др. В гражданском же законодательстве, кроме аренды собственно земельного участка, земельный участок попадает в поле зрения правового регулирования арендных отношений при аренде недвижимости. Права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения регулируются ст. 652 ГК РФ. На основании этой статьи арендатору переходит право на часть земельного участка, на котором находится арендуемая недвижимость, и та его часть, которая необходима для обеспечения использования недвижимости. Участок земли переходит арендатору на праве аренды или ином, предусмотренном договором аренды праве, если земля находится в собственности арендодателя или в пользовании (но не в аренде). И участок переходит арендатору на праве пользования, если в договоре не определено право, на основании которого он передается арендатору. Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям его использования, установленным законом или договором с собственником земельного участка. Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. То есть он должен быть отграничен в натуре, и его границы должны быть отражены на плане, который хранится в органах местной государственной администрации. Целевое назначение земель предполагает, что при предоставлении их в аренду оно не изменяется и что арендатор, как и собственник, должен соблюдать установленный законом особый режим использования земель (это касается прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, лесов, вод, земель рекреационного и оздоровительного назначения, земель санитарных и водоохранных зон). Форма и государственная регистрация Договор аренды земельного участ- договора аренды. ка заключается в письменной форме. Кроме того, он должен подвергнуться государственной регистрации (ч. 2 ст. 609 ГК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г." утверждена форма договора аренды земель сельскохозяйственного назначения. 20 мая 1992 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (тогда он назывался Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам) при Правительстве Российской Федерации был утвержден Порядок выдачи и регистрации договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения, договоров временного пользования землей сельскохозяйственного назначения. Разумеется, при принятии этих документов имелось в виду предоставление в аренду земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, поэтому и в постановлении договор аренды рассматривался как документ, удостоверяющий право на землю, а не просто как форма договора. При аренде земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, такая форма может быть использована. После того как законодательством было предоставлено право сдавать в аренду земельные доли, была принята и форма договора предоставления в аренду земельной доли. Сроки действия Когда ведут речь о сроках договорных обязательств, договора аренды. то, как правило, имеют в виду срок действия договора; срок возникновения обязательств по договору, срок прекращения обязательств. Порядок исчисления этих сроков важно знать для того, чтобы у арендатора и у арендодателя не возникало разногласий по поводу того, когда у них возникают права и обязанности в рамках договора. Общее условие, которое устанавливает ст. 610 ГК РФ состоит в том, что договор аренды заключается на срок, определенный договором. То есть срок устанавливают стороны, его заключающие. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Относительно сроков аренды земельных участков земельное законодательство пока не определилось. После отмены ст. 13 ЗК РСФСР, устанавливающей условия аренды, в том числе ее сроки, на федеральном уровне, какие-либо нормы, регулирующие данный вопрос, не принимались. Надо полагать, новый Земельный кодекс поставит точку в решении этой проблемы. Практически же существуют краткосрочные (до 3 лет) и долгосрочные (до 50 лет) сроки аренды. Права и обязанности арендатора земельного участка . Прежде всего, из существа договора арендатор получает право владеть и пользоваться земельным участком. Использует арендатор земельный участок в соответствии с законом и договором. На основании ст. 606 ГК РФ и в соответствии с договором арендатор имеет право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные в результате использования земельного участка. Земельный кодекс (ст. 14) утверждает практически то же самое, указывая, что арендатору принадлежит право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную продукцию и доходы от ее реализации. Земельное законодательство предоставляет арендатору, за изъятием некоторых случаев, те же права, что и собственнику, а именно: - самостоятельно хозяйствовать на земле; - использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья и водные объекты; - возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; - проводить мелиоративные работы; - строить пруды и иные водоемы; - участвовать в решении вопроса мелиорации земель; - передавать землю во временное пользование (ст. 14 ЗК РСФСР). Арендатор вправе заложить право аренды, принтом он вправе отчуждать договор аренды с переводом на приобретателя долга по обязательству, обеспеченному залогом, с предварительным уведомлением банка. Представляется, что в данном случае при залоге права аренды и при его отчуждении договором может быть предусмотрено предварительное уведомление об этом арендодателя. Граждане, использующие земельные участки на праве аренды, имеют право на компенсацию затрат, вложенных в целях повышения плодородия почв, при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случае выкупа этого участка для государственных, муниципальных и общественных нужд (ст. 52 ЗК РСФСР). Возникает вопрос, должен ли арендатор информировать арендодателя о совершении им действий, право на которые он имеет по договору. Арендодателю следует иметь представление о том, что происходит с его собственностью, иначе ему будет трудно отстаивать свои права при незаконном использовании арендованного участка или его использовании, не предусмотренном договором. Это мнение подтверждается и законодательно: Земельный кодекс требует от арендатора возведения построек и вообще ведения любого строительства с согласия арендодателя (ст. 53 ЗК РСФСР). К правам арендатора относится также право на возмещение убытков и (или) расторжение договора, вызванных задержкой предоставления земельного участка (ст. 611 ГК РФ). Для арендодателя в данном случае наступает ответственность за неисполнение обязательств по договору по гражданскому законодательству. На основании ст. 612 ГК РФ в случае обнаружения недостатков арендованного имущества арендатор вправе по своему выбору: - потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения этих недостатков (например, путем проведения рекультивации земель), либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков; - удержать сумму понесенный им расходов, связанных с устранением данных недостатков, из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; - потребовать досрочного расторжения договора. Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора, на основании данной статьи может предоставить арендатору другой аналогичный земельный участок, без обнаруженных недостатков, или безвозмездно произвести улучшение земельного участка (если это, конечно, возможно). Если требования арендатора удовлетворяются не полностью или сумма удержанных им из арендной платы расходов не покрывает причиненных убытков, он вправе потребовать у арендодателя возмещения их непокрытой части (ст. 612 ГК РФ). Гражданский кодекс помимо названных предоставляет арендатору следующие права: - с согласия собственника сдавать арендованное имущество в субаренду (ст. 615, 618 ГК РФ); - предоставлять свои права и обязанности по аренде имущества другому лицу (перенаем); - предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование; - отдавать арендные права в залог. Мы уже назвали несколько случаев, когда арендатор имеет право досрочно расторгнуть договор. Статья 620 ГК РФ предусматривает еще один, когда в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, земельный участок окажется в состоянии, не пригодном для использования. Кроме того, ст. 611 ГК РФ предоставляет арендатору право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если арендодатель не передал вместе с земельным участком необходимые для его использования документы и принадлежности и без них арендатор не может эксплуатировать земельный участок в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что вправе был рассчитывать. Неисполнение арендодателем обязанности по предупреждению арендатора о правах третьих лиц на земельный участок также дает право арендатору требовать уменьшения арендной платы или расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ). И наконец, еще одно важное право, предоставленное арендатору на основании ГК РФ. Оно звучит так: если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Эта норма, как и другие условия продления договора, содержится в ст. 621 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ за арендатором сохраняются все права по договору аренды и в случае перехода права собственности на земельный участок другому лицу (ст. 613 ГК РФ). Обязанности арендатора. Так же как и права, обязанности арендатора можно разделить на обязанности по исполнению договора и обязанности по использованию земли. Те и другие обязанности могут и совпадать. В соответствии со ст. 53 ЗК РСФСР в том, что касается использования земли, арендатор несет те же обязанности, что и собственник, владелец и пользователь. Единственное отличие от собственника - это то, что последний должен своевременно предоставлять в соответствующую администрацию установленные законодательством сведения (если администрация и арендодатель не одно и то же лицо), которые, в свою очередь, арендатор передает собственнику. В равной степени на арендатора распространяется и ответственность за нарушение земельного законодательства. Договор аренды дополняет и конкретизирует положения законодательства, в частности точно определяет цель аренды земли. При этом договор не должен противоречить законодательству, в случае разногласий действует норма закона. В части исполнения условий договора на арендаторе лежат следующие обязанности: - своевременное внесение платы за пользование земельным участком (ст. 614 ГК РФ); - использование земли в соответствии с договором (ст. 615 ГК РФ); - поддержание земельного имущества в надлежащем состоянии, несение расходов на поддержание его в этом состоянии, если иное не установлено законом или договором аренды (ст. 616 ГК РФ). Если на арендуемом имуществе лежат обременения, связанные с правами третьих лиц на земельный участок (сервитут, право залога), то арендатор не вправе прекратить или изменить эти права, но арендодатель обязан предупредить арендатора обо всех таких правах третьих лиц. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы или расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ). При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть земельный участок во владение арендодателя в том состоянии, в каком он его получил, с учетом "нормального износа", или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ). Если же арендатор не прекратил пользоваться участком в срок, установленный договором, и без согласия арендодателя, хотя последний на таком прекращении настаивает, или прекратил использование несвоевременно, арендодатель вправе требовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда внесенная плата не покрывает понесенных арендодателем убытков, он вправе претендовать на их возмещение. Остается только добавить, что помимо прямо предусмотренных законодательством в договор могут быть включены дополнительные гарантии исполнения договора и ответственность за его неисполнение как арендатором, так и арендодателем. Сделать это можно на основании норм ГК РФ, регулирующих вопросы обеспечения исполнения обязательств и ответственности за их неисполнение (разд. III ГК РФ). Права и обязанности арендодателя. На основании ст. 619 ГК РФ арендодатель вправе расторгнуть договор досрочно, если арендатор: - пользуется земельным участком с существенным нарушением условий договора или назначения земельного участка либо с неоднократными нарушениями; - существенно ухудшает качество земель; более двух раз подряд по истечении установленного срока не вносит арендную плату. Арендодатель имеет право потребовать от арендатора досрочного внесения арендной платы в случае существенного нарушения последним сроков внесения, если иное не предусмотрено договором аренды. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (ст. 614 ГК РФ). Договором аренды могут быть установлены также условия расторжения договора по инициативе арендодателя в соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, т. е. при существенном нарушении договора другой стороной. Что же считается существенным нарушением договора? Это нарушение, влекущее для другой стороны ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Значит, арендодатель может настаивать на включение в договор условий, при которых он вправе расторгнуть договор аренды досрочно, если он предвидит и хочет предотвратить возможные существенные нарушения арендатором условий договора. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора. В то же время закон требует, чтобы арендодатель, прежде чем он досрочно расторгнет договор, направил арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК РФ). Гражданский кодекс не упоминает о праве арендодателя распорядиться арендованным земельным участком, т. е. продать, обменять, подарить, заложить его и т. д., но это право принадлежит ему как собственнику имущества и с передачей земли в аренду не прекращается. Единственное, что следует заметить, - права арендатора при переходе права собственности к другому лицу остаются неизменными, что и гарантирует Гражданский кодекс (ст. 617 ГК РФ). Другой документ - утвержденный Договор аренды сельскохозяйственных земель закрепляет за арендодателем следующие права: - осуществлять контроль за использованием и охраной земель арендатором; - досрочно прекращать право аренды при нерациональном использовании земли не по целевому назначению, а также способа ми, приводящими к ее порче, при переводе арендатором ценных сельхозугодий в менее ценные, при систематическом невнесении арендной платы, в других случаях нарушения договора; - требовать возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель и экологической обстановке в результате хозяйст-. венной деятельности арендатора; - изменять по согласованию с арендатором размер арендной платы в случаях изменения цен на материально-технические ресурсы, продукцию, но не чаще чем один раз в два; года; - участвовать в приемке в эксплуатацию мелиорированных, рекультивированных, улучшенных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозийных и других объектов, сооружаемых на сданных в аренду землях. По договору арендодатель может иметь и другие права. На основании ГК РФ арендодатель обязан: - передать арендатору земельный участок в сроки и в состоянии, которые соответствуют условиям договора и назначению земельного участка. Земельный участок передается вместе со всеми принадлежностями, необходимыми для его использования. В том случае, если земельный участок и принадлежности сопровождают определенные документы, последние также должны быть переданы арендатору; - предупредить арендатора о правах третьих лиц на участок. Если арендодатель - государственный или муниципальный орган, то он обязан: - передать арендатору землю в состоянии, соответствующем условиям договора по площади угодий и качеству, указанным в приложении к договору; - содействовать по заявкам арендатора выполнению необходимых работ по землеустройству; - в случае смерти арендатора до истечения срока аренды перезаключить договор аренды с одним из его наследников при его согласии стать арендатором; - возмещать по истечении срока аренды полностью или частично расходы по освоению земель и улучшению качества сельскохозяйственных угодий, понесенные арендатором. Гражданский кодекс предусматривает ответственность арендодателя и в других случаях, кроме тех, что мы перечислили в связи с правами арендатора. Он (арендодатель) отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора он не знал о них (ст. 612 ГК РФ). В то же время арендодатель не несет ответственности за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества при заключении договора или передаче имущества. В любом случае - будь то прямое нарушение прав арендатора, установленных договором или законом, либо косвенное нарушение, связанное с неисполнением арендодателем норм земельного законодательства, арендатор вправе обратиться за восстановлением своих прав в суд. Арендная плата Внесение арендной платы - одно из существенных обязанностей арендатора. В соответствии со ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются по договоренности сторон (т. е. договором). На основании ГК РФ арендная плата может устанавливаться в целом за весь земельный участок или за каждое угодие в отдельности в виде: - определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; - установленной доли продукции, плодов или доходов, полученных в результате использования арендованного имущества; - предоставления арендатором определенных услуг; - передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; - возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Перечисленными формами оплаты перечень не исчерпывается: на основании закона стороны договора могут устанавливать арендную плату в виде сочетания приведенных видов оплаты или установить свою собственную форму. Все эти формы оплаты вполне применимы и к аренде земельного участка. При определении размера арендной платы за земельный участок учитываются многие факторы. Среди них не последнее место занимает размер участка, его кадастровая оценка, расположение, наличие на нем значимых для хозяйственной деятельности природных объектов и др. Законодательством предусматриваются и условия изменения арендной платы: по соглашению сторон, в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, а также возможность установления минимальных сроков пересмотра арендной платы или сроков ее пересмотра для отдельных видов имущества. Оговоримся, что для .аренды земельных участков соответствующая норма пока не принята, значит, действует общая норма ГК РФ. На основании ГК РФ арендатор может потребовать уменьшения размера арендной платы в случаях, нами уже рассмотренных. Другие условия договора аренды. Еще одно условие договора аренды связано с переходом по нему прав. Права по договору могут передаваться не только арендодателем, но и арендатором. Право аренды может перейти другому лицу: - по воле арендатора, который вправе заложить право аренды или внести его в качестве доли в уставный капитал юридического лица; - по закону - наследнику умершего арендатора. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Существенным условием, которое может быть включено в договор на основании закона, является выкуп арендованного имущества (ст. 624 ГК РФ). Оно состоит в том, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении или до истечения срока аренды, если арендатор внес всю обусловленную договором выкупную цену. Данное условие может быть предусмотрено и дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.4 Задача № 2. Распоряжением Правительства Саратовской области предприятию "Прагма" согласовано место расположения земельного участка площадью 5 га на землях Марксовского лесхоза для строительства базы отдыха. Одновременно указано, что после утверждения проекта строительства базы отдыха будет оформлен отвод земельного участка в установленном порядке. Каков порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, используемых для отдыха? Согласно статье 94 ЗК РСФСР землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Таким образом, поскольку предприятию "Прагма" согласовано место расположения земельного участка площадью 5 га на землях Марксовского лесхоза, то в данном случае речь идет о землях лесного фонда и поэтому должен быть решен вопрос об изменении целевого назначения этих земель. Согласно статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ1 перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда"2 перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или граждан с согласия территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (на основании заключения государственной экологической экспертизы) и других заинтересованных органов. Как установлено Положением о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (утв. приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 69)1, юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган исполнительной власти района. При достаточной обоснованности заявления, по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела, Администрация района (города) рассматривает материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимает постановление. Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службам (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимает постановление и обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель. Адресованная Правительству Российской Федерации просьба вместе с землеустроительным делом направляется на заключение в Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз) - для земель лесхозов и военного ведомства или Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) - для лесов совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных формирований. Правительство Российской Федерации на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного дела принимает распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или дает обоснованный отказ. Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование. В случае рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятия нелесных земель в лесах II и III группы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает постановление о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии нелесных земель или дает обоснованный отказ. Статья 92 ЗК РСФСР в части 1 устанавливает, что землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения. Таким образом, участок, выделяемый для строительства базы отдыха, будет относиться к землям рекреационного назначения. Согласно части 3 этой же статьи, выделение земель рекреационного назначения производится по решению краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, в порядке, устанавливаемом законодательством этих республик. Административно-правовой способ предоставления земель представляет собой взаимосвязанные, последовательно выполняемые действия уполномоченных органов, направленные на установление субъективного права на земельный участок. Для обеспечения устойчивости и защиты прав участников земельных отношений законодательством определен порядок предоставления и изъятия земель, который включает следующие стадии: Предварительное согласование места размещения объекта. Предоставление и изъятие земель. Отвод земельного участка. Оформление документов, удостоверяющих право на земельный участок. Предварительное согласование места размещения объекта осуществляется в соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР. Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам. Поскольку рассматриваемый случай к указанным не относится, предварительное согласование места размещения объекта должно быть произведено. Стадия предварительного согласования начинается с обращения лиц, , заинтересованных в строительстве объекта, местную администрацию с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. По поручению администрации местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РФ. Предварительное согласование обеспечивает рациональное использование земель. Согласно ст. 27 ЗК РФ для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями. При проведении предварительного согласования не происходит изъятие земли у лиц, имеющих на неё право. Земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением всё то время, пока разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация, для разработки которой необходимо знать местоположение объекта, что и определяется на первой стадии. На второй стадии после утверждения проекта и включения объекта в план строительства рассматривается ходатайство об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором. По поручению местной администрации подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Администрация рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления. Третья стадия - отвод земельного участка, заключается в определении границ земельного участка на местности. Эту задачу выполняют специалисты земельного комитета либо лица, имеющие лицензию на проведение землеустроительных работ. На этой стадии оформляется акт отвода земельного участка, в котором фиксируются географические координаты земельного участка. Акт подписывается заинтересованными лицами, смежными землепользователями и т. д. Четвертая стадия предоставления и изъятия земель, дающая право приступить к использованию участка, состоит в выдаче документа, подтверждающего право на земельный участок.5 Задача № 3. Участник Великой Отечественной войны просит разъяснить, будут ли предоставлены ему льготы при приобретении земельного участка для садоводства в собственность. Дайте ответ. Какие льготы установлены законодательством по плате за землю? Согласно п. 1 Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (с изменениями от 25 декабря 1999 г.) земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду. Бесплатно земельные участки предоставляются: а) в собственность гражданам - в соответствии со среднерайонными нормами бесплатной передачи земли в собственность с учетом качества земель . Указанная норма определяется по правилам, установленным Указом от 2 марта 1992 г. N 213 и изданными в его исполнение иными нормативными правовыми актами ; б) в собственность гражданам - земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности ; в) гражданам - жителям г. Москвы и Московской области для малоэтажного строительства начиная с 1992 года в течение 10 лет пропорционально численности городского населения 40 тыс. гектаров ; г) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, в том числе из целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев ; д) земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства - членам казачьих обществ (включенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации), взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации е) в собственность гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получившим объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, - земельные участки под объектами недвижимости ; ж) в собственность гражданам-руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет - земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет свободных земельных паев хозяйств фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям ; з) в собственность гражданам и юридическим лицам при передаче сельскохозяйственных угодий - земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива; и) гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции - земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, при условии финансирования ими не менее 50 процентов стоимости работ по освоению земель. Другим гражданам и юридическим лицам земельные участки в собственность предоставляются по нормативной цене земли (не ниже ее); При перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков взимается регистрационный сбор в размере 20 процентов от установленной на момент перерегистрации минимальной заработной платы. Взимание дополнительных денежных сумм при перерегистрации не допускается . Перечни категорий граждан, полностью или частично освобождаемых от уплаты регистрационного сбора, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Федерации . При перерегистрации земельного участка, ранее предоставленного бесплатно в пользование гражданина, в собственность ему бесплатно передается участок или его часть в пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления земельных участков /27/. Предельные размеры предоставления определяются применительно к конкретным субъектам или (и) целям предоставления.6 Налоговые льготы - эффективный инструмент дифференциации земельного налога. Все предоставляемые законодательством льготы по земельному налогу могут быть классифицированы следующим образом: изъятия; налоговые кредиты. Суть изъятия как налоговой льготы сводится к выведению из-под обложения земельным налогом отдельных предметов, как-то: земли под заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами; земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации; земли общего пользования населенных пунктов; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Изъятия по земельному налогу могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок. Примерами первого случая являются большинство законом установленных льгот-изъятий. Так, земли религиозных объединений, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, земли, используемые пожарной охраной представляют собой изъятия из земельного налогообложения, действующие на постоянной основе. В то же время предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, т.е. земли, требующие рекультивации, освобождаются от уплаты земельного налога лишь на первые десять лет землепользования. Другой пример временной льготы по уплате земельного налога - это льгота, предоставляемая на один финансовый год. Так, ст.14 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-Ф3 "О федеральном бюджете на 1997 год" освобождала в 1997 году предприятия и организации от платы за земельные участки, на которых размещались объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны, аэродромы и другие объекты особого назначения в порядке, установленном Правительством РФ. Вообще, следует отметить, что из восьми изменений, внесенных в Закон РФ "О плате за землю" на протяжении последних шести лет, 80% были направлены на предоставление льгот по земельному налогу отдельным категориям плательщиков. Изъятия по уплате земельного налога могут предоставляться конкретному налогоплательщику безусловно или обусловлено. Безусловно, выводятся из-под обложения земельным налогом земли предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования. При предоставлении этой льготы следует руководствоваться пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 N 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" (СЗ РФ, 1997, N 45, Ст.5170), которым установлено, что: к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства; к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла; к предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов. Безусловно, выводятся из-под обложения земельным налогом также земли учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В Перечень предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. N 814 "Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему", включены: - следственные изоляторы, специальный следственный изолятор "Лефортово"; - предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; - центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; - строительно-монтажные управления; - центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; - автомобильные и железнодорожные хозяйства; - жилищно-коммунальные хозяйства; - межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей; - научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. По этой же схеме освобождаются земли высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры (п.11 ст.12 Закона РФ "О плате за землю"). Значительное количество изъятий носит обусловленный характер. Законодательство формулирует некоторые особые требования, условия и связывает соответствие им с предоставлением налоговой льготы в виде изъятия. Так, из-под земельного налогообложения выводятся земли не всех предприятий связи, акционерных обществ связи, а лишь тех, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; земли не всех санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, а только тех, которые находятся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности. Изъятие может обусловливаться характером деятельности плательщика земельного налога: предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения не платят налог за земли, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации. Льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы, именуются налоговым кредитом. Следует обратить внимание на условность этого термина. Налоговый кредит не следует понимать в буквальном смысле слова, с присущими ему свойствами - срочность, возвратность и платность. Понятию кредит в данном случае соответствует только инвестиционный налоговый кредит. В отношении - земельного налога налоговый кредит может быть представлен в виде снижения ставки налога, предоставления налоговых каникул (полного освобождения от уплаты налога на определенный период), отсрочки или рассрочки по уплате налога. Например, налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья (ч.2 п.22 ст.12 Закона РФ "О плате за землю"). Налоговые каникулы объявляются в отношении граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, и длятся в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков (ч.1 п.22 ст.12 Закона РФ "О плате за землю"). В соответствии с общим направлением социальной политики Российской Федерации некоторые льготы по уплате земельного налога носят социальный характер. Так, от уплаты земельного налога освобождаются инвалиды I и II групп, участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военноморского флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (СААП РФ, 1992, N 16, Ст.1240)), граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда" (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 N 163). Законодатель освободил от уплаты земельного налога широкий круг физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. Ниже приводится подробный перечень этих лиц. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1, Федеральных законов от 24.11.95 N 179-Ф3, 16.11.97 N 144-ФЗ СЗ РФ, 1997, N 47, Ст.5341) к ним относятся: - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу, из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности; - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; - военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; - лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; - граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; - младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; - рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения; - граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; - граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения); - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; - граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; - граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения); - граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно в 1986 году из зоны отчуждения; переселенные, в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей; и переселившиеся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией, после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот; - дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей и последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4995-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (СЗ РФ, 1996, N 32, Ст.3839) право на льготу имеют: граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. К ним относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", в также граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах; граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк"; граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно гражданам относятся: выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 г. свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 г. свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. К ним относятся: - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах; - граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно гражданам относятся: выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; - граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); - граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 г. свыше 1 мЗв (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности). Льготы не предоставляются гражданам, прибывшим для проживания (работы) в населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие вышеназванной аварии, после введения в действие Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4995-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Вышеперечисленными льготами пользуются также граждане из подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел относятся: а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках наводных и подводных кораблей и других военных объектах; г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих; д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ. Некоторые разъяснения по поводу льгот по уплате земельного налога содержатся в совместном письме Госналогслужбы России и Госкомзема от 4 марта 1997 г. ( В соответствии с пп.4 и 15 ст.12 Закона "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога учреждения здравоохранения при условии финансирования их за счет соответствующих бюджетов, либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений). Акционированные оздоровительные учреждения, а также учреждения отдыха акционированных предприятий подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях. Согласно п.10 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождены спортивные сооружения, за исключением используемых не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений. В настоящее время при многих стадионах организованы вещевые или - продовольственные рынки. Часть земель, занятых не по профилю деятельности, должна облагаться земельным налогом, плательщиками которого становятся дирекции сооружений или предприятия, на чьем балансе находятся эти спортивные объекты. В соответствии с ч.4 п.22 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Освобожденные от уплаты земельного налога, согласно этому пункту предприятия (такие, например, как аэропорты, находящиеся в федеральной собственности, вузы и НИИ Российской Академии наук, учреждения культуры, склады мобилизационных резервов и т.д.) практикуют сдачу земельных участков, зданий или сооружений в аренду, но не представляют расчеты и не уплачивают налог за эти земельные участки, что является нарушением. Законодатель делегирует право конкретизировать и развивать нормы, устанавливающие льготы, во-первых, Правительству РФ (п.11 ст.12), органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации (ст.13), а также органам местного самоуправления. В последнее время некоторые субъекты Российской Федерации освобождают от уплаты земельного налога пенсионеров. В связи с этим отметим, что это противоречит действующему законодательству. Налоговые инспекции в любом случае потребуют уплатить земельный налог и будут правы. Законом РФ "О плате за землю" пенсионеры не освобождаются от уплаты земельного налога. Субъекты РФ имеют право устанавливать льготы по земельному налогу только в пределах суммы, находящейся в его распоряжении. От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания. Вводятся в действие эти льготы с 22.11.97 согласно ст.2 Федерального закона от 18 ноября 1997 г. "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (СЗ РФ, 1997, N 47, Ст.5342). От уплаты земельного налога также полностью освобождаются государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (в том числе и при уплате налога за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода), а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов. Льгота для указанных предприятий и учреждений вступила в силу с 30 июня 1997 года. Следует также отметить, что ст.12 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает освобождение юридических и физических лиц только от уплаты земельного налога. Соответственно эти льготы не должны распространяться на лиц, вносящих арендную плату. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.7 Таким образом, участник войны имеет право бесплатно получить в собственность земельный участок в соответствии со среднерайрнными нормами передачи земли; если он ранее обладал этим участком, то при передаче участка в собственность он в соответствии с законодательством субъекта РФ может быть полностью или частично освобожден от уплаты регистрационного сбора; также он будет освобожден от уплаты земельного налога. Охарактеризуйте порядок выкупа земельных участков в собственность гражданами. Земельный участок имеет границы, которые обозначаются на плане (чертеже границ) и устанавливаются на местности (в натуре). Границы на местности устанавливаются: а) для вновь предоставляемых земельных участков после принятия решения об их предоставлении; б) при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству после выдачи свидетельства производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка. При приобретении в собственность земельных участков гражданами и юридическими лицами, получившими здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельхозназначения: а) размер предоставляемого земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, определяются в соответствии с назначением данного объекта на основе утвержденных в установленном порядке норм отвода земель либо в соответствии с проектно-технической документацией; б) если площадь предоставляемого земельного участка меньше размера установленного нормами отвода либо проектно-технической документацией, то при наличии свободных земель площадь данного участка увеличивается до необходимого размера. Если же фактическая площадь предоставляемого в собственность земельного участка превышает установленный размер, то собственник объекта недвижимости уплачивает земельный налог за часть площади сверх установленного размера в соответствии с законодательством Российской Федерации . Органам местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе предписано увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства . При перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков вид права на земельный участок (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию граждан . При перерегистрации земельного участка, ранее предоставленного бесплатно в пользование гражданина, в собственность ему бесплатно передается участок или его часть в пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления земельных участков, остальная часть по желанию гражданина либо выкупается им в собственность по договорной цене, либо передается ему в пожизненное наследуемое владение. Данное правило не распространяется на земельные участки, полученные до 1 января 1991 г. Земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду . Обеспечение завершения перерегистрации до 1995 года является обязанностью органов исполнительной власти, а не граждан . Поэтому истечение данного срока не может служить отказом гражданину в перерегистрации ранее предоставленного ему земельного участка. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, формы которых были утверждены ранее, выданные до вступления в действие Указа N 1767 (до 29 октября 1993 г.), являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со Свидетельством, форма которого утверждена названным Указом . Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после (после 29 октября 1993 г.) органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) земельном комитете, являются недействительными . Свидетельство удостоверяет право собственности также и на земельные доли. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры к завершению в 1996 году выдачи членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли. Выдача и регистрация этих свидетельств производятся бесплатно Регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах . Свидетельство на право собственности на землю подлежит регистрации в регистрационный (поземельной) книге . Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа (после 29 октября 1993 г.) органами исполнительной власти и местного самоуправления подлежат регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Практическая работа на местах осуществляется в соответствии с правовыми актами Госкомзема В указах Президента установлены общие гарантии прав на землю, а также гарантии этих прав при предоставлении и изъятии земельного участка В качестве гарантии своевременной реализации прав на землю указы устанавливают предельные сроки ответов на заявления, принятия решений, выдачи документов. В месячный срок: - (со дня подачи заявления о создании крестьянского хозяйства) - руководители хозяйств обязаны выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре - (после принятия решения о предоставлении земельных участков гражданам) - выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности . - (после выдачи свидетельства о праве собственности на землю) при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комзем производит установление границ земельного участка на местности, их оформление и выдачу копии чертежа границ участка собственнику . - (с момента подачи заявления) - местная администрация обязана принять решение о перерегистрации земельного участка . С 29 октября 1993 г. (момента вступления в силу Указа от 27 октября 1993 года N 1767) для оформления права собственности на земельный участок и земельную долю или выдела участка в натуре установлены следующие сроки: соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента подачи соответствующего заявления); решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения; выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи /72/ В качестве гарантии реального осуществления прав на землю указы устанавливают перечень оснований отказа в выдаче свидетельства о праве собственности на землю. Ими являются: прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на предоставление земельных участков в собственность; наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного земельного участка; изменение целевого назначения земельного участка. Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю является исчерпывающим . Не могут служить основаниями отказа: отсутствие чертежа границ земельного участка, отсутствие кадастрового номера земельного участка; отсутствие регистрационных (поземельных) книг или их новых форм и т.п. Граждане и юридические лица имеют право приобретать в собственность земельные участки при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий . Кроме того, земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться им в собственность . Это право дано тем гражданам и юридическим лицам, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которые приобрели право собственности на соответствующее предприятие, здание, строение, сооружение, помещение в результате приватизации этих объектов . При этом открытые акционерные общества, созданные путем преобразования государственных, муниципальных предприятий в процессе приватизации, могут выступать покупателями земельных участков с момента продажи 75% акций, принадлежащих государству, субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления. Граждане и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на приватизацию земельного участка, на котором расположены переданные им в аренду объекты нежилого фонда, если не более 25 процентов их уставного капитала находится в государственной и (или) муниципальной собственности, и в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда . Библиография. 1. Земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. // Текст кодекса опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1991 г., N 22, ст. 768 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательство "СПАРК", 1996 3. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ // Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 февраля 1997 г., N 5, ст. 610, в "Российской газете" от 4 февраля 1997 г., N 23, в еженедельнике официальной информации "Курьер", февраль 1997 г., N 4 (приложении к газете "Российские вести") 4. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" с изм. и доп. от 25 января 1999 г. // Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 марта 1996 г., N 11, ст. 1026, в "Российской газете" от 12 марта 1996 г. 5. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" // Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 7, ст. 534, газете "Экономика и жизнь", 1995 г., N 9 6. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" // Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 марта 1996 г., N 11, ст. 1026, в "Российской газете" от 12 марта 1996 г. 7. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда" // Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 8 октября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4538 8. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (утв. приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 69) // Текст Положения опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994 г., N 17 9. Волков Г.А., Голиченков А.К. Комментарий указов Президента Российской Федерации, гарантирующих конституционные права граждан и юридических лиц на землю (1991 - 1996 гг.) - М6 ТЕИС, 1997 10. Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М, 1998 11. Земельное право России. Учебник. / под ред. Петрова В.В. М.: "Стоглавъ", 1995 12. Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" - М: "Филинъ", 1998 7.10.1999 Дубровин Г. В. 1 Текст кодекса опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1991 г., N 22, ст. 768 2 Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 марта 1996 г., N 11, ст. 1026, в "Российской газете" от 12 марта 1996 г. 3 Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 7, ст. 534, газете "Экономика и жизнь", 1995 г., N 9 4 Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М, 1998 с. 95-107 1 Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 февраля 1997 г., N 5, ст. 610, в "Российской газете" от 4 февраля 1997 г., N 23, в еженедельнике официальной информации "Курьер", февраль 1997 г., N 4 (приложении к газете "Российские вести") 2 Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 8 октября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4538 1 Текст Положения опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994 г., N 17 5 Земельное право России. Учебник. / под ред. Петрова В.В. М.: "Стоглавъ", 1995 С. 83 6 Волков Г.А., Голиченков А.К. Комментарий указов Президента Российской Федерации, гарантирующих конституционные права граждан и юридических лиц на землю (1991 - 1996 гг.) - М6 ТЕИС, 1997 7 Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" - М: "Филинъ", 1998 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|