|
|
Утилизация твердых бытовых отходовСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ПРОБЛЕМА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ 4 ПРОБЛЕМА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РОССИИ9 2.1. Комплексный подход к решению проблемы ТБО 10 2.2. Этапы решения проблемы ТБО 13 3. ВАРИАНТЫ УТИЛИЗАЦИИ ТБО И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ 17 3.1. Сокращение отходов 17 3.2. Вторичная переработка 18 3.3. Компостирование, мусоросжигание и захоронение 19 4.ТБО В МОСКВЕ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время количество и разнообразие твердых бытовых отходов (ТБО) в странах СНГ стремительно возрастает. В то же время положение с их утилизацией, в лучшем случае, остается на прежнем уровне. Бремя выработки решений в этой области практически полностью возложено на местные власти. В этой ситуации нередко возникают представления о том, что все проблемы города или района, связанные с ТБО, способна решить "самая последняя западная технология" или, наоборот, невостребованная (и никем доселе не опробованная) уникальная отечественная технология. Под эти технологии ищутся (и иногда находятся) средства, разрабатываются проекты. В связи с этим нам кажется уместным обратить внимание на один из подходов к проблеме ТБО - концепцию Комплексного управления отходами (КУО). Этот подход принимает во внимание следующие положения, подтвержденные мировым опытом. Во-первых, не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов. Во-вторых, даже комплекс технологий способен привести к решению проблемы отходов только тогда, когда он применяется вместе с рядом экономических и социальных инструментов. ПРОБЛЕМА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Исторически "муниципальными отходами" называли отходы, захоронением которых занимались городские власти. Однако в настоящее время в развитых странах значительное количество бытовых отходов собирается и перерабатывается не городскими коммунальными службами, а частными предприятиями, которые также имеют дело с промышленными отходами. По мере роста количества и разнообразия отходов, усложнения отношений, связанных с их утилизацией, были выработаны различные классификации и определения типов отходов. Некоторые из них были положены в основу национальных законов, регламентирующих порядок обращения с различными типами отходов. Отходы можно классифицировать как по происхождению, бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и т. д., так и по свойствам. Самое известное разделение по свойствам, принятое в законодательствах большинства стран - это деление на "опасные" (т. е. токсичные, едкие, воспламеняющиеся и проч.) и "неопасные" отходы. Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов. Объемы бытовых отходов для некоторых стран приведены в табл. 1 (состав ТБО в среднем по СССР приведен на рис. 1, сравнение состава ТБО в странах с различным уровнем дохода - на рис. 2. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО (до 40% в развитых странах). Вторая по величине категория в России - это так называемые органические, в т. ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 7- 9% от общего количества отходов. Примерно по 4% приходится на дерево, текстиль, резину. Количество муниципальных отходов в России увеличивается, а их состав, особенно в крупных городах приближается к составу ТБО в западных странах с относительно большой долей бумажных отходов и пластика. Таблица 1. Производство бытовых отходов Страна Всего в год, млн. тонн На душу населения в день, кг США (1988) 180 1,82 США (1995, прогноз 1992) 200 1,91 США (2000, прогноз) 216 2.00 СССР (1989) 57 0,23 Россия (1991) 26 0,17 Западная Европа 123,3 - Великобритания 18 0,9 Рис. 1. Примерный состав ТБО в СССР в 1989 г. Твердые отходы, - это экологическая проблема, вызывающая наибольшую озабоченность жителей развитых стран. Исторически "на виду" всегда были жидкие и газообразные отходы - промышленные загрязнения воды и воздуха - и они становились объектом первоочередного контроля и регулирования, в то время, как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать - попросту тем или иным способом убрать "с глаз долой". В прибрежных городах отходы довольно часто просто сбрасывались в море. Экологические последствия захоронения мусора - через загрязнение подземных вод и почв - проявлялись иногда через несколько лет или даже несколько десятков лет, однако были от этого не менее разрушительны. В общественном сознании постепенно сформировалась идея о том, что закапывание отходов в землю или сброс их в море - это недопустимое перекладывание наших проблем на плечи потомков. Параллельно наметилась и другая тенденция: чем жестче было законодательство по контролю воды и воздуха, тем больше производилось твердых токсичных отходов, т. е. все методы очистки газообразных и жидких сред приводят к концентрации загрязнителей в твердом веществе: в илах, осадках, золе и т. д. В настоящее время в развитых странах производится от 1 до 3 кг бытовых отходов на душу населения в день, что составляет десятки и сотни миллионов тонн в год, причем, в США, например, это количество увеличивается на 10% каждые 10 лет. В связи с отсутствием мест для захоронения этого огромного количества отходов на Западе заговорили о кризисе отходов или кризисе свалок. В японских гаванях насыпаны "мусорные острова" из гор бытовых отходов, производимых в метрополиях; При внимательном рассмотрении проблема отходов представляется более сложной, чем просто нехватка места для новых свалок. Мест для новых свалок всегда не хватало: еще в 1889 году американский федеральный чиновник жаловался, что "мусор становится некуда выбрасывать и скоро мы должны будем придумать новый метод избавляться от него". В то же время свалки занимают не так уж много места, по крайней мере, в географическом масштабе: например, все бытовые отходы, производимые в России современными темпами в течение 500 лет можно было бы уместить на площадке 20 на 30 км при толщине слоя мусора всего в 25 метров. Таким образом "физическое" измерение проблемы ТБО - не только не единственное, но даже и не самое важное. Существуют другие взаимосвязанные аспекты этой проблемы, которые делают ее насущной именно в наше время: Объем ТБО ... непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения; Состав ТБО... резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов; Отношение населения... к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным; Законы ... ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях правительства; Новые технологии... утилизации отходов, в том числе современные системы разделения, мусоросжигательные заводы-электростанции и санитарные полигоны захоронения, все более широко внедряются в жизнь; Экономика... управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают. Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций. Все эти аспекты проблемы завязаны в узел, который затягивался в развитых странах на протяжении последних 20-30 лет все туже и туже. Традиционно бытовые отходы вывозились на свалки, расположенные вблизи населенных пунктов и работающие за счет муниципальных бюджетов. Со временем, вследствие постоянной угрозы здоровью населения, исходившей от свалок (отравление грунтовых вод, размножение переносчиков заболеваний, неприятный запах, дым от частых самовозгораний), во многих странах стали принимать более строгие правила их размещения, конструкции и эксплуатации Отрицательное отношение населения и новые стандарты делали открытие новых свалок все более сложным делом. Ситуацию не изменило появление в начале 80-х годов мусоросжигательных заводов (МСЗ) "нового поколения" (снабженных высокотехнологичными устройствами очистки выбросов). МСЗ, подобно свалкам, были встречены населением: в штыки из-за боязни диоксинов и других загрязнителей воздуха, а также из-за нерешенности проблем с захоронением токсичной золы, образующейся при сжигании ТБО. Находить площадки для МСЗ оказалось ничуть не легче, чем для полигонов, а себестоимость сжигания отходов даже в таких густонаселенных странах, как Голландия, оказывается ничуть не ниже, чем себестоимость закапывания их в землю (Рис. 3). В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве МСЗ уходит на установку воздухоочистительных систем. До 1/3 эксплуатационных расходов МСЗ уходит на плату за захоронение золы, образующейся при сжигании мусора, которая представляет из себя гораздо более экологически опасное вещество, чем ТБО сами по себе. Рис. 3. Стоимость сжигания отходов и захоронения на полигонах. Закапывать дешевле. Когда стоимость (а, значит, и цена) утилизации отходов значительно возрастает, рынок утилизации начинает привлекать крупные частные компании. Такие компании, в основном, строят и эксплуатируют гигантские "мусороуничтожающие" предприятия, размещенные на дешевой земле вдалеке от городов, где производится наибольшее количество ТБО. Строительство таких предприятий обычно встречает гораздо большую враждебность местного населения, чем строительство муниципальных свалок, поскольку никто не хочет иметь под боком свалку "чужого мусора" из метрополии. Кроме того, свалка, принадлежащая частной компании, воспринимается населением, как правило, более враждебно, чем муниципальная свалка тех же размеров, расположенная в том же месте. Под давлением общественности политики настаивают на принятии более жестких стандартов, что, в свою очередь, увеличивает стоимость утилизации отходов. Это приводит к тому, что все большее количество отходов попадает в руки крупных корпораций, имеющих не только финансовые средства выполнить жесткие экологические стандарты, но и возможность преодолеть (не всегда законными средствами) сопротивление местных политиков при решении вопроса о размещении свалки. Враждебность населения к огромным корпорациям растет и... мы попадаем в исходную точку порочного круга, узел "мусорного кризиса" затягивается еще туже. Рис. 4. Замкнутый круг "мусорного кризиса" Практика показывает, что подобный круг увеличения масштабов, стоимости и враждебности населения невозможно разорвать путем простого ужесточения экологических стандартов или внедрения новых технологий утилизации отходов. Попытки выйти из этого круга, решая в комплексе социальные, экономические и технологические проблемы, связанные с ТБО, привела к разработке концепции Комплексного управления отходами. Эта концепция служит ориентиром для правительственных и общественных организаций во многих странах; например, она официально принята Агентством по охране окружающей среды США. 2. ПРОБЛЕМА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РОССИИ Надежная и современная информация о состоянии проблемы ТБО в России, к сожалению, отсутствует. По мнению аналитика корпорации Д. Петерсона "Из всех экологических опасностей Восточноевропейского региона, опасность связанная с твердыми отходами наименее документирована". Однако из фактов, время от времени попадающих на страницы прессы и в правительственные доклады, складывается представление о том, что огромный промышленно развитый СССР обращался со своими отходами подобно стране третьего мира, фактически сваливая их где попало и как попало. Аналогичная ситуация имеет место и в России. Спецификой России по сравнению с западными странами является то, что абсолютное большинство муниципальных отходов (96-98% по разным источникам) свозится на свалки (Табл. 2), из которых, по мнению Госкомприроды СССР (1989 год) 88% находились в "неудовлетворительном санитарном состоянии". Таблица 2. Сравнение объемов, состава и способов утилизации ТБО в России и США Начиная с 1972 года, примерно в десятке городов СССР были установлены мусоросжигательные заводы чехословацкого производства. МСЗ отечественного производства был размещен во Владимире. Все это - так называемые МСЗ первого поколения - т. е. практически без воздухоочистительных устройств и не производящие тепло или электроэнергию. Диоксиновые загрязнения, представляющие наибольшую опасность, связанную со сжиганием отходов, никак не контролировались - на это не было (и нет) ни соответствующих законов, ни, даже в лучших российских лабораториях, необходимых приборов. В заключении Государственной экспертной комиссии СССР по проблеме ТБО приводится следующий факт: 10.10.88 МСЗ в городе Пятигорске был закрыт по требованию СЭС после того, как четверо рабочих потеряли сознание во время рабочей смены из-за газа, выделяемого отходами, сваленными на заводе. Среди факторов, влияющих сегодня на проблему ТБО в России, следует в первую очередь отметить следующие: • Различия в культуре потребления и недавний дефицит потребительских услуг и товаров приводили к меньшим, чем на Западе, объемам ТБО на душу населения. • Слабое экологическое законодательство и отсутствие собственности на землю делало утилизацию отходов очень дешевой. • Существовавшая экономическая система не обеспечивала эффективного использования ресурсов и материалов. , • Секретность и недостаток исследований создали вакуум надежной информации по проблеме. В то же время: • В России производятся, импортируются и потребляются сложные продукты развитого промышленного общества, т. е. состав и количество отходов все более приближаются к западным. • Быстрые изменения в обществе, в т. ч. в экономической и политической ситуации обостряют весь комплекс проблем. Процессы, происходящие в России в настоящее время, приводят к резкому росту количества и разнообразия бытовых отходов. Бремя ответственности за их утилизацию сдвигается на местные власти, в том числе муниципалитеты. Возросшая самостоятельность местных властей также приводит к тому, что предприятия по утилизации ТБО фактически невозможно разместить на административно "чужой" земле - никто не хочет чужого мусора. Первые признаки знакомого по западному опыту кризиса свалок налицо. Консультанты и эксперты по заданию властей крупных городов уже оценивают, какая из современных западных технологий способна "переработать" растущий мусорный поток, а сами власти активно ищут источники валютных кредитов на ее закупку. В то же время история кризиса на Западе указывает на тот печальный факт, что такой технологии нет и не может быть. Решить проблему отходов гораздо сложнее, чем построить даже самое современное и дорогое предприятие. 2.1. Комплексный подход к решению проблемы ТБО В одном из районов Москвы, например, "плата за вывоз мусора" составляет 382 руб./мес. на одного жильца (сентябрь 1996 г.). Для семьи из трех человек, живущей в двухкомнатной квартире, это составляет менее одного процента от общей суммы платы за коммунальные услуги. Исходя из ориентировочной плотности ТБО 0,25 т/м3, получаем, что за утилизацию тонны бытовых отходов москвич платит примерно 3,5 долл. В то же время, например, в США средняя плата только за помещение бытовых отходов на свалку составляет около 30 долл./т (доходя в густонаселенных районах до 80 долл./т). При этом общая плата за вывоз и утилизацию отношению проблемы ТБО в зависимости от своих специфических местных условий и ресурсов. Однако при определении целей программы утилизации ТБО и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия, символически изображенная на схеме, подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь - мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье. Сокращение отходов "у источника" на самом верху этой иерархии. Под сокращением понимается не только уменьшение общего количества отходов, но и уменьшение их токсичности и иных вредных свойств. Сокращение отходов достигается вследствие переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку, приводящие к меньшему количеству отходов. В настоящий момент в России более разумно говорить не о сокращении объема отходов, а об ограничении их бесконтрольного роста. Вторичная переработка (включая компостирование) ~ это вторая ступень иерархии. Вторичная переработка не просто сохраняет место на свалках, но и улучшает эффективность мусоросжигания путем удаления из общего потока отходов несгораемых материалов. Ниже в иерархии стоят сжигание мусора и захоронение на полигонах. Мусоросжигание уменьшает объем отходов, попадающих на свалки, и может использоваться для производства электроэнергии. Хотя сжигание всех отходов без разбора - это технология прошлого, современные мусоросжигательные установки, оборудованные системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии и используемые в комбинации с другими методами утилизации ТБО могут помочь справиться с потоком мусора, особенно в плотно населенных областях. Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные "санитарные" полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые нам свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и электроэнергии. Проблема бытовых отходов не решается выбором "правильной" технологии или даже комбинации технологий, т. е., кроме технологических она имеет экономические, социальные и организационные аспекты. Идея КУО заключается в том, что все эти аспекты должны рассматриваться в комплексе. Организационные и социальные аспекты. Типичной ошибкой, допускаемой во многих программах по решению проблемы ТБО, с которой приходится бороться общественным организациям, является полная и бесконтрольная передача их в руки "профильных" департаментов городской администрации. При этом, во-первых, из процесса принятия и выполнения решений по выбору альтернатив утилизации отходов нередко оказывается исключено не только население, но и выборные органы города. Уже одно это делает осуществление многих экологически приемлемых альтернатив обращения с отходами принципиально невозможным. Во-вторых, службы коммунального обеспечения обычно активно охраняют свою традиционную монополию на решение всех проблем, связанных с мусором. Это означает не только низкую эффективность сервиса, но и невозможность пробиться альтернативным подходам, в которых "эксперты" из департаментов не считают себя специалистами. Наиболее яркая иллюстрация - высказывание одного из представителей Департамента инженерного обеспечения при Правительстве Москвы, сделанное в ответ на предложение начать программы по сбору вторсырья с привлечением населения: "Я - инженер, я знаю, как управлять машинами, и не знаю, как управлять людьми". Экономика утилизации отходов. Во-первых, оказывается, что на утилизации отходов можно зарабатывать: прежде всего, заставляя платить тех, кому нужно куда-то выбрасывать мусор, а также извлекая из отходов вторсырье, перерабатывая и продавая его. Некоторые крупные свалки в США имеют обороты в сотни тысяч долларов в день. Разумеется, возможность зарабатывать на Западе привлекает в индустрию по переработке отходов частные компании. Аналогичные процессы начинаются и в России. Городские руководители должны быть готовы принимать обоснованные и подходящие для конкретной местной ситуации решения по передаче части или всего комплекса работ по сбору и утилизации отходов в руки частных предприятий, а общественные экологические организации должны будут выработать позицию по отношению к этому явлению. Существует множество факторов, которые необходимо рассмотреть при приватизации обращения с ТБО. Муниципальные предприятия по сбору и утилизации ТБО могут, в принципе, предложить населению более низкие цены, в структуру которых не заложены прибыль и налоги. Централизованная система поможет стандартизовать операции и обеспечить необходимую гибкость в переходе на новые подходы и технологии. В то же время предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, обычно работают менее эффективно из-за отсутствия конкуренции. Т. е. эксплуатация муниципальных предприятий должна финансироваться из городского бюджета, средств в котором всегда не хватает, то проблемы решаются самым дешевым, а не самым лучшим способом. Яркий пример тому - нынешнее состояние российских городских свалок, находящихся в "общественной собственности". Частные же предприятия не нужно финансировать из городского бюджета и можно заставить выполнять все экологические нормы. Конкуренция (конечно, только в том случае, если она появится) заставит частные предприятия работать эффективно и, к тому же, независимо от политических изменений в городской администрации. В то же время следует ожидать, что цена переработки отходов для населения значительно возрастет, т. е. компания будет стараться извлечь прибыль из утилизации отходов и должна будет платить налоги. К тому же для общественных организаций и населения взаимодействие с частными компаниями может оказаться более трудным. Высокая цена за утилизацию отходов создает дополнительный рычаг в управлении отходами: например, во многих странах населения и учреждения платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которое они выбрасывают. Это создает мощный стимул к сокращению количества отходов, отправляемых на свалку, и задача властей состоит в том, чтобы предоставить реальные альтернативы свалке, например, организовать сбор вторсырья. Население будет гораздо охотнее собирать вторсырье, если в противном случае за выбрасывание отходов нужно будет платить. Однако слишком высокая цена за утилизацию отходов может привести к проблеме незаконных свалок. Отметим еще, что многие программы вторичной переработки, нерентабельные "сами по себе", становятся экономически оправданными только при учете сэкономленной платы за захоронение отходов. 2.2.Этапы решения проблемы ТБО Проблема муниципальных отходов может быть эффективно решена только при активном участии местных властей и местного населения. Поскольку решение не сводится к выбору и приобретению "адекватной" технологии, а требует комплексного вмешательства во все - социальные и экономические - аспекты проблемы, то участие властей не должно сводиться лишь к принятию "руководящих решений. На рис. 5 показана условная схема принятия решений и руководства КУО. Главная условность данной схемы заключается в том, что на самом деле все этапы - оценка проблем, выбор альтернатив, разработка и изменение Плана КУО -должны происходить не одноразово, а непрерывно. Руководство решением проблемы ТБО. Кем должны приниматься решения, касающиеся утилизации отходов, т. е. в какой структуре они должны вырабатываться и обсуждаться? С недавнего времени ответственность за принятие правильных решений лежит на местных руководителях. Их необходимо предостеречь от соблазна целиком передать выработку решений "специалистам по утилизации отходов", т. к. ответственность за раскручивание спирали "мусорного кризиса" все равно ляжет на городские власти, в том числе на выборных представителей, а не на безликих "экспертов". Предотвратить же кризис можно только вовлечением всех доступных местных ресурсов: человеческих, организационных, экономических и иных. Поэтому целесообразно привлечь к решению проблемы или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе: • представительной и исполнительной власти; • населения и общественных организаций; • ведомств государственного надзора (отделений Госкомприроды, СЭС); • руководителей крупнейших предприятий-источников муниципальных отходов; • руководителей предприятий по утилизации ТБО (свалок и т. д.); •транспортников, руководителей предприятий по переработке вторсырья; • представителей СМИ. Из представителей названных групп можно создать консультационный комитет или рабочую группу по отходам, работа которой должна состоять в выработке основных направлений комплексного плана управления отходами. Как показывает опыт работы российских общественных организаций, именно требование создания такого комитета и участия в нем представителей общественности может явиться удачным первым шагом на пути к осуществлению экологически приемлемой программы решения проблемы ТБО. В дальнейшем для осуществления тех или иных программ утилизации ТБО возможно создание других, более практически ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных предприятий по сбору отходов, переработке вторсырья и т. д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными. Никакой, даже самый квалифицированный эксперт, никакая технология не решат проблему ТБО, если за решениями не будут стоять авторитет и политическая воля городских властей и поддержка общественности, и если эти решения не будут основаны как на технически и экологически грамотных советах специалистов, так и на местных социальных, экономических и иных условиях. К сожалению, многие российские городские власти не готовы к принятию грамотных решений в этой области, поскольку незнакомы с современными подходами к утилизации отходов, несмотря на то, что многие из этих подходов достаточно просты. Поэтому одним из основных направлений программ утилизации отходов должно быть накопление местного опыта. Осуществляя недорогие проекты в небольших масштабах, например, экспериментальные программы раздельного сбора и переработки вторсырья, власти и общественность могут расширить свой опыт в областях, с которыми они прежде были незнакомы. Например, экспериментальная муниципальная программа по сбору одного или двух видов вторсырья поможет создать организационную структуру, необходимую для осуществления подобного рода деятельности, а также ввести местных руководителей в курс таких вопросов как вовлечение населения и маркетинг. Оценка потоков ТБО и постановка задач. В прошлом, когда весь мусор просто свозился на городскую свалку, оценка потоков муниципальных отходов не была фундаментальным аспектом утилизации ТБО. Сегодня же многие современные технологии, ошибки при проектировании которых могут дорого обойтись, требуют беспрецедентного количества информации о потоках отходов. Поэтому точную информацию о количестве и качестве мусора трудно переоценить. Эти данные могут применяться, например, при выборе автомашин и контейнеров для вывоза мусора, при определении размеров станции промежуточного хранения отходов, при маркетинге вторсырья, определении энергетической мощности мусоросжигателя-электростанции или выборе для нее конкретного оборудования. Оценка отходов включает сбор информации по тому кем, сколько и каких отходов производится, какие применяются методы утилизации отходов и какие существуют или могут возникнуть проблемы, а также выработку прогноза объема и состава потока отходов на будущее. Обычно приблизительную информацию о количестве городских отходов можно найти у руководителей соответствующих коммунальных предприятий, однако для планировании программ КУО могут понадобиться более точные данные о составе и источниках отходов, так же как и об их сезонных вариациях. Как и всякий этап КУО, исследование состава отходов требует планирования. Особенно стоит подчеркнуть, что оценка ТБО не должна быть одноразовым процессом, т. к. состав и количество отходов могут резко меняться, так же как и области применения информации о них. Исследования ТБО могут проводиться как дорогими методами, включающими обычно отбор образцов, сортировку по категориям, взвешивание, так и более дешевыми, например, экстраполяцией результатов уже существующих исследований. При проведении экстраполяции необходимо выбирать область, в которой уже были проведены исследования, по возможности близкую по географическим и экономическим условиям к интересующей области. При этом стоит иметь в виду, что достоверные данные по ТБО в бывшем СССР и в России практически отсутствуют. В 1988 г. тогдашний Председатель Госкомприроды СССР Федор Моргун говорил, что в его ведомстве никто не имеет даже приблизительной информации о количестве твердых бытовых отходов в стране. Информация о ТБО, попадавшая на страницы Национальных докладов о состоянии окружающей среды неполна и, видимо, не вполне точна. Так, в Государственном докладе СССР 1989 г верхние и нижние оценки определенных категорий отходов в общем составе ТБО различаются в 2-3 раза. В одних официальных источниках данные по количеству ТБО приводятся в тоннах, в других - в м3. В 1989 г. была проведена межведомственная Государственная экспертиза проблемы утилизации. Поскольку оценка отходов может обойтись дорого (например, от $35,000 до $500,000 США), очень важно правильно поставить цели исследования, которые могут, например, состоять в том, чтобы осуществить информированный выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов утилизации ТБО (в этом случае нужны данные очень общего характера, которые можно собрать без особых затрат). Напротив, если проектируется высокотехнологичное предприятие по утилизации отходов (например, современный МСЗ), то может потребоваться большое количество очень точных данных об объеме и составе ТБО. Сбор слишком большого количества ненужных данных или ненахождение необходимой информации могут дорого обойтись. Системы сбора и промежуточного хранения отходов. Сбор отходов часто является наиболее дорогостоящим компонентом всего процесса утилизации. Поэтому правильная организация сбора отходов может сэкономить значительные средства. Существующая в России система сбора ТБО должна оставаться стандартизованной с точки зрения экономичности. В то же время дополнительное планирование необходимо для того, чтобы решить новые проблемы (например, отходы коммерческих киосков, на сбор которых часто не хватает ресурсов). Иногда средства для решения этих новых проблем можно изыскать, вводя дифференцированную плату за сбор мусора. В густонаселенных территориях нередко приходится транспортировать отходы на большие расстояния. Решением в этом случае может явиться станция временного хранения отходов, от которой мусор может вывозиться большими по грузоподъемности машинами или по железной дороге. Следует при этом отметить, что станции промежуточного хранения представляют собой объекты повышенной экологической опасности и могут при неправильном расположении и эксплуатации вызывать не меньше нареканий местных жителей и общественных организаций, чем свалки и МСЗ (как это происходит, например, в Алма-Ате). 3. ВАРИАНТЫ УТИЛИЗАЦИИ ТБО И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ Сокращение отходов Термин "сокращение отходов" обозначает спланированную серию мероприятий, направленных на уменьшение количества и вредных свойств, производимых отходов и увеличение доли отходов, которые могут быть использованы как вторсырье. Сокращение отходов производства связано с внедрением малоотходных технологий и может быть сопряжено со значительными экономическими выводами; методы сокращения отходов производства представляют из себя достаточно развитую дисциплину. Мы будем говорить о сокращении отходов потребления. В Западных странах кампания за сокращение отходов ведется давно и в основном направлена против излишней упаковки, т. к. значительная часть ТБО состоит из упаковочных материалов: • около 30% отходов по весу и 50% по объему составляют различные упаковочные материалы; • 13% веса и 30% объема упаковочных материалов составляет пластик; в настоящий момент абсолютное количество пластиковых отходов в развитых странах удваивается каждые десять лет. Поэтому уменьшение отходов, связанных с упаковкой товаров, является одним из важнейших направлений работы по сокращению отходов. То, как упаковываются товары, в значительной степени зависит от предпочтений потребителей, которые, В свою очередь, формируются средствами массовой информацией, рекламой и т. п. Следующие рекомендации потребителям могут стать содержанием образовательных и просветительских программ общественных организаций и городских властей: • Избегать ненужной упаковки. Многие предметы в магазинах упаковываются только для того, чтобы привлечь внимание покупателя: - мелкие предметы, помещенные на ярко раскрашенную картонную подложку и закрытые прозрачным пластиком. • Отдавать предпочтение продуктам многоразового использования. • Отдавать предпочтение минимальной упаковке - приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами. • Отдавать предпочтение упаковке, которую можно вторично использовать или переработать. Среди упаковочных материалов, используемых как вторсырье, алюминий составляет 47%, бутылки для газированной воды - 17%, стальные консервные банки - 15%, стекло - 11% (цифры приведены для США). Ни алюминий, ни пластик в России сейчас не перерабатываются. • Отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из вторично переработанных и/или экологически безвредных материалов В настоящее время не существует однозначного соглашения о том, что считать "вторично переработанным" материалами, т. е. какой процент вторсырья они должны содержать. Разумно полагаться на "зеленые значки", наносимые на товары и упаковку во многих странах. Чем больше разнообразие упаковочных материалов, тем сложнее организовать программы вторичного использования и переработки. Поэтому возможно ограничение разнообразия упаковок. Например, даже в таких странах с высоким уровнем жизни, как Дания и Норвегия, разрешены к применению не более 20 типов бутылок для напитков. В прошлом в России выбрасывалось меньше отходов на душу населения, чем на Западе, однако в последнее время в связи с внедрением западной потребительской культуры в этой области происходят быстрые изменения. Одноразовые бесплатные пластиковые пакеты в супермаркетах, одноразовая посуда в ресторанах, одноразовые алюминиевые банки для пива и прохладительных напитков (которые на Западе почти на 100% перерабатываются, а у нас идут прямиком на свалку) - первые тревожные симптомы этой тенденции. Задачей мероприятий по сокращению отходов в России должно быть недопущение бесконтрольного роста количества отходов потребления - прежде всего через экономические стимулы и образовательно-просветительские программы. 3.2. Вторичная переработка Довольно многие компоненты ТБО могут быть переработаны в полезные продукты. Стекло обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки Стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов. Во многих российских городах существуют предприятия по отмыванию и повторному использованию стеклянной посуды. Такая же, безусловно, положительная практика существует, например, в Дании. Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов вторичной переработки. Бумажные отходы различного типа уже многие десятки лет применяют наряду с обычной целлюлозой для изготовления пульпы - сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон. К сожалению, в России только в небольших масштабах присутствует технология производства высококачественной бумаги из высококачественных отходов (обрезков типографий, использованной бумаги для ксероксов и лазерных принтеров и т. д.). Бумажные отходы могут также использоваться в строительстве для производства теплоизоляционных материалов и в сельском хозяйстве - вместо соломы на фермах. Переработка пластика в целом - более дорогой и сложный процесс. Из некоторых видов пластика (например, РЕТ - двух- и трехлитровые прозрачные бутылки для прохладительных напитков) можно получать высококачественный пластик тех же свойств, другие (например, ПВХ) после переработки могут быть использованы только как строительные материалы. В России переработка пластика не производится. Основной проблемой в переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки - современные технологии позволяют переработать до 90% от общего количества отходов - а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонент вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них ~ извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях. Более простые технологии извлечения тех или иных компонентов из потока ТБО могут и должны применяться: например, обогащение ТБО с целью повышения его энергетической ценности и устранения нежелательных элементов перед мусоросжиганием. Более прогрессивные технологии извлечения вторсырья подразумевают ту или иную форму участия общественности - организацию центров по сбору вторсырья или его покупки у населения, мероприятия по раздельному сбору отходов на улицах с помощью специальных контейнеров или организацию системы раздельного сбора отходов на бытовом уровне. На рис. 6 приведена типичная стоимость переработки вторсырья. Рис. 6. Стоимость переработки вторсырья из муниципальных отходов на Западе 3.3. Компостирование, мусоросжигание и захоронение. Компостирование - это технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Наиболее широко компостирование применяется для переработки отходов органического -прежде всего, растительного - происхождения, таких как листья, ветки и скошенная трава. Существуют технологии компостирования пищевых отходов, а так же неразделенного потока ТБО. В России компостирование с помощью компостных ям часто применяется населением в индивидуальных домах или на садовых участках. В то же время процесс компостирования может быть централизован и проводиться на специальных площадках. Существуют несколько технологий компостирования, различающихся по стоимости и сложности. Более простые и дешевые технологии требуют больше места и процесс компостирования занимает больше времени, как следует из приводимой классификации технологий компостирования. Конечным продуктом компостирования является компост, который может найти различные применения в городском и сельском хозяйстве. Мусоросжигание - это наиболее сложный и "высокотехнологичный" вариант обращения с отходами. Сжигание требует предварительной обработки ТБО (с получением т. н. топлива, извлеченного из отходов). При разделении из ТБО стараются удалить крупные объекты, металлы (как магнитные так и немагнитные) и дополнительно его измельчить. Для того, чтобы уменьшить вредные выбросы, из отходов также извлекают батарейки и аккумуляторы, пластик, листья. Сжигание неразделенного потока отходов в настоящее время считается чрезвычайно опасным. Таким образом, мусоросжигание может быть только одним из компонентов комлексной программы утилизации. Сжигание позволяет примерно в 3 раза уменьшить вес отходов, устранить некоторые неприятные свойства: запах, выделение токсичных жидкостей, бактерий, привлекательность для птиц и грызунов, а также получить дополнительную энергию, которую можно использовать для получения электричества или отопления. Для установок массового сжигания (производительностью от 100 до 3000 тонн в сутки) капитальные затраты в США колеблются от 80 до 100 тыс. долларов на единицу мощности (тонна сжигаемых отходов в день). В эту цену не входит цена устройств подготовки отходов. Эксплуатационные расходы составляют около 20 долларов за тонну ТБО. При выборе вариантов утилизации ТБО следует также иметь в виду, что время, необходимое на проектирование и постройку МСЗ в США, в среднем занимает 5-8 лет. Экологические воздействия МСЗ связаны с загрязнением воздуха, в первую очередь - мелкодисперсной пылью, оксидами серы и азота, фуранами и диоксинами. Серьезные проблемы возникают также с захоронением золы от мусоросжигания, которая по весу составляет до 30% от исходного веса отходов и в силу своих физических и химических свойств не может быть захоронена на обычных свалках. Для безопасного захоронения золы применяются специальные хранилища с контролем и очисткой стоков. В России мусоросжигательные заводы серийно не производятся. Следует отметить, что обычно строительство и эксплуатации МСЗ не по карману городскому бюджету и должно производиться в кредит либо частными компаниями. Во многих случаях компания, владеющая МСЗ, стремится подписать договор с городом, в котором будет предусмотрена обязательная поставка определенного количества и состава ТБО в сутки. Такие условия делают фактически невозможным осуществление программ вторичной переработки или компостирования или другие значительные изменения в методах утилизации. Поэтому строительство МСЗ требует очень тщательной координации с другими аспектами программы управления ТБО, и к этому варианту надо обращаться только после того, как другие программы уже спланированы. 4. ТБО В МОСКВЕ Москва является одним из крупнейших промышленных центров, в котором сосредоточено более 5000 крупных промышленных, транспортных. строительных и других предприятий. В связи с этим вопросы сбора, переработки и размещения отходов производства и бытового мусора приобрели особое значение. Проблема сбора и утилизации отходов, а также размещения их на полигонах области осложнена административным устройством Московского региона, разделяющим его на два субъекта Федерации. В результате транспортировка отходов из Москвы на полигоны и свалки Московской области носит трансграничный характер. В настоящее время в столице, по различным экспертным оценкам, в год образуется около 13,1 млн. т отходов - это промышленные, строительные, медицинские и биологические, а также бытовые отходы (ТБО) и осадок сточных вод Специфика организации производства на территории мегаполиса находит отражение в морфологическом составе производственных отходов. Основная часть (90%) из проверенных московских организаций образует отходы всех четырех классов опасности (в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"). Морфологический состав московских ТБО характеризуется высокой долей утилизируемых компонентов (около 35% макулатуры и 5% отходов черных и цветных металлов). Обычные ТБО крупного современного города содержат более 100 наименований токсичных соединений, среди них - красители, пестициды, ртуть и ее соединения, растворители, свинец и его соли, лекарства, кадмий, мышьяковистые соединения, формальдегид, соли таллия и другие. Особое место в составе твердых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвержены биологическому разрушению и могут длительное время находиться в окружающей среде. При горении пластмасс и синтетических материалов выделяются многочисленные токсиканты, в том числе полихлорбифенилы (диоксины), фтористые соединения, кадмий и другие. Промышленные отходы, как и ТБО, разнообразны по химическому составу. При функционировании ТЭЦ и водоподготовке теплосетей образуются кислые обмывочные воды мазутных котлов, хлоридно-натриевые стоки, токсичные шламы, содержащие ванадий и другие тяжелые металлы. Особенно опасны отходы химической и нефтеперерабатывающей промышленности и биохимических производств, содержащие высокотоксичные химические элементы и соединения, бактерии и вирусы. К таким химическим элементам относятся прежде всего тяжелые металлы ввиду того, что они не подвержены биохимическому разложению и легко проникают в организм человека. Наибольшую опасность представляют жидкие промышленные стоки с высокой концентрацией многих токсичных веществ, которые могут проникать в подземные воды, загрязняя их и отрицательно влияя на биоту и почвенно-растительный покров. Одним из наиболее распространенных компонентов промышленных отходов являются нефтепродукты. Не менее опасны и бытовые сточные воды: снижение их негативною воздействия на окружающую природную среду является важной проблемой всех урбанизированных территорий. Опасность в данном случае связана с бактериальным загрязнением среды обитания и возможной вспышкой эпидемии. В большинстве стран Европы и Северной Америки разработаны программы утилизации отходов. Они включают комплекс мер по снижению объемов образования отходов; внедрению вторичного использования фракций отходов, обладающих потребительскими свойствами; использованию соответствующих фракции отходов в качестве сырья для производственных процессов; извлечение и использование энергетического потенциала отходов; захоронение остатков отходов, не обладающих полезными свойствами, на экологически нейтральных полигонах. В целом эти программы направлены на создание условий, стимулирующих внедрение приоритетных для данной страны методов переработки отходов. Действующая в столице система переработки ТБО предусматривает сортировку, вторичное использование, переработку и захоронение мусора. В последние пять лет в городе принята программа строительства мусороперегрузочных станций: в ближайшие два года их число увеличится до шести, что позволит сократить парк используемых мусоровозов с 1156 до 379. Кроме тою. ориентация на строительство мусороперегрузочных станций позволит в 4-5 раз снизить нагрузку на полигоны. продлить срок их службы и сократить транспортные затраты. Из отечественных разработок в наибольшей степени подготовлена к промышленному внедрению технология "Пироксэл", созданная специалистами АО ВНИИЭТО. В ближайшей перспективе возможно строительство двух отечественных мусоросжигательных заводов и двух мусороперерабатывающих комплексов. Тогда общая мощность мусоросжигания в Москве составит 1570 тыс. тонн ТБО в год. Следует отметить, что повсеместно на всех мусоросжигательных заводах происходит накопление сотен тонн токсичной золы и тысяч тонн супертоксичной пыли. Проблема их переработки пока не решена нигде. В этой связи концентрация переработки отходов в отдельных районах столицы вызывает негативную реакцию у населения и экологически ориентированных организаций и создает дополнительную социальную напряженность. В Москве введены в эксплуатацию три мусоропрессовочные и одна мусоробрикетирующая станции общей мощностью 600 тыс. тонн ТБО в год. Их эксплуатация обеспечивает сокращение транспортных расходов. а при прессовке - уменьшение объемов вывозимого на полигоны мусора в несколько раз. При внедрении мусоросортировочных комплексов в планируемых масштабах (10- 12 штук) удастся сократить количество ТБО, направляемых на полигоны, на 4096, то есть на 1200 тыс. тонн в год. Тогда общее количество сожженных и утилизированных ТБО составит 2770 тыс. тонн в год, а на захоронение останется 210 тыс. тонн. Создаются мощности по переработке стекла и металлических банок из ТБО. В Москве решаются также проблемы централизованного сбора и переработки аккумуляторных батарей и электролитов, отработанных нефтепродуктов и машинных масел, смазочно-охлаждающих жидкостей. В 1999 году на ветеринарно-санитарном заводе "Эколог" введена в строй пока единственная в стране установка по сжиганию опасных биологических отходов мощностью 1,5 тыс. тонн в год. Она обеспечивает двойную экологическую защиту города, уничтожая опасные биологические отходы. Однако основная масса отходов вывозится на свалки и полигоны, где могут образовываться новые опасные для окружающей природной среды вещества. Атмосферные осадки, солнечная радиация и выделение тепла в связи с возгораниями, поверхностными и подземными пожарами вызывают непредсказуемые физико-химические и биохимические процессы, продуктами которых являются многочисленные токсичные химические соединения в жидком, твердом и газообразном состоянии. Биогенное воздействие делает отходы благоприятной средой для размножения насекомых, грызунов и различных микроорганизмов. Как известно, насекомые являются разносчиками болезнетворных бактерий и вирусов на большие расстояния. Однако наиболее опасным считается фильтрат, формирующийся в теле свалки при взаимодействии отходов с инфильтрующимися атмосферными осадками. Фильтрат содержит многочисленные компоненты распада органических и минеральных веществ. Исследования позволили установить, что сроки образования фильтрата в зависимости от гидрогеологического строения участка могут колебаться от 1 года (для песчаных) до 25 лет (для глинистых грунтов) после захоронения отходов на свалках. Загрязнению фильтратом особенно подвержены зоны активного водообмена, прежде всего грунтовые воды. За редким исключением подмосковные полигоны производят шоковое впечатление: они отравляют и атмосферу, и гидросферу, губят растительный покров, формируют неблагоприятную жизненную среду. До последнего времени при организации свалок основную роль играли факторы, учитывающие сиюминутные интересы, поэтому главенствующим был принцип экономии средств. Игнорирование же роли геоэкологических условий при выборе участков свалок привело к плачевным результатам. По данным проверок и исследований, выполненных компанией "Геополис" в 1998 г., основная масса свалок находится в критическом или потенциально опасном состоянии. в частности в опасном экологическом состоянии находятся свалки Слизнево. Кулаковский карьер, Павловское, Торбеево, в потенциально опасном - Кучино. Домодедово, Долгопрудненский, Торопово, Наркомвод, Сабурово. Некрасовка, Каргашино. Тимохово. Часцы, Сафоново, Левобережный. Кезьмино, Электросталь, Царево. Остальные полигоны, такие, как Малинки. Хметьево, Икша, и ряд других, находились в период проверки в удовлетворительном состоянии. Следует отметить, что в Подмосковье существуют средние и мелкие полигоны, владельцами которых являются частные фирмы. Эти полигоны надлежащим образом не оборудованы, и здесь не соблюдаются правила эксплуатации. Экономия на проведении природоохранных мероприятий позволяет указанным коммерческим фирмам снижать тарифы на принимаемые к захоронению отходы. В этой связи финансовые потери официальной системы, занимающейся отходами, весьма значительны, что не позволяет обеспечить техническое обустройство существующих полигонов, гарантирующее их экологическую безопасность. Для получения достоверной и полной информации по объему и видам образуемых отходов создается общегородской банк данных, в котором в настоящее время собрана информация об образовании отходов на 1,5 тыс. предприятий города. Банк данных является составной частью информационной системы экомониторинга Москвы. В столице при участии Москомприроды и других заинтересованных органов разработаны "Правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в г. Москве", регламентирующие обращение с отходами. Для предупреждения загрязнения производственными отходами окружающей природной среды в городе внедрена система лимитирования объемов размещения отходов на территории промпредприятий. Современная практика вывоза и утилизации отходов в Московском регионе характеризуется существенными недостатками, к их числу относятся: • отсутствие конструктивного сотрудничества между Москвой и Московской областью; • значительный бесконтрольный поток отходов, вывозимых из Москвы в Московскую область; • отсутствие четкой и эффективной системы регулирования деятельности по утилизации отходов и нормативно-правовой базы для принуждения санкционированных полигонов ТБО обеспечить их техническое обустройство, гарантирующее экологическую безопасность близлежащих территорий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обычные ТБО крупного современного города содержат более 100 наименований токсичных соединений, среди них - красители, пестициды, ртуть и ее соединения, растворители, свинец и его соли, лекарства, кадмий, мышьяковистые соединения, формальдегид, соли таллия и другие. Особое место в составе твердых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвержены биологическому разрушению и могут длительное время находиться в окружающей среде. При горении пластмасс и синтетических материалов выделяются многочисленные токсиканты. Промышленные отходы, как и ТБО, разнообразны по химическому составу. При функционировании ТЭЦ и водоподготовке теплосетей образуются кислые обмывочные воды мазутных котлов, хлоридно-натриевые стоки, токсичные шламы, содержащие ванадий и другие тяжелые металлы. Особенно опасны отходы химической и нефтеперерабатывающей промышленности и биохимических производств, содержащие высокотоксичные химические элементы и соединения, бактерии и вирусы. В Москве введены в эксплуатацию три мусоропрессовочные и одна мусоробрикетирующая станции общей мощностью 600 тыс. тонн ТБО в год. Их эксплуатация обеспечивает сокращение транспортных расходов, а при прессовке - уменьшение в несколько раз объемов вывозимого на полигоны мусора. При внедрении мусоросортировочных комплексов в планируемых масштабах (10-12 штук) удастся сократить количество ТБО, направляемых на полигоны, на 40%, то есть на 1200 тыс. тонн в год. Тогда общее количество сожженных и утилизированных ТБО составит 2770 тыс. тонн в год, а на захоронение останется 210 тыс. тонн. Атмосферные осадки, солнечная радиация и выделение тепла в связи с возгораниями, поверхностными и подземными пожарами вызывают непредсказуемые физико-химические и биохимические процессы, продуктами которых являются многочисленные токсичные химические соединения в жидком, твердом и газообразном состоянии. Биогенное воздействие делает отходы благоприятной средой для размножения насекомых, грызунов и различных микроорганизмов. В Москве создана и развивается система сбора, переработки и уничтожения промышленных и бытовых отходов, которая включает: строительство предприятий по переработке и уничтожению токсичных отходов, а также мусоросжигательных заводов для ТБО, обеспечивающих предварительную сортировку мусора и использование получаемого тепла для производства электроэнергии; обустройство полигонов для захоронения ТБО, преимущественно в предварительно спрессованном виде: совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство мусороперегрузочных станций, специализированных автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров; максимальное использование отходов в виде вторичных ресурсов. Программа работы по утилизации отходов в городе включает следующие приоритетные направления: создание единой для Москвы и области системы учета перемещения, сортировки, размещения, утилизации и переработки отходов; разработку эффективной системы, стимулирующей сокращение объема отходов, в том числе развитие малоотходных производств; совершенствование технологии сбора и вывоза отходов; наращивание мощностей предприятий по эффективной переработке вторичного сырья, а также строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов, мусороперегрузочных и мусоробрикетирующих станций; увеличение количества хорошо обустроенных свалок с последующей рекультивацией территории. Столице предстоит создать базу данных по образователям отходов, транспортирующим организациям, маршрутам перевозки, полигонам для захоронения отходов и комплексам по их переработке. Это позволит учесть все потоки отходов и предотвратить их вывоз на несанкционированные свалки как в самом городе, так и в Московской области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для успешного осуществления программы извлечения из отходов или сбора вторсырья и его переработки необходимо придерживаться ряда принципов, перечисленных ниже. • "Развивать и изучать рынки". Успех программ извлечения и переработки вторсырья, в конечном итоге, зависит от состояния рынков вторсырья. Разделение отходов стоит денег и поэтому экономически выгодно только тогда, когда конечные продукты находят сбыт или когда удается избежать значительной платы за размещение отходов на свалке или сжигание их. • "Начинать с малого". Большинство успешных программ по переработке вторсырья начинались как экспериментальные или, как говорят, -пилотные проекты, которые позволяли руководителям набрать опыт, изучить рынки сбыта и подготовиться к осуществлению более масштабных проектов. • Привлекать население с ранних, стадий осуществления программы. Важность этого принципа невозможно переоценить, поскольку именно население - главное действующее лицо в сборе вторсырья. Подробнее о нем - в четвертом разделе главы. • "Ставить реалистичные цели и задачи" При постановке целей следует иметь в виду следующие цифры: цель, поставленная на федеральном уровне в США, - добиться переработки 25% отходов в масштабах страны. Во многих американских городах и штатах эта цифра - 40%. В Сиэтле перерабатывается 60% всех отходов. В масштабах одного населенного пункта удавалось перерабатывать до 90% отходов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Сидорчук В.Л. Утилизация бытовых и производственных отходов / ЖКХ, №7,2000. Черп О., Виниченко В. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход / Городское управление №7, 8, 2000. 1 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|