|
|
Необходимость государственного регулирования экономикиПЛАН лист ВВЕДЕНИЕ 3 1. Управление государственной собственностью. 5 2. Государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям. 6 3. Государственная поддержка инновационного процесса. 8 4. Регулирование товарных рынков. 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 Список использованной литературы 12 ВВЕДЕНИЕ Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением существенных пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанной на концепции активного участия не только государства-регулятора, но и государства - собственника в рыночных процессах. В основу предлагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления и экономических преобразований в стране. На протяжении всей своей истории Россия относилась к немногочисленной группе великих стран, которые самостоятельно решали проблемы своей безопасности и развития. У россиян веками формировались уважительное отношение к государству, традиции многократно усиленного в советский период коллективизма Российский народ может пойти на временные лишения ради возвращения страны в ряд великих держав путем победы в экономической и технологической конкуренции, но не простит руководству страны потери присущего России места в мире, даже если оно при этом преследовало самые демократические и либеральные цели. В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам: пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства; место ушедшего от управления экономикой государства тотчас же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик "мафиозно- олигархического" капитализма вместо капитализма государственного; потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеют столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов. Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне. 1. Управление государственной собственностью. На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах Дивиденды от всей государственной собственности составили в 1997 г всего около 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 г поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает доходов государству. В тяжелые, кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы и священны, чем частные. Для этого предлагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний - государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они формируют систему дочерних предприятий и на основе предусмотренных Гражданским кодексом способов управления ООО, ЗАО, ОАО и других коммерческих предприятий создают управленческие вертикали таким образом, чтобы оставлять за собой контроль над кадровой политикой по всей схеме соподчинения Государственные холдинги являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства-собственника, оговоренных в уставных документах. Для обеспечения деятельности государственного сектора в финансовой сфере создаются специализированные коммерческие банки с преобладающей долей государственной собственности, образующие вместе с соответствующим государственным холдингом ядро отраслевой (межотраслевой) ФПГ. Специализированные банки организуют департаменты финансового менеджмента и инвестиционного проектирования из специалистов, имеющих опыт работы в данной отрасли и обладающих достаточными знаниями по основным отраслевым технологическим процессам, которые совместно с государственными холдингами и предприятиями отрасли разрабатывают инвестиционные проекты, проводят мероприятия по оздоровлению предприятий и повышению их финансовой эффективности Банки организуют необходимые финансовые, страховые, инвестиционные и другие компании и свои отраслевые отделения. В своей деятельности они подчиняются соответствующим законам и инструкциям ЦБ. Специализированные государственные банки берут на себя ответственность за проведение расчетов внутри государственного сектора. Они тут же оплачивают поставки своих государственных клиентов по отгрузочным документам и получают деньги от банков государственных потребителей, которым были проведены поставки. Таким образом, вследствие того что банки обеспечивают решение проблемы управления отраслевыми и межотраслевыми финансовыми потоками, которое входит в их функции и сферу компетенции, расшивается и значительная часть неплатежей. Цели государственных холдингов - обеспечение национальной и экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных планов. Таким образом, основу государственного сектора должны составить государственные холдинги, созданные на базе естественных монополий и других доходообразующих предприятий и отраслей. Если управление некоторыми монополиями в данный момент невозможно (например, недостаточен принадлежащий государству пакет акций), то государство должно обеспечить такое управление принятием специальных законодательных актов или усилить контроль деятельности данного предприятия, переводя его долги в сферу государственной собственности, осуществляя процедуру банкротства и т. п. 2. Государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям. Рынок не в состоянии выдвинуть долгосрочные стратегические приоритеты развития, поэтому выработку стратегии роста и приоритетов промышленной политики в большинстве развитых стран берет на себя государство. В этой работе оно обычно опирается на помощь ученых и экспертов Например, в ФРГ Центральный экспертный совет ежегодно представляет парламенту и правительству доклад, в котором содержатся оценка состояния экономики, прогноз перспектив ее развития, приоритеты. В Японии и ряде новых индустриальных стран определенные государством приоритеты в сфере электронизации и информатизации технологии определили развитие экономики на ближайшие десятилетия. С учетом мирового и отечественного опыта в этом направлении возможны следующие меры. Основой роста промышленности на современном этапе является снижение себестоимости за счет уменьшения постоянных издержек и дозагрузки мощностей, которые в машиностроении, перерабатывающей и легкой промышленности загружены в среднем на 50-60%. Образуется порочный круг продукция неконкурентоспособна из-за высокой цены, потому ее производство снижается, уменьшается загрузка мощностей, в результате повышаются доля постоянных издержек и себестоимость, конкурентоспособность падает еще ниже. Разрубить этот узел можно, снизив затраты на топливо и энергетику, транспорт и дозагрузив производственные мощности. Государственный сектор, опираясь на свои холдинги в сферах ТЭКа и транспорта, может разработать программу поэтапного снижения цен на энергоносители, электроэнергию и транспорт, снижая НДС и акцизы этим холдингам, а также рационализировать и в целом уменьшить амортизационные отчисления, учитывая, что созданный единый фонд развития способен функционировать более эффективно, чем отдельные фонды холдингов. Программа снижения цен, НДС и акцизов должна быть обнародована, а сроки изменений цен четко определены, чтобы предприятия могли прогнозировать свое развитие, загрузку мощностей. Допущенное при этом уменьшение поступлений в бюджет может быть компенсировано сокращением бюджетных расходов, а также увеличением налогооблагаемой базы предприятий обрабатывающей промышленности, повышающей объемы выпуска продукции. Другим важным рычагом восстановления экономического развития является повышение государственного спроса на продукцию отраслей, в развитии которых оно в первую очередь заинтересовано Государственная закупка готовой высокотехнологичной продукции при финансовом контроле прохождения средств по всей цепочке платежей вызовет межотраслевой мультипликативный эффект. Использование эмиссионных кредитов ЦБ для ликвидации кассовых разрывов или под связанные кредиты для инвестиций в основной капитал при соответствующем контроле будет практически неинфляционным и может обеспечить существенный дополнительный стимул росту производства. Для контроля за инвестиционными кредитами предлагается открыть специальные инвестиционные счета для использования средств в соответствии с инвестиционной программой. В случае устранения кризиса неплатежей государство, действуя через систему государственных отраслевых банков, будет в состоянии осуществлять принудительные взаимозачеты, включая при этом предприятия-банкроты. Для этого потребуется компьютерная база данных по субъектам рынка и видам долгов и образуются возможные цепочки взаимозачетов. Предполагаемый принудительный взаимозачет должен будет согласовываться с государственными банками, проходить экспертизу, после чего осуществляться при извещении всех его участников. Таким образом, объем взаимных задолженностей может быть значительно уменьшен. Среди отраслей и направлений развития экономики выделим четыре приоритетные группы: имеющие решающее значение для национальной и экономической безопасности страны (оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, энергетика, информационные технологии, связь и др.), имеющие важное значение для жизнеобеспечения страны (АПК, коммунальное хозяйство и др.), несырьевые отрасли и макротехнологии, располагающие возможностями завоевать ощутимую часть соответствующего сегмента мирового рынка (космическая и авиационная промышленности, судостроение и др.), отрасли и макротехнологии, обладающие достаточным потенциалом импортозамещения (легкая промышленность, пищевая и др.). В первой группе до 80% рынка будет контролироваться государственным сектором. Частные компании смогут заниматься инновационным бизнесом в оборонных отраслях, а также вопросами конверсии и ликвидации некоторых производств и вооружений. Качество продукции должно обеспечиваться методами экспертного сравнения с зарубежными аналогами и конкуренцией некоторых видов продукции на мировых рынках. В трех следующих группах государственный сектор будет занимать 30-40% рынка и конкурировать с отечественными акционерными компаниями и ФПГ (занимающими как минимум 20% рынка) крупными, средними и малыми частными предприятиями (от 10 до 30%), а также иностранными транснациональными корпорациями, которые могут допускаться в значительные сегменты рынков для поддержания высококонкурентной среды. Стимулирование развития частных и частно-государственных корпораций и ФПГ, действующих на конкурентной основе в каждом сегменте рынка, является основой государственной промышленной политики. Мировая практика, в частности США, свидетельствует, что в настоящее время три-четыре ТНК контролируют до 80% объема большинства товарных рынков и именно они в совокупности определяют конкурентоспособность той или иной страны. Государство обеспечивает бесплатную консультативную помощь по созданию ФПГ, разъясняет потенциальным участникам преимущества от их организации, приводит в действие все пока нереализованные механизмы, предусмотренные законом "О ФПГ" придание ФПГ статуса консолидированного налогоплательщика, возможность ускоренной амортизации, льготные государственные инвестиционные кредиты. В качестве общего вывода следует отметить, что в результате первого этапа приватизации решить проблему эффективности собственности практически не удалось. Поэтому необходимо продолжить процесс перераспределения собственности через механизмы банкротства, слияний, поощрения менеджеризма и национализации для обеспечения повышения эффективности управления. 3. Государственная поддержка инновационного процесса. Эффективность регулирования экономики государством в период научно-технической революции во многом определяется его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной системе инноваций, и нам, не разрушая до конца общепризнанных достижений отечественной науки, следует приблизиться к тому же оптимуму как бы с другой стороны. Для этого предлагается предпринять следующее. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Следует перенести центр тяжести финансирования на целевые программы, создавать инновационные фонды и НФГ именно под выполнение этих программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо стимулировать создание специализированных организаций по продвижению российских инноваций на зарубежные рынки научно-технической продукции. 4. Регулирование товарных рынков. Так же, как отрасли и отраслевые комплексы, соответствующие им рынки классифицируются по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем мировом рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности от значительного протекционизма до полной открытости, а также необходимая степень прямого государственного управления. Государство способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех-четырех научно-производственных корпораций и ФПГ, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка. Для стратегически жизненно важных рынков одна из этих ФПГ должна иметь форму государственного холдинга Целесообразно также привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующие подтягиванию качества продукции к мировому уровню. Регулирующий данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т. п.) лицензирует его участников и контролирует исполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдение нормативов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (например, продовольственном) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей государство в рамках государственного холдинга создает специализированную компанию, занимающуюся маркетингом, продвижением товаров отрасли на внешние рынки. Для оживления производства государство стимулирует спрос посредством увеличения доходов слабообеспеченных слоев населения при строгом контроле за адресностью поддержки. Повышение пенсий и пособий малоимущим на 20-25% потребует увеличения денежной массы примерно до 50 млрд. руб. Поскольку эта часть населения склонна к сбережениям и расходам в основном на питание зачастую ниже медицинских норм, продовольственный рынок располагает запасами, чтобы без ощутимого повышения цен освоить названную сумму, к тому же растянутую по месяцам. Тенденция увеличения продовольственного импорта и таким образом стимулирования не отечественных, а иностранных производителей сокращается в связи с происходящей девальвацией рубля И для целевого стимулирования отечественного АПК можно провести повышение пенсий и пособий, полностью или частично обеспечивая их специальными продовольственными купонами, по которым можно приобретать только отечественное продовольствие, наподобие тому, как это сделано в США Государственные капиталовложения в приоритетные отрасли производства можно увеличить за счет долгосрочных эмиссионных кредитов, предоставляемых на основе проработанных инвестиционных проектов, не массированно, а отдельными частями с учетом эффективности использования предыдущих выплат кредита. А чтобы государственные инвестиции не уходили, как было до сих пор, на высокодоходные финансовые рынки, необходимо ввести специальные инвестиционные счета предприятий, открываемые в государственных банках данной отрасли и ими контролируемые. Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием подъема экономики является стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой государством предсказуемости ее изменений. Финансовый кризис показал, что в период становления рынка акций государство должно не только институционально регулировать его через ФКЦБ, но и непосредственно влиять на котировки акций крупнейших предприятий со значительной долей государственной собственности. Это может быть осуществлено путем купли-продажи акций в нужные моменты специализированными финансовыми структурами, действующими в интересах государства. Для этого можно также использовать стабилизационный кредит МВФ или эмиссионный кредит ЦБ. Биржевая статистика показывает, что целенаправленные покупки (продажи) акций на сумму около 50 млн. долл. способны в течении дня поднять (опустить) курс акций на 12-15%, что приводит к росту капитализации российских компаний на 5-6 млрд. долл., тем самым увеличивая их инвестиционную привлекательность и стимулы к развитию. Государство может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости и управляемости экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки, обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию используемой информации, обучение специалистов по каждому сегменту рынка, создать базы данных по всем участникам рынка, их активам, финансовому состоянию, задолженностям и т д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходим комплекс законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность государства на информационном рынке, его права по лицензированию участников рынков, сертификации рыночной информации и т. д. Одновременно предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий, глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики. Кроме создания формальных институтов необходимо приложить усилия по трансформации действующих и внедрению новых неформальных институтов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики и государственного управления ею. Здесь потребуется идеологическая поддержка стратегии государственного управления экономикой, для чего важнейшую роль в идеологической системе должны играть элементы исторических и народных традиций, обычаев, устоявшихся мировоззренческих установок, других институтов и институциональных моделей, представляющих собой взаимоувязанные комплексы институтов. Помимо исконных национальных элементов, существенное значение могут иметь зарубежные институционные модели, проявившие свою эффективность в рыночной экономике развитых стран. Конкурентное преимущество на современном этапе будет иметь страна, которая сможет образовать механизмы быстрого и экономически эффективного освоения создаваемых и заимствованных крупных институциональных моделей, применения их в практике экономической жизни посредством современных информационных технологий и новейших средств массовой информации, включая Интернет. Необходимо создать специальный государственный орган, занимающийся идеологической поддержкой нового этапа реформ, стратегии государственного управления экономикой На рынке сейчас действуют в основном юридически и экономически независящие от государства предприятия. Коренным образом изменились основные поведенческие модели участников рынка - предприятий, населения и самого государства, которое сейчас не только не столь административно активное, но и слишком слабо для отстаивания интересов граждан. Поэтому такие понятия, как "государственное планирование" и "идеология", приобрели иную общественную значимость: планирование в рыночной экономике может быть только индикативным, а идеология должна служить формированию и восприятию государственной стратегии, повышению эффективности рыночной экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий Отстаивая повышение активной роли государства в экономике, мы исходим из современных конкретных условий и институтов России. Возможно, в перспективе по мере создания рыночных регулирующих институтов и развития экономической системы функции государства в экономике будет целесообразно сократить, как это происходило во Франции, Австрии, Швеции, Италии и других странах. Список использованной литературы: " Государственное регулирование кредитно-бюджетной сферы в промышленно развитых странах ", научно-аналитический обзор. 1993 г. Джеффи Сакс. "Рыночная экономика и Россия". 1994 г. Изд. " Экономика". Журавлева Г.П. " Общая экономическая теория". 1994г. Изд. " РЭА им. Плеханова". Лившиц А.Я. " Введение в рыночную экономику". 1994 г. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО "ДИС", 1996 г. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 1996 г. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 1996 г. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, "ВЛАДОС", 1996 г. Холодов Л.Г. " Вопросы государственного регулирования экономики". 1994 г. Изд. "Экономика" 11 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|