|
|
Пенсии по старости в связи с особыми условиями трудаСОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 (1. Общая характеристика льготных пенсий в связи с особым условиями труда 5 (2. Пенсии по Спискам № 1 и № 2 9 (3. Пенсии за иные работы с особыми условиями труда 19 (4. Суммирование работ с разными условиями труда 26 Заключение 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 ВВЕДЕНИЕ Право граждан РФ на пенсионное обеспечение гарантируется Конституцией РФ (ст. 39). При этом граждане Российской Федерации пользуются равными правами на получение пенсий. Это, однако, не обозначает уравниловки в данной сфере. Как известно общим условием назначения пенсии по возрасту является достижение мужчинами 60 лет, женщинам - 55 лет (общий пенсионный возраст) при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Однако, бывают и исключения. При определении размера и момента получения права на пенсию гражданина, используются разные показатели. Среди них важное место занимают условия труда работника. Вполне естественно, что государство устанавливает дополнительные льготы и гарантии гражданам, занятым на вредных, тяжелых и опасных производствах. К таковым, согласно пенсионному законодательству РФ относятся производства, профессии, должности и показатели, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. В наше время, когда ценности общества стали объектом критического анализа, когда вопросы социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда постоянно совершенствуется законодательство по указанным вопросам, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов. Запутанность российского пенсионного законодательства признается даже специалистами1. Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах с чиновниками свое право на какие-либо доплаты или льготы? Многие нормы законодательства о пенсионном обеспечении противоречат друг другу, еще большее количество законодательных норм по разному толкуются правоприменителем. Толкованием норм о пенсионном обеспечении занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации, что, вообще говоря, не входит в его компетенцию. Однако, и так уже в крайне сложном законодательстве появляются дополнительные лакуны, еще больше усложняющие ситуацию. Примером может служить ситуация, когда в 1998 г., разумеется, из самых благих побуждений, но в общем-то по формальным основаниям, определением Верховного Суда Российской Федерации был отменен действовавший с 1992 г. Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии. Взамен должен был быть разработан новый, но принятие его затянулось. Таким образом, важный процессуальный документ, содержание которого не вызывало значительных нареканий, был отменен, а вместо него образовалась правовой вакуум2. В этих условиях каждому гражданину должно быть очевидно, что в Российской Федерации, несмотря ни на какие трудности, должна постоянно проявляться забота о тех, кто трудился на благо страны, рискуя своим здоровьем. Все вышеизложенное и обуславливает актуальность данной курсовой работы. Структурно данная работа будет состоять из четырех параграфов. В первом, я рассмотрю общие условия назначения льготных пенсий; во втором - конкретные случаи назначения пенсий по Спискам № 1 и № 2. Третий параграф будет посвящен иным случаям назначения пенсий в связи с особыми условиями труда; в четвертом - будут рассмотрены отдельные случаи суммирования льготных пенсий. (1. Общая характеристика льготных пенсий в связи с особыми условиями труда Как известно право на пенсию по общим основаниям зависит только от двух условий - возраста и общего стажа. Обращение за пенсией может последовать в любой момент после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Льготные условия назначения пенсий состоят в том, что снижается возраст выхода на пенсию и сокращается стаж. Возможно снижение возраста и без сокращения стажа. При этом в расчет берется как общий, так и специальный стаж либо только общий стаж3. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает возможность предоставления пенсий по старости (по возрасту) до достижения обычного пенсионного возраста, т.е. мужчинам ранее 60, а женщинам ранее 55 лет. Такие пенсии назначаются, в частности, лицам, длительно занятым на работах с особыми, т.е. фактически с неблагоприятными, условиями труда. При этом всегда снижается пенсионный возраст, а стаж может и не снижаться. Решающим здесь является то обстоятельство, насколько потенциально может сказаться на здоровье работника труд в этих условиях. Нельзя не отметить, что в ряде случаев снижение возраста играет и стимулирующую роль. Льготные пенсии в связи с условиями труда назначаются независимо от места последней работы, т.е. от того, в какой период трудовой деятельности имелся специальный трудовой стаж4. Названный Закон действует в части назначения пенсий в связи с особыми условиями труда с 1 января 1992 г. До этой даты применялся Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях". В соответствии с ним пенсии по старости на льготных условиях назначались рабочим и служащим, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР (Списку № 1), а рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда - по Списку № 2 (пп. "а" и "б" ст. 9). Позже ст. 9 Закона 1956 года была дополнена пп. "в" и "д", предусмотревшими льготные пенсии для работниц предприятий текстильной промышленности и для женщин - трактористов-машинистов и машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин. Списки № 1 и № 2 распространялись на большую часть работников, занятых в народном хозяйстве. Пенсии нередко зависели от ведомственной подчиненности предприятия, иногда предоставлялись при отсутствии неблагоприятных условий труда на конкретном рабочем месте, и наоборот, не всегда учитывались новые производства с вредными факторами. Много лет специалисты говорили о необходимости реформы льготного пенсионного обеспечения. Поводом для существенных коррективов в условиях предоставления льготных пенсий явилось принятие Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Он предусмотрел (ст. 14) пенсию по Списку № 1 для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. Само изменение наименования Списка № 1, ограничение его работами не просто с вредными, а с особо вредными условиями труда свидетельствовало о предъявлении к этому Списку более жестких требований. Право на пенсию по Списку № 2 было закреплено за работниками, занятыми полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Для назначения пенсии требовалось не только соответствие выполняемой работы Спискам, но и подтверждение права на пенсию результатами аттестации рабочих мест. Более того, Закон установил обязанность предприятий и организаций вносить в Пенсионный фонд из средств, предназначенных на оплату труда, плату, покрывающую расходы на выплату льготных пенсий работникам до достижения ими общего пенсионного возраста, вплоть до 100% погашения таких расходов в 1995 году. С 1996 года предусматривалось отнести назначение и выплату пенсий по Списку № 2 к компетенции предприятий и организаций в порядке, определяемом коллективными договорами, за счет собственных средств. Как отмечают специалисты, при формировании новых Списков № 1 и № 2 их разработчики исходили из фактических условий выполнения работы вне зависимости от ведомственной принадлежности производства. Принимались во внимание такие объективные критерии условий труда, как превышение уровня профессиональных заболеваний по отношению к средним показателям, невозможность современными техническими средствами устранить имеющиеся вредные производственные факторы, возраст работающих в зависимости от стажа работы и др. В результате Списки были дополнены рядом новых производств, профессий и должностей. Для всех горнодобывающих отраслей промышленности был принят единый критерий занятости в подземных условиях для определения права на пенсию: при занятости под землей более половины рабочего времени работа относилась к Списку № 1, менее половины - к Списку № 2. В то же время, как правило, были сохранены пенсионные льготы для работников, имевших их в соответствии с прежними Списками. Отдельные категории работников некоторых отраслей народного хозяйства (железнодорожного транспорта, геологоразведочных работ, лесозаготовок и лесосплава и др.) были исключены из Списка № 2, а их пенсия по возрасту была преобразована в пенсию за выслугу лет, предоставляемую, как правило, по особым спискам, но без требования аттестации рабочих мест и возмещения предприятиями средств на выплату таких пенсий. Закон СССР от 15 мая 1990 г. предусмотрел новые категории работников, которым по условиям труда назначалась пенсия до достижения общего пенсионного возраста. Так, льготная пенсия по старости была установлена для мужчин - трактористов-машинистов, непосредственно занятых в производстве сельхозпродукции, женщин - доярок и свинарей-операторов предприятий сельского хозяйства, женщин, занятых на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, а также на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака. Закон от 15 мая 1990 г. в части льготного пенсионного обеспечения должен был вступить в действие, по общему правилу, с 1 января 1992 г. Однако в связи с принятием Россией собственного пенсионного Закона с 1 марта 1991 г. на территории РСФСР применение Закона СССР было прекращено. Российский законодатель восстановил наименование Списков № 1 и № 2 в формулировках Закона 1956 года, отказался от требований аттестации рабочих мест, от возмещения предприятиями расходов на пенсии по Списку № 2 и от перехода к локальному пенсионному обеспечению по этому Списку. Статьей 12 Закона РФ "О государственных пенсиях" (о пенсиях в связи с особыми условиями труда) были предусмотрены лишь четыре категории работников, которые имели право на пенсию по ст. 9 Закона СССР 1956 года. Одновременно с принятием российского пенсионного закона Верховный Совет РСФСР поручил Совету Министров изучить совместно с соответствующими ведомствами и научно-исследовательскими учреждениями проблему льготного пенсионного обеспечения по старости и за выслугу лет, сложившиеся условия труда в отраслях народного хозяйства и их соответствие достигнутому уровню развития технологии и техники на современном этапе, разработать списки производств и профессий, с учетом работы в которых устанавливается пенсия на льготных условиях, и к 1 июля 1991 г. представить по этим вопросам предложения. Естественно, что за отведенные на это поручение несколько месяцев кардинальных решений в области льготного пенсионного обеспечения не могло быть подготовлено. Действующее ныне пенсионное законодательство Российской Федерации в части, касающейся пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, представляет собой итог определенного компромисса решений, разрабатывавшихся применительно к пенсионным Законам СССР и РСФСР 1990 года. (2. Пенсии по Спискам № 1 и № 2 Как уже отмечалось, российским Законом "О государственных пенсиях" от 20 ноября 1990 г. предусмотрены пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2 (пп. "а" и "б" ст. 12). По Списку № 1 пенсия назначается мужчинам, достигшим 50 лет, и женщинам - 45 лет, если они, имея общий трудовой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, трудились не менее 10 и 7,5 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность всей трудовой и иной общественно полезной деятельности данного лица, учитываемой при назначении пенсии в соответствии с разд. VI Закона. Суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), с учетом которой устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда или за выслугу лет, именуется специальным трудовым стажем (ст. 88 Закона). Если право на пенсию зависит от продолжительности и общего и специального трудового стажа, подсчет общего трудового стажа производится с включением в него специального. Так, у лица, проработавшего 30 лет, в том числе 10 лет на работах, предусмотренных Списком № 1, общий трудовой стаж составляет 30, а специальный - 10 лет. В отличие от Закона 1956 года в настоящее время пенсия по Списку № 1 может быть назначена и при неполном специальном трудовом стаже, однако если он составляет не менее половины от требуемого. Для мужчин это 5 лет, а для женщин - 3 года 9 мес. (ч. 2 п. "а" ст. 12 Закона). При этом требования к продолжительности общего трудового стажа сохраняются, а пенсионный возраст повышается в зависимости от продолжительности имеющегося специального стажа. При 9-летнем специальном стаже мужчинам пенсия по Списку № 1 может быть назначена в 51 год, при 8-летнем - в 52 года, при 7-летнем - в 53, 6-летнем - в 54 года, при 5-летнем - в 55 лет. Женщинам пенсия по Списку № 1 назначается в 48 лет при наличии 7-летнего специального стажа, в 49 лет - 6-летнего, в 50 лет - 5-летнего, в 51 год - 4-летнего. При специальном стаже не менее 3 лет 9 месяцев пенсия может быть назначена по достижении женщиной 52 лет. Следует обратить внимание еще на одну особенность Закона "О государственных пенсиях" Лица, занятые на подземных и на открытых горных работах, вправе получать пенсию не только по старости, но и за выслугу лет (ст. 78). Последняя назначается работникам (включая личный состав горноспасательных частей), непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они трудились на указанных работах и в профессиях не менее 25 лет. Работникам ведущих профессий на этих работах - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин - пенсия за выслугу лет назначается, если они были заняты на таких работах не менее 20 лет. Таким образом, при назначении указанным работникам пенсии за выслугу лет требования к продолжительности их специального трудового стажа по сравнению с пенсионным обеспечением по старости по Списку № 1 повышаются. Однако при этом не предъявляется требований к возрасту. Чем раньше шахтер приобрел специальный трудовой стаж, тем в более раннем возрасте он может получить пенсию за выслугу лет. Занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. "б" ст. 12 Закона) пенсия по старости по Списку № 2 устанавливается: мужчинам - по достижении 55, женщинам - 50 лет при общем трудовом стаже соответственно не менее 25 и 20 лет и специальном - не менее 12,5 и 10 лет. По Списку № 2, как и по Списку № 1, может быть назначена пенсия при неполном специальном стаже. Согласно ч. 2 п. "б" ст. 12 Закона "О государственных пенсиях", гражданам, имеющим не менее половины требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия устанавливается с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Это означает, что мужчинам, имеющим специальный трудовой стаж 10 лет, пенсия по Списку № 2 может быть назначена в возрасте 56 лет, 9 лет - в возрасте 57 лет, не менее 6 лет 3 месяцев (т.е. не менее половины от требуемого) - в возрасте 58 лет. Женщинам пенсия по Списку № 2 назначается при 8-летнем специальном стаже в возрасте 51 год, при 6-летнем - в возрасте 52 года, не менее 5 лет - в возрасте 53 года. Если же продолжительность общего трудового стажа не достигает установленной пп. "а" и "б" ст. 12 Закона либо продолжительность специального составляет менее половины от требуемого, то пенсия по Спискам № 1 и № 2 не может быть назначена. Пункты "а" и "б" ст. 12 пенсионного Закона называют работы с особыми условиями труда в укрупненном виде. Для определения права на пенсию конкретного лица выполнявшиеся им работы соотносятся не с формулировками названных правовых норм, а с весьма объемными Списками № 1 и № 2. Утверждение этих Списков отнесено к компетенции Правительства. Совет Министров РСФСР 2 октября 1991 г. принял постановление № 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет". Согласно этому постановлению, при назначении пенсий в соответствии с российским пенсионным Законом с 1 января 1992 г. применяются следующие Списки, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1991 г. № 497 и от 9 августа 1991 г. № 591): Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Таким образом, при назначении пенсий по Закону "О государственных пенсиях" применяются те Списки № 1 и № 2, которые были подготовлены и утверждены в соответствии с пенсионным Законом СССР. Но поскольку такое применение санкционировано российским Правительством, правоприменительными органами данные Списки именуются также Списками, утвержденными Советом Министров РСФСР. В связи с этим можно отметить дело по жалобе гражданки Михеевой Е.И. на пп. "в" раздела XXIV Списка № 2 рассмотренное в открытом судебном заседании Верховного Суда РФ 5 января 1999 г. Гражданка Михеева обратилась в Верховный Суд с жалобой на данный подпункт, т.к. он предусматривает льготы за младшим и средним медицинским персоналом, занятым в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка и не предусматривает таких же льгот в отношении среднего и младшего медицинского персонала, занятого как в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях, так и в организационных структурах, не являющихся учреждениями здравоохранения и социального обеспечения либо не состоящих в составе таких учреждений. С ее точки зрения это обязано было сделать Правительство РФ при издании распоряжении о применении на территории РФ Списка № 2. Однако, Верховный Суд своим решением от 5 января 1999 г. № ГКПИ 98-714 это не подтвердил, указав, что введение в действие на территории России утвержденного Кабинетом Министров СССР Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, являлось правом, а не обязанностью Совета Министров РСФСР. Следовательно, Совет Министров РСФСР вправе был и не вносить какие-либо изменения и дополнения в пп. "в" раздела XXIV Списка N 25. Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 - из 34. Оба предусматривают, в частности, горные работы, металлургическое производство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, химическое производство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транспорт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел "Общие профессии", в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наименований профессий и должностей6. Названным выше постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. Министерству труда и Министерству социальной защиты населения Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предписано определять с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся. Приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2. Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о результатах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть подтверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы. Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, постоянно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего места, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной занятости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещаемые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Списком, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( пп. 2 и 3 разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 8 января 1992 г. № 1). В Списках № 1 и 2 профессии и должности соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), введенному в действие в 1985-86 гг., а также Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС). Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики Российской Федерации независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включающимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС. Во всех случаях тарифицировать рабочего и присваивать ему наименование профессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы. При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняется рабочим, сопоставляется с соответствующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, помещенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих - работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны - по ЕТКС не тарифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специальными положениями. Следует отметить, что изданный в 1995 году Общероссийский классификатор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его разработчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного классификатора, взятого за основу при разработке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименования профессий, которые в дальнейшем были изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением нескольких родственных профессий в одну). В связи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действующего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действовавшего (старого) наименования и наоборот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, которые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профессий7. При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предприятиях допускается местное (произвольное) наименование профессий. В этом случае тождественность местного наименования профессии и наименования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается путем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристиками работ по профессиям действовавших в то время ТКС или ЕТКС. Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы установить рабочему за выполняемую им работу. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной указанными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая содержится в ЕТКС, то есть она уже юридически существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает. Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии установлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование профессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождественно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность наименований профессий не может устанавливаться. В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, наименование профессии устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ8. Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методическими рекомендациями государственному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РСФСР 30 августа 1991 года. Круг ее полномочий таков: - сопоставить утвержденный предприятием Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых положена льготная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Кабинета министров СССР от 16 января 1991 года № 10); - сравнить тождественность наименования профессии рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС; - проверить документы, направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления. В случаях, когда в представленных организацией документах для назначения льготных пенсий нет полных данных о характере и условиях труда работников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК "О назначении работникам льготных пенсий" от 15.10.96 г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации. При возникновении спорных вопросов об обоснованности экспертных заключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министерства труда Российской Федерации, выполняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда. Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы9, зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.96 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяснение Минтруда России № 58-ЕК и рекомендовал использовать его при рассмотрении споров, связанных с вопросами льготного пенсионного обеспечения. (3. Пенсии за иные работы с особыми условиями труда Пенсионное законодательство РФ допускает назначение льготных пенсий в некоторых случаях работы на производствах, не предусмотренных Списками № 1 и № 2. Законами Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и от 6 февраля 1992 г. ст. 12 Закона "О государственных пенсиях" была дополнена пп. "д" - "к". Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого стажа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились: - в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - по Списку профессий и должностей (п. "д" ст. 12 Закона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 1992 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. "д" ст. 12 Закона; - в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы ( п. "д" ст. 12 Закона); - в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (п. "е" ст. 12 Закона). Право на пенсию имеют все руководители, специалисты и рабочие, независимо от наименования профессий и должностей, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных и иных работах, предусмотренных п. "е" ст. 12 Закона. К ним не относятся, например, работники служб обеспечения: повара, водители автотранспорта, работники снабжения и т.п. Период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической продолжительности. За год работы засчитывается также работа в течение полного сезона на полевых лесоустроительных работах; - в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования - по Списку профессий, должностей и производств (п. "ж" ст. 12 Закона). Соответствующий Список утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 2732. Приведенный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 марта 1993 г. № 53, в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п. "ж" ст. 12 Закона включаются также периоды работы, когда профессии рабочих, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, имели другие наименования. Перечень ранее применявшихся наименований приведен в Приложении к этому разъяснению. Работа на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного сезона засчитывается в общий и специальный стаж за год работы, если она предусмотрена Перечнем сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. №381); Некоторые работники, чьи профессии и должности включены в Список, пользуются правом на пенсионные льготы при условии их занятости только на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. К ним относятся: машинисты-крановщики, навальщики-свальщики лесоматериалов, слесари по ремонту лесозаготовительного оборудования, шта-белевщики древесины, а также мастера и старшие мастера. Поэтому необходимо знать, где находится их рабочее место. Лесосека - это часть спелого лесного массива, выделенная для лесозаготовок на определенный год. Лесопогрузочным пунктом является верхний лесопогрузочный склад, на котором временно размещаются деревья, хлысты, сортименты и осуществляется их погрузка на транспортные средства. К верхнему и промежуточному лесопромышленным складам соответственно относятся склады, расположенные у лесовозной дорога, а также предназначенные для размещения запаса деревьев и хлыстов. Такие рабочие, как лебедчики на трелевке леса, машинисты трелевоч ных машин, раскряжевщики, обрубщики сучьев, пользуются правом на пенсионные льготы независимо от того, где они работают. Работа на лесосплаве (сброска древесины в воду, сплотка и выкатка древесины из воды, первичный и плотовой лесосплав) относится к сезонным работам. Поэтому время выполняемых машинистами сплавочных (сортировочных) машин, сортировщиками древесины на воде, сплотчиками, формировщиками плотов в течение полного сезона засчитывается в специальный трудовой стаж за один год работы. Под лесозаготовками следует понимать процесс заготовки древесного сырья, включая лесосечные работы, вывозку и работы на лесопромышленных складах. К первичной обработке древесного сырья относится: очистка деревьев от сучьев и корневой части, раскряжевка хлыстов, разделка долготья, окорка и сортировка круглых лесоматериалов. Лесосплав - вид транспортирования леса. Правом на пенсионные льготы пользуются работники, осуществляющие лесозаготовительные и лесосплавные работы на постоянно действующих лесопунктах и лесничествах, на лесозаготовительных участках независимо от ведомственной подчиненности10. - в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) (п. "и" ст. 12 Закона). При этом не требуется соответствия профессий и должностей плавсостава какому-либо списку или перечню. Для назначения пенсии достаточно уточняющей справки с места работы о том, что данная профессия или должность относится к плавсоставу, а судно не приписано к портовым, постоянно работающим на акватории порта, и к другим из перечисленных в п. "и" ст. 12 Закона, работа на которых не засчитывается в специальный стаж. Основанием для выдачи такой справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов. При этом под плавсоставом следует понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. Что касается медицинских работников, то судовой врач (фельдшер) относится к командному составу, а другие - к судовой команде11. При применении п. "и" ст. 12 Закона следует иметь в виду, что машинной команде (по перечню профессий и должностей подразд. 3 разд. XXVII Списка № 2) судов служебно-вспомогательного или портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), пенсия может быть назначена в соответствии с п. "б" ст. 12 Закона. Нужно также учитывать, что Закон "О государственных пенсиях" дополнен Законом от 6 февраля 1992 г. ст.78, согласно которой мужчинам, имеющим 25 лет, а женщинам - 20 лет выслуги на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, может быть назначена пенсия за выслугу лет независимо от их возраста. В таком же возрасте (50-55 лет) и при таком же общем трудовом стаже (20-25 лет), как указано выше, назначается пенсия мужчинам, трудившимся не менее 20 лет, и женщинам - не менее 15 лет в качестве: - механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (п. "з" ст. 12 Закона); - водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (п. "к" ст. 12 Закона). При этом администрация транспортного предприятия должна документально подтвердить, что указанные водители были заняты именно на регулярных городских пассажирских маршрутах. Специальный трудовой стаж может быть подтвержден следующими документами: - путевыми листами; - приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов. При их отсутствии -- др. документами; - при отсутствии приказов и путевых листов - справками с предприятий с указанием документальных оснований; - в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. человек и более, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), поскольку водителям городских автобусов регулярных линий устанавливались повышенные часовые тарифные ставки; - в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятий и профсоюзной организацией12. Пенсионный Закон предусматривает пенсии в связи с особыми условиями труда и только для женщин. Такие пенсии устанавливаются в соответствии с п. "в" ст. 12 Закона по достижении 50 лет женщинам, которые, имея общий трудовой стаж не менее 20 лет, проработали не менее 15 лет в качестве: - трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства; - машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин. При определении права указанных работниц на пенсию администрация предприятия должна руководствоваться союзным классификатором "Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды". Наименование профессии и выполняемой работы должно соответствовать характеристикам Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). По достижении 50 лет назначается пенсия женщинам, трудившимся не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (п. "г" ст. 12 Закона). Список соответствующих производств и профессий текстильной промышленности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. № 130. Согласно разъяснению Минтруда России от 15 июня 1992 г. № 6, работницам текстильной промышленности в специальный стаж для назначения пенсии включаются и те периоды работы, когда их профессии, предусмотренные Списком, имели другие наименования. Перечень наименований, применявшихся до 1992 года, приложен к данному разъяснению. Дополнительный перечень таких наименований содержится также в приложении к разъяснению Минтруда Российской Федерации от 1 февраля 1993 г. № 2. (4. Суммирование работ с разными условиями труда Нередко специальный трудовой стаж складывается из занятости на работах с особыми условиями труда, дающих право на пенсию при пониженном возрасте по разным основаниям. В этих случаях возникает вопрос о возможности и о порядке суммирования работ, предусмотренных разными пунктами ст. 12 Закона о пенсиях, и о выборе основания пенсионного обеспечения. Эти вопросы разрешаются в соответствии со ст. 13 названного Закона. Она исходит из правила, в соответствии с которым работы, дающие право на пенсию на более льготных условиях, могут суммироваться с работами, дающими право на пенсию на менее льготных условиях, но не наоборот. Так, при назначении пенсии в соответствии с п. "а" ст. 12 Закона (по Списку № 1) никакая из работ, предусмотренных последующими пунктами, во внимание не принимается. При назначении же пенсии в соответствии с пп. "б" названной статьи может быть учтена и работа, предусмотренная Списком № 1, и т.п. Что может быть засчитано в специальный трудовой стаж, помимо работы, предусмотренной ст. 12 Закона о пенсиях? Законом от 6 февраля 1992 г. пенсионный Закон дополнен ст. 92, которая предусматривает, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в. колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы в пределах одного месяца в календарном году приравнивается к непосредственно предшествующей работе по Списку № 1 или № 2 (п. 5 разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 8 января 1992 г. № 1). В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе (п. 8 разъяснения от 8 января 1992 г. № 1). Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и в ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается и время занятости реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда (п. 9 разъяснения от 8 января 1992 г. № 1). При временном переводе женщин с работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, на другую работу в связи с беременностью и кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе. В таком же порядке засчитывается в специальный стаж время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в связи с медицинским заключением (п. 6 разъяснения от 8 января 1992 г. № 1). В отличие от ранее действовавшего законодательства отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет засчитываются в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях, т.е. период нахождения в таких отпусках в настоящее время должен исключаться из специального стажа при определении права на пенсию в связи с особыми условиями труда (ст. 167 КЗоТ Российской Федерации в ред. от 24 августа 1995 г.). При исчислении продолжительности специального трудового стажа следует учитывать правила ст. 94 Закона о пенсиях, предусматривающие исчисление некоторых периодов работы (службы) в льготном порядке, в том числе и при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 12 этого Закона. Так, если работа, предусмотренная каким-либо из пунктов ст. 12 Закона, протекала в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к этим районам, она в соответствии со ст. 94 Закона о пенсиях должна засчитываться в специальный трудовой стаж в полуторном размере. Особо следует остановиться на вопросе о том, включается ли в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, время работы, ранее дававшей право на пенсию на льготных условиях. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 133 Закона "О государственных пенсиях". Согласно этой статье, время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до этой даты право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в пп. "а" и "б" ст. 12 Закона13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время система социального обеспечения РФ находится на пути реформ. Как указывают многие специалисты, более половины граждан РФ по закону имеют право на различного рода льготы. Естественно, это не может выдержать даже самая благополучная экономика. Что уж тут говорить о России, экономика которой переживает глубокий кризис. Прописанные на бумаге льготы фактически не выполняются. Поэтому новым принципом социального обеспечения граждан РФ должна стать адресность. Естественно, применительно к пенсионному обеспечению это не значит, что будет нарушено право граждан на пенсию. Речь идет лишь о том, чтобы еще больше дифференцировать это право в зависимости от его трудового вклада. В этих условиях важным представляется обеспечение дополнительных льгот гражданам, занятым на тяжелых и вредных работах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Конституция РФ. Кодекс законов о труде РФ. Закон РФ "О государственных пенсиях" от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Постановление Кабинета Министров СССР "Об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" от 26 января 1991 г. № 10. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" от 24 апреля 1992 г. № 273. Постановление Правительства РФ "Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" от 24 апреля 1992 г. № 272. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет" от 1 марта 1992 г. № 130. Решение Верховного Суда РФ от от 5 января 1999 г. № ГКПИ 98-714. Письмо Верховного Суда от 02.08.96 г. № 4164-5/общ. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. об утверждении разъяснения № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2. Методические рекомендации государственному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утв. заместителем министра труда РСФСР 30 августа 1991 года. Разъяснения Минтруда № 58-ЕК "О назначении работникам льготных пенсий" от 15.10.96 г. Азарова Е.Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении. М., 1994. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 1997. Советское право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992. Вульф Л. От порядка к беспорядку / Как оформить пенсию. Библиотечка журнала "Социальная защита". М., 1999. Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999. Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 8. Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 3. Гниденко Т. Полномочия не поделили // Пенсионное обеспечение, 1998, № 6. 1 Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999, с. 3; Сорк М. К лабиринту закона о пенсиях // Закон, 1998, № 4, с. 29; и др. 2 Вульф Л. От порядка к беспорядку / Как оформить пенсию. Библиотечка журнала "Социальная защита". М., 1999, с. 57. 3 Советское право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992. С. 79. 4 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 1997. С. 124. 5 Решение Верховного Суда РФ от от 5 января 1999 г. № ГКПИ 98-714 6 Азарова Е.Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении. М., 1994. С. 43. 7 Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 3. С. 41-42. 8 Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 3. С. 42-43. 9 См. например пенсионное дело В. Пенькова // Гниденко Т. Полномочия не поделили // Пенсионное обеспечение, 1998, № 6. С. 22. 10 Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 8. С. 28-29. 11 Там же. С. 30. 12 Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 8. С. 32. 13 Азарова Е.Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении. М., 1994. С. 49. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|