|
|
Совместное предприятиеСодержание Введение с.3 1. Совместное предпринимательство в экономической структуре России с.5 2. Маркетинг в деятельности совместных предприятий с.9 3. Организационно-правовые формы совместных предприятий с.14 4. Налогообложение совместных предприятий с.20 5. Контроль государства над деятельностью и персонал совместных предприятий с.22 Заключение с.24 Список литературы с.25 ВВЕДЕНИЕ Совместное предпринимательство в России возникло не так давно. Однако, уже сейчас ясны все возможности, которые дает эта форма сотрудничества нашей экономике. Но ясно и то, что это форма, как и другие сферы бизнеса, требует постоянного внимания со стороны государственных структур, направленного на более эффективное его использование. Нужны целостная концепция по развитию совместного предпринимательства, более активные меры по привлечению иностранного капитала в те отрасли и регионы, где это особенно желательно. Зона совместного предпринимательства - это территория, где действуют российские законы, органы власти, предприятия и учреждения. Граждане, работающие на этой территории имеют те же права, что и все граждане страны. Но на этой территории создаются более благоприятные условия для иностранного капитала путем предоставления льгот по налогам, таможенному обложению, создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры и т.д. В тоже время зоны совместного предпринимательства не являются экспортными анклавами, поскольку в значительной мере эти зоны должны поставлять продукцию на внутренний рынок. Конечно, они могут работать и на внешний рынок, повышая степень переработки сырья, поставляемого на экспорт, вывозить часть готовой продукции. В некоторых странах, например в Китае, Польше, созданы специальные государственные органы, которые призваны проводить активную государственную политику в области регулирования иностранного капитала. Первые шаги в этом направлении сделаны и в России. Развитие совместного предпринимательства в нашей стране - не конъюнктурная задача, а долговременное дело, призванное способствовать повышению эффективности экономики, более активному ее вовлечению в мировой рынок. 1. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ РОССИИ Создание совместных предприятий представляет собой один из способов включения национальной экономики в международное разделение труда. Специфика названного процесса заключается в том, что экономическая интеграция доводится в данном случае до предоставления участникам интегрируемых производительных сил другой национальной экономики статуса хозяйственных субъектов. Образование совместных предприятий не следует изображать как процесс, в котором взаимодействующие стороны стремятся облагодетельствовать друг друга. Такой процесс всегда предстает как система отношений состязающихся, конкурирующих друг с другом сторон, реализующих в совместных контактах свои целевые установки, особые интересы. По названной причине оптимальная организация совместных предприятий предполагает точное знание природы, содержания складывающихся хозяйственных связей, их своеобразия. Общим в таком налаживании оказывается прежде всего хорошее знание партнера, с которым заключается договор. Учет целей и интересов контрагентов по совместным предприятиям и позволяет превратить их в достаточно выгодных соучастников складывающейся совместной хозяйственной деятельности. Немаловажным условием оптимальной организации совместных предприятий является знание возможностей собственной экономики, ее производственных и социальных потребностей, текущих и перспективных проблем организации процессов расширенного воспроизводства. Преимущество получает тот, кто способен полнее, конструктивнее судить о конкретном состоянии, развитии своей страны, о зависимости ее от международного разделения труда. Образование совместных предприятий предполагает решение разных по своему экономическому масштабу, а значит, и содержанию задач: народнохозяйственных и сравнительно узких, связанных с организацией экономических процессов на уровне регионов или отдельных предприятий. Первый круг задач выражает общую стратегию формирования совместных предприятий. Содержательно решение таких задач заключается в определении общеэкономической целесообразности образования совместных предприятий, поиске наиболее оптимальных вариантов органического включения их в структуру единого народнохозяйственного комплекса. Реально воспользоваться преимуществами международного разделения труда, избежать экономического проигрыша от включения в него совместных предприятий представляется возможным лишь в той мере, в какой общество осознает состояние своего народнохозяйственного комплекса, видит его сильные и слабые стороны, понимает производственное и воспроизводственное значение привлекаемых иностранных ресурсов. Опыт показывает, что точно выраженная с позиций всего единого народнохозяйственного комплекса государственная стратегия создания совместных предприятий, составляет необходимое условие их быстрого формирования, а затем и нормального функционирования. Образуя основу планомерного формирования совместных предприятий в составе единого народнохозяйственного комплекса, эта государственная общеэкономическая стратегия становится одновременно и условием ориентации самих иностранных предпринимателей. С учетом особенностей сфер деятельности совместных предприятий, их типов можно формировать и наиболее приемлемые элементы хозяйственного механизма. Эти элементы должны, очевидно, выражать разные уровни обобществления совместного производства, разные способы осуществления народнохозяйственного планирования, модели и модификации хозяйственного расчета, а в конечном итоге, - различные формы взаимодействия национальных хозяйственных механизмов. При организации совместных предприятий по договорам с фирмами зарубежных стран появляется необходимость использовать такие элементы хозяйственного механизма, как система участий, методы маркетинга, государственно-монополистического регулирования производства в структуре транснационального предпринимательства и т.д. Ясно, что оптимальное народнохозяйственное использование элементов хозяйственного механизма в современном мире предполагает мобилизацию всех систем хозяйствования. Особым, сравнительно частным моментом организации совместных предприятий оказывается региональное (республиканское) их формирование. В отличие от народнохозяйственного учредительства совместных предприятий региональное их образование строится на базе тех материальных и трудовых ресурсов, которые включаются в хозяйственный оборот лишь данной территории. Соответственно в нем оказываются задействованными только те предприятия, которые находятся в ведении региональной системы народнохозяйственного комплекса. Призванные удовлетворить потребности конкретного региона такие предприятия должны быть и регулируемые, насколько это оказывается необходимым, региональными управленческими структурами. 2. МАРКЕТИНГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Создание на территории России совместных предприятий и объединений с участием российских и иностранных организаций и фирм еще несколько лет назад являлось делом не только новым, но и достаточно необычным. Это требовало отказа от некоторых устоявшихся привычек, стереотипов. Совместные предприятия были не просто дополнением к традиционным формам товарообмена между странами, но и одним из наиболее перспективных направлений эффективного развития и углубления международного экономического сотрудничества. Совместные предприятия представляют собой наиболее распространенную форму межфирменной производственной кооперации, они имеют большие преимущества организационного характера. Такая форма позволяет фирмам одновременно решать целый ряд экономических задач, причем не односторонне, а комплексно, т.е. с учетом их научно-технических, производственных и коммерческих интересов. При создании совместного предприятия решаются задачи рационального размещения предприятий, экономии на капитальных вложениях за счет фирмы-партнера, создания производственной единицы конкурентного размера с передовой технологией и т.д. Совместные предприятия являются также очень эффективным средством в решении проблем специализации производства. Здесь достигается высокий уровень ассортиментной однородности производства на предприятиях фирм-учредительниц, высокий уровень специализации их сбытовых подразделений, создаются новые высокоспециализированные производства с большими конкурентными возможностями, появляется возможность извлечь выгоду из монопольного положения, если объем продукции совместного предприятия, ее качество будут намного выше, чем у фирм - конкурентов на определенном рынке этих изделий. Довольно часто фирмы различных стран используют создание совместных предприятий для освоения и выпуска каких-либо новейших видов продукции. При этом фирмы преследуют цель, состоящую в распределении риска (коммерческий риск при появлении на рынке новейшего изделия) между партнерами. Важным преимуществом этой формы кооперации является и то, что освоение выпуска нового изделия дополнительно к существующему ассортименту продукции фирм - учредителей не сопровождается снижением уровня их специализации, позволяя вместе с тем диверсифицировать ассортимент в рамках межфирменного кооперативного объединения, взятого в целом. Нередко создание совместных предприятий служит также и средством проникновения на иностранные рынки. Иногда решающую роль в создании в той или иной стране совместных предприятий играют финансово-налоговый режим в этой стране, та или иная степень "благосклонности" правительства страны к иностранным капиталовложениям. Однако, какие бы "стратегические" цели не преследовали фирмы - учредительницы, их первостепенной и постоянной заботой является контроль за финансовой эффективностью произведенных вложений средств и за прибыльностью созданных предприятий. Побудительными мотивами к созданию совместных предприятий со стороны иностранных партнеров обычно выступают возможность расширения сбыта путем непосредственного участия в производстве и последующей реализации продукции на российском рынке, а иногда и в экспорте совместной продукции на рынки других стран, получение на долгосрочной основе прибыли. Конкуренты на мировых рынках практически готовятся к выходу на них в течение многих лет. Возможно, что для достижения успеха на мировых рынках более важным явится именно маркетинг, чем сами характеристики предлагаемых товаров или технологий. Недостаток опыта той работы на международных рынках для совместных предприятий - одна их ключевых проблем, которая должна быть решена. Элементы маркетинга в той или иной мере уже применялись в практике российской внешней торговли (комплексное изучение рынков, стремление наиболее выгодно использовать конъюнктуру рынка, создание за рубежом сбытовой сети и службы сервиса). Однако, долгое время в этой работе практически отсутствовал комплексный подход, не было четкой экономически обоснованной постановки долгосрочных целей, маркетинга, организационное и материальное обеспечение экспорта было явно недостаточным. Постоянно ведущие маркетинговые исследования, богатый арсенал средств товарной, ценовой и сбытовой политики, устойчивая связь с торговыми посредниками, рекламными агентами, транспортно- экспедиторскими фирмами, наличие широкой сети учебных центров, складов, станций технического обслуживания позволяют им решать многие серьезные рыночные проблемы, успешно вести конкурентную борьбу на мировом рынке. При создании в рамках такого сотрудничества новых товаров для российского партнера большое значение имеет получение от западного партнера полной информации относительно продвижения на рынок, рекламы и организации сбыта этих изделий. Одним из важнейших условий успешной реализации товаров совместного предприятия является использование (принадлежащей западному партнеру и совместной) торговой марки. В системе маркетинга значительная роль принадлежит "имиджу" товара или фирмы, т.е. тому представлению, которое оно вызывает у потребителя. Формирование "имиджа" товара и тем более фирмы - длительный и весьма дорогостоящий процесс. Торговая марка в свою очередь служит графическим воплощением "имиджа", т.е. обозначает данные товара или фирмы, отражает его отличие от конкурирующих аналогов. Внедрение на рынок новых изделий, во всех случаях предполагающих проведение специальных мероприятий по созданию "имиджа", требует значительно меньших усилий и расходов со стороны уже известных фирм, имеющих солидную торговую марку. Таким образом, для успешной работы на рынке необходимо изучать и учитывать емкость и структуру рынка и в определенной степени воздействовать на него, осуществляя прямое или косвенное регулирование, т.е. работать на рынок, важнейшие параметры которого могут быть примерно определены. Маркетинговый подход в качестве важнейшей предпосылки успешной деятельности совместного предприятия означает удовлетворение действительных или потенциальных потребностей покупателей. Суть его выражается в том, что фирмы стремятся продавать не то, что производится, производить такие товары и в таком количестве, которые необходимы потребителям и могут быть реализованы на рынке. Исходная посылка маркетинга заключается в том, что, с одной стороны, фирма должна максимально приспособиться к рынку, а с другой - активно воздействовать на него, формируя его в выгодном для себя направлении. Это требует тесного сотрудничества и координации маркетингового и других подразделений фирмы, в частности проектно-конструкторского, производственного и т.д. Таким образом, маркетинг является системой организации по единой программе всей деятельности предприятия (фирмы) по созданию, производству и реализации продукции. Как считают специалисты, успех любой компании в будущем будет во все большей мере определяться эффективностью ее маркетинга, чем ее производственными возможностями. Уже сейчас для многих фирм на Западе проблема состоит не в том, чтобы организовать производство, а в том, чтобы пробиться на рынок. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С самого начала совместные предприятия наделялись гораздо большими правами по сравнению с обычными. Хозрасчетные начала в деятельности СП стали определяющими, в этом смысле они с самого основания получили оперативную хозяйственную самостоятельность. В относительно короткий срок был решен вопрос о снятии ограничений на долю иностранного участника в совместном предприятии. Совместные предприятий ("джойнт венчурз") в западной практике возникли как результат длительной эволюции форм смешанного предпринимательства. В этом смысле наши СП, миновавшие последовательные этапы возникновения одной формы из другой, во-первых, представляют собой симбиоз, в котором имеются элементы почтив всех форм смешанного предпринимательства, распространенного в капиталистических странах. Увеличение числа СП ставит проблему типизации, т.е. кодекса форм СП по группам отраслей. Последнее обстоятельство исключительно важно в том отношении, что имеющаяся у нас форма СП уже сейчас может быть (без разработки специального законодательства, в том числе и об акционерных компаниях) использована более эффективно, при условии разграничения в рамках существующих нормативных актов наиболее типичных разновидностей СП (отвечающих определенному списку отраслей народного хозяйства, в которых уровни экономического развития более или менее сходны). Именно поэтому целесообразно проследить процесс эволюции совместного предприятия от низших форм к высшим. В ходе развития последовательно появились три основные формы: неакционерные (партнерские), акционерные и совместные. Неакционерные формы возникли на ранних стадиях развития капитализма и используются в настоящее время смешанным капиталом для организации деятельности преимущественно мелких и средних фирм, главным образом в торговле и при производстве несложных видов промышленной продукции. Юридической формой организации здесь является партнерство в двух его видах. Первый вид - обычное партнерство, где все его участники несут неограниченную ответственность (вплоть до судебной описи личного имущества) за результаты совместной деятельности. Выход одного из пайщиков требует согласия всех участников. Во втором виде партнерства среди пайщиков определяется спонсор, или командитор, который отвечает всем своим имуществом (неограниченная ответственность), остальные отвечают в пределах внесенного пая. В обоих случаях образуется складочный капитал, что означает право выхода с разрешения партнеров и возвращение имущества пайщику в натуре. С экономической точки зрения каждый участник сохраняет собственность на свой капитал как в натурально-вещественной, так и в стоимостной форме. Вложенные в общество средства производства не обобществляются, а полученный доход делится пропорционально вкладу, оцененному в денежной форме. Мелкие и средние фирмы и сейчас применяют этот тип деятельности при налаживании производства современных модификаций достаточно традиционной продукции (ткани, обувь, одежда, продовольственные товары). Акционерные формы характеризуются созданием смешанных компаний закрытого и открытого типов. В закрытых компаниях владельцы акций (их должно быть не менее 2 и не более 50) имеют в отличие от партнеров право свободы выхода, но продавать свои акции они должны не на свободном рынке, а лишь другим держателям, наделенным солидарной обязанностью выкупать эти акции при первом требовании. Однако, в случае выхода участник не может, не может, как в партнерстве, изъять свой капитал в натурально-вещественной форме, а лишь получает эквивалент его стоимости. Таким образом, с экономической точки зрения он утрачивает собственность на материально-вещественные компоненты капитала, который как функция в закрытых кампаниях распределяется между остальными участниками. В открытой кампании, наиболее известной как классический вариант акционерного общества, субъектом собственности на натурально-вещественную форму средств производства становиться не каждый отдельный участник, а компания в целом как юридическое лицо, представленное либо административным советом. либо советом директоров. Здесь обобществление собственности на средства производства в материальной форме приводит к отделению капитала-функции в пользу управленческого органа. Отдельный акционер имеет титул собственности на денежную форму части стоимости обобществленных средств производства, неся ограниченную ответственность, и является собственником дохода в виде распределяемого по акциям дивиденда. И закрытые и открытые смешанные компании создаются как правило для осуществления капиталоемких проектов (особенно в горнодобывающей промышленности) с участием государственного капитала, чьи представители активно воздействуют на процесс управления. Кроме того, акционерные формы имеют и еще одну разновидность - смешанное предприятие. Это чаще всего объединение частного иностранного и местного государственного капитала с паритетной или даже миноритарной долей участия зарубежного партнера, имеющего контракт на управление и различные услуги (передача технологии, ноу-хау). Признак договоренности (контрактности), является главным отличием компании от предприятия. В данном случае создаются обычно крупные, технологически сложные объекты в обрабатывающей промышленности по выпуску нетрадиционной и часто капиталоемкой продукции. Поскольку продукция данных предприятий почти не содержит в себе не воспроизводимых элементов (или природных ресурсов, как это происходит в горнодобывающей промышленности с участием национального государства), то собственность на результат производства, управляемого и технологически контролируемого иностранным участником, переходит последнему. Национальный партнер является собственником своей (равной или даже большей) доли (натурально-вещественной и стоимостной формы) капитала, но получает доход после продажи продукции иностранным предпринимателем как распределяемую в его пользу часть прибыли ( за исключением права "дележа" продукции, редко предоставляемого в не сырьевых отраслях). В итоге собственность на результат производства как в натурально-вещественной, так и стоимостной форме переходит к зарубежному партнеру. В экономическом смысле это крайне важный пункт, ибо он становится мотивом перехода к высшим формам совместного предпринимательства, получившим в настоящее время широкое распространение. Совместные формы деятельности в англо-американской практике (джонт-вентура) имеют две основные разновидности. Во-первых, это совместные компании, зарегистрированные как акционерные общества закрытого типа, но с типичной для обычных партнерств неограниченной собственностью каждого из участников на результаты деятельности. По сути дела, их капитал остается складочным на заранее согласованный срок действия данного объединения. После истечения указанного срока национальная сторона может выкупить всю долю иностранного партнера, гарантирую тем самым невозможность национализации не только первоначального вклада, но и прироста активов за счет реинвестиции прибыли в период деятельности компании. Таким образом, совместные компании имеют пять отличительных признаков: - наличие соглашения сторон о долгосрочных задачах сотрудничества (производство, купля-продажа, обслуживание, финансирование и т.д.); - объединение сторонами активов (денежных средств, оборудования, опыта управления и т.п.); - оценка объединенных активов как капитальных вложений сторон; - осуществление согласованных задач через совместные органы управления; - участи сторон в прибылях и убытках в соответствии с вложенным капиталом. Контракционное предприятие образуется путем выкупа доли иностранного партнера или на основе полной собственности местных участников на капитал с момента основания общества. Контракт на управление и технологический контроль на таком предприятии заключается для регулярного возобновления с согласия сторон, что позволяет обеспечить завершение процесса освоения всей совокупности технологических знаний и методов производства. В таких предприятиях всякий вид расходов распределяется между участниками в соответствии с фиксированной в соглашении долей процента (а не пропорционально удельному весу доли в капитале, как в совместной компании). Здесь налицо с самого начала полная собственность национального участника на все средства производства, выкупаемые или сразу покупаемые у иностранного партнера. Собственность на результат производства постепенно переходит под национальный контроль, а вознаграждение иностранных предпринимателей сводится к оплате за услуги управления и организации. Таким образом, при выборе формы предпринимательства главными критериями являются: 1) сфера деятельности и вид продукции(традиционный, технологически сложный и наукоемкий); 2) масштабы проекта (мелки, средний, крупный); 3) стратегическая цель привлечения иностранного участника, которая в зависимости от первых двух варьируется от импорта оборудования до управления производственно-технологического опыта. Относительная либеральность системы налогообложения, связанная, в частности, с преобладание неакционерной формы СП, создает предпосылки для более точного отпочкования различных разновидностей СП. В самом общем виде существующие сейчас СП можно разделить в зависимости от сферы деятельности на: 1) созданные в наукоемких и технологически сложных типах производства; 2) занятые торгово-посредническими операциями; 3) функционирующие в сфере услуг. При сохранении имеющихся процедур принятия решений и получения разрешений на создание СП вполне целесообразно дифференцировать их статус с учетом сложившейся отраслевой структуры. Во-первых, при сотрудничестве с мелкими и средними иностранными фирмами, которые, как известно, преобладают как партнеры СП, учреждать партнерства (обычные или с ограниченной ответственностью). Это исключало бы формирование специальных управленческих структур, повышало бы взаимную ответственность обеих сторон. Сложившаяся в западной практике система доступа каждого участника партнерства к контролю за управлением и отчетностью может применяться и в наших условиях. На на аналогичных принципах можно построить деятельность СП, создаваемых с участием местных органов как в сфере обслуживания, так и в торгово-посреднических операциях. Во-вторых, в достаточно капиталоемких предприятиях с участием крупных западных фирм желательно предусмотреть перспективу их постепенного превращения в смешанные компании закрытого типа с выпуском акций серии А и Б (т.е. без создания биржи). Это в конечном счете позволит изменять долю участия партнеров не по решению вышестоящих инстанций, а на основе действительно складывающегося соотношения вклада с учетом экономических результатов деятельности каждой из сторон. Тем самым не исключается возникновение элемента здоровой конкуренции внутри совместного предприятия, что будет способствовать активизации партнеров. В-третьих, многочисленные небольшие СП в наукоемких областях с участием малых и средних западных фирм и наших объединений можно организовать как совместные компании, где складочный уставной фонд через долю участия в нем будет определять и долю собственности на результаты производства, за которые участник несет неограниченную ответственность. Организация контрактных (договорных) СП целесообразна при осуществлении прежде всего крупных проектов, где инвестиционные возможности нашей страны достаточны, технология имеется, но нуждается в модернизации (например, нефтехимия). Подписание контракта на употребление или внедрение новых технологических процессов с правом для иностранного партнера на согласованную долю в продукции как плату за предоставленные услуги способно заинтересовать его в эффективной работе. Анализ экономического содержания различных форм показывает, что центральным их отличием является соотношение собственности участников на средства производства (в натурально-вещественном и стоимостном выражении) и на результат производства, продукт. Если в партнерских отношениях каждый пайщик сохраняет собственность на капитал и доход (средства производства и результат), то в закрытых акционерных компаниях происходит отделение собственности выходящего из его состава акционера в пользу всех остальных, а в публичных - уже акционеры уступают эту собственность компании как юридическому лицу. Высшим органом совместного предприятия является правление, состоящее из лиц, назначаемых его участниками. Порядок принятия решений правлением определяется учредительными документами. Руководство текущей деятельностью совместного предприятия осуществляется дирекцией, формируемой из советских и иностранных граждан. Председателем правления или генеральным директором совместного предприятия может быть как советский, так и иностранный гражданин. При этом иностранный гражданин может занимать только одну из указанных должностей. Принципиальные вопросы деятельности совместного предприятия решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех членов правления. Совместное предприятие вступает в отношения с центральными органами государственного управления через органы, вышестоящие по отношению к советскому участнику этого предприятия, а с местными органами управления и другими советскими организациями - непосредственно. Совместное предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает программы своей хозяйственной деятельности. Государственными органами обязательные плановые задания совместному предприятию не устанавливаются, и сбыт его продукции не гарантируется. Совместному предприятию предоставляется право самостоятельного ведения экспортных и импортных операций, необходимых для его хозяйственной деятельности. Указанные экспортные и импортные операции могут также совершаться через советские внешнеторговые организации или сбытовую сеть иностранных участников на основании соответствующих договоров.Совместное предприятие вправе осуществлять переписку, телеграфную, телетайпную и телефонную связь с организациями других стран. Все валютные расходы совместного предприятия, включая выплату прибыли и иных сумм, причитающихся иностранным участникам и специалистам, должны обеспечиваться совместным предприятием за счет поступлений от реализации его продукции на внешнем рынке. Порядок реализации продукции совместного предприятия на российском рынке и поставки совместному предприятию с этого рынка оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии и другой продукции, а также вид валюты при расчетах за реализуемую продукцию и закупаемые товары определяются совместным предприятием по согласованию. На совместном предприятии создаются резервный фонд и другие фонды, необходимые для его деятельности и социального развития коллектива. Отчисления от прибыли в резервный фонд осуществляются до тех пор, пока этот фонд не достигнет 25 процентов уставного фонда предприятия. Размеры ежегодных отчислений определяются в порядке, устанавливаемом учредительными документами. Перечень других фондов, порядок их образования и расходования определяются в учредительных документах. Прибыль совместного предприятия за вычетом сумм по взаимоотношениям с государственным бюджетом России и сумм, направляемых на создание и пополнение фондов, распределяется между его участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде. Иностранным участникам совместного предприятия гарантируется перевод за границу в иностранной валюте сумм, причитающихся им в результате распределения прибыли от деятельности предприятия. Совместные предприятия производят амортизационные отчисления в соответствии с предписаниями, действующими для российских государственных организаций, если иное не предусмотрено в учредительных документах. Начисленные суммы остаются в распоряжении совместных предприятий. Проектирование и капитальное строительство объектов совместных предприятий, включая объекты социального назначения, осуществляются по договорам за счет собственных и заемных средств. Лимиты строительно-монтажных работ, выполняемых российскими строительно-монтажными организациями, и материальные ресурсы, необходимые для строительства, по заказам совместных предприятий выделяются в приоритетном порядке. Глава IV. Налогообложение совместных предприятий. Совместные предприятия уплачивают налог в размере 30 процентов с части прибыли, остающейся после отчислений в резервный фонд, а также в другие фонды совместного предприятия, предназначенные на развитие производства, науки и техники. Налог зачисляется в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения объявленной прибыли. Министерство финансов России имеет право понижать размер налога или полностью освобождать от налога отдельных плательщиков. Исчисление налога на прибыль производится совместным предприятием. Авансовая сумма налога за текущий год определяется предприятием с учетом финансового плана на текущий год. Исчисление окончательной суммы налога с прибыли, фактически полученной за истекший календарный год, производится совместным предприятием не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Финансовые органы имеют право проверять правильность расчета налога совместными предприятиями. Излишне уплаченная сумма налога за прошлый год может быть зачтена в счет текущих платежей по налогу или возвращена плательщику по его заявлению. Сумма налога на прибыль за текущий год перечисляется в бюджет равными долями не позднее чем за 15 дней до истечения каждого квартала. Окончательная сумма налога уплачивается не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. За просрочку платежа взимается пеня в размере 0,05 процента за каждый день просрочки. Взыскание сумм налога, не уплаченных в срок, производится применительно к порядку, установленному для иностранных юридических лиц. Совместное предприятие имеет право обжаловать действия финансовых органов, связанные со взысканием налога. Заявление подается в финансовый орган, производящий проверку расчета налога. Решение по нему выносится в месячный срок со дня поступления заявления. Решение по заявлению может быть обжаловано в месячный срок в вышестоящий финансовый орган. Подача заявления не приостанавливает уплаты налога. Если договором между Россией и соответствующим иностранным государством не предусмотрено иное, часть прибыли, причитающейся иностранному участнику совместного предприятия, при переводе ее за границу облагается налогом в размере 20 процентов. Министерство финансов России имеет право понижать размер налога на часть прибыли, причитающуюся иностранному участнику совместного предприятия, при переводе ее за границу или полностью освобождать его на определенный срок от этого налога. 42. Указанный порядок налогообложения распространяется на доходы, полученные совместными предприятиями, созданными на территории России, и расположенными в России филиалами совместных предприятий, созданных с участием советских организаций в других странах, от деятельности как на ее территории на континентальном шельфе и в экономической зоне , так и на территории других стран. Глава V. Контроль государства над деятельностью и персонал совместных предприятий Участникам совместного предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, предоставляются для осуществления контрольных прав данные, касающиеся деятельности этого предприятия, состояния его имущества, прибылей и убытков. Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности совместного предприятия производится по соглашению сторон. Совместное предприятие может иметь ревизионную комиссию, образуемую в порядке, предусмотренном учредительными документами. Совместные предприятия ведут оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, действующем в России и для российских государственных предприятий. Формы такого учета и отчетности утверждаются Министерством финансов России совместно с ЦСУ и Госстандартом. Совместные предприятия несут ответственность в соответствии с советским законодательством за соблюдение порядка ведения и достоверность учета и отчетности. Совместные предприятия не могут предоставлять никакой отчетности и информации органам иностранных государств. Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией. Персонал совместных предприятий комплектуется в основном из российских граждан. Администрация совместного предприятия обязана заключать коллективные договоры профсоюзной организацией, создаваемой на предприятии. Содержание этих договоров, включая положения о социальном развитии коллектива, определяется советским законодательством и учредительными документами. Режим работы и отдыха работающих на совместных предприятиях российских граждан, их социальное обеспечение и социальное страхование регулируются нормами российского законодательства. Эти нормы распространяются на иностранных граждан, работающих на совместных предприятиях, за исключением вопросов оплаты труда, предоставления отпусков и пенсионного обеспечения, решаемых в договоре с каждым иностранным гражданином. Совместными предприятиями самостоятельно решаются вопросы формы, размеров оплаты труда, материального поощрения в советских рублях, а также вопросы найма и увольнения и иных условий труда с соблюдением прав граждан, предусмотренных законодательными актами России. Совместное предприятие вносит в государственный бюджет России отчисления по государственному социальному страхованию российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение работников по ставкам, установленным для государственных организаций. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников совместного предприятия перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства (в валюте этих стран). Получаемая иностранными работниками совместного предприятия заработная плата облагается подоходным налогом в порядке и размерах, предусмотренных Указом Президента "О подоходном налоге с иностранных юридических и физических лиц". Неизрасходованная часть этой заработной платы может переводиться в иностранной валюте за границу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время создание совместных предприятий представляет собой один из возможных для нас способов сосредоточения ресурсов на направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, ликвидацию возникших в структуре народно-хозяйственного комплекса диспропорций. Одновременно оно должно быть ориентировано на решение таких острых социальных проблем, как жилищная, экологическая и др. А это значит, что в любом случае совместные предприятия необходимо создавать в тех частях совместного народнохозяйственного комплекса, с развитием которого связано достижение конкретных, заранее спрогнозированных целей. Необходимо отметить, что по сравнению с предприятиями государственного сектора совместные предприятия обладают большими возможностями применения в своей деятельности методов маркетинга, так как они работают на принципах довольно широкой самостоятельности, позволяющей оперативно маневрировать своими ресурсами для достижения рыночных целей. Совместные предприятия могут также легче использовать передовой управленческий опыт других стран, способствовать подготовке управленческого персонала для всей экономики России. Для дальнейшего успешного развития совместного предпринимательства в России необходимо: - развитие законодательной базы, которая гарантирует СП хозяйственную самостоятельность и невмешательство в их действия государственной власти; - удовлетворение потребности российских предприятий в совместной технологии и оборудовании; - стремление западных предпринимателей к освоению российского рынка и использованию природных и трудовых ресурсов страны. ЛИТЕРАТУРА Севрук М.А. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятий. - М, - 1992. Муравьев А.И., Мухин А.Ф., Григорьев Ю.А. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, - 1991. Совместные предприятия в экономике. / Под ред. И.И. Столярова, М.А. Сажиной. - М.: Изд. МГУ. - 1995. Ливанов Н.П. Экономический анализ деятельности совместных предприятий. - М. - 1998. Семевский А.А. Совместное предпринимательство. - М.: Финансы и статистика, - 1993. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|