|
|
Возмещение экологического вреда1. Вариант 1 В результате наезда трактористом ОАО "Сельхозтехника" на нефтепровод, принадлежащий нефтеперерабатывающему заводу, произошел его разрыв и загрязнение водного объекта и земли. С иском в арбитражный суд обратился областной комитет по охране природы, требуя взыскать с нефтеперерабатывающего завода и ОАО "Сельхозтехника" Н-ю сумму за загрязнение земли и воды и перечислить ее на счет комитета. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования областного комитета по охране окружающей среды. Охарактеризуйте общее понятие экологического вреда. Дайте общую характеристику законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Раскройте особенности возмещения экологического вреда, причиненного источником повышенной опасности. Решите дело, определив надлежащего ответчика, истца, предмет иска, законность вынесенного решения. Понятие экологического вреда Вред, причиняемый вследствие нарушения правовых экологических требований считается экологическим вредом. Данное определение считается общепринятым. Рассмотрим этот вопрос более подробно, приняв во внимание законодательство. В законодательстве не дается четкого понятия экологического вреда, а для его характеристики используются другие термины. С точки же зрения экологов под экологическим вредом понимается негативные изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека, возникшие в результате загрязнения природной среды, истощения природных ресурсов, повреждения или разрушения экосистем.1 Согласно Закону "Об охране окружающей природной среды" (раздел 14) вред, причиненный экологическим правонарушением, должен быть возмещен. Из Конституции РФ (ст. 42) следует, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением - право каждого гражданина РФ. В соответствии со ст. 247За УК РФ нарушение правил обращения с опасными веществами и отходами, что влечет за собой угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека, влечет за собой уголовную ответственноcть. Если рассматривать понятие "вред" с точки зрения гражданского права, то вредом считается уменьшение имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права и (или) умалении нематериальных благ (жизнь, здоровье и т.п.)2. Под материальным ущербом в свою очередь понимают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, определение экологического вмещает в себя понятия реального ущерба, упущенной выгоды и морального ущерба (так как под вредом понимается умаление нематериальных благ). Как же оценить величину ущерба, приносимого экологическим вредом? С одной стороны, ущерб можно оценить средствами, которые необходимо затратить собственнику природного объекта (водоема, леса) на его восстановление. Однако, с другой стороны, существуют такие объекты, как атмосферный воздух или перелетные птицы, у которых нет собственника, и оценить ущерб таким образом не представляется возможным. Поэтому при оценке экологического вреда необходимо учитывать не только реальный ущерб и упущенную выгоду, но и третью его составляющую - моральный ущерб, который имеет не менее важное значение, так как при этом нарушается одно из прав человека, гарантированных конституцией РФ - право на благоприятную окружающую среду. То есть, при определении ущерба, нанесенного природной среде в результате какого либо негативного воздействия, необходимо рассмотреть все аспекты этого воздействия и влияние его не только на физическое здоровье человека, но и на его психическое и эмоциональное состояние. На основании сказанного выше, принимая во внимание действующее законодательство, можно дать понятию "Экологический вред" следующее определение: Экологический вред - любое негативное воздействие на окружающую природную среду и связанное с ним умаление материального (жизнь, здоровье, имущество) и нематериального (права на благоприятную окружающую среду) блага, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических норм и требований. Общая характеристика законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением предусмотрено административным, гражданским, уголовным и экологическим законодательством. Поэтому вопрос о законодательстве, регулирующем порядок возмещения экологического вреда, представляется весьма непростым и должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела и его последствий. Неоднозначно решается вопрос и о виде ответственности за экологические правонарушения. Статья 81 Закона "Об охране окружающей природной среды" называет следующие виды ответственности, налагаемые на должностных лиц и граждан - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную. Однако, ст. 83 указанного Закона характеризует материальную ответственность как институт трудового права, характеризующийся обязанностью работника возмещать ущерб, причиненный работодателю в рамках трудовых, а не экологических отношений. Поэтому к материальной, ответственность за экологические правонарушения отнести нельзя. Фиксация экологического правонарушения осуществляется составлением протокола, удовлетворяющего требованиям ст. 235 КоАП РСФСР. Несмотря на это, полностью к административному виду правонарушений, экологические правонарушения относить тоже нельзя, так как речь идет о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а не о наказании (штрафе). К гражданской, ответственность за экологические правонарушения отнести нельзя по следующим причинам. В роли потерпевшего в результате ухудшения состояния окружающей природной среды оказывается все общество (так как здесь имеет место нарушение прав каждого на благоприятную окружающую среду), а вред возмещается его представителю в лице государства. Решение о возложении ответственности за экологическое правонарушение выносится государственным органом. При этом порядок подсчета ущерба (таксы и методики расчета) устанавливает государство, т. е. одна из сторон отношения, вторая сторона (нарушитель) здесь никакими правами не пользуется. Таким образом, нарушается одно из принципов, присущих гражданскому праву - равенство сторон отношений. Кроме того, ответственность за экологические правонарушения регулируется специальными нормативными актами (например, постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632) и имеет своим объектом охраны природные элементы, а не продукты труда человека. Таким образом ответственность за экологические правонарушения носит очень специфический характер, поэтому В.В. Петров предлагает называть такую ответственность таксовой, т. е. смешанной. Особенности возмещения экологического вреда, причиненного источником повышенной опасности Согласно ст. 1079 ГК РФ, владелец источника повышенной опасности обязан возместить вред, причиненный таким источником, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Вместе с тем, для применения правила ст. 1079 необходимо установить причинную связь между возникновением вреда и проявлением характерной (специфической) вредоносности соответствующего источника повышенной опасности при его эксплуатации. Необходимо выяснить, является ли трактор, наехавший на нефтепровод, источником повышенной экологической опасности, так как согласно ст. 1079 ГК РФ он является источником повышенной опасности для жизни, здоровья и имущества. Другое дело - деятельность, которая производится владельцем трактора - она по всей вероятности, будет относиться к деятельности, связанной с повышенной экологической опасностью. Вопрос об отнесении деятельности организаций к числу представляющих повышенную экологическую опасность решается арбитражным судом в каждом конкретном случае самостоятельно. 3 При принятии арбитражными судами решений о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, необходимо проверить, не является ли данное правонарушение результатом деятельности нескольких организаций (лиц). В случае если в ходе расследования будет установлено, что вред причинен несколькими организациями (лицами), арбитражный суд, в соответствии с п.3 ст. 87 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", должен определить размер ответственности каждой организации (лица). Таким образом, если признавать деятельность владельца трактора ОАО "Сельхозтехнику" деятельностью, связанной с повышенной экологической опасностью, то решение суда о возложении совместной ответственности на ОАО "Сельхозтехника" и нефтеперерабатывающий завод в равной мере правомерно, если же нет, то необходимо определить размеры возмещения ущерба каждой из организаций. Порядок возмещения экологического вреда Факт совершения экологического правонарушения, фиксируется, как указывалось выше, Протоколом об экологическом правонарушении, который должен удовлетворять требованиям ст. 235 КоАП РСФСР. Территориальные органы Госкомэкологии России расследуют обстоятельства дела об экологическом правонарушении и выявляют последствия данного правонарушения. На основании данного расследования, комиссия или должностное лицо территориального органа Госкомэкологии выносят Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Исчисление причиненных убытков производится территориальными органами Госкомэкологии России или же совместно с представителями органов государственной власти субъекта РФ и осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитывается продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменения уровня цен.. По результатам составляется Акт о размерах причиненных убытков, прилагаемый к Постановлению. Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба, от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта. Биопродуктивность водного объекта определяется на основе непосредственного обследования биологических ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом действующих в Госкомэкологии методических документов. Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением земель, рекомендуется определять в соответствии с "Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами", утвержденном Роскомземом России 10.11.93 и Минприроды 18.11.93. с изменениями от 15.02.2000.4 В случае уклонения правнонарушителя от возмещения экологического вреда территориальные органы Госкомэкологии вправе предъявлять в суд иск о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде. По согласованию сторон экологический вред может быть возмещен ответчиком за счет собственных сил и средств путем восстановления окружающей природной среды При разрешении споров, взысканные арбитражным судом с правонарушителя суммы ущерба, причиненного окружающей природной среде должны перечисляться на счета государственных экологических фондов.5 Исключение составляют случаи, когда загрязненный природный объект находятся в частной собственности. В этих случаях сумма ущерба перечисляется на счет собственника объекта. Решение дела Предмет иска - ущерб, причиненный водному объекту и земле в результате разрыва нефтепровода. Ответчики - ОАО "Сельхозтехника", нефтеперерабатывающий завод. Истец - областной комитет по охране природы. Законность вынесенного решения - незаконное, так как суммы ущерба, причиненного водному объекту и земле должна перечисляться не областному комитету по охране природы, а территориальному органу государственного экологического фонда. В том случае, если водный объект и земля находятся в частной собственности, то сумма ущерба предназначалась бы собственнику этих объектов и истцом по делу был бы он. Список использованной литературы Бринчук М.М. Экологическое право. М. 1999. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М. 1995. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.М. 1995. Закон РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды"// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457. Кодекс РСФСР об административный правонарушениях. М. 1994. Конституция РФ. М. 1993. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Рф от 21.10.93 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"// Вестник ВАС РФ. 1994. № 3. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"// САПП РФ. 1992. № 10. Ст.726. Приказ Роскомзема России от 10.11.93 и Минприроды России от 18.11.93 с изм. 15.02.2000 "Об утверждении Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами"/ Российская газета от 31.03.2000. Уголовный кодекс РФ.М.1996. 1"Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений", утв. Приказом Госкомэкологии России от 06.09.99/ Рассылка. 2Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй./ Под ред. О.Н.Садикова. М. 1997, с.655. 3Постановление Пленума ВАС РФ от 21.10.93 с изм. 10.04.2000 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной Среды"// Вестник ВАС РФ, 1994, № 3; Рассылка. 4 Российская газета № 63 от 31.03.2000. 5 Ст. 21 Закона РСФСР от 19.12.91"Об охране окружающей природной среды"//Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 10, ст. 457. 1 9 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|