Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Влияние индивидуально-психологических особенностей на потребительский выбор
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Философия

контрольная работа

Основы философии (10 вопросов)



Вопрос 1. В чем заключаются два основных противоположных подхода (материализм и идеализма) к решению вопроса о природе и сущности мира и человека?
Ответ: Два противоположных похода к решению вопроса о природе и сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания, материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований бытия мира у человека привело к решению вопроса о том, что же является первичным - материя или сознание. В зависимости о того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.
Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, бесконечен во времени и пространстве, материя - первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи - мозга, сознание - вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, но видел в нем прежде всего исторические сущности. Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные формы и виды: наивный и зрелый, научный, стихийный и теоретически осмысленный...
Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия.
Существует две основных разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный исходит из того, что над миром господствует духовное начало. Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как мир человека. Он основывается на сторонах духовной жизни индивида - сознание, воля, эмоции.
Вопрос 2. Аристотель видел источник движения в форме. Согласны ли Вы с ним?
Ответ: Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) существенным образом трансформировал систему объективного идеализма своего учителя, внес новые принципы истолкования мира, оставаясь при этом в рамках античного миропонимания. Аристотель выступил со знаменитой критикой теории идей Платона, его онтологии, космологии, учения о человеке. ("Платон мне друг, но истина дороже"). Главный аргумент Аристотеля против платоновского постулата о существовании мира состоит в указании на то, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Такая постановка вопроса уже ведет к кардинальной перестройке онтологии, учении о бытии. Аристотель исходит из того, что всякая вещь, существующая сама по себе, неотделима от своей сущности. Он выделят четыре вида причин, или начал, благодаря которым вещи существуют. Во-первых, это материальная причина, материя вещи, то, из чего возникает вещь, как, например, глина для горшка или медь для статуи. Во-вторых, форма, которая структурирует пассивную материю, придает ей определенность и делает вещь именно данной вещью. Аристотилевское понятие формы как начала вещей близко платоновскому понятию идеи как порождающей модели вещей. В-третьих, движущая причина, то, откуда идет начало движения, что оформляет материю. Как пример Аристотель указывает: движущей причиной ребенка является отец. Наконец, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки. Из четырех причин наибольшее значение Аристотель придавал форме. Именно форма придает вещам их действительное бытие. Интересно отметить, что при построении своей онтологии Аристотель воспользовался в качестве модели процессом труда. Именно человеческий труд есть длительный процесс, процесс материальный, формообразующий, целесообразный. Не случайно для иллюстрации своих теоретических построений Аристотель берет вещи, изготовленные человеком,- статую, сосуд, шар и т.п. Принятие в качестве объяснительного принципа целесообразной человеческой деятельности ведет к пониманию мира как целесообразно организованного. Подобная онтология требует и специфической теории познания.
Формальная, движущая, целевая причины определяют общее в предмете. В этом смысле три причины (формальная, движущая, целевая) объединяются в своей противоположности материи и материальной причине ("содержимому вещи, из чего она возникает"). Между собой они разделяются:
- формальная причина - "форма или первообраз, а это есть определение сути бытия", это то, во что превращается вещь;
- движущаяся причина - "начало изменения, производящее как причина производимого или изменяющегося", источник движения;
- целевая причина (телос) - "цель, т. е. то, ради чего", это конечная цель всех превращений. Телос - это целостность существующего в природе.
Необходимо только помнить, что понятие "формы" ориентирует нас вовсе не на внешнюю видимость предмета, с ней Аристотель связывает суть вещи, источник ее изменения и цель, ради которой она существует и благодаря которой она включается в общую целесообразную связь природы. Существенное в предмете то, что включает его во всеобщую природную связь, сообщает ему смысл и предназначение. Такого рода аргументация обосновывает учение о целесообразности в мире.
Причина целевая ("телос") у Аристотеля обосновывает и одну важную тенденцию его учения: объяснить существование в качестве первых сущностей единичных вещей. В этом смысле "телос" характеризует не только целевое назначение вещи или явления (цель прогулки - здоровье), но при этом выявляется определенность данной вещи, ее специфика, ее предел, устойчивость и т. д. Целевая причина ведь не только втягивает предмет в общую целесообразную связь природы. Будучи аспектом формы, "телос" как бы сообщает смысл, заданность самому оформлению материи. Если попытаться пересказать эти мысли Аристотеля в современных выражениях, то можно сказать так: взаимосвязи предметов и явлений в рамках мирового целого и внутренняя структура их - это не нечто разное. Место предмета и явления во внешнем мире и его внутренняя структура характеризуют предмет в его разных, но взаимосвязанных аспектах. И то и другое характеризует, по Аристотелю, вещь и явление со стороны их целевого назначения.
Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем и со стороны формы, и со стороны материи. Будучи формой для низшей вещи, она является материей для высшей. Например, медная глыба - форма частиц меди, но материя для медного шара, медный же шар - материя для более сложной фигуры и т. д. Образуется как бы лестница, где внизу - первая материя, вверху - последняя форма.
Идя последовательно от формы к материи и найдя, наконец, материю, как нечто уже не содержащее формы, мы можем зафиксировать ее только как чистую возможность. Есть первоматерия мира, исходный материал, который и лежит в основе всех последующих формообразований. Этот исходный материал, эту первоматерию Аристотель характеризует как сочетание четырех не возникающих и не погибающих физических элементов: огня, воздуха, воды и земли.
Вопрос 3. Каковы философские основания учения о человеке и обществе в период Нового времени?
Ответ: Характерные особенности учений о человеке и обществе в период Нового времени сводятся к следующим моментам:
1.Индивидуалистическое воззрение на сущность человека и натурализм в истолковании общества. В рамках этого воззрения вырабатывалась буржуазная идея демократии, т.е. полного равенства всех людей в качестве граждан, несмотря на индивидуальные и социальные различия между ними. поведения.
2. Важнейшим свойством человеческой природы постулируются разумность, сознание. Разумность выступает и критерием оценки существующих общественных институтов и учреждений.
Индивидуалистические и натуралистические теории общественной мысли Нового времени имели социальную основу. Представления об обособленности индивида были абстрагированы от социальной действительности формирующегося буржуазного общества. Вместе с тем в учениях социальных философов Нового времени обособленный индивид "... представляется идеалом, существование которого относится к прошлому; он представляется им не результатом истории, а ее исходным пунктом, ибо именно он признается у них индивидом, соответствующим природе, согласно их представлению о человеческой природе, признается не чем-то возникающим в ходе истории, а чем-то данным самой природой".
Эти характерные особенности учений о человеке и обществе основывались на трудах философов и ученых эпохи Нового времени: Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона, Ж.-Ж. Руссо и др.
Вопрос 4. В каких специфических формах проявляется сущность человека? Раскройте их.
Ответ: Вопрос о предельных основаниях бытия человека и мира представляет собой стремление человека осмыслить сущность мира и свою собственную сущность, определить свое место в мире, отношение к нему, выяснить всеобщее основание, всеобщее начало всего сущего. Как отмечалось во вступительной теме, в истории философской мысли сложились две основные точки зрения на решение этого вопроса: материалистическая и идеалистическая. Этот вопрос представляет собой важную мировоззренческую проблему, решение которой имеет методологическое значение для определения человеком своего отношения к миру и к себе.
Однако сущность человека - это абстракция, выведенная путем анализа реальной действительности, непосредственной жизни людей. Она не существует сама по себе как самостоятельный феномен. Она заключена во всем многообразии реальной жизни. И путь к ней лежит через исследование эмпирической действительности. Но, в то же время, ее раскрытие становится предпосылкой, необходимым условием осмысления действительности с точки зрения ее содержания, закономерностей развития.
Восхождение от раскрытия сущности человека к раскрытию действительности имеет свою внутреннюю логику как процесс последовательного восхождения от абстрактного к конкретному. В наиболее общей форме сущность человека проявляется в действительности как совокупность (ансамбль) всех общественных отношений. Различные уровни (порядки) сущности человека, каждый сам по себе и все вместе, в своей действительности выступают как определенная система связей и отношений. С этой точки зрения человеческая действительность, в качестве совокупности (ансамбля) всех общественных отношений, включает в себя непосредственный процесс жизнедеятельности человека, охватывающий его жизненные потребности и многообразие способов их удовлетворения; процесс производства во всей его сложности; систему производственных, брачно-семейных и всех других сфер общественных отношений; общественное сознание, проявляющееся в духовной жизни общества; сферу свободы и творчества, в которой человек проявляет себя как субъект социальной деятельности. Все эти проявления человеческой сущности взаимосвязаны между собой. Поэтому человеческая действительность предстает именно как ансамбль всех общественных отношений, как определенная целостность, включающая в себя все богатство связей и отношений.
Но эта система связей, этот ансамбль всех общественных отношений - это тоже абстракция, хотя и более конкретная, чем абстракция сущности человека. И если это система связей и отношений, то возникает вопрос, а кто же является носителем этих отношений? Поэтому следующим этапом восхождения от абстрактного к конкретному является переход к выявлению субъектов этих отношений. Основными субъектами, носителями общественных отношений являются общество и личность. Они представляют собой субъектное бытие человеческой сущности. Конечно, общество внутренне структурировано, сложным феноменом является и личность. Но в данном случае внимание обращается на то, что именно общество и личность наиболее полно воплощают в себе все особенности сущности человека.
Относительно трактовки их содержания нет единого мнения среди исследователей. Здесь предлагается следующее их толкование.
Человек - это социальное качество всех индивидов, характеризующее общее основание их бытия. Этим общим основанием является опосредование жизнедеятельности людей системой социальных условий жизни. В этом понятии главное внимание акцентируется на том общем, что составляет основу и способ жизнедеятельности всех индивидов, основу, объединяющую людей в единое целое - общество, и отличающее человека от всего, что человеком не является.
Общество - это та система связей и отношений, в которой и посредством которой люди осуществляют свою жизнедеятельность, это человек в его общественных отношениях.
Личность - это социальное качество индивида, она есть индивидуальная форма проявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, форма проявления, субъектное бытие человеческой сущности. Личность характеризует индивида как субъекта социальной деятельности и служит отличительным признаком его от других людей.
Индивид - это единичное бытие человека как реально существующего социального существа, с его особенностями как носителя характеристик рода "человек". Это не просто единица, а единица, включающая в себя сущностные признаки рода, это единичное от множества и в самом множестве. Понятие "индивид" включает в себя также присущие ему физические, биологические характеристики.
Индивидуальность - это система унаследованных и приобретенных признаков, социальных свойств, присущих конкретному человеку и в своей совокупности и взаимосвязи характеризующих его самобытность, неповторимость, исключительность. Это непосредственный способ проявления человеческой сущности в ее индивидуальном бытии. Индивидуальность выражает специфику, самобытность индивида как по различным признакам, особенностям, так и в его целостности, отличающих его от других индивидов.
Однако общество и личность осуществляют свою жизнедеятельность в конкретных исторических условиях и в конкретных исторических формах, которые в своей совокупности и взаимосвязи составляют человеческую действительность в ее реальном бытии. Основными формами человеческой действительности являются: общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество. Анализ основных форм человеческой действительности есть дальнейшее восхождение от абстрактного к конкретному в раскрытии сущности человека и мира его бытия.
Общественно-экономическая формация
По отношению к обществу общественно-экономическая формация может быть рассмотрена и как конкретно-историческая его форма, характеризующая общество как определенную целостность, и как определенная ступень его развития, как определенный тип, что делает возможным проследить исторический процесс смены и взаимопереходов общественно-экономических формаций. Но, пожалуй, наиболее важным является то, что общественно-экономическая формация представляет собой структурно-содержательный аспект человеческой действительности. Раскрытие ее специфики отвечает на вопрос о том, как устроено общество, из каких структурных элементов оно состоит, каков механизм взаимосвязи между ними. Следовательно, понятие общественно-экономической формации служит для обозначения общества как внутренне структурированной целостности. Это конкретно-историческая форма существования и функционирования общества.
Интегрированным выражением общественно-экономической формации является общественный строй. Понятие общественного строя имеет важное значение для понимания формации как целостности. Общественный строй не противопоставляется общественно-экономической формации, а является ее специфическим выражением, можно сказать, ее существенной стороной.
Когда мы говорим об общественном строе, то главное внимание обращается на способ взаимосвязи между структурными элементами формации, благодаря которому она предстает как целостный функционирующий организм. Общественный строй, формируясь на основе всей формации, приобретает относительную самостоятельность. Он не сводится к простой совокупности всех ее структурных элементов, и в то же время, не растворяется в них. Непосредственную основу общественного строя составляют экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование (государство, хозяйственно-организационные учреждения).
В рамках общественно-экономической формации каждая из сфер общественных отношений обеспечивает определенную сторону жизнедеятельности людей. Функционирование различных общественных отношений связано с удовлетворением определенных групп потребностей как индивидов, групп, классов, так и общества в целом. Общественный же строй обеспечивает удовлетворение не какой-то группы потребностей, а определяет общий способ, степень и характер удовлетворения всех потребностей. Так, например, с возникновением капитализма способом обеспечения жизнедеятельности рабочего стала купля-продажа рабочей силы, степень удовлетворения потребностей стала определяться уровнем заработной платы, характер их удовлетворения - товарно-денежными, рыночными отношениями. Для капиталиста способом обеспечения его жизнедеятельности стало производство прибавочной стоимости и превращение ее в капитал, степень удовлетворения потребностей стала определяться масштабами прибыли, характер их удовлетворения - товарно-денежными, рыночными отношениями.
Имея своим основанием экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, общественный строй взаимосвязывает все структурные элементы общественно-экономической формации в целостность и выполняет по отношению к ним регулятивную функцию - активно воздействует на специфику проявления всех общественных отношений. Он приобретает значение специфического императива, который обусловливает особенности функционирования всей общественно-экономической формации. Общественный строй характеризует качественную определенность общественно-экономической формации и отличает одну формацию от другой.
Отношение к общественному строю является главным фактором, определяющим позиции и направленность деятельности социальных субъектов. Если общественный строй обеспечивает удовлетворение потребностей определенного социального субъекта (личности, группы, класса), то этот социальный субъект заинтересован в сохранении и упрочении этого общественного строя, если же он не отвечает требованиям социального субъекта, то этот социальный субъект заинтересован в замене его другим общественным строем. Однако смена одного общественного строя другим не может происходить по прихоти и желанию того или иного социального субъекта. Эта смена одного общественного строя другим становится возможной только по мере складывания объективных предпосылок для такой смены. Люди могут активно участвовать в этом процессе в зависимости от того, в какой степени их интересы согласуются с объективной логикой исторического процесса.
В силу того, что общественный строй представляет собой интегрированное выражение всех общественных отношений в рамках общественно-экономической формации, он становится фактором, определяющим ее существование и функционирование. Поэтому смена одной общественно-экономической формации другой осуществляется путем ухода одного и утверждения другого общественного строя. Смена же общественного строя осуществляется не автоматически, а через активную деятельность людей. Так как основу общественного строя составляют господствующие в данном обществе экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, то смена одного общественного строя другим начинается с борьбы за власть. Завоевание государственной власти открывает перспективу для преобразований в сфере экономических отношений и в обществе в целом. Таким образом, смена одного общественного строя другим составляет сердцевину смены общественно-экономических формаций.
Каждая общественно-экономическая формация не возникает на пустом месте. Для каждой формации необходимы определенные материальные, социальные и духовные предпосылки. В то же время каждая общественно-экономическая формация самим ходом своего развития подготавливает предпосылки собственного отрицания и перехода к другой формации. Развитие и смена общественно-экономических формаций представляет собой структурно-содержательную сторону становления и развития человека.
Цивилизация
Как и общественно-экономическая формация, цивилизация представляет собой, одну из важных форм человеческой деятельности. Они тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них имеет свои специфические особенности, характеризующие их как различные феномены общественной жизни. Общественно-экономическая формация, как указывалось раньше, представляет собой структурно-содержательный аспект человеческой деятельности; она отвечает на вопрос о том, как устроено общество, какова его структура, каков механизм взаимосвязей между ее структурными элементами, какую роль она и каждый из ее структурных элементов играют в жизнедеятельности общества. ^ Цивилизация представляет собой организационно-регулятивный аспект человеческой действительности. Ее, как и все феномены человеческой жизнедеятельности, следует рассматривать через призму взаимосвязи категорий сущности и действительности. Субстанциональной основой цивилизации является сущность человека. Поэтому она и предстает как одна из форм человеческой действительности, один из важнейших аспектов проявления человеческой сущности. В то же время цивилизацию следует рассматривать с точки зрения ее собственной сущности и конкретных форм ее проявления в действительности.
Термин цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) появился в XVIII веке. Он был употреблен Мирабо в работе "Друг людей или трактат о народонаселении" (1757 г.).
Рассматривая вопрос о категориальном статусе понятия цивилизации, следует помнить, что содержание этого понятия складывалось исторически и на различных этапах истории, различными мыслителями понималось по-разному. Нет единства в его понимании и сейчас.
Часто цивилизация рассматривается как синоним культуры. Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой цивилизация охватывает лишь материально-технические ценности и блага, тогда как культура охватывает духовную сферу, творческие процессы. Под цивилизацией понимается также совокупность форм существования человечества, его деятельности, духовного мира, взаимоотношения с природой.
Цивилизация - это ступень развития общества, его самоорганизации и саморегуляции, характеризующаяся тем, что взаимоотношения между социальными субъектами, между различными сторонами жизни регламентируются, регулируются при помощи выработанных установок, норм, законов, а также организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества в его поступательном развитии.
Таким образом, цивилизация представляет собой организационно-регулятивный аспект проявления человеческой сущности, аспект человеческой действительности. Понять специфику цивилизации можно только тогда, когда она будет рассматриваться во взаимодействии с сущностью человека, являющейся ее субстанциональной основой, а также во взаимосвязи с общественно-экономической формацией, культурой, человечеством - этими важнейшими формами человеческой действительности.
В развитии цивилизации, так же как это имеет место в общественно-экономической формации, культуре, человечестве, наблюдаются тенденции, характерные для развития отдельных стран, регионов, так и общества в целом. Эти тенденции проявляются прежде всего в том, что во всех сферах жизни усиливаются интеграционные процессы, которые обусловливают необходимость создания органов и средств, выполняющих функцию обеспечения жизнедеятельности общества. Кроме того, усиление взаимосвязей во всех сферах жизни в мировом масштабе способствует сближению способов жизнедеятельности в различных странах, выработке общечеловеческих ценностей и целей, усилению взаимопонимания между людьми. Сам ход истории все больше и больше убеждает, что в цивилизационном развитии общества, в близкой и отдаленной перспективе человек становится высшей ценностью и целью общественного развития.
Культура
Подобно общественно-экономической формации и цивилизации, культура представляет собой одну из наиболее общих и наиболее важных форм человеческой действительности. Человеческая действительность многогранна. Многогранной является и культура. Поэтому при ее исследовании возможны различные подходы к раскрытию ее специфики как особого феномена общественной жизни.
Наличие множества точек зрения на сущность культуры, ее место и роль в жизнедеятельности общества, множество ее определений (их насчитывается уже более трехсот) свидетельствует о том, что она представляет собой сложный и многогранный феномен, вызывает значительный интерес как объект научного исследования, привлекает к себе внимание специалистов самых различных профилей.
Слово "культура" в переводе с латинского означает: возделывание, обработка, уход, улучшение,- и первоначально относится к земледельческому труду, обработке почвы. Однако уже в письмах Цицерона к Тускулану встречается выражение: "Но культура духа есть философия". В этих письмах римский император говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. В дальнейшем слово "культура" стало все больше употребляться в значении просвещенности, образованности человека.
В основе развития понятия культуры лежит потребность в осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые произошли на рубеже средних веков и нового времени и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе и к самому себе, к своему непосредственному социальному окружению. Не случайно содержание этого понятия формируется в прямой оппозиции к понятию "натура" (природа). Такое понимание было предложено просветителем С. Пуффендорфом в 1684 г., однако им пользуются и в наше время. Под культурой стали понимать всю совокупность созданных человеком предметов, преобразованный им мир природы. Наряду с таким пониманием культуры появилось много других. Значительное распространение получил деятельностный подход, согласно которому культура представляет собой специфический способ деятельности. Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения и ценности для человека. Существуют также технологический, системный, структурно-функциональный, семиотический и другие подходы к пониманию сущности культуры и ее роли в жизнедеятельности общества. Каждый из этих подходов заслуживает внимания, так как в каждом из них обращается внимание на ту или иную сторону культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного представления о ней как сложном феномене.
Вместе с тем возникает потребность в формировании обобщенного представления о культуре, в раскрытии ее сущности, что позволило бы выяснить не только ее собственную специфику, но и раскрыть ее взаимосвязь со всеми сторонами общественной жизни.
Для выяснения специфики культуры как социального феномена необходимо, прежде всего, выявить то общее основание, на котором она возникает, а также способом бытия, которого она сама является. Таким общим основанием является сущность человека. Взаимосвязь сущности человека и культуры заключается в том, что они выступают как соотношение сущности и действительности, т.е., что культура представляет собой одну из интегративных форм проявления человеческой сущности, одну из форм человеческой действительности. Следовательно, в основании сущности человека и культуры лежит процесс опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека сложной системой социальных потребностей и соответствующих им видов деятельности, Поэтому культуру следует рассматривать как определенную целостность, в которой находит свое проявление сущность человека как реальный процесс жизнедеятельности во всем его богатстве и многообразии. Она представляет собой социально-деятельностный аспект человеческой действительности. Ее нельзя ограничить какой-либо одной стороной жизнедеятельности человека, нельзя свести к совокупности результатов человеческой деятельности, к самой деятельности. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, она предстает как процесс производства и воспроизводства человека со всем богатством его свойств, потребностей, во всей его целостности и универсальности, во всем богатстве его отношения к действительности. Следовательно, в культуре главным является не просто человеческая деятельность, а сам человек. Деятельность же выступает как способ и средство удовлетворения потребностей человека, способ и средство, результат и предпосылка его жизнедеятельности. Культура, таким образом, представляет собой процесс неуклонного созидания человеком себя как родового существа, созидание своей родовой сущности. Сущность человека является субстанциональной основой культуры.
Поэтому культура по своей сущности есть процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс производства и воспроизводства человека как общественного существа, как субъекта социальной деятельности.
Важным вопросом, связанным с раскрытием специфики культуры является вопрос о ее субъективном бытии, т.е. вопрос о субъектах носителях культуры. Подобно тому, как субъектами и носителями сущности человека является общество и личность, точно также они являются субъектами и носителями культуры. Вне ее субъектов и носителей вопрос о культуре теряет свой смысл. Здесь могут возникнуть возражения, что в мире существует множество неживых предметов, свидетельствующих о культуре давно вымерших народов. Это так. Но эти неживые предметы есть не что иное, как опредмеченная жизнедеятельность ушедших поколений. И эти предметы характеризуют не самих себя, а уровень развития тех людей, которые их создали. Иными словами, по этим предметам мы узнаем об образе жизни людей, их отношении к миру и к себе, их понимание смысла своего бытия.
В историческом процессе культура играет важную роль в сохранении преемственности человеческого опыта, передаваемого от поколения к поколению. Это касается и сферы жизненных потребностей и способов их удовлетворения, и сферы производства, общественных отношений, духовной жизни общества, свободы и творческой деятельности, а также сферы жизнедеятельности общества как целостности. В этом процессе культура выступает в трех основных ипостасях. Во-первых, возникнув в процессе становления и развития человека, она для каждого последующего этапа является исходным основанием, тем фундаментом, из которого начинается новый этап исторического развития. Во-вторых, культура выступает в качестве непосредственного способа осуществления жизнедеятельности. В-третьих, она выступает как результат непосредственной жизнедеятельности, как предпосылка дальнейшего поступательного движения.
Человечество
Понятие "человечество" часто употребляется как синоним понятия "общество". Они действительно тесно связаны между собой. Однако каждое из них характеризуется своим логическим содержанием. Понятие "общество" употребляется, прежде всего, для обозначения той системы связей и отношений, в которой и посредством которой осуществляется жизнедеятельность людей. Поэтому общество нельзя свести к совокупности индивидов. Оно характеризует те взаимосвязи, которые объединяют индивидов в целостную систему. Поэтому общество представляет собой интегрированное выражение жизнедеятельности всех индивидов во всем богатстве их взаимосвязей. Понятие же "человечество" представляет собой субъектное бытие общества, т.е. оно характеризует общество как субъекта деятельности. "В этом понятии обращается внимание главным образом не на структуру связей и отношений, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, а на функционирование общества как определенной целостной системы.
Субстанциональной основой человечества, как и общественно-экономической формации, цивилизации, культуры является сущность человека. По отношению к сущности человека человечество выступает как ее всеобщее субъективное бытие. Это наиболее общий аспект человеческой действительности. Вместе с тем, содержание понятия "человечество" заключает в себе весь исторический процесс становления и развития человека. Поэтому в зависимости от конкретного исторического этапа общественного развития понятие "человечество" наполнялось конкретным содержанием. Раскрытие содержания этого понятия связано с результатами решения вопроса о процессе перехода от животного к человеку.
Не касаясь этого вопроса во всем его объеме, следует отметить, что сложились две основные точки зрения относительно возникновения человека. Согласно первой точки зрения человек возник в одном определенном регионе, а затем уже расселился по всему земному шару. Вторая точка зрения гласит, что возникновение человека произошло примерно одновременно в различных регионах. Последние достижения науки позволяют отдать предпочтение второй точке зрения. Но даже если согласиться с первой точкой зрения, то все же придется признать, что по мере расселения людей между ними терялись непосредственные взаимосвязи. Поэтому развитие каждой из человеческих общностей приобретало самостоятельность. Общим для всех становящихся человеческих общностей, составлявшим основу их жизнедеятельности и определявшим качественное отличие этого становящегося человека от животного был переход от животного способа жизнедеятельности к опосредованию удовлетворения жизненных потребностей изготовлением орудий труда, новыми, общественными отношениями, осознанием своего отношения к действительности, формированием, пусть примитивной, свободы. Короче говоря, во всех случаях шел процесс становления и развития человеческой сущности. В этих условиях индивиды объединялись общностью нового типа жизнедеятельности в социум, общину, которая приобретала значение не только объединения индивидов, но и значение субъекта социальной деятельности. Общность нового способа жизнедеятельности индивидов позволяет сделать вывод, что на Земле возникла качественно новая система живого - человек. В этой связи применимо понятие "человечество" для обозначения существования на Земле множества общностей, жизнедеятельность которых имеет единую основу. Следовательно, здесь человечество предстает в качестве суммативного целого, в рамках которого, даже при отсутствии взаимосвязей между различными регионами, проявляется общность жизнедеятельности всех отдельных социумов. При этом главное внимание акцентируется на том, что каждая из этих общностей выступает в качестве обобщенного субъекта социальной деятельности. В рамках каждой общности начинают формироваться потребности, в которых в интегрированном виде как бы снимаются жизненные потребности индивидов. От удовлетворения этих общих потребностей зависит возможность обеспечения жизнедеятельности индивидов.
Таким образом, человечество представляет собой одну из наиболее общих форм проявления человеческой сущности, одну из форм человеческой действительности.
В заключение можно сказать, что общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество представляют собой не что иное, как различные формы проявления и бытия человеческой сущности, формы человеческой действительности. Общей их субстанциональной основой является сущность человека. И каждая из этих форм раскрывает определенную сторону человеческой сущности. Они все между собой неразрывно связаны как различные стороны одного целого. Поэтому следует не противопоставлять их друг другу и не отождествлять друг с другом, а необходимо выявить качественную определенность каждой из них, ибо они только вместе дают представление о человеческой действительности в ее целостности. При анализе их взаимосвязи следует помнить, что общественно-экономическая формация отвечает на вопрос о том, как устроено общество, какова его структура, каков механизм взаимосвязи между ее структурными элементами; цивилизация раскрывает нам организационно-регулятивный аспект человеческой действительности и позволяет понять проблемы, связанные с взаимоотношениями между социальными субъектами, между обществом и личностью; культура предстает как социально-деятельностный аспект человеческой действительности и раскрывает человеческую жизнедеятельность как процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс производства и воспроизводства человека; и, наконец, человечество выступает как всеобщее субъективное бытие общества, как интегрированное его выражение.
Таким образом, человек как исходная посылка философского осмысления действительности должен рассматриваться в диалектике сущности и действительности. И логика анализа должна осуществляться как восхождение от абстрактного к конкретному, от раскрытия сущности человека в ее наиболее общим абстрактном определении к человеческой действительности во всем богатстве ее конкретных форм. Эта действительность и является миром бытия человека.
Вопрос 5. Когда возникла наука? Критерии классификации науки.
Ответ: Существует ряд точек зрения на возникновение науки. Обратим внимание на две, наиболее широко представленные в литературе. В соответствии с одной из них, наука возникает в Древней Греции, приблизительно в ту же эпоху, когда и философия: в VI- V вв. до н. э. В этот период происходит освобождение сознания от плена мифологического мышления, в результате чего возникают философия и наука. Основанием для такого взгляда является факт развития в Древней Греции после отмеченного времени ряда отраслей научного знания. Прежде всего, это математика, а также некоторые другие знания, в частности, биологические, медицинские, астрономические. Особое значение имели математические Познания греков. Древняя Греция создала образцы математического знания, неизвестные ни предшествующим эпохам, ни другим цивилизациям. Речь идет, прежде всего о трудах Эвклида и Архимеда.
Произведение Эвклида под названием "Начала" (т. е. принципы, исходные элементы) заложило основы геометрии. Эвклид и Архимед первыми представили образцы строгой математической теории. Все положения такой теории логически обоснованы и взаимосвязаны. Математика древних греков впервые стала строиться как теоретическая наука, а не только как средство, пригодное для нужд практического измерения. Эвклид и Архимед создают свои теории в стремлении обнаружить математические закономерности. Их интересуют закономерности сами по себе, а не то, как они могут быть применены на практике. Лишь после того, как искомые закономерности обнаружены и сформулированы, выясняются возможности их широкого практического применения. Древним грекам удалось создать строгие теории только в области математики. В остальных сферах, в том числе в области естественных наук, их знания представляли собой лишь более или менее систематизированные результаты непосредственных наблюдений. Открытая ими математика не нашла широкого применения для объяснения природных закономерностей. На этот факт обращает внимание другая концепция возникновения науки. Ее придерживается, пожалуй, наибольшее число историков науки.
Согласно этому взгляду, наука в собственном понимании возникает в Европе, начиная с XVI- XVII веков. Это эпоха, когда появляются работы Иогана Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564 - 1642), Христиана Гюйгенса (1629-1695), Исаака Ньютона (1643-1727) и других.
Рождение науки связано с естествознанием, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными, проводит рассуждения посредством мысленного эксперимента. Возникают стройные естественнонаучные теории сначала в механике, а затем в различных областях физики. Эти теории не являются только лишь систематизацией опыта и наблюдений. Они строятся на введении понятий абстрактно-теоретического характера и используют математический аппарат. Возникновение экспериментально-математического естествознания в лице механики и физики знаменовало собой рождение знания особого типа. С ним стали связывать особенности научного знания вообще. Экспериментально-математическое естествознание надолго определило идеал научности. Под идеалом научности принято понимать совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного. Идеал научности определяет, каким критериям должно соответствовать научное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т. д.
В XVII веке складываются первые сообщества ученых. Это сообщества людей, осознавших свои особые задачи и общественную роль. Поэтому можно говорить о рождении науки как особого социального института в XVII веке. В 1662 г. возникает ставшее впоследствии знаменитым Лондонское Королевское общество ученых, в 1666 г. - Парижская Академия наук. Первые ученые не стремятся к противоборству ни с господствующей религией, ни с государственной властью, ни с традиционными воззрениями. Они ищут для науки место в сложившейся структуре знаний и общественных институтов, определяют ее собственную "нишу". Иначе и не могло быть: при рождении наука была столь слаба, что всякая конфронтация с существующей системой стала бы для нее губительной. Конечно, полностью избежать конфликтов не удалось: случай с Галилеем - яркое тому подтверждение. Однако первые ученые стремятся избежать противостояния. Напротив, они ищут покровительства у "сильных мира сего" - королей, герцогов, богатых меценатов.
В период возникновения наука не осознает себя чем-то радикально отличным от философии. Первые ученые называют свои труды "позитивной экспериментальной философией". Пути и методы научного изучения природы обосновываются философски. Особый вклад в обоснование науки и методов научного познания внесли такие мыслители как Фрэнсис Бэкон (1561- 1626), Рене Декарт (1596-1650), Джон Локк, Готфрид Лейбниц (1646-1716) и другие.
По мере развития науки и роста ее общественного влияния отношения науки с другими формами культуры все более усложнялись. Могущество науки со временем создало условия для экспансии науки. Экспансия (буквально "расширение") означала распространение науки на все без исключения сферы жизни человека. Экспансия предполагает вытеснение наукой всех других форм культуры - религии, философии, искусства. Первая волна экспансионистских устремлений науки пришлась в Европе на середину XIX столетия. В России такая волна впервые явственно наблюдается в 60-е годы XIX века. В это время модой становится отрицание значения сфер культуры, непосредственно не связанных с наукой, с естествознанием. Убежденность в превосходстве естественнонаучного подхода над всеми другими запечатлена, например, в образе Базарова из известного романа И.С. Тургенева. Волны преувеличенной оценки возможностей науки повторяются периодически. Как правило, они совпадают с периодами значительных успехов какой-либо отрасли научного познания.
К 80 - 90-м годам XIX столетия завершается формирование того типа научного знания, который правомерно квалифицировать как "классический". В его арсенале накоплены значительные достижения: в области физики - кроме классической механики, основанной еще И. Ньютоном, - оптика, теории термодинамики, электричества и магнетизма (законы Кулона, Ома, электромагнитной индукции Фарадея и др.); в области химии - изучение свойств основных типов химических соединений (соли, кислоты, щелочи), периодическая система элементов Д.И. Менделеева, органическая химия и др.; в математике - аналитическая геометрия и математический анализ; в биологии - изучение основных свойств живых существ, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения и др.
К 80- 90-м годам XIX века у ученых складывается ощущение, что стройное здание науки близко к завершению и остается возвести лишь "последние этажи". Однако неожиданно возникает то, что получило название кризиса в физике, а затем и в других отраслях научного познания. Сегодня, по прошествии более чем ста лет, можно определенно констатировать, что так называемый кризис в науке на рубеже XIX-XX веков знаменовал собой начало перехода науки из классической фазы своего развития в постклассическую.
Наука -это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука - социально-историческая деятельность, а не только "чистое знание". Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знании о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознании, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин - физическая химия, биофизика и т. п. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, но ее нельзя полностью относить только к науке.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны.
Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, логико-методологические аспекты и т. п.
Вопрос 6. Какие основные формы передачи культурного наследия прослеживаются в эволюции общества?
Ответ: В эволюции общества прослеживаются три основные формы передачи культурного наследия, без чего немыслимо само его существование. Первая передача образцов технологии деятельности по принципу: "делай, как я". Эта древнейшая форма передачи знании, умении и навыков от учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое общение с авторитетом, использование в обучении механизма подражания действиям.
С другой стороны, всегда существует опасность консерватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догматизации учения. Вторая форма - передача опыта не прямо, а с использованием норм, предписаний и запретов. Здесь упор делается на устную или письменную традицию, передаваемую от поколения к поколению в виде формулы: "делай так". Она может носить характер не только предписания, но и абсолютного запрета, как, например, гиппократовский принцип в медицине: "Не вреди".
Характер передаваемых норм изменяется в ходе истории, они наполняются новым смыслом, что дает гораздо больше простора для творчества. Однако опасность догматизации норм также велика, равно как и соблазн объявить эти нормы устаревшими. Каждая эпоха по-своему оценивает и применяет нормы, исходя из своих императивов культуры.
Третья форма передачи культурного наследия - аксиологическая, когда, наследуются идеалы и ценности, облекаемые в те или иные принципы. Проблема идеала в обществе необычайно сложна, ибо любой идеал и любая ценность самопротиворечива и содержит в себе свое отрицание. Для общества система идеалов, выражающаяся в форме символов, имеет решающее значение. В определенном смысле слова справедливо утверждение, что культура это идеал, выполняющий системообразующую роль для технологии общественного производства. Если первый, базовый слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, второй - в процессах общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий представлен системой духовных символов. Последние имеют форму религиозных догматов и откровений, философских концепций, а также реализуются в символике художественной деятельности в разнообразных формах искусства. Используя терминологию Гегеля,- это царство Духа, как высшего цвета культуры.
Можно обозначить первый источник саморазвития общества, а именно противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остается частью Природы и Космоса, специфическим (но не обязательно высшим) проявлением феномена жизни. Это обстоятельство необходимо четко осознавать при всех способах интерпретации общественных явлений, а особенно в конце XX в.
Именно в этом ключе следует рассматривать такие конкретные механизмы общественной жизни, как разделение труда. Говоря об общественном производстве, следует особо подчеркнуть, что оно мыслится как взаимосвязанный процесс, в котором выделяются четыре основных компонента: производство материальных благ, воспроизводство самого человека, воспроизводство материальных общественных связей и отношений и духовное производство.
Развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо без эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человека неотделимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины. В этой связи можно отметить специфику демографической проблемы.
Вопрос 7. Как Вы охарактеризуете демографический процесс.
Ответ: Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глубоким противоречием: в целом происходит достаточно интенсивный рост населения и ряд стран (Китай, Индия) предпринимают энергичные меры для ограничения такого роста: а в ряде регионов и стран происходит депопуляция, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.
Демографический процесс - сложнейшая система, ибо воспроизводство поколения зависит от такого количества факторов, что далеко не всегда их может охватить современная наука. Во многом поведение человека здесь выглядит парадоксальным. Казалось бы, материальное благополучие - первая предпосылка для рождения детей, однако наиболее высока рождаемость в странах бедных или небогатых, а благополучные страны (Скандинавия, Франция и др.) обеспокоены снижением рождаемости. Наиболее высокими темпами воспроизводится население в мусульманском мире (удвоение идет каждые 23 года), а в странах с преобладанием православия и протестантизма эти темпы гораздо ниже.
Вопрос 8. Что такое нормы культуры?
Ответ: Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя". Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так н в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношении люден н в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, ПОСКОЛЬКУ именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.
В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они, прежде всего, были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. В современной семье дети - прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности. Для молодежи эти изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность "продлить детство", приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности. Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, "инерционность" в культуре - это традиция, элементы культурного наследия - идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, так как. молодое поколение не занимается изобретением велосипеда, а усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные временем нормы культуры.
Вопрос 9. В какой момент возникает цивилизация?
Ответ: Цивилизация возникает в период разложения первобытного общества и означает переход на новую ступень его развития. В первобытном обществе производство было по существу коллективным и потребление сводилось к прямому и непосредственному распределению внутри общины. Здесь производители непосредственно господствовали над процессом производства и его результатами. Каждый индивид, участвуя во всех видах деятельности (в коллективном труде, в общественном самоуправлении, в общих празднествах, в ритуальных мероприятиях), был самым тесным образом связан с общиной.
Характерными особенностями первобытного общества были: труд сообща; общественная собственность на средства производства; непосредственная связь производителя со всеми орудиями труда, отсутствие эксплуатации человека человеком; распределение в интересах общины. Первоначально община производила только для собственного потребления, для обеспечения своей жизнедеятельности. Она выступала как субъект трудовой и социальной деятельности. На этой основе складывалась общность индивидов, представлявшая собой целостность, в которой внутренние конфликты разрешались без нанесения ущерба общине.
Однако неуклонное усложнение взаимосвязей между человеком и природой, совершенствование и усложнение потребностей человека, использование все новых предметов природы для их удовлетворения обусловили необходимость дальнейшего усовершенствования орудий труда и самой трудовой деятельности, что нашло свое выражение в повышении производительности труда, в изменении его характера. Труд сообща уступает место разделению труда, проявившемуся в самом производстве между видами трудовой деятельности и самими производителями, между руководителями и исполнителями. Это нашло свое выражение в изменениях в самой жизнедеятельности первобытного общества, и прежде всего в обособленности производителя в процессе производства; в естественном прикреплении его к определенным орудиям труда и выполнении им определенного вида трудовой деятельности, в специализации труда.
Обособленность - это специфическая форма проявления дифференциационных процессов, происходящих в обществе. Она охватывает все сферы жизни общества и всех индивидов, всех социальных субъектов. Обособленность в процессе производства выступает, таким образом, не просто как индивидуализация трудовой деятельности, а как обособленность выполнения определенного комплекса задач, определенного вида деятельности.
Переход к земледелию, к присвоению земли вылился в обособленность семьи, которая становится хозяйственной единицей общества. Выполнение семьей этой своей функции обусловило необходимость изменений в способе распределения и потребления. Возникла возможность присвоения семьей результатов своего труда. Однако специализация труда, выполнение определенного вида трудовой деятельности не могли обеспечить удовлетворение всего спектра потребностей человека. На этой основе возникает потребность в обмене внутри общины, который раньше был только между общинами. Усилились и обострились противоречия между интересами обособившихся производителей, а также между интересами производителей, с одной стороны, и интересами общины - с другой стороны. Общественное разделение труда, социальная дифференциация и обмен, сыгравшие важную роль в обеспечении жизнедеятельности человека, в то же время вызвали к жизни самые низменные побуждения и страсти: алчность, зависть, безудержную погоню за богатством, стремление добыть его любыми средствами.
Значительно усложнилась и сфера духовной жизни общества. Дифференциация в труде, в социальной структуре, в интересах социальных субъектов нашла свое выражение в специфике осознания социальными субъектами своего места в мире, отношения к миру, друг к другу, к себе, осознания целей и смысла жизни. В этих условиях возникает потребность в средствах, которые способны сохранять человеческий опыт не только в памяти, но и вне ее и придавать этому опыту значение безличной всеобщности. Таким средством явилась письменность. При помощи письменности стало возможным фиксировать нормы, правила, регламентирующие взаимоотношения между людьми. Это стало особенно очевидным в связи с необходимостью решения вопроса о правах и обязанностях, о средствах и органах для обеспечения их выполнения.
Усложнение дифференциации "в производственной, социальной и духовной сферах жизни обусловило потребность в усилении интеграционных связей в обществе. Это вызвано тем, что любая, ставшая относительно самостоятельной сфера жизни, любое ее звено - это не более как одна из сторон жизни общества, которая может осуществляться только во взаимосвязях с другими сторонами. Интеграционные процессы призваны обеспечить взаимосвязь между всеми сторонами жизни общества, между социальными субъектами, их интересами, между обществом и природой, обеспечить существование и развитие общества как целостной системы.
Интеграционные процессы при недостаточно развитых коммуникативных связях обусловили формирование "локальных общностей, внутри которых происходили сходные существенные изменения во взаимоотношениях между индивидами. индивидами и обществом. Особое значение приобрели отношения между людьми, обусловленные их взаимным отношением к средствам производства и результатам труда. Значительно обострились противоречия как внутри общностей, так и между локальными общностями. Возникает потребность в новой организации общества, которая могла бы обеспечить взаимосвязь между людьми с учетом их различий по производственным, экономическим, социальным признакам, выполнять по отношению к ним регулятивную функцию. Формирование этой новой организации общества связано с выработкой особых правил, норм, принципов, законов, регламентирующих взаимоотношения между людьми и с созданием соответствующих органов, средств, выполняющих организационно-регулятивную и управленческую функцию. Происходит учреждение публичной власти, главным органом осуществления которой становится государство. Для обеспечения функционирования государства необходимы средства, которые оно может использовать для выполнения своих функций, а также средства для содержания государства и всех его органов. Таким средством становятся, прежде всего, налоги. Как результат, первобытное общество вынуждено было уступить место повой общественной организации - цивилизации.
Вопрос 10. Концепции ответственности. Их сущность.
Ответ: Выделим две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции, субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности субъект должен быть самостоятельным и свободным; мы еще раз убеждаемся, что свобода и ответственность взаимосвязаны. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действии, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве "винтика". Наконец, субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником. Богом или своей собственной совестью. Отвечать (отсюда термин "ответственность") приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - это этика поступка: если поступок не состоялся, нет и ответственности. Этику ответственности можно также назвать этикой конструктивности - субъект конструирует свои действия, характер этих действий не задан изначально.
Там, где субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть последствия своих действий, необходима новая, неклассическая концепция ответственности. Классическая концепция теряет свою применимость из-за того, что условия ее правомерности не выполняются. Субъект действия ответствен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность теперь связана не с абсолютной свободой человека, а с нормами и функциями демократического общества. Классической концепции ответственности соответствует понятие абсолютной свободы автономного субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллелью свободное общество, с требованиями которого приходится считаться каждому. В раскрытии диалектики сущности человека и человеческой действительности важную роль играет понятийный аппарат, о котором упоминалось выше ("общество", "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность").

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия
 Влияние на религиоведение Фрейда теологии иудаизма: Моисей как модель личностной самоидентификации
Ваши отзывы
y2oz16
📎 We send a gift from Binance. GЕТ => https://out.carrotquest.io/r?hash=YXBwPTYyNTczJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzI3NDEzNjI3NzgwMDcyNTMzJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnRlbGVncmEucGglMkZHby10by15b3VyLXBlcnNvbmFsLWNhYmluZXQtMDUtMTAmcmFpc2Vfb25fZX

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.