Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Использование тестирующих компьютерных программ при изучении грамматики и лексики английского языка
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Философия

контрольная работа

Проблема индивидуального в философии, натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея, стратификация и др. (10 вопросов)



ПЛАН
1. Проблема индивидуального в философии........................................3
2. Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея..................................4
3. Движение, развитие, диалектика....................................................5
4. Особенности научного познания....................................................7
5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания...........................8
6. Неоднозначность понятия "человек"...............................................10
7. Общество как развивающаяся система.............................................11
8. Проблемы соотношения природного и технологического мира...............12
9. Стратификация...........................................................................13
10. Феноменология.........................................................................15
Список использованной литературы ...................................................18
1. Проблема индивидуального в философии
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.
Сущность каждого конкретного индивида, как личности, составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.
При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.
Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других людях. Произведенный предмет - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой-средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.
Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что, в конечном счете, отвечает и общественным интересам.
Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.
Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека, как бы отступают на второй план.
Индивидуальность - это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.
Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств - политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических.
Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью - становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит, прежде всего, на нем самом.
2. Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея
В натурфилософии в новое время имело место несколько периодов, и разные группы мыслителей находились попеременно в авангарде философских размышлений. Рассмотрим взгляды основных представителей итальянской натурфилософии.
Галилео Галилей (1568-1642) является основателем механики. Для средневекового и древнего философа механика - совершенно бессмысленное занятие, почти не имеющее никакого значения. Начиная от Сократа, занятие физикой казалось смешным - нужно заниматься внутренним миром человека, и оттуда извлекаются истинные знания. Занятие естественными предметами - это исследование движения, потому что даже предметы, которые, с точки зрения обывателя, покоятся, они обладают движением (виртуальное (скрытое) движение); то, что мы называем покоем, является частным случаем движения. Движение подвергается измерению. Таким образом, утверждение, что всякое научное исследование сводится к измерению движения, носило революционный характер, потому что тем самым утверждалось значение математики и для естественной науки, и для философии (что отождествлялось).
Коперник получил для того времени высокое образование, был священнослужителем. Является автором произведения "О движении небесных светил". В этом произведении он изложил свою теорию о том, что в центре вселенной находится Солнце, а не Земля. Эта теория не нова, она была известна ещё в древности, он её повторил и оснастил подробным обоснованием, и предложил широкой публике.
Если сам Коперник на себе ещё не испытал всех отрицательных последствий этого утверждения, потому что книга вышла, кажется, в тот год, в который он умер, то те люди, которые поддерживали его (это были наиболее выдающиеся мыслители того времени), они нередко испытывали на себе карающую руку священноначалия.
К этой группе людей относился и Джордано Бруно (1548-1600). В истории философии это очень яркая фигура; это не просто мыслитель, а гигантская натура, которая в выработке своего мировоззрения на протяжении одной своей жизни прошла все этапы, которые для людей заурядных потребовали бы нескольких поколений.
Основные идеи:
Пантеизм - отождествление Бога не с Личностью (понятие, предлагаемое Церковью), а отождествление Бога с субстанцией мира. Везде, где есть критическое отношение к церковному вероучению, если не переходит в атеизм (переход в атеизм неинтересен в философском плане - куцее утверждение), противопоставляется церковному теизму пантеизм: Бог и мир - одно и то же.
Коперниканство - подтверждение мысли Коперника. С этим связано утверждение, что вселенная бесконечна в пространстве и во времени. Это чистейший пантеизм, потому что отрицается мысль о творении - основное утверждение христианского вероучения; религия остается, а христианства нет.
3. Движение, развитие, диалектика
Объяснение возникновения и уничтожения как изменение субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения.
В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса.
Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.
Диалектика (греч.) - искусство вести беседу, спор. Главным в споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому впоследствии диалектикой стали называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так как у него структура изложения всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия для Гегеля оставалась метафизикой.
Диалектикой он называл и умение отыскивать противоположности в самой действительности, поэтому свой метод он назвал диалектическим.
Понятие "развитие" в настоящее время определяется по-разному:
развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);
развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);
развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.
Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая диалектика объясняла появление нового вхождением в косную материю различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира.
Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектика считает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.
Вопрос об источниках движения и развития является одним из главных вопросов философии. Те, кто считает источником движения внутренние причины, получили название диалектиков, а те, кто таким источником считает внешние воздействия, в марксизме получили название метафизиков. То есть метафизик - это тот, кто либо отрицает движение и развитие, либо признает движение, но не признает развитие, либо признает развитие, но как повторение прошлого. К метафизикам отнесли и тех, кто либо отрицает наличие всеобщей связи между явлениями, либо признает связи, но считает их случайными.
Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.
Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи;
б) детерминизма;
в) развития.
Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?
На протяжении всей истории философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)
Явление и сущность. Явление - это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.
Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).
Сущность взаимодействует с другими сущностями и предстает нам в искаженном виде - в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)
Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)
Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.
Действительную причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеет причину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)
в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.
Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание.
4. Особенности научного познания
Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки в форме признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и другими формами познания.
Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете, необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.
Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.
Применительно к процессам преобразования природы эту функцию выполняют естественные и технические науки. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты - предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры и т.д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания.
Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека. В науке особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет).
Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.
5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания
Одним из важнейших свойств материи (при субстанциальном ее рассмотрении) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б. Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах.
Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде.
Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его предпосылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом. Иначе говоря, для возникновения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социальных предпосылок его становления и развития).
Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение многих лет изучавшим этот феномен.
Сознание - это рефлекторный по своей физиологической основе и типу совершения процесс Оно является функцией головного мозга как целого - единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Мозг - это не источник, а орган сознания. Первая причина функционирования мозга и возникновения сознания лежит вне его - в объективном мире.
Сознание детерминируется воздействием предметов и явлений объективного мира через посредство общественной практической деятельности человека, составляющей реальный процесс его жизни. Следовательно, мозг - это та часть человеческого тела, в которой воздействующий на нее объект трансформируется и получает идеальную, т.е. субъективную форму бытия. Идеальное есть само реальное, так как оно существует. Реальной формой существования сознания является основанная на языке и направленная к определенной цели практическая или теоретическая деятельность человека.
Сознание есть субъективный образ объективного мира, а образ с необходимостью предполагает как объективное существование того, что отображается, так и сходство между образом и отображаемым. Поэтому "хотя мышление и бытие и отличны друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом"1. Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Реализуя с помощью практики свои творческие замыслы в продуктах труда, человек из существующих элементов созидает ранее не существовавшие в готовом виде предметы, создает материальную и духовную культуру. Материальное бытие, составляющее необходимое условие жизни современного человека, - это по преимуществу суть осуществленные силы знания.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании взаимоотношений человека общественной и природной действительностью.
6. Неоднозначность понятия "человек"
Человека и человечество всегда интересовали две одинаково сложные проблемы: окружающий его мир и он сам. Различные философские школы по-разному распределяли и распределяют приоритеты в анализе этих проблем.
Значительно различаются взгляды философов на соотношение и на взаимосвязь человека и окружающего его мира: от полной их идентификации до признания их полной автономности.
Философское знание о человеке носит не только чисто академический характер. Каждый из нас в повседневном общении с другими людьми формирует свое собственное представление о человеке и нередко руководствуется им в своей жизни. Философское (предельно общее) представление о человеке предостерегает нас от поспешных суждений и оценок, помогает выработать наиболее верную жизненную позицию в сообществе людей. Философская антропология (учение о человеке) всегда несет в себе частицу мудрости, служит развитию и духовному обогащению личности, а значит и приращению нашего общего духовного богатства.
Философское знание о человеке отличается тем, что в нем естественным образом соединяются непреходящее, вневременное и неизменно актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.
Большинство философов склонны рассматривать человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.
Сторонники еще одной точки зрения - антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению "ядра" человека.
Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть природы, идентичная другим ее составляющим. Предметно-материальная и духовная деятельность человека выводят его за собственно природные рамки. Благодаря орудийной предметной деятельности, человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, в искусственной среде.
В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение прежде всего природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру, и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Человек по своей природе - не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.
7. Общество как развивающаяся система
Для понимания сущности общества как развивающейся системы необходимо выделить и отличить его от других подсистем бытия. Здесь возникает первая сложность, так как понятий общества существует огромное множество и любая социальная группа - от клуба любителей пива и общества рыболовов до партийной или профсоюзной организации - может себя вполне правомерно обозначать как общество. Наша задача - исследовать не любые социальные группы или их механическую совокупность (это может стать предметом отдельного социологического анализа), а выделить некоторые общие признаки, позволяющие говорить об обществе в целом и одновременно абстрагироваться от всех несущественных признаков применительно к нашему пониманию. В результате мы получаем предварительное широкое определение: общество представляет собой образование, соединяющее в себе "существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории" (Момджян).
Соответственно объект философии применительно к обществу можно конкретизировать: наша общая схема "мир - человек" примет относительно общества следующий вид: "социум (как подструктура бытия) - общество (как форма бытия социальности)". В рамках данного предмета получают свое уточнение и перечисленные выше общие предметные уровни философии. "Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социальности и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название"(Момджян).
Приведенное выше определение хотя и дает нам общее представление об обществе, выделяя его из ряда иных образований, тем не менее недостаточно эффективно и требует своего дальнейшего уточнения. Поскольку общество представляет собой очень сложное образование, целесообразно проводить данное уточнение, используя системный подход.
В общем плане, суть системного подхода заключается в рассмотрении любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи между ними. Элемент здесь представляет некую далее неразложимую единицу предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и форму существования объекта. Но поскольку внутри системы структура реализуется как устойчивая связь, обеспечивающая относительную устойчивость всей системы, она представляет собой совокупность объективных, законов, выражающих эту связь. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов.
Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Дифференцированность и разнообразие общественных связей позволяют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систему, внутри которой могут быть собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. В качестве таковых обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.
Общество - это органически развивающаяся целостная система, так как активность структурных (общественных) связей в ней очень высока, что делает ее способной к саморазвитию.
Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходит и на которые ориентируется человек. Именно поэтому простая совокупность знаний о перечисленных подсистемах общества, достигаемая в таких науках, как экономика, политология, социология, не даст нам полного представления об обществе. Каждая из этих наук опирается на собственную предметную область, то есть интерпретирует исследуемый объект, выделяя только экономические (или же политические, социальные, духовные и т.д.) отношения, абстрагируясь от всех остальных. Поэтому экономика дает лишь экономические знания об обществе, политология - политологические и т.д. С другой стороны, мы не получим действительного понимания общества, исходя лишь из анализа общества "вообще", так как общественные закономерности носят конкретный характер.
8. Проблемы соотношения природного и технологического мира
Сегодня все большее число философов техники придерживаются точки зрения, что технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные научные дисциплины. Каждая техническая наука - это отдельная и относительно автономная дисциплина, обладающая рядом особенностей. Технические науки - часть науки и, хотя они не должны далеко отрываться от технической практики, не совпадают с ней. Техническая наука обслуживает технику, но является прежде всего наукой, т.е. направлена на получение объективного, поддающегося социальной трансляции знания.
Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие.
Исследование соотношения и взаимосвязи естественных и технических наук направлено также на то, чтобы обосновать возможность использования при анализе технических наук методологических средств, развитых в философии науки в процессе исследования естествознания. При этом в большинстве работ анализируются в основном связи, сходства и различия физической и технической теории (в ее классической форме), которая основана на применении к инженерной практике главным образом физических знаний.
Однако за последние десятилетия возникло множество технических теорий, которые основываются не только на физике и могут быть названы абстрактными техническими теориями (например, системотехника, информатика или теория проектирования), для которых характерно включение в фундаментальные инженерные исследования общей методологии. Для трактовки отдельных сложных явлений в технических разработках могут быть привлечены часто совершенно различные, логически не связанные теории. Такие теоретические исследования становятся по самой своей сути комплексными и непосредственно выходят не только в сферу природы, но и в сферу культуры.
9. Стратификация - это...
Современное общество характеризуется наличием и таких социальных групп, которые по отдельным признакам как бы "пронизывают", "пересекают" или разделяют более крупные социальные общности. Они получили название страты (лат. stratum - слой).
Возникла теория социальной стратификации, представители которой в качестве главных элементов социальной структуры признавали различные социальные слои.
Так, П. Сорокин определял социальную стратификацию как "дифференциацию некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества"1.
Среди сторонников данного течения не сложилось единства в определении критериев, на основании которых выделяются страты. За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и другие. Социальная стратификация характеризуется подвижностью, изменчивостью, поскольку она зависит от горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, т. е. перемещения людей из одной страты в другую. Представления о социальной стратификации отражают реальное усложнение современного общества, возникновение, существование и исчезновение в нем таких форм общностей, которые, не являясь непосредственным порождением социальной макроструктуры, играют важную роль в жизни индивидов. Не случайно, что изучение социальных страт, слоев заняло большое место в рамках конкретно-социологических исследований общества.
Признание определяющей роли народных масс и применение классового подхода не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Выше уже отмечалось, что именно конкретные личности, находясь во главе различных социальных общностей, ответственны за принятие управленческих решений. Высшая степень проявления роли личности в решении социальных проблем находит выражение в признании этой личности в качестве великой или выдающейся.
Истоки роли личности в истории - в ее общественной природе, а также в ее неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Появление выдающихся личностей вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями: необходимость коренных, масштабных социальных перемен - вот питательная почва для появления выдающихся личностей; не повседневные рутинные, а великие дела - вот поле деятельности великих людей. Признание общественной обусловленности выдающихся личностей не означает отрицания собственного личностного компонента. Историческая личность, ее роль складываются как из социальных условий, общественных потребностей, с одной стороны, так и из индивидуальных, неповторимых качеств конкретной личности, с другой стороны. Именно индивидуальные особенности того или иного человека выходят на первый план при попытке объяснить, почему именно этот человек стал великим. Кроме того, в силу своеобразия своей индивидуальности историческая личность не просто является "рупором", выражающим некие общественные интересы, но она сама как неповторимая индивидуальность накладывает свой отпечаток на ход истории.
Таким образом, оценка роли личности в истории диалектична: органически соединяя общественно необходимое и значимое с индивидуально неповторимым и случайным, деятельность индивидов является важной, относительно самостоятельной составляющей исторического процесса.
10. Феноменология - это...
Феноменология является одним из наиболее влиятельных философских учений XX века. В ходе своего существования и развития она не только создала целый спектр собственных интерпретаций, но и оказала мощное воздействие на многие направления современной мысли: экзистенциализм, герменевтику, понимающую социологию и другие. Феноменологический метод применяется в психологии, социологии, этике, эстетике, праве, онтологии, философии математики и естествознания. Основателем феноменологии по праву считается немецкий философ Э. Гуссерль, а к списку выдающихся феноменологов принадлежат такие имена как М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр. Хотя феноменология возникла в начале века, она продолжает существовать, действует международное Феноменологическое общество, постоянно собирающее конференции и симпозиумы. Издаются серии: Гуссерлиана (издание работ Э. Гуссерля), Аналекта Гуссерлиана, Феноменологика. Центры феноменологических исследований расположены в Страсбурге, Кельне, швейцарском Фрибуре.
Начало активного творчества Эдмунда Гуссерля (1859-1938) относят к началу XX века, когда в 1900-1901 году появляется его работа "Логические исследования". В это время Гуссерля волнует вопрос об обосновании теоретического знания (математики, логики), и он считает, что именно философия должна стать "строгой наукой", которая окажется способна дать обоснование всякому истинному, адекватному знанию. Для этого надо обратиться внутрь сознания, к самому субъекту и именно там - в специфике сознания и его структуре - искать "последние очевидности", то, что определяет для нас осмысленное видение эмпирических реалий. Таким образом, Гуссерль продолжает традицию декартовского априоризма. Он стремится создать "трансцендентальную феноменологию", при которой субъектность - это фундаментальное условие всякого познания, а сознание, к которому обращен феноменолог, - особый регион бытия со своими связями и отношениями. Эти связи и отношения не сводимы к связям вещей и истин (они не каузальные, а смысловые), они определяют для нас облик мира и обладают надвременным постоянством.
Опасность для современной ему науки Гуссерль видит в релятивизме и скептицизме, которые и подвергает критике. Оба эти направления не признают объективности истин, присущих человеческому сознанию, они все сводят к текучести эмпирии и субъективизму. Релятивизм и скептицизм, распространившись в современном мире, приняли следующие формы:
1) натурализм, который сводит связи идей к причинным связям вещей;
2) психологизм, который делает логику частью психологии;
3) историцизм, полагающий, что всякая истина исторична, относительна.
Однако все это, с точки зрения Э. Гуссерля, - заблуждения человеческого разума.
Настоящая истина - не выводима из фактов, не зависит от организации вида, которому принадлежит (она едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги), абсолютна, вневременна, ее нельзя путать с актом истинного суждения или с переживанием. Однако истина дается нам в особом переживании - в очевидности. Достоверные истины, на которых покоится наука, даны нам с очевидностью: непосредственно, ясно и отчетливо. Но такую полную очевидность никогда не может дать эмпирическое созерцание внешнего мира, она возникает только при обращении к сознанию, где то, что мыслится, полностью совпадает с тем, что есть. Такая очевидность противоположна сомнению, она - уверенность. Но как достигнуть очевидности, как достичь структур чистого сознания, связанных с вечными истинами?
Гуссерль предлагает философу покинуть "естественную установку сознания", при которой мы обращены к эмпирическому внешнему миру, совершить "феноменологическую редукцию" (эпохе). Фактически, речь идет о том, что мы станем воздерживаться от любых суждений сначала о мире, а потом и о самих себе как конкретных чувственных существах и перенесем все свое внимание на "мир сознания". Эпохе - некая духовная аскеза, насилие над обычным мировосприятием, "поворот очей внутрь". Именно поэтому оно подобно религиозному обращению: обычные суждения и чувства, отношения, расположенные в пространстве и времени, даже собственное "я" "заключается в скобки" - не рассматривается. Зато "остаток", на который направлено внимание феноменолога, содержит мир как чистый феномен сознания и трансцендентальную субъективность (чистое безличное Я, лишенное всякой индивидуализации). Здесь уже нет многочисленных ментальных конструкций, при помощи которых люди пытаются понимать мир, навязывая ему свои изменчивые мнения. Мы отвернулись от них. Именно теперь, считает Гуссерль, нам откроются "сами вещи" - структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.
Что же находим мы внутри после совершения эпохе, устраняющего эмпирию? Прежде всего, показываает Гуссерль, мы обнаруживаем, что сознание всегда активно, направлено на "внутренний предмет": суждение - всегда суждение о чем-то, восприятие - восприятие чего-то. Здесь - совпадение чистой предметности и чистой субъективности. Сознание и полагает свой предмет, и относится к нему. Это свойство сознания Гуссерль называл интенциональностъю. Поскольку сознание относится определенным образом к полагаемому предмету, оно создает смысл (значение). Смысл есть отношение, поэтому он не равен ни самому предмету, ни образу или чувству, ни логической структуре высказывания. Мир чистого сознания - это мир смыслов.
Феномены - единства идеального предмета и смысла, существующие в "чистом сознании". Они отличаются от "явлений" тем, что за явлениями есть еще "сущность", а за феноменами - нет, они "сами себя через себя показывают", сами себя исчерпывают, они - очевидны. Гуссерля не интересует языковая оболочка феноменов (он с радостью подверг бы редукции язык, но сделать это невозможно), его волнует то, где коренятся смыслы, какова структура их образования, как они полагаются. Сознание - это поток феноменов, который преддан нам до всякой рефлексии и выступает как целостность. Феномены - элементы потока переживаний и тоже целостности. Они не могут быть восприняты путем абстрагирования, выведения общего из индивидуального. Поэтому соотнестись с феноменами можно только путем идеации - особого рода усмотрения сущности, интуитивного категориального созерцания. Усмотрение феноменов - это извлечение их из потока сознания. Однако, извлекать можно по-разному. Существует много различных видов направленности сознания на один и тот же идеальный предмет (воспоминание, фантазирование, ожидание и т. д.). Гуссерль, обращаясь к структуре интенциональной деятельности, берет в качестве универсального ведущего свойства сознания восприятие.
В структуре интенциональности он выделяет предметный момент - ноэму ("что" сознания) и момент направленности сознания на объект - ноэзис ("как" сознания). К ноэме относятся чувственные данные, предметное "нечто" и предметный смысл, который не равен самому предмету (так дерево, существующее в моем сознании, не есть само дерево!). Ноэма как целостность существует благодаря синтезирующей деятельности сознания. "Синтез идентификации" позволяет нам видеть целое, а не отдельные ракурсы. Ноэзис - это способы полагания идеального предмета (следует подчеркнуть, что для Гуссерля вопрос о реальном существовании полагаемого предмета вообще не стоит). Форм и способов много: это воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки. Очень важно то, что смешивать акты нельзя. Если мы подменяем наличный акт полагания другим, то истинное положение дел ускользает от нас. Проблемы ноэзиса особенно занимали и волновали Гуссерля.
Единство ноэмы и ноэзиса также осуществляется благодаря синтезам сознания.
Итак, идя путем созерцания, мы открываем деятельную сущность сознания: сознание конституирует смыслы, которые мы придаем действительности. Поскольку смысл - отношение, а не вещь, то его и нельзя передать как вещь. Каждый человек сам и только сам может придать смысл тому, что происходит. Существует как бы запрет на получение смысла извне.
Усмотрение феноменов позволяет нам избавиться от натуралистических иллюзий и от навязанных извне интерпретаций, от конструкций "мнения". Кроме того, феномены не подчинены причинным связям, их связи - смысловые. Это говорит, во-первых, о том, что сознание - это сфера свободы, сфера "иначе-действия", непредсказуемая заранее, и, во-вторых, это означает, что сознание мы можем только описывать. Метод феноменологии - дескриптивный метод, метод описания. Сознание - "Гераклитов огонь", оно не укладывается в жесткие понятийные формы, отсюда - огромная важность выбора языка, способного передать в описании все переливы живого сознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - М., 1997.
К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Учебное пособие. - М., 1997.
Радугин А. А. Философия: курс лекций. - М., 2000.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М., 2001.
Философия / Колл. авт. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Под ред. Л. А. Микешиной. - М., 1997.
Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. - М., 1998.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956. С. 591. 1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Учебное пособие. - М., 1997. С. 302. 14

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Международные стандарты бухгалтерского учета + 2 задачи (группировка, баланс)
 Разработка плана экономического и социального развития ЗАО «Техлифтмонтаж» на год
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.