Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Формирование бюджета государства
 Терроризм: криминологический и уголовно-правовой аспекты
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Философия

контрольная работа

Философия всеединства В.С. Соловьева



1. СОДЕРЖАНИЕ
1. Религиозно-философская концепция целостной
мировоззренческой системы В. Соловьева
(синтез христианства, социальной жизни, науки,
истории и философии) ......................................................... 3
2. Онтологическая теория В. Соловьева ................................... 10
3. Теория познания и этические идеи В. Соловьева .................. 13
Список литературы ............................................................ 16
1. Религиозно-философская концепция целостной
мировоззренческой системы В. Соловьева
(синтез христианства, социальной жизни, науки, истории
и философии)
Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая философия.
Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев1 - философ, поэт, публицист. Родился он в 1853 г. в семье выдающегося русского историка С.М. Соловьева. Среднее образование получил в московской гимназии, высшее - в Московском университете. Сначала В.С. Соловьев учился на физико-математическом факультете, затем оставил его, но уже через несколько месяцев сдал кандидатский экзамен за полный курс историко-филологического факультета. Одновременно с подготовкой к экзамену посещал лекции в московской Духовной академии по богословским и философским предметам. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию "Кризис западной философии", получил звание магистра философии. Вскоре был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Выезжал в научную командировку в Лондон. В 1877 г. оставил службу в университете и переехал в Петербург, стал работать в Ученом комитете при Министерстве народного просвещения. В 1880 г. защитил в Петербургском университете в качестве докторской диссертации свой труд "Критика отвлеченных начал", но в профессорской кафедре ему было отказано. В марте 1881 г. произнес в Кредитном обществе речь против смертной казни и был за нее выслан из Петербурга. В 80-е годы центр научных интересов В.С. Соловьева стал все больше смещаться в сторону богословской проблематики. С 1891 г. Соловьев становится редактором философского отдела в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, а с открытием в Петербурге Философского общества выступает в нем с рядом докладов (о Платоне, Протагоре, Канте, Лермонтове, Белинском). С 1895 г. усиливается его теоретическая деятельность по завершению своей философской системы. Первым из задуманных трактов стал его центральный этический труд "Оправдание Добра" (1897-1899). Однако завершить свою систему он не успел. В.С. Соловьев умер в 1900 г.
_______________
Центральной в учении Соловьева является идея "всеединого сущего". Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает Соловьев, не есть "хаос разрозненных атомов", а представляет собой единое, связное целое.
Это относится к любому предмету, стороны которого всегда образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность. Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, т. е. стремиться к познанию "всего во всем", в развивающемся в "полярных определениях" единстве.
"Безусловное всеединство" (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь "цельным знанием". Учение о нем - другая фундаментальная идея русского философа. Характеризуя общие признаки цельного, полного знания (или "свободной теософии вообще"), Соловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью - внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом - данные человеческого опыта во всех его видах (а не только в виде научного опыта), основной формой своей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную в систему посредством логического мышления и, наконец, деятельным источником (производящей причиной) - действие высших идеальных существ на человеческий дух.
По своей структуре цельное знание есть органическое (а не механическое соединение) единство, синтез таких трех необходимых компонентов, как теология, философия и опытная (положительная) наука. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.
Развивая идею цельного знания, В.С. Соловьев обращает внимание на то, что этот "великий синтез" не есть чья-то субъективная личная потребность, а имеет определенные объективные основания. Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью чисто умозрительной (отвлеченной) философии, так и невозможностью возврата к теологической системе в ее прежней исключительности. Необходимость данного синтеза "диктует" сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим умом.
Таким образом, идеи всеединства и цельного знания - ключевые идеи, на которых базировалась философия Соловьева. Кроме них он сформулировал немало других интересных и своеобразных мыслей и концепций. К ним, в частности, относятся: сложное и многозначное учение о Софии как "вечной женственности" как конкретное выражение концепции всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности (прежде всего - к истории человечества); разработка "органической логики" как системы определенных категорий и ее метода - диалектики; понимание "экономического общества" ("материального, экономического труда") как исходного начала и основы всей социальной жизни, которые осязательно включают в себя нравственность; обоснование необходимости "практизации" философии, т. е. выведение ее не только к "моральной действительности", но и к "жизни народной" в целом, где она должна давать "верховные определяющие начала для жизни": учение о богочеловечестве и др.
Соловьев писал о софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Он настаивал на том, что к природе следует относиться, как к единому живому целому и считал необходимым расширить сферу действия кантовского категорического императива, распространив его не только на человека, но на все живые существа: "поступай так, чтобы всякое живое существо рассматривалось тобою всегда как цель, но никогда только лишь как средство".
Так, В. Соловьев стремился разработать "органическую логику" как одну из трех важнейших частей философии, наряду с метафизикой - учением о сущем - и этикой. Он проводит достаточно четкое различие между "элементарной логикой, обыкновенно называемой формальной" и "философской логикой" ("органической"). Первая обращает внимание исключительно на данные общие формы мыслительного процесса в их отвлеченности, и, как чисто описательная дисциплина, эта логика не имеет ничего общего с философией. Логика философская занимается не процессом мышления в его общих субъективных формах как эмпирически данных, а объективным характером этого мышления как познающего.
Характерную особенность философской логики русский философ видит в ее содержательности, т. е. в том, что в ней должна идти речь об отношении субъективных форм нашего ума к независимой от них действительности, которая через них познается. Как видим, "звучит вполне материалистически" и вместе с тем диалектически. Дело в том, что содержательный характер философская логика получает благодаря своему методу развития, построения знания. Таким собственным методом и является диалектика, которая представляет собой определенный вид философского мышления и вместе с тем учение о познании, гносеологию.
В. С. Соловьев считает диалектику одним из трех основных философских методов (наряду с анализом и синтезом). Поскольку задача органической логики состоит в том, чтобы из понятия истинно сущего (которое вместе с тем есть единое, субстанция всего) логически вывести все существенные определения сущего самого по себе, то метод этой науки может быть только чистое диалектическое мышление, то есть мышление, изнутри развивающееся, не зависимое ни от каких случайных внешних элементов. Правда, здесь же он отмечает, что внутреннее содержание этого мышления или его действительные объекты даются идеальной интуицией.
Любопытно, что "наиболее диалектическую часть органической логики" (а она есть "первая или основная часть философии") образует развитие "полярных определений идеи". В этой связи рассматриваются двадцать семь логических категорий (материя, форма, причина и т. д.), в том числе девять "синтетических", и подчеркивается, что все мыслимые определения суть "двойные и полярные", неразрывно связаны, развиваются и предполагают друг друга в данном процессе.
Большой интерес представляют разработка Соловьевым "общего закона всякого развития" и попытка применить его к анализу истории общества как целостной развивающейся системе. Он пытается выявить сложный механизм развития как диалектического процесса в единстве его статического и динамического элементов, действительные причины изменений. Соловьев - не эпигон и не враг гегелевской логики, а ее конструктивный критик, проводящий существенные различия между рационалистической диалектикой Гегеля и своей положительной диалектикой. Огромной заслугой Гегеля русский философ считал решительное установление в науке и в общем сознании плодотворных понятий процесса, развития и истории, благодаря чему наука приобрела во всех сферах "генетическую и сравнительную методы". Оба мыслителя - русский и немецкий - вполне солидарны в том, что в действительности все находится в процессе: не существует никаких безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, не связанного во всем; рассудочная мысль создала повсюду пределы и рамки, не существующие в действительности. Диалектическая философия несовместима с этим "фиктивным миром" и должна его разрушить.1
Рассматривая диалектику как самотворчество разума, Соловьев ее предметом считал мышление в его целостности, развитии и в его формах - различая, в частности, механическое и органическое мышление. Говоря о том, что методом органической логики является диалектика, русский мыслитель основными принципами (нормами) последней называл следующие:
а) добросовестность как принцип истинного мышления;
б) подчинение ума законам объективного мира;
в) принцип целостности (всеединства);
г) историзм, совпадение исторического и логического развития;
д) развитие полярных определений ("верховный закон логики").
Считая познание важной формой духовной деятельности, он считал, что главной проблемой диалектики как учения о познании является проблема истины. Сфера "настоящей философии" - знание, ее содержание - истина, первый вопрос - о цели существования человека, о смысле его жизни, а ее основной метод - диалектика.
История (история человечества, всемирная история) рассматривается В.С. Соловьевым в контексте такого широкого целого, как "мировой процесс". В рамках последнего история человечества предстает как прямое и неотделимое продолжение истории природы. "Мир природы" и "мир истории" имеют ряд общих черт, но между ними есть существенные различия. "Коренное" из них русский мыслитель видит в том, что форма человеческая может беспредельно совершенствоваться, оставаясь при этом тою же. Она способна вместить в себя все, стать орудием и носителем всего, к чему только можно стремиться, - способна быть формою совершенного всеединства, т. е. божества.
"Высшая задача" исторического познания - наиболее полное и адекватное восстановление "книги рождений человека". Решая эту важнейшую задачу, историк должен прежде всего четко представлять себе: является ли человечество как общее целое "пустой абстракцией" или же оно есть реальность? Полемизируя по этому вопросу с Данилевским, Соловьев считал, что, по мнению последнего, человечество есть род, т. е. отвлеченное понятие, существующее только в обобщающей мысли, тогда как культурно-исторический тип, племя, нация суть понятия видовые, соответствующие определенной реальности. Критикуя такой подход, Соловьев отмечал, что род и вид суть понятия относительные, выражающие лишь сравнительно степень общности мыслимых предметов. Человечество есть род по отношению к племенам и вид по отношению к миру живых существ.
При исследовании всемирно-исторического процесса нужно исходить из того, что его "простейшим элементом" является единичный человек, который собственным опытом, через свое взаимодействие с другими достигает действительного совершенства. Поэтому исторический процесс (в отличие от космического) совершается при все более и более возрастающем участии "личных деятелей".
Философ не разделяет представления о том, что будто личность сама по себе ничего не значит в истории, что якобы человек должен отказаться от всякого исторического делания, что совершенное состояние человечества и всей Вселенной будет достигнуто само собой и т. п. Вместе с тем В.С. Соловьев убежден, что ход и исход всемирной истории далеко не покрываются сознательной и намеренной деятельностью исторических лиц и что культ человека не умаляет роли Отца Небесного.
Коль скоро в исторический процесс "вмешался" и этот фактор, то данный процесс толкуется как долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству, а его цель - откровение Царства Божия. Последнее для своего действительного явления требует совершеннейшей общественной организации, которая и вырабатывается всемирной историей.
Исходя из понимания единичного человека как "простейшего элемента" исторического процесса, Соловьев не склонен преувеличивать его роль здесь. И не только в том смысле, что выше каждого из нас находится "Отец Небесный", но и в том, что единичный человек всегда должен рассматриваться совместно и нераздельно с "человеком собирательным", т. е. обществом. Такой, диалектический в своей сущности, подход очень важен для определения критериев "нормальности" общества, один из которых и состоит в правильном равновесии личного и собирательного интересов.
Таким образом, "нормальное общество" есть "процесс собирательный", происходящий в "собирательном человеке". К последнему Соловьев относит семью, народ и человечество в целом. При этом он считает, что эти три вида "собирательного человека" существуют не порознь, отдельно один от другого, а во взаимосвязи и взаимодействии. Они не заменяют, а взаимно поддерживают и восполняют друг друга и, каждый своим путем, идут к совершенству.
Процесс совершенствования - на всех уровнях социальной организации-определяется многими факторами, среди которых важную роль играет такой "собирательный организм", такое "организованное целое", как государство. По мнению философа, именно государством до конца истории обусловливается не только существование, но и прогресс человечества, оно - условие и орудие человеческого существования.
Важнейшая идея, которая красной нитью проходит через все рассуждения Соловьева о всемирной истории, - идея о ее единстве, целостности. "Положительное всеединство" - это, как известно, главный вывод концепции русского мыслителя, который, как он считает, есть вместе с тем тот неизбежный вывод, к которому приводит реальный исторический процесс, пережитый умом человеческим.
Единство человечества - сторона, аспект "положительного всеединства" как более широкого целого. Если последнее в полноте своей воплощается в определенном "Вселенском теле", то первое реализуется посредством самих людей, являясь главной для них задачей. Если задача природного человека и человечества - собирать Вселенную в идее, то задача Богочеловека и богочеловечества - собирать Вселенную в действительности.
В.С. Соловьев подчеркивает, что решающим элементом, основной сферой, которая определяет единство мировой истории и на которой это единство держится как на своем основании, является экономическая сфера. Именно эта сфера придает истории человечества вид "реально связанного тела", солидарного во всех своих частях.
Философ отмечает, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одною общей жизнью. А это культурное человечество все более становится всем человечеством. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как "живые органы человечества", без которых его единство было бы пустым и мертвенным.
В рамках единства и происходит движение к совершенному обществу, которое, однако, как считает мыслитель, не может быть создано внешним и насильственным образом - тогда оно было бы несовершенным. Вот почему, строго говоря, дело не в единстве, а в свободном согласии на единство, не в важности и грандиозности общей идеи, а в добровольном ее признании. Иными словами, нужно не только единение всех людей и всех дел человеческих, а их человеческое единение.
Таким образом, сама реальная всемирная (всеобщая) история есть основание для расширяющегося и укрепляющегося всечеловеческого единства. В рамках последнего и совершается та или иная "национальная история" как "нераздельный член" всемирной истории.
С точки зрения В.С. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной - хотя не всегда осознаваемой - солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных "культурных начал" - экономических, религиозных, научных, философских и других.
Совершенное человечество - это, по Соловьеву, не природный человек как явление, не единичное эмпирическое существо, но и не человек как родовое понятие, а "всечеловеческий организм", "всемирная форма соединения материальной природы с Божеством". Вся человеческая история развертывается как восхождение человека к Богу, или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым космоэволюционным процессом - строится этика русского философа, его учение о добре как некой идеальной сущности, как нормы и должного. Моральный миропорядок зиждется на трех "началах": на чувствах переживания стыда, сострадания (жалости) и благоговения (благочестия). Согласно Соловьеву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своей природы. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но и всякому живому существу. Наконец, он способен преклоняться перед тем, что считает святым или возвышенным (т. е. перед ценностями): перед памятью предков, перед свершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом. Пафос философии Соловьева - борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.
Хотя у Соловьева нет специальной работы, посвященной эстетике, тема красоты пронизывает все его творчество. Он считал искусство "реальной силой", просветляющей и перерождающей мир. Задачу искусства русский философ видит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой.1

2. Онтологическая теория В. Соловьева
В философии термином "онтология" обозначается учение о бытии, а "гносеология" - учение о познании. В философии Соловьева онтология и гносеология, бытие и познание, неразделимы и опираются на единую основу.
Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на существование, по словам Н. Бердяева, он "все оправдывает и все обосновывает, всему находит место".
Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее было ознаменовано тезисом: "Все едино".
Человечество достигло такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в "абсолютное ничто".
Очевидно, настало время новой философии, когда, опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве.
Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии.
Философия Соловьева начинается с понятия не бытия, а сущего. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое "имеет в себе положительную силу бытия".
Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим Богом. Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное.
Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева.
Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды Соловьева нашли наиболее полное свое выражение в труде "Оправдание Добра. Нравственная философия". Должное содержание или смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком обществом и человечеством в целом идеи Добра. При этом Добро трактуется онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах - в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества.
Добро обладает следующими свойствами:
1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;
2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;
3) силой, или действенностью поскольку оно через все осуществляется.
Добро проявляется прежде всего в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Эти первичные данные составляют незыблемые основы нравственной жизни человечества. Все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека. Благодаря наличию этих первичных данных нравственности люди способны видеть различие между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы, формулировать учение о нравственности. В.С. Соловьев подчеркивает что именно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для Добра как безусловного содержания. Его право и долг - оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, Церковь, Отечество). Эти образования есть исторические образы Добра и человек должен участвовать в их жизни и соответствовать их требованиям лишь в той мере, в какой эта жизнь и эти требования являются воплощениями Добра.
Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как "гипнотиков индивидуализма", утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и "гипнотиков коллективизма", которые видят в жизни человека только общественные массы.
Человек для него - существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:
1) родовая форма;
2) национально-государственный строй;
3) всемирное общение жизни.
Последняя из этих форм есть осуществление идеи Всеединства - идеал будущего, когда в "действительном нравственном порядке" будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие, даже в своем несовершенном состоянии, "искру Божества".1
Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет человека человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную сущность человеческого бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для достижения всеединства разобщенность абсолютно необязательно рассматривать как непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для истинного плодотворного всеединства, которое предполагает синтез многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и полным небытием.
3. Теория познания и этические идеи В. Соловьева
Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции Владимира Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее единства истины, добра и красоты.
На основе этой идеи Соловье разрабатывает концепцию целостного знания, которое предполагает постепенный синтез религии, философии, науки. Процесс объединения происходит сначала в рамках философии, где достигается единство между ее тремя направлениями: мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом. Каждое из них представляет участников будущего универсального синтеза. Главный смысл новой теории познания - достичь понимания универсального во всем объеме его с сохранением индивидуального во все его своеобразии.
Органическая логика Соловьева предлагает обратить внимание на те формы познания, которые оставались на периферии рационалистических систем, а именно, на роль интуиции, непосредственного умственного созерцания. Эти формы знания близки мистическому и в то же время художественному видению мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание должны стать связующими звеньями между научным, художественным и религиозным видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (истина и добро).
Соловьев считает, что невозможно без опоры на нравственность получит критерий истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание легко находит убедительно звучащие аргументы в пользу своей мнимой истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала, что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и угол зрения, жизненная позиция.
Человек в современном его состоянии далеко отстоит от центра всеединства, находясь в периферийных его областях, где силы обособления, разъединения преобладают над силами объединениями. Периферийное сознание не в состоянии охватить единый идеальный, сущностный космос, возвысится до его понимания. Редкую возможность для этого предоставляют редкие вспышки вдохновения, озарения близки к тем, которые испытывают истинные художники, поэты, пророки. В такие моменты открывается подлинность мира, его единство. Среди вдохновенных чувств помогающих периферийному сознанию преодолеть его слепоту, первое место принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск могущественных, всеохватывающих сил единения.
В теории познания Соловьева, как и у Платона, в качестве одного из существенных элементов выступает Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа и подтверждающие существование часто неосознаваемого единения. Но эта любовь является слабым и искаженным намеком на те возвышенные и всемогущие силы любви, которые господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к достижению всеединства. Эгоистическая замкнутость противопоказана познающему субъекту, лишь его любовь и открытость другим людям, ко всему миру дают необходимый угол зрения для истинного понимания, формируют ту нравственную основу, без которой познание рано или поздно окажется бессильным, а то и опасным.
Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но, главным образом, с реальным "собирательным творчеством". Подобно искусству, идеал которого не в "предварении", а в "осуществлении" - в подвиге Пигмалиона, оживившего камень, Орфея, потрясшего своды Аида - познание становится истинным и плодотворным, включаясь в реальное творчество - свободную "теургию", как его называет Соловьев. В реальном творчестве преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой личности и всего общества.
Человек, по Соловьеву, оказывается связующим звеном между божественным и природным миром именно как существо нравственное. Это придает всем областям философии Соловьева этическую окраску. Двойственная природа человека такова, что он томится противоречием между исканием абсолютной свободы ("положительной свободы") и пребыванием в мире "суеты беспощадной", которая, выражаясь в неограниченном самоутверждении единичного "Я", только приумножает сумму господствующей в мире механической причинности. "Положительная свобода" у Соловьева, выражающаяся в самоотречении личности, однако, не означает отказ от ее индивидуальности и свободы. Человеческая личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает, что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту "истины, добра и красоты". Так платоническое учение об эросе сочленяется у Соловьева с кантовским категорическим императивом на основе христианской антропологии. Соловьев учил, что не может быть цельного мировоззрения и эффективной жизненной практики без "...господствующей и объединяющей любви...", пронизывающей все существо человека. Проблему реализации добра на земле Соловьев решает как церковный мыслитель, для которого личность Христа - свидетельство и гарантия конечного торжества добра в мире.
Человеческое влечение к добру оправдывает собою то, что очень часто считается несовместимым противоречием. Так, нравственности свойственно аскетическое начало. Но она вовсе не цель, а только путь к добру, да и то не единственный. Характерно, что здесь идет перекличка с буддизмом, в котором также провозглашается "серединный путь", не поощряющий чрезмерных отклонений. Это еще раз показывает, что, сколько бы ни было религий, все они имеют в себе зерно истины, надо только суметь его увидеть.
Личность человека - на первом плане. Но этот план тоже далеко не окончательный. Вл. Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хотя и на первом плане, но находится в согласии с другим рядом личностей, или предков, или потомков. Половая любовь вполне оправданна, но и она не довлеет, а содержит в себе и многое другое. Деторождение благо - благо, но тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая и политическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые моменты исторического стремления человечества к правде и добру. Но и самая общая нравственная организация должна быть религиозной и завершаться во вселенской церкви.
Выступая против того, что представлялось ему сгустками мирового зла, - смертной казни, религиозного национального гнета, племенной вражды, - Соловьев стремился собственной жизненной практикой обнаружить присутствие в мире самозаконной нравственности, соотносящей человека с миром безусловного. Через драму личных переживаний и чувство личной ответственности за судьбы мира Соловьев хотел найти выход из проблемы, которой он не сумел дать корректное теоретическое разрешение, - из проблемы свободы и необходимости в истории. В этом смысле Соловьев оказался философской предтечей этики религиозного экзистенциализма.
_____________
Итак, В.С. Соловьевым была заложена традиция русской философии всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.
Значительная часть работ В.С. Соловьева, в том числе и его публицистика, представляет его размышления о возможных путях достижения богочеловечества - о том, что для этого могли бы сделать личность, государство, церковь - прежде всего в России.
Соловьев предлагает проект мироустройства, к которому должно двигаться человечество. Это будущее мироустройство предполагает духовный авторитет вселенского первосвященника и светскую власть рационального государя - свободного инициатора прогрессивного социального движения. От России же, считает он, требуется "обращение всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ Божественной троицы - вот в чем русская идея".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.
Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. - М., 1996.
Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1998.
Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991.
Русская философия: Словарь. - М., 1995.
Соловьев В.С. Исторические дела философии. // Вопросы философии. - 1988. - № 8.
Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. - М.: Флинта: Наука, 1998.
Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Сочинения. - М., 1989.
Энциклопедический словарь "Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды)". - М., 1995.
1 Биографический материал приводится по энциклопедическому словарю "Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды)". - М., 1995. 1 Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. 1 Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. - М.: Флинта, Наука, 1998. 1 История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. 15

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Отчет по юридической практике
 Основные проблемы развития маркетинга в системе управления дошкольными учреждениями
Ваши отзывы
xlo09t
рџ”Џ РўRРђNSРђРЎРўIРћN 1,0008484 Р’РўРЎ. РЎРѕntinuРµ => https://telegra.ph/BTC-Transaction--494913-05-10?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& рџ”Џ

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.