|
|
Государственный строй КубыСОДЕРЖАНИЕ 1. Конституционные основы общественного строя ............ 3 2. Национальная Ассамблея Народной власти ..................10 3. Система органов исполнительной власти ..................... 14 4. Статус главы государства ......................................... 16 5. Судебная система ................................................... 17 Выводы по работе ............................................................. 18 Список использованных источников .................................. 19 1. Конституционные основы общественного строя Согласно конституции 1976 и ее новой редакции 1992, Куба является "социалистическим государством". Высшим органом власти объявлена Национальная ассамблея народной власти, избираемая всеобщим голосованием на пятилетний срок. Ассамблея выбирает из своего состава Государственный совет, который представляет ее между ее сессиями, исполняет ее постановления и осуществляет другие функции. Совет несет ответственность перед ассамблеей и отчитывается перед ней. В течение четырех последних десятилетий многие западные политики и исследователи утверждали, что на Кубе создан тропический аналог советской модели социализма. С момента победы Кубинской революции и до распада СССР из их уст звучали обвинения в адрес этой страны, что она является сателлитом Москвы, а в 90-е годы - что там сохраняется один из последних сталинистских режимов в мире. Минуло целое десятилетие с момента разрушения Советского Союза и возглавлявшегося им блока. Во всех странах, где утвердилась навязанная извне номенклатурно-бюрократическая модель социализма, произошел откат к капиталистическим моделям развития. Устояли лишь те социалистические режимы, где победа революций выковывалась в течение длительной вооруженной борьбы, развивавшейся в рамках мощного национально-освободительного потока, а политические системы сформировались с учетом национальной специфики и еще в бытность СССР подвергались со стороны его руководства критике за свою неортодоксальность. Куба была в их числе. Все это делает актуальным изучение кубинской модели под углом сравнительного анализа с советской моделью. Кубинская и советская модель социализма имеют много общих черт, обусловленных общими задачами построения социалистического общества и логикой классовой борьбы. Одновременно кубинская модель имеет ряд специфических характеристик, которые наводят на мысль о ее особости, что позволяет ставить вопрос о ней как самостоятельной модели. Многие отличия кубинской модели были обусловлены особенностями социально-экономической составляющей самих революционных процессов в обеих странах. Взять хотя бы классовую структуру общества. Россия до революции была по преимуществу страной крестьянской. Рабочие составляли меньшинство населения. Пролетарские индустриальные центры были "островами в океане". Россия была страной с многоукладной экономикой, где еще были очень сильны феодальные отношения. Государство было феодальным и сословным, монархия даже после Манифеста 17 октября продолжала нести на себе печать абсолютизма1. Из анализа социально-экономической жизни дореволюционного кубинского общества, ситуации в Латинской Америке и других развивающихся государств политическое руководство страны вынесло глубокое убеждение в тупиковости расточительного капиталистического пути развития, отсутствии у него исторической перспективы. То, что может позволить себе "золотой миллиард", оплачено потом, кровью, слезами, унижениями, дикой нищетой большинства человечества, грозит всей планете экологической катастрофой. Отсюда - следовал отказ от восприятия потребительского общества и его ценностей в качестве эталона для подражания в кубинской модели социализма. Руководством Кубы был провозглашен курс на создание условий для обеспечения каждому индивидууму условий здоровой и достойной жизни, но без роскоши и расточительства потребительского общества, не способного обеспечить социальную справедливость и прогресс в долгосрочной перспективе, особенно в странах "третьего мира". В отличие от кубинской модели социализма, в СССР и других европейских социалистических странах в качестве ориентира в последние три десятилетия был взят западный потребительский стандарт уровня и качества жизни. Это во многом способствовало перерождению режимов в СССР и Восточной Европе. Характерной чертой кубинской модели является постоянная и непримиримая борьба с коррупцией. Своими корнями она уходит в дореволюционный период, когда в условиях неоколониального режима в стране коррупция приняла широкий размах. Она поразила всю прежнюю политическую систему общества, способствовала разложению правивших страной партий. Одним из главных лозунгов революционного движения на Кубе в 50-е годы была борьба с коррупцией в государственном аппарате. Наряду с задачей национального и социального освобождения, выдвигавшихся революционным движением с конца XIX века, борьба против коррупции, будучи составляющей концепции социальной справедливости, вошла в качестве важнейшего звена в выковывавшуюся в течение столетия кубинскую национальную идею. После краха восточноевропейского социализма нынешняя модель была охарактеризована как переходная и была поставлена задача полного приведения ее в соответствие с первоначальными идеями революции, произраставшими из исторических, политических и социальных условий страны. Поставлена и решается задача дать собственное определение социализма и выработать идеологию, которая бы опиралась на кубинскую национальную почву и была бы обогащена критически переосмысленным международным революционным наследием и современной революционной мыслью всех направлений. В известном смысле можно говорить о попытке возродить дух плюралистического подхода к поиску идей адекватных вызову современной мировой социально-политической и экономической конъюнктуры, который был характерен для "эпохи" "Pensamiento critico". В настоящее время решается задача в процессе реформирования политической системы преодолеть расхождения между декларированными конституционными нормами и их реальным воплощением в жизнь. По мере улучшения внутренней и внешней политической и экономической конъюнктуры предусматривается осуществить совершенствование и дальнейшую демократизацию механизма народного представительства, участия масс в контроле над всеми структурными элементами системы и принятии решений. В ходе проводившегося в стране обсуждения путей совершенствования социализма в качестве одного из главных направлений было определено повышение роли массовых общественных организаций (СМК, КЗР, ПТК, ФКЖ и др.), объединяющих в своих рядах практически все население страны. Известно, что общественные организации с первых дней революции играли огромную роль в политической жизни Кубы, являлись одним из важнейших звеньев социалистической демократии, служили каналами реальной двусторонней связи между массами и высшим политическим руководством. Теперь ставится задача обеспечить их большую самостоятельность и самодеятельность, независимость от правящей партии и государства, чтобы превратить их в фундамент формирующегося социалистического гражданского общества. В области государственного строительства ставится задача упростить его структуры, в первую очередь высшие ступени, используя для этого децентрализацию и делегирование части функций на места. Осуществляются шаги, направленные на усиление конституционно-правовых основ в деятельности государства, утверждения избранных на альтернативной основе представительных органов власти в качестве высших инстанций на вверенной им территории от муниципальных ассамблей до Национальной. Следует отметить, что выборы в представительные органы власти на альтернативной основе являлись отличительной чертой кубинской модели и в предшествующий период. Другой особенностью функционирования механизма власти в стране всегда являлось активное использование прямой демократии. Характерно, что повышение эффективности государственного аппарата в 90-е годы происходило на фоне значительного сокращения численности его сотрудников (за десятилетие почти в два раза). 90-е годы внесли ряд других существенных корректив в облик кубинского социализма. Намеченный в октябре 1991 г. IV съездом КПК курс на реформирование общества быстро набрал обороты. В 1992 г. Национальная ассамблея внесла изменения в конституцию. В ней теперь признано право частной и смешанной собственности. Государство заявило о намерении сохранить под централизованным контролем лишь базовые отрасли экономики. Концепция единого плана социально-экономического развития заменена "планом, который гарантирует программируемое развитие страны"2. В августе 1993 г. в стране было разрешено свободное обращение иностранных валют, что получило название "долларизации" Кубы. В сентябре того же года увидел свет указ, значительно расширивший разрешенную еще ранее индивидуальную трудовую деятельность. В апреле 1994 г. произведена реорганизация совета министров, адаптировавшая его структуру к задачам экономической реформы. Одновременно она позволила продвинуть на ключевые посты в народном хозяйстве руководителей нового поколения. В мае того же года Национальная ассамблея приняла программу финансового оздоровления, которая среди прочих мер предусматривала введение новых цен на товары и услуги, внедрение системы налогообложения, распространявшейся как на предприятия, так и на физических лиц. Ее целью было изъятие из обращения инфляционных денег, приведение в соответствие спроса и предложения, сбалансирование бюджета и увеличение поступлений в госбюджет. Санация финансов полностью решила поставленные задачи. Одновременно она позволила значительно укрепить курс национальной денежной единицы - песо. В 1994 г. в стране были открыты свободные аграрные и индустриальные рынки. На них разрешена свободная торговля сельскохозяйственной и промышленной продукцией как частным лицам, так и предприятиям по ценам, регулируемым спросом и предложением. В 1995 г. было санкционировано создание частных предприятий по производству и реализации продуктов питания и прохладительных напитков. В стране открылись тысячи частных семейных ресторанчиков - "паладарес" и т.д. В последние годы в стране была осуществлена либерализация эмиграционного режима: разрешен свободный выезд из страны кубинских граждан на работу, на постоянное место жительство и для других целей при получении визы принимающей страны с сохранением гражданства и права беспрепятственного возвращения на родину. Существовавшая в начале 90-х годов проблема нелегальной эмиграции была искусственно спровоцирована Соединенными Штатами, предоставлявшими ограниченное количество виз, несмотря на существование миграционного соглашения от декабря 1984 г. Новое соглашение между Кубой и США, подписанное 9 сентября 1994 г., по которому американская сторона обязалась предоставлять не менее 20 тыс. виз в год, сняло напряженность, возникшую в связи с нелегальной эмиграцией. Потенциал модернизации кубинской модели социализма в настоящий момент достаточно велик. Насколько далеко пойдет в этом направлении политическое руководство страны будет зависеть от ряда внутренних и внешних факторов. Ясно одно, что вектор этого движения будет все дальше уводить кубинское общество от советской номенклатурно-бюрократической модели социализма, отдельные элементы которой были использованы на Кубе в адаптированном виде. Анализ истории кубинского революционно-освободительного движения и опыта создания общества, построенного на принципах подлинной независимости и социальной справедливости, убеждает, что избранная страной модель социализма является адекватной внутренним и внешним реалиям попыткой воплощения национальной идеи. "Коридор" возможностей в рамках избранной парадигмы постоянно лимитировался массой внутренних и внешних факторов. Руководству Кубы необходимо было обладать одновременно исключительной гибкостью и непреклонной стойкостью, чтобы в столь непростых условиях, которые выпали на долю Кубинской революции суметь не только реализовать в конкретной форме национальную идею, но и успешно отстаивать ее на протяжении столь длительного периода. Несмотря на все сложности нынешнего этапа, предложенная Кубой альтернатива зависимому капиталистическому обществу будет оставаться вдохновляющим примером не только для ряда стран Латинской Америки, но и для многих других развивающихся государств. Вряд ли кто-то будет полностью копировать кубинскую модель, но то, что ее опыт будет изучаться и использоваться, в этом не приходится сомневаться. Примеры этого мы можем найти уже сегодня в практике ряда стран третьего мира. 2. Национальная Ассамблея Народной власти Высшим органом власти на Кубе является Национальная Ассамблея Народной власти. С самого начала в кубинской избирательной системе было установлено, что кандидатов в Ассамблею выдвигает народ, без вмешательства партии, что коренным образом отличает нашу демократию в избирательном плане (за что обычно нас критикуют) от остальных стран мира, где партии выдвигают кандидатов без участия народа. В действительности этот процесс позволяет идти дальше предоставления гражданам права прямого голосования за их представителей в провинциальных органах власти и в Национальной Ассамблее. До выборов 1992-93 гг. население голосовало непосредственно только за своих делегатов в избирательном округе и последние уполномочивались выбирать делегатов провинциального уровня и депутатов от своего муниципалитета в рамках их Ассамблей, составлявшихся в избирательных пунктах. Это был безусловно демократический механизм, однако решение установить прямое голосование за делегатов провинциального уровня и за депутатов Национальной Ассамблеи (постановление IV Съезда партии) означало тогда пойти дальше факта голосования, развивать принцип выдвижения кандидатов самим народом3. Найденная формула имела целью усилить роль массовых организаций и студенчества в формировании резерва кадров, углубить процесс народного участия и создать комиссиям по выборам депутатов условия для более эффективного исполнения их функций. Общенародные пленумы организаций выбирали авторитетных граждан, зарекомендовавших себя на национальном уровне своими способностями, позволяющими, как это оценивалось, выступать в качестве представителей народа. Затем комиссии по выборам депутатов проводят тщательную работу по изучению всех кандидатов, выдвинутых на пленумах организаций, и производят отбор среди этих сотен тысяч соотечественников, чтобы составить предварительные списки кандидатов, которые будут представлены муниципальным ассамблеям Народной Власти (состоящими из выбранных лиц), чтобы окончательно определить кандидатов. Данные комиссии, возглавляемые Профцентром трудящихся Кубы и включающие в себя Комитеты защиты Революции, Федерацию кубинских женщин, Национальную ассоциацию мелких землевладельцев, Федерацию учащихся средних школ и Федерацию университетских студентов, во время выборов 1997-98 гг. провели консультации с более чем двумя с половиной миллионами человек и учитывали мнения массовых организаций, всевозможных учреждений, мест работы, только что избранных в округах делегатов. При проведении общих выборов на третьем и последнем этапах в соответствии с принципом демократизма, требующим, чтобы признание избранными кандидатов, внесенных в списки, было при получении более половины правильно оформленных голосов, руководство этих органов уточняет действительность утверждения большинства провинциальных делегатов или депутатов Парламента, в зависимости от того, какие выборы проходили. В каждой провинции предложения по кандидатам на посты Председателя и Заместителя Председателя делаются соответствующими комиссиями по кандидатурам, которые были уполномочены проанализировать характеристики и другие данные по всем делегатам, чтобы произвести отбор среди них. Кандидатуры - по двум постам - вначале рассматриваются делегатами, присутствующими на заседании, и они большинстовм голосов (половина плюс один) могут также решить вопрос о замене любого из предложенных, если сочтут это целесообразным. После принятия кандидатуры проводится прямое и тайное голосование, организация которого возлагается на избирательные комиссии. Таким же образом проходит и формирование Национальной Ассамблеи. Председатель Национальной комиссии по кандидатурам вносит предложение по кандидатам на посты Председателя, Заместителя Председателя и Секретаря с изложением обоснования по аспектам, которые были учтены. Избирательная комиссия - в данном случае национальная - так же открывает заседание, запрашивает у членов Ассамблеи их возможные пожелания о замене какой-то из предложенных кандидатур, ставит на голосование апробацию кандидатур, разъясняет процедуру окончательного голосования, проводит его и сообщает результат тайного голосования. Выдвижение кандидатур и выборы членов Государственного Совета проходит тоже на данном заседании, когда депутаты по собственному естественному праву собираются на него. Указанный орган Национальной Ассамблеи представляет ее между сессиями, проводит в жизнь ее решения и выполняет другие функции, возлагаемые на него Конституцией. Национальная комиссия по кандидатурам вносит предложения по постам Председателя, Первого Заместителя Председателя, Заместителей Председателя, Секретаря и других членов Государственного Совета, общим числом - 31 депутат. Процедура принятия кандидатур и голосования аналогична раннее изложенным и так же выбранными будут те, кто наберет больше половины законных голосов. Как провинциальные, так и национальная комиссии по кандидатурам при выработке своих предложений следуют основному принципу консультаций; одним из главных моментов является опрос мнений делегатов и депутатов. Таким образом, выборы с самого начала и до конца основываются на важном процессе консультаций и отбора, в чем единственными критериями для избрания и возложения ответственный полномочий являются человеческие качества, способности и наличие возможностей для внесения личного вклада в обогащение коллективной работы, преданность интересам народа, этому истинному избирателю, который в абсолютной и прямой форме соединяет в себе волю миллионов людей, имея все возможности выразить ее и придать ей всю силу глубокого и действительно демократического действия. 3. Система органов исполнительной власти Высший орган исполнительной власти Кубы - Совет министров. Его члены выдвигаются председателем Государственного совета и утверждаются Национальной ассамблеей. В административном отношении Куба делится на 14 провинций и специальную муниципию - остров Хувентуд (остров молодежи). Провинции, в свою очередь, разделяются на муниципии. Местные органы государственной власти - провинциальные и муниципальные ассамблеи, избираемые общим голосованием. Срок полномочий провинциальных органов - 5 лет, муниципальных - 2,5 года. Важную роль на местах играют "Комитеты защиты революции", созданные после 1960. Они осуществляют постоянное наблюдение за обстановкой и сохранением порядка, организуют вакцинацию населения, поддержание чистоты и т.д. После 1959 политические партии, оппозиционные правительству Фиделя Кастро, были распущены. Официально продолжалась деятельность только трех проправительственных организаций - Движения 26 июля, возглавляемого самим Ф.Кастро, Народно-социалистической партии (коммунистической) и Революционного директората 13 марта. В 1961 они слились в "Объединенные революционные организации", преобразованные в 1962-1963 в Единую партию социалистической революции Кубы (ЕПСРК). С тех пор на Кубе существует однопартийный режим. Коммунистическая партия Кубы (КПК) - образована в октябре 1965 на основе ЕПСРК, однако ее первый съезд был проведен только в 1975, второй - в 1980. Идеология КПК основана на "идеях Хосе Марти" и марксизме-ленинизме. Согласно конституции, партия играет руководящую роль в обществе и политической системе. Под ее контролем действуют профсоюзы, молодежные, женские и все иные общественные организации. Официальная программа КПК была принята на третьем съезде в 1986. Четвертый съезд, который проведенный в 1991 в условиях крушения СССР и других государств "реального социализма" высказался за экономические реформы при сохранении командных позиций за государством, открыл доступ в партию верующим и наделил ЦК чрезвычайными полномочиями. Новой программой КПК, по существу, стал документ "Партия единства, демократии и прав человека, которые мы защищаем", принятый пятым съездом в 1997. Конечная цель кубинской компартии, в соответствии с нынешней программой, - построение коммунизма, а историческая цель на современной этапе - завершение строительства социализма. Съезд 1997 подтвердил однопартийность как "фундаментальный принцип Кубинской революции". По мнению руководства КПК, однопартийный режим является более совершенной моделью, чем "формальная буржуазная демократия", а гражданские свободы не могут действовать "вопреки существованию и целям социалистического государства... Нарушение этого принципа наказуемо". В 1985 на Кубе был принят закон об ассоциациях. В соответствии с ним пытались зарегистрироваться Социал-демократическая партия Кубы, Кубинская партия за права человека и др., но все они получили отказ. Оппозиция на Кубе (правозащитная, социал-демократическая, пацифистская, либеральная, анархистская и т.д.) действует нелегально и подвергается преследованиям. 4. Статус главы государства В соответствии с Конституцией Кубинской республики, главой государства фактически является Председатель Государственного совета, статус которого наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Он возглавляет правительство и одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами, созывает заседания Государственного совета и Совета министров и руководит ими, издает законы-декреты, другие постановления и нормативные акты, одобренные Государственным советом, Советом министров или его исполкомом. Председатель Государственного совета с 1976 - Фидель Кастро Рус, который непрерывно возглавляет кубинское правительство с 1959. Ф.Кастро родился в 1926, изучал право и работал адвокатом. С 1953 вел борьбу против диктатуры Фульхенсио Батисты. После свержения последнего Ф.Кастро стал главой кубинского правительства, в 1965 - генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Кубы (КПК). В его руках сосредоточена власть главы государства, правительства, правящей партии и вооруженных сил. В 2003 переизбран председателем Государственного совета. В случае отсутствия, болезни или смерти председателя Государственного совета, исполнять его обязанности должен первый заместитель председателя, который является вторым официальным лицом в государстве. Этот пост занимает брат Ф.Кастро - Рауль Кастро Рус. Он одновременно второй секретарь ЦК КПК, первый заместитель председателя Совета министров и министра вооруженных сил. В соответствии с конституцией, в условиях военного положения, войны, всеобщей мобилизации или чрезвычайного положения руководство страной переходит к Совету национальной обороны. 5. Судебная система В систему судебной власти Кубы входят Верховный народный суд и суды различных уровней. Суды независимы от местных органов, но подчинены Национальной ассамблее и Государственному совету. Верховный народный суд - высший судебный орган, осуществляет законодательную инициативу, издает судебные нормы и инструкции и т.д. Контроль над соблюдением законности осуществляет Государственная прокуратура, подчиняющаяся непосредственно Национальной ассамблее и Государственному совету. Местные органы прокуратуры независимы от государственных органов соответствующей инстанции и подчинены Генеральной прокуратуре. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ Итак, сделаем основные выводы. Республика Куба - социалистическое государство. В стране действует Конституция Республики Куба, одобренная всенародным референдумом 15 февраля 1976 г. и вступившая в силу 24 февраля 1976 г., с поправками от июля 1992 г. Высший орган государственной власти - Национальная ассамблея народной власти, которая из числа своих депутатов избирает Государственный совет, состоящий из председателя, первого заместителя председателя, 5 заместителей председателя, секретаря и 23 членов. Государственный совет является постоянно действующим органом Национальной ассамблеи народной власти, представляющим ее между сессиями и претворяющим в жизнь ее решения. Государственный совет подотчетен Национальной ассамблее народной власти. Срок полномочий Государственного совета истекает при завершении выборов новой ассамблеи. Председатель Государственного совета является главой государства и правительства, возглавляет Совет национальной обороны. Законодательный орган - Национальная ассамблея народной власти, депутаты которой избираются всеобщим прямым тайным голосованием. Срок полномочий Национальной ассамблеи народной власти - 5 лет. На первой сессии Национальная ассамблея народной власти из числа своих депутатов избирает председателя, заместителя председателя и секретаря. Высшим исполнительным органом власти является Совет Министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной ассамблее народной власти председателем Государственного совета. Совет Министров подчинен и отчитывается о своей деятельности перед Национальной ассамблеей народной власти. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Батчиков С.А. Глобализация: взгляд из распахнутой России. // Доклад на IV международной встрече экономистов "Глобализация и проблемы развития" (Гавана, Куба, 11-15 февраля 2002 г.). Бекаревич А. Д. Куба: внешнеэкономические отношения. - М., 1997. Бородаев В.А. Кубинская модель социализма: копия советской или воплощение национальной идеи? // Сб. "Изучение латиноамериканистики в Российском университете дружбы народов". - М., 2002. С. 3-19. Волкова Е.Д., Игнатов Е.И., Торшин М.П. Республика Куба. - М., 1979. Конституция Кубы 1976 г. (в ред. 1992 г.). Куба: Историко-этнографические очерки. - М., 1991. Республика Куба. Справочник. - М., 1987. Слезкин Л. История Кубинской республики. - М., 1996. Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. - М.: Высшая школа, 1995. Телегин С. Куба, которую мы теряем. // Советская Россия. - 27 декабря 2001 г. 1 Бородаев В.А. Кубинская модель социализма: копия советской или воплощение национальной идеи? // Сб. "Изучение латиноамериканистики в Российском университете дружбы народов". - М., 2002. С. 3-19. 2 Бородаев В.А. Кубинская модель социализма: копия советской или воплощение национальной идеи? // Сб. "Изучение латиноамериканистики в Российском университете дружбы народов". - М., 2002. С. 3-19. 3 Батчиков С.А. Глобализация: взгляд из распахнутой России. // Доклад на IV международной встрече экономистов "Глобализация и проблемы развития" (Гавана, Куба, 11-15 февраля 2002 г.). 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|