|
|
Международный коммерческий арбитраж1. Виды международного коммерческого арбитража. Постоянно действующий третейский арбитраж. Изолированный третейский суд (ad hoc). Международная практика знает два типа арбитража по делам, возникающим из сделок внутренней или внешней торговли: а) арбитраж институционный, постоянно действующий и б) изолированный арбитраж, который создается ad hoc для рассмотрения спора по данному конкретному правоотношению; после того как спор по делу рассмотрен и решение вынесено, третейский суд (арбитраж) прекращает существование. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения данного конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально - "для этого", т. е. для рассмотрения данного дела). В отличие от третейских судов ad hoc, постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров. Для передачи спора на разрешение третейского суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, соглашение. Это соглашение сторон о том, что споры, которые уже возникли или возникнут в будущая между сторонами, будут переданы ими на рассмотрение третейского суда. Такое соглашение может быть включено в договор, например в контракт о купле-продаже товаров.1 Если соглашение о передаче дела в третейский суд заключается между сторонами по уже возникшему спору, то оно называется третейской записью (compromis). Условие о передаче дела в арбитраж на случай возможного в будущем спора, включенное в состав договор купли-продажи, фрахтования судна и т. п., называется оговоркой об арбитраже (clause compromissoire). Условие контракта об арбитраже получило наименование "арбитражная оговорка". В оговорке стороны обусловливают, что возможные споры будут разрешаться в порядке арбитража, и определяют, в каком именно арбитражном суде. На практике часто применяются типовые арбитражные оговорки, которые обязательны для сторон лишь в случае их прямо выраженного согласия на это.2 Арбитражное соглашение (в том числе и арбитражные оговорки, включенные во внешнеторговый контракт) обладает в отношении сделки юридической самостоятельностью, автономностью. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в отношении которого оно было заключено. В основных многосторонних конвенциях по вопросам арбитража, выработанных под эгидой ООН,- Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года - под арбитражным соглашением понимаются как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами и т. п. Эти конвенции устанавливают независимо от закона, применимого к основному контракту, специальные коллизионные правила для определения действительности арбитражного соглашения. Если же обратиться к нашему законодательству, то ст. 2 Положения об Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате предусматривает, что этот суд принимает к рассмотрению споры "при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора. Соглашение о передаче спора на разрешение Арбитражного суда может быть также выражено со стороны истца предъявлением иска, а со стороны ответчика - совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции Суда, в частности путем сообщения в ответ на запрос Суда о согласии подчиниться его юрисдикции". Следовательно, наше законодательство не требует для признания действительности арбитражного соглашения, чтобы оно обязательно входило в состав внешнеторговой сделки или подчинялось требованиям, предъявляемым к ней. Для развития национального законодательства в области арбитража и обеспечения определенного разнообразия в выборе сторонами контракта процедуры арбитражного разбирательства существенное значение имеет Типовой закон о международном торговом арбитраже, принятый в 1986 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На основе этого Типового закона уже приняты национальные акты в Канаде (для отдельных провинций), Австралии, Нигерии, на Кипре, в Латвии и других странах. Закон РФ о международном коммерческом арбитраже также основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ. Особенностью заключенного арбитражного соглашения является то, что оно обязательно для сторон - уклониться от передачи спора арбитражу они не могут. Обычный суд, как правило, не вправе ни отменить арбитражное соглашение, ни пересмотреть по существу решение арбитража. Это правило получило признание в законодательстве и судебной практике различных государств. Во внешнеторговой практике часто возникает вопрос о юридической силе арбитражного соглашения, на основании которого рассмотрение дела в порядке арбитража должно иметь место за границей. Во Франции, например, признаются арбитражные соглашения, причем такое соглашение дает основание сделать в суде возражение, направленное на прекращение судебного рассмотрения дела. Для принудительного исполнения иностранного арбитражного решения требуется распоряжение председателя гражданского суда по месту его исполнения, который рассматривает лишь формальную правильность решения и допустимость исполнения с точки зрения французского публичного порядка. Аналогичным образом решается этот вопрос - в ФРГ. В Великобритании по Акту об арбитраже 1950 года суд может приостановить дело, начатое в суде вопреки арбитражному соглашению, если найдет для этого достаточное основание. Тот же акт устанавливает, что иностранное арбитражное решение подлежит принудительному исполнению в Великобритании, если оно состоялось на основе действительного арбитражного соглашения. В США принцип признания юридической силы арбитражных соглашений лишь с трудом пробивает себе путь. Особенно неопределенным является решение вопроса о юридической силе соглашений, предусматривающих рассмотрение спора за рубежом. В судебной практике США имели место случаи, когда соглашение о подведомственности спора внешнеторговому арбитражу в Москве служило основанием для отказа в рассмотрении иска в суде.3 Большое значение имеют постоянно действующие арбитражи, а также рассмотрение опоров да оснований оговорок об арбитраже, включенных в типовые договоры или формуляры, выпускаемые торговыми палатами или ассоциациями, образованными с целью содействия развитию арбитражного способа рассмотрения споров. Сюда относятся, например, формуляры арбитражных соглашений, разработанные такими влиятельными организациями, как Американская ассоциация арбитража ("ААА")., образованная в Нью-Йорке в 1926 году, или Международная торговая палата, образованная в Париже в 1920 году. Сюда же относятся и содержащие арбитражные клаузулы стандартные формы контрактов, выпускаемые многочисленными торговыми, страховыми, банковскими, транспортными ассоциациями специализированного характера. Положительное отношение к арбитражу как одному из подходящих способов разрешения споров было выражено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства - участники совещания рекомендовали "организациям, предприятиям и фирмам своих стран в соответствующих случаях предусматривать арбитражную оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве или специальных соглашениях". Они предложили также, "чтобы положения об арбитраже предусматривали проведение арбитража на основе взаимоприемлемого регламента и допускали проведение арбитража в третьей стране, с учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области". На Венской встрече представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была подтверждена польза для всех предприятий, особенно мелких и средних, гибких и взаимно согласованных арбитражных положений с целью обеспечения справедливого урегулирования споров в международной торговле и промышленном сотрудничестве. Участники встречи придали "особое значение свободному выбору арбитра, включая председательствующего арбитра, и страны арбитража".4 На Западе более или менее широко практикуется арбитраж в виде так называемых "дружеских посредников". Он предусмотрен и в некоторых многосторонних .международных договорах (например, в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года, см. ниже, с. 256). "Дружеские посредники" (amiables compositeurs) не являются посредниками в собственном смысле слова (в достижении компромиссного "полюбовного" соглашения); это также вид правосудия, направленный на разрешение вопросов права. "Дружеские .посредники", хотя и не связанные строгим соблюдением норм процессуального и материального права, обязаны разрешить дело по праву справедливости (например, обе стороны в равной мере должны иметь возможность дать объяснения); они не могут нарушать нормы публичного порядка страны, где происходит процесс и где решение должно быть исполнено.5 2. Понятие и виды международного коммерческого арбитража. Интенсификация международных экономических связей при развитии сотрудничества между странами, бурный рост (наряду с традиционными видами товарооборота) интернационального обмена промышленным и научно-техническим опытом и достижениями - таковы современные условия, в которых до небывалого ранее уровня повысилось значение международного коммерческого арбитража. Отечественная научная доктрина и законодательство под международным коммерческим арбитражем подразумевает разбирательство в третейском суде споров по гражданско-правовым отношениям в сфере внешнеэкономической деятельности, независимо от того, идёт ли речь об институционном арбитраже или арбитраже ad hoc, то есть сущность такого рода арбитража определяется по роду рассматриваемых им дел.6 Одной из широко распространенных доктрин о международном коммерческом арбитраже является концепция, относящая к субъектам международных отношений наряду с государствами и межгосударственными организациями также физических и юридических лиц. Исходя из этого юрисдикцию международного коммерческого арбитража строят только на автономии воли сторон в их договорных отношениях, понимая автономию воли как источник права . Вариантом этой доктрины является концепция международного коммерческого арбитража, не применяющего внутригосударственный закон какой-либо страны, свободной также от применения международных договоров. Доктрина о международном коммерческом арбитраже как внегосударственном образовании, базирующемся только .на автономии воли сторон в указанном смысле, получила авторитетных сторонников в лице представителей Международной торговой палаты на конференции при обсуждении проекта Конвенции 1958 года о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но принята не была. Примечательно, что конвенция обошлась вообще без термина "международный арбитраж". Усовершенствованию коммерческого арбитража способствовали в основном соответствующие внутригосударственные и межправительственные мероприятия, базирующиеся на широком развитии работы в ООН (UNCITRAL), деятельности международных и национальных ассоциаций юристов и других специалистов по вопросам арбитража. Широким форумом по данным вопросам были соответствующие международные конгрессы3 На IV Международном конгрессе по арбитражу в Москве в октябре 1972 года были поставлены вопросы о роли арбитража в условиях международного экономического сотрудничества в области промышленного и научно-технического развития. Основным достижением, начиная с пятидесятых годов, являются многосторонние конвенции об арбитраже с участием стран с различным социально-экономическим строем. Третейский суд (арбитраж) образуется из лиц, избранных по соглашению сторон для разрешения их спора по гражданскому делу. Компетенция арбитража основана на соглашении сторон ("арбитражном соглашении"). Законодательство большинства стран предусматривает обязательность арбитражных соглашений, т. е. соглашений сторон (физических и юридических лиц) о разрешении гражданско-правового спора между ними в порядке третейского разбирательства. Эта обязательность выражается в том, что спор по делу в силу арбитражного соглашения изымается из ведения государственных судов. Обязательность арбитражного соглашения выражается также в том, что основанное на нем решение арбитража (третейского суда) подлежит принудительному исполнению на тех ЖЕ основаниях, что и решения государственных судов. Успеху арбитража по торговым сделкам, в особенности по сделкам внешней торговли, способствует его большая дешевизна, меньший формализм производства, относительная быстрота рассмотрения дел, а также возможность включения в состав арбитров (третейских судей) лиц, обладающих техническими познаниями в данной сфере отношений. В условиях рыночной экономики, при том значении, которое придается коммерческой тайне, успеху арбитражного порядка рассмотрения споров способствует и то, что третейский суд ведет производство при "закрытых дверях" и, как правило, ia публикует своих решений. Конструктивная роль арбитража в области внешнеэкономических отношений признана в Заключительном акте Совещания о безопасности и сотрудничестве в Европе, в котором, в частности, сказано, что "государства-участники... рекомендуют организациям, предприятиям и фирмам своих стран в соответствующих случаях предусматривать арбитражную у оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве...". О значении, которое ныне признается за международным коммерческим арбитражем, говорит разработка Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) примерных правил арбитражного производства, которые были приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1976 г. под названием "Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ" в качестве рекомендации для использования в международной торговле путем ссылок на этот регламент в коммерческих контрактах. Резолюция исходила из убеждения о значении такого арбитражного регламента, "который был бы приемлем для стран с различными правовыми, социальными и экономическими системами".7 Отечественное законодательство признает силу соглашения об арбитраже, заключенного между сторонами. Согласно п. 2 ст.1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"8, в основу которого положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже9, в международный арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. Из этого положения закона следует сделать вывод, что наша организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным контрагентом может передать спор как на разрешение постоянно действующих в РФ арбитражных организаций, так и на рассмотрение любого иного постоянного или "изолированного" арбитража. Отметим, что согласно п. 1 статьи 1этот Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации. Однако положения, предусмотренные статьями 8, 9, 35 и 36, применяются и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей. В то же время закон не содержит каких-либо ограничений в отношении места такого арбитража. Свобода выбора сторонами места проведения арбитража не ограничивается. Этот принцип нашел свое отражение и в ряде международных соглашений, например в Соглашении между СССР и ФРГ по общим вопросам торговли и мореплавания от 25 апреля 1958 г. В ст. 8 соглашения прямо предусматривается обязательство договаривающихся государств давать исполнение на своей территории арбитражным решениям "независимо от того, были ли они вынесены на территории одного из обоих государств или же на территории третьего государства". В соглашении принцип свободы выбора места проведения арбитража выражен прямо, а из других договоров и соглашений с иностранными государствами этот принцип с несомненностью вытекает. Постоянно действующими арбитражными организациями в России являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) (до 1987 г. он назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией - ВТАК) и Морская арбитражная комиссия (МАК). Оба арбитража состоят при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и представляют собой общественные (а не государственные) арбитражные организации. Аналогичные постоянно действующие третейские суды по внешнеторговым спорам имеются и при торговых палатах Венгрии, Польши, Болгарии, а также Украины, Латвии и других государств.10 Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП Российской Федерации относится к числу наиболее известных и авторитетных арбитражных органов во всем мире. Такое положение объясняется как продолжительной активной деятельностью этого арбитражного института и значительным количеством рассматриваемых им международных коммерческих споров, так и традиционно высоким профессионализмом их разрешения. В 1932 г. при Всесоюзной торговой палате в Москве был создан специальный орган для разрешения споров в области внешнеторговой деятельности - Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК). В 1988 г. ВТАК получила новое название - Арбитражный суд. После прекращения деятельности Торгово-промышленной палаты СССР Арбитражный суд продолжал свою деятельность при ТПП Российской Федерации, в 1993 г. он получил свое нынешнее наименование - МКАС. По числу рассматриваемых ежегодно споров МКАС находится в одном ряду с такими центрами международного коммерческого арбитража, как Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (в Париже), Лондонский международный арбитражный суд, Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма, Арбитражный центр при Федеральной палате экономики Австрии (в Вене), арбитражные суды при торговых палатах в Женеве, Цюрихе. В 1996 г. в МКАС было представлено более пятисот исков в связи с международными коммерческими спорами. В настоящее время в делах, находящихся в производстве в МКАС, участвуют предприятия, организации, фирмы и отдельные лица более чем из пятидесяти стран мира. Иностранцы участвуют в арбитражном разбирательстве в качестве как истцов, так и ответчиков. В подавляющем числе споров одной из сторон является российское предприятие или фирма, однако имеются также дела, в которых оба участника спора - иностранцы.11 Благоприятные условия для дальнейшего развития деятельности МКАС были созданы в результате принятия 7 июля 1993 г. Закона "О международном коммерческом арбитраже" Помимо создания необходимой правовой базы регулирования данного способа разрешения споров в области международного экономического сотрудничества. Закон утвердил также Положение о МКАС, подтвердив его статус как преемника Арбитражного суда при ТПП СССР. Это означает, что МКАС, в частности, вправе разрешать споры на основании соглашений сторон (арбитражных оговорок) о передаче споров в Арбитражный суд при ТПП СССР. Принятие Закона послужило также поводом к обновлению правил арбитражного рассмотрения дел, применяющихся в деятельности МКАС. С 1 мая 1995 г. действует Регламент МКАС12, основные положения которого будут рассмотрены ниже. К процедуре производства дел в МКАС применяется российское право. МКАС осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 года "О международном коммерческом арбитраже"*(2) (далее - Закон), Приложением к Закону является Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - Положение), которым на упомянутую палату возложено утверждение Регламента МКАС. В статье 19 Закона установлено, что стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства третейским судом. Арбитражная оговорка, рекомендуемая для включения во внешнеэкономические договоры, предусматривает, что передаваемые в МКАС споры должны разрешаться в соответствии с его Регламентом. Такого рода отсылка к Регламенту свидетельствует о договоренности сторон относительно арбитражной процедуры. Однако и в том случае, когда в арбитражной оговорке, которая предполагает рассмотрение споров в МКАС, отсутствует отсылка к его Регламенту, арбитражное разбирательство будет осуществляться на основе указанного Регламента. Это положение, получившее широкое распространение в международной практике, нашло свое отражение в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года, участницей которой является и Россия. В п.1 ст. IV этой Конвенции говорится: стороны арбитражного соглашения могут по своему усмотрению предусматривать передачу споров на разрешение постоянного арбитражного органа - в этом случае рассмотрение споров будет производиться в соответствии с регламентом такого органа. Регламент МКАС, утвержденный Торгово-промышленной палатой РФ, вступил в силу с 1 мая 1995 года. Он применяется в отношении споров, разбирательство которых начато с указанной даты, если ни одна из сторон, участвующих в споре, не потребует использования правил арбитражного разбирательства, действовавших на момент заключения арбитражного соглашения. Регламент МКАС разработан на основе Закона и Положения. Нормы Положения, связанные с деятельностью МКАС, полностью воспроизведены в Регламенте. Что касается Закона, то некоторые его правила остались за пределами Регламента, например предписания раздела II ("Арбитражное соглашение"), включающие, в частности, определение арбитражного соглашения и устанавливающие его форму, раздела VII ("Оспаривание арбитражного решения") и раздела VIII ("Признание и приведение в исполнение арбитражных решений"). Поэтому арбитры при рассмотрении споров применяют предписания не только Регламента, но и Закона. Некоторые положения Регламента сформулированы иначе, чем диспозитивные нормы Закона. Например, в ст.21 Закона установлено: "Если стороны не договорились об ином, арбитражное разбирательство в отношении конкретного спора начинается в день, когда просьба о передаче этого спора в арбитраж получена ответчиком". А в § 14 Регламента предусмотрено, что арбитражное разбирательство начинается с подачи искового заявления; датой подачи искового заявления считается день его вручения МКАС, а при отправке по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления. При рассмотрении в МКАС вопроса о начале арбитражного разбирательства будет применяться указанное положение Регламента как специальная норма. В Регламент включены достаточно подробные предписания относительно процедуры арбитражного разбирательства: формирование состава арбитража, подготовка дела к разбирательству и его ведение, вынесение решения и другие вопросы. Они носят в основном императивный характер. Вместе с тем есть и некоторые диспозитивные нормы. Например, в § 23 предусмотрено, что по соглашению сторон может быть сокращен установленный Регламентом срок для направления повесток о времени и месте проведения слушания по делу. По вопросам, не решенным в Регламенте, стороны могут согласовать соответствующие положения, которыми будут руководствоваться арбитры. По вопросам, не урегулированным ни Регламентом, ни соглашением сторон, МКАС ведет разбирательство по своему усмотрению. При этом должны соблюдаться нормы российского законодательства о международном коммерческом арбитраже, а также принцип равного отношения к сторонам. Каждой стороне должны быть предоставлены необходимые возможности для защиты своих интересов (§ 13). Например, в Регламенте не определен порядок опроса свидетелей. При отсутствии соглашения сторон по этому вопросу арбитры могут, принимая во внимание обстоятельства дела, по своему усмотрению установить, что первоначально свидетелю будут задаваться вопросы арбитражным судом, после чего - сторонами, или же опрос свидетеля начнет сторона, его пригласившая. МКАС является разновидностью третейского суда. В этой связи нужно обратить внимание на то, что на организацию и деятельность МКАС не распространяется Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 года, о чем прямо сказано в ст.1 этого Положения. К организации и деятельности МКАС неприменим также Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ и регламенты других третейских судов, действующих в России. В практике МКАС встречаются иногда ссылки представителей спорящих сторон на положения Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК). Такого рода ссылки не принимаются во внимание арбитрами, поскольку АПК определяет судопроизводство в арбитражных судах, действующих на основе Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации", правовая природа которых принципиально отличается от правовой природы МКАС. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды входят в судебную систему Российской Федерации. В отличие от этих судов МКАС не является государственным образованием и не входит в судебную систему РФ. Рассмотрение спора в МКАС возможно лишь при наличии письменного соглашения об этом между сторонами или в силу международного договора. Участвующие в спорах стороны сами избирают арбитров, которые будут рассматривать их спор. Смешение МКАС с арбитражными судами происходит главным образом из-за их наименования: в обоих случаях в наименование входят слова "арбитражный суд". Что касается собственно арбитражных судов, то их наименование не является адекватным характеру их деятельности. Они не являются, по сути, третейскими судами и именуются арбитражными без достаточных к тому оснований. Среди юристов все чаще высказываются предложения об их переименовании в хозяйственные или коммерческие суды. Такого рода предложения заслуживают всяческой поддержки. Вместе с тем трудно надеяться на быструю реализацию этих предложений, поскольку это связано с необходимостью внесения соответствующих изменений в действующую Конституцию России.13 По тем же причинам к процедуре рассмотрения споров в МКАС неприменимы и положения, содержащиеся в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ГПК). Однако здесь необходимы некоторые оговорки. Законом о международном коммерческом арбитраже предусмотрено обращение стороны, участвующей в арбитражном разбирательстве, в соответствующий суд общей компетенции: Верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд, суд автономной области, суд автономного округа по месту арбитража (ст.6). Такого рода обращения могут иметь место в двух ситуациях. Во-первых, в случае принятия МКАС постановления по вопросу о своей компетенции, вынесенному в предварительном порядке (п.3 ст.16). Во-вторых, при оспаривании арбитражного решения (ст.34). В обоих случаях суды будут рассматривать заявленные ходатайства в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства. Приведение в исполнение решений МКАС осуществляется, как известно, на основе исполнительного листа, выдаваемого судом общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. При этом применяются соответствующие положения ГПК РСФСР, а также федеральных законов от 21 июля 1997 года "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах". В признании и приведении в исполнение решения МКАС может быть отказано лишь в случаях, предусмотренных в ст.36 Закона "О международном коммерческом арбитраже". Итак, для рассмотрения спора в порядке арбитража в Арбитражном суде (или в МАК) необходимо, во-первых, чтобы он относился к тем категориям споров, рассмотрение которых входит в компетенцию этого арбитража, и, во-вторых, чтобы имелось соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение данного арбитража. Как отмечалось выше, в большинстве стран юридическая сила арбитражного соглашения обеспечивается тем, что в случае, если одна сторона, невзирая на арбитражное соглашение, обратится в общий суд, другая сторона имеет право требовать отвода суда, а суд должен прекратить производство по такому делу. Несколько иначе этот вопрос решен в нашем законодательстве. На основании соответствующих положений Гражданского процессуального кодекса (например, ст. 129 ГПК РСФСР) судья во всех случаях должен отказать в принятии искового заявления, если между сторонами заключено соглашение о передаче данного спора на разрешение третейского суда. Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г. составлен на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ. Он распространяется как на изолированный арбитраж, так и на постоянно действующий. В приложении к Закону даны положения о двух постоянно действующих в России арбитражах - Международном коммерческом арбитражном суде и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате. Таким образом, в соответствии с Законом не создавались какие-то новые арбитражные органы. Цель Закона состоит в том, чтобы привести положения об этих органах в большее соответствие с современной практикой международного коммерческого арбитража. В новом Регламенте, утвержденном Президиумом Торгово-промышленной палаты РФ, учтены положения Закона о международном коммерческом арбитраже. Арбитражный суд правомочен разрешать споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между сторонами при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ. Сторонами в споре могут быть любые лица, в том числе и субъекты права одного и того же государства (например, в споре российского предприятия и совместного предприятия, учрежденного в РФ). Суд принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора, причем соглашение об этом со стороны истца может быть выражено предъявлением иска, а со стороны ответчика - совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции Арбитражного суда, в частности путем сообщения в ответ на запрос суда о согласии подчиниться его юрисдикции. Суд принимает также к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных соглашений. Соглашения сторон о передаче спора на рассмотрение Арбитражного суда не требуется, если он принимает к рассмотрению дело, которое стороны обязаны передать на его рассмотрение в силу международного договора. Содержащаяся в контракте арбитражная оговорка признается имеющей юридическую силу независимо от действительности контракта, составной частью которого она является. Споры разрешаются арбитрами, утверждаемыми президиумом ТПП РФ на срок 4 года из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, рассматриваемых Судом. При наличии соглашения о передаче спора Арбитражному суду исключается право какой-либо стороны передавать спор на разрешение государственного суда или другого арбитража в стране или за рубежом. Каждое дело рассматривается в Арбитражном суде арбитражем в составе трех арбитров или единоличным арбитром. Образование состава арбитража, а также избрание сторонами единоличного арбитра или назначение его осуществляются в соответствии с Регламентом Арбитражного суда. В случае, если передача спора на разрешение Арбитражного суда предусмотрена в контракте, а одна из сторон уклоняется от образования состава арбитража по данному делу, председатель Арбитражного суда по просьбе другой стороны принимает меры к образованию состава арбитража. Вопрос о компетенции арбитража рассматривать конкретное дело по существу решается самим арбитражем. Арбитражный суд разрешает споры на основе применимых норм материального права, руководствуясь, если спор возник из договорных отношений, условиями договора и учитывая торговые обычаи. При производстве дел в арбитраже применяются правила Регламента Арбитражного суда, а также относящиеся к международному коммерческому арбитражу положения внутреннего права. В остальном производство дел осуществляется по усмотрению состава арбитража при условии равного отношения к сторонам и с тем, чтобы каждой стороне была предоставлена возможность надлежащей защиты своих интересов. Решения суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. Они должны исполняться сторонами добровольно и в срок, установленный судом. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Решение суда, не исполненное стороной, против которой оно вынесено, в течение срока, установленного арбитражем, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами. Аналогичным образом организована Морская арбитражная комиссия. В соответствии с Положением о Морской арбитражной комиссии, принятым Верховным Советом РФ 7 июля 1993 г., комиссия разрешает споры по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, морской буксировке судов, спасанию судов; споры, связанные с подъемом затонувших в море судов и иного имущества; споры, связанные со столкновением судов, с причинением судами повреждений портовым сооружениям, и иные споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского, либо только российского или только иностранного права. В соответствии с законодательством России об обычных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры между хозяйственными организациями внутри страны, иностранные фирмы и граждане-предприниматели, которые находятся на территории иностранного государства, а также российские организации с иностранными инвестициями вправе обращаться в эти арбитражные суды в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации14. Арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций и граждан РФ, а иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 6 ст. 22 АПК РФ). Прежнее арбитражное процессуальное законодательство содержало положение о том, что арбитражный суд рассматривает споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон, а также споры с участием организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон. Указанное положение означало, что при отсутствии определенных в арбитражном процессуальном законодательстве условий (наличие межгосударственного соглашения, международного договора или соглашения сторон; при этом соглашение сторон должно быть оформлено письменно - либо как оговорка в договоре, либо в виде отдельного соглашения) спор, в котором одним из участников являлась иностранная организация, иностранный гражданин-предприниматель или предприятие с иностранными инвестициями, рассматривался судом общей юрисдикции. Такое разделение однородных категорий споров по разным судебным системам в зависимости от одного лишь "формального признака" - "национальности" стороны - не являлось оптимальным. Новый АПК РФ принципиально изменил ситуацию, отнеся споры с участием указанных выше лиц, по общему правилу, к ведению арбитражных судов, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором Российской Федерации.15 В России действует также Положение о третейском суде для разрешения экономических споров.16 Это Положение не распространяется на организацию и деятельность Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Оно может применяться к спорам с участием иностранных фирм, находящихся на территории другого государства, если это прямо предусмотрено соглашением сторон. Таким образом, стороны международного коммерческого спора могут по своему желанию, оформленному соглашением между ними, передать свой спор либо Арбитражному суду при ТПП или Морской арбитражной комиссии при ТПП (в зависимости от вида спора), либо в государственный арбитражный суд или третейский суд. Но в отличие от двух последних арбитражей международный коммерческий арбитраж рассматривает только хозяйственные споры международного характера.17 Библиография. 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года. 2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.) // Текст типового закона официально опубликован не был 3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 января 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1 4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 16 мая 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г., N 18, ст. 1589 5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-Ф3 // Текст кодекса опубликован в "Российской газете" от 16 мая 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., N 19, ст. 1709 6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Теис, 1996 7. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 14 августа 1993 г., Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32. ст. 1240 8. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торговопромышленной палате РФ (вступает в силу с 1 мая 1995 года) // Текст регламента опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, N 8 9.Правила производства дел в Морской арбитражной комиссии применяются с учетом положений Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. N 5338-1 // Текст правил опубликован в журнале "Закон" 1996, N 7 10. Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г. ) // Текст положения опубликован в журнале "Закон" 1996, N 7 11. Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.К. Треушникова. - М.: Зерцало, 1995, 12. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. 13. Кабатов В. - профессор МГИМО, арбитр МКАС, доктор юридических наук. Применимое право при разрешении споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. // "Хозяйство и пpаво", 1998, NN 5, 6 14. Комаров А.С. - доктоp юридических наук, профессор; председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Российской Федерации, член Международного совета по коммерческому арбитражу. Рассмотрение споров Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. // "Законодательство", 1997, N 2, стр. 8 15. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право: Учебник.- М.: Юрид. лит., 1984 г. 16. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., "Юрид. лит.", 1976 17. Международное частное право: Учебное пособие. / Г.К. Дмитриева, А.С. Довгерт, В.П. Панов, Н.А. Шебанова и др. - М.: Юристъ, 1993 22.09.1999 Мулюкова Е.Ф. 1 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. С. 398 2 Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., "Юрид. лит.", 1976 с. 214 3 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. С. 398 4 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. С. 395 5 Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., "Юрид. лит.", 1976 с. 218 6Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., "Юрид. лит.", 1976. С. 246 7 Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право: Учебник.- М.: Юрид. лит., 1984 г. 8 Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 14 августа 1993 г., Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32. ст. 1240 9 Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.) // Текст типового закона официально опубликован не был 10 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. С. 400 11 Комаров А.С. - доктоp юридических наук, профессор; председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Российской Федерации, член Международного совета по коммерческому арбитражу. Рассмотрение споров Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. // "Законодательство", 1997, N 2, стр. 8 12 Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торговопромышленной палате РФ (вступает в силу с 1 мая 1995 года) // Текст регламента опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, N 8 13 Кабатов В. - профессор МГИМО, арбитр МКАС, доктор юридических наук. Применимое право при разрешении споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. // "Хозяйство и пpаво", 1998, NN 5, 6 14 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-Ф3 // Текст кодекса опубликован в "Российской газете" от 16 мая 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., N 19, ст. 1709 15 Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.К. Треушникова. - М.: Зерцало, 1995 с. 58 16 Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г. N 4) // Текст положения опубликован в журнале "Закон" 1996, N 7 17 Международное частное право: Учебное пособие. / Г.К. Дмитриева, А.С. Довгерт, В.П. Панов, Н.А. Шебанова и др. - М.: Юристъ, 1993 С. 152 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|