|
|
Развитие познавательного отношения к природе младших школьников в классах коррекционно-развивающего обученияСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Отношение младших школьников к природе 4 Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению 6 Предмет, задачи методики преподавания природоведения 10 3.1. Методологические основы методики природоведения, ее связь с другими науками, методы исследования 10 Развитие методики преподавания природоведения на современном этапе 13 Воспитание в процессе изучения природоведения 15 Принципы отбора содержания и построения школьного курса природоведения 17 Формы организации изучения природоведения в начальных классах 20 Урок-основная форма организации учебной работы по природоведению 22 Методика ознакомления с окружающим миром учащихся I-II классов 26 9.1. Фopмы, методы и средства ознакомления учащихся с окружающим миром 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 ВВЕДЕНИЕ Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому перед школами России сегодня стоит серьезная задача: при организации обучения максимально учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков. Решать ее помогают классы компенсирующего обучения, функционирующие на принципах гуманизма, дифференциации и индивидуализации обучения. В настоящее время классов компенсирующего обучения становится все больше и больше. По данным Министерства образования Российской Федерации, такие классы работают во всех регионах страны -и в Хабаровском крае, и в Якутии, и в Челябинской области, и в Ханты-Мансийском национальном округе. Большую роль в развитии познавательного отношения к природе младших школьников играет природоведение. Этот предмет изучает природу как единое материальное целое, рассматривает ее в развитии, во времени и пространстве. Природоведческие знания младших школьников служат основой для изучения естественных дисциплин в средней школе (географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека). Чем больше объем знаний учащихся о природе и труде людей, тем легче учителю работать по всем предметам начального обучения. Так, первое предложение на уроках русского языка учащиеся составляют по наблюдениям за природой и трудом населения своего края, на основе этих наблюдений они пишут короткие сочинения; природоведческий материал используют для составления задач по математике; многие разделы программного материала по трудовому обучению связаны с природными объектами; на природном материале строятся уроки изобразительного искусства, живая связь с природой используется и на уроках музыки. 1. Отношение младших школьников к природе Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой"; "Лес - наш друг"; "Без птиц было бы скучно встречать весну". В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь". Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: "Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ"; "Если бы не было муравьев, лес был бы грязным" и др. Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно "научить детей любить природу". Учащиеся начальной школы имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников. Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: "Человек - часть природы"; "Надо стремиться превратить планету в цветущий сад"; "Надо беречь природу для наших потомков"; "Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла". В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответственности. 2. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению В системе коррекционного воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей. Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения. Задача учителя-вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное - предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие приемы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за выполняемую работу. Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации познавательных процессов, направленных на осознанное, более быстрое усвоение знаний учащимися. Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление. После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад-одно из примечательных осенних явлений в природе. Итак, программа по природоведению предусматривает выявление простейших связей и взаимосвязей, доступных пониманию учащихся. В процессе установления связей создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. В дальнейшем изучение природы своего края распадается на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность-полезные ископаемые, погода-водоемы, погода-почвы и растительность, растительность-животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учитель руководствуется связями и зависимостями между положением пояса по отношению к экватору, высотой солнца. продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами-важнейшее условие для формирования осознанных научных знаний при изучении данной темы. Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений. В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как известно, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие. Прежде всего руководители школ и работники отделов народного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать внимание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач-важнейшее требование современного урока. На уроках природоведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любого урока. Известно, что человек мыслит только в том случае, если перед ним поставлена определенная задача. Поставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним - выбор методов и приемов, которые будут использованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее значение в развивающем и воспитывающем обучении придается научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируются природоведческие представления, понятия, используются ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли внимание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала. Ценность урока заключается и в том, что на нем решаются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых ситуациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, использовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены. Итак, выше были изложены основные требования к развивающему и воспитывающему обучению на уроках природоведения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нужно серьезно готовиться к уроку, а самое главное-организовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ-дело очень сложное и не каждый учитель может ответить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они должны выполнить то или иное задание. 3. Предмет, задачи методики преподавания природоведения Методика преподавания природоведения относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начальных классов природоведению, их воспитания и развития в ходе обучения. Прежде всего методика преподавания природоведения отвечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащимся младших классов? Изучение природоведения в начальной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности. Методика преподавания природоведения отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по природоведению в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построения предмета. Вместе с тем методика преподавания природоведения отвечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета? Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование). 3.1. Методологические основы методики природоведения, ее связь с другими науками, методы исследования Методика преподавания природоведения функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего с биологией и географией, так как содержание школьного курса природоведения включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой пауки. Связь с биологией и географией играет особенно большую роль при разработке содержания этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезонными изменениями. В основе содержания и построения материала курса природоведения лежит принцип сезонности, который в свою очередь определяет специфику методики преподавания предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы биологии и географии, чтобы правильно с точки зрения современной науки объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить учащихся правильно распознавать ее объекты. Методика преподавания природоведения, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психологические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая наука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения младших школьников природоведению, нельзя не учитывать преобладание конкретного мышления у учащихся данной возрастной группы над абстрактным, неустойчивость внимания и другие психологические особенности. Поэтому учителю необходимо хорошо знать психологические закономерности развития личности учащихся начальных классов, учитывать их возрастные особенности при организации наблюдений в природе, в классе, определении их продолжительности и порядка действий. Следовательно, методика преподавания природоведения развивается в тесном содружестве и взаимной связи с целым рядом других наук. Развитие ее связано с организацией методических исследований, в которых широкое участие принимают не только научные работники, но и творчески работающие учителя. Центральное место среди всех методов исследования занимает педагогический эксперимент-специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. Как правило, эксперимент направлен на создание нового педагогического опыта, в котором существенную роль играет сам исследователь. Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы устанавливает главную проблему исследования и выдвигает гипотезу. Научная гипотеза-это научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного экспериментально проверяемого нововведения. Как правило, эксперимент предназначается для доказательства гипотезы. На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выбирает методы. Важным условием проведения эксперимента является подготовка экспериментальных материалов в соответствии с выдвинутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учебных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий. Проводя педагогический эксперимент, исследователь часто параллельно использует и такие методы, как психологическое наблюдение и психологический эксперимент, которые позволяют ему выявить психологические особенности, младших школьников в ходе экспериментальной проверки предлагаемых нововведений и на основании этого решить целесообразность их использования в учебно-воспитательном процессе по природоведению. 4. Развитие методики преподавания природоведения на современном этапе Наиболее существенным изменением в структуре и построении курса средней школы в 70-е годы явился переход с четырехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли начального обучения в общей системе народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего и тем более десятилетнего образования излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения. В соответствии с этими изменениями, природоведение как учебный предмет изучалось во II-III классах начальной школы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения статей из учебника "Родная речь". Такая система обучения начальному природоведению просуществовала до 1984-1985 годов. В связи с сокращением срока начального обучения (до трех лет) были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по природоведению, в основу которых легли следующие теоретические положения: а) знания должны быть доступны детям, вытекать из их осознанных практических потребностей; б) усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя; в) в процессе обучения у школьника формируются мотивы учебной деятельности, соответствующие целям и содержанию обучения; г) учитель обеспечивает применение приобретенных ранее знаний для усвоения новых; д) учебный материал максимально используется в целях коммунистического воспитания учащихся. Учитель формирует их мировоззрение, правильное отношение к событиям, фактам и явлениям общественной жизни. Программы требовали от учителя такой организации учебной деятельности учащихся, в ходе которой он должен опираться на все разнообразие практических и умственных действий, которые способны выполнять дети. Учитель должен не только формировать у школьников систему знаний, но и учить их умениям и навыкам умственного труда, практических действий. В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд-труд настоящий, необходимый обществу. Учащиеся начальной школы (1-IV классы) должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д. В связи с этим перед методической наукой встали задачи, требующие безотлагательного решения. Это - создание новых учебников, комплексное воспитание учащихся в процессе обучения природоведению, формирование ответственного отношения к природе, развитие активности, самостоятельности младших школьников в процессе изучения природоведения и целый ряд других, решение которых зависит от активности, творчества ученых и широких масс учительства. 5. Воспитание в процессе изучения природоведения Природоведение как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы по природоведению в свете требований школьной реформы. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села. Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с I класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во II классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому со многими явлениями в природе учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной. Программа по природоведению в III-IV классах является прямым продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде, климате и др. Природоведческие знания учащиеся получают из самых разнообразных источников (природа, учебники, научно-популярная литература, сообщения учителя, родителей, периодическая печать, кино, радио, телевидение и т. д.). Такой широкий диапазон получения информации позволяет наиболее успешно решать учебно-воспитательные задачи. Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения; экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание. Задачи всестороннего воспитания: привить школьникам навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями. Одной из задач воспитания является формирование научного мировоззрения. В содержании курса школьного природоведения заложены большие возможности для ее решения. Формированию научною мировоззрения способствует содержание программы и учебника по природоведению, в основе которых лежит сезонный принцип изучения объектов природы. Знания об изменениях в природе учащиеся лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за растениями и животными. При этом очень важно учить детей самостоятельно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление. В начальных классах детям непосредственно не объясняются диалектические законы, не рекомендуется также при объяснении давать философские определения и терминологию, которую они не могут сознательно усвоить и осмыслить. Необходимо просто систематически в процессе проведения наблюдений и опытов обращать внимание школьников на закономерности и взаимосвязи в природе. Формирование научного мировоззрения тесно связано с осуществлением научно-атеистического воспитания учащихся, главная задача которого - научить детей правильно понимать и объяснять явления природы. 6. Принципы отбора содержания и построения школьного курса природоведения Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии объективно существующих связей между неживой и живой природой, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека. Необходимым условием для восприятия детьми объекта является умение учителя владеть словом. Несмотря на то, что основным источником знания в процессе формирования ощущений является сам объект, точное и образное слово учителя направляет процесс наблюдения, организует его в определенной последовательности, уточняет, конкретизирует признаки наблюдаемого объекта и т. д. Поэтому учителю необходимо свои мысли выражать кратко, точно, логично, чтобы словесное описание объекта совпало с тем, что дети наблюдают. Наблюдение школьниками объектов природы должно сопровождаться специальными заданиями, направленными на уточнение восприятия. Как известно, наблюдая один и тот же объект, люди видят его по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. В учебном же процессе важно, чтобы в изучаемом объекте все дети видели то главное, что связано с его характеристикой. Поэтому следующим условием формирования ощущений является организация упражнений, уточняющих восприятия. Например, на экскурсии в природу в III классе по теме "Изменения в жизни растений осенью" учителю нужно продумать задания, уточняющие восприятие происходящего приблизительно следующего содержания: посмотрите, какое сегодня небо. Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня по сравнению с летом? Как изменились деревья по сравнению с летом? Понаблюдайте, что происходит с листьями. Найдите на земле листья березы, тополя и т. д. Активность школьников при восприятии природоведческого материала можно вызвать также использованием знаний, усвоенных учащимися раньше, и практического опыта детей. Чем лучше школьник знаком с изучаемыми объектами, тем полнее, точнее и содержательнее является восприятие их. Например, младший школьник, который знаком с компасом и который незнаком, воспринимает этот предмет по-разному: восприятие первого будет гораздо богаче второго. Он будет более четко видеть отдельные детали компаса, так как знает назначение каждой из них. В данном случае познание предмета в процессе восприятия будет сочетаться с прошлым опытом. Немаловажную роль в процессе формирования представлений играет организация упражнений по узнаванию и различению объектов природы. Для их выполнения детей необходимо научить таким приемам умственной деятельности, как деление целого на части, выделение признаков предметов или свойств явлений природы. Например, учащимся можно дать задание: сравнить дерево и кустарник, найти сходство и отличие. Выполняя задание, ученики должны научиться находить общие признаки сравниваемых объектов. Так, при сравнении деревьев с кустарниками общим признаком будет наличие корня, ветвей, стеблей, листьев. Сравнение общих признаков приводит детей к выводу, что у деревьев один одревесневший стебель, у кустарников же их может быть два, три и более. Важное, место в ходе формирования представлений занимает такой прием, как зарисовка по памяти. Для ребенка крайне важно обладать умением активизировать, "оживлять прошлый опыт", воссоздавать чувственный образ. Прием зарисовки по памяти не только способствует воссозданию чувственного образа, но и формирует умения схематического пространственного изображения. Одним из основных условий формирования понятий является организация проблемного обучения природоведению. Создание проблемных ситуаций на уроках, экскурсиях создает у учащихся состояние интеллектуального затруднения, которое требует выхода, т. е. решения поставленной проблемы, и может осуществляться самими учащимися (путем непосредственного наблюдения объектов или постановки несложных опытов) или с помощью учителя (показывает пути решения проблемы). Здесь большую роль при формировании понятий играет определенная система изложения материала, определенная логическая последовательность в его подаче. В последовательности изложения материала учитель может использовать как индуктивный (от частного, конкретного к общему), так и дедуктивный (от общего к частному) метод или тот и другой вместе. Природоведение как учебный предмет включает в себя основы таких наук, как биология и география, поэтому его содержание раскрывается через систему биологических и географических терминов. Большинство-русского происхождения. В ходе формирования природоведческих понятий необходимо практиковать школьников в осуществлении таких приемов умственной деятельности, как анализ (деление целого на части), определение главных и второстепенных признаков природных объектов, явлений, синтез (соединение частей в целое, выделение взаимосвязей в частях), обобщение, выводы, определение, классификация. Формирование природоведческих понятий неразрывно связано с переводом знаний в практические умения и навыки. Формирование умений связано с применением теоретических знаний на практике. В учебно-воспитательном процессе по природоведению соблюдение педагогических условий формирования ощущений, представлений и понятий способствует реализации одной из основных задач современной школы-повышению качества знаний учащихся. 7. Формы организации изучения природоведения в начальных классах В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками; урок, экскурсию, внеурочную домашнюю и внеклассную работу. Для каждой из форм характерны определенная организующая и обучающая деятельность учителя, продолжительность и метод проведения, особая организация индивидуальной, групповой или коллективной учебной работы школьников. Главная форма организации обучения в современной школе-урок. Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, составляющих содержание начального курса природоведения, а также формирование и развитие как общеучебных, так и специальных умений и навыков по наблюдению за объектами природы, постановке простейших опытов с ними. На уроках природоведения также решаются задачи воспитания и всестороннего развития личности младших школьников. На уроках учитель использует словесные, наглядные, практические методы обучения, разнообразные наглядные средства для формирования прочных, осознанных знаний о неживой и живой природе, о растениях и животных нашей Родины. Вместе с тем урок, оставаясь основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе, в современных условиях стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их естественных условиях. Поэтому большое внимание уделяется дополняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным, домашним занятиям. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются. Среди организационных форм обучения природоведению особое место занимает внеклассная работа. Она является необязательной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, хочет глубже и больше знать о природе, участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением. Внеклассная работа по природоведению включает в себя индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, но по свободно выбранной тематике с учетом интересов учащихся. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки. Все организационные формы обучения по природоведению взаимосвязаны между собой. На уроках учащиеся получают задания для ведения фенологических наблюдений, по постановке простейших опытов в уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Материал, изученный на уроках, дополняется, конкретизируется, обобщается на экскурсиях, при выполнении домашних заданий. В то же время результаты опытов, наблюдений, выполненных по заданию учителя, используются на уроках для подтверждения тех или иных теоретических положений или в качестве опорных знаний при формировании новых понятий. Закрепление этих понятий осуществляется через систему домашних занятий. Дети не только запоминают материал учебника, но и собирают новый о лесных растениях и животных. Собранные детьми сведения учитель использует на уроках. 8. Урок-основная форма организации учебной работы по природоведению Урок-форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей. Современный урок природоведения выполняет следующие функции: 1. Обучающая, познавательная функция связана с приобретением учащимися систематизированных знаний, умений и навыков по курсу природоведения. Для этого учитель при отборе материала выделяет ведущие, главные, и второстепенные понятия, обеспечивает их развитие из урока в урок, повышает качество знаний учащихся. К основным критериям качества природоведческих знаний относятся их полнота, объективность, осознанность, глубина, прочность, действенность (применяемость), системность. 2. Воспитательная функция урока заключается в формировании у младших школьников в процессе изучения и понимания основных законов развития природы и общества атеистического воспитания и диалектико-материалистического мировоззрения. Природоведческий материал должен использоваться учителем для предупреждения возникновения предрассудков, суеверий и преодоления тех из них, которые успели уже появиться в сознании детей. 3. Развивающая функция урока включает в себя развитие у младших школьников личностных качеств, связанных с их умственными и познавательными способностями. На уроках природоведения учитель развивает мышление учащихся, тренирует их память, вырабатывает внимание, наблюдательность. С этой целью продумывается специальная система заданий, направленных на решение таких задач, как обучение учащихся умениям описывать объекты природы, выделять главные признаки, второстепенные, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе наблюдения, постановки простейших опытов. 4. Стимулирующая функция урока предполагает такое обучение, которое вызывает у всех учащихся устойчивую потребность в знаниях, интерес к изучению природы, активизирует познавательную деятельность. 5. Самообразовательная функция урока связана с обучением школьников приемам и методам самостоятельной работы: с учебником природоведения, "Дневником наблюдений", глобусом, картой, таблицами и рисунками. Осуществляется она на разных этапах урока, а закрепляется в домашней работе. Требования к уроку условно можно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. Среди них можно выделить специфичные для уроков природоведения. Дидактические: определение системы природоведческих фактов, понятий урока в соответствии с учебной программой по предмету, формирование умений и навыков с учетом уровня подготовки и психологических особенностей детей данной возрастной группы; широкое использование на уроках местного природного материала. Воспитательные: в процессе изучения курса природоведения научить школьников понимать основные законы природы и общества для формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических убеждений; обучение природоведению в тесной связи с жизнью, трудовое воспитание школьников; воспитание в детях бережного отношения к природе и изучение правил поведения в ней; развитие эстетических чувств младших школьников в процессе познания окружающей среды. Структура урока-это совокупность его элементов, частей, связанных между собой, обеспечивающих целостность урока. Она зависит от поставленных целей и задач урока, разнообразия изучаемого материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. В практике преподавания природоведения чаще используются следующие структурные элементы урока: 1. Изучение нового материала. Этот элемент урока связан с формированием и развитием у школьников новых природоведческих знаний, умений и навыков. Здесь учитель применяет разнообразные сочетания методов и приемов для реализации поставленных целей обучения и выделяет главные и второстепенные, вспомогательные, понятия урока, определяет время на их изучение. 2. Закрепление изучаемого. Учитель продумывает систему заданий и разрабатывает тренировочные упражнения, направленные на то, чтобы выяснить, как школьники усвоили изученный материал. На этом этапе урока открываются широкие возможности для обучения учащихся работе с учебником природоведения, "Дневником наблюдений", работе с картой, глобусом, простейшими приборами. Как правило, закрепление ведется по ведущим понятиям урока. 3. Проверка знаний, умений и навыков учащихся предполагает контроль за овладением ими природоведческими понятиями, за формированием умений и навыков, например, распознавания частей растений, мест их произрастания, схематической зарисовки объектов природы, чтения карты по условным обозначениям. 4. Домашнее задание - необходимый элемент урока, который включает в себя как задания по работе с учебником, так и для повседневных наблюдений за объектами в природе. Учитель обязан подробно объяснить, что выполнять и как выполнять. Через домашнее задание осуществляется связь с последующим уроком. 5. Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке природоведения. Здесь учитель системой последовательных вопросов выводит учащихся на выделение главного в изучаемом, приучает делать выводы. Таким образом, выделяется пять основных элементов, взаимосвязь и взаимодействие которых на конкретном уроке непосредственно связаны с его типологией. Вместе с тем в каждом типе урока имеет место такой структурный элемент, как организация учащихся. Типы уроков природоведения. Курс природоведения состоит из ряда тем программы, последовательность которых определяется логикой их содержания. Каждая тема включает в себя систему понятий, формирование которых происходит на уроках. Исходя из этого, можно выделить следующие типы уроков по природоведению: вводные уроки, обобщающие и комбинированные. При изучении темы могут встретиться как все три типа урока, так и два или один. Это зависит от следующих факторов: сложности и объемности содержания темы, состояния материальной базы предмета в школе, подготовленности учащихся, мастерства учителя и т. п. 9. Методика ознакомления с окружающим миром учащихся I-II классов В учебный план I-II классов (программа четырехлетней начальной школы) введен новый предмет-"Ознакомление с окружающим миром". Это предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей, правилах социалистического общежития. В содержании курса отражены два основных направления: первое-ознакомление школьников с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения; второе-знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране. Введение в учебный план данного предмета способствует решению целого ряда образовательных и воспитательных задач. В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; учащиеся накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе. Именно здесь у детей воспитываются те качества личности, которые определяют их отношение к Родине, обществу, труду людей, самому себе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, полноправным гражданином своей Родины. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром большое внимание должно уделяться воспитанию любви к членам семьи, внимательного и уважительного отношения к учителям, сверстникам, окружающим людям на улице, в общественных местах, на транспорте. В содержании курса важное место занимает природоведческий материал, который готовит детей к восприятию и усвоению материала курса природоведения III-IV классов. Ознакомление детей с окружающей природой имеет большое познавательное и воспитательное значение. Знакомство с окружающим миром позволяет детям не только усвоить ряд общественно-социальных, природоведческих представлений и понятий, но и способствует формированию всесторонне развитой личности. Предмет "Ознакомление с окружающим миром" тесно связан с остальными предметами курса начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом советских людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как чтение, русский язык, развитие речи, трудовое обучение и др. 9.1. Фopмы, методы и средства ознакомления учащихся с окружающим миром Предмет "Ознакомление с окружающим миром" обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета "Ознакомление с окружающим миром" заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учебного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вырабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знаменательными событиями в жизни нашей страны. Так, в I классе занятия по ознакомлению с окружающим миром начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, расположением школьных помещений, с правилами поведения на занятиях. Специфика содержания предмета "Ознакомление с окружающим миром" требует организации занятий не только в классной комнате, но и на пришкольном участке, на улице, в природе, парке, библиотеке, школьной столовой и т. п. Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц и т. д. Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объяснение и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры. Главная организационная форма обучения по этому предмету - урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках необходимо использовать такие виды учебной деятельности, которые имеют практическую направленность и способствуют развитию у детей объективных представлений об окружающем мире. При ознакомлении с окружающей природой среди организационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду. При ознакомлении с окружающим миром могут проводиться целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в библиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом людей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общественных местах. Содержание таких прогулок учитель предварительно обсуждает с администрацией предприятий. Перед проведением таких прогулок необходимо провести беседу и выяснить имеющиеся у детей представления о данном предприятии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах. Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I-II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мнение о классах коррекционно-развивающего обучения высказываются порой прямо противоположные - от "за" до "против". Как только не называют эти многострадальные классы! Классы коррекции и компенсирующего обучения, классы выравнивания и классы поддержки, даже классы здоровья. Но не надо ориентироваться на то, "пошли" или "не пошли" классы коррекции в школах Москвы или России. Где есть благоприятные условия, умные учителя, любящие ребенка, имеющие желание и терпение, - там надо создавать классы коррекционно-развивающего обучения. Конечно, работа с детьми ущербными, обездоленными, "трудными" требует педагогического подвижничества, что всегда было свойственно российскому учителю. Если этого нет - классы коррекции открывать не стоит. На коррекционных занятиях важную роль играет общение, освоение норм поведения. Разговаривая друг с другом и с психологом о своих чувствах, эмоциях, дети учатся контролировать свои негативные эмоции. Дети стараются быть более чуткими, внимательными друг к другу, видеть друг в друге больше достоинств и подчеркивать их. Работая в коррекционных классах вместе с учителем, психолог помогает ему в процессе обучения своими знаниями об особенностях детей. Непременным условием работы психолога в этих классах является тесный контакт с родителями. Родители должны осознавать трудности детей не как неудачу и стыдиться проблем, а, наоборот, должны стараться помочь своим детям, поддержать их. За последнее время это направление образовательной деятельности в школах России получило большое распространение. Ощутимый результат работы классов компенсирующего обучения был бы невозможен без совместной деятельности органов управления образованием, непосредственно учреждений образования и науки. Большую роль в коррекционно-развивающем обучении в начальной школе принадлежит природоведению. Именно здесь начинается систематическое изучение природы и целенаправленная работа по воспитанию любви и бережного к ней отношения. У детей значительно возрастают знания о природном окружении человека, о взаимосвязях в природе и о потребностях растений и животных, необходимых для поддержания их жизни. Однако ценностные ориентации младших школьников ограничены преимущественно утилитарными целями, что нередко служит мотивами отношения детей к растениям и животным, необходимости их охраны. Слабость эстетических восприятии особенно ярко проявляется в сочинениях учащихся. Так, описывая экскурсию в весенний, цветущий, благоухающий запахами и звенящий птичьими голосами лес, дети скупо перечисляют замеченные факты и явления. В начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют различные экскурсии и прогулки в природу, дидактические и сюжетно-ролевые игры, знакомство с произведениями искусства, творческие задания. Отношение младших школьников к природе ярко проявляется в практической деятельности, доступной их возрасту. Однако неустойчивость эмоциональных и волевых процессов младших школьников является причиной того, что нравственные переживания и поведение не имеют у них достаточно обобщенного характера. Вот почему так необходимо именно систематическое воспитание учащихся в духе ответственности по отношению к природной среде. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков.-М., 1981. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. Л.Ф. Мельчаков.-М.: Просвещение, 1981. Горощенко В. П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения.-М., 1984. Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека.-М., 1988. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; НИИСиМО Акад. пед. наук СССР.-М,: Педагогика, 1988. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподования природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 "Педагогика и методика нач. обучения".-М.: Просвещение, 1990. Руденкова Е. А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальная школа. 1998. №5, с. 87-88. Современный урок биологии / Под ред. В. Н. Максимовой и др.- М., 1985. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|