|
|
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами природы1. План Введение 3 Теоретические основы формирования экологического мышления школьников. 4 а) Проблема отношения личности к природе. 4 б) Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект. 7 в) Экологическое образование в современной школе. 10 2. Нравственно-эстетический аспект экологического образования. 16 а) Задачи эстетического воспитания школьников. 16 б) Этапы развития экологического сознания детей младшего школьного возраста. 20 3. Формы и методы эстетического воспитания детей. 24 Заключение 29 Список литературы 31 Введение В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Каждый день на нашей планете вымирает один вид живых организмов. По оценкам Всемирного фонда диких животных, к 2050 г. в мире почти исчезнут гориллы, носороги, бенгальские тигры, орангутанги. Скорость вымирания живых организмов неуклонно нарастает. Общее количество видов, которые могут исчезнуть к XXI в., оценивается в 1 млн. (из современных 10 млн.). За время существования человека на Земле было вырублено 50% лесов. А для отдельных регионов доля сведенных лесов приближается к 80 и даже 90%. К 70-м гг. XX в. на Земле осталось около 40 млн. км2 лесов. В начале нашей эры, во времена Римской империи, на планете проживало 200 млн. человек. 14 марта 1980 г. в 19 ч. 42 мин по Гринвичу население Земли составило ровно 4,5 млрд. человек, через минуту оно увеличилось на 172 тыс. Во всем мире по сравнению с началом века численность горожан выросла в 8 раз - с 224,4 до 1822,3 млн .человек. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете. Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе. Целью данной работы является всестороннее изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отношения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматривается нравственно-эстетический аспект экологического воспитания детей младшего школьного возраста. 1. Теоретические основы формирования экологического мышления школьников. Проблема отношения личности к природе Педагогический аспект данной проблемы взаимосвязан с формированием экологического мировоззрения детей школьного возраста. В самом определении сущности мировоззрения отражается неразрывность человеческого сознания с социальной и природной средой. Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой - ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве методологии познания. Система обобщенных представлений о мире определяет выдвижение целей, формирует идеалы личности, ее жизненные планы, придавая им действенную силу. Уверенность человека в своих идеях приобретает характер убеждений. Природные и социальные факторы влияют на процесс формирования мировоззренческих позиций, а это значит и на отношения к миру природы и миру людей. Общефилософская трактовка этой категории включает ее характеристику как взаимосвязь элементов в определенной системе. Отношение к природе имеет относительную самостоятельность в системе отношений человека, включаясь разными сторонами и в производственные (отношение к ресурсам природы), и в политические (отношение к государственной политике в области природопользования), и в социальные (отношение общества к средствам производства и его месту в производственных отношениях), и в семейные (семейные традиции общения с природой, отдых на природе и т. п.) отношения. Активное развитие экологии привело к пониманию принципа целостности природы как единой системы. В этой связи природа получила широкое толкование - как совокупность естественных условий существования человеческого общества. Поэтому внимание ученых привлечено к комплексной характеристике места и роли природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие природа стало включать не только естественные, но и созданные человеком материальные условия существования (вторая природа). Для понимания и регулирования глобального воздействия антропогенного фактора на природу всевозрастающее значение приобретает комплексная экология. Эта новая отрасль исследует отношения между человеческими сообществами и окружающей средой, влияние деятельности человека на состав и свойства окружающей среды, а также воздействие измененных экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека. Тем самым комплексная экология исходит из системного понимания окружающей среды с учетом социальных механизмов, взаимосвязи с ней человеческого общества. Биосфера Земли характеризуется как экологическая ниша человечества. Окружающая среда и человек связываются в целостную систему природа -человек - общество, экологическое мышление отвергает идею абсолютного господства над природой, ценностная переориентация строится на партнерских отношениях общества с природой. Впервые эта идея была высказана В. И. Вернадским в учении о биосфере и ноосфере. Утилитарное отношение к природе дополняется осознанием огромной зависимости самой природы от человека, в связи с чем складывается новый тип отношения к природе. Он исходит из признания уникальности природы - как вместилища всей человеческой культуры. Такая оценка природы предъявляет человеку высочайшую ответственность за состояние природы с учетом того, что сам человек и все человечество есть часть ее. При разработке системы экологического образования и воспитания педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый выражает отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Второй - как отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. Третий представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Таким образом, методологические основы формирования ответственного отношения человека к природе включают следующие принципиальные положения: сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой; позиция личности по отношению к природе обусловлена социально-экономической ситуацией, которая характерна для данного общества и государства; ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника; отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, социальной, экономической, практической. Теперь рассмотрим психолого-педагогические основы формирования отношения к природе. Всестороннее развитие личности есть процесс "вхождения" ее в мир отношений к обществу, к другому человеку и природе, процесс освоения культуры, которая опосредует эти отношения. Социальная ответственность является универсальной формой связи и взаимной зависимости личности и общества. Поэтому формирование личности непосредственно связано с воспитанием чувства индивидуальной ответственности за судьбу природы и окружающего тебя мира. Опираясь на изложенные выше подходы, можно определить отношение к природе как сознательные, избирательные связи (школьника) с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом являются природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек как природное существо. Помимо этого в систему экологических отношений включается отношение к деятельности, связанной с использованием и охраной природы. Названные отношения проявляются в виде потребностей (основное отношение), а также эмоций и чувств. Эффективность формирования экологического сознания школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения - потребности - интересы - цели - мотивы - установки - ценностные ориентации. Задача экологического обучения и воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Потребность общения с природой присуща человеку органически, ибо он всем своим прошлым связан с природой. Потребность общения с природой включена в структуру как биологических и связанных с ними материальных потребностей, так и идеальных (духовных, культурных) потребностей познания природы, смысла жизни, назначения существования. Потребность в общении с природой, в ее сбережении включается в систему мотивов индивидуального поведения. Выделяются следующие мотивы: гуманистические - выражаются в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить; эстетические - проявляются в потребности сохранить красоту природной среды; научно-познавательные - связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, стремлением познавать ее законы; гигиенические - исходят из понимания значения природы для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные биофизические и химические параметры; экономические - основаны на признании природы как источника ресурсов для развития производительных сил общества, научно-технического прогресса. Уровень ответственности школьника будет определяться тем, насколько социально значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты как лично значимые. Интериоризация заданных норм и правил определяется рядом факторов: а) реальным включением школьника в систему общественных отношений; б) активностью самого школьника; в) эмоционально-волевыми особенностями его личности. Осознание школьником общественной потребности охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений и действий. В последние годы в литературу вошел термин экологическое сознание. Экологическое сознание определяют как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе. Сознание есть единство знания и переживания. Усвоение экологических знаний, следовательно, должно сопровождаться эмоциональными переживаниями школьника и способствовать становлению его экологических убеждений как стержневого компонента экологической ответственности. Экологические убеждения есть субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности и эволюции природы, чувственно пережитое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идей рационального природопользования. Экологические убеждения, как и все убеждения личности, содержат в себе этический аспект, который формируется на основе этических знаний, в процессе моральных суждений и моральной деятельности. Психологическая природа экологических взглядов и убеждений, влияющих на формирование ответственности, включает три основных компонента: интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого характера, владение приемами причинного мышления); личностный (мотивация, отношения и оценки, уверенность в преодолении экологической опасности и необходимости охраны природы); внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в поступки, деятельность по охране природной среды). Мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы школьника, которые являются одновременно мотивами его деятельности, в учебно-воспитательном процессе насыщаются экологическим содержанием. Анализ психолого-педагогических основ формирования экологического сознания школьников показывает, что методы и приемы обучения и воспитания должны быть направлены на перевод во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, ценностных характеристик и идеалов, принципов и правил отношения общества к окружающей природной среде. Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. Воспитательные задачи предполагают формирование: - потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природопользования; - убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; - потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обучением школьника, решением ряда общеобразовательных задач, которые включают в себя формирование: системы знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства; системы идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентации; умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; умений использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности. В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания. Единство познания, переживания, действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов. Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой. Формируясь на основе опыта, они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности, мотивы поведения. Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде. Принцип прогностичности на практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей - повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей деятельностью преобразуют эту среду. Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем; реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельности. Это требует включения в содержание различных учебных предметов таких фактов, понятий, закономерностей, которые бы позволили ученику сопоставлять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными, если они не могут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится. Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению экологически целесообразных ограничений в личном поведении. Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни. Междисциплинарный подход - один из руководящих принципов экологического образования. Объективной предпосылкой междисциплинарного подхода является интеграция научного знания. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой одну из магистральных тенденций развития современного научного познания. Формирование ответственного отношения к природе, в основе которого лежит понимание ее универсальной ценности, не может происходить в рамках только отдельного учебного предмета. Экологическое образование должно способствовать преодолению разобщенности учебных предметов за счет интегрированного характера своего содержания. В условиях школьного образования такой подход получает свое отражение в системе межпредметных связей, которые рассматриваются в дидактике как один из принципов и как условие, позволяющее вычленять наиболее ценные для формирования мировоззрения учащихся обобщенные компоненты образования. Актуальность межпредметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания. Междисциплинарность применительно к экологическому образованию употребляется в широком смысле. Она распространяется на процесс не только обучения, но и воспитания. Все это содействует вычленению главного содержания экологического образования (познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов), его распределению в отдельных учебных предметах. Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Подлинно экологичное отношение к природе связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовываться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимодействия школьников как с природной средой, так и с людьми, осуществляющими различные виды природопользования. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, трудовой и других видов деятельности. Содержательная сторона этой деятельности основывается на требованиях учебных программ по природоведению, физической и экономической географии, биологии, химии, касающихся умений определять объекты природы, устанавливать связи между ними; владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, определений, наблюдений; изучать и оценивать деятельность человека. Таким образом, психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения школьника к природе включают в себя: единство целей, задач и принципов экологического образования; определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы; конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней; раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания; обоснование специфических для экологического образования принципов; раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды; характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности. Экологическое образование в современной школе За последнее десятилетие общеобразовательная школа накопила положительный опыт по формированию у детей ответственного отношения к природе. В практике учителей эта работа осуществляется, прежде всего, на уроке, а также во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. При этом положительных результатов достигают учителя, которые глубоко понимают цели и задачи экологического, образования и воспитания, умеют творчески их решать. Новой тенденцией передового опыта является развитие экологической культуры школьников в системе учебных предметов, в их взаимосвязи с внеклассными занятиями и работой детских учреждений. Многие учителя стремятся по возможности включать различные аспекты экологических знаний в содержание уроков. Восприятие экологических проблем протекает более эффективно в ходе учебных занятий, содержащих обобщения разных уровней. Для их организации принципиальное значение имеет установление внутри- и межпредметных связей. Используются различные приемы реализации этих связей на уроках физики, химии, биологии, географии, истории, обществоведения, основ государства и права. Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека. С первых лет обучения в школе ведется систематическая, целенаправленная работа по нравственному формированию личности. Всестороннее образование, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста осуществляется различными средствами, в частности средствами природы. Младший школьник, общаясь с природой и изучая ее, постепенно постигает мир, в котором живет. Он открывает удивительное многообразие растений и животных, предметов, веществ и явлений неживой природы. На основе установления связи человека с природной средой формируется понимание роли природы в жизни человека. Изучение природы включено почти во все учебные предметы начальной школы: ознакомление с окружающим миром, природоведение, русский язык, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение. Объединяют их общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе) и общие исходные принципы построения учебных программ и учебников, в частности сезонный и краеведческий. Рассмотрим более подробно начальный этап экологического образования - учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром", цель которого-накопление и систематизация взаимосвязанных представлений детей об окружающей их социальной и природной среде, формирование поведения, соответствующего требованиям морали. Задачи курса: - ознакомление детей на близких, доступных их пониманию примерах с общественной жизнью, с трудом людей, с природой; - воспитание доброжелательности к окружающим людям, уважения к их труду, бережливости к вещам, любви к родному краю, Родине, ответственного отношения к природе, умения правильно вести себя в природе и обществе; - организация посильной практической деятельности (игровой и общественно полезной). Этот предмет, конечно с учетом возрастных особенностей учащихся, их реальных познавательных возможностей, можно рассматривать как начало работы по усвоению школьниками категориальных связей человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-история, которые в целом отражают связь человек-мир. Данный курс носит ознакомительный характер и ориентирован, прежде всего, на эмоциональное восприятие детьми окружающего мира; приобретение тех или иных конкретных знаний подчинено задаче формирования правильных социальных и экологических отношений. Ознакомление с окружающей природой происходит при изучении всех программных тем: "Наш дом и родная природа", "Наша школа и родная природа", "Наш город (село) и родная природа", "Родная страна". При отборе содержания, организационных форм и методов ознакомления детей с окружающей природой учитывается тот запас конкретных представлений и отношений, которые начали складываться еще в дошкольный период. Наблюдения во время экскурсий и учебных прогулов сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, практические работы в уголке природы, на пришкольном участке-основные приемы и методы работы по новому курсу. Каждое занятие используется для того, чтобы показать детям многообразную ценность природы для человека и необходимость заботливого к ней отношения, охраны. Систематические целенаправленные занятия по ознакомлению с окружающим миром создают необходимую основу для изучения природоведения в III-IV классах. Курс природоведения не представляет собой основ какой-нибудь одной науки, а содержит элементы научных знаний о природе из различных областей географии, биологии, физики, химии, экологии, раскрываемых в доступной пониманию младших школьников форме. Этот предмет включает интегрально научные знания о природе на уровне, отвечающем особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Именно поэтому на уроках природоведения представляется возможным заложить у детей основы целостного представления о природе, формировать научное отношение к природной среде, помочь осознать себя как часть природы. Отсюда та важная роль и образовательно-воспитательная значимость учебного предмета о природе, о котором мечтал во второй половине XIX в. известный методист-естественник А. Я. Герд: "...отдельным естественным наукам (зоологии, ботанике, минералогии, физике) в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире..." Природоведение позволяет сосредоточить внимание учащихся на познавательном, ценностном, нормативном и деятельностном аспектах содержания учебного материала, в разной степени формирующих экологическую культуру младшего школьника. Познавательный аспект содержания предмета помогает младшим школьникам увидеть природу как единое целое, где все предметы и явления неживой природы и объекты живой тесно взаимосвязаны. В курсе раскрывается сущность природных взаимосвязей между живыми объектами и условиями неживой природы, зависимости живых организмов от условий окружающей среды, наличие приспособительных признаков у растений и животных, связи сельскохозяйственного труда с природными условиями (погодой, географическим положением), влияние сезонных изменений в природе на самочувствие и здоровье человека. Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, раскрывая их комплексное значение в жизни человека: нравственное, эстетическое, санитарно-гигиеническое, познавательное, практическое (пища, жилище, одежда, сырье и т. п.). Нормативный аспект содержания природоведения отражает нормы поведения человека по отношению к природе; знакомство с ними приучает детей действовать в природе, обращаться с отдельными ее объектами в соответствии с общепринятыми, экологически целесообразными нормами и правилами. Деятельностный аспект предусматривает не только усвоение соответствующих знаний, ценностей, норм и правил, но и реальную помощь растениям и животным, уход за ними, воспроизводство и возобновление природных ресурсов. Система природоведческих знаний формируется в результате создания отчетливых представлений о предметах и явлениях природы и уяснения ряда специальных понятий в их связи и взаимодействии. Учитель, руководствуясь программами и учебниками, постепенно вводит школьника в мир природы, наполняя его объектами, предметами и явлениями, которые ученик может узнать, назвать, описать, т. е. иметь о них представление. Так, в процессе изучения основных разделов программы ("Сезонные изменения в природе", "Природа родного края", "Разнообразие природы родной страны") школьники знакомятся с многообразием животных и растений. Знакомство с ними идет в основном на уровне родовых или видовых названий (дуб, береза, сибирский кедр, дятел, бурый медведь), в ряде случаев-на уровне отрядов или классов. Однако формирование представления о них осуществляется на примере какого-то конкретного местного вида (синица большая, большой пестрый дятел и т.п.). K окончанию начальной школы младшие школьники знакомятся с растениями, относящимися к различным группам по способу использования человеком (декоративные, садовые, огородные и т. д.), по местообитанию (растения леса, луга, водоема, болот, пустынь, степей и т. д.). Несколько в меньшем объеме изучаются животные различных систематических групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Знание этих объектов живой природы позволяет учащимся ориентироваться в окружающей природе и готовит их к изучению основ наук в средних и старших классах. В задачи природоведения как учебного предмета входит овладение учащимися системой природоведческих знаний, знакомство с причинными зависимостями в природе, связями между деятельностью людей и особенностями природного окружения. Сезонный принцип построения программы природоведения обеспечивает системность содержания знаний о природе на основе идеи сезонных влияний солнца на сезонные изменения в живой и неживой природе, в труде людей. Гуманитарно-эстетические предметы позволяют обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младшего школьника. Они способствуют развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой и грамотному поведению в ней. Однако возможности этих предметов в формировании экологической культуры младших школьников реализуются недостаточно. Познание детьми природы, воспитание любви к ней невозможно без яркого эмоционального слова. Решению этих задач в начальной школе может способствовать русский язык (чтение и грамматика). Источником знаний о природе и отношений к ней человека служат произведения писателей, поэтов, доступные для восприятия младших школьников, отличающиеся научной достоверностью и большой художественной выразительностью (например, стихи В. Жуковского, А. Пушкина, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, А. Прокофьева и др.). Достоинством учебников чтения и связных текстов по русскому (родному) языку является их нравственно-этическая направленность. Художественные тексты способствуют развитию у детей младшего школьного возраста потребности в соучастии, в сопереживании, поддержке и помощи тем, кто в ней нуждается, приучают их поступать в соответствии с пониманием добра и человечности. Уроки изобразительного искусства, а также музыки в начальной школе также имеют важное значение в воспитании экологической культуры. Наряду со специальными образовательно-воспитательными задачами эти предметы призваны развивать у младших школьников эстетические чувства и понимание прекрасного в отношениях между людьми и природой. Природная тематика способствует становлению у детей умения видеть, слышать, чувствовать и передавать красоту действительности, а также тренировке этих умений и привлечению их к творческой деятельности (изобразительной, музыкальной). На уроках музыки эти умения вырабатываются в процессе хорового пения и слушания музыки. Они способствуют накоплению музыкальных впечатлений учащихся, развитию их восприятии, потребности вслушиваться в голоса и звуки природы: шум дождя и ветра, журчание ручья, пение птиц. На уроках изобразительного искусства ознакомление с объектами и явлениями природы осуществляется при изучении детьми произведений художников-пейзажистов (И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов, Ф. Васильев, С. Герасимов, К. Юон и др.) и во время рисования. При выполнении декоративных работ на основе переработки, стилизации форм растительного и животного мира (листья, цветы, животные, грибы и т. п.) учащиеся начинают понимать, что родная природа служит основой творчества народных мастеров в оформлении посуды, одежды, мебели, осознают ее эстетическую ценность, значимость в жизни человека. Программа изобразительного искусства предусматривает преемственность с другими учебными предметами начальной школы, особенно с чтением и природоведением. Содержание уроков трудового обучения способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов в жизни человека (древесина, песок, глина и др.). На этих уроках развиваются представления младших школьников о разнообразной трудовой деятельности, о ее роли в жизни человека и общества. Первые представления о труде способствуют профессиональной ориентации учащихся-это одна из важнейших задач уроков труда в начальной школе. Уроки трудового обучения являются важным средством развития действенного отношения к окружающей природной среде, формирования умений и навыков рационального обращения с предметами и объектами природы. Обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод: состояние экологического воспитания в современной школе призвано обеспечить формирование всех сторон ответственного отношения младших школьников к природе. Учебные предметы помогают изучению природы как единого целого, установлению связей и взаимосвязей между отдельными ее элементами и явлениями. Экологизация учебного процесса способствует решению образовательно-воспитательных задач и формированию экологического сознания младших школьников. 2. Нравственно-эстетический аспект экологического образования. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, добрее, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. На основе приобретаемых в школе знаний о природе и происходящих в ней изменениях у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических представлений была сформулирована А. И. Герценом: "Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...". Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К. Д. Ушинский. Задачи эстетического воспитания школьников Гармоническое развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нравственный аспект отношения учащихся к природе тесно переплетается с моральными нормами и принципами конкретного общества, государства. В соответствии этикой объектом нравственной оценки и регулирования является не природа сама по себе, а отношение человека к природе - общественное отношение. Человек как нравственное существо постоянно стремится выйти за пределы "всеобщей системы полезности" и делает руководством к действию бескорыстные мотивы деятельности. В практике школы учитель часто встречается с нравственной неразвитостью учащихся, нарушающих экологически целесообразные нормы и предписания. В связи с этим важно уточнить цели и способы воспитания нравственного отношения к природе. Оно осуществляется при условии, если педагог целенаправленно развивает у школьников понимание морали как особого (по сравнению с научным или художественным) способа освоения мира, в том числе и природы. Нравственные предписания экологического характера, как и любые иные, не могут подменить научного знания природы. В нравственных требованиях заключена ориентация человека в социальной и природной среде, содержатся критерии для определения нравственного и безнравственного в реальной жизни. Поэтому экологическое воспитание призвано решать такие задачи, как просвещение учащихся; развитие способности морального суждения по отношению к экологическим поступкам людей, коллективов, органов управления; формирование привычки соблюдать моральные требования экологического характера. Этическое просвещение учащихся в ходе развития отношения к природе предполагает знакомство с понятиями, имеющими нормативно-ценностное содержание: принципы, идеалы, нормы (предписания или запреты какой-либо формы поступка, нормы-цели, нормы-рамки). Принципы морали полнее, чем другие ее элементы, выражают социальное качество морали, они служат ориентиром поведения, выступают в качестве меры поступков. Поэтому школьники должны и усвоить само понятие моральный принцип, и осознать высший ее принцип по отношению к природе. Нормы морали и нравственности по отношению к природе тесно связаны с нормами права. Поэтому просвещение учащихся в области морали связано и с правовым просвещением. Необходимо знакомить школьников с правовыми нормами природопользования, которые сформулированы в Конституции РФ и в системе специальных законов, в том числе и в Законе об охране и использовании животного мира. Важно, чтобы учащиеся знали правовые документы местных администраций по вопросам охраны и рационального использования окружающей природы. Развитие способности морального суждения состоит в выработке умений оценивать экологическую ситуацию с нравственных позиций, что предполагает развитие способности к сопереживанию, сочувствию по отношению к страданиям и переживаниям как человека, так и любого живого существа. Улучшение эстетического воспитания учащихся названо в числе важнейших задач реформы школы. Ее решению будут способствовать выявление и реализация экологических аспектов эстетического воспитания. Объективной основой взаимосвязей экологического образования с эстетическим воспитанием является способность человека относиться к природе как к эстетической ценности. Понятие эстетическая ценность обнажает тесную связь природы и человека, проявляющуюся в труде и посредством труда. Творческий труд, воплощенный в его плодах, - важнейший источник эстетических ценностей. Для развития эстетического чувства природы необходимы чувственно-конкретные образы и способность к ассоциативной деятельности. Подобными образами должны стать не только произведения. искусства, но и картины природы родного края, страны. Прекрасное как эталон эстетической ценности проявляется в природе, в частности, в симметрии и ритме, в которых отражаются общие природные законы взаимосвязи и уравновешенности составных частей всякого организма. Поэтому так важно в процессе формирования отношения к природе развивать наблюдательность школьников, будить их воображение, ощущение внутреннего содержания, скрытого во внешних формах, ритмах, красках, звуках природы. Важная задача эстетического воспитания состоит в развитии способности различать своеобразие эстетической и утилитарной ценностей. По сравнению с последней эстетическая ценность предполагает целостность формы, что справедливо и по отношению к природе. Кроме того, развитию целостного и эмоционально окрашенного эстетического восприятия природы способствует сопоставление его с будничным восприятием, которое констатирует признак без его эмоциональной оценки. Эстетическое восприятие природы, воздействуя на самые интимные стороны духовного мира школьника, ассоциируется со всем, что им прожито и пережито. Поэтому эстетические чувства рождают сопереживание и, таким образом, соприкасаются с нравственным миром личности, с чувствами доброты и сострадания, бескорыстного желания помочь, сохранить живое. Формирование эстетического отношения к природе, следовательно, будет способствовать предотвращению и преодолению эмоциональной глухоты. В сферу эстетического должно быть включено отношение школьника не только к духовным, но и физическим качествам человека. Тем самым экологическое воспитание предполагает связи с гигиеническим и физическим воспитанием, формирование внимания и интереса к своему здоровью, желание и осуществление здорового образа жизни: режима питания, физической закалки, силы, выносливости и др. Человек связан с природой как с объектом и предметом труда, с природной средой как условием жизнедеятельности и работоспособности. Эти объективные связи обусловливают направленность экологического образования на воспитание трудолюбия школьников, их ответственного отношения к груду, к людям труда, природе как предмету труда. Однако задачи трудового воспитания, как в целом, так и в связи с экологическими аспектами не могут ограничиваться лишь практической деятельностью. Все сказанное выше позволяет назвать три основные задачи экологического аспекта трудового воспитания: - формирование отношения к труду как необходимому условию и фактору оптимизации взаимосвязей общества и природы; - развитие знаний о научных основах трудовой деятельности по изучению и охране природы; - обучение практическим трудовым умениям экологического характера. Предпосылкой комплексного подхода к экологическому воспитанию является связь его со всеми сферами сознания - научно-идеологической, нравственной, эстетической. Экологическое образование и воспитание, в содержании которых человек, общество, природа, труд, здоровье рассматриваются в целостности и единстве, а отношение к каждому из компонентов этой целостности формируется только на основе и в связи с отношением ко всем другим компонентам, может составить содержательную и процессуальную основу для реализации комплексного подхода. Общая педагогическая задача интериоризации внешне заданных экологических ориентиров приобретает более конкретное выражение и формулируется как: а) усвоение научных основ трудовой деятельности по охране природы, нравственное, эстетическое просвещение учащихся; б) развитие способности нравственного, эстетического, научного суждения по поводу экологических проблем, способности к различению универсальных (всеобщих) утилитарных ценностей; в) формирование привычки соблюдать моральные требования в экологических ситуациях, трудовых умений экологического характера, стремления к активной деятельности по охране природы. Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы. Предпосылкой достижения обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического воспитания, как отмечалось ранее, является осознание всех основных сторон взаимодействия общества и природы в учебе, игре, общественно полезном труде. Становление и развитие ответственного отношения к природе как одной из черт личности возможно только в реальной природоохранительной деятельности учащихся. Нравственное и эстетическое воспитание объединяет формирование у детей своего отношения к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребенок приобретает: первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения; первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентации; возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье. Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает. В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности. Цель педагога состоит не столько в том, чтобы передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. Третий компонент предлагаемой нами модели - формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием "эстетический вкус". В младшем школьном возрасте формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности. В эмоционально-оценочном отношении сосуществуют эмоциональное и рациональное. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, которая проявляется в детских оценках и мотивировках, которые они дают этим оценкам. Педагог постепенно подводит детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Он приводит собственные суждения, затем предлагает детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии со сформированным у них нравственно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку. Этапы развития экологического сознания детей младшего школьного возраста Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Преобладающим является эгоистический мотив, однако в большей части ответов (около 70%) младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой"; "Лес - наш друг"; "Без птиц было бы скучно встречать весну". Определенная часть младших школьников приравнивает отношение к природе к заботе о человеке, что позволяет говорить о складывающейся у них нравственной позиции: "Не рву цветов и не обижаю маленьких", "Если бы не было лентяев, то все люди больше могли бы сделать для природы". В ряде высказываний природа воспринимается как общенародное достояние: "Хочу, чтобы наша страна стала богаче". Вторым по распространенности (до 50%) является утилитарный мотив: "Лес полезен, так как из деревьев делают карандаши и линейки". Лишь небольшая часть школьников (10%) указывает, что "природу надо беречь - она и красива, и полезна", "природа - это здоровье человека и красота жизни". "Природа - самое основное наше богатство", "Природа помогает жить народу, и она - наш лучший друг". В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь". Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: "Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ"; "Если бы не было муравьев, лес был бы грязным" и др. Младшие школьники проявляют озабоченность по поводу отрицательных поступков взрослых, высказывают мнения об экономии природных богатств. Предлагаемые школьниками меры по борьбе за сохранность природы, главным образом живой, основаны на запретах и ограничении: "Надо разделить весь зеленый мир на участки и поставить туда юных защитников природы. Это спасет всю природу" или: "Отобрать у охотников ружья" (2,5% ответов). Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно "научить детей любить природу". Учащиеся начальной школы имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведением в природе (9% ответов) до выполнения государственных законов и создания заповедников (4% ответов). В большинстве ответов названа природоохранительная деятельность, доступная и знакомая учащимся начальной школы: уход за растениями, подкормка птиц и зверей, развешивание скворечников, задержание снега на полях и т. п. (40% ответов). Дети мечтают о больших делах на благо природе, проявляют готовность и желание "посадить дерево", "вырастить что-то своими руками", "больше собрать макулатуры, чтобы не губить лес". Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: "Человек - часть природы"; "Надо стремиться превратить планету в цветущий сад"; "Надо беречь природу для наших потомков"; "Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла". Младший школьный возраст (6 - 10 лет) - период впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. В этом возрасте дети с интересом и готовностью овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Первостепенную роль приобретает познавательная потребность - ведущая для младших школьников; интересуют их и многие явления природы. Тяга к красоте проявляется у них в поведении, поступках. Сильна у детей начальных классов потребность в игре. Изучение результатов учебной деятельности детей младшего школьного возраста (ответов на вопросы анкет разного типа, сочинений, стихотворений, рассказов, рисунков, различных композиций и поделок из природного материала), в которых зафиксированы их впечатления от встреч с природой и произведениями искусства, позволяет сделать вывод о том, что у учащихся устанавливаются сложные взаимосвязи в восприятии природы и искусства. Общение с природой пробуждает интерес к искусству, и, наоборот, под воздействием произведений искусства углубляется интерес к природе, формируется отношение к ней. В начальной школе начинается систематическое изучение природы и целенаправленная работа по воспитанию любви и бережного к ней отношения. У детей значительно возрастают знания о природном окружении человека, о взаимосвязях в природе и о потребностях растений и животных, необходимых для поддержания их жизни. Однако ценностные ориентации младших школьников ограничены преимущественно утилитарными целями, что нередко служит мотивами отношения детей к растениям и животным, необходимости их охраны ("Домашних животных держат потому, что они приносят пользу"). Любовь к животным они чаще всего объясняют так: "Коты ловят мышей", "Собаки стерегут дом", "Без природы человек не сможет жить: он получает из природы воду, воздух, пищу...", "Растения очищают воздух и служат для питания"... С одной стороны, эти ответы свидетельствуют об установлении младшими школьниками важной связи между жизнью человека и природой как средой жизни, но с другой - о недостаточно развитых эстетических отношениях. Вопросы второклассников на уроках природоведения свидетельствуют о наличии у них интереса к жизни живой природы. При изучении птиц: "Куда улетают грачи и утки осенью? Чем питаются утки на болоте? Как у птиц появляются детки? Почему дятел ярко окрашен, а воробей нет?". При изучении зверей: "Как бобры плотину строят? Как устроена у лисы нора? Как лось убегает от волка? Чем питаются зимой бобры, ежи?". При изучении деревьев: "Я слышал, что деревья тоже чувствуют боль.- верно ли это? Чем можно замазывать раны на деревьях?" Видно, что дети стремятся глубже узнать то или иное явление, особенности жизни растений и животных. К концу обучения в начальной школе дети усваивают многие правила и нормы поведения в природе в условиях различных, часто встречающихся ситуаций. Об этом свидетельствуют их ответы: "Я не буду трогать гнездо, только понаблюдаю и отойду в сторону"; "Не буду брать домой детеныша, оставлю в лесу"; "Я полюбуюсь, но рвать не буду"; "Не буду разорять муравейник"; "Надо убрать за собой мусор, для костра собрать засохшие ветки и развести костер подальше от деревьев, а потом его потушить" и т. п. Мотивация выбора такого поведения у учащихся носит характер любви, доброты и эстетического бескорыстия. Дети, выражая любовь к домашним животным, говорят о необходимости ухода и заботы о них. Они пытаются помочь им в трудные моменты, проявляя великодушие и доброту. Забота ребенка о маленьком, порой беспомощном существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом. Учащиеся начинают понимать, что она нужна человеку не только потому, что дает пищу, одежду, лекарства, жилище и т. д., но и потому что "природа красивая", "в природе хорошо отдыхать", "в природе много интересного". Такие ответы свидетельствуют о расширении ценностных ориентации младших школьников, о возросшем уровне понимания ими многосторонней роли природы в жизни человека. Следовательно, и необходимость беречь природу будет осмыслена не только с утилитарно-потребительских позиций, но и с эстетических, санитарно-гигиенических, познавательных. Давно подмечено, что человек склонен любить, защищать и беречь в первую очередь то, что ему нравится, что он воспринимает как красивое. Именно эстетическое восприятие облагораживает эмоции, мышление и деятельность, возвышая их до нравственных отношений при взаимодействии человека с природой. Педагоги и психологи утверждают, что у младших школьников отношение к окружающей действительности возникает в сфере чувств. В начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют различные экскурсии и прогулки в природу, дидактические и сюжетно-ролевые игры, знакомство с произведениями искусства, творческие задания. Анализ детского творчества за три года экспериментального обучения говорит об изменениях, происходящих в развитии их эмоциональной восприимчивости и зоркости, эстетической и нравственной воспитанности. Отношение младших школьников к природе ярко проявляется в практической деятельности, доступной их возрасту. Как пишут сами учащиеся, они собирают ягоды и семена для подкормки птиц; делают скворечники; заботятся о деревьях; высаживают цветы; оберегают зеленые газоны; не разоряют гнезд. В большинстве ответов отмечается контроль за поведением в природе - как своим собственным, так и окружающих людей. Совпадение экологических знаний и поведения младших школьников можно рассматривать как высокий уровень развития ответственного отношения к природе. Однако неустойчивость эмоциональных и волевых процессов младших школьников является причиной того, что нравственные переживания и поведение не имеют у них достаточно обобщенного характера. Вот почему так необходимо именно систематическое воспитание учащихся в духе ответственности по отношению к природной среде. В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологического сознания. 3. Формы и методы эстетического воспитания детей. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: "Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой". Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства. Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому. Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова. Какие методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств? Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, педагог должен помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей. Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, "веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились" ("Хаврошечка"). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова и др. Мир природы показан в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, С. Маршака и др. Педагог дает детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показывает, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов. В работе по формированию у детей нравственно-эстетического отношения к природе большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. Когда дети находятся в группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделенными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В школьниках пробуждается сочувствие, вслед за которым возникает и сопереживание. Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Формы организации обучения могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений и т.д. Взаимодействие различных областей знания в экологическом образовании может быть обеспечено системой организационных форм межпредметного характера. Межпредметные уроки, комплексные экскурсии, ролевые игры по экологической проблематике позволяют рассмотреть различные аспекты взаимодействия общества и природы в их целостности. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др. В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д. В городских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности. Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них. Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву). Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры. Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне-следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания. Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: "Что в лесу растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки" и т. п. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать. Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры "в кого-нибудь" или "во что-нибудь" В педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям. При разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу. Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей. Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус. В начальной школе важно развивать нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.). Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей. Решая задачи нравственно-эстетического воспитания школьников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки на развитие у детей нравственно-эстетических качеств. Прежде всего, у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания. Педагог должен использовать в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего мира с художественными образами музыкальных произведений. Заключение Резюмируя все вышесказанное, нужно сказать следующее: формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков. Экологическое мышление - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями. Обеспечение единства всех сторон воспитания - социально-политической, нравственно-эстетической и трудовой - предполагает формирование отношения к природе в тесной связи с отношением к людям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества. Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся. Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников природы), поддержание оптимального состояния природной среды (защита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка территорий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользования. Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания. Формирование экологического сознания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы -укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Проблемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т. п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников. Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми. При изучении природы открываются широкие возможности для эстетического воспитания подрастающего поколения. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию у людей высоких моральных качеств. Известно, что истинная красота заложена в природе, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научить ценить и пользоваться увиденным. Поэтому, при изучении природных объектов необходимо выделять эстетические признаки, которые должны входить в содержание формируемых представлений и понятий. Список литературы Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. - М.: Просвещение, 1988. Богданова О. С. Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1980. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Будыко М. И. Глобальная экология. М., 1977. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Пособие для учителей/Сост. Л.Ф.Мельчаков. - М.: Просвещение, 1981. Герд А. Я. Избр. пед. труды. М., 1953. Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы//Философские проблемы глобальной экологии. М.,1983. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. Ташкент, 1987. Дмитриева Н.Я. Естествознание. Проб.учеб. - М.: Просвещение, 1994. Ильин В. С. Формирование личности школьника: Целостный процесс. М.,1984. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Н. А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с. С чего начинается личность/Под ред. Р. И. Косолапова. М., 1979. Смит Р. Л. Наш дом - планета Земля. М., 1982. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984. Стрельцова В.Б. Наш друг - природа. - М.: Педагогика, 1985. Сухомлинскии В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.- М., 1979.- T.I. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников/Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1983. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л. П. Печко. М., 1984. Экологическое образование школьников/Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983. 7 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|