|
|
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задачПЛАН ЛИСТ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ 5 2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ 6 3. ВИДЫ ПАМЯТИ 9 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕ Память является одной из традиционных областей исследования в психологии. Парадоксальность памяти издавна привлекала внимание исследователей разных поколений. Даже на уровне обыденного сознания фиксируются факты, когда один и тот же человек не может запомнить имя, однако способен найти дорогу к дому, в котором побывал однажды, через десять лет. Вопросы о том, что и почему помнят, постоянно привлекают внимание исследователей в условиях лаборатории. Однако не был бы лишен смысла интерес ученых к поставленному самой жизнью эксперименту, когда человек оказывается вовлечённым в обучение дома, в школе, институте, производстве, что именно человек извлекает из этого естественного гигантского эксперимента. Память в качестве фундаментального свойства разнообразных форм взаимодействия живого в природе представляется объектом изучения разных наук - философии, психологии, нейрофизиологии, нейробиологии, биохимии и других. При этом одновременность использования разных методов при исследовании проблемы, возникшей на перекрёстке наук, как неоднократно было показано, приносит реальные успехи. Например, древние философы считали, что память - это своего рода восковая дощечка, на которой запечатлевается всё, что, воспринимается человеком в течение жизни. Свойство этой восковой дощечки с возрастом изменяется. В раннем детстве она мягкая, затем к старости начинает затвердевать. На мягкой табличке легче запечатлеваются даже самые слабые раздражения, а на твёрдой не могут запечатлеться даже сильные. Одним из первых исследователей центра памяти был американский учёный К. Лэшли. Он вырабатывал у крыс различные виды рефлексов, после чего начинал разрушать у них мозговые образования. Каково же было удивление учёного, когда выяснилось, что разрушение даже большей массы мозга практически не сказывалось на проявлении у животных предварительно выработанных навыков. Нобелевский лауреат А Эдриан также пытался провести анализ закономерностей проявления условных рефлексов у животных, у которых разрушались или удалялись различные мозговые структуры. Одновременно он проанализировал влияние многочисленных нейрохирургических операций на память больных. Вывод крупнейшего нейрохирурга был такой: память в мозге храниться везде и в то же время нигде!!! Ответ точный и малоутешительный. Что значит: память храниться везде? Это значит, что любая нервная клетка участвует в процессах памяти. А их в мозге более двадцати миллиардов. Именно в местах соединения нервных клеток друг с другом (в синапсах) - а не в одном каком-то центре - локализуется память. По сути дела, бесчисленное количество синапсов делает нашу память потенциально беспредельной, способной в течение жизни запечатлевать любое количество информации. Теоретически это так. Практически дело обстоит несколько иначе. Если группе здоровых людей предъявить десять каких-либо изображений или назвать десять слов, а затем попросить их вспомнить, что они видели или слышали, то окажется, что человек при однократном восприятии предъявляемой ему информации способен воспроизвести в среднем около семи её единиц. Это происходит потому, что с одной стороны мы имеем дело с расчётами, а с другой стороны с эксперимент выявляет её слабые стороны. Дело в том, что речь идёт о разных видах памяти. В первом случае речь идёт о памяти вообще, о способности мозга запечатлевать воспринимаемые им сигналы, которые могут отпечатываться в виде следов в нервных клетках и о которых наше сознание может даже и не подозревать. Во втором же случае, когда мы опытным путём убеждаемся, что предельные возможности памяти существуют, имеется в виду только осознаваемая память - та память, из которой мы осознано, волевым усилием можем извлекать информацию и передавать её другим людям с помощью речи или в письменной форме. Многим приходилось замечать, что нередко именно в нужный момент те сведения, которые хотелось довести до другого человека, вдруг куда-то исчезают; вертится как говориться на кончике языка, но не всплывают в сознании. При хорошо натренированной памяти подобных казусов не происходит. Объясняется это тем, что у людей с хорошей памятью практически весь мозг участвует в анализе сведений, которые он воспринял. Если по каким-то причинам одна зона мозга тормозится, то другая, продублировавшая следы возбуждений, может воспроизвести нужные сведения в системе памяти. Отсюда и вытекал вывод А. Эдриана о том, что информация в мозге храниться "везде" и в то же время "нигде", так как взаимозаменяемость различных мозговых систем делает практически невозможным выделение какого-то одного "центра памяти". Надёжность работы нашего мозга с его "сейфами" памяти чрезвычайно велика. Рассмотрим только один пример, подтверждающих сказанное. У знаменитого французского микробиолога Луи Пастера в расцвете творческих сил произошло кровоизлияние в правую половину головного мозга. Оправившись от болезни, он продолжал работать. О болезни напоминал только небольшой паралич конечностей левой стороны. Умственная способность учёного практически не пострадали, о чем говорят его последние открытия. Можно было бы думать, что кровоизлияние не затронуло большей массы головного мозга. Однако это оказалось не так. После его смерти (а Пастер, перенеся такую тяжёлую болезнь, прожил ещё 27 лет) его мозг был подвергнут исследованию. Обнаружились существенные нарушения височной и теменной области правого полушария. По сути дела, у Пастера функционировала только левая сторона головного мозга. Но и одного полушария оказалось достаточно, чтобы заниматься серьёзной научно-исследовательской работой, делать крупные открытия, прославившие учёного на весь мир. Таким образом, говоря о памяти, мы говорим об одном из самых удивительных и важнейших свойств той высокоорганизованной материи, каковой является мозг. Вскрыть тайны памяти - это, значит, познать основные механизмы действия мозга. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исследование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определённого материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что "было в прошлом". Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы вечно "в положении новорождённого". Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память как психическое явление, будучи частным, случаем всеобщего свойства материи - памяти как сохранения следов, развилась на основе генетической и физиологической ее форм. Отражаемые воздействия реального мира, переживания, мысли и совершенные действия оставляют своеобразные следы, накопление которых памятью лежит в основе опыта, обогащающего самосознание человеком своего "я". Учащемуся память обеспечивает возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством. Память - это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения. 2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ На верный путь нас наведут мысли о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений - ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Мы должны постоянно приспосабливаться к изменениям окружающей среды, однако мы изменяем, своё поведение лишь тогда, когда "овчинка стоит выделки", т. е. когда мы получаем удовлетворение. Заметив, что при каких-то действиях все происходит наилучшим образом, мы их усваиваем и запоминаем, особо не ощущая предпринимаемых усилий. Действительно, работа кажется легкой, если её выполнение приятно, как приятны, скажем, игра в карты или чтение хорошей книги. В основе каждого усилия памяти лежит потребность или интерес. Никто не забывает поесть или пойти на работу, так как без этого не прожить. Вознаграждение в данном случае очевидно и превосходит неудобства. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для концентрации его на том, что желательно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием, и без неё никак нельзя гарантировать сохранение следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна такая работа, совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Последнее условие правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации запоминаемого. Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени. А о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности. Узнавание - это проявление памяти, возникающее при повторении воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. в ходе одновременно протекающего восприятия. Воспроизведение - это проявление памяти, возникающее без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. без одновременно протекающего восприятия. Избирательность памяти зависит от установки - четкой и ясной постановки задачи, конкретизирующей, что нужно запомнить и для чего это необходимо. Если учащийся не убежден в необходимости запоминания определенного материала, активность его памяти будет невысокой, и даже многократные повторения могут оказаться безрезультатными для прочности запоминания. От установки зависит активизация оперативной долговременной памяти. Активность сознания выражается, в частности, в избирательности памяти. Из многообразия и обилия того, с чем сталкивается человек, прежде всего и лучше всего запоминается им именно то, что ему нужно для удовлетворения своих потребностей, что необходимо для решения задач, выдвигаемых его трудовой деятельностью, что имеет для него то или иное значение. Непосредственная (сенсорная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в предшествующее мгновение. Ухудшается редко, так как здесь нет надобности в прочной записи, извлечение информации происходит автоматически и притом почти одновременно с самим восприятием, так что забыть, просто нет времени. Хороший пример использования такого процесса - печатание на пишущей машинке. При чтении текста слово, запомненное лишь на время, необходимое для его воспроизведения на клавиатуре (обычно менее секунды), потом оно забывается, его место занимает следующее слово и т.д. у людей страдающим амнезией, непосредственная память обычно не нарушена, к сожалению, она не может заменить долговременную память. Оперативная (кратковременная) память обеспечивает запоминание информации, необходимой только лишь для выполнения определенного действия. Сохранение информации примерно до 5 секунд. В ней удерживается не более семи элементов, - своего рода камера хранения с семью ячейками. Она действует по принципу картотеки ссылок, с помощью которой можно извлечь подробную информацию. Эти семь ячеек могут содержать себе понятие или идеи, способные в свою очередь пробуждать ассоциации. Содержимое кратковременной памяти сохраняется дольше лишь при непрерывном повторении. Примером тому служит повторное набирание номера телефона, когда вы не можете куда-то дозвониться. Вы должны мысленно повторить номер, пока его не наберёте. Долговременная память длительное время сохраняет следы, которые составляют основу прочных знаний, навыков, умений и привычек. Долговременная память зависит от яркости ощущений, полноты восприятий и интенсивности осмысливания подлежащего запоминанию. После одноразового прослушивания объяснений преподавателя в долговременной памяти учащихся остается в среднем всего лишь 10 процентов содержания прослушанного, после самостоятельного чтения - 30, после активного наблюдения изучаемого процесса - 50, а освоения практическими действиями учащихся - 90 процентов. Это в среднем, конечно. Без долговременной памяти обучение стало бы невозможным. Всякое новое знание в той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш мозг здесь не только прибегает к механическому повторению, как в случае кратковременного запоминания, но стремиться установить связи и интерпретировать новую информацию в свете уже имеющейся старой. Чёткая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и глубоких размышлений. Некоторые люди обладают особым даром удачно организовать элементы информации для их лучшего запоминания, а те, кто к тому же и наблюдателен, легко привлекает воображение для поиска подходящих ассоциаций. Чаще всего это не происходит само собой, однако, этому можно научиться и таким образом улучшить свою память. Наиболее прочно, часто на всю жизнь, запоминается то, что запоминалось в состоянии яркого переживания. Поэтому очень важно при освоении наиболее ответственных производственных действий вызывать у учащихся какие-либо сильные чувства. Лучше запоминаются те части учебного материала, которые воспринимались учащимися в начале и конце урока, лекции, учебного кинофильма или вводного инструктажа. Поэтому важно изучать учебный материал, подлежащий наиболее прочному запоминанию, в начале или в конце занятий, если это не нарушает логического построения содержания учебного материала. Если же выделение главного в начале и конце урока невозможно, то основное содержание следует повторять при подведении итогов изучения темы. Представим механизм в виде цепи со следующими звеньями: Забывание происходит всякий раз при разрыве цепи. При появлении какой-либо вещи, кажущейся нам в данный момент наиболее важной, она всецело захватывает наше внимание, и всё остальное отходит на задний план. Обстоятельства жизни, однако, могут заставить нас выполнить забытое. Забывание - это тоже составная часть функции памяти. Нам приходиться мгновенно забывать многие вещи, чтобы сосредоточить внимание на том, что мы в данный момент собираемся делать. Мы забыли большую часть того, что учили в школе. Однако мы прекрасно владеем теми знаниями, которыми пользуемся ежедневно, например умением читать и считать. Более того, чтобы повысить квалификацию, нам легко вспомнить уже забытые основы знаний, для углубления познания. Обучение будет менее трудным, т. к. мы найдём в своей памяти целую систему знаний. Нам не придётся начинать с нуля, что становиться с возрастом всё труднее. Это, несомненно, лучший довод в пользу хорошего образования: речь идёт о подлинном вкладе в формирование типа памяти, который не так легко изменить под влиянием возраста или происходящих событий - памяти узнавания, позволяющей опознать уже записанную в неё информацию. Однако при беглом знакомстве с предметом она не всегда запечатлевается в памяти на долгий срок. Мы не всегда в состоянии выполнить многие вещи из числа заученных ранее, если их учили только ради немедленного использования, как это бывает при зубрёжке перед экзаменом. Как только надобность в этих знаниях прошла, они исчезают, не оставляя следа. В зависимости оттого, что запоминается, а в дальнейшем - узнается и воспроизводится, различают присущие каждому человеку следующие виды памяти. 3. ВИДЫ ПАМЯТИ Образная память - заключается в запечатлении и последующем воссоздании образа ранее воспринятых объектов. Эти образы называются представлениями. Они никогда не передают с одинаковой четкостью все детали объекта и повторяют в точности образы восприятии. Представление - это мысленная модель реальной деятельности. "Ясное представление движения во всех его подробностях вызывает такое же отчетливое выполнение". [14, с. 191] В зависимости от преобладающих представлений о сохраненном в памяти различают зрительную, слуховую и двигательную память, являющуюся видами образной памяти, а также эмоциональную и словесно-логическую память. Эмоциональная память заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. Смысловая, или словесно-логическая, память заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Проявляется она в двух вариантах: когда в памяти есть лишь основное содержание (смысл) мыслей и когда в памяти сохранено не только основное содержание, но и точная словесная формулировка мыслей (заучивание наизусть). Все упомянутые виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы один от другого. Однако у различных учащихся часто тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти. Тип памяти - это наиболее свойственный данному человеку вид памяти, определяющий его способ запоминания и продуктивность его памяти в целом. Ведь начальный этап процесса памяти - запоминание, от которого зависит конечный результат - возможность воспроизведения или узнавания запомненного материала. Механическое запоминание формируется в результате только многократных, но стереотипных повторений материала. Типичный пример механического запоминания - зубрёжка. Вместе с тем в отдельных случаях механическое запоминание - единственно возможный путь приобретения знаний, например, знания букв. Мнение, что лучше всего запоминается то, что чаще всего повторяется, - неправильно. На самом деле запоминается, прежде всего, то, что связано с трудовыми действиями человека. Чем больше процесс запоминания приближается к мышлению и практической деятельности, тем лучше запоминается материал. Смысловое запоминание (иногда также называемое логическим) характеризуется тем, что при нем ведущее значение имеют процессы мышления. Этот способ запоминания - как бы итог сложной переработки изученного материала, в ходе которой происходит ряд перекрывающих друг друга этапов, показанных на схеме 1. Если основное условие механического запоминания - повторение, то смысловому запоминанию учащегося будет помогать изложение им своими словами сути учебного материала. Запоминание наизусть по смыслу или "дословно" применяется, если необходимо запоминать что-нибудь точно и четко. В этом случае смысловое запоминание сочетается с механическим запоминанием. И наряду с пониманием материала необходимо его неоднократное повторение. Так заучиваются формулировки теоретических положений, определения тех или иных понятий, порядок распределения и переключения внимания при выполнении того или иного производственного действия. При ассоциативном запоминании материал формально "связывается" с чем-либо уже имеющимся. Этот способ произвольного ассоциативного запоминания также называется мнемотехническим. [11, 1962, с. 210-212; 1964, с. 238-240.] Если по наличию или отсутствию мыслительных процессов в ходе запоминания оно различается как смысловое и механическое, то по участию волевого усилия запоминание бывает непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Забывание обычно противопоставляется запоминанию. Но это неверно. Забывание помогает "разгружать" память от многих ненужных деталей и обобщать запомненное, способствуя тем его сохранению. Характерная черта забывания - его неравномерность: начинаясь вскоре после заучивания, оно вначале идет особенно быстрым темпом. Поэтому повторять следует не сразу же после заучивания, когда еще не развилось забывание, но и не тогда, когда заученный материал уже в основном забыт. Предотвратить забывание можно беглым, но своевременным повторением, в то время как для восстановления забытого требуется значительно больший труд. Оценить память учащегося по одному какому-либо ее признаку нельзя. Продуктивность памяти как ее обобщенный эффект определяется рядом ее качеств. Показанных на схеме 2. Готовность памяти - это легкость воспроизведения сведений, необходимых в каждом случае. Чем выше готовность памяти, тем лучше запомненное может быть использовано в практической деятельности. Готовность памяти в сочетании со скоростью и критичностью мышления определяет сообразительность и находчивость. Продуктивность памяти Объём Быстрота Точность Длительность Готовность Готовность памяти формируется тем, что в процессе запоминания уже продумывается, в каких случаях запоминаемый материал сможет пригодиться. Тогда установленная связь "материал - случай" своевременно сработает и в обратном направлении: "случай - материал", в чем и проявится готовность памяти, являющаяся важнейшим компонентом психологической структуры усвоения. Продуктивность памяти - это ее динамичная характеристика. На нее влияют многие причины, среди которых в первую очередь надо указать вид запоминания. Наименее продуктивно механическое запоминание, наиболее продуктивно - смысловое (логическое); их продуктивность относится друг к другу примерно как 1:25. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Обработка информации (стимул - ответ) Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют кодированием. Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул - ответ, в которой стимул - это высший сигнал воспринимаемый нашими органами чувств. Стимул регистрируется, а затем "укладывается" определённым образом в систему следов памяти. В дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учётом ранее записанной информации. Иными словами, всякое впечатление попадает в мозг через органы чувств: мы что-то видим, слышим, ощущаем вкус, обоняем или осязаем. Внешние стимулы постоянно поддерживают нас в состоянии бодрствования. Зная это можно сильно увеличить свои шансы на вспоминание чего-либо; нужно лишь усилить преднамеренно выбранные стимулы, с которыми мы наверняка встретимся, когда нам требуется вспомнить о данном предмете, обстоятельстве и т. п. Система стимул-ответ работает следующим образом: мозг воспринимает некий стимул. Этот стимул регистрируется в памяти, а затем какой-то второй стимул или сигнал приводит в действие механизм извлечения информации о первом. Степень детализации при кодировании Чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она записывается. Глубокая мысль остаётся в памяти гораздо дольше, чем мимолётное или поверхностное суждение. Всякую новую мысль, ещё не подвергнутую углубленной разработке, следует фиксировать письменно: она ещё не вышита в общую ткань наших размышлений, не вписана в некий контекст, а поэтому хрупка и легко может уйти из памяти. Для улучшения обработки новой информации очень важно установить мысленные связи и структурировать новые сведения. Для большей уверенности в запоминании информации чаще всего прибегают к повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, и плоды его ощутимы лишь короткое время, если не пополнить его более сложными мыслительными операциями, оставляющими более глубокие и упорядоченные следы. Этим объясняется, почему дети так легко забывают, то, что они заучили наизусть без подлинного понимания смысла и усматривания связи с реальной жизнью, т. е. глубокого усвоения. Чтобы повергнуть информацию основательной обработке и закодировать её для длительного хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить. Такое развитие ассоциаций, как эмоциональных, так и интеллектуальных, повышает эффективность запоминания. Наряду с этим формирование следов в памяти существенно зависит от настроения и окружающей обстановки. Мы склонны вспоминать что-то пережитое в определённой обстановке, когда попадаем в неё снова. Воспоминание давних времён нередко возбуждают в нас живые эмоции. События, которые нас сильно волновали, оставляют в памяти более глубокий след, чем события нейтрального характера. Каждый из нас окрашивает стимулы, поступающие извне своими эмоциями и культурным контекстом. Память - функция творческая, и наше сознание может принять в ней гораздо больше участия, чем это обычно бывает в действительности. Временные рамки (зависимости и связи) Наша жизнь протекает во временных рамках, и то же самое относится к нашим воспоминаниям. Одни впечатления сохраняются лишь несколько секунд или минут, другие - месяцы и годы. По-видимому, происходит некий процесс отбора, разделяющий то, что предназначено для кратковременного запоминания, и то, что должно храниться в памяти долго. Этот отбор может идти как бессознательно, так и с участием сознания, если мы уделяем особое внимание определённым стимулам и стараемся фиксировать в памяти лишь ту информацию, которая кажется нам особо интересной. Любознательный ум непрерывно размышляет, укрепляя, таким образом, прежние воспоминания с помощью новых ассоциаций. Именно в таком непрерывном отборе сведений состоит наша культура: мы представляем собой то, что выбрали в активный, доступный в любой момент регистр нашей памяти. Наше "Я" - это то, что мы думаем, говорим, делаем, едим и всё это вместе отражает как состояние всей нашей культуры, так и нашу индивидуальность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное состояние проблемы памяти в области, как экспериментирования, так и теоретической интерпретации данных не свободно от влияния предшествующих исследователей, от их успехов и заблуждений. Многие проблемы были поставлены в течение предшествующего века, и некоторая ретроспектива позволяет правильно оценить тенденции развития исследований в области памяти. Естественно, что пути решения проблемы связанны с "духом времени", социальной атмосферой, с уровнем науки вообще, в которой они решаются. Современный уровень науки свидетельствует о том, что сложный многоэтажный психологический процесс, каким является память, не может быть представлен в виде единой какой-то конкретной картины. Всегда следует уточнить, что о каком виде памяти идёт речь - кратковременной или неосознанной, эмоционально положительной или отрицательной, зрительной, слуховой или словесно-логической. Каждая из этих видов памяти имеет свои характерные особенности, которые и будут определять портрет памяти в тот или иной момент её существования. Есть надежда, что комплексный подход к расшифровке тайны памяти позволит в будущем нарисовать её истинный портрет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Вейн А.М., Каменецкая Б.И.. "Память человека". Изд. "Наука", Москва,1973. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. Исследование памяти. Ред. Н.Н. Корж. Москва, 1990. Краткий психологический словарь. Ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Изд. "Феникс", 1998. Коновалов В. "Лекции о памяти". Москва, 1987. Лапп Д. "Улучшаем память - в любом возрасте". Москва, 1993. Лучшие психологические тесты. Ред. Кудряшов А.Ф. Изд. "Петкоком", 1992. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. Макашов В.Я. Анализ готовности студентов к самостоятельной работе// Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1993. Общая психология. Под редакцией проф. А.В. Петровского. Москва, 1976. Платонов К.К. Занимательная психология. Москва, 1962. Платонов К.К., Г.Г. Голубев. Психология. "Высшая школа", 1977. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. т. 10 Хрестоматия по памяти. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М. - Просвещение, 1986. Энциклопедия тестов. Составитель С.А. Касьянов. Изд. "Вече", 1997. 1 14 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|