Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка бизнес-плана строительства АЗС
 Совершенствование организационной структуры управления организации (ООО "Дельта")
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Русский язык и культура речи

реферат

Речевые ошибки учащихся и их предупреждение



СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Словарная работа. 7
Глава 2. Работа над связной речью. 10
Часть 1. Грамматика. 10
Часть 2. Стилистика речи. 12
Часть 3. Развитие устной речи. 18
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
Речевое общение - это важнейший способ контакта, в результате которого мы передаем друг другу свои мысли. В процессе общения мы узнаем какие-то сведения, спрашиваем, отвечаем на вопросы, рассказываем о чем-то, выражаем отношение к происходящим событиям и друг к другу.
В процессе общения обычно участвуют два или несколько собеседников. Беседа может быть однонаправленной (учитель, лектор - одной стороны, класс, группа слушателей - с другой). Собеседники иногда находятся в одном пространстве, но могут быть и далеко друг от друга и не только территориально (Москва - Владивосток), но и по разные стороны канала общения (экран, радиоэфир). Все эти виды общения имеют свою специфику, определяются многими обстоятельствами, но все они жизнеспособны благодаря одному средству общения - языку.
Язык - это средство передачи любой информации: бытовой, общественной, научной; средство обучения; способ эстетического воздействия; основа художественной литературы. Красота и богатство русского языка связаны с основными его качествами: звуковой системой, словарем, грамматическими свойствами, стилевым разнообразием, стилистическими средствами. Для того чтобы уметь пользоваться всеми этими замечательными свойствами языка, их нужно знать.
Речь - один из важнейших показателей уровня общей культуры человека, его общей грамотности. Обучение языку имеет перед собой задачу подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности. Школа должна научить языку правильному и точному, чистому, свободному от излишних заимствований из других языков, вульгаризмов и диалектизмов; выразительному, а потому наиболее действенному, доходчивому. Одновременно необходимо прививать умение свободно, правильно и логически осмысленно читать, а также связно, последовательно и логично излагать собственные мысли.
Речевые навыки - это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, - умение построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно и письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение (на литературную и нелитературную "свободную" тему, сочинения-миниатюры и т.д.), вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты.
Речь непрерывно развивается под влиянием различных условий: языковая среда, активность или пассивность жизненной позиции, чтение книг и т.п. В связи с этим работа по развитию речи состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным и целенаправленным.
Основными компонентами нашей речи являются звук, слово, словосочетание, предложение и сочетание предложений (связный текст). Методика русского языка охватывает все эти стороны комплексно.
Слово, словосочетание и предложение - разноколичественные и разнокачественные компоненты языка, находящиеся между собой в сложных структурно и семантически, но строго регламентированных, нормированных отношениях и служащие для связной речи.
Связная речь, как и отдельное словосочетание - это не механически осуществленное соединение слов, она охватывает все стороны языка. Связной она является потому, что в ней существует внутренняя, логическая связь между ее частями. При этом имеется в виду связь между предложениями, не только рядом стоящими, но и значительно удаленными друг от друга, такими, между которыми связь устанавливается путем многоступенчатых переходов от одного логического умозаключения к другому. Эту науку и должны теоретически и практически усвоить учащиеся.
Связная речь не может быть ни стройной, ни содержательной, ни выразительной, если она не основывается на достаточно богатом словаре и фразеологии учащихся, на навыках пользования разнообразными синтаксическими конструкциями, на умении различать стилистические особенности и оттенки значений разных по построению словосочетаний и предложений, лексических пластов и словообразовательных элементов (приставок, суффиксов) и т.д.
Связная речь является такой формой высказывания, которая предполагает мобилизацию и использование самых разнообразных речевых умений и навыков, ранее приобретенных учащимися, в том числе таких, как орфографически правильная и интонационно выразительная речь при устном высказывании, орфографически и пунктуационно правильно оформленная письменно.
Работа по развитию речи осуществляется в трех направлениях:
1. Обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой (на основании различных упражнений, изложений, сочинений).
2. Овладение нормами русского литературного языка: произношение, образование форм слов, построение словосочетаний и предложений; ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
По своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов:
Лексические и фразеологические;
Грамматико-стилистические (в том числе морфологические и синтаксические);
Ошибки, связанные с построением развернутой связной речи, с ее логико-конструктивными особенностями;
Орфоэпические (причиной которых может быть как влияние среды, так и индивидуальные дефекты речи).
Каждый их этих типов ошибок требует особого внимания и организованного методического подхода к их устранению и предупреждению.
Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим:
1) Влияние среды:
Воздействие на речь конкретного человека местного говора или другого, неродного языка.
Влияние вульгаризмов (жаргон, сленг).
Влияние неряшливой книжной и газетной речи.
Влияние речи педагогов, плохо владеющих нормами литературного языка.
2) Отсутствие речевых навыков в результате невнимания в вопросам развития речи.
3) Индивидуальные дефекты речи, связанные с патологическими отклонениями от нормы в органах речи или с дурной привычкой.
Методика развития речи включает в себя несколько направлений: словарная работа, работа над связной речью, работа над письменными формами - изложение, сочинение. Каждое направление имеет свои принципиальные положения, цели и задачи.
Глава 1. Словарная работа.
Словарная работа, совершенствуя навыки владения языком, обязана:
а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации и в соответствии с различными требованиями разных жанров и стилей;
в) помогать устранению из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления (10).
На занятиях грамматики при объяснении нового материала обычно вводится новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь; перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно все проверяет, все ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроке литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведется в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь учащихся. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь (10).
Словарные ошибки, допускаемые учащимися в употреблении отдельных слов или сочетаний, очень разнообразны. Заключаются они в нарушении норм, принятых в литературном языке для различных лексических пластов или отдельных слов (2).
В литературном языке для каждого слова существуют определенные границы его употребления, каждое слово, помимо основного, может иметь еще некоторое количество других значений (в том числе и переносное), наконец, у каждого слова есть свои возможности (часто довольно ограниченные) сочетаемости с другими словами.
Употребление слова в несвойственном ему значении или в сочетании со словами, с которыми оно не сочетается в литературном языке, замена его диалектным, просторечным или вульгарным, искажение его строения - все это ошибки, подлежащие устранению, а по возможности и предупреждению.
Среди наиболее часто встречающихся словарных ошибок в зависимости от характера и причин, их порождающих, можно выделить ряд основных групп и типов. Это, прежде всего, такие ошибки, как:
1) употребление в качестве равнозначных слов, разных по значению (фрукты и плоды, жаба и лягушка, кто-то и кто-нибудь). Подобное неразличение слов по значению часто объясняется отсутствием конкретных представлений, которые обозначаются такими словами. Для предупреждения подобных ошибок необходимо подробно рассказать о смысловой нагрузке прямого значения каждого из слов и определить правильный контекст употребления;
2) смешение пар слов, внешне сходных между собой, но различных по значению. Эта категория ошибок довольно обширна по количеству и разнообразна по своему характеру: близкий и ближний, лесник и лесничий, дворник и дворянин, дворецкий и дворовый, удивленно и удивительно, наказ и наказание, одеть и надеть, смешной и смешливый;
3) неразличение понятий, сопоставляемых как противоположные: посредственно (посредством) и непосредственно;
4) незнание подлинного значения слова и в связи с этим произвольное его истолкование, а иногда и сближение его со знакомыми словами по принципу народной этимологии;
5) неумелый выбор слов, связанный иногда со смещением исторической перспективы (например, в сочинении о "Песне про купца Калашникова" пишут: "Был выходной день" вместо воскресный день или воскресенье);
6) искусственное, не принятое в литературном языке образование слов (по аналогии с существующими моделями):
а) отглагольных существительных: надутие парусов, отправлятие корабля, топотня ног, суетня;
б) глаголов: не мог предузнать, сочтил это за грех;
7) диалектно-просторечные слова, как формы слов, и выражения: обратно (в значении "опять"), чаевничать (чай пить), сиганул (прыгнул), утопнуть, утоп, утопился (в значении "утонул");
8) незнание того, какие слова по своему значению могут сочетаться между собой, а какие нет: начали устраивать дуэль, вызывает недоразумение, избежал вопроса о докладе;
9) лишние в речи слова (слова-паразиты): значит, ну, взять к этому в строку, так сказать, вот, скажем;
10) штампы речи: в общем и целом, вопрос поставлен ребром, проводить свою линию;
11) тавтологические сочетания слов: "... следовательно, перед нами стоят следующие вопросы...", "изображать образы", "десять человек учеников" (5).
Многие ошибки словарного характера обнаруживаются самими учащимися и без труда исправляются, стоит только обратить их внимание на неудачную в стилистическом отношении фразу и нужное слово для замены может быть найдено ими самими. В других случаях приходится прибегать к дополнительным разъяснениям значения слов, указаниям на их принадлежность к тому или иному стилю и сферу их употребления.
Уяснению значений слов способствуют и такие приемы, как введение их в предложения, придуманные учащимися, введение в синонимические ряды, сопоставление слов с противоположным значением, анализ состава слова (в том числе и этимологический).
Глава 2. Работа над связной речью.
Часть 1. Грамматика.
Под связной речью в широком смысле понимается любая единица речи, характеризующаяся тем, что входящие в нее составные языковые компоненты (слова знаменательные и служебные, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В нем обязательно заключена определенная мысль говорящего. С этой точки зрения и каждое самостоятельное отдельное предложение может рассматриваться как одна из разновидностей связной речи.
В более узком понимании связной речью является только такая речь, которая расчленяется на более или менее значительные части, которая предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой) конструктивной (структурной) связи ее частей. К таким видам связной речи относятся развернутые ответы на вопросы, изложения, сочинения и т.д.
Работа над связной речью должна в первую очередь обучать строить предложения, используя при этом различные конструкции, обучать устным и письменным изложениям и сочинениям (8).
Существенно важным условием успешного усвоения речевых навыков является хорошее знание грамматики. "Невозможно представить себе сознательного отношения к своей речи без понимания ее грамматических основ" (А. М. Пешковский).
Действительно, нельзя предупредить или исправить ошибку в речи, если говорящим не различаются грамматические значения родительного и творительного падежей единственного числа имен собственных существительных женского рода: "у Нины Павловной", "у Зинаиды Николаевной"; дательного и родительного падежей: "у Нине Павловне", "к Нины Павловны"; дательного и творительного падежей: "к Зинаиде Николаевной".
При незнании грамматических свойств предлогов и того, с какими падежами они употребляются, оказываются возможными такие ошибки, как "согласно решения" (родительный падеж вместо дательного); "за меня не беспокойся" (предлог винительного и творительного падежей "за" употреблен вместо конструкции с предложным падежом "обо мне").
Работа по предупреждению речевых ошибок должна быть организованной, целенаправленной, вестись систематически и по плану. Так, например, при изучении прилагательных необходимо учесть нередкие в речи многих учащихся случаи:
а) неправильного образования степеней сравнения: слабже, крутее, молодее, слаже, более крутейший;
б) неправильной постановки ударения в сравнительной степени: красиве(е.
При изучении глагола необходимо иметь в виду:
а) неправильные глагольные образования типа "хочут", "бежат", "ехай";
б) употребление без -ся причастий от возвратных глаголов ("сомневающий человек");
в) видовые образования типа "ложить" - "положить" (класть - положить).
Предупреждение речевых ошибок грамматического порядка возможно при систематическом выполнении следующих упражнений:
конструирование предложений разных типов (при условии реализации самых разнообразных, но изученных грамматических правил);
распространение (в том числе и дописывание) предложений с соблюдением определенных условий грамматического и стилистического характера;
вставка пропущенных слов и словосочетаний (в том числе и таких, которые в конкретном тексте используются как средства изобразительности - эпитетов, метафор;
подбор ряда предложений (придуманных или из текстов изучаемых художественных произведений) на предложенную тему или по демонстрируемой картине;
грамматический разбор с анализом значений (смысла) предложений и состава слов (уяснение значения слова в целом и отдельных его морфем - приставок, суффиксов). (9)
Часть 2. Стилистика речи.
Вопрос формирования навыков пользования различными синтаксическими конструкциями в стилистических целях органично связан с изучением синтаксиса. Успешное изучение синтаксиса и уровень развития речевых навыков взаимно обуславливается. Чем более развиты навыки речи, тем лучше усваиваются многие из синтаксических явлений, и, наоборот, чем глубже знания по синтаксису, тем лучше понимаются стилистические особенности речи (в том числе индивидуальной, авторской), оттенки разных по содержанию, но близких по внешнему выражению предложений.
Таким образом, занятия грамматикой, как и знание грамматических правил и применение их на практике, дают возможность не только повышать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и совершенствовать устную и письменную речь.
Изучение грамматики не ограничивается усвоением определенной суммы грамматических понятий, терминов, правил и определений. Знания только того, как изменяются слова и с помощью каких видов связей сочетаются они в предложении, недостаточно. Необходимо еще знать, в каких случаях можно, а в каких - нельзя применять то или иное правило, как из ряда возможных вариантов выбрать наилучший способ выражения в слове, какими грамматическими конструкциями может быть передано одно и то же содержание. Здесь необходимо определить систему формирования навыков пользования различными синтаксическими конструкциями в стилистических целях, а также о формировании стилистических навыков, так как обязательным условием всякой грамотной связной речи в устной и письменной форме является правильное ее построение с логической и грамматической точек зрения (как в целом так и ее частей - суждений, умозаключений, словосочетаний, предложений).
Признаками хорошего стиля принято считать:
наиболее подходящий для данного конкретного случая, наилучший из ряда возможных вариант отбора слов и синтаксических конструкций для выражения мыслей и чувств говорящего;
соразмерное с действительными потребностями использование выразительных средств языка (образность, эмоциональность), способствующих доходчивости речи до адресата, воздействию на интеллектуальную и эмоциональную сферу восприятия слушателя;
соответствие месту, цели и времени высказывания, в зависимости от чего различаются различные стили - деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный. (5)
Совокупность норм речи и правил пользования ими в соответствии с перечисленными критериями составляет понятие и содержание стилистики. В применении к словарю говорят о лексической стилистике, в применении к словосочетанию и предложению - о грамматической стилистике, в применении к связной речи - о стилях речи в целом. Последние выступают в разных вариантах в зависимости от жанра: описание, отчет, доклад, протокол и т.д.
Вопрос - как лучше говорить и писать (лучше или хуже) - определяется критерием стилистическим, так как в каждом конкретном случае человек строит речь по-разному. Он учитывает обстоятельства, в которых произносится речь (или письменное высказывание), т.е. действует в соответствии с требованиями обстановки. При нарушении этого положения возникают стилистические ошибки, которые классифицируются в следующем порядке:
ошибки в нарушении правил управления и согласования;
неправильное использование в определенных стилистических целях различных синтаксических конструкций и фразеологических оборотов;
неоправданное нарушение порядка слов в предложении (инверсия в формах, не принятых в русском литературном языке);
штампы речи.
Работа над стилистическими ошибками должна вестись параллельно на материале одних и тех же письменных работ, в которых могут встречаться и орфографические, и пунктуационные, и стилистические ошибки.
В речи может быть все правильно с точки зрения грамматической: соблюдены необходимые правила связи слов в предложении, каждое из них находится на своем месте, и, тем не менее, речь может оставаться неясной, непонятной или маловыразительной. Здесь проблема в том, что в языке, кроме грамматических правил, существуют еще особые правила, которые принято называть стилистическими и нарушение которых делает нашу речь несовершенной, бледной или даже двусмысленной.
Совершенствование стилистических навыков речи, его темпы и пределы регулируются и ограничиваются степенью подготовленности и возрастными возможностями человека. В связи с этим условно можно говорить о "языковом возрасте" ученика, разные периоды которого характеризуются степенью овладения им различными сторонами грамматического строя языка.
Так, например, не следует проводить грамматико-стлистические упражнения, состоящие в замене деепричастных оборотов придаточными предложениями, если учащиеся еще не усвоили эти формы. Нецелесообразно также давать упражнения с уточняющими обстоятельствами, определениями, со сложными конструкциями до перехода в старшие классы.
С затруднениями улавливают многие учащиеся стилистико-синтаксические особенности ряда конструкций сложных предложений с многостепенным подчинением. Особенно часто нарушаются правила построения сложных предложений с повторяющимися "что" и "который".
Синтаксическая синонимика в практике речи имеет большое значение и необходимо научить пониманию тех оттенков значений, которые передаются так называемыми "параллельными синтаксическими конструкциями". На практических занятиях это может найти свое выражение:
а) в рассмотрении синтаксических конструкций с точки зрения их стилистических возможностей (например, различные случаи замены одних грамматических конструкций другими, порядок слов в предложении и т.д.);
б) в сопоставлении по признакам сходства и различия параллельных синтаксических конструкций.
Такого рода анализ может сопровождаться следующими упражнениями: сопоставлением и синонимической заменой различных времен глаголов; аналогичными упражнениями в отношении наклонений глаголов; выяснением роли прилагательных как определений простых и художественных (12).
Развитию стилистических навыков способствуют:
сопоставление и различение случаев перехода одной части речи в другую;
сравнение двух или нескольких вариантов одного и того же предложения, но с измененным порядком слов;
сопоставление действительных и страдательных оборотов с указанием на грамматические и стилистические особенности каждого из них (я написал письмо - письмо написано мной);
сопоставление членов простого предложения, выраженных простыми грамматическими средствами. Например: определений, выраженных прилагательным или причастием и существительным в родительном падеже (плотничий инструмент и инструмент плотника); дополнений, выраженных неопределенной формой глагола и существительным в винительном падеже (Коля любил играть во дворе и Коля любил игры во дворе); подлежащих, выраженных неопределенной формой глагола и существительным и т.п.;
сопоставление пар предложений с одними и теми же прилагательными-определениями, когда они бывают то однородными, то неоднородными;
сравнение в грамматическом и стилистическом отношении предложений, например односоставных и двусоставных;
сравнение конструкций с обособлением и без обособления (имеются в виду также причастные и деепричастные обороты в сопоставлении их с соответствующими им придаточными предложениями, членами простого предложения и т.д.;
сравнение конструкций со словами и группами слов, стоящими вне грамматической связи (обобщениями, вводными словами) с конструкциями и без них. При этом указывается и на эмоциональность речи, что связано с различными способами обращения, и на различные способы выражения отношения к тому, что говорится;
сопоставление сложносочиненных предложений с составляющими их простыми предложениями (1. Тучи разошлись, и выглянуло солнце. 2. А) Тучи разошлись; б) выглянуло солнце);
упражнения в замене придаточных синонимическими конструкциями, но с разными союзами и с обязательным указанием на различие в смысловых оттенках таких конструкций;
определение того, какие изменения в смысле и его оттенках происходят в предложении при:
а) замене придаточных причастным оборотом, деепричастным оборотом, отдельными членами предложения (распространенными и нераспространенными);
б) распространении простых предложений в сложные - сложносочиненное или сложноподчиненное;
в) введении в сложные предложения обособленных оборотов и отдельных слов (вводных, обращений, уточняющих обстоятельств и т.д.);
г) замене личного предложения безличным;
д) замене (или сопоставлении) союзных или бессоюзных сложных предложений;
сопоставление разных значений падежей, например, родительного и винительного ("я не ем мясо" и "я не ем мяса");
придумывание ряда предложений с одним и тем же сочетанием, оборотом, словом;
упражнения в употреблении синонимических оборотов и выражений;
упражнения в замене придаточных предложений одним словом или словосочетанием:
а) замена целого выражения одним словом;
б) замена предложений с причастными оборотами предложениями без них и наоборот.
Цель упражнений этого рода - научить производить замены одних синтаксических конструкций другими. Такие же упражнения можно провести и на другом материале (например, замена деепричастных оборотов, замена придаточных предложений деепричастными и причастными оборотами, употребление настоящего времени глаголов в значении будущего и т.д., например, в порядке редактирования текстов сочинений).
Исправление речевых ошибок.
Речевые ошибки в устной и письменной речи отличаются большой устойчивостью. При анализе письменных работ необходимо оценивать их содержание, выразительность языка (словарь, стилистические достоинства), правильность с грамматической точки зрения, грамотность. Надо также иметь в виду, отвечает ли написанное теме, использованы все необходимые факты, достоверны ли они, доказательны ли высказываемые мысли, как использован иллюстративный материал. При этом принимаются во внимание такие недочеты, как случаи неточности, неясности мысли, недоговоренности, пропуск важного, ненужные повторения (10).
Удачная композиция письменной речи предполагает стройность, четкость, логическую последовательность и связь его частей, правильное их соотношение.
Выразительность языка - это умелый, уместный набор наиболее нужных в данной ситуации слов, изобразительных средств, наилучшее использование стилистических возможностей языка (эмоционально-оценочных, образных).
Под правильностью с грамматической точки зрения подразумевается отсутствие случаев нарушения грамматических норм русского литературного языка (правильность построения предложения, согласования, соблюдения порядка слов в предложении, конструкций сложных предложений разных типов, обособленных оборотов, конструкций с прямой и косвенной речью).
Часть 3. Развитие устной речи.
Методика письменной речи разрабатывалась значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. А между тем в практической деятельности человеку устной речью приходится пользоваться значительно чаще, чем письменной. Замечено, что хорошо говорящие, как правило, хорошо излагают мысли и на письме, и наоборот, значительно реже хорошо пишущий и говорит также хорошо. С другой стороны, методический опыт показывает, что многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи. Между тем, устная и письменная речь - это два равноправных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.
При разработке системы упражнений в устной речи необходимо учитывать специфические особенности этого вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.
Письменная же речь по своей конструкции отличатся от устной большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, "вольностей" стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.
В отличие от письменной устная речь обладает рядом таких признаков, как интонационная выразительность, интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.
Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Для предупреждения ошибок в устной речи необходимы следующие способы обучения:
развитие обостренного и направленного определенным образом слуха, способного улавливать различия между разными, но иногда довольно близкими по качеству и по способу образования звуками;
умение фиксировать внимание на звуках и их сочетаниях, "опасных" с точки зрения возможности ошибочного их произношения;
способность быстро улавливать звуки и их сочетания в слове (а это связано с умением быстро производить фонетический анализ слова и быстро выделять в сознании нужные в каждом данном случае звуки);
умение слышать себя и других, отмечая в своей речи те или иные особенности произношения отдельных звуков;
умение управлять собой, дисциплинировать внимание, чтобы вовремя затормозить речь и не допустить ошибки (10).
Из общих мероприятий, направленных на успешное овладение навыками литературного произношения, являются следующие:
систематическое ознакомление с нормами литературного произношения;
ознакомление на конкретных примерах живой речи с ее особенностями, отклонениями в ней (в произношении, грамматических формах, словаре) от того, что принято в литературном языке;
элементарные занятия по фонетике: фонетический разбор, сопровождающийся анализом образования звуков, сравнением артикуляций, характеристикой работы органов речи (при дефектах речи - картавость, сладкоязычие);
анализ текстов с точки зрения их произношения и правописания (соотношения звука и буквы);
проведение занятий, посвященных обучению произношению (хоровое чтение, скандирование, чтение со скандированием, повторное чтение в несколько приемов);
постоянное наблюдение за речью во внеучебное время;
устные сочинения и изложения на специально подобранные темы с прямой речью, речью диалогической и монологической, "устное рисование";
стимулирование устных выступлений с последующим индивидуальным анализом речи (5).
Кроме того, необходимо не упустить следующие возможности:
1) при прохождении курса грамматики уделять больше времени тем разделам, изучение которых может способствовать преодолению ошибок в речи;
2) увеличить количество упражнений, связанных с правильным употреблением ударения поскольку именно в постановке ударения особенно часто допускаются ошибки;
3) использовать технические средства обучения - радио, телевидение, аудиотексты.
Заключение
Вопросы содержания работы по развитию связной речи находятся в постоянном исследовании. Для совершенствования обучения необходимо углубленное изучение коммуникативного значения жанров литературы, изучение каждого из умений связной речи, их элементов (компонентов), изучение вопроса их формирования.
Вопрос о значении системы в обучении никогда не был дискуссионным. При этом под системой, как правило, понимается регулярная (а не эпизодическая) работа над различными аспектами речи учащихся. Современный уровень педагогической науки позволяет уточнять понятие методической системы. Для этого требуется вычленить составляющие ее элементы, проанализировать их взаимосвязь и выдвинуть определенные ведущие принципы.
Классификацию речевых ошибок и способов их предупреждения проводят А. В. Текучев ("Методика русского языка в средней школе"), Д.Н. Шмелев ("Современный русский язык. Лексика"), Е.А. Баринова ("Методика русского языка"). Оптимальные приемы практических работ со словарным составом, связной речью (устной и письменной) имеются в сборнике "Практические занятия по современному русскому зыку" (сост. О.Л. Ермакова), в пособии для подготовительных отделений вузов "Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование" (автор М.А. Петрова), сборниках В.В. Одинцовой, Н.М. Шанского и других. Анализ особенностей культуры общения, пути развития умения использовать знания языка и его возможностей для того, чтобы правильно выражать свои мысли, не допускать речевых ошибок, овладеть правилами этикета и стилистическими приемами, а также практические рекомендации по определению причин речевых ошибок и путях их преодоления, по способам организации разных типов устной и письменной речи, по совершенствованию навыков общения определяются в работе Г.Г. Полищук "Пойми меня правильно" и других.
Анализируя методы подхода к комплексу приемов работы по развитию речи, предупреждению и исправлению ошибок, можно выделить следующие принципы:
Последовательная отработка отдельных умений.
Формирование осмысленных умений.
Сочетание работы по формированию таких умений, как умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал к высказыванию, совершенствовать написанное с работой над определенными композиционными формами высказываний.
Проведение высказываний самостоятельного характера на всех этапах обучения.
Реализация связей между отдельными элементами системы.
Реализация этих связей предполагает опору на полученные учениками знания, умения и навыки их развитие с учетом перспектив в работе по совершенствованию связной речи.
Список литературы
Баринова Е.А. Методика русского языка. Учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы педагогических институтов. М., Просвещение, 1974.
Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов М., Просвещение, 1983.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., Знание, 1976.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся старших классов. М., Просвещение, 1976.
Основы методики русского языка в 4-8 классах. Пособие для учителя/ под ред. А. В. Текучева и др. - 2 издание, переработанное. М., Просвещение, 1983. (Библиотека учителя русского языка)
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1980. (Библиотека учителя русского языка)
Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Учебное пособие для подготовительных отделений гуманитарных вузов. М., Высшая школа, 1983.
Полищук Г.Г. Русский язык и культура общения. Пойми меня правильно... Научно-популярное издание. Саратов, Изд. "Слово" 1998.
Практические занятия по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература" / Сост. О.П. Ермакова - М., Просвещение, 1985.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., переработанное. Для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература", М., Просвещение, 1980
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. М., Просвещение, 1986 (Мир знаний)
Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Русский язык и литература", М., Просвещение, 1977
Шоцкая Л.И. Сборник упражнений по истории русского литературного языка. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 "Русский язык и литература", М., Просвещение, 1983

2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Оптико-электронные приборы и системы
 Защита права собственности на селекционные достижения
Ваши отзывы
Краткий обзор наиболее многообещающих MMO игрушек текущего года В данной публикации мы кратко опишем для вас пару самых популярных и новых MMO игр от ведущих игровых студий нашей планеты например про мморпг онлайн игры , чтобы вы смогли выбрать игрушку по-нраву, которая будет помогать вам приятно проводить не один скучный зимний вечерок. Обзоры и все о новинках игр ММО на сайте - mmostrike.ru
Donaldpussy

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.