|
|
Психоанализ, основные этапы, обзор историиИстория психоаналитического движения. Что такое психоанализ? Психоанализ - учение, созданное Зигмундом Фрейдом. Это система идей и методов интерпретации содержания сновидений, ошибок, описок, обмолвок и разнообразных случаев забывания, связанных с бессознательным или неосознаваемыми влечениями человека. В теоретическом плане психоанализ включает в себя систему гипотез, объясняющих природу, роль бессознательного в жизни человека в развитии человеческой цивилизации. В практическом плане психоанализ содержит средства диагностики и лечения ряда психических заболеваний. Основные этапы становления психоаналитической теории и клинической практики; их отличительные черты. Значение П.А. было первоначально чисто терапевтическим, он хотел создать новое действенное лечение невротических заболеваний. Затем он стал претендовать на то, что он вообще перевел наше понимание душевной жизни на новый базис, и потому важен для всех научных областей, основанных на психологии. После 10 лет полного пренебрежения он стал вдруг предметом всеобщего интереса, вызвал бурю негодующего отрицания. Медики воспитаны в духе исключительной оценки анатомических, физических, химических моментов. Они сомневаются, что психические факторы вообще допускают точное научное толкование. Даже психиатры, описывая душевные феномены, привязывали их к соматическим, анатомическим и химическим расстройствам. Обзор истории психоаналитического движения. Фрейд пишет свою первую научную статью и знакомится с Йозефом Врейером. Фрейд как молодой врач сталкивается со знаменитым психиатром Шарко с распространенной тогда болезнью - истерией и знакомится с гипнозом как методом исследования и лечения. Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков. Решение загадки истерии. Открытие совершенно новой области знания - психологической. Естественнонаучная сторона: Фрейд разъяснил истерические симптомы, уподобив их физиологическим процессам. Естественнонаучная сторона этого направления психологического познания уходит корнями в физику и физиологию. Фрейдовский герменевтический аспект направление на понимание объекта научного изучения, произведения искусства или человека и его проблем. Группа первых психоаналитиков. Фрейд, Шарко, Брейер, Вильгельм Флисс. Основание "Психологического общества по средам" профессора Фрейда. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг. Альфред Адлер выдвинул понятие "органической неполноценности", которая возникает как следствие компенсации "неполноценных" функций. Адлера особенно интересовала проблема агрессивного поведения людей, которой Фрейд пренебрегал. Вильгельм Штекель, его работы по нервозным состояниям страха и их лечению, онанизму и гомосексуализму, фригидности, импотенции, психосексуальному инфантилизму, импульсивным действиям, фетишизму, садизму, мазохизму, а также по неврозам навязчивых состояний. Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Он был не согласен с чрезмерным акцентом на сексуальность как на причину неврозов, и разработал свою собственную теорию либидо. Интересы Юнга в первую очередь относились к архетипам, символам сновидений, духовным проблемам современности, существованию души и образам бессознательного. Этапы становления психоанализа гипноз; метод свободных ассоциаций. Психоаналитическая теория инстинктов Внутренним содержимым ствола психоанализа являются теория инстинктов и психоаналитическая теория сексуальности. Сообразно с этим поведение людей определяется важнейшими сексуальными мотивами. К психоаналитической теории инстинктов относится гипотеза, что сексуальность впервые возникает не в период полового созревания, а намного раньше, в детском возрасте, в чем может удостовериться любой незастенчивый наблюдатель. Борьба между теорией травм и теорией инстинктов Неприятные, болезненные переживания, вытесняются, тогда как связанные с ними аффекты не находят себе выражения, продолжают бессознательно развиваться и приводят к попыткам опосредованно покончить с невыносимым мучением и, как следствие,- к невротическим нарушениям. В теории травмы особую роль играют внешняя травма и сопровождающий ее внутренний психологический шок, в теории инстинктов доминируют внутренние мотивы. С теорией инстинктов связано и противоборство сексуальной теории психоанализа с гораздо менее дифференцированной теорией агрессивности. "Травматические неврозы" - неврозы, возвращающих к травмам, к душевным ранам. Раны эти действуют столь болезненно, что ребенок чувствует себя уязвленным в своем самоуважении и, как следствие, развивает "нарциссический невроз", т. е. невроз, характеризующийся болезненной самооценкой. В связи с подключением к психоанализу Анны Фрейд и ее возросшей продуктивностью главным предметом изучения все чаще оказывалась та инстанция психики, которая отвечает за переработку конфликтов. Еще одна существенная часть ствола психоанализа - теория отношений. К стволу психоанализа несомненно следует добавить достижения Сандора Ференци в области психоаналитической теории с ориентацией на теорию травмы. Развитая Эриком Гомбургером Эриксоном психоаналитическая теория идентичности - следующая крупная ветвь дерева психоаналитического познания. Следующая ветвь принесла плоды, в которых можно узнать идеи Рене Спица. Исходя из нескольких проницательных соображений и тщательно организованных наблюдений за детьми (и обезьянами), он написал "Возникновение первых отношений", "Нет и да" (1957) и "От младенца к маленькому ребенку" (1956) - работы, в которых в психологической перспективе отметил огромную роль отношений мать-ребенок, подчеркнув (вслед за Анной Фрейд) их основополагающий характер для первого года жизни. Следующая ветвь дерева психоаналитического познания - работы Дональда Винникота. Отто Ф. Кернберг и современная теория отношений, Гейнц Когут с психологией самости и многие другие. Разбираемая книга как манифест тайного комитета психоанализа и ее актуальность для возрождающегося российского аналитического сообщества. Для возрождающегося в нашей стране психоанализа любые сведения об истории этого движения будут незаменимыми и очень важными. Первые потери и разочарования Фрейда, когда он разошелся во взглядах со своими бывшими учениками, могут быть поняты и осознаны по-настоящему, если причины этих разочарований будут осмыслены самостоятельно. А для этого необходимо изучить мнения и утверждения всех участников конфликта. Стало быть эта книга - точка зрения самого Фрейда, т.е. первая сторона. Работа Фрейда может рассматриваться как манифест тайного комитета уже только по той особенности, как, например, стиль изложения фактов - чувствуется некоторая обида, особенно в тех частях, где говорится об Адлере или Юнге, тон "заговорщика": "... он переменил рукоятку и всадил в нее новый клинок...", "... то новое учения, которое претендует занять место психоанализа, означает отречение от анализа и отпадение от него..." и т.п. З. Фрейд о личностных и концептуальных корнях сопротивления психоанализу. Противники П.А. упрекают его в "пансексуализме", хотя П.А. учение о влечениях всегда было строго дуалистическим, и никогда не упускало случая отметить наряду с сексуальным влечением наличие других влечений. Общество поддерживает состояние культурного лицемерия, П.А. скрывает слабость этой системы и призывает к изменению ее. Он предлагает ослабить страсть вытеснения влечений и отвести вместо этого больше места правдивости. П.А. положил конец сказке о асексуальном детстве, и якобы оскорбил индивида своим учением о влечениях. П.А. Фрейд называет психологическим ударом, подобно биологическому удару (учение Дарвина) и космологическому, нанесенным Коперником). Обучаемый психоанализу как пациент. Проблемы самооанализа. Поначалу мы учимся психоанализу на самих себе, изучая себя. Однако на этом пути мы сталкивается с препятствиями. Серьезно продвинуться вперед можно лишь с помощью опытного психоаналитика. Самоанализ - особая форма сопротивления психоанализу, связанная с потаканием нарциссизму и устранением главной причины лечения - трансфера. Ни один психоаналитик не может продвинуться далее, чем ему позволят собственные комплексы и внутреннее сопротивление. Вот почему он должен начать свою деятельность с самоанализа и продолжать его уже в процессе работы с пациентами. "Психоанализ проявляет худшие стороны человека": так ли это, а если так, то почему? Многое зависит от фазы развития либидо в детстве, от того, удовлетворялись ли инстинкты или имела место фрустрация, были ли случаи подавления своей бессознательной агрессивности, как бессознательные механизмы воздействовали на структуру эго и от много другого. Поэтому при психоаналитическом лечении могут открываться разные стороны человека, и хорошие, и плохие. По этому поводу был спор Юнга и Фрейда, т.к. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что "...не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным..". Фрейдовская оценка "мародеров психоанализа" (аналитической психологии К.Г. Юнга и индивидуальной психологии А.Адлера) сточки зрения признания ими основных отличительных черт классического психоанализа. "Теория Адлера с самого начала была системой, чего психоанализ старательно избегал", "...упускает из виду, что "Я" множество раз поневоле борется с нежелательным, навязанным симптомом, пользуясь страхом, ... не нужно внушать, что все перемены совершаются только по его ("Я") команде. Адлер "...почерпнул психоаналитическое знание из различных источников, заменил номенклатуру и объявил своей собственностью". Часть учения Адлера "... перетолковывание и искажение неудобных аналитических фактов, содержит то, что окончательно отмежевывает от анализа нынешнюю индивидуальную психологию" и пр. Реплики про Юнга: "Я и не подозревал тогда, как неудачен был этот выбор при всех его выгодах, он упал на человека, который, не будучи способным подчиняться чьему бы то ни было авторитету, меньше всего мог сам стать авторитетом и энергия которого ушла на беспощадное преследование своих же собственных интересов" по поводу того, что до этого Фрейд хотел сделать Юнга своим преемником. По поводу ведения Юнгом четвертого конгресса в Мюнхене в 1913 году: " ...Юнг вел его недостойным и некорректным образом, докладчики были ограничены во времени, прения превзошли по времени сами доклады. Злой дух свил себе по иронии судьбы гнездо в том же самом доме, где аналитики вели свои заседания..." и т.д. "Психоанализ - не почва для дискуссий": что это значит? Если изначальной целью психоанализа было открытие новых способов лечения человека (неврозов), которые были отличны от традиционных способов медицины, и если мы видим очевидные успехи лечения при помощи новых методов, то здесь не должно быть споров. Здесь важно находить оптимальные пути для каждого отдельного человека с его индивидуальным набором душевных качеств для правильного понимания и рационального лечения. Ссылаясь на слова Фрейда, отметим, что "анализ предполагает согласие анализируемого и подчинение его авторитету аналитика. Анализ не может стать аргументом в дискуссии. Всякая возможность составить себе убеждение для беспристрастного третьего лица будет исключена". Проблема исторической изменчивости модели невротичности и пределы концептуальных и клинических новаций в современном психоанализе. 1915 год. Актуальные неврозы Психоневрозы: трансферентные нарциссические 1924 год. Актуальные неврозы Неврозы+нарциссические неврозы+психозы Современная классификация Неврозы Психозы: психосоматического маниакально- паранойя расстройства депрессионные состояния шизофрения В наши дни достигнуто значительное согласие по поводу клинической классификации невротических синдромов, выявление так называемых "пограничных случаев" современными клиницистами свидетельствует о том, что невроз стал четко очерченной категорией. П.А. чаще всего использует те клинические разграничения, с которыми согласны большинство психиатрических школ. Клиническая картина невроза характеризуется: а) невротическими симптомами б) невротическим характером Я. Обречен ли психоанализ на перманентные расколы и раздоры, либо же настала пора объединиться? Опишите возможные принципы подобного объединения. Суть психоанализа такова, что он обретает себя только через перманентную уникальность индивидуального открытия, а значит просто обязан быть в постоянном конфликте со своей собственной альма матер. На сегодняшний день существует Российская Психотерапевтическая Ассоциация, Профессиональная Психотерапевтическая Лига, несколько психиатрических обществ, Национальная Федерация Психоанализа и еще не менее десятка различных организаций только Всероссийского уровня (а региональных - сотни). Их так много отчасти потому, что с одной стороны, существуют разные точки зрения практически по всем вопросам; потому что формирование концептуальных представлений о развитии психотерапии в России и общих точек зрения идет достаточно несинхронно; и идет абсолютно естественная борьба за персональное лидерство, и, к нашему счастью, - у лидеров различных профессиональных объединений и различных профессиональных ориентации хватает доброй воли для поддержания коллегиальных и кооперативных отношений. Главным принципом объединения любых контр-сторон может выступить принцип взаимопонимания и сотрудничества, принцип принятия чужой точки зрения как имеющую право на существование вне зависимости от субъективных причин. Объединение между глубинной психологией с одной стороны, индивидуальной и аналитической психологией с другой, видится как очень непростой процесс. Это разные ветви психологии, и они не совместимы, хотя друг друга обогащают. Психотерапия пока слишком молодая специальность. И пока еще очень несамостоятельная. Причин для этого много. Здесь можно упомянуть и достаточно жесткий прессинг матери-психиатрии, которая очень болезненно реагирует на попытки сепарации. А с другой стороны, присутствует (отчасти - закономерное, а отчасти - инфантильное) желание юной психотерапии разрушить все действующие каноны, родительские запреты и ограничения. В условиях весьма скудной правовой базы это грозит нам опасностью своеобразной психотерапевтической анархии. Анархии мало отличимой от того, что мы имеем в так называемой "альтернативной волне" - магов, экстрасенсов, колдунов и т. д. Конкуренция с ней - это особый и отдельный вопрос, который требует отдельного обсуждения. Но в любом случае - нам нужен активно действующий межведомственный (и весьма авторитетный) совет по психотерапии и медицинской психологии. Другая проблема - нехватка специалистов. От 60 до 80 и даже 90% ставок психотерапевтов обеспечиваются по совместительству. Это исходно и ежедневно дискредитирует психотерапию. Психотерапевтом нельзя быть по совместительству. Специалист, который (даже при наличии психотерапевтической подготовки) не работает ежедневно как психотерапевт как минимум 6-8 часов, утрачивает навыки. Психотерапевтами могут быть не все, так же как не все, кого учили петь, способны к сценическому вокалу. Да, есть и все более углубляются общенаучные принципы психотерапии, но она была и остается искусством. Проблема видится в профессиональной дискриминации психологов. С одной стороны, действующими приказами им предписывается получить почти такую же обще-психиатрическую и психотерапевтическую подготовку, как врачу (и они согласны на это), но неписаными правилами - они допускаются к обучению в интернатуре и к работе с пациентами лишь в порядке некоего исключения. Хотя мы знаем, что в психотерапевтической практике существует огромное количество случаев и проблем, не имеющих никакого отношения к психиатрии. Сертификат, получаемый выпускником интернатуры или даже ординатуры по психотерапии можно назвать сертификатом "ознакомления с перечнем существующих психотерапий", но никак не сертификатом специалиста. Здесь довлеют традиционно медицинские подходы, но они мало применимы к проблеме психического. Нельзя лечить пациента всеми методами "психотерапий" сразу. Образное сравнение: нельзя одновременно петь басом и колоратурным сопрано, нельзя двигаться одновременно в двух направлениях, а любая психотерапия - это динамический процесс, в котором есть цель и вектор движения. То, что сейчас преподается в интернатуре и на циклах усовершенствования, - это, по сути, ознакомительный курс. И после него должны быть узкие специализации и сертификация именно в этих узких рамках (отдельно - по директивной психотерапии, когнитивной, психоаналитической и т.д.). Естественно, для этого понадобятся годы, пока сформируются школы, суперви-зорские советы по конкретным специализациям и выработаются принципы сертификации по конкретным направлениям. Нельзя копировать Запад, не учитывая наших реалий. Например, мы берем за основу построения нашей психотерапии то немецкую, то австрийскую модель, забывая, что в основе этих моделей лежит один очень важный принцип - так называемые больничные кассы, то есть, вопросы финансирования и конкуренции за эти источники финансирования. Нельзя копировать методы подготовки специалистов только по принципу времени обучения. Психотерапия должна стремиться стать не только самостоятельной, но и полностью хозрасчетной специальностью. Без этого фактора ежедневной и ежечасной материальной заинтересованности в результатах своего труда мы не преодолеем период полупрофессионализма. 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|