Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление ликвидностью (на примере АКБ "Би-Си-Ди Банк")
 Проектирование системы управления персоналом на предприятии "Элекс-ком"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Теория государства и права

курсовая работа

Правомерное поведение и правонарушения



Содержание
Введение................................................................................3
Глава 1.Правомерное поведение как основная форма поведения субъектов
права. Его мотивы и разновидности........................................... 6
Глава 2. Понятия, признаки и виды правонарушения................................11
Глава 3. Юридический состав правонарушения.......................................16
Глава 4. Юридическая ответственность................................................ 19
Глава 5.Обстоятельства исключающие противоправность деяния. Причины
правонарушений и пути их устранения.......................................23
Заключение.................. .........................................................26
Литература..................... ......................................................27
Введение
Проблема ответственности, не взирая на многочисленные усилия почти всех наук - от философии до права, исследовать этот феномен, продолжает привлекать всеобщее внимание теоретиков, отчетливо сознающих социальное неблагополучие во всех сферах общественных отношений, регулируемых с помощью ответственности.
Ответственность как многомерный, полиструктурный многосущностный социальный феномен и непременный атрибут общественных отношений, его регулятор на всех стадиях существования общества исследуется различными отраслями наук, естественно главным образом, в рамках предмета каждой науки.
Понятие юридической ответственности - явление, непосредственно связанное с нормативностью права. Из нормативности, коренного свойства права, следует несколько свойств характеризующих юридическую ответственность. Прежде всего, это способность регулировать определенные типы общественных отношений. Кроме того, нормативность всегда несет в себе обязательность и принуждение, навязанное определенной нормой эталона поведения, применительно к правовому нормированию - государственного принуждения.
Право способно определять границы необходимого поведения субъекта права, но, как правило, оговаривается запрещенное поведение, оговаривается запрещенное поведение, что непосредственно связано с понятием неправомерного (противоправного) поведения и правонарушения.
В теории права является общепризнанным тезис о том, что правонарушение (уголовное, гражданское административное и т. п.) есть результат неправомерного, виновного деяния людей (государственных или общественных организаций), достигших указанного законом возраста к дееспособности.
По поводу соотношения правонарушения и неправомерного деяния преобладающим является мнение, согласно которому противозаконными (неправомерными) являются не только все правонарушения, но и вообще объективно противоправные деяния независимо от вины. В этом случае из неправомерных, противоправных действий лишь совершенное умышленно или по неосторожности (виновные) являются правонарушениями.
Поскольку юридическую ответственность сторонники этой позиции связывают с правонарушениями, то главной трудностью является юридическое обоснование случаев "без виновной" ответственности.
Взгляд на все неправомерные деяния как на правонарушения порождает еще большие трудности, связанные с тем, что нарушение нормы должно иметь юридические последствия и что юридические последствия есть ничто иное, как юридическая ответственность.
Критика этого положения ведется по принципу доказательства от обратного. Поскольку подавляющее большинство внешне противоправных деяний не влечет по советскому закону ответственности, их нельзя назвать правонарушениями, т.к. правонарушение не может быть без юридической ответственности1.
Таким образом, господствующим является взгляд, согласно которому правонарушениями являются лишь те противоправные (неправомерные) деяния, которые совершаются дееспособными, достигшими определенного законом возраста лицами, совершающие эти деяния умышленно, либо по неосторожности (виновно), если за это деяние установлены юридические санкции.
Как представляется, юридическая ответственность должна наступать, и наступает не только за правонарушения в приведенном понимании. В узком, "криминологическом" понимании ее толкования видно стремление связать ответственность только с правонарушениями. Но существует и другая сторона проблемы - это границы противоправности, т.е. на сколько широки рамки тех действий, которые могут быть отнесены к противоправным. Данный вопрос так же обсуждается в литературе.
Необходимо учитывать сложность ограничения права от обязанности, содержащихся в правовой норме - сложность, которая во многом определяется неоднозначностью регулируемых общественных положений. И основным признаком противоправности деяния следует все - таки считать не выполнение юридической обязанности, с учетом сложности, а иногда условности ограничения права от обязанности. Противоправность тесно связана с понятием "запрещенности правом"2.
Диалектика этих правовых явлений предполагает, что категория юридической ответственности взаимодействует с точки зрения нормативного права по схеме: правомерное поведение - правонарушение - ответственность3.
С этих позиций не вызывает сомнений ответственность ни за злоупотребление правом ни за объективно противоправные деяния.
1. Правомерное поведение как основная форма поведения субъектов права. Его мотивы и разновидность.
Правомерное поведение составляет основную, наиболее значительную часть действий и поступков граждан правового государства.
Правомерное поведение - это такое поведение людей, которое соответствует предписанием правовых норм. В нем реализуется свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности. Действия граждан, должностных лиц, государственных, общественных и частных организаций - всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным в нормах права дозволениям или обязываниям (субъективным правам и обязанностям).
Правомерное поведение представляет собой общественно необходимое и общественно полезное явление, считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует его благополучию и развитию. Поведение, согласованное с правовыми предписаниями, обеспечивает не только свободу, но и соответствующую ей организованность общественных отношений, их подчиненность предписанному правом порядку.
В основе правомерного поведения людей лежит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, их отчетность перед обществом и государством за свои поступки, что основано на социальной зрелости и юридической грамотности личности.
Правовое государство в своей деятельности стремится к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом.
Многочисленные связи и отношения между людьми и их коллективами, существующие в обществе, складываются на основе двух разновидностей человеческого поведения - юридически значимого, предусмотренного нормами права, и безразличного сточки зрения права, обусловленного существованием иных социальных норм.
Есть все основания считать юридически значимое поведение в обществе определяющим, так как право регулирует коренные общественные отношения, самые существенные среди иных. Только с юридически значимым поведением связывается возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, которые, в свою очередь, определяют облик всей системы общественных отношений, уровень законности и правопорядка.
Юридически значимое поведение разделяется на правомерное и неправомерное (правонарушение). Правовые нарушения всегда рассматриваются как аномалия, как исключение Закономерностью общественного развития является утверждение правомерного поведения во всех сферах государственной и общественной жизни. Несмотря на имеющие место отклонения от норм права, даже на возрастание в отдельные периоды времени правонарушений, и в том числе преступности, господствующим остается правомерное поведение как непременный атрибут успешного функционирования всех структур общества.
Правомерное поведение характеризуется рядом присущих ему признаков.
Во-первых, оно должно быть в сфере правомерного регулирования и соответствовать установленным правовым предписаниям. Если совершается, какое - то действие положительного или отрицательного значения, но не предусмотренное нормами права, то оно не подлежит оценке с позиций правомерного либо неправомерного. Такие характеристики к нему не применимы, так оно находится в иной сфере регулирования и может быть оценено лишь с позиций иных социальных норм как полезное или вредное, желательное или нежелательное. Если действие предусмотрено нормами права, тогда к нему предъявляется еще одно требование - быть правомерным, не противоречить правовым установкам. Правомерное поведение, следовательно, охвачено правом и соответствует его параметрам.
Во-вторых, правомерное поведение - это социально полезное поведение, совершаемое в интересах большинства членов общества. Посредством правомерного поведения происходит претворение права в жизнь, его реализация, достижение предусмотренных им целей. Каких-либо иных способов реализации права не бывает. Правомерное поведение опосредствует все важнейшие социальные связи, влияет на формирование характера и уровня экономических, политических и социально-культурных отношений; им непосредственно определяется состояние законности и правопорядка.
Различают две разновидности социально полезного поведения, обусловленные характером правовых предписаний, социально необходимое (должное) и социально допустимое (возможное). Должное поведение опосредствуется обязывающими и запрещающими нормами права, возможное - управомочивающими. Если законодательство соответствует праву, должное поведение всегда будет социально полезным, отвечающим интересам общества. Возможное поведение не обязательно дает социально полезные результаты, оно, по крайней мере, не должно быть вредным. Однако даже из этого правила бывают исключения. Так, например, уголовное законодательство допускает необходимую оборону, считает правомерной крайнюю необходимость, хотя в обоих случаях причиняется вред либо посягающему, либо иным субъектам. Важно, чтобы при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, и чтобы причиненный вред был менее значительным, чем предотвращенный4.
Виды правомерного поведения зависят также от форм реализации права. Тогда правомерное поведение будет рассматриваться как соблюдение, использование, исполнение либо применение норм права. Акты правомерного поведения, связанные с соблюдением права, не поражают никаких правовых отношений и поэтому в этом варианте обоснованно утверждение о реализации права вне правовых отношений. Использование, исполнение и применение норм права осуществляется лишь в рамках правовых отношений и предполагает совершение определенных юридических фактов. Таким образом, в подавляющем большинстве сам акт правомерного поведения выступает в качестве конкретного юридического факта, за которым следует предусмотренное нормами права развитие общественных отношений.
Правомерное поведение может быть как действием, так и бездействием. Например, гражданин в соответствии с нормами конституционного права принимает участие в выборах, референдумах, сходках и т.п. Его поведение предусмотрено Конституцией страны, иными социальными законами и поэтому рассматривается как правомерное. Но если отдельные граждане в силу тех или иных причин не желают принимать участие в аналогичных мероприятиях, их поведение также является правомерным, поскольку нормами права не предусмотрено иное, хотя такое бездействие и не является социально полезным, так как может способствовать срыву, например, дорогостоящего референдума.
Правомерное поведение классифицируется по волевому признаку - мотивам внутреннего, психологического побуждения субъектов.
Первым и особо значимым видом правомерного поведения является поведение, основанное на глубоко осознанном убеждении субъекта в правильности и справедливости предъявляемого предписания и необходимости его выполнения. Граждане выполняют нормы права, отвечающие потребностям общественного развития, многосторонним интересам общества и его отдельных индивидов. Любое государство желает, чтобы такое поведение его граждан было господствующим, и в идеале оно возможно, если государство следует праву, не навязывает обществу правил, которые не могут быть ими восприняты. В ином же случае оно не может рассчитывать на добровольное и сознательное выполнение норм права всеми членами общества.
Второй вид правомерного поведения - это поведение, основанное на следовании нормам права, но без их глубокого и всестороннего осознания. Здесь субъект выполняет правовые установки, но уже не потому, что одобряет их, глубоко уверен в их правильности. Подобные вопросы его либо вообще не интересуют, либо он имеет собственную оценку данных правовых норм, не совпадающую с общепринятой. Но, тем не менее, субъект следует нормам права, не допускает их нарушения, чтобы не выделяться среди других людей, поступать "как все". Очевидно, что побудительные мотивы подобного правомерного поведения не достигают уровня, отмеченного в первом случае, но само поведение от этого не теряет своей социальной ценности. В литературе такое поведение называют конформистским в связи с тем, что интересы отдельных индивидов либо социальных групп подчиняются утвердившимся в обществе образцам, а отступление от них считается противоправным и осуждается нравственно. Например, своевременный выход на работу и уход с работы. Нет надобности доказывать, что не все граждане осознанно выполняют правила внутреннего трудового распорядка, стремятся к достижению высоких показателей и эффективности производства. Многие из них задолго до установленного времени мечтают об окончании работы, но не бросают ее, так как этого не делают и другие.
Третий вид правомерного поведения - это поведение, совершаемое под воздействием возможности применения государственного принуждения, из-за боязни юридического наказания. Не исключена возможность, что отдельные граждане не отдавали бы предпочтения правомерному поведению, если бы твердо были уверены в своей безнаказанности, в том, что их неправомерное поведение не станет достоянием гласности, и они не будут привлечены к юридической ответственности. Наличие правовых санкций само по себе уже оказывает положительное влияние на выбор правомерного вида поведения даже теми субъектами, которые склонны к совершению правовых нарушений.
Таким образом, правомерное поведение - это предусмотренное нормами права и соответствующее им социально полезное поведение субъектов по реализации права.
Можно сказать также, что правомерное поведение - это общественно полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям, гарантированное, охраняемое государством. Оно реализует свободу человеческого поведения, удовлетворяет разнообразные интересы людей и общества, обеспечивает организованность и гармоничность общественной жизни.
2. Понятие, признаки и виды правонарушений.
Наряду с правомерным поведением, являющимся господствующим и определяющим текущую жизнь, существуют и правонарушения как антипод принятого в обществе поведения. Правовые нарушения препятствуют нормальному функционированию общества, осуществлению прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Они наносят вред обществу и поэтому всегда для него нежелательны, осуждаются не только нормами права, но и нормами нравственности.
Несмотря на то, что правонарушение предусматриваются разными отраслями права и имеют разную степень общественной опасности, всем им присущи характерные признаки.
Во-первых, правонарушение объективно проявляется в акте человеческого поведения - действии или бездействии. Не может рассматриваться в качестве правонарушения образ мыслей человека, если они не проявились во вне, не были доведены до сведения других лиц. Ход чужих мыслей не может быть никем проконтролирован и поэтому вообще не подлежит правовому регулированию. Странным выглядит п.1 ст. 29 Конституции РФ, гарантирующий каждому свободу мысли5.
Во-вторых, правонарушением признается только противоправное деяние, совершаемое в ущерб праву, в обход его. Правонарушение, не согласованное с нормами права, нарушает их и, следовательно, пренебрегает правом. Если в обществе совершаются поступки, наносящие моральный урон либо кажущиеся преступными, но не предусмотренные нормами права, они не могут признаваться правонарушениями. Смысл такого подхода заключается в том, чтобы субъекты общественных отношений заранее знали, какие деяния являются правонарушениями, и не совершали бы их.
Распространение юридической ответственности на деяния, не зафиксированные в праве как правонарушения, колеблет принцип законности и справедливости.
В-третьих, по своей природе правонарушение является общественно опасным, так как причиняет определенный вред общественным отношениям либо содержит в себе реальную угрозу нанесения такого вреда. Причиняемый правовым нарушением вред может иметь различный характер в зависимости от объекта, на который посягает правонарушение. Вред может, наносится экономической или политической системе, личности, ее правам и свободам, собственности, быть материальным или нравственным, психическим или физиологическим и т.п. Наличие вреда - непременный признак всякого правового нарушения. При его отсутствии не было бы и общественной опасности содеянного.
В-четвертых, признаком правонарушения является его наказуемость. Здесь речь идет не о реальном наказании, которое, как свидетельствует практика, не всегда сопровождает каждое правонарушение (например, в связи с не раскрытием конкретного преступления), а именно, как о свойстве правонарушения, которое в обязательном порядке наказуемо как противоречащее праву. Признавая то или иное деяние противоправным, законодатель одновременно определяет санкции за его свершение.
В-пятых, правонарушением признается (по общему правилу) лишь виновное деяние. Вина характеризует психическое отношение субъекта (того, кто совершает деяние) к тому, что он совершает, т.е. к своему деянию. Поведение человека контролируется его сознанием и волей, совершаемые поступки преследуют достижение определенных целей, результаты планируются либо сознательно допускаются. Поэтому за виновные деяния субъект несет юридическую ответственность. Ведь практически у него был выбор иного варианта поведения, но субъект предпочел правонарушение, остановил свой выбор на нем, не считаясь с нанесением вреда утвердившимся общественным отношениям. Вина выражается как в умышленном, так и в неосторожном деянии. Поэтому формами вины являются умысел и неосторожность.
Суммируя отмеченные признаки можно дать следующее определение правового нарушения.
Правонарушение - это противоправное, общественно опасное, виновное и юридически наказуемое деяние, посягающее на утвердившиеся общественные отношения.
По степени общественной опасности правовые нарушения подразделяются на преступления и проступки, которые в свою очередь делятся на гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.
Гражданские правонарушения связаны с нарушением имущественных и в некоторых случаях неимущественных прав граждан, юридических лиц и государства. Рассматриваются они судебными органами, и в том числе арбитражными судами, которые восстанавливают нарушенное право путем применения восстановительных санкций имущественного и неимущественного характера. В отличии от уголовных правонарушений гражданские правонарушения не могут быть полностью перечислены в законе. Для предъявления гражданского иска достаточно самого факта правонарушения и нанесения им определенного вреда, который в гражданском праве в своем большинстве носит измеримый характер. Поэтому от фактически нанесенного вреда зависит сумма предъявляемого иска.
Дисциплинарные проступки имеют место там, где нарушаются правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения о дисциплине, определяющие трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях и организациях. Дисциплинарные проступки предусматриваются также воинскими уставами за нарушение воинской дисциплины. Такие правонарушения наносят ущерб производственной, служебной, воинской или учебной дисциплине, мешают организации и сплоченности трудовых и иных коллективов, выполнению поставленных перед ними задач. Развитие демократии, и в том числе и в производственной сфере, не может означать ослабление дисциплины и порядка. Напротив углубление демократии требует неослабленного внимания к проблемам сплоченности и организации общества, укреплению дисциплины и борьбы с расхлябанностью, недобросовестным выполнением трудовых обязанностей.
Административные правовые нарушения посягают на общественный порядок, на порядок управления, права и свободы граждан, государственную собственность. Предусматриваются они Кодексом об административных нарушениях РСФСР, который устанавливает систему мер административной ответственности за эти правонарушения.
Наиболее высокую степень общественной опасности представляют собой преступления, влекущие применение к виновным мер уголовного наказания. Они в обязательном порядке предусматриваются уголовным законом, и наказание за них определяется исключительно судом. Действия, фактически подпадающие под признаки уголовного деяния, но не предусмотренные правом в качестве преступлений, не могут считаться таковыми и не влекут за собой применение мер уголовного наказания. В этом случае применяется ни аналогия закона или права, ни судебный прецедент. Только зафиксированное в уголовном праве деяние является преступлением и влечет за собой применение мер уголовного наказания.
Иные правонарушения представляют собой меньшую общественную опасность и наказываются по нормам, предусматривающим гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность. Установить сколько-нибудь твердую грань между преступлением и проступками не всегда просто. По степени общественной опасности, например, отдельные административные правонарушения не уступают преступлениям, а иногда и превосходят их причинением гораздо большего вреда. Это легко заметить, административные правонарушения в сфере экологии. Не случайно некоторые административные правонарушения при повторном их совершении перерастают в преступления.
Грань между преступлениями и иными правонарушениями не является неподвижной: изменение обстановки, переоценка фактов реальной действительности влечет за собой признание преступным того, что ранее таковым не считалось и, наоборот, отнесение тех деяний, которые ранее квалифицировались как преступные, к разряду иных правонарушений. Например, в настоящее время за прогул применяются меры дисциплинарного воздействия. Увольнение с работы - самая строгая санкция. Однако в свое время за прогул была установлена уголовная ответственность. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, ныне в ст.127 УК РФ предусмотрено, как уголовное преступление, тогда как в прежнем кодексе такого состава преступления не существовало.
Юридический состав правонарушения
Под составом правонарушения понимается совокупность элементов, его образующих и требуемых нормой права.
Состав правонарушения включает в себя: субъект правонарушения, его субъективную сторону, объект правонарушения и его объективную сторону. Только наличие всех элементов состава правонарушения служит основанием для привлечения субъекта к юридической ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов разрушает состав, лишает правоприменительные органы возможности продолжать расследование либо разрешение юридического дела, которое должно быть прекращено, за отсутствием состава правонарушения.
Субъектами правовых нарушений в первую очередь выступают физические лица, поскольку основная масса правонарушений совершается людьми в разных сферах их жизни. Различные отрасли законодательства устанавливают возраст, с которого физическое лицо признается субъектом правонарушения и может нести юридическую ответственность. Необходимым признаком субъекта является его правоспособность и дееспособность. Кроме того, субъект должен быть вменяемым, то есть быть психически здоровым, отдавать отчет в своих действиях. Субъектами правовых нарушений также могут быть юридические лица, занимающиеся различного рода деятельностью и допустившие нарушения норм гражданского либо административного права. Юридические лица привлекаются к материальной (гражданско-правовой) и административной ответственности. Юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности.
Субъективная сторона свидетельствует о наличии вины в деянии правонарушителя. Психически здоровый (вменяемый) человек осознанно относится к выбору возможного варианта поведения и выбирает такой, который соответствует интересам общества, не наносит ему вреда. Если же субъект пренебрегает интересами общества, сознательно совершает противоправное общественно опасное деяние, его поведение расценивается как виновное. Умысел имеет место в тех случаях, когда лицо, совершающее правонарушение, осознает общественно опасный характер своего поведения, предвидит наступление вредных последствий и желает либо сознательно допускает их наступление. Неосторожность имеет место в тех случаях, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, но по реальной обстановке и характеру обстоятельств дела могло и должно было их предвидеть.
Без наличия вины юридическая ответственность наступает лишь в редких случаях и только в сфере гражданского законодательства. Например, организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего6.
Объектом правового нарушения является то общественное отношение, которое взято под защиту нормами права и на которое посягает противоправное деяние. Более конкретно объект правонарушения определяется в отраслевом законодательстве. Им может быть: общественный или государственный строй, личность, ее жизнь и здоровье, честь и достоинство, собственность, общественный правопорядок, права и свободы граждан и т. п.
Объективная сторона правонарушения раскрывает характер и содержание совершенного деяния: где и когда оно совершено, каким способом, какие вызвало последствия, находится ли оно в причинной связи с деянием. Объективная сторона правонарушения оказывает прямое влияние на правовую квалификацию содеянного, в уголовном процессе помогает установить смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства, глубже выяснить личность правонарушителя или потерпевшего, прийти правильному конечному выводу в отношении принятия решения по существу. Поэтому на выяснение объективной стороны юридического дела направляются значительные усилия правоприменительных органов.
Юридическая ответственность
Юридическая ответственность как реакция государства на совершенное правонарушение представляет собой меру государственного принуждения, состоящую в необходимости претерпевания виновным определенных лишений личного или имущественного характера. Юридическая ответственность призвана восстановить нарушенное право, принудить правонарушителя к исполнению правовых обязанностей, предостеречь его, а также иных лиц от совершения противоправных действий.
О юридической ответственности в правовой литературе говорят в аспекте позитивном, перспективном и в аспекте ретроспективном. Позитивная или перспективная ответственность возможна в будущем за избранный образ жизни, отношение к людям, за воспитание своих детей и т.п. В таком смысле она больше имеет не правовой, а нравственный характер, хотя естественно, что и юридическая ответственность в будущем при наличии ее оснований никак не исключается. Ретроспективная юридическая ответственность носит реальный характер и применяется за действия уже совершенные. Такой аспект обычно имеется в виду, когда речь идет об ответственности конкретных лиц за совершенные им правонарушения.
Юридическая ответственность характеризуется такими признаками:
она является реакцией государства на совершенное противоправное деяние;
представляет собой один из видов государственного принуждения, предусмотренного нормами права;
состоит в претерпевании правонарушителем определенных лишений личного или имущественного характера;
наступает в результате применения к правонарушителю санкций правовых норм;
Виды юридической ответственности соответствуют видам правовых нарушений, поскольку именно только они являются основанием юридической ответственности.
Гражданская ответственность наступает в результате неисполнения физическим или юридическим лицом обязанности, предусмотренной гражданским правом, либо в результате причинения вреда здоровью или имуществу какого-либо лица. Основное назначение гражданско-правовой ответственности - возместить причиненный вред, восстановить нарушенное имущественное право.
Выделяют два вида гражданско-правовой ответственности - договорная, вытекающая из нарушения заключенного сторонами договора, и внедоговорная, когда из-за нарушения норм гражданского права кому-то наносится имущественный вред. К внедоговорной ответственности относится ответственность из обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, из обязательств возникающих вследствие списания имущества, из обязательств, возникающих из не основного приобретения или сбережения имущества7.
Административная ответственность связывается с совершением административного проступка. В ряде случаев к административной ответственности могут привлекаться также лица, совершившие преступления, не представляющие собой большой общественной опасности, и освобожденные от уголовной ответственности. Мерами административной ответственности являются штрафы, лишения специальных прав, например, права на управление автомобилем, конфискация предметов, используемых при совершении административного правонарушения, например, рыболовных снастей, охотничьих ружей. Административное право знает также меру, подобную уголовному праву - исправительные работы. Они назначаются единолично судьей и в пределах от 15 дней до двух месяцев с отбыванием наказания по месту постоянной работы и с удержанием до 20% заработка в доход государства. Другие меры административного взыскания налагаются органами административного управления.
К дисциплинарной ответственности привлекаются лица за совершенные дисциплинарные проступки руководством тех организаций, учреждений и предприятий, с которыми виновное лицо связано служебным положением. Меры дисциплинарного взыскания предусмотрены в Кодексе законов о труде РФ8. Это замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Кроме того, законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания.
Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, а наказание назначается исключительно судом. Уголовное право располагает многообразными видами наказаний, дающими возможность учитывать тяжесть совершенного преступления и личность виновного. Среди них, такие как лишения свободы, исправительные работы без лишения свободы, штраф, конфискация имущества и др. Субъектом уголовной ответственности могут быть только физические лица, виновные в совершении конкретного преступления, предусмотренного нормами уголовного права.
При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует призумция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина.
Это важная конституционная гарантия прав личности, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, вовсе не обязано доказывать свою невиновность. Бремя (обязанность) доказывания вины лежит на компетентных государственных органах - органах следствия, прокуратуре, осуществляющих обвинение. И до тех пор, пока это не сделано и вина не признана судом в обвинительном приговоре, лицо считается невиновным.
Многие юристы - практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью.
Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию, что затрагивает главным образом объективную и субъективную стороны нарушений. Так, и по уголовным, и по гражданским делам нередко исходным и решающим является не только сам факт "вредоносного результата", но и установление: во-первых, причинной связи между этим результатом и поведением данного лица, а во-вторых, вины в виде умысла или неосторожности в наступлении такого результата9.
5. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния. Причины правонарушений и пути их устранения
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, оно определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.
Тем не менее, существуют строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их правового регулирования.
Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм10.
Предпосылкой такого порядка в жизни является законность - строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Требование законности заключается в следующем:
верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;
единство понимания и применения законов на всей территории их действия;
равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом);
осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать прав и свобод других лиц;
недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
Все граждане правого государства обязаны действовать в рамках норм предписанных правом. Отступление от норм поведения связано со многими причинами. Одной из важнейших причин является соблюдение законности самим государством. Только тогда, кода государство, а также его властные структуры будут соблюдать основные нормы права, тогда и граждане будут соблюдать их.
Из требований законности можно определить еще одну причину возникновения правонарушений. Правонарушение возникает тогда когда один и тот же закон может быть применен неодинаково к разным правонарушителям, т.е. когда возникает понимание безнаказанности в силу какого-то особого положения одних граждан в отличие от других. Перед законом и судом должны быть равны все граждане. С одной стороны субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления всех их прав и интересов.
Еще одной причиной возникновения правонарушения можно назвать ситуацию, когда свобода одного человека реализовывается в ущерб свободе другого. Когда ущемляются права одних граждан за счет прав других.
Правонарушения совершаются разными гражданами, не зависимо от их должности, положения или материального благосостояния. Это возможно тогда, когда ослабевает контроль государства за выполнением основных требований законности.
Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судами, прокуратурой, арбитражем, милицией.
Обеспечивается законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд.
Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.
Заключение
Объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, его благополучного развития служит правомерное поведение его граждан, представляющее собой общественно необходимое и полезное явление.
Правовое государство стремится к расширению круга правомерных общественных отношений и вытеснению из жизни общества поведения, не отвечающего нормам права.
Правовые отношения, которые связываются с юридически значимым поведением, свидетельствуют об уровне законности и правопорядка в обществе, определяют всю силу системных правовых отношений. Поэтому, особо значимым является вопрос о поведении, относящемуся к разряду правонарушений, являющихся антиподом правомерного поведения.
Такое поведение наносит вред обществу, оно не желательно и осуждается нормами права и нормами нравственности.
Целью правового регулирования общественных отношений является поддержка правового порядка, т.е. поддержание такой системы отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Правовой порядок в обществе является результатом осуществления законности. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.
Следовательно, главным условием осуществления законности является предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.
Создавая благоприятные условия жизни своих граждан, а именно, поддерживая здоровый политический климат, проводя рациональную экономическую политику, а, также обеспечивая социальную защиту своих граждан, правовое государство в состоянии сдерживать рост правонарушений, воспитывать в сознании людей стремление к правомерному поведению.
Литература
Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 1996.
Алексеев С.С. Теория права. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: БЕК, 1995.
Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. М., 1983.
Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении, (социально-правовой аспект). М., 1990.
Истина ....И только истина! Пять бесед о судебной реформе М., 1993.
Хропнюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М. 1993.
Денисов Ю.А. Общая теория правонарушений и ответственность. Л., 1983.
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок ответственность, М.,1988.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976, №10.
Конституционное право: Учебное пособие /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998.
Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
Медведев А.М. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990.№6
Никифоров А.С. Контроль над преступностью в Россию // Государство и право. 1994. №5.
Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. Организованная преступность и переход к рыночным отношениям. // Государство и право. 1992.№3.
Самощенко И.Е. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
Тарбагаев А.И. Дисциплинарный проступок в механизме уголовного правового регулирования // Правоведение. 1993.№12.
Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право, 1994. №4.
Юшков Ю.Н. Институт необходимой обороны и ее роль в борьбе с преступностью в современных условиях // Государство и право. 1992. №4.
Энциклопедический политический словарь. М., 1993.
Хутыз М.Х., Сергиенко П.Н. Энциклопедия права: Учебное пособие.
Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред. Т.Н. Радько. - М.: Интерстиль., 1998.
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации 1993г.
2.Комментарий к Конституции Российской Федерации /Пред. ред. коллегии Л.А. Окуньков М.: Изд-во БЕК, 1994.
3.Гражданский кодекс РФ.
4.Кодекс об административных нарушениях РСФСР.
5.Кодекс законов о труде Российской Федерации.
6.Уголовный кодекс РСФСР.

1 Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963, с.16-17. 2 Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении (социально-правовой аспект). Л., 1990, стр. 26. 3 Агеева Е.А. Указ. соч. стр.26. 4 Уголовный кодекс РСФСР. Ст.13, ст.14. 5 Конституция Российской Федерации 1993г. п.1, ст.29. 6 Гражданский кодекс РФ. Ст.454. 7 Гражданский Кодекс РФ. Главы 40, 41, 42. 8 Кодекс законов о труде РФ. Ст.135. 9 Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс- 3-е изд., перераб. и доп., М.: Юридическая литература. 1996, с.82. 10 Алексеев С.С. Указ. соч., с.70. 29 4

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Этикет письменной и устной деловой речи
 Лесное право (задачи)
Ваши отзывы
Добрый вечер! Контрольную получил!!! Большое спасибо!!! Буду обращаться к вам еще!!!
Станислав

Copyright © refbank.ru 2005-2020
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.