|
|
Борьба с коррупциейСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ 4 1.1. Законодательная база 4 1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией 5 1.3. Кадровое обеспечение 5 1.4. Поддержка населения 7 2. ИСТОРИЯ НАЧАЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ 9 3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ 11 3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией 11 3.2. Формы и виды коррупции, их классификация 12 3.3. Доля коррупции в структуре преступности 12 Структура коррумпированных лиц 14 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ 20 ЛИТЕРАТУРА 23 ВВЕДЕНИЕ Слово "коррупция", которое широко используется российскими средствами массовой информации, "Толковый словарь русского языка" относит к "книжной" лексике. Таким образом, с одной стороны, оно у всех "на слуху", с другой - привнесено в массовое сознание извне. Последнее время наблюдается тенденция к расширению смысла самого этого понятия, что находит отражение в новейших словарных дефинициях. Так, если в том же "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", то в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится и еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей". Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором - о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. Общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России, проведённый 14-15 ноября 1998 года, дал следующее распределение категории работников, среди которых чаще всего встречаются коррупционеры: руководители (руководство, руководящие), начальство (начальники), директора, администрация, управленцы - 19%; чиновники (служащие, должностные лица) - 13%; власть (власти) - 13%; высшие (верхние, высокие, вышестоящие, высокопоставленные), верхушка (верхи) - 11%; все (вся, везде) - 11%; банкиры (банки, банковские), финансисты (финансы, финансовые), бизнесмены (бизнес, предприниматели), коммерсанты (коммерция, коммерческие), торговля, новые русские - 11%; милиция (милиционеры, МВД), правоохранительные органы (налоговые - служба, инспекция, органы и др., налоговики, ГАИ, таможня) - 8%. Весьма невелика доля тех, кто отнес к числу коррупционеров политиков. 1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ 1.1. Законодательная база Закон "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией" - не первый документ, направленный на борьбу с коррупцией. 15 июня 1993 г. Верховный Совет 13-го созыва уже принимал аналогичный закон - "О борьбе с преступностью в сфере экономики и коррупцией". Документ запрещал представителям власти и управления заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским структурам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от физических и юридических лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей; обязывал их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату. В соответствии с законом нарушение перечисленных правил должностными лицами, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влекло отказ в назначении на должность или освобождение от занимаемой должности. Те же нормы затем были продублированы в законе "Об основах службы в государственном аппарате", принятом парламентом чуть позже - в ноябре 1993 г. В дальнейшем они были развиты и детализированы в многочисленных подзаконных актах, регламентирующих деятельность государственных служащих. Документ, принятый в прошлом году, содержит несколько иное (в отличие от предшествующих законов) определение коррупции; разграничивает полномочия органов и должностных лиц, занятых в сфере борьбы с коррупцией, и предполагает привлечение для этой цели дополнительных сил и средств. Согласно новой формулировке, под коррупцией следует понимать умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ. Криминальными проявлениями коррупции в действущем уголовном законе признаются злоупотребление властью или служебным положением (ст.166 УК), хищение имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления должностным лицом своим служебным положением (ст. 91), получение должностным лицом взятки (ст.169), дача взятки (ст.170), посредничество во взяточничестве (ст.169-1). Три последних состава преступления называются в уголовно-правовой литературе одним термином - "взяточничество". Установленная в санкциях этих статей ответственность за совершение криминальных проявлений коррупции достаточно сурова. До последнего времени, например, за получение взятки при отягчающих обстоятельствах была предусмотрена даже смертная казнь. Таким образом, краткий обзор законодательства, регламентирующего борьбу с коррупцией, позволяет сделать вывод, что в целом необходимая правовая база в стране имеется. Она не идеальна и требует совершенствования, но вполне применима1. 1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией Вторым важным условием успешной борьбы с коррупцией является ее достаточное ресурсное обеспечение: кадры, занимающиеся этой проблемой, их финансирование и материально-техническая база. В рассматриваемом законе установлено, что государственными органами, ведущими борьбу с коррупцией, являются органы внутренних дел, государственной безопасности, Прокуратура, Комитет государственного контроля, государственные налоговые органы. Помимо этого, в органах внутренних дел, структурах государственной безопасности и в Прокуратуре для этой цели предусмотрено создание специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В них также определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в этой сфере. Координация их деятельности возлагается на Прокуратуру республики. Она же следит за законностью антикоррупционной деятельности. Государственную координацию всех без исключения органов, занятых борьбой с коррупцией, призвана осуществлять межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете безопасности Республики Беларусь. Контроль за деятельностью всех этих многочисленных структур, согласно ст.14, в пределах своих полномочий осуществляет Совет Министров, Национальное собрание и даже лично президент. Количество и влиятельность всех перечисленных органов и должностных лиц, занятых в сфере борьбы с коррупцией, по логике, должна предопределять соответствующие результаты их деятельности. Как известно, финансирование этой сферы традиционно неплохое. Кроме того, в действующем законе подчеркнуто, что финансирование и материально-техническое обеспечение спецподразделений является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета. 1.3. Кадровое обеспечение Несомненно, важнейшей составляющей успеха борьбы с коррупцией является профессионализм кадров. Их деловые и нравственные качества во многом определяют результативность намеченной в этой области политики. И хотя статистика зарегистрированных проявлений коррупции не отражает реальной картины, некоторое представление о работе "антикоррупционных" структур государства она все же дает. Итак, проанализируем некоторые показатели работы правоохранительных органов, характеризующие их квалификацию. Если верить отчетам МВД, благодаря предпринятым этим ведомством усилиям число вскрытых фактов взяточничества за 1997 год возросло на 8,4% и составило 748 в абсолютных цифрах. Между тем статистика Министерства юстиции о количестве лиц, осужденных в 1997 г. судами республики за взяточничество, заметно отличается от милицейской. По данным Минюста, всего в 1997 г. за взяточничество осуждено 167 человек. Из них 88 - за получение взятки, 76 - за дачу взятки, 3 - за посредничество во взяточничестве. Для сравнения приведем статистику двух ведомств, начиная с 1994 г. Год Зарегистрировано фактов взяточничества (данные МВД) Осуждено (данные Минюста) 1994 553 153 1995 595 121 1996 690 151 1997 748 167 Как видим, несмотря на большое количество выявленных фактов взяточничества, до суда доводится лишь малая часть этих дел. В 1997 г. из 748 "потерялось" 581. А если учесть, усилия скольких ведомств (МВД, КГБ, Прокуратура, Комитет госконтроля, налоговые органы, спецподразделения) понадобились, чтобы привлечь к ответственности 167 человек (из них лишь 88 взяткополучателей), коэффициент их полезной деятельности представляется крайне низким. Может быть, эти 88 взяточников слишком опытны, а дела их крайне сложны и запутаны? Ответ на этот вопрос дает обзор судебной практики по уголовным делам по взяточничеству2, опубликованный в. Приводимые там фабулы уголовных дел, при расследовании которых сотрудниками правоохранительных органов допускались нарушения норм материального и процессуального права, поражают своей простотой. "К. сообщила в Первомайский РОВД г.Бобруйска о том, что ее муж получил от Х. взятку - сапоги, которые она принесла в милицию. Следствию понадобилось 5 месяцев, чтобы разобраться в хитросплетениях столь сложного дела". Или: "К. признан виновным судом г.Молодечно в получении взятки в размере 10 долларов США и 20 немецких марок. Следствием необоснованно вменен ему в вину квалифицирующий признак получения взятки - ее вымогательство, хотя обвиняемый не вымогал ее у взяткодателя". И подобные мелкие взятки фигурируют в подавляющем большинстве уголовных дел по взяточничеству. Небезынтересен также анализ уголовных дел по взяточничеству в отношении субъектов этого преступления - взяткополучателей. В основном это невысокого ранга сотрудники таможни, участковые инспекторы милиции, инспекторы ДПС ГАИ и другие, подобные им по служебному положению должностные лица. В 1994 г. и.о. председателя Комитета по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления Н.Карпиевич в интервью газете "Звязда" заметил: "Высшие служебные чины фактически находятся за рамками закона. Подтверждением тому - статистические данные, согласно которым самый высокий ранг начальника, привлекаемого до настоящего времени в республике к ответственности -- заместитель председателя райисполкома". Эту закономерность подтвердил в июне 1997 г. и сам президент. Выступая на заседании по поводу 75-летия Прокуратуры республики, он упрекнул ее сотрудников в том, что "за весь 1996 год не было ни одного дела, показывающего населению опасность коррупции и взяточничества". Последовавшие за этим несколько громких уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников, обвиненных в коррупции (Винникова, Леонов, Кудинов) лишь в очередной раз дискредитировали правоохранительную систему, подчеркнув ее несостоятельность. Бессмысленная жестокость в обращении с людьми, еще не признанными судом преступниками, не являющееся необходимостью и убыточное для государства содержание их долгое время под стражей, неоправданное затягивание следствия -- все это превратило этих людей в глазах общественности не в опасных коррупционеров, а в жертв репрессивной юридической системы, "стрелочников" в кампании по борьбе с коррупцией. У людей стали возникать вопросы: если подследственные действительно совершили опасные должностные преступления, то почему их за это не судят согласно общепризнанным правовым принципам, гласно и с соблюдением конституционных прав? Если же многотысячная армия "борцов с коррупцией" так и не смогла добыть доказательств виновности подследственных, то почему их подвергают столь жестокому и унижающему их чувство собственного достоинства обращению? На что в таком случае идут деньги налогоплательщиков, расходуемые на содержание многочисленных структур по борьбе с коррупцией, спецподразделений? Создание многочисленных структур по борьбе с коррупцией не оправдывает затраченных на их содержание государственных средств в силу низкого профессионального уровня сотрудников таких органов. 1.4. Поддержка населения Перелом на фронте борьбы с коррупцией невозможен без поддержки населения. Количество людей, страдающих от произвола со стороны должностных лиц, намного больше числа коррумпированных чиновников. Привлечение граждан к сотрудничеству в противодействии коррупции помогло бы решить эту очень острую проблему. Однако, как показывает опыт, большинство белорусов смирилось с непобедимостью коррупции и не предпринимает никаких действий для ее ограничения. Начальник кафедры Института национальной безопасности А.Шардаков, анализировавший материалы социологических исследований по проблеме коррупции, пришел к выводу, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения преступников к ответственности. Только 10,3% опрошенных людей жаловались на ущемляющие их законные права действия чиновников. На вопрос "Почему не жаловались?" респонденты отвечали, что считают жалобу делом бесполезным. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение, считая, что восстановление справедливости требует слишком много хлопот. Из всех жаловавшихся полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%; частично - 3,3%. Остается только согласиться с выводом А.Шардакова на этот счет: "В настоящее время в республике практически отсутствует действенная система контроля общества за деятельностью государственного аппарата, должностные лица которого наделены широкими властными функциями". Между тем предложение г-на Шардакова создать для борьбы с коррупцией спецподразделения под эгидой КГБ поддержки не получило. Как свидетельствует практика, эту меру можно сравнить с тушением пожара бензином. Чем больше создается структур, тем больше распространяется коррупция, притягивая все больше новых "борцов", контролеров и проверяющих. Известный русский юрист П.Александров, много лет назад выступая на одном из судебных процессов, заметил, что есть только одно средство дезинфекции от инфекционного вируса коррупции - гласность и свобода слова. Может быть, есть смысл использовать этот старый рецепт? Ведь государство излечить свой аппарат от коррупционной болезни так и не смогло. 2. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ С начала 80-х годов в СССР борьба с коррупцией стала излюбленным средством политической борьбы, а зачастую обыкновенной расправы с неугодными. В 1983 году министром внутренних дел СССР был назначен Виталий Федорчук, объявивший войну коррупции в МВД. По мнению многих экспертов, в результате этой борьбы из МВД были изгнаны не только коррумированные чиновники, но и масса опытных оперативных работников. И не удивительно, ибо целью этой кампании была не борьба с коррупцией, а борьба за ослабление МВД как организации. Эта так называемая "борьба с коррупцией" была банальной расправой победителя - председателя КГБ СССР Юрия Андропова, ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС с проигравшим в борьбе за власть конкурирующим ведомством. Ряд экспертов утверждает, что МВД до сих пор не оправилось от разгрома, учиненного Федорчуком. В середине 80-х в средствах массовой информации появились сенсационные разоблачения коррупции в Узбекистане, а также в ряде южных областей РСФСР. Журналисты со слов сотрудников правоохранительных органов сообщали о бесчинствах местных партийных руководителей. Десятки могущественных в пршлом партийных и государственных чиновников были отстранены от власти, кое-кто даже оказался в тюрьме. А спустя несколько лет в прессе появились статьи из которых следовало, что работники спецслужб - недавние герои "очистительной войны с коррупцией" если не преступники, то по меньшей мере злостный нарушители "социалистической законности". СМИ сообщали о том, что показания выбивались под пытками, что тысячи ни в чем не повинных граждан длительное время содержались в следственных изоляторах в ужасных условиях. Журналисты требовали у бывших следователей, ставших известными политиками, предъявить все-таки доказательства недавних громких разоблачений. Но те продолжают отмалчиваться, лишь изредка заявляя, что "все доказательства были в деле, которое им не дали довести до конца". Летом 1993 году Россию потрясла новая волна разоблачений. Сторонники председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова обвинили в коррупции и злоупотреблениях сторонников президента Ельцина. Те в долгу не остались. Политические противники долго обвиняли друг друга в фальсификациях компрометирующих материалов. Ни одно дело в суде так и не было рассмотрено. И новые разоблачения наблюдатели склонны рассматривать исключительно через призму политической борьбы. Едва Лев Рохлин сделал свои разоблачения, как в прессе появились материалы разоблачающие самого Рохлина. Командующий воздушно-десантными войсками России Евгений Подколзин заявил, будто Рохлин виноват в гибели во время штурма Грозного 131-й бригады. "Я 131-й бригадой никогда не командовал, она ни секунды не была в моем подчинении", - заявил в ответ Лев Рохлин. Депутат считает, что честно выполнил в Чечне свой долг, выразив свой протест против войны тем, что не принял за участие в ней никаких званий и наград. Что же касается Евгения Подколзина, то, как заявил Лев Рохлин, "генерал-полковник Подколзин туда ни разу не ездил. Да, я знаю, в то время, когда начались боевые действия в Грозном, генерал-полковник Подколзин отдыхал на Средиземном побережье, и не стал бросать свой отдых, и не приехал к своим солдатам для того, чтобы, по крайней мере, сохранить чью-либо жизнь. И если, протестуя против чеченской войны, он продолжал посылать туда солдат, зачастую, необученных, то этот протест выглядит очень даже непонятно". Лев Рохлин заявил, что в отместку против него начата кампания травли. Согласно сообщению "Федеральной службы новостей" от 8 июля 1996 года Лев Рохлин заявил: "вступив на минное поле, я прекрасно понимаю, что не справлюсь, если меня не поддержат остальные. Однако я осознанно пошел на это. Если министерство обороны возглавит человек, который наведет порядок, а я лично потеряю все - я все равно выиграл". 10 июля "Независимая газета" сообщила, что два года назад по распоряжению правительства Минфин проводил проверку финансовой деятельности МО РФ. В итоговом 11страничном докладе Виктору Черномырдину, где перечисляются выявленные нарушения, целых три страницы отводится анализу финансовых злоупотреблений в Главном управлении международного военного сотрудничества МО РФ. Названы и непосредственные виновники всех этих нарушений - начальник Главка генерал-полковник Марковский и начальник финансово-экономической службы генерал-майор Ульянов. Впоследствии оба генерала были уволены из армии. Но через некоторое время Ульянов не без помощи Льва Рохлина, председателя комитета по обороне Госдумы РФ, стал аудитором Счетной палаты. Ему были переданы все вопросы контроля финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны. Именно Ульянов активно участвовал в подготовке сенсационного доклада Льва Рохлина3. 3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Рассмотрение вопросов правового регулирования государственной и муниципальной службы, а также связанных с ними проблем борьбы с коррупцией не представляется возможным без изучения некоторых исторических аспектов происхождения государства, формирования института государственной службы и законодательного оформления статуса государственных и муниципальных служащих. 3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией. К Гражданскому Обществу относятся все организации, предприятия, учреждения которые формально не входят в органы государственного или муниципального управления. В Гражданское Общество входят многочисленные ассоциации, союзы, фонды, которые отстаивают интересы как отдельных групп населения, так и общества в целом. И чем активнее граждане участвуют в общественных делах в государстве, тем охотнее они подчиняются нормам права, которые законодатель закрепил благодаря их усилиям. Развиваясь Гражданское Общества требует большего общественного контроля за деятельностью органов власти и управления. Однако даже приверженцы демократических преобразований во власти не приветствуют контроль со стороны общества за деятельностью государственных структур. Властными структурами не выделяются необходимые ассигнования, ограничивается доступ к информации, выдвигаются обвинения в шпионаже в пользу других государств и т.д. Но в целях демократизации общества, для избежания неадекватных методов решения правительством общественных задач необходимо тесное сотрудничество органов власти и Гражданского Общества. И историческое развитие многих государств показывает все большее влияние Гражданского Общества на государственные и муниципальные органы власти. После распада коммунистической диктатуры в России началось складываться Гражданское Общество. Чему способствует законодательное закрепление существования организационных форм Гражданского Общества. Это и законодательство посвященное политическим партиям, некоммерческим организациям, это и законодательство о средствах массовой информации. Гражданское Общество в России, даже в период своего развития, должно быть обеспокоено и проблемами с развитием коррупции в стране. Так как в коррупционных связях участвуют две стороны должностные лица и частный сектор, или должностные лица и преступные группировки, но в любом случае Гражданское Общество становится жертвой этой преступной связи. А принимая во внимание, что должностные лица находятся в обществе существуют разные способы общественное воздействия на коррупционеров для достижения общественного блага. Коррупция также может проникнуть и в организационные образования Гражданского Общества, для эффективного продвижения корыстных интересов. В противовес этому правительство должно предоставлять Гражданскому Обществу законодательное закрепление свободы слова, собраний и нормального функционирования организационных образований.. Стратегия действий Гражданского Общества в борьбе с коррупцией. Стратегия сводится к трем моментам: сначала, эти действия имеют целью построения широкой коалиции против коррупции, сводя вместе группы, которые - явно не сторонники и не противники коррупции. Программа борьбы с коррупцией должна начинаться с соглашения между правительством и Гражданским Обществом. Высшие должностные лица и представители Гражданского Общества должны в ходе конструктивного диалога обозначить основные этапы борьбы с коррупцией, и определиться в понимании этого негативного явления. Эти консультации должны расширятся, чтобы включить в ход обсуждения различных лидеров - бизнеса, журналистов, религиозные деятелей, представителей науки, различные неправительственных активисты, чтобы выявить различные интересы состояние которых улучшится в результате борьбы с коррупцией. В ходе таких переговоров необходимо следовать следующим правилам поведения: в ходе переговоров не должны исследоваться индивидуальные случаи коррупции в отношении конкретных лиц, переговоры должны быть направлены на создании единой каолиции для выдвижения реальных методов борьбы с коррупцией в стране; политическая направленность переговоров не должны пытаться отстаивать интересы определенных групп лиц, а интересы общества в целом. Когда нет глобальных рецептов против коррупции, национальные главы приспосабливают программы анти-коррупции в потребностях своих собственных областей. 3.2. Формы и виды коррупции, их классификация По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут быть совершены : государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта и т.д. Однако, если большинство этих преступлений есть лишь результат подкупа должностных лиц, как бы следствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения. Указ Президента РФ "О Борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г. запрещает служащим, включая и должностных лиц государственного аппарата, выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской, творческой деятельности, а также представлять за вознаграждение интересы третьих лип в государственном органе в котором они работают. Этот запрет относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Действующее уголовное законодательство предусматривает этот вид коррумпированного поведения должностного лица в норме о незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Исходя из рекомендаций 8 Конгресса ООН (Куба, 1990 г.) и анализа ситуации в России, помимо таких традиционных проявлений коррупции как получение взятки и злоупотребление служебным положением, дополнительно можно выделить следующие признаки подобного рода деяний, не наказуемых уголовным законом: - использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры и обналичивание денег; - предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечение государственных ресурсов; - использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах; - бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их "переброски" в иные предпринимательские организации, политические партии; - "лоббирование" при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп); - различного рода злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые) в процессе приватизации, сдачи в аренду , лицензировании квотировании. Одним из наиболее опасных для общества видов коррупции является как известно, использование служебного положения для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам. 3.3. Доля коррупции в структуре преступности Сравнение данных МВД и данных ученых экспертов выявило серьезные расхождения в оценке официальной (учтенной) и неофициальной (экспертной) оценке состояния коррупции в Российской Федерации, причем весьма существенные. По данным экспертных оценок в 1995 году по сравнению с 1991 г. Уменьшилось на 1/7 число зарегистрированных должностных хищений (ст.92 УК РСФСР), почти в 2 раза увеличилось число взяточничеств, и на 1/3 количество злоупотреблений служебным положением. Официальные данные о коррупции в России за 16 лет в динамике за 1980-1995 г.г. указывает на тенденцию стабильного роста коррупции (взяточничества), которая сохраняется и далее в 1996 и 1997 годах. И нельзя не согласиться с Ю. Болдыревым в том, что "У России нет экономических проблем - есть безответственность, бесконтрольность и коррупция среди высших чиновников". За период 1980-1989 гг. на первом месте по числу зарегистрированных преступлений по факту взяточничества в СССР оставалось РСФСР и меньше всего регистрировалось в Эстонской ССР. Тенденция роста коррупционных преступлений в России продолжалась. Если в 1980 г. было совершено 3268 преступлений, то в 1995 г., то в 1995 г. увеличилось до 4889 преступлений (49,6%). По данным МВД за истекшее пятилетие общее количество выявления экономических преступлений возросло в 1,5 раза; взяточничества - в 2 раза; незаконных сделок с валютными ценностями - в 13 раз; контрабанды и нарушений таможенного законодательства в 27. Количество выявленных организованных преступных групп, имевших коррумпированные связи, возросло почти на четверть. По версии МВД России реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в экономике к 2000 году не произойдет, рост преступлений сохранится до конца прогнозируемого периода и может составлять ежегодную величину в пределах 20-40%. Региональная деференциация выявляемости коррупции по 11 экономическим районам России характеризуется резкими перепадами их уровня. Высшие показатели фиксируется в Центральном (в 1995 г.- 42,3 тыс.), Поволжском (23,7 тыс.), Северо-Кавказком (20,9 тыс.) и Уральском (22,6 тыс.) экономических регионах. При этом наивысший процент роста выявляемости коррупции по сравнению с 1994 г. отмечается в Северо-Западном (78,4%), Центральном (414,7%), Уральском (34,5%) экономических регионах. Низкий уровень в динамике выявляемости отмечается в Северном (13,7%), Дальневосточном (12,8) экономических регионах. Значительные различия в показателях выявляемости преступлений объясняются как отличиями регионов в социально-экономическом развитии, так и субъективными факторами (например, уровнем структурно-штатного и технического обеспечения ОВД). Из таблицы 2 видно, что число возбужденных уголовных дел в отношении государственных должностных лиц увеличилось на 42%, а лиц, дела на которых подлежали направлению в суд - в 2,2 раза. Тогда как число лиц, уголовные дела на которых были направлены в суд, возросло лишь на 63,6%. В 1995 г. возбуждено уголовных дел на 3504 человека, подлежало направлению в суд (с учетом за прошлые годы) - на 4893, а реально направлено в суд - на 1949 человека (39,8%)4. Если сравнивать число возбужденных дел и направленных в суд в отношении должностных лиц в регионах России с общими показателями, то оно будет исчисляться десятками, а в некоторых районах - единицами. Таблица 2 Результаты борьбы с коррупцией Виды учета Всего лиц В том числе в органах госуправ. правоох. госвласти судеб 1993 год Возбуждено дел 2469 1483 639 92 8 Подлежало суду 2198 1356 566 69 3 Направлено в суд 1191 754 293 23 2 Св.об.орг.прест. 772 466 112 23 3 Нарушили Указ.През. 1453 814 359 133 8 1994 год Возбуждено дел 2678 1673 807 57 8 Подлежало суду 2227 1367 703 48 3 Направлено в суд 1319 842 397 27 - Св.об.орг.прест. 595 370 184 17 - Нарушили Указ.През. 944 486 374 53 7 1995 год Возбуждено дел 3504 2323 960 120 4 Подлежало суду 4893 3646 969 125 6 Направлено в суд 1949 1257 576 72 2 Св.об.орг.прест. 1083 849 205 26 1 Нарушили Указ.През. 1093 652 385 14 3 В 1996 г. работа судов характеризовалась следующими показателями. Преступления уголовных дел в районных (городских) судах увеличилось с 562 тыс. до 608 тыс. Или на 8,3% (в первом полугодии 1995 г. на 18,7%), а в субъектах РФ напротив - сократилось (с 5389 до 5286). Общее число осужденных судом возросло (по сравнению с 1995 г.) с 530 тыс. до 597 тыс. или на 12,7 %. Рост числа осужденных за взяточничество увеличилось с 615 человек (1995 г) до 802 человек в 1996 году т.е. на 30,4%. Таблица 3 Структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц, подлежащих преданию суду в 1996 г. Должностные лица Процент Работники министерств, комитетов и структур на местах 41,1 Сотрудники правоохранительных органов 26,5 Работники кредитно-финансовой системы 11,7 Работники контролирующих органов 8,9 Прочие 7,8 Работники таможенной службы 3,2 Депутаты 0,8 Как видно из таблицы 3 в 1996 году за коррупцию было привлечено больше всего работников министерств, комитетов и структур на местах (41,1 %). Крайне негативна последствием коррупция в правоохранительных органах, в 1996 г. к ответственности за преступления было привлечено 26,5 % от общего числа коррумпированных лиц. От эффективности борьбы с коррупцией зависит число выявленных, возбужденных уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности коррупционеров. По данным МВД РФ в 1996 г. было возбуждено уголовных дел на 3688 коррупционеров, из них на 2625 должностных лиц в органах государственного управления. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что криминологическая характеристика коррупции в стране самая неблагоприятная за последние 35 лет. Таблица 4 Возбуждено уголовных дел Выявлено нарушителей Указа Президента России от 04.04.92 3688 Всего 903 в том числе на работниках в структурах 117 органов представительной власти 77 2625 органов государственного управления 469 857 правоохранительных органов 321 Вся преступность за 10 лет перестройки возросла в 2 раза, двадцатикратно обгоняя прирост населения. Ежегодные темпы увеличения зарегистрированной преступности в 1990-1996 г.г. составляют 32-35%. Доля экономической преступности подскочила с 50% до 70% и при этом ее латентность увеличилась более чем на 90%. Невыявленное взяточничество, по исследованиям, достигло 98%. Лишь в отношении 70% взяточников от общего числа возбуждаются уголовные дела. Привлекаются к уголовной ответственности из них только половина, приговариваются к лишению свободы судами 19%. При этом число уголовных дел о взятках, переданных в суды прокуратурой за 1986-1996 г.г. уменьшилось более, чем в шесть раз5. 3.5. Структура коррумпированных лиц Коррумпированность - это один из признаков, характеризующих организованную преступность как явление. Проведенное исследование свидетельствует, что взяточничество в деятельности этих групп не является обособленным преступлением, оно неразрывно связано с совершением других видов преступлений и является главным фактором, затрудняющим борьбу с организованной преступностью. Если ранее организаторы преступных групп только стремились поддерживать доверительные отношения с вышестоящими должностными лицами, то в настоящее время эта связь стала стойкой и постоянной. И та и другая стороны заинтересованы в поддержании этой связи, т.к. она является взаимовыгодной. Организаторы группы посредством ее имеют возможность получить необходимое сырье, оборудование, располагать информацией о возможных проверках, обеспечивая защиту группы от этих проверок и т.д. "Покровитель" заинтересован в постоянной денежной компенсации за оказание услуг, а также их росте. Таким образом взаимная заинтересованность этих лиц друг в друге приводит к коррупции, которая поражает целые отрасли народного хозяйства и регионы страны. Как правило лидеры преступных формирований изыскивают любые возможности по налаживанию "деловых" связей с различными должностными лицами в целях обеспечения безопасности и активного функционирования. Эти связи можно разделить по уровням и функциям. К первому, и самому могущественному уровню можно отнести должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, в сфере деятельности которых входят вопросы федерального значения. Ко второму уровню - должностных лиц, занимающих государственные должности субъектов федерации. К третьим - должностных лиц, осуществляющих функции представительной власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Представленная схема не является обязательной для всех организованных групп, т.к. деятельность каждой из них обусловлена спецификой преступной деятельности, финансовыми возможностями и авторитетом лидера данной группы. Каждое должностное лицо или представитель власти выполняет свою четко определенную функцию, отведенную им в преступном формировании и получает за это соответствующее вознаграждение с учетом должностного положения и оказанных услуг, а некоторые из них переходят в разряд активных исполнителей конкретных посягательств. Естественно, лица занимающиеся разное должностное положение обладают и разными возможностями по защите групп. Так, например, работающие в министерствах могут оказывать воздействие как на подчиненных им лиц, так и на представителей государственных органов той территории, на которой непосредственно действует группа. Руководители местной власти (краевого, областного, районного, городского уровня) оказывают такое же воздействие на любые контролирующие органы, в том числе и правоохранительные, действующие на подведомственной территории. Не всегда лицо, защищающее от разоблачения преступную группу, действует открыто. Для этого используется большое количество посредников, причем проследить от кого же исходило указание, зачастую невозможно. Помимо лиц, занимающих определенные должности в государственных учреждениях, зачастую защитные функции выполняют и представители партий, депутаты. Не обладая государственно-властными полномочиями и не влияя непосредственно на работников контролирующих органов, депутаты, находясь на одной ступени иерархической лестницы с руководителями местной власти, фактически оказывает давление через них на любые органы, действующие на территории. Что касается представителей правоохранительных органов, то их функции защиты заключаются в недопущении проверок, проводимых сотрудниками правоохранительных органов, а в случае, если они проведены по независящим причинам - утаивания их результатов. Если же уголовное дело все же возбуждено, то их цель становится "развал" этого дела любым способом (компрометация сотрудников, ведущих уголовное дело, передача его от одного следователя другому, воздействие на свидетелей и раскаявшихся обвиняемых и т.п.). Помимо обеспечения защиты группы от разоблачения, расхитители используют взяточничество для решения разного рода проблем, связанных с функционированием в сфере экономики страны. Американское законодательство выделяет несколько возможных субъектов коррупции: публичный служащий, партийное должностное лицо, профсоюзный деятель. Российское Уголовное Уложение 1903 г. (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещенные им по роду службы имущественные сделки. В соответствии со ст.683 Уголовного уложения наказывался служащий, "на ком лежала обязанность наблюдения за имущественными или иного имущественного договора предприятием, или производства торга, или надзора за указанными действиями, виновный в воспрещенном ему законом участии в сих предприятий или договоре, или в законодательстве по договору от своего имени или от имени своей жены, или через подставное лицо". Согласно Уголовному кодексу Франции 1810 г. (ст175) карается любое должностное лицо, публичный служащий, агент Правительства, который "открыто, либо посредством притворных актов или с помощью подставных лиц получит или извлечет какую-либо выгоду из сделок, торгов, предприятий, полностью или частично находящихся или находившихся во время совершения этого деяния в его ведении или под его надзором. В законодательстве США о полиции указывается, что полисмен не имеет право продолжать свои охранные или сыскные функции после работы за дополнительную плату. У полисменов не должно быть родственников, являющихся владельцами кафе, магазинов, казино, увеселительных заведений с азартными играми, продающих спиртные напитки, торгующих лотерейными билетами, табачными изделиями. Все эти ограничения направлены на борьбу со скрытыми формами коррупции. В нашей стране действовали "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях", утвержденные Постановлением СНК РСФСР 21 декабря 1922 г. Этими правилами запрещалось для служащих многие виды совместительства, и нарушившие запрет сотрудники государственных учреждений и предприятий привлекались к ответственности за получение и дачу взятки. Действующие нормативные акты, в целях борьбы с коррупцией, запрещают отдельным категориям служащих работу по совместительству. Закон "О прокуратуре РФ" не разрешает совмещать службу в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной и педагогической деятельности. Аналогичный запрет существует для судей (Закон "О статусе судей РФ"), и для работников милиции (Закон "О милиции"). В федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" дан перечень видов деятельности, несовместимых, по мысли законодателя, с государственной службой. Так, государственный служащий не может занимать другую должность ни при каких условиях: ни по совместительству, ни по контракту. Он не может быть предпринимателем, акционером, иметь материальный интерес в банковских структурах, иначе говоря, иметь источник дохода от эксплуатации капитала. Он не может получать за свою дополнительную деятельность вознаграждение от других юридических и физических лиц. Государственный служащий не может состоять в близком родстве или свойстве с другими государственными служащими, если их служба связана с непосредственным подчинением и подконтрольностью одного из них другому. 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней "доступны" все существующие формы преступного поведения. Самым опасными "функциональными", или "профессиональными" формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью. Особенности коррупции от других видов преступлений - характеризуется неполнотой и фрагментарностью регистрации как в отдельных странах, так и во всем мире, имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения". Ядром коррупции является взяточничество. Однако, даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира. Например, в США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародывается лишь в графе "все другие преступления". Выделить арестованных взяточников невозможно В то же время, в гл.2 Свода Законов США "Дача взятки, подкупа, и конфликты интересов" имеется 25 статей, предусматривающих уголовную ответственность за различные формы взяточничества . В 1989 г. был принят дополнительный закон борьбы с коррупцией. Кроме того, каждый штат имеет собственные законы, направленные на борьбу с этим явлением. В статистике Франции взяточничество "запрятано" в грифу экономических и финансовых преступлений, в Германии - в графу о должностных преступлениях, в Англии и Уэльсе в числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступить по общему и статусному праву. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтенных преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц, чьи дела были рассмотрены государственным обвинителем. Так, например, в 1989 г. было выявлено 426 лиц, или 0,02% от всех подозреваемых, а в 1992 г. - соответственно 392 и 0,01%. В России ГИЦ МВД РФ с 1993 г. стал отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные, вопреки требованиям Закона о государственной тайне имеет гриф "секретно". По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990 гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986-1990 гг. оно увеличилось в мире на 8%. Некоторые страны (Канада, США, ФРГ и др.) вообще не заполняли графу о взяточничестве и коррупции. Большинство стран (Англия и Уэльс, Франция, Италия, Швеция, Греция, Швейцария, Испания, Финляндия и др.) привели сведения о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество или осужденных. И лишь некоторые страны (Болгария, Турция, Румыния, Польша, Норвегия, Израиль, Чехия, Австрия сообщили о зарегистрированных случаях коррупции. Наиболее, высокий ее уровень наблюдается в Румынии, Турции, Испании, Польше, Чехии, а самый низкий - в Англии и Уэльсе, где в 1986г. не было привлечено ни одного человека, а в 1990 г. - один, но и тот не был осужден. В 9 странах из 18 представивших необходимые введения, взяточничество в 1986-1990 гг. увеличилось, а в остальных - уменьшилось. Удельный вес привлеченных за взяточничество в 1990 г. колеблется от 0,002 % (Англия и Уэльс) до 1,1 (Румыния), а осужденных - от 0,006 % (Финляндия) до 0,07 % (Португалия). Число осужденных за взяточничество по большинству стран составляло не более половины от количества подозреваемых. Но имелись и другие данные. В Израиле, привлекалось 183 подозреваемых, а осуждено (с учетом предыдущего года) 212 человек. В Румынии учтено 18 649 случаев взяточничества, но по делам проходило лишь 2 665 обвиняемых и 636 осужденных (3,4 % от регистрации), а в 1990 г. это соотношение составило 8,6 %. Если бы реальная коррупция в мире соответствовала статистическому отражению хотя бы взяточничества, то не было бы той международной озабоченности, которая проявилась в последнее время. В 1989 г. под эгидой ООН прошел международный семинар по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге, результаты которого послужили серьезной предпосылкой рассмотрения этой проблемы на Восьмом Конгрессе ООН. В феврале 1995 г. Совет Европы, куда в настоящее время входит и Россия, созвал междисциплинарную группу по проблеме коррупции. Она рассматривалась Организацией американских государств, Европейским Союзом, Европейской комиссией и другими международными объединениями. Коррупция была одной из важных тем на девятом Конгрессе ООН (Каир, 1995 г.), где вместе со всем комплексом вопросов обсуждался и проект международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Один лишь неполный перечень проведенных мероприятий заставляет серьезно сомневаться в объективном учете коррупции, ибо если бы уровень коррупции был действительно таким, каким он отражен в сборниках криминальной статистики, то не было бы особой нужды проявлять такое беспокойство международному сообществу. О современном российском государстве, как власти криминализируемой, т.е. подвергающейся разложению коррупции чиновничества и депутатского корпуса, говорится давно и убедительно. Еще в первом после принятия Конституции 1993 г. Послании Президента РФ Федеральному Собранию признавалось, что "коррупция проникла в государственный аппарат". Гораздо страшнее, что само государство, как организация публичной власти, как корпорация профессионалов - управленцев, как механизм поддерживания общественного правопорядка стало источником нарушения законодательства ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в ряде сфер - инкубатором преступных проявлений и лиц, их совершающих. Налицо криминальная приватизация самой власти, коррупция во всех эшелонах госмеханизма. Материалы о разоблачении преступных групп показывают, что организованная преступность не может существовать без "поддержки" государственных структур, точнее, ее коррумпированной части. Без такой поддержки, например, не смогла бы набрать СИЛУ и группировка "Вэпса", действовавшая на дальнем Востоке. Во время обыска на квартире одного из лидеров группировки, обнаружен список директоров "нерусской" национальности, который был составлен главным инспектором Находкинской налоговой инспекции Дубовченко. А некоторые руководители местных правоохранительных органов брали кредит в том же банке "Находка" в сумме 100 млн. руб. каждый уже под 25 % годовых. Не брезговали дружбой с лидерами криминальных структур и местные воинские начальники. Еще более опасно для общества и государства слияние криминальных структур с политическими силами как в масштабах страны, так и на региональном, местном уровне. За 1995 г. прокуратурой РФ возбуждены уголовные дела на 1200 коррупционеров в разных государственных структурах. Из органов прокуратуры уволены по порочащим обстоятельствам 109 работников, некоторые из них отданы под суд. Из МВД уволены около 28 000 сотрудников, из них к уголовной ответственности привлечено 1 500 человек. Коррупция приобрела в современной России угрожающий размах, пронизав собой все уровни социальной структуры. Действия коррупционеров ведут или уже привели к развалу экономики России, быстрому исчерпанию ее природных ресурсов, обнищанию народа. ЛИТЕРАТУРА Галина Выборнова Коррупция? Вы это о чем? // Человек и закон, №6, 1998 Кучвальская И. Коррупция и власть: кто победит? // Сб.: Центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований. 1999 Медведева В. В. Коррупция, М., "Юристъ", 1999 Ситуация с коррупцией // Сб.: Молодёжный Союз Юристов Российской Федерации, 1999 Слободянюк Д., Клин Б. История борьбы с коррупцией в России // Национальная служба новостей, 1996 Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы, утв. пост. Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 1 Кучвальская И. Коррупция и власть: кто победит? // Сб.: Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований. 1999 2 "Судовым веснiку" N1, 1998 3 Слободянюк Д., Клин Б. История борьбы с коррупцией в России (c) 1996, Национальная служба новостей 4 Медведева В. В. Коррупция, М., "Юристъ", 1999 5 Медведева В. В. Коррупция, М., "Юристъ", 1999 1 22 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|