|
|
Теория личности Э. Фромма и Э. Берна1. ПЛАН Введение 1. Теория личности Э. Фромма. Теория личности Э. Бёрна. Заключение Введение Э. Фромм и Э. Бёрн были последователями психоаналитической концепции З. Фрейда. Они творчески её переработали. Кроме того, они были современниками глобальных политических, социальных и духовных изменений в мире, что наложило отпечаток на их творчество. Их теории вышли из одного источника, но во многом различны, так как рассматривали одни и те же проблемы с различных точек зрения. Э. Фромм (1900-1980 гг.) - представитель психологии неофрейдизма, разработал концепцию "радикально-гуманистического психоанализа", придерживался антрополого- экзистенциалистской ориентации, использовал идеи З. Фрейда, К. Маркса и И. Я. Бахофена. В основе взглядов Э. Бёрна (1902-1970 гг.) лежит психоанализ З. Фрейда. Психология Э. Бёрна была призвана освободить человека от сценариев програмирующих человеческую жизнь, через их осознание, противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности межличностных отношений, через выработку разумного и независимого поведения. При этом конечной целью было достижение гармоничной сбалансированной личности. Э. Берн хотел научить человека анализировать характер своего общения. 1. Теория личности Э. Фромма. По мнению Э. Фромма, человек - существо биосоциальное. Необходимо создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека. Подлинная свобода и независимость, а также искоренение любых форм угнетения смогут привести в действие такую силу как любовь к жизни, а это и есть единственная сила способная победить любовь к смерти. Человек отличается от животных тем, что кроме инстинктов и "инструментального разума" (мышления) имеет самосознание, рассудок и разум, которые разрушают гармонию естественного существования свойственную животным. Кроме того, человеку постоянно нужен какой-либо внешний раздражитель (новый и существенно отличающийся от его повседневных занятий), заставляющий его мысленно работать (для разнообразия), иначе человек впадает в тоску (скуку). У человека, в отличие от животных, слабо развито "чувство рода", "сопричастности", "братства" (с другими людьми), ибо чужого он ощущает представителем другого биологического вида. Человеческая совесть - это наша реакция на самих себя. Но большинство современных людей на умеют слушать собственную совесть, не способны, или боятся остаться наедине с собой, но постоянно окружают себя шумом чужих мнений и идей. Однако, голос совести настигает человека в сновидениях. Цель человеческой жизни - это развёртывание сил человека согласно законам его природы. На человека действуют природные и социальные силы, однако, главное - это его личность. Человек может адаптироваться даже к самым неблагоприятным условиям, но в процессе этой адаптации он вырабатывает определённые ментальные и эмоциональные реакции, сообразно специфическим свойствам своей природы. Человек - это не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он - существо, заряжённое энергией и структурированное определённым образом. В человеческой природе существуют неотъемлемые свойства независящие от социальных условий. Жизнь человеческая есть искусство, самое важное, трудное и сложное из всех искусств. Его предметом является не какая-либо конкретная деятельность, а сама жизнедеятельность. В искусстве жить человек - и творец, и предмет своего искусства. Но наше время утратило это представление, Современное общество, не смотря на то, что оно придаёт огромное значение счастью, индивидуальности и личным интересам, сделало целью жизни иллюзорные интересы: деньги, престиж, власть и т. п. Современный человек, несмотря на то, что он в значительной степени подчинил себе природу и властвует над природой, все более приходит в замешательство, так как чувствует бессилие в своей индивидуальности и общественной жизни. Создав средства для овладения природой, человек оказался пойманным в сети этих средств. Он потерял из виду цель, которая только и даёт этим средствам смысл - самого человека. Человек стал рабом собственной машины, но остался невежественен в отношении основных вопросов своего существования: что такое человек, как он должен жить, как использовать энергию заключённую в человеке. Необходимо вернуться к традиции гуманистической этики: человек должен быть "самим собой" или "человеком для себя". Любовь к ближнему - это не сверхчеловеческий феномен, а нечто врождённое и излучаемое человеком. Любовь - не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим. Из факторов, отличающих человека от животного, Э. Фромм называл биологическую слабость человека. Человек самое беспомощное из всех животных, но эта его биологическая слабость служит основой его силы. Поэтому человек может не только приспосабливаться (адаптироваться), но и сознательно изменять среду своего существования. Другим фактором являются экзистенециальные и исторические дихотомии (противоречия) человека. Самосознание, разум и воображение разрушили "гармонию", свойственную животному существованию. Это превратило человека в аномалию и причуду Вселенной. Человек, являясь частью природы, в тоже время выходит за её рамки. Человек заброшен в этот мир, в место и время, которое не выбирал (рождение), и оказывается выброшенным из мира, опять же не по своей воле (смерть). Дихотомия "жизнь -смерть" - основное противоречие в человеке. Он ясно понимает беспомощность и ограниченность своего существования. Человек не может избавиться от своего ума, но может избавиться от своего тела. Это заставляет его хотеть жить. Человек единственное животное, которое может скучать, быть недовольным и т. п. Собственное существование для него составляет проблему. Человек должен постоянно развивать свой разум, стремиться к новым решениям, творить собственный мир, в котором он может чувствовать себя в согласии с собой и своими ближними. У человека нет врожденного "стремления к прогрессу", противоречивость его существования - вот что заставляет человека совершенствоваться. Смертность (и разумность) человека ведёт к другой дихотомии: каждая личность является носителем всех человеческих возможностей, но короткая протяжённость человеческой жизни не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных обстоятельствах. Человек одинок как отдельная особь человеческого рода, одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно своим разумом. Поэтому он стремится к сближению с себе подобными. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями. Исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни, созданные самим человеком, более многочисленны (противоречие между современными техническими средствами и невозможностью использовать их исключительно в благих и мирных целях, или институт рабства в Древней Греции). Прогресс человечества происходит от желания человека разрешить все противоречия. Но сделать это можно, только если человек придаст смысл своей жизни. Человеку нужно понять, что в жизни нет иного смысла, кроме того, который он сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно и как можно более полно раскрывая свои силы. Самая поразительная особенность человеческого поведения - огромная глубина страстей и влечений человека. Э. Фромм в отличие от З. Фрейда считал не только инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт определяют поведение человека. Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных влечений человек не удовлетворён. У него с этим проблемы не заканчиваются, а лишь начинаются. Человек стремится к власти, любви, разрушению, рискует жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов. Человеку изначально врождены религиозные потребности, имеющие трансцендентное, сверхъестественное происхождение. Э. Фром различает веру иррациональную (веру в человека, вождя, идею, символ, машину или успех, берущую начало не в собственном опыте мышления и чувств человека, а основанную на эмоциональном подчинении чужому авторитету) и рациональную (вера в человека, основанная на опыте его собственной плодотворной деятельности). Человек стремится восстановить единство между собой и природой, как в духовном, так и в материальном плане. При этом идея Бога является выражением потребностей в полноте бытия. Вариантов "религиозности" много от самых примитивных древних (анимизм, тотемизм), до современных "религий" успеха и престижа, которые близки первобытному тотемизму и идолопоклонству. У каждого человека есть и собственная "религия" (например неосознанный "культ предков"). Причём, потребность поклонения свойственна всем людям, но принимает различные формы. Потребность в системе ориентации и поклонения одна из основ человеческого существования. В человеке нет другого более могущественного источника энергии. Поэтому можно считать всех людей "идеалистами", стремящимися к чему-либо ещё кроме физического удовлетворения. Но из этого источника происходят как самые добрые, так и самые злые проявления человеческой природы. Поэтому необходимо уметь оценивать эти идеалы по отношению к истине, то есть "по степени их способствования раскрытию человеческих сил и по уровню реальности их ответов на потребности человека в равновесии и гармонии с миром". Если З. Фрейд считал все формы "религиозности" неврозами, то Э. Фромм считал невроз отдельным проявлением "религиозности". Личность - это целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различие между врождёнными и приобретёнными свойствами, в целом, соответствует различию между темпераментом, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами, с одной стороны, и характером с другой. Различия в темпераменте не имеют этического значения, а различия в характере - реальная проблема этики. Темперамент относится к способу реакции, он конституционален, неизменяем и не может быть добрым или злым, характер же - формируется личными переживаниями и наоборот может быть добрым или злым. Этого не надо путать. Классификация характеров. Характеры можно условно разбить на два вида, сообразно двум способам человеческого существования ("иметь" и "быть"): 1. Характеры неплодотворных ориентаций ("иметь"). 2. Характеры плодотворных ориентаций ("быть"). Характер каждой личности обычно представляет собой сочетание всех или нескольких ориентаций, но одна из них обычно доминирует. Неплодотворные ориентации. 1. Рецептивная ориентация. Человеку представляется, что "источник всех благ" лежит вовне. Он считает, что единственный способ обрести желаемое (нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие) это получить его из внешнего источника. 2. Эксплуататорская ориентация. Человеку тоже представляется, что "источник всех благ" лежит вовне и ничего нельзя создать самому. Но он не надеется получить что-либо в дар от других, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. 3. Стяжательская ориентация. Человек мало верит, что он может что-то получить из внешнего мира. Он считает, что его безопасность основана на стяжательстве и экономии, а траты он воспринимает как угрозу. 4. Рыночная ориентация. Человек воспринимает себя товаром который необходимо как можно более выгодно представить и дорого продать. Собственная ценность воспринимается как меновая. Если человек преуспевает, то он ценен, если нет, - он лишён ценности. Плодотворная ориентация. Плодотворность - это человеческое свойство использовать свои силы и реализовывать заложенные в человеке возможности. Этот человек должен быть свободным и независимым от того, кто контролирует его силы. Он должен руководствоваться разумом и воспринимать себя как "творца", ощущать себя единым со своими силами, которые не скрыты и не отчуждены от него. Плодотворность - это установка, к которой способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально. Плодотворность - это характер человека, а не успех в каких либо делах. В плодотворном характере сочетаются две способности: репродуктивная и созидательная, взаимодействующие между собой. Репродуктивная способность воспринимает реальность как фотографию, но требует активного участия ума. Созидательная способность постигает реальность, оживляет её и воссоздаёт этот новый материал посредством спонтанной активности своих ментальных и эмоциональных сил. Плодотворный человек должен одновременно искать и близости, и независимости; общности с другими и сохранения своей уникальности и особенности. Он постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Любовь и разум - это две различные формы постижения мира. Сила разума даёт ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила любви даёт ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Подлинная любовь - это плодотворная любовь (любовь матери к ребёнку, любовь к людям, эротическая любовь между двумя индивидами), обязательно включающая в себя заботу, ответственность, уважение и знание. В современной культуре существуют две противоположные установки: 1. "Не будь себялюбивым"; 2. "Делай лишь то, что выгодно тебе". Однако, обе установки могут и не противоречить, друг другу, а быть тесно связанными. Добро и зло, по мнению Э. Фромма, можно отождествить с двумя чувствами: любовью и ненавистью. Любовь присуща всем людям изначально, а ненависть (бессознательная) или "деструктивность" появляется как невроз, если какие-либо силы помешали человеку развить свои способности. Однако, у других из-за этого возникают лишь к "дефекты", что не приводит к ненависти. Таким образом, Э. Фромм не дал окончательный ответ в чём причина зла и бессознательной ненависти. Он различал у человека два вида агрессии: 1. Оборонительная ("доброкачественная") агрессия - филогенетически заложенный импульс к атаке (или к бегству) в ситуации, когда возникает угроза жизни; 2. Деструктивная ("злокачественная") или жестокая агрессия, не имеющая ни какой рациональной цели. Можно выделить следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстранённость - деструктивность, любовь. В симбиотическом союзе человек соединён с другими, но утрачивает или никогда не обретает своей независимости. Он убегает от опасности одиночества, становясь частью другого человека, "поглощаясь" им ("мазохизм"), или "поглощая" его ("садизм"). Отстранённость и деструктивность возникают, когда другие люди воспринимаются человеком как угроза. Любовь - плодотворная форма отношения к другим и к самому себе. Эту классификацию можно представить схематично: Ассимиляция Социализация Неплодотворная ориентация а) Рецептивная Мазохистская Симбиоз (берущая) (преданность) б) Эксплуататорская Садистская Симбиоз (овладевающая) (авторитет) в) Стяжательская Деструктивная Отстранённость (сберегающая) (настойчивость) г) Рыночная Безразличная Отстранённость (обменивающая) (честность) 2. Плодотворная ориентация Деятельная Любящая Разумная Неплодотворные ориентации могут сочетаться между собой или с плодотворной. При этом одна из них будет обязательно доминировать. Кроме того, неплодотворные ориентации могут иметь как отрицательные, так и положительные стороны. Рецептивная ориентация (берущая) Положительная сторона Отрицательная сторона берущая пассивная, безиннициативная ответственная бездумная, бесхарактерная почитательная подчинённая скромная лишённая гордости обаятельная паразитическая сговорчивая безпринципная социально приспособленная рабская, неуверенная в себе Эксплуататорская ориентация (овладевающая) Положительная сторона Отрицательная сторона активная эксплуатирующая способная взять инициативу агрессивная способная предъявлять требование эгоцентрическая горделивая самодовольная импульсивная безрассудная уверенная в себе высокомерная пленяющая обольщающая Стяжательская ориентация (сберегающая) Положительная сторона Отрицательная сторона практичная без воображения экономная жадная осторожная подозрительная сдержанная холодная терпеливая заторможенная внимательная тревожная стойкая, упорная упрямая невозмутимая ленивая устойчивая к стрессу инертная аккуратная педантичная методичная вязкая преданная собственническая Рыночная ориентация (обменивающая) Положительная сторона Отрицательная сторона целеустремлённая пользующаяся случаем готовая к обмену непоследовательная моложавая ребячливая устремлённая вперёд не считающаяся с будущим или прошлым свободомыслящая без принципов и ценностей общительная неспособная к уединению экспериментальная бесцельная недогматическая релятивистская действенная сверхактивная любознательная бестактная понятливая умничающая контактная неразборчивая терпимая безразличная остроумная глуповатая щедрая расточительная 2. Теория личности Э. Бёрна По мнению Э. Бёрна, многие особенности личности вытекают из наследственности. Наследственность задаёт границы этих способностей. Но осуществляются эти способности в зависимости от воздействия среды. Наследственность определяет возможности, а среда - насколько к ним удастся приблизиться. Нет смысла задаваться вопросом, что важнее в действительности. Человечество - это энергетическая система, стоящая в ряду других энергетических систем Вселенной. Значительная часть психической энергии человека затрачивается на то чтобы ничего не делать, вернее, чтобы воздерживаться от ненужных действий. Кроме того, она идёт на разделение определённых идей и эмоций ради сохранения порядка в нашей психике. Люди действуют и чувствуют не в соответствии действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Например, большинство людей (в том числе и явные атеисты) верят в бессмертие или Бога. Человек - это энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая другая энергетическая система, он постоянно стремится перейти из состояния напряжения в состояние покоя, равновесия. У человека могут быть различные желания, толкающие его одновременно в разных направлениях, что может причинить значительные неудобства. Иногда человеку приходится отказываться от снятия некоторых напряжений, во избежание возникновения новых, ещё более сложных и чреватых негативными последствиями. Два самых мощных стремления человека - это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из первого возникают любовь, великодушие, щедрость, произведение потомства и творчество ("либидо" - воля к жизни). Кульминация либидо - половой акт. Главная задача либидо - продолжение рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду, ненависть, слепой гнев, жестокость ("мортидо" - воля к смерти). Кульминация - убийство или самоубийство. Эти стремления часто вступают в конфликт между собой, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям, окружающей среде и себе самому. Потом одно из соперничающих желаний выталкивается из сознания в подсознание. Однако вытесненное желание не пропадает, оно влияет на поступки людей вопреки их воле. Чтобы удерживать либидо и мортидо в равновесии существует "Эго" - часть психики, которая действует в соответствии с "Принципом Реальности". Либидо и мортидо находятся в другой части - "Это" или "Ид". Ид безжалостно и лишено всякой морали. Часто Эго и Ид противостоят друг другу. Ид не способно общаться с действительностью, а способно лишь желать. Эго может облекать эти желания в приличную форму сообразно Принципу Реальности. Если человек находится в напряжении, энергия Ид подавлена и не находит себе применения. Эго занято удержанием Ид в повиновении. Если Ид удовлетворяется безопасным путём, то Эго может отдохнуть. Энергия Ид может выразиться в косвенной форме, и пойти частично на полезные цели. На короткое время можно вытеснить желания Ид из сознания, но они снова всплывут в сновидениях или даже в неврозах. Разрядить энергию Ид безопасным путём можно, в основном, путём подмены первоначальной цели (или объекта) другой. Первичная потребность либидо - сближение с другим человеком, преимущественно противоположного пола. Напряжение либидо можно ослабить чем угодно, что бы давало ощущение (или иллюзию) сближения: физического, духовного или эмоционального. Смещения либидо называется сублимацией. Наиболее ярко сублимации проявляются в творчестве художников, поэтов и других занятиях (в т. ч. хобби). Первичная потребность мортидо - устранение другого человека своего пола, соперника. Сила мортидо связана с двумя эмоциями - страхом и гневом. Сублимируется мортидо на сцене театра, в спортивных состязаниях, спорах, на охоте, в профессиях "атакующих" неодушевлённые предметы (резчики по камню, плотники, шахтёры), у хирургов. Кроме Эго за Ид следит ещё Суперэго - бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние уроки жизни, чувства вины и наказания. Важное время формирования человеческой психики - детский возраст от рождения до подросткового возраста. Подсознание - это энергетический центр, где начинают формироваться инстинкты Ид. Сознание их упорядочивает. В подсознании хранятся чувства и образы детства. Сновидение - это попытка ослабить напряжение Ид галюцинацией, осуществляя какие-либо желания. Эго в это время ослабевает, но продолжает работать Суперэго. Поэтому в сновидениях желания выглядят искажённо. Каждый человек располагает определённым, чаще всего ограниченным репертуаром состояний (поведений) собственного Я. Их можно разбить на следующие категории: 1. Сходные с образами родителей ("Родитель"); 2. Автономно направленные на объективную оценку реальности ("Взрослый"); 3. Архаические пережитки детского возраста ("Ребёнок"). 1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял). Он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. 2. Все люди (включая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. 3. Любой человек был раньше моложе и несёт в себе впечатления прошлых лет, которые при определённых условиях могут активизироваться. Не существует незрелых личностей. Каждое из этих состояний может доминировать, но иногда прорывается другое, соседствующее с основным. Состояние Родитель может проявляться прямо или косвенно, как активное состояние Я, или как влияние Родителя. В первом случае человек реагирует так, как в подобных случаях реагировали его родители. Во втором - так, как родители хотели, чтобы он себя вёл. В первом случае он подражает одному из родителей, во втором приспосабливается к их требованиям. Ребёнок может проявляться как "приспосабливающийся", и как "естественный". Приспосабливающийся изменяет своё поведение под влиянием родителей. Нытьё или "уход в себя" - это тоже способ адаптации. Естественный - проявляет спонтанные черты в своём поведении (непослушание, бунт, творческие фантазии). Состояние Ребёнок - источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Состояние Взрослый - необходимо для жизни. Он перерабатывает, анализирует информацию и вычисляет вероятности для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Очень важно то, что Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, являясь посредником между ними. Родитель - осуществляет две основные функции: 1. Эффективно играет роль родителя своих детей, обеспечивая продолжение и выживание человеческого рода; 2. Благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, и нам не нужно затрачивать много времени и энергии на обдумывание поведения в большинстве ситуаций. Мы многое делаем только потому, что так принято делать. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый - Родитель, Взрослый или Ребёнок - заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. "Трансакция" - это единица общения. Люди находящиеся в одной группе неизбежно будут общаться друг с другом. Начало такого общения называется "трансакционным стимулом", а ответ - "трансакционной реакцией". Трансакции - основа "процедур", "ритуалов", "времяпрепровождений" и "игр". В основе общения людей лежит индивидуальное планирование - "игры" - формы поведения со скрытым мотивом. Бывают игры хорошие и плохие (приносящие кому-либо ущерб). Основным мотивом игр является достижение психологического превосходства над соперником. Различные варианты (сценарии) одной и той же игры могут лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Эти сценарии проигрываются периодически в разных группах и закреплены в их культуре. Они призваны снимать напряжение у людей. Эмоции не всегда искренни в играх, но сами игры управляемы, так как нарушение правил ведёт к социальному осуждению или потере статуса. Игры передаются из поколения в поколение и через культуру. Игры бывают различные: "детские игры", "игры на всю жизнь", "супружеские игры", "игры в компаниях", "сексуальные игры", "игры преступного мира", "игры на приёме у психотерапевта", "война" (самая страшная игра), "хорошие игры". Большинство людей подсознательно имеет свой жизненный план (сценарий), согласно которому они структурируют длительные периоды времени (месяцы, годы или всю жизнь), заполняя время ритуальной деятельностью, разными способами провести время, развлечениями играми. Сценарий обычно основывается на детских иллюзиях, которые не исчезают в течение всей жизни. Судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и ориентироваться в окружающем мире. Человек сам свободно планирует собственную жизнь. Даже если жизненный план человека определён другими людьми или генетическим кодом, то и тогда его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Планирование жизненного сценария начинается человеком ещё с раннего детства бессознательно, под влиянием родителей. Сценарии предполагают: 1. Родительские указания; 2. Подходящее личностное развитие; 3. Решение в детском возрасте; 4. Действительную "включённость" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5. Убеждающую установку или вызывающую доверие убеждённость. Театральные сценарии интуитивно выводятся из жизненных сценариев. С другой стороны детский фольклор: сказки, мифы, рассказы и истории сильно влияют на формирование жизненного сценария ребёнка. Жизненный путь в какой-то степени предопределён генетически, родительским программированием, внутренним "голосом" ("демоном"), различными внешними обстоятельствами ("судьба"), свободными устремлениями человека. Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей семьи. Есть пословица "яблоко от яблони недалеко падает". Многие дети в раннем возрасте хотели быть похожими на своих родителей. Это оказывает воздействие на их жизненный сценарий. В зрелом возрасте многие люди знает историю своей семьи. Их рассказы можно условно разбить на четыре самые распространённые формы: 1. Гордость за предков. Человек запрограммирован идти по стопам своих предков; 2. Идеализация предков. Человек подсознательно желает повторить судьбу своих предков; 3. Соперничество с предками. Человек хочет быть сильнее своих предков; 4. Личный опыт. Личное общение с предками (бабушками - дедушками). Возможны различные варианты. Ситуация зачатия сильно влияет на судьбу будущего ребёнка. Она складывается уже тогда, когда родители вступают в брак: ждут ли они наследника с уже подготовленным ему сценарием, откажется ли отец от своего внебрачного ребёнка, желанным ли будет ребёнок или нет, как планировалось его зачатие, чем был для родителей секс (безделицей, пошлостью, развлечением, священнодействием), были ли у матери аборты и т. п. Дети часто воспроизводят родительские сценарии. На жизненный сценарий ребёнка влияет то, каким по сёту он был в семье, родовые травмы, обстоятельства его рождения, имя даваемое ребёнку (значение имени и знаменитые тёзки), фамилия предков. Родители часто препятствуют свободному выражению чувств ребёнка и стремятся их контролировать. Сценарии есть у большинства людей. Иногда проявляются также "антисценарии", когда человек не хочет быть похожим на своих предков: 1. Возможно этот бунт - "сценарный прорыв"; 2. Человек жил по сценарию, но вдруг активизировался его антисценарий; 3. Человек каким-то образом освободился от сценария; 4. Он получал различные директивы от отца, матери или других предков и переходит от одного сценария к другому; 5. Он следует особой сценарной директиве, предписывающей бунт; 6. Человек провалил сценарий и отчаялся его реализовать; 7. Человек преодолел сценарий "своим умом" или с помощью психотерапии. (Немного сумбурно. Видимо, эта часть теории была не до конца проработана Э. Бёрном) В подростковый период человек находится на переломе. Именно в это время часто сценарий вступает в противоречие с антисценарием. Все сценарии можно условно разбить на три большие группы: "победители", "непобедители" и "неудачники" Заключение Э. Фромм правильно оценил человека, как биосоциальное существо, в котором сплелись противоречия между разумом, природой и обществом. Он справедливо заметил, что человеческое сознание это не лист белой бумаги, а изначально имеет определённые свойства. Например, стремление к поклонению, вере, религиозности есть врождённое свойство человеческой природы. Э. Фромм подробно разобрал природу этих противоречий и постарался наметить выход из них. Он прав в том, что человек может прийти к гармонии с обществом и природой только с помощью любви в широком понимании этого слова. В целом работы Э. Фромма проникнуты гуманистической этикой, но (что справедливо) без веры в прогресс. К сожалению, гуманистические надежды Э. Фромма на силу любви и свободы человека, являются красивой мечтой идеалиста на то, что человечество может измениться. Как показывают современные события в мире, человечество, наоборот, все дальше уходит от идеала, к которому призывал Э. Фромм. Приходится признать, что человек, если и не зол по своей природе, то слишком слаб, чтобы противостоять злому началу в современной цивилизации. Ведь современный человек, по мнению Э. Фрома не умеет и боится слушать свою совесть. Кроме того, повторяемое вслед за экзистенциалистами мнение о том, что человек заброшен в этот мир, и будет выброшен из него без его воли, противоречит мнению о необходимости сближения человека и природы. В этом случае мир воспринимается явно враждебным человеку и несправедливым, следовательно, в нём бесполезно искать счастье и любовь. Также Э. Фромм так и не дал окончательный ответ, в чём заключается причина зла, ненависти. Он рассмотрел это с точки зрения неврозов и других форм деструктивного поведения. Э. Берн, как и Э. Фром считал человека существом биосоциальным. По его мнению многие особенности личности зависят от наследственности, а другие от среды. Утверждение о том, что человек это энергетическая система стремящаяся к устранению напряжения и достижению покоя, согласуется с физическим законом сохранения энергии. Вызывает доверие классификация Я состояний (Ребёнка, Родителя и Взрослого). Теория трансактного анализа, жизненных сценариев и игр значительно усилила теорию психоанализа З. Фрейда. Игры, выделенные Э. Бёрном, являются важным моментом в механизме сохранения особенностей той или иной культуры. Игры предназначены, для того чтобы снимать напряжение подсознания и затрачивать меньше энергии при общении людей. Игры пронизывают всю человеческую жизнь на всех уровнях общества и у всех возрастов. Хотя некоторые положения при описании конкретных игр вызывают сомнения. Может быть, стоило привести более наглядные и удачные примеры. Теория жизненного сценария подробно проработана и выявлены все факторы, влияющие на судьбу человека. У этой теории цель - формирование искренней, честной, доброжелательной личности. Причём идея о влиянии предков на жизненный сценарий человека согласуется с древней идеей о том, что отдельные роды (семьи) сохраняют свои отличительные особенности на протяжении длительных исторических периодов. Интересно разделение Э. Берном всех состояний Я (Ребёнок, Родитель и Взрослый). Однако представляется, что в рамках каждого из этих состояний следовало бы детально проработать и наметить ещё несколько разновидностей трёх основных состояний. Мне ближе по духу гуманистическая теория личности Э. Фрома, несмотря на некоторые идеалистические (иллюзорные) её положения. Вместе с тем, хочется сказать, что с точки зрения практической значимости больший интерес представляет теория личности Э. Бёрна. Список литературы: Бёрн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. СПб., 1995. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Фромм Э. Человек для себя. М., 1992. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. Ждан А. Н. История психологии. Учебник. М., 1990. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|